Ремонт или замена кровельной системы в холодный сезон может понадобиться в следующих случаях:

  • позднее обнаружение протечек,
  • усиление незначительных повреждений из-за чередования морозов и оттепелей.

Основные трудности, возникающие при устройстве плоской кровли зимой:

  • низкая (отрицательная) температура,
  • повышенная влажность,
  • возможность сильных внезапных порывов ветра.

Все используемые материалы и изделия следует хранить в помещении с положительной температурой и стабильной влажностью, а транспортировать к месту монтажа рекомендуется в теплоизолированных контейнерах.

Необходимо очистить от снега и льда поверхность кровли (если выполняется ремонт плоской кровли, то удаляются поврежденные участки). Для быстрого и эффективного выполнения этой задачи целесообразно использование воздушных компрессоров, с помощью которых можно также и просушить кровлю.

Основание крыши должно быть просушено и прогрето. Для этого целесообразно использовать брезентовые завесы и тепловые пушки.

Технологии зимнего строительства плоской кровли

Монтаж плоской кровли начинают с формирования гидроизоляционного слоя, который должен образовывать сплошное покрытие и быть нечувствительным к температурным колебаниям.

В зимних условиях водонепроницаемый слой может быть изготовлен из рулонных материалов из модифицированного битума. При их эффективном прогревании возможна укладка без образования трещин и изломов при температуре до -25°C. Такое свойство ценно при формировании примыканий, которое допустимо проводить даже при -35°C.

Еще большей морозостойкостью обладают мембранные материалы на основе:

  • поливинилхлорида,
  • полимеризованного этиленпропилена,
  • термопластичных полиолефинов.

При необходимости поверх гидроизоляционного слоя формируется выравнивающая поверхность. При температурах до -15°C для этого допустимо использование цементно-песчаного раствора, подогретого до +60°C, в который добавлен антиморозный состав. Если же работы проводятся при более низких температурах (до -35°C), то рациональнее использовать не мокрую стяжку, а сборные монолитные цементосодержащие плиты. Швы между ними заполняются горячей мастикой и волокнистым наполнителем, разбавленными растворителем.

Сразу после формирования выравнивающего слоя необходимо выполнить грунтовку его поверхности и уложить сверху теплоизоляционный материал. При применении теплоизоляционных плит швы между ними заделываются битумной нагретой мастикой. Для получения монолитного покрытия можно использовать битумно-перлитовые плиты, края которых для неразъемного и герметичного соединения подплавляются. Рекомендуется при устройстве кровли зимой применять теплоизолятор с коэффициентом водопоглощения <2,5%.

Эффективными решениями для внешнего кровельного покрытия, монтируемого в зимних условиях, являются:

  • жесткие (листовые) изделия,
  • гибкие (рулонные) материалы.

Для листовых кровельных материалов (металлочерепицы, профлиста) поверх теплоизоляционного слоя сооружается обрешетка, обеспечивающая его вентилирование и удаление паров влаги. Особенность использования листовых изделий заключается в их парусности, что негативно проявляется даже при среднем ветре.

Мягкие кровельные материалы наносятся на жесткое и твердое основание, которое формируется поверх теплоизолятора бетонной стяжкой или готовыми плитами (цементно-песчаными, асбестоцементными). Хотя в этом случае отсутствует возможность создания вентилируемого пространства, но этим способом можно сделать качественную плоскую кровлю даже зимой, используя прогретые материалы и изделия и соблюдая технологию монтажа.

Монтаж рулонных материалов зимой

Предварительно битумная рулонная кровля раскатывается и после подгонки один конец полотна загибается на 0.5 м и приклеивается к основанию путем подплавления нижней поверхности (до 160÷180°C - вязко-текучее состояние). Возможно приклеивание на холодные мастики (морозостойкие). Перед нанесением на основание они прогреваются до 70÷80°C. Затем не приклеенная часть полотна скатывается в рулон (внешняя поверхность при этом подогревается) и приклеивается аналогичным способом. Соседнее полотно приклеивается с нахлестом не менее 10 см.

Для оплавления приклеиваемой поверхности можно использовать как газовые факельные горелки, так и инфракрасные нагревательные установки. Последние не только обеспечивают постоянство прогрева материала, предотвращая его перегрев, но и обладают меньшей пожароопасностью.

Важной операцией по устройству качественной плоской кровли зимой является прижим приклеиваемого материала к основанию с достаточной силой. Для этого целесообразно использовать массивные катки (до 90 кг).

|| Теплоизоляционные материалы. Назначение и классификация || Материалы для выравнивающих стяжек и защитного слоя кровель || Окрасочные составы и замазки. Олифы || Минеральные вяжущие вещества. Назначение и классификация || Строительные растворы. Виды и классификация растворов || Общие сведения о крышах, кровлях и об организации кровельных работ. Классификация крыш || Подготовка оснований под кровли. Подготовка поверхности оснований || Устройство кровель из рулонных материалов. Подготовка кровельных материалов || Устройство мастичных кровель. Кровли из битумных, битумно-полимерных и полимерных мастик || Устройство кровель по панелям покрытий повышенной заводской готовности. Комплексные панели || Устройство кровель из штучных материалов. Кровли из мелкоштучных материалов || Кровли из металлочерепицы. Общие сведения || Устройство кровли из листовой стали. Подготовительные работы || Ремонт кровель. Кровли из рулонных материалов || Техника безопасности

Общие требования. Кровельные работы выполняют при температуре наружного воздуха до -20°С, а в условиях Крайнего Севера, в виде исключения, до -30°С. Для условий Крайнего Севера при температуре ниже -20°С рекомендуется применять рулонные полимерные материалы в виде сборных ковров или выполнять безрулонные кровли из холодных полимерных мастик Кровлелит, Вента-V на растворителях. Ограничения при производстве кровельных работ при отрицательных температурах заключаются главным образом в том, что не разрешается выполнять кровельные работы при гололедице, снегопаде, тумане, сильном ветре.

При отрицательной температуре наружного воздуха рулонные материалы разрешается наклеивать на следующие основания: асфальтобетонное - непосредственно после укладки асфальтобетона, любое, подготовленное при положительной температуре; сборное из плит с заводским однослойным рулонным ковром (швы между плитами заделывают цементно-песчаным раствором с добавкой поташа - 10% от массы цемента); цементно-песчаное с наполнителем из керамзита фракцией до 3 мм (отношение цемент:песок - 1:2 мас. ч.) с добавкой в раствор поташа (10...15% от массы цемента). Конструкции кровель для строительства в условиях Крайнего севера имеют особенности в местах примыканий, на карнизах, свесах (рис. 87, а) и в местах пропуска водоприемных воронок (рис. 87, б). Рекомендуется: первый слой рубероида на карнизе 3 укладывать насухо посыпкой - вниз; устраивать теплоизоляционные вкладыши 4; перекрывать карниз дополнительными слоями кровельного ковра 5.

Рис. 87.
1 - кляяммера; 2 - фартуки; 3 - слой рубероида (насухо), уложенный посыпкой вниз; 4 - вкладыши; 5 - дополнительные слои кровельного ковра; 6 - основной кровельный ковер; 7 - панель покрытия; 8 - водоприемная воронка; 9 - цементно-песчаный раствор; 10 - стальной оцинкованный поддон

Основной кровельный ковер 6 (рис, 87, а) делают ступенчатым и не доводят до карниза на 350 мм, основную теплоизоляцию укладывают по пароизоляции по панелям покрытия 7. Весь карнизный участок защищают фартуком 2 из оцинкованной кровельной стали, закрепленным кляммерами 1. В местах примыканий к воронкам на панель покрытия (рис. 87, б) укладывают слои дополнительного кровельного ковра 5, которые вплотную подводят к водоприемной воронке 8, так же как и основной ковер 6. Теплоизоляционный слой уложен на стальной оцинкованный поддон 10. Воронку закрепляют болтами, втопленными в цементно-песчаный раствор 9. Наносить грунтовку и наклеивать рулонные материалы не разрешается, если основание крыши запорошено снегом, покрыто инеем или льдом. Наледь в виде корки инея или льда посыпают технической поваренной солью (из расчета 150 г/м2), затем через 6...7 ч обработанное солью основание посыпают опилками, а через 2...3 ч опилки сметают и увлажненное основание высушивают с помощью переносных калориферов. Пригодность основания проверяют пробной наклейкой рулонного полотнища.

Рулонные материалы выдерживают в теплом помещении и доставляют к рабочим местам в утепленных контейнерах. Контейнеры представляют собой металлические ящики с крышками (сечением 350х700 мм, высотой 1050 мм), утепленные изнутри пенопластом. Мастику на крышу подают в термосах, асфальт - в утепленной таре. Для обогревания рабочих, а также для промежуточного хранения материалов на крышах должны быть оборудованы временные утепленные помещения. Наклеенный зимой ковер в теплое время года осматривают, если нужно, ремонтируют, а затем наклеивают остальные слои согласно проекту.

В зимних условиях рулонные ковры, кроме верхнего слоя, наклеивают, как правило, на холодных мастиках. Верхний слой наклеивают в теплое время года после предварительного освидетельствования. При подаче мастик насосом 7 (рис. 88) по трубопроводу 1 его обязательно утепляют. Подогревают мастики в котлах-термосах. Максимальная температура мастик 180°С. При нанесении температура горячей мастики должна быть 160°С, а холодной 70°С.

Рис. 88. :
1 - трубопровод; 2 - хомут; 3 - флюгарка; 4 - внутренняя труба; 5 - рама; 6 - труба для подачи мастики из термоса; 7 - насос

В зимних условиях рулонные материалы рекомендуется наклеивать только вдоль ската независимо от уклона кровли. При наклейке рулонных полотнищ вручную мастику нужно наносить полосками на ширину щетки перпендикулярно направлению раскатки рулона и немедленно накатывать и притирать полотнища. Одновременная укладка многослойных рулонных ковров в зимнее время независимо от вида мастики запрещается. Дополнительные слои ковра в условиях низких температур наклеивают на воронки, места примыканий, ендовы и карнизные свесы только на горячих мастиках независимо от материала, применяемого для устройства кровельного ковра. Рулонный ковер в местах примыканий водосточной воронки должен иметь дополнительный нижний слой из стеклоткани, пропитанный мастикой изол. Расстояние от воронок внутренних водостоков до стен, вентиляционных шахт и выходов на кровлю должно быть достаточным для устройства примыкания рулонного ковра, но не менее 1 м. Для работы зимой рекомендуется использовать установки СО-212, СО-195А, СО-222А, а также вспомогательное оборудование (рис. 89).


Рис. 89. :
а - утепленный бункер для асфальтобетона; б - утепленный ящик для двух рулонов рубероида; в - утепленная тачка для асфальтобетона; г - крыша для тачки и бункера; 1 - рама из брусков 30х40 мм; 2 - шлаковата; 3 - фанера

Устройство теплоизоляции. Теплоизоляционный слой лучше выполнять из сборных плит утеплителя. Чтобы избежать устройства выравнивающих стяжек, плиты сортируют в теплом помещении по размерам, обращая особое внимание на их толщину. Плиты укладывают, подсыпая под них при необходимости выравнивающий слой из керамзита. Стыки заделывают мастикой из смеси разжиженного битума с волокнистым наполнителем (асбеста 6-й и 7-й групп). Заделка стыков мастикой позволяет получить более прочное основание кровли. Если проектом предусмотрена приклейка теплоизоляционных плит к основанию, то на поверхность железобетонных плит (или другого несущего основания) наносят грунтовку, а после ее высыхания - мастику. Монолитную теплоизоляцию в зимнее время, как правило, не устраивают, так как при укладке бетонных смесей с легкими заполнителями необходимо применять электроподогрев, что довольно сложно в условиях крыши и занимает много времени, а противоморозные добавки могут ухудшить теплоизоляционные свойства утеплителей. Из составов для устройства монолитной теплоизоляции наиболее предпочтительным является битумоперлит. Его приготовляют из горячего битума и заполнителя - перлита, подают и наносят механизированным способом: горячий битум по термостойким рукавам с помощью битумных насосов, перлит - по трубопроводу с помощью сжатого воздуха.

Устройство стяжки. Стяжки при отрицательных температурах устраивают из сборных асбестоцементных и цементных плит и монолитные - цементно-песчаные и асфальтобетонные. Поскольку мокрые процессы выполнять зимой при низких температурах очень сложно, устройство сплошного сборного основания в зимнее время предпочтительнее и по затратам труда, и по качеству работ. Сборные плиты наклеивают на горячих битумных мастиках. Цементно-песчаные стяжки устраивают из цементно-песчаных растворов состава 1:2 или 1:3 (мас. ч.) с противоморозными добавками - поташом (хлористый кальций) или солями углекислого натрия. Количество добавок для основного состава определяют в лабораторных условиях. В цементно-песчаных растворах речной или горный песок заменяют керамзитовым. Цементно-песчаный раствор с противоморозными добавками укладывают разогретым до 40...60°С, максимально исключая пересадку раствора из одной емкости в другую. Растворы на строительный объект доставляют в закрытых цистернах (растворовозах). При транспортировании по трубопроводам приемные и раздаточные бункера закрывают плотными герметичными крышками. Бункера и трубопроводы покрывают теплоизоляцией. При подаче на крышу кранами раствор доставляют в утепленных контейнерах, которые нагружают (из растворовозов и других транспортных средств) в утепленных помещениях. Раствор, поданный на крышу в контейнере, без перегрузки в другие емкости укладывают на мотороллер или мототележку и транспортируют на место укладки. Доставленный раствор кровельщики укладывают полосами по маячным рейкам через одну, выравнивая и уплотняя виброрейками, огрунтовывая раствор сразу же после его укладки и прикрывая готовую полосу сплошным утепляющим слоем из матов. После укладки раствора через полосу снимают маячные рейки и заполняют раствором промежуточные полосы, также выравнивая их поверхность, огрунтовывая и прикрывая утепляющим слоем.

Асфальтобетонные стяжки имеют преимущество перед цементно-песчаными стяжками в том, что благодаря их высокой температуре в момент укладки (170°С) их легче разравнивать. Асфальтобетонную смесь доставляют на крышу и к рабочему месту кровельщиков в утепленных емкостях-контейнерах; при очень низких температурах емкости со смесью перед укладкой подогревают с помощью теплоэлектронагревателей (ТЭНов) до рабочей температуры. Укладывают смесь участками площадью 4х4м по выверенным маячным рейкам и сразу же разравнивают и уплотняют катками. Стяжки из асфальтобетонной смеси и цементно-песчаного раствора устраивают в зимнее время в тех случаях, когда монтаж несущего основания крыш заканчивается зимой и нельзя перенести срок их устройства. В этом случае вместо монолитных стяжек иногда применяют также плоские асбестоцементные листы. При устройстве сборных стяжек тщательно выравнивают их основание (поверхность теплоизоляционного слоя). Сборные элементы огрунтовывают с обеих сторон, затем наклеивают на прокладки шириной 100 мм, которые наклеивают на битумных мастиках. Швы между сборными плитами заливают смесью разжиженного битума марки БН-70/30 с наполнителем из асбеста 7-й группы. Стяжки, устраиваемые до наступления холодов, когда кровли по ним выполняют при отрицательной температуре, сразу же грунтуют (до начала схватывания раствора).

Наклеивание рулонного ковра. Для наклеивания рулонных материалов в основном применяют холодные битумные мастики на разбавителях (лаке кукерсоль или соляровом масле). При устройстве кровель из наплавляемых рулонных материалов для разогрева покровного слоя применяют установки с горелками, работающие на жидком или газовом топливе (пропан-бутане). Рулонные материалы, в том числе наплавляемые, выдерживают перед наклейкой раскатанными в теплом помещении при температуре 20...25°С в течение 24...48 ч, скатывают и укладывают по 5...7 рулонов в контейнер с теплоизоляцией. Эти контейнеры транспортируют на крышу легкими кранами и мотороллерами, доставляя непосредственно в зону укладки. Все емкости с горячей мастикой оборудуют электронагревателями, чтобы обеспечить нужную температуру (160...180°С).

Учитывая сложность наклеивания кровельных рулонных материалов на горячих мастиках, целесообразно кровельный ковер устраивать с применением холодных битумно-полимерных мастик. Эти мастики приготовляют с введением полимеров и подогревают перед нанесением до 70...80°С. При наклеивании на холодных битумных мастиках размечают линию раскладки рулонных материалов, выдержанных в теплом очищенном помещении, и примеряют на площади укладки. По огрунтованному основанию раскатывают рулон полотнища, нанося с помощью удочек-распылителей холодную мастику на основание и рулонный материал. Кровельщик, прижимая наклеиваемое полотнище к основанию, следит за тем, чтобы перед рулоном не было валика мастики, что указывает на необходимость уменьшить ее расход. Полотнища наклеивают поочередно вначале с поперечной нахлесткой (в ширину), следующий ряд с продольной нахлесткой (в длину).


Кровельные работы выполняют при наружных температурах до -20°С, а в условиях Крайнего Севера до -30°С.

12.1. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ

При отрицательных температурах стяжки ycтанавливают из сборных или монолитных асбестоцементных и цементно-песчаных плит. Работы с растворами без антифризов допускаются до -10°С. Антифриз таш или соли углекислого натрия рекомендуется в цементно-песчаные растворы, в которых р ной песок заменен керамзитным.

Укладку раствора производят разогретым до 60°С, исключая дополнительную перекладку из кости в емкость. Раствор доставляют в закрытых цистернах, желательно теплоизолированных. Чем дольше раствор находится на открытом морозе до проведения работ, тем хуже будет качество сцепки.

После устройства стяжек сразу же производиться огрунтовка (в количестве 600 г/м2) и прикрытие утепляющим слоем.
При устройстве асфальтовых стяжек крут фракции минерального наполнителя заменяют песком.
Перед укладкой смесь прогревают при помощи ТЭНов до рабочей температуры асфальтобетонной смеси.
Укладывают смесь квадратами 4×4 м по выве¬ренным рейкам толщиной, в 1,5 раза превышающей толщину стяжек при положительной температуре. Обогрев поверхности и уложенной смеси позволяет лучше разровнять ее. Поверхность стяжек огрунтовывают битумными грунтовками (800-1000 г/м2), разжиженными в медленно испаряющемся растворителем и подогретом до 40-50°С.
Зимой допускают заменять цементно-песчаные стяжки асфальтобетонными по жестким и полужестким утеплителям, что значительно понизит качество кровли. Вообще, в крайних случаях вместо монолита применяют крупногабаритную сборку. В горячие мастики для снижения температуры разжижения вводят немного растворителя. Швы между плитами заливают смесью разжиженного битума с волнистым наполнителем. Стяжки необходимо тут же огрунтовывать.

Теплоизоляция

Теплоизоляцию укладывают из сортированных по толщине плит по выровненному основанию. Выравнивающий слой под низ — из крупного песка или гранулированного шлака. Стыки заделывают мастикой (битум + асбест) или смесью разжиженного битума с волнистым наполнителем.
Монолитную теплоизоляцию можно устраивать только из битумо-перлитовых плит, соединяемых между собой на месте подплавлением кромок.

12.2. УСТРОЙСТВО КРОВЕЛЬ

Основание очищают ото льда (можно использовать машину СО-Ю7А).
Для приклеивания приоритетны холодные мас¬тики. Для наплавляемых материалов используют горелку (пропан-бутан).
Рулонные материалы раскатывают в теплом по¬мещении и выдерживают перед наклейкой при температуре 20-25°С в течение 24-28 ч, скатывают и ук¬ладывают по 5-7 рулонов в теплоизолированный контейнер.

Приклеивают, подплавляя битумный слой. Сначала на основание желательно нанести грунтовку (800 г на м2).
После ее высыхания (до прекращения отлипа пленки) на полосе приклейки по нанесенной мелом линии примеряют полотнище. Отгибают полотнище на 0,5 м, горелкой подплавляют покровный слой отогнутой части (или наносят горячую мастику на основание участка приклейки) и прижимают вручную ковер к основанию.
Далее неприклеенный рулон скатывают, слегка подогревая горелкой его наружную поверхность во избежание поломки. После этого надевают рулон на рулоноукладчик и производят укладку как обычно, (прогревая и ковер, и основание, на которое производится укладка). Прикатывающим катком прижимают к основанию.

Нахлесты и сам ковер прикатывают 3-4 раза утяжеленным катком (90 кг).
Важно! Перед подплавлением покровного слоя на линии приклейки необходимо отрегулировать факел горелки, наклон и до полотнища таким образом, чтобы по¬кровный слой размягчался до вязко-текучего состояния, прогреваясь до 160-180°С.
Показатель перегрева — это валик мастики перед раскатываемым полотнищем и, что совсем недопустимо, желтые пары мастики.
Примыкание к вертикальным поверхностям:

После раскроя и разметки полотнище перегибают на 2 части, длина которых соответствует длине вертикального и горизонтального участков приклей¬ки. Затем горелкой размягчают покровный слой на части, приклеиваемые к вертикальной поверхности, одновременно прогревая (или грунтуя битумом) и саму вертикальную поверхность. Ковер прижимают и тщательно притирают.
Аналогично доклеивается и горизонтальная поверхность.
Защитный слой устраивают в теплое время года.
Работа с горячей мастикой зимой нецелесообразна.
Возможно использовать полимерные добавки и растворители (5-7%). Минеральные наполнители лучше заменять раствором полиизобутилена (3-5%).

Допускается кратковременный (10-15 мин) пе¬регрев мастик (битумных — выше 160-180°С, дегте¬вых—выше 140-160°С на 10-20°С).
Для устройства кровель при внешней температуре -20°С нанесение мастики производят малыми участками не более 0,5 м2 (например, 1×0,5 м), быстро разравнивают гребками и надвигают ковер. Любая нахлестка зимой должна быть не менее 10 см.
Рациональнее зимой использовать холодные мастики, например, битумно-латексно-кукерсольные.
Перед нанесением их прогревают до 70-80°С. Полотнище также должно быть выдержано в помещении. По огрунтованному основанию раскатывают рулон, нанося при помощи удочек-распылителей подогретую холодную мастику на ковер и основание. Прижимая, необходимо следить за продольной нахлесткой. При наклеивании верхних слоев мастику наносят только на нижележащий слой и тщательно прижимают к полотнищам нижних слоев.

Прикатка производится после укладки всех сло¬ев не менее 3 раз утяжеленным катком. Желательно наклейку верхних слоев отложить на теплое время года, приклеив 2 аварийных нижних слоя.
При устройстве мастичных кровель (армированных и неармированных) применяют холодные асфальтовые мастики с антифризом или горячим битумом, армированным стекловолокном. Применение эмульсий недопустимо (при температуре ниже -5°С).

Антифриз (этиленгликоль или метиловый спирт до 15% от массы пасты) вводят в холодные водные мастики в теплом помещении. На крышу мастику доставляют подогретой до 40°С и сразу же наносят на основание, разравнивая гребками, контролируя толщину слоя. При мастичной горячей битумной кровле работают аналогично рулонным материалам на горячей битумной мастике, где рулонный материал — это стекловолокно, но после его укладки и прижимания (катком с панцирной сеткой) поверх полотнища наносят дополнительный слой до полной пропитки ячеек стекловолокна.

Раньше устройство и ремонт мягкой кровли строго ограничивались сезонностью, так как оба основных кровельных материала — битум и рубероид — бессильны при морозе. Битум быстро стынет, теряет пластичные свойства, при работе с ним зимой необ¬ходимо введение пластификаторов. Рубероид трес¬кается на морозе, рулоны окончательно не раскатываются, сковываясь и формуясь волнами.
Все разработки кровельных материалов были направлены на улучшение их свойств при отрицательных температурах, чтобы работы по мягкой кровле можно было проводить круглый год. Мягкие кровли обычно подразумевают масштабность строения, большинство промышленных, гражданских и жилых зданий большой площади устроены мягкой кровлей. И остановки в крупномасштабном строительстве, свя¬занные со временем года, одинаково невыгодны и заказчику, и подрядчику. Человек привык бороться с трудностями и подчинять своей воле природу, уда¬лось ему это и теперь.

Кроме того, зимой бывает необходимо производить ремонтные работы по ряду причин: протечки были обнаружены давно, но не дошли руки в летний период. За зиму повреждения еще сильнее увели¬чатся, подрываемые морозами и оттепелями, и с наступлением стойкого тепла крыша потеряет свою основную функцию — водонепроницаемость.
Зимой наиболее важной операцией является просушка и прогрев основания. А перед монтажом — равномерный и достаточный прогрев кровельных материалов.
И здесь уже, хочешь — не хочешь, а придется зависеть от погоды: в снегопад, дождь или резкую оттепель, а также в очень сильный мороз работать не будешь.

При укладке наплавляемых материалов зим помощью пропановых горелок только виртуоз мастер кровельного дела сможет гарантировать чественное покрытие. Обычно же рулон нагрева! неравномерно, как и основание, из-за низкой температуры происходит слишком резкое охлаждение жеуложенного слоя, иногда основание и матер остывают раньше, чем произошла приклейка. О ется много непроклеенных мест.

Новой технологией в устройстве и ремонте ких кровель зимой стало использование метода фракрасного нагрева покровного слоя рулонных плавляемых материалов — это существенно об чает технологически зимние работы и повышает чество выполненной работы.
Использование инфракрасного излучения и разумевает фиксированную температуру нагревание поверхности, достаточной для расплавления покров! слоя, и исключает перегрев и закипание битума, вредивший раньше кровле.

Кроме того, оборудование для инфракрасноп лучения электрическое (электросеть напряжен 380 В), что снижает огнеопасность кровельных рг за счет отказа от горелок.
Для вышеизложенного метода используется шина «Луч».

В ней материалы нагреваются инфракрас: облучением в относительно закрытой полости, со ваемой корпусом оборудования. Поверхность материала нагревается не выше 160°С, причем бес тактно, а закрытый корпус исключает резкие nepипады температур с окружающим воздухом.
Полотно рулона прикаточным многосекционным валом плотно прижимается к основанию. Поверхностные слои размягчаются на 0,5-0,8 мм и форм! ют валик расплавленного битума толщиной ок 1 см. Валик движется впереди раскатывающегося лона, дополнительно промазывая основание тон слоем и заполняя все неровности в основании.

Такой способ гарантирует полную приклейю молекулярного уровня.
Вначале подготавливают основание: стяжку очищают от пыли и огрунтовывают праймером. Рас грунтовочного материала 700-800 г на 1 м2 OCHI ния. Конец рулона заправляют в машину «Луч», на раме которой смонтированы инфракрасный излучатель и прижимной каток. Три нагревательных элемента, обращенных к прижимному валику, закрыты металлической крышкой. Поток лучистой энергии, испускаемый излучателем, направлен на место контакта основания и наклеиваемого полотнища, тело накала располагается в 2-3 см от нагреваемых поверхностей. Затем включают инфракрасные излучатели, машина прогревается в течение 15-25 с, после чего начинается под- плавление битума на нижней поверхности полотнища, которое длится 1-3 с, после чего установку вручную продвигают вдоль раскатанного рулона. Прогретое полотнище прижимают валиком к основанию, которое нагревается одновременно с полотнищем. Степень разогрева контролируется по ширине полоски битума, выдавленного из-под рулона: полоска стека¬ющего битума должна быть шириной около 1 см.

Благодаря быстрому поверхностному разогреву по¬кровные слои размягчаются только на 0,5-0,8 мм, т.е. разогревается только малая часть вяжущей массы.

Нагрев и подплавление покровного слоя проис¬ходит только с наплавляемой стороны, с другой сто¬роны материал сохраняется без изменений. При ос¬тановке движения посредине уклона раму с нагре¬вательными элементами отворачивают вверх, чтобы исключить перегрев материала. Время прикатки 10-метрового рулона составляет 3-10 мин (в зависимости от модификации машины и времени года).

Малогабаритная установка «ИКО-500» состоит только из одного нагревательного элемента, закрепленного на раме с ручкой, за которую рабочий держит этот аппарат.

Для подключения каждой из указанных машин к внешней сети напряжением 380/220 В используется специальный электрощит управления. Масса щита 10 кг. Подключение к внешней сети осуществля¬ется кабелем типа.КГ. Цепь управления питается через понижающий трансформатор напряжением 36 В. Электрощит предусматривает подключение одно¬временно двух агрегатов.
Особое внимание следует уделять следующим требованиям.

Запрещается:
. производить наклейку кровельных материалов в присутствии огня (конструкция машины и детали не рассчитаны на такой высокотемпературный режим работы);
. допускать большое количество копоти на изо¬ляторах и токопроводящих элементах машины. Ко¬поть (т.е. уголь) является электрическим проводни¬ком и приводит к выгоранию токопроводящих элементов оборудования. Копоть появляется при возгорании битумных материалов в процессе выполнения работ, которое возможно только при халатном отношении оператора к своей работе;
. допускать непосредственное облучение опорного катка;
. допускать замыкание элементов излучателя на корпус или между собой. Это приводит к разрушению излучателей;
. работать без многослойного отражателя, входящего в конструкцию машины;
. производить ремонт и касаться токопроводящих элементов конструкции без отключения автомата сети. Возможно самостоятельное включение оборудования при замыкания провода управления на корпус;
. работа на оборудовании необученного персонала.

На вновь приобретенном оборудовании следует проверить затяжку всех электрических контактов на машине и на электрощите.
На каждом новом объекте нельзя начинать ра¬боты без предварительного профилактического об¬служивания оборудования: следует мягкой щеткой стереть копоть с машины и вновь проверить затяжку электрических контактов (они ослабляются в процес¬се работы от постоянного нагрева-охлаждения). Про¬верить излучатели на межвитковое замыкание и воз¬можность замыкания на корпус.
Применение машины «Луч» возможно как на го¬ризонтальных, так и на вертикальных поверхностях, что облегчает такую сложную и кропотливую вещь, как устройство примыканий.

Нагревательный блок «Луч», входящий в состав кровельной машины, состоит из трех нагревательных элементов. Отключение среднего элемента делает возможным производить полосовую приклейку материалов для устройства вентилируемой кровли без дополнительных затрат, что важно при ремонтных работах, при новом строительстве в холодное время года, в зданиях с повышенной влажностью. Вентилируемые кровли не образуют вздутий и позволяют длительное время поддерживать утеплитель и стяжку в сухом состоянии.
«ИКО-ЮОО» представляет собой облегченный вариант машины «Луч». Управляется он двумя рабочими, технология работы не отличается от вышеопи¬санной и позволяет проклеивать плавные перегибы кровли и вертикальные участки.

«ИКО-500» — устройство массой 6 кг и размерами облучателя 25×35 см. Используется в труднодоступных местах, для обделки труб, углов и др. При работе с ним сначала нагревают основание, затем на¬носимый материал (при визуальном контроле нагре¬ва) и нагретые поверхности прижимают. Все это происходит без применения открытого огня.

Для подготовки основания в системе метода ин¬фракрасного облучения используется регенератор кровли РМКЛ.
Из области фантастики: применение инфракрас¬ного оборудования РМКЛ при подготовке основания
не только разрешает устройство нового кровельного ковра по старому пирогу, но и существенно улучшает свойства последнего. При просушке старого покры¬тия инфракрасные лучи регенерируют и спрессовы¬вают слои старой кровли, восстанавливая монолит¬ность и выравнивая старое покрытие. Допускаемое количество слоев старого покрытие — 10.
Меры безопасности:
К работе на машинах с инфракрасными излуча¬телями «Луч», «ИКО-ЮОО», «ИКО-500» допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, изучившие всю техническую документацию и обученные обращению с машиной, а также прошедшие инструктаж по техни¬ке безопасности.
Перед началом работы необходимо проверить исправное состояние защитного заземления.
Оператор, работающий на машине, должен иметь группу по электробезопасности не ниже второй.
Не допускается работать при поврежденнии изоляции или провода управления.
Категорически запрещается производить какие- либо ремонтные или другие работы на машине, не отключив автомат на электрощите управления.

Запрещается работать на кровле с использованием любого электрооборудования во время атмосферных осадков.
Надлежит постоянно следить за исправностью выключателя на руле, который должен автоматически выключать машину при снятии рук с руля.

При обнаружении в машине неисправности или напряжении на корпусе (бьет током) необходимо работу прекратить и сообщить руководителю работ.
Ответственность и надзор за безопасностью эксплуатации машины возлагаются на лицо, ответствен¬ное за электрохозяйство и назначенное приказом.
В целях пожаробезопасности запрещается:
. работать без оборудованного пожарного поста в зоне производства работ;
. хранить вблизи места работы легковоспламеняющиеся жидкости.

В конце работы электрощит должен быть полностью отключен от внешней сети.
Инфракрасная кровельная машина типа «Луч» не подлежит сертификации в области пожарной безопасности.
При производстве кровельных работ машинами типа «Луч» в области техники безопасности следует соблюдать правила согласно СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве».
Работа машинами типа «Луч» на взрывоопасных объектах допускается только с разрешения соответствующих служб.
Подключение «ИКО-ЮОО» или «ИКО-500» к электрощиту управления кровельной машины (к иным электрощитам категорически запрещено) разреша¬ется только дежурным электрикам или операторам, имеющим группу по электробезопасности не второй и только по прилагаемой к паспорту электрической схеме.

Порой приходится задуматься, а стоит ли проводить кровельные работы зимой? Особенно остро этот вопрос стоит, когда до окончания строительства осталось совсем чуть-чуть, а уже наступила глубокая осень. И хотя существует всеобщее мнение, что проводить строительные работы следует только в теплое время года, практика показывает, что и зимой это вполне возможно. Нужно только придерживаться определенных условий – правильно подобрать материалы для работы в зимний период, предусмотреть теплое помещение, где будут храниться некоторые материалы, и, конечно же, принять во внимание ряд факторов, таких как длительность светового дня, необходимость проведения ряда подготовительных и вспомогательных работ.

Существует точка зрения, что качественно произвести монтаж кровли зимой невозможно. Это объясняется в большей степени трудностями осуществления работ по общепринятым технологиям, а так же изменением определенных характеристик строительных материалов при низкой температуре. Следует отметить, что проводить кровельные работы при температуре ниже минус 20°С нежелательно, ведь обычно это приводит к ухудшению качества осуществляемых работ. Следует так же учесть, что для проведения кровельных работ в холодный период требуется определенный профессионализм, и не все компании возьмутся за выполнение данных работ зимой.

Ниже подробнее рассмотрены этапы кровельных работ в зимний период.

Для работы в зимний период в качестве теплоизоляционного слоя необходимо отдать предпочтение материалам с хорошими показателями гидрофобности, например, выбрать утеплитель на основе минеральной ваты. Во время укладки нужно контролировать, чтобы на поверхности материала не лежал снег. При выполнении работ площадь утепляемой крыши делят на несколько участков, на которых все работы по устройству кровельного пирога производятся друг за другом с минимальными временными разрывами. При монтаже крышу следует «вскрывать» поэтапно, в объеме, который можно сделать в течение рабочей смены. Что касается пароизоляционной пленки, то здесь лучше применять материалы с нижним фольгированным слоем с теплоотражающими характеристиками, так как такие материалы могут компенсировать определенное количество теплопотерь, которые возможны в зимний период.

Самым главным условием правильного монтажа гибкой черепицы является чистота и сухость основания. Для этого, если во время проведения работ пошел мокрый снег - работы необходимо временно приостановить, ведь монтаж мягкой кровли по влажному основанию недопустим. Следует дождаться, когда древесина подсохнет. Отдельное внимание необходимо уделить качеству проведения монтажа сплошного настила. В зимний период при монтаже кровли с использованием сплошного настила из фанеры ФСФ или ОСП 3 между листами следует оставлять 3 мм зазора, который будет компенсирован расширением в теплое время года.

Выбирая гибкую черепицу, монтаж которой будет осуществляться при низкой температуре, следует принимать во внимание характеристики морозостойкости материала – показателем которой выступает гибкость на брусе. Данный показатель определяют следующим образом - образец материала загибают на брусе определенного радиуса, а затем постепенно снижают температуру. Морозостойкость выявляют минимальной температурой (в градусах Цельсия), при которой при разгибании образца на брусе минимального радиуса на поверхности материала не появляются трещины. Таким образом, чем ниже температура гибкости на брусе и меньше радиус самого бруса, тем лучше данная гибкая черепица подходит для монтажа в зимних условиях.

В условиях низких температур при монтаже гибкой черепицы следует выполнить ряд мероприятий. Гонты черепицы необходимо хранить в отапливаемых помещениях и поставлять к месту выполнения работ небольшими партиями. При этом важно учитывать том момент, чтобы материал не перегибался во время транспортировки и доставке на строительную площадку. Все сложные подготовительные работы лучше заранее проводить в помещениях, а непосредственно на крыше произвести только укладку. При низких температурах кровельные гидроизоляционные мастики густеют, вследствие чего наносить их становится сложнее и снижается процесс полимеризации. Поэтому, в зимнее время лучше по мере необходимости подавать их к месту проведения работ небольшими партиями. Для того чтобы надежно зафиксировать лепестки черепицы рекомендуется применять тепловые строительные фены, особенно в тех местах, где необходим перегиб материала.

Преимуществом металлочерепицы является тот факт, что она устойчива к воздействию как высоких, так и низких температур (от –50 дo +120 °С). Поэтому данный кровельный материал можно устанавливать в любую погоду, в том числе и зимой, без ущерба качества. Однако следует учесть, что монтаж листов металлочерепицы может быть опасным для жизни при ветреной погоде, так как имеет большую парусность. Выбирая металлочерепицу, монтаж которой будет осуществляться при низках температурах, лучше остановиться на материале с полиуретановым покрытием, ведь у этого нанесения более низкая (до -15°С) температура сохранения эластичности, что особенно важно при монтаже в зимних условиях.

Монтаж композитной металлочерепицы.

Данный кровельный материал пригоден для проведения кровельных работ в зимний период, ведь монтаж композитной черепицы разрешается при температуре от -10°С до +35°С. Однако следует учесть, что листы и аксессуары композитной черепицы нужно хранить в сухом и хорошо проветриваемом помещении, где температура не опускается ниже +5°С. Также необходимо помнить, что для очистки от снега и льда нельзя использовать лом, снеговую лопату и скребки.

Таким образом, подытожив все вышеприведенное, можно сделать вывод, что проводить кровельные работы в зимний период не только можно, но и нужно. Необходимо лишь поручить работы строителям, которым известны нюансы монтажа в зимний период, имеющим опыт «зимнего» монтажа и соответствующее оборудование для его осуществления.

При температуре наружного воздуха ниже 5°С гидроизоляционные работы выполняют, соблюдая следующие правила:

  • гидроизолируемые поверхности подогревают;
  • при работе используются гидроизоляционные составы более высокой температуры;
  • горячие битумные мастики и асфальтовые растворы транспортируют в утепленной таре;
  • холодные битумные и асфальтовые мастики, эмульсионные пасты, цементно-песчаные растворы приготавливают с добавками, понижающими температуру их замерзания;
  • эпоксидные, фурановые, этинолевые и другие синтетические составы при хранении и транспортировке оберегают от переохлаждения, приводящего к их загустению и порче.

При подготовке поверхностей бетонные основания очищают от инея, наледи, снега. Затем их подогревают горелками или инфракрасными излучателями до температуры не ниже 5°С и просушивают до 5% влажности. Для выравнивающих стяжек и заделки впадин используют цементно-песчаные растворные смеси с ускорителями твердения и противоморозными добавками (такие смеси не замерзают при температурах до -25°С). Все изолируемые поверхности предварительно огрунтовывают разжиженными битумными и битумно-полимерными составами с морозоустойчивыми добавками.

Окрасочная гидроизоляция из горячих битумных мастик

Окрасочную гидроизоляцию из горячих битумных мастик выполняют при температурах не ниже -20°С. При использовании холодных мастик в них повышают на 3...5% содержание битума. Окрасочную гидроизоляцию из эпоксидных и фурановых мастик выполняют в тепляках, где поддерживают температуру 5...10°С.

Штукатурная гидроизоляция

Штукатурную гидроизоляцию из растворов, приготовленных на водонепроницаемых, расширяющемся или безусадочном цементах, а также на портландцементах с уплотняющими добавками выполняют и выдерживают в течение 3...7 сут при температуре не ниже 5°С.

Холодная асфальтовая гидроизоляция

Холодную асфальтовую гидроизоляцию наносят при температурах не ниже -20°С. При этом в битумные эмульсионные пасты вводят антифризы, понижающие температуру замерзания смеси. Горизонтальную гидроизоляцию выполняют методом «термоса»: уложенную асфальтовую мастику сразу закрывают цементно-песчаной стяжкой и бетоном основной конструкции; здесь она стабилизируется в пластичное и водонепроницаемое покрытие. При гидроизоляции вертикальных поверхностей их предварительно подогревают, сушат и огрунтовывают битумной пастой с добавкой латекса. Затем обычными технологическими приемами наносят холодную асфальтовую гидроизоляцию.

Литая асфальтовая гидроизоляция

Литую асфальтовую гидроизоляцию выполняют при температурах до -20°С. Поверхности и полости, куда укладывают смесь, заранее очищают и просушивают. Смеси укладывают и уплотняют так же, как и при положительных температурах.

Оклеечная гидроизоляция из рулонных материалов

Оклеечную гидроизоляцию из рулонных материалов, приклеиваемых горячими битумными мастиками, выполняют при температурах до -20°С так же, как и при положительных температурах. Рулонные материалы предварительно отогревают в течение 20 ч при температуре не ниже 15°С, перематывают и доставляют к рабочему месту в утепленной таре.

Оклеечная гидроизоляция из синтетической пленки

Гидроизоляцию из синтетической пленки, укладываемую без приклейки, выполняют при температурах до -40°С; приклеиваемых к основанию — до -20°С, при условии, что нет осадков. Уложенную гидроизоляцию защищают от повреждения, засыпая талым сухим песком, без мерзлых комьев и кусков строительного мусора