Введение

1. Назначение объекта

6. Особенности озеленения

7. Баланс территории

8. Посадочная ведомость

Заключение

Введение

В последние годы наметилась позитивная тенденция комплексного подхода к решению ландшафтного проектирования школьных учреждений. Главной задачей ландшафтного проектирования - организовать пространство с соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у окружающих людей положительные эмоции.

В нашей стране для школьных образовательных учреждений выпускается оборудование, разработанное специалистами по физическому развитию детей в содружестве с гигиенистами, педагогами, инженерами, художниками-дизайнерами и архитекторами.

Много полезного и оригинального можно увидеть сегодня на образовательных учреждений различных регионов нашего края и города. И в этом большая заслуга администрации города, которая уделяет большое внимание для улучшения благоустройства, как города, так и территорий образовательных учреждений.

При решении вопросов планировки и благоустройства школьных учреждений большое внимание уделяется озеленению.

Зеленые насаждения влияют на микроклимат и имеют большое санитарно-гигиеническое значение, которое заключается в следующем:

они благоприятно влияют на температурный режим внутренних пространств;

непосредственно защищают здание школьного учреждения, беседок, навесов и участков территории от излишней инсоляции;

защищают от сильных ветров;

благотворно воздействуют на организм ребенка в целом и, в особенности на его нервную систему;

делают возможной организацию отдыха детей непосредственно на территории школьного учреждения.

Растительность может быть использована в архитектурном и планировочном решении.

На примере курсовой работы мне хотелось бы предложить свои варианты озеленения и благоустройства территории школьного учреждения.

Целью данного проекта является разработка проекта озеленения и благоустройства школьной территории в соответствии с нормами и правилами проектирования, для удовлетворения социально-функциональных потребностей детей, их физического и умственного развития, стараясь при этом сохранить ландшафтно-природную целостность территории.

1. Назначение объекта

Рассматриваемый в данной курсовой работе объект благоустройства - территория школы, расположенной в поселке Марьина роща, недалеко от Геленджика. Участок предназначен для занятий учащихся физической культурой, проведению опытов по естественным дисциплинам, проведения школьных линеек и мероприятий, а также как место рекреации учащихся во время, свободное от уроков. Поэтому на участке школы помимо основного здания обычно размещают учебную и спортивную зоны с соответствующим оборудованием. Перечень сооружений и объектов озеленения на участке школы и их размеры приведены ниже:

Помимо перечисленных элементов учебной и спортивной зон на пришкольном участке среди декоративных растений размещают уголки отдыха. В отдельных случаях при недостаточных размерах участка школы некоторые элементы зон приходится исключать.

Площадь участков для школ соответствует вместимости последних: если вместимость школы 640 мест, ей выделяется участок площадью 2 га, 960 мест - 2,8, 1280-3, 1600-3,4 га. В данном курсовом проекта площадь всего участка составляет школы составляет 1, 8 га, проектируемый фрагмент территории - 7700 м2

Одним из решающих факторов благоустройства являются природно-климатические. Этими условиями определяются специфика озеленения и особые требования к созданию комфортных условий для жизнедеятельности людей.

По климатическим характеристикам Геленджик относится к зоне сухих субтропиков средиземноморского типа. Он характеризуется сухим, жарким летом и тёплой, влажной зимой. Издревле климат местности определялся величиной наклона солнечных лучей над поверхностью земли (клима в переводе с греческого - наклон). В этом отношении Геленджик располагается в благоприятных условиях - между 44 и 45 градусами северной широты. Кавказские горы защищают его от северных холодных масс воздуха. Чёрное море смягчает летнюю жару, а зимой, наоборот, отдаёт побережью накопленное за лето тепло.

Среднегодовая температура воздуха в Геленджике +13,7, Кабардинке +12,9, на Тонком мысу +13,3 градуса Цельсия. На равнине отрицательные температуры в зимнее время бывают чаще всего по ночам и при норд-остах. Причём ниже 10 градусов морозы крайне редки. В таблице 1 приведены среднемесячные температуры (в градусах Цельсия) в некоторых населённых пунктах.

Таблица 1 - Среднемесячная температура (в градусах Цельсия

месяцыЗаIIIIIIШIIVIVVVIVVIIVVШIIХХХХХIХХIIгодАнапа12,116,250,410,115,620,023,423,217,212,572,431,411,9Кабардинка33,127,750,410,115,720,224,323,519,515,395,851,812,6Тонкий мыс32,948,060,810,816,020,224,023,819,915,195,461,113,3Геленджик55,245,870,611,717,219,924,124,019,315,485,871,013,7Туапсе44,347,670,611,316,220,123,023,419,615,610,261,613,5Сочи-центр68,064,080,011,516,120,122,923,119,815,911,881,414,1

Продолжительность солнечного сияния в Геленджике 2374 часов в год с максимумом в июле и августе. В среднем здесь 250 солнечных дней. Облачность небольшая. В летнее время она составляет 30%.

Количество осадков в Геленджике не превышает 796 мм в год, а на его северо-западной окраине, на Тонком мысу - 598. В прибрежной полосе с продвижением на юго-восток количество осадков увеличивается до 1000 мм (Архипо-Осиповка). Причём осадки везде выпадают в течение года неравномерно. Их максимум приходится на ноябрь-февраль. Причём эти осадки выпадают в основном в виде дождя. Снег на равнине бывает редко и держится недолго - от 1-2 часов до 2-3 дней. В летнее время осадки выпадают крайне нерегулярно и их длительность невелика. В некоторые годы дождей может не быть вообще по несколько месяцев. Средняя относительная влажность воздуха достигает наибольшей величины - 75% в мае, в летние месяцы - всего 62-69% (сравните: в Сочи - 78%). Это важный элемент климата. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем легче переносится летняя жара. Отрог сибирского антициклона создаёт над Чёрным морем устойчивые северо-восточные ветры - знаменитые черноморские норд-осты. Сильнее всего они проявляют себя зимой. При норд-осте скорость ветра может достигать 40 м/сек, а температура воздуха падает иногда до 15 градусов ниже нуля.

На морских побережьях, где имеются долины рек, ущелья, образуются фёны - тёплые, сухие ветры, дующие с гор. Действуют такие ветры обычно весной, иногда осенью и зимой.

Грунт на территории проектируемого объекта - песчано-гравелистый.

Песчаный грунт более чем на половину состоит из частиц песка размером меньше 5 мм, форма которых приближена к шарообразной. Пространство между отдельными песчинками называется порами, они заполняются водой и воздухом. В отличие от глинистых <#"center">2. Обоснование выбора проектируемого решения

Основная тенденция развития участков средних школьных учреждений на ближайшее время - это значительное улучшение планировок, оснащение универсальными типами облегченного современного оборудования, озеленения и оформления территории.

Основным требованием при создании эстетического облика участка является не увеличение предметов, а комплексное проектирование, т.е. создание единого по стилю оборудования, эстетической целостности среды.

При решении архитектурного планирования зоны школьного образовательного учреждения мною был выбран смешанный стиль ландшафтного дизайна, основанный на сочетании регулярного и пейзажных стилей.

Из всех стилей ландшафтного дизайна регулярный по праву считается самым консервативным. Основной принцип регулярного стиля в ландшафтном дизайне - это порядок и закономерность во всем. Все линии геометрически правильны, его дорожки обычно прямые, а если нет, то линии их изгибов вычерчиваются на плане с помощью циркуля. Этот стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность.

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где здание является осью симметрии. Основной чертой является его обособление от окружающей природы, поэтому случайное расположение садовых элементов недопустимо.

Трудно представить регулярный стиль ландшафтного дизайна без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения <#"justify">озеленение микроклимат школа насаждение

3. Описание дорожно-тропиночной сети

Одним из важнейших элементов благоустройства являются покрытия дорожек и площадок, так как они играют большую роль и в декоративном оформлении озеленяемой территории.

В связи с этим при выборе типа покрытия, кроме учета таких показателей, как надежность в эксплуатации, простота устройства и санитарно-гигиеническая характеристика, необходимо обращать внимание и на декоративные свойства дорожных одежд.

Дорожно-тропиночная сеть в школьных учреждения в основном мало чем отличается от остальных покрытий городских территории. Исключение составляют детские игровые площадки и спортивные сооружение, где желательно применять зеленый газон или новые современные мягкие и экологически чистые покрытия.

В данной работе я использовал следующие способы мощения:

Мощение на бетон. Это самые прочные дорожки и площадки. Такой тип мощения используется на отмостке вокруг зданий и площадки для отдыха, а также на площадке для проведения общешкольных мероприятий;

синтетические покрытия, применяемые на спортивных площадках;

Гравийные дорожки и площадки обычно устраивают в местах отдыха и прогулок. Такое мощение нуждается в периодическом ремонте, подсыпке гравия или отсева, однако благодаря контрасту фактур гравийные дорожки придают парку особое очарование. Чтобы гравий или отсев не рассыпались в стороны, не попадали на газон, в цветники, в водоем, можно установить бордюры.

Установка бордюров придает мощению больше прочности, предотвращает обламывание краев. В качестве бордюров используют крупные камни, специальные бетонные бордюры, дерево. Можно устанавливать бордюры вровень с мощением или выше. В первом случае обычно стремятся придать больше прочности краю, а во втором - помешать рассыпанию сыпучего материала.

Установку бордюров проводят до начала мощения.

Плиточные покрытия дают и наиболее интересные декоративные решения. Плиты могут быть бетонные, цементные, силикальцитные, керамические, из естественного камня и декоративной мозаики. Плиточные покрытия достаточно прочны и удобны в эксплуатации. Они позволяют легко заменять поврежденные плиты, перекладывать их в случае просадки основания или ремонта проложенных под дорожками коммуникаций. Устройство таких покрытий очень просто, не трудоемко и не требует дорогостоящих машин и оборудования.

Гравийные дорожки устраиваются с использованием гранитных высевок (гранитной крошки).

Спортивные площадки. Наиболее перспективными являются синтетические покрытия, среди которых наибольшее распространение получили полимеры - полиуретаны в виде монолитов - рекортан, тартан, спортан - и покрытия на основе твердых каучуков в виде плит - арман, раздор.

Эти покрытия прежде всего эластичны, имеют свойства упругого колебания, позволяют бегуну при одной и той же затраченной энергии достичь больших результатов и в то же время обладают высокими эксплуатационными свойствами: слабо реагируют на климатические условия, легко убираются механизмами, не чувствительны к типу спортивной обуви.

В данном проекте используется тартан - покрытие серо-зеленого или коричневого цвета, укладывается на асфальтобетонное основание толщиной 10-12 см.

4. Описание малой архитектурной формы

Малые архитектурные формы - в ландшафтном дизайне так принято называть небольшие сооружения, устанавливаемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, трельяжи, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, светильники, фонтаны, вазоны и т.п. В данном проекте в качестве малой архитектурной формы рассматривается скамья.

Скамьи служат для кратковременного (без спинок) и длительного (со спинками) отдыха посетителей объекта. Они отличаются большим разнообразием форм и изготавливаются из различных материалов (металла, бетона, дерева и камня). Скамьи, применяемые на территории школьного участка относятся к скамьям для длительного отдыха.

Скамьи, как правило, делают:

с одним пролётом длиной 1,2 - 2 м;

с двумя пролётами длиной 3,5 - 4 м.

Высота скамей - 40 см. Дерево является наиболее доступным материалом, легко обрабатывается и обладает высокой теплопроводностью. При антисептировании и сушке дерево может эксплуатироваться длительное время и, самое главное, оно легко заменяется при поломке.

Для спинок и сидений применяются деревянные рейки с округлыми верхними кромками и выпуклой поверхностью, что способствует быстрому сбросу атмосферных осадков с реек и высушиванию поверхности спинок и сидений. Широкие доски и полубрус дольше задерживают на своей поверхности влагу и медленнее высыхают.

Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового назначения - скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазания, песочницы, пирамиды, лианы, горки катальные и др - выпускают серийно.

5. Описание используемого оборудования

При проектировании благоустройства дворовой территории использовались следующие виды оборудования участка.

Садово-парковая мебель.

Навесы для взрослых, устанавливаются в местах встречи с детьми на площадке в разных композициях - линией, полукругом, квадратом и др.

Скамьи для отдыха, являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Применяясь преимущественно в оформлении прогулочных зон, имеют металлическую основу. Сиденьем для лавочек служат различные хвойные породы дерева. Деревянные части скамеек и лавочек подвергаются антисептической обработке и тонируются. После этого скамейки покрываются несколькими слоями специального лака, устойчивого к различным механическим и атмосферным воздействиям.

Детские игровые комплексы, детские площадки, различные спортивные сооружения - все это способствует правильному развитию детей и укреплению здоровья.

Все оборудование изготавливается из металла и имеет все необходимые сертификаты и заключения. Специальное покрытие спортивных игровых комплексов обеспечивает привлекательный внешний вид и стойкость к механическим и атмосферным воздействиям.

Пожаробезопасные урны - принцип работы: Крышка урны действует как гарантированный высококачественный огнетушитель, закрывая доступ воздуха в случае возгорания, тем самым, устраняя пламя. Что снижает риск на территории школьного участка чрезвычайных ситуаций.

Цветочницы, вазы и разнообразных форм группируются в живописные композиции или располагаются на участке строго функционально.

Уличное освещение

Уличное освещение необходимо для полноценной жизнедеятельности любых населенных пунктов. И оно применяется не только в целях безопасности, но и для украшения отдельных объектов архитектуры, а также парков и скверов. Установка опор освещения позволяет увеличить видимость на дорогах в темное время суток. Кроме того, столбы освещения формируют своеобразный облик населенного пункта, а также обеспечивают необходимый уровень безопасности как пешеходов, так и дорожного движения. Столбы освещения могут включаться в вечернее время либо из диспетчерского пункта, либо вручную.

В качестве уличного освещения устанавливают специальные уличные фонари и светильники. Уличными фонарями называют осветительные столбы, выполненные в виде той или иной формы, на которые помещают источники освещения. А уличными светильниками называют специальные осветительные приборы, которые используют для освещения дорог, парков, скверов, а также специальной подсветки различных ландшафтных и архитектурных объектов.

Одним из наиболее распространенных видов опор освещения считаются уличные светильники, которые особым способом крепят на осветительные столбы или осветительные опоры. Данный вид светильников считают одним из наиболее надежных и эффективных благодаря тому, что в данном случае свет исходит с определенной высоты. А это значит, что он способен охватить большую площадь и является менее подверженным различным механическим повреждениям. Опоры освещения включают в себя самые различные столбы уличного освещения, включая металлические столбы освещения, многогранные опоры и прочие. Опоры освещения изготавливают из стальных листов толщиной три миллиметра. Столб освещения имеет коническую форму, которые насчитывают шесть или восемь граней. Высота столбов освещения может достигать четырех, шести, восьми и десяти метров. В нижней части столба освещения имеется специальный люк с крышкой, который позволяет выполнять монтаж и эксплуатацию электрокоммутирующего устройства. Кроме того, в нижней части столба освещения обязательно имеется фланец с диаметром 200 миллиметров, который предназначен для установки и крепления на бетонный фундамент, а также на аналогичные устройства и подземную часть.

В верхней части столб опоры наружного освещения имеет диаметр 62 миллиметра. Эта часть предназначена для установки кронштейнов со светильниками. Стальные конструкции уличных фонарей являются горячеоцинкованными. Данные кронштейны изготавливают из металлической трубы, толщина стенки которой три миллиметра. Наружный диаметр таких труб - 48 миллиметров.

Оборудование спортивных площадок.

К спортивным площадкам относятся: футбольное поле, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, городков, занятий гимнастикой.

Состав оборудования спортивных площадок зависит от имеющихся сооружений для игровых видов спорта. Так, оборудование баскетбольной площадки состоит из стоек (деревянных или металлических) с прозрачными щитами из оргалита размером 1,8x1,2 м, на которых укрепляют металлические кольца диаметром 450 мм на высоте 3,05 м от поверхности площадки. Щиты должны отходить от опор: для школьников - на I.1,2 м; для взрослых - на 1.6.2,2 м. Окрашиваются металлические или деревянные опоры в белый цвет.

Волейбольная площадка оборудована двумя металлическими или деревянными столбами круглого сечения диаметром 100.120 мм с туго натянутым между ними канатом и сеткой на высоте 2,1 м - для детей; 2,2 м - для женщин: 2,5 м - для мужчин. Кроме того, площадка имеет судейскую передвижную вышку, стол для судей-информаторов и скамьи для участников.

Оборудование теннисного корта включает в себя:

-низкие опоры из труб диаметром 100.120 мм, втопленные в грунт (в ста каны на цементном растворе):

-" сетку длиной 12,8 м, укрепленную на канате, натянутом между опорами па высоте 1,07 м - по концам; 0,91 м - посередине;

-тренировочную деревянную стенку высотой 3,2.3,5 м и произвольной ширины.

Для натяжения каната в центре площадки устанавливают "башмак" с крючком, за который крепится сетчатый регулятор.

Футбольное поле оборудуют воротами с внутренним размером 7.32x2,44 м, сделанными из круглых стоек диаметром 120 мм и выкрашенными и белый цвет. На углах поля устанавливают угловые флажки-ограничители.

Гимнастическая площадка оборудуется гимнастическим городком или установкой для подвесных снарядов.

Ограда, которая ограждает участок от соседних и защищает участок от ветра и шума.

Для строительства таких оград используются прочные материалы: кирпич, бетонные блоки, камень. Минимальная высота ограды - 1,5 м. Для защиты от осадков каменные и бетонные ограды сверху накрываются карнизами. Массивные ограды станут немного изящнее, если дополнить их арками и нишами для цветов. Со стороны двора к оградам иногда пристраивают скамьи из того же материала. В качестве украшения опорных столбиков можно использовать шары, вазоны, емкости с цветами или плиты, концы которых свешиваются со всех сторон столба.

Питьевые фонтанчики.

Фонтан предназначен для установки в штатные системы водоснабжения школ и многоступенчатой очистки питьевой воды через систему фильтрации и обеззараживание с помощью озонатора. После очистки озоном вода по вкусу и качеству не уступает родниковой. Даже при многократном превышении допустимой концентрации обычно находящихся в воде вредных и опасных для здоровья микроорганизмов система возвращает воде первозданную чистоту, при этом в озонированной воде сохраняются все полезные минералы, что имеет большое удобство для установки и использовании таких фонтанов на дворовой территории школы.

6. Особенности озеленения

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

ОбъектМинимальное расстояние до оси растения, мдеревакустарникаНаружные стены зданий и сооружений51,5 Бровка тротуаров и садовых дорожек0,70,5Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав21Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад41Ограды высотой до 2 м21 Ограды высотой более 2 м41 Подошвы откосов, террас и др. 10,5Подошвы или внутренние грани подпорных стенок31Подземные коммуникации: газопроводы, канализация1,51 Теплосети (от стенок канала) 21 Водопроводы, дренажи2-Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 20,7От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 10,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Краткая характеристика климатических подрайонов. Деревья и кустарники. Газоны и цветники. Весенние посадкиОсенние посадкиНачало посеваКонец посеваКлиматический подрайон со среднемесячной температурой января - 150C и выше июля от +250С и выше. МартОктябрь - ноябрь1-я декада марта1-я декада ноября

7. Баланс территории

Так как территории школьных учреждений являются участками ограниченного пользования, и поскольку эти участки занимают значительную часть территории микрорайона, они имеют большое значение в общей системе озеленения микрорайона.

Зонирование территории школьно участка предусматривает организацию групповых и физкультурной площадок, метеорологическую площадку, хозяйственного двора и т.п.

На основе генерального плана были произведены расчеты, на основе чего был составлен баланс территории, представленный в таблице 4.

Таблица 4 - Баланс территории участка

Наименование элементовПлощадьКоличество элементовНа 1 га. озелененияПримечание. м2%от общей площадиШт. Здания и сооружения203026,42030Здание школы и мастерскаяПроезжие части, м. -_---Дорожки и площадки, в том числе: 3926,350,2-5099а) гравийные276,33,6-358Дорожки вдоль площадокб) асфальтированные-----в) мощение из бетона, плит 25*25 см. 190024,7-2467Площадка для линеек и парадная зонаг) другие175022,7_2272Спортплощадки (тартан) Малые архитектурные формы, оборудование, шт. а) скамья--810б) урна--68Площадь под насаждениями, м2 в том числе: 3773,750-10000а) под деревьями145018,8-1883-б) под кустарником2353,1_305-в) под цветниками87,51,1_113-г) под газонами2001,226_2598-И того: 7700100---

Таким образом, процент озеленения участка составляет 50 %, что несколько ниже нормы озелененности для южного региона, поэтому в дальнейшем планируется увеличение площади озеленения за счет использования стационарных садовых вазонов на площадках для отдыха и на площадке для мероприятий. Насаждения с дорожками, площадками для отдыха и игр занимают свыше 70 % общей площади. Поскольку обоснованным признается удельный вес насаждений, равный 75 % общей площади участка., а в данном проекте он равен 74%, то распределение территории соответствует нормам.

8. Посадочная ведомость

Посадочная ведомость растений, используемых при проектировании, представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Посадочная ведомость

ПозНаименование породы и вида насажденийВозраст, летКол., штПримечание1Клен остролистый107С комом 1,3х1,3х0,65 м2Береза бородавчатая1035С комом 1,3х1,3х0,65 м3Липа мелколистная1030С комом 1,3х1,3х0,65 м4Сосна крымская1075Самшит обыкновенный338Саженец6Сирень360Саженец7Тюльпан-476С комом 0,15х0,15 м8Виола-345С комом 0,1х0,1х0,15 м9Петуния гибридная-560С комом 0,1х0,1х0,15 м10Газон--посевной

Заключение

Проектирование общеобразовательного школьного участка - это длительная и кропотливая работа. В своем курсовом проекте я постарался максимально учесть все цели и задачи создания зеленой зоны, учитывая при этом природно-климатические условия, потребности населения, функциональность и разноплановость объекта, а так же эстетическую привлекательность. При этом особое внимание, уделив вопросу сохранения существующего ландшафта и растительности.

На мой взгляд, основная задача ландшафтного архитектора заключается в гармоничном сочетании природы с деятельностью рук человека. Не уничтожая уже созданный ею зеленый островок, суметь преобразовать его в нечто прекрасное, способное служить на благо и радовать глаз, но подходить к вопросу озеленения нужно очень серьезно.

Внешний вид школьного участка должен быть продуман до мелочей еще до завершения проекта самого здания, на опыте и ошибках предыдущих планировок и во многом определяется его взаимосвязью со зданием, окружающим ландшафтом, но главное - планировкой и внешним видом архитектурных строений, малых форм и озеленения.

Много узнав о проектирование и благоустройстве школьного учреждения я поняла как это важно для здоровья наших детей, нашего будущего, для их физического и умственно развития.

Архитекторы должны создать красивый и прочный дом, а задача ландшафтников обгородить и создать уют, создать как можно больше уголков природы.

Очень радует, что сейчас администрация Новороссийска уделяет огромное внимание озеленению и благоустройству улиц, дворов, школьных территорий и парков города.

Список используемой литературы

1.ГОСТ 21.204-93* СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

2.ГОСТ 21.508-93* СПДС. Правила выполнения рабочих чертежей генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов

.ГОСТ 21.101-97* СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации

.СНиП 23-01-99* Строительная климатология

.СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

.Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. - Рн/Д: Феникс, 2005. - 315 с.

.Казнов С.Д. Казнов С.С. Благоустройство жилых зон городских территорий. - М.: Изд-во АСВ, 2009. - 216 с.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

Макарова Оксана

ученица 7В класса

МАОУ «Гимназия №37»

Авиастроительного района г.Казани

Руководитель:

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Руководители ДОО «Импульс»

Казань 2016

Введение c тр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II . Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III . Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Введение

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Здание МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани было построено в 1952 году. На территории школы имеются: футбольное поле, волейбольная площадка, игровая площадка для младших школьников. Перед зданием школы раньше располагалась аллея, которая ограждала гимназию от дороги, где ученики имели возможность прогуливаться, но в 2013 году на этой территории была построена станция метро « Авиастроительная». Дорожки заасфальтировали, но остались небольшие участки земли.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

    Культурные растения (цветы, деревья)

    Почва (вид почвы и ее возможности)

    Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

    Цели и задачи проекта :

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

Изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

Ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

Распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

Прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

Носилки;

Семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II . Основная часть.

План реализации проекта.

Выполненная работа

Организационный

Составление плана работы

Исследовательский

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Практическая деятельность

Выращивание рассады.

Разбивка клумб.

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Май- август

Заключительный

Анализ выполненной работы

Сентябрь

Оформление проекта

Защита проекта

    Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

проведения

Ответственный

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Инициативная группа

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Актовый зал

Сентябрь, 2014

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Каб. биологии

Сентябрь, 2014

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Актовый зал

Октябрь, 2014

Педагог-организатор

Разработка коллективного проекта школьного двора и территории находящейся за ее пределами» -

составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и территории находящейся за ее пределами» .

Кабинет биологии

Инициативная группа,

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Школьный двор

Апрель, 2015

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Школьный двор

Апрель, 2015

Завхоз школы

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Школьный двор

Территория перед школой

Май-июнь, 2015

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Школьный двор

Территория перед школой

Июнь-август, 2015

Учитель биологии, Инициативная группа

Благоустройство

зоны отдыха на территории школы

Школьный двор

Август, 2015

Учитель технологии

Подготовка семян и выращивание рассады

Каб. биологии

Февраль, 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Школьный двор

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Школьный двор

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Посадка деревьев

Школьный двор

Сентябрь-Октябрь 2016

Инициативная группа

Экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

Каб. биологии

Сентябрь, 2016

Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

Актовый зал

Декабрь, 2016

Инициативная группа

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья - семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Наименование

Кол-во в шт.

одной шт. в руб.

Стоимость материалов

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Бесплатно

(есть в школе)

Минеральные удобрения

Семена смеси

Бумага (для анкетирования)

Итого:

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

1 этап

Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

Проведена очистка территории от бытового мусора;

Собраны семена для посадки однолетних цветов.

2 этап

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III . Заключение.

III . Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

    составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

    провести анализ положения школы;

    изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

    изучить видовой состав растительности и ее состояние;

    определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы оформили территорию школьного двора стиле сказок А.С. Пушкина. И дали ему название «У Лукоморья дуб зеленый…» «Жителями» этой замечательной страны стали: кот ученый, баба яга, золотой петушок, старик со старухой и золотая рыбка, царевна лебедь…Перед летними каникулами мы провели литературный дворик посвященный творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. В следующем году мы так же хотим оформить школьную территорию в каком-то определенном стиле, что это будет, мы определим с помощью анкетирования учащихся и педагогического состава. И мы очень надеемся на то, что наша идея станет доброй традицией МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Благоустройство школьного двора и прилегающей к ней территории» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников.

Проект «Благоустройство школьного двора и территории находящейся за ее пределами»; дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся и является кладезем полезных материалов для работников школы, детских садов. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям города приносит радость и пользу.

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы

Активная работа с родителями

Разработка системы стимулов

Организационные:

    Непрофессиональный подход исполнителей

    Неблагоприятные природные условия

Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы



Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Выполнила

социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»

Вертянкина Л. Ф.

Сокур

2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Проекта

Благоустройство и озеленение школьной территории

Заказчик

Проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур

Разработчик проекта

Сроки реализации

Вертянкина Л. Ф.

Цель проекта

  • создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания молодежи;
  • организация патриотической деятельности;
  • развитие социальной ответственности и чувства социальной сплоченности;
  • благоустройство и озеленение школьной территории;
  • улучшение условий пребывания учеников в школе.

Задачи проекта

  • разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
  • трудотерапия;
  • распространение знаний о ландшафтном дизайне;
  • привитие навыков сотрудничества, творчества, коммуникативной культуры, работы в коллективе;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Направления реализации проекта

Создание проектной группы;

Осенние работы:

- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Регулярная уборка территории

Исполнители проекта

Родители обучающихся.

Ученики школы.

Учителя.

Добровольцы.

Ожидаемые результаты

Организация социально-значимой общественно полезной деятельности;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание условий для социальной защищенности детей из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Финансирование проекта

Средства администрации

Спонсорская помощь.

Управление и контроль за реализацией проекта

Администрация

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Актуальность и важность проекта.

Здание школы МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур построено еще 1972 году и одним из актуальных вопросов является проблема благоустройства территории, тем более, что по состоянию на 2016 год в школе насчитывается 14 сотрудников и 49 ученикаов. На собраниях родителей, учителей и учеников неоднократно поднимается вопрос и благоустройстве школьной территории. Поэтому для данной школы важно создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов.

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом,данный проект – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники могут попробовать себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Данный проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

2. Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта- у ченики и сотрудники МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур, родительский комитет

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них.

3.1 Этапы реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, интересы, востребованность, целеполагание проекта.

Май 2016 г.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Май 2016 г.

Практический

Реализация проекта

Май – сентябрь

2016 г.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май – сентябрь

2016 г.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Октябрь – ноябрь

2016 г.

3.2 План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа состояния школьной территории

Родительский комитет школы, классные руководители

Разработка коллективного проекта школьного двора:

Создание проектной группы;
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Родительский комитет школы, классные руководители, ученики

Приобретение семян и выращивание рассады.

Ответственный за УОУ (учебно-опытный участок), учитель трудового обучения

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Классные руководители, учащиеся, родители, добровольцы

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Ответственный за УОУ, учитель трудового обучения,

Оформление клумб, посадка рассады

Ученики, классные руководители

Уход за посаженными цветочными культурами.

Разработка новых клумб у входа в школьный двор.

Классные руководители, учащиеся

Разработка и создание ландшафтного дизайна

Учитель изобразительного искусства

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Планирование участка с использованием севооборота

Ответственный за УОУ

Регулярная уборка территории

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

Ремонт, покраска изгороди

Ответственный за УОУ, учащиеся, работники школы

3.3 Смета расходов.

Направление расходов

Сумма (руб.)

1.Семена для рассады овощных и однолетних и многолетних цветочных культур

1000

2. Материалы для ремонта забора, краска

5000

3. Краска для оформления

1000

4. Удобрение

5. Садовый инвентарь (лопаты, грабли, ведра, совки)

2000

Итого:

9500

4. Полная стоимость проекта составляет 9500 руб. (на указанный срок реализации проекта) .

5. Финансирование – Средства администрации. Спонсорская помощь. .

6. Дальнейшее развитие проекта. Проект рассчитан на полгода, но при условии подтверждения его жизнеспособности и наличии необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена. В перспективе опыт реализации данного проекта может быть распространен на другие категории населения.


Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.

Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.

Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории

Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:

  • во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
  • во-вторых, составить ситуационный план;
  • в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).

Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.

Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.

Реализация проекта "Уютный уголок детства" по благоустройству территории школы

Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории

Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.

Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:

  • спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
  • игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
  • партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
  • торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
  • транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
  • творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
  • садовую (для проведения исследовательской работы , экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
  • хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
  • зеленую (зона рекреации) и др.

Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей , а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты .
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Благоустройство территории школы

Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы

Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.

По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:

  • клен остролистный,
  • осину обыкновенную,
  • березу,
  • липу,
  • ясень.

Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:

  • черемуха,
  • ива белая,
  • верба,
  • рябина красная и черноплодная,
  • каштан.

Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.

Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.

Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:

  • сирень,
  • шиповник,
  • калина,
  • жимолость,
  • кизильник,
  • спирея,
  • форзиция,
  • чубушник,
  • дерен,
  • пузыреплодник.

Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.

Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:

  • астры
  • петунии,
  • бархатцы,
  • календулы,
  • бальзамины,
  • циннии,
  • сальвии,
  • космеи,
  • колеусы,
  • цинерарии.

Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:

  • георгины,
  • флоксы,
  • нарциссы,
  • тюльпаны,
  • люпины,
  • лилейники,
  • пионы.

Освещение пришкольной территории

За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.

Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.

Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).

Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.

Прогулка на территории школы

ПРОЕКТ

озеленения и благоустройства школьной территории

Моя малая родина

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица.

Одним из таких проектов является благоустройство школьной территории «Моя малая родина», созданный в нашей школе самими учениками и их учителями. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в таком проекте, поэтому при его создании учащиеся и учителя проявили всю свою выдумку, фантазию и оригинальность мышления. Работа по такому проекту коснулась не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территории (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). В процессе работы над проектом мы поняли, что благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения.

Основная цель проекта благоустройства нашей школьной территории – это разделение участка на определенные зоны и создание определенных границ. Визуально это стало заметно, потому что мы придали им очертания с помощью дизайнерских решений. Например, школьную пристройку и учебно-опытный участок мы разделили с помощью дорожки из поребрика и гранотсева.

Теперь на школьном дворе много лавочек, его территорию украшают красивые клумбы. А на одной из зон расположилась экологическая тропа с множеством видов лекарственных растений.

Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, шведских стенок) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. В планах реализации данного проекта нам предстоит благоустроить спортивную площадку, создать на территории школы игровые зоны, являющиеся местом отдыха и развлечения. На таких участках планируется установить беседки, горки, лабиринты.

Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приведёт к тому, что школа станет современным и привлекательным учебным заведением. Уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, поэтому коллектив школы приложит все усилия к тому, чтобы сохранить всю красоту, которую создавали сами.

Выбор и обоснование темы проекта

Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены здание школьной газовой котельной, склад, колонка. К школе примыкает пришкольный участок. В детском саду «Тюльпан» с торца находится школьная столовая. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство этих зон становится особенно актуальным. Фасадная часть школы выходит на площадку.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа. В ней участвуют ученики 1-9 классов.

Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории,

озеленения и рационального использования пришкольного участка;

*проводится защита ученических проектов.

Второй этап – апрель –май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

*закладывание опытов.

Третий этап – июнь –август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*опытническая работа;

*систематическая уборка урожая и его реализация.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенняя посадка луковичных;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного мате-

риала; награждение победителей.

Цели и задачи проекта:

    создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

    наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

    улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

    воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

    развитие исследовательской деятельности школьников;

    развитие творческих способностей учащихся;

    формирование навыков здорового образа жизни.

Каждый год школу подготавливают к новому учебному году. Летом 2010 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, построили беседку, частично игровую площадку.

В 2010 – 11 уч. году планируется выделить несколько зон:

1-я зона – игровая

* эстетическое оформление школьного двора.
* игровая площадка для школьников для игры в волейбол, баскетбол.

2-я зона – цветочный уголок (двор школы);

3-я зона – зеленая зона (торец школы у детсада «Тюльпан»);

4-я зона – учебно-опытный (пришкольный участок).

Эскиз №1 Игровая «Озеленение и благоустройство зоны»

Эта площадка расположена с центрального входа в школу. По периметру площадки выбракованы и спилены старые деревья и кустарники.

В 2010 году, здесь планируется:

1.Обустройство игровой зоны: спортивной площадки и игровой площадки.

(Установка баскетбольных щитов, футбольных ворот, стоек для волейбольной сетки, покраска забора, разграничивающую игровую зону от учебно-опытного участка.)

2.Строительство малых форм: беседки, альпийской горки. 3.Посадка кустарников и деревьев по периметру школы вдоль забора (взамен выбракованных).

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.

2.Появится возможность проведения уроков физкультуры на собственной спортивной площадке.

3.Будут созданы условия учащимся для проведения игр и отдыха.

Для осуществления данной части проекта потребуется посадочный материал:

деревья: клены (ясени, липы) – 10 штук;

декоративные кустарники: спирея японская или каменолистная, чубушник, снежноягодник (шиповник) – 50 шт.



Дизайнерское решение по оформлению беседки
.
Беседка – романтическое место для отдыха на участке. Царящая в ней атмосфера может удивительным образом преображаться. В кругу друзей здесь весело и шумно. В уединении, с книгой, - тихо и спокойно. Беседка – одно из самых популярных строений на участке. В ней приятно укрываться от солнца в знойный день, прятаться от дождя, наслаждаться особым, лирическим настроением природы. Беседка – место для игр детей. А на нашем школьном участке есть место, где можно установить беседку. Так было предложено несколько решений, а мы выбрали самый оптимальный, не дорогостоящий проект. «Зеленая» беседка, сплетенная из стволов ивы. Из беседки откроется красивая панорама, и сама она будет смотреться выигрышно, будет притягивать внимание.



Беседка становится основным декоративным и наиболее функциональным элементом на участке.


Покраска забора.

Эскиз №2 Цветочный уголок «Благоустройство зоны »

Дворовая часть школьной территории имеет площадь более 100 кв.м. Для создания уюта, улучшения экологической обстановки в школе здесь по периметру задней части здания будут устроены зоны с однолетними и многолетними яркими цветами.

Ожидаемые результаты:

1.Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в школе и на прилегающей территории. Улучшится эстетический вид школьного двора.

2.Появится возможность проведения занятий по изучению фауны и флоры на уроках биологии.

Для выполнения этой части проекта потребуется посадочный и посевной материал:

анютины глазки (виола)- 4 пакета;

хоста- 1 пакет;

астра (низкорослые сорта «Малышка», «Карликовая Королевская») – 5 пакетов;

бархатцы (низкорослые махровые и немахровые сорта) – 5 пакетов;

гвоздика китайская, гвоздика турецкая – 2 пакета;

календула (низкорослые сорта) – 4 пакета;

настурция – 5 пакетов;

первоцвет (примула) – 2 пакета.


Эскиз №3 «Озеленение и благоустройство – зеленой зоны»

Зеленая зона у торца школы - место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и близлежащих улиц. Тополя у школы со стороны дет-сада «Тюлпан» посажены много лет назад, потеряли свой эстетический вид, утратили привлекательность, они затеняют окна школы, в результате чего нарушается световой режим в классах. Поэтому часть их мы вырубили, а на их месте весной и осенью 2010-11 годх планируем посадить декоративные кустарники. Откроется вид на здание школы, улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в классных комнатах.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей.

2.Улучшение эстетического вида территории школы.

3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

4.Устранение очага повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся.

Для реализации проекта необходимы:

деревья декоративные:

липы, клены – 15 штук;

хвойные(сосна, лиственница) –5 штук;

кустарники декоративные:

снежноягодник- 20 штук;

спирея – 20 штук;

шиповник – 10 штук;

чубушник – 5 штук.

Эскиз №4 «Озеленение и благоустройство зоны – пришкольного участка»

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практиических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы площадью 19 соток представляет собой учасьток открытого грунта, разделенный на восемь секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, систематический, дендрарий и отдел начальной школы.

Планируем посадить дополнительные плодовые деревья и кустарники, разбить новые цветники и клумбы.

В 2010-11 году планируется:

1. Ремонт изгороди.

2.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.

3.Перепланировка участка.

4.Создание небольшого производственного отдела по выращиванию овощей для школьной столовой.

5.Посадка дополнительно деревьев и кустарников в дендрологическом отделе, плодовых деревьев и ягодных кустарников.

6.Разбивка цветников, цветника-аптеки.

Ожидаемые результаты:

1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.

2.Наиболее рациональное использование площадей участка.

3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.

6.Охрана здоровья и жизни учащихся.

Для выполнения этой части проекта потребуется:

    для цветника-аптеки: шиповник – 10 шт.

бадан –1 пак.

девясил –1 пак.

молодило – 5 розеток

иссоп -2 пак.

тысячелистник-1 пак.

    для суперцветника, миксбордеров:

айва японская – 5 шт.

флокс метельчатый- 2 пак.

рудбекия – 2 пак.

аквилегия –2 пак.

астильба- 1 пак.

золотарник канадский – 1 пак.

купена – 2 пак.

ромашка садовая – 2 пак.

молодило – 5 розеток

настурция – 2 пак.

календула – 7 пак.

бальзамин – 2 пак.

душистый табак – 2 пак.

маттиола – 5 пак.

алиссум – 3 пак.

маргаритки – 3 пак.

ипомея - 4 пак.

подсолнух декоративный – 2 пак.

    дендрологический отдел:

лиственница – 5 шт.