Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то, что могла им дать дикая природа. Но с ростом потребностей возникла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на
две группы:
1) даровые блага;
2) экономические блага.
Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно. К таким благам относятся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.
Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,
а экономических благ, то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен
для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть увеличен только в результате производственного процесса. Иногда приходится перераспределять блага тем или иным способом.
Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена. Это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств этих благ

(продовольствия, одежды, жилья и т.д.).

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня является чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи- производства все большего объема
жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.
Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,
свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».
Существуют три основных факторов производства:

1) труд;
2) земля;
3) капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству
товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных возможностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Для организации производственной деятельности покупается право на использование способностей людей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ.
Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.
Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.
Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический
аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.
Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факторов производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают обществу люди, наделенные способностями правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.
Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих
проектов. Они обладают умением координировать использование других



факторов производства для создания нужных благ обществу.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно. Частичное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые их создали и ими руководят. В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производства: информация, то есть все те знания и сведения, которые необходимы
людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресурсов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важнейших элемента: специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня:

1) специализация отдельных людей;
2) специализация деятельности хозяйственных организаций;
3) специализация экономики страны в целом.

  • Проблема удовлетворения потребностей человека
  • План
  • Введение
  • 1. Общая характеристика потребностей
  • 2. Закон возрастающих потребностей
  • 3. Человек в первобытном обществе
  • 4. Первые цивилизации и "осевое время"
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления , таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Актуальность данной темы заключается в том, что удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Общая характеристика потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2002..

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие). Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично).

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. К Маркс писал: «…различные потребности внутренне связанны между собой в одну естественную систему…»

Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.

2. Закон возрастающих потребностей

Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей - этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.

Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.

Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.

Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

3. Человек в первобытном обществе Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя -- «Мы» -- противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях -- в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться -- иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.Главные отличия человека от животных -- трудовая деятельность и развивавшееся в Процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании -- это уже духовная потребность.В Первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Позже она была заимствована Н. Г. Чернышевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанализировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаруживаем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества.В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами личности и сообщества (для первобытного человека это было свое племя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают Крупные конфликты интересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов возник уже в первобытную эпоху. Этот механизм -- мораль.Этнографам известны племена, у которых даже к Х1Х-ХХ вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религиозные представления. Но нет, ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом -- личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени -- пусть даже в ущерб личным интересам -- делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.Моральные нормы предписывали распределять материальные блага в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключения первобытных племен действуют строгие правила раздела охотничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а распределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охотники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способности вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения общественных потребностей, которые не всегда совпадали с личными потребностями каждого индивида.Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление -- это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей. Крупнейший Специалист по теории потребностей Абрахам Маслоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опереться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными последствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия -- система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий -- фетишизме, тотемизме, магии и анимизме -- понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVШ вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство -- результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, -- отмечает известный специалист по эстетике М. С. Каган, -- рождалось как способ осознаний, объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поколения к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация -- информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного искусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явлениям.Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения -- прежде всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуальных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступали в конфликт с общественными.4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни, создать систему ценностей, выработать стратегию жизненного поведения отдельного человека и племени в целом.Всю историю первобытного общества можно представить как поиск новых способов удовлетворения развивающейся системы материальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попытался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материальных нужд.4. Первые цивилизации и «осевое время» Экономической основой первых цивилизаций стали, так называемые раннеземледельческие культуры: В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Благоприятные природные условия и строительство оросительных систем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильный высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели, гарантированный источник белковой пищи.Более полное удовлетворение потребностей в продовольствии происходило параллельно с другой революцией в мире потребностей. Переход от кочевого образа жизни скотоводов к оседлому, без которого земледелие невозможно, вызвал взрывной рост мира вещей, окружавших человека в повседневной жизни. Охотник эпохи палеолита имел крайне скудный набор предметов для удовлетворения своих потребностей, так как должен был носить все имущество с собой. При оседлом образе жизни появляется возможность почти неограниченного создания и накопления вещей, удовлетворяющих все более изысканные потребности. «Богатство вещного мира культуры, которое уже начинает тяготить психологию человека XX в., начало стремительную эскалацию именно в эпоху первых земледельцев. Легко можно представить, насколько загроможденным различными предметами представился бы дом оседлого земледельца палеолитическому охотнику, только что покинувшему свое пещерное обиталище». Одновременно в раннеземледельческом обществе усиливается социальная дифференциация, означавшая различия в возможностях удовлетворения потребностей. Позже, с появлением общественных классов, эта дифференциация достигает огромных масштабов: рабы и свободные крестьяне часто оказываются на грани выживания из-за неудовлетворенности даже простых насущных потребностей, а рабовладельцы и жрецы приобретают возможность удовлетворять их в максимальном объеме. Удовлетворение потребностей все сильнее зависит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе люди имеют теперь разные возможности реализации потребностей. Более того, у людей из разных социальных слоев в процессе воспитания потребности формируются несколько по-разному.К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Египет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хозяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потребностей. Земледелец и ремесленник теперь обмениваются продуктами своего труда, в том числе посредством торговли и формирующегося в эту эпоху денежного обращения. Возникновение письменности резко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к письменной культуре начала формироваться экранная культура.Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200г. до н. э. Этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем». «Тогда произошел самый резкий поворот в истории, -- писал он об осевом времени. -- Появился человек такого типа, который сохранился по сей день». Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифологического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает формироваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действительность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоятельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, состоящее из многообразия личностей, обладающих разными потребностями. Во многих греческих полисах человек получает право самостоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролировать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже -- только в эпоху капитализма.У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться система норм, позволяющих согласовывать потребности общества и личности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регулируют и нормы права. Правовые нормы устанавливаются государственной властью, которая следит за их исполнением, при необходимости используя принуждение.В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднородного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп -- прежде всего класса рабов -- становится мощным стимулом социальных конфликтов.Развитие и удовлетворение потребностей человека остается противоречивым процессом. В нем одновременно действовало несколько тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных систем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимыми вещами. Производство, сохранившееся с первобытной эпохи, носило натуральный, нетоварный характер. Теперь развиваются простые формы обмена. Появление классовой структуры общества -- возникновение рабов, рабовладельцев, ремесленников и свободных крестьян -- привело к формированию значительного слоя людей, как мы бы сейчас сказали, профессионально занимавшихся сервисной деятельностью. Первым крупным социальным слоем, занятым фактически в сфере услуг, была домашняя прислуга (как правило -- рабы). Его главной задачей было личное домашнее обслуживание знати и всех состоятельных слоев общества.С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка понять окружающий мир в целом привела, как уже отмечалось, к формированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших духовные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами мировоззрения. В эпоху ранних цивилизаций мировоззренческие представления о жизни и смерти, загробном мире, последующем воскрешении умерших стали определять многие направления деятельности общества. Так, существует точка зрения, что главная причина ослабления цивилизации Египта в период древнего царства (298-475 гг. до н. э.) -- строительство пирамид и гигантских храмов, колоссальных сооружений, которые с современной точки зрения не имеют никакого практического значения. Тем не менее, общество испытывало потребность в таком строительстве, поскольку это соответствовало мировоззрению древних египтян (а не их сиюминутным материальным интересам). Согласно религиозным представлениям египтян, все умершие в далеком будущем смогут физически воскреснуть. Однако воскресить любого человека сможет только его фараон -- наместник богов на земле. Поэтому каждый египтянин глубоко чувствовал личную связь с фараоном, а сохранение его мумии и будущее воскрешение ощущались жителем Древнего Египта как насущная личная потребность. Это совершенно особая вера в связь между жителями страны и правителем, создававшая потребность заботиться о его погребении. Идеология Древнего мира могла порождать потребности, которые современному человеку кажутся странными и непонятными - подобно потребности в строительстве пирамид.Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезную окраску если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

Итак, потребности человека, есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Список литературы

1. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. (В.псих., 2001,№4)

2. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.Л,2003

3. Маслоу А. Мотивация и личность.-М., 1999

4. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленности личности (В псих 2003,№5) -

5. Дилигенский Г,Г. Проблемы теории человеческих потребностей (В.Ф 1999, № 4)

6. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность.М.. 2000.

Виды потребностей и их классификация

В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические, в общении, нравст­венные, духовные и др.

Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой приро­дой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявле­ния, способы удовлетворения видоизменяются и совершенст­вуются по мере развития производительных сил и производст­венных отношений. Например, потребность в жилище из про­стейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.

Физические потребности - это внешние потребности по от­ношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в ча­стности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и ус­луг.

Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.

Потребность в общении выражает социальную природу че­ловека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом соци­альной жизни. Общение с людьми обогащает личность интел­лектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на со­трудничестве и пересечении интересов, новый характер при­обретает потребность человека в существе другого пола, кото­рая становится потребностью человека в человеке. Потреб­ность в общении порождает дружбу и любовь.

Нравственные потребности - это поведение, соответствую­щее моральным принципам общества, добро, истина.

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населе­ния, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обес­печения условий его функционирования и развития. К ним от­носятся потребности в государственном управлении, обеспе­чении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;

о личные потребности возникают и развиваются в процессе жиз­недеятельности человека и выступают как специфическая эко­номическая категория, выражающая общественные отноше­ния между людьми по поводу производства, обмена и исполь­зования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Лич­ное потребление происходит не на производстве, а за его пре­делами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и ду­ховные.

Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и до­машняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребно­стей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).

Поступки людей определяются их интересами, прежде все­го экономическими. Экономическая жизнь общества включа­ет в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Произ­водство может быть нормальным только при условии нормаль­ного свободного потребления. Между производством и по-

2.4. Виды потребностей и их классификация

треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и каче­ство общественного производства. Потребление материаль­ных благ не однозначно: производительное потребление пред­ставляет собой процесс производства, где потребляются сред­ства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.

Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют сред­ства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обуслов­ливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. созда­ет импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утра­тила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продук­тов требует их создания и по мере удовлетворения старых по­требностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Духовные потребности - высшие человеческие потребно­сти, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуаль­ных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую дея­тельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-

вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого ду­ха - преодолеть все противоречия.



Интеллектуальные потребности - рациональные мысли­тельные функции человеческой психики, познавательные про­цессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в позна­нии окружающего мира, образовании, повышении квалифи­кации, в различных видах творческой деятельности (в том чис­ле творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повы­шением его интеллектуального уровня, приобретаются в про­цессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспи­тывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспиты­ваемой обществом индивидуальности.

Потребность в познании - переменная личности, отражаю­щая степень, в которой индивид получает удовольствие от по­знавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, по­знании мира как целого) и частные (страсть к познанию специ­фических явлений действительности).

Потребность в научном познании образуется на основе по­требности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удо­вольствие от решения проблем, особенно трудных.

Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.

Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.

Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.

Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

человека как общественного субъекта. В отличие от физиче­ских потребностей они не задаются природой, не закладывают­ся генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относят­ся потребность в общественной деятельности, самовыраже­нии, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из ус­ловий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне раз­витого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъ­являемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, ко­гда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глу­бокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.

Развитие базовых потребностей можно представить сле­дующим образом:

О потребность в активности - от потребности в «разрядке энер­гии» до потребности в труде;

2.4. Виды потребностей и их классификация

о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жиз­ни.

По степени конкретизации все потребности подразделяют­ся на две группы:

О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-ли­бо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, напри­мер, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, ин­формации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удов­летворяться различными наборами конкретных благ и услуг;

о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хле­бе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

По количественной определенности и возможности удов­летворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:

о абсолютные потребности - выражают желание обладать това­рами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связа­ны с конкретными предметами потребления;

О действительные потребности - формируются в рамках достиг­нутого уровня производства. Как и абсолютные, они не огра­ничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направле­ны на определенный предмет или услугу, которые производят­ся и предлагаются потребителям;

о платежеспособные потребности - определяются платежеспо­собными возможностями потребителей, что их отличает от аб­солютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами во­обще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые факти­чески удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособ­ных возможностей потребителей. Платежеспособные потреб­ности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке дос­таточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.

Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, аб­солютная потребность под влиянием достигнутого уровня про­изводства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного про­дукта принимает форму платежеспособной, которая затем вы­носится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за не­достаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития об­щественного производства, совершенствования производст­венных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкрет­ные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на ра­зумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности - потребности, соот­ветствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармо­ничном развитии личности. Они определяются уровнем про­изводительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребно­сти в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это

2.4. Виды потребностей и их классификация

общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма при­близительны и носят условный характер. Но поскольку не вы­работано ничего лучшего, они используются сейчас для опре­деления границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребно­стей.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бы­вает, что в мироощущении даже самых активных людей по­является желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррацио­нальные потребности могут складываться одновременно у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляю­щиеся по причине этого болезни. К иррациональным относят­ся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетани­ем потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Существует тенденция рассматривать потребность как эк­вивалент влечения. Этот способ употребления расширяет ба­зовые и биологические потребности. Приравнивание потреб­ности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в ки­слороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, ко­гда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К главе 1

\. В чем сущность природы человека?

2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?

3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существен­ное, определяющее человека?

4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человече­ской деятельности на примере размышлений античных мыслителей.

5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?

6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу че­ловека и его потребностей.

7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие челове­ческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?

8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в запад­ной обществоведческой мысли середины XX в.?

К главе 2

1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.

2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке соци­ально-ценностных характеристик личности?

3. Что побуждает человека к деятельности?

4. Что является источником развития потребностей?

5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психо­логический уровень?

6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?

7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей че­ловека?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.

9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?

10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.

Потребность – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не в решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Существуют разные точки зрения на проблемы, связанные с потребностями. Например:

В каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддийской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий философ Платон. Он считал потребности величайшим злом;

Крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий.

Источником потребностей человека является необходимость (Н) в чем-либо, порождаемая биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.

Развитие потребностей происходит по спирали. Потребность (П) определяет действия (Д), которые являются способом ее удовлетворения, затем возникает свобода (С) от потребности и формируется новая необходимость (Н) и т.д.

Н – П – Д – С – Н – П – Д – С …

Подобное развитие потребностей получило название закона возвышения потребностей. Процесс развития потребностей выражается в том, что к элементарным, врожденным потребностям присоединяются все новые и новые, возникшие на основе удовлетворения первых.

Классификация потребностей.

Потребности могут рассматриваться с точки зрения необходимости, размеров, времени действия и т.д. Эти условия и определяют различные подходы к классификации потребностей.

1. Действительные и мнимые.

Действительные (реальные) потребности возникают из правильного представления о целях и средствах к их достижению.

Мнимые основаны на ложном представлении о целях и средствах к их достижению.

2. Материальные и нематериальные.

Материальные (физические) ограничены уровнем производительных сил общества.

Нематериальные (духовные) в своем развитии не имеют ограничений.

3. Личные и общественные.

Личные потребности присущи человеку как отдельной личности и удовлетворяются, преимущественно, благодаря его частной деятельности.

Общественные потребности присущи человеку как члену трудового коллектива, общества, населения страны. Они касаются не только отдельного индивида, а группы людей, объединенных определенных определенными целями и задачами.

4. Общие и особенные.

К общим относятся потребности, во-первых, присущие всем людям в силу врожденной природы человеческого организма и, во-вторых, получившие всеобщее распространение в данном обществе (традиции).

К особенным относятся потребности отдельных личностей или отдельных групп населения.

5. Необходимые и роскоши.

6. Постоянные и периодически повторяющиеся.

Главным средством удовлетворения потребностей является трудовая (хозяйственная) деятельность, в результате которой создаются экономические блага. Наряду с этим имеет место перераспределение экономических благ через механизмы государственного регулирования социально незащищенным слоям населения.

Потребность является руководителем хозяйственной деятельности людей. Вся хозяйственная деятельность, ее очередность и последовательность вызвана потребностями. Люди не могут перестать производить, поскольку не могут перестать потреблять.

На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась физиологическими потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище. По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности. Развитие потребностей, в свою очередь, вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние обусловливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «потребность»?

2. Какие взгляды на развитие потребностей можно выделить?

3.В соответствие с какой закономерностью развиваются наши потребности?

4. Как можно классифицировать потребности?