Исторические свидетельства увлечением азартными играми показывают нам, что такие страны как Древний Рим, Древний Египет, Древняя Греция, Древняя Индия, и Древний Китай были погружены в облако азарта. В облаке азарта витали такие игры, как кости, карты, домино, и многие другие.

Суставы костей – первые игровые кости

Прародителями костей можно назвать так называемые астрагалы – суставы животных, кстати, кубики тоже можно назвать астрагалами. К астрагалам также относятся – деревянные орехи вибхидака, которые использовались в индии, двусторонние разноцветные пластинки – использовались в Древней Руси. Кстати, шумеры использовали свои астрагалы – пирамидальные кости, которые были обнаружены при раскопках города Ур. Самыми крупными костями были древнеегипетские, их размер был с теннисный мяч и имел множество граней, был сделан из слоновой кости.

Азартные игры в кости делились на множество подигр:

  • бросание костей в круг,
  • забрасывание костей в отверстия,
  • чет и нечет.

Древние игроки в кости относились к ним как к чему-то божественному, некоторые считали, что в костях живут духи и их надо часто задобрять. Многие разговаривали с ними, боготворили, а при проигрыше и проклинали их. Как ни странно, многие и сейчас боготворят игровые автоматы .

Исторический факт такого отношения можно найти в Древней Индии, в «Махабхарате» игра в кости имеет свою сюжетную линии и целую главу. В этой главе можно прочитать о двух братьях по крови Пандавы и Кауравы. В Махабхарате эта глава повествует миф борьбы богов, которые представляют верхнюю часть космоса и демоны нижнего мира. Юдхиштхира проигрывает Каураву царство и Драупади, которая была общей женой Пандавов. Сказание о Нале из «Махабхарата» гласит о Наль и Дамаянти, которые играют в кости. Злой дух Кали заколдовала кости, и Наль проигрывает царство и уходит в изгнание без гроша, а игральные кости превращаются в птиц догоняя Наль снимают с него последнюю одежду. Отверженный всеми и оставшийся на без копейки Наль обучается тайнам игры в кости, вернувшись отыгрывает свое царство.

С Индии все пошло

В Древней Индии также было распространено и гадание на игральных костях, которое называлось Рамала. Как вам такие игровые аппараты ? Кости кубической формы нанизанные в ряд на ось вращались, открывая магические числа, которые в свою очередь открывали секреты из гадальной книги. Это конечно не онлайн казино , но азарт еще тот.

Также Древнюю Индию можно назвать своеобразным правопреемником азартных игр, ведь все они были привнесены Арийцами, которые смешавшись с местным населением и дали жизнь не только скотоводству и земледелию, но и азартным играм . В последствии, азартные игры были разнесены по всему миру.

Олимпийские игры и их история общеизвестны. Но в Древней Греции они были далеко не единственными спортивными соревнованиями. Существовали еще Пифийские, Дельфийские, Немейские, Ликейские, а также Истмийские игры, сейчас почти совсем забыты.

Где проводились игры

Территория Греции эпохи Античности представляла собой множество самостоятельных государств, соперничавших друг с другом. Соперничество это касалось не только военной и экономической сфер, но и области культуры. Каждое более или менее сильное государство стремилось проводить яркие, зрелищные праздники, посвященные местным богам-покровителям. Эти празднества, как правило, сопровождались спортивными соревнованиями, а иногда, как, например в Дельфах, еще и состязаниями музыкантов и поэтов.

Истмийские игры проходили в Коринфе - одном из сильных и развитых государств Античности. Местом их проведения стала узкая перемычка между полуостровом Пелопоннес и материком. в древности назывался Истмом (в настоящее время Коринфский перешеек).

Соревнование проходили каждые два года рядом с храмом Посейдона - покровителя Коринфа. Из этого ясно, какому богу посвящали Истмийские игры.

Легенды и мифы Истмийских игр

Несмотря на то что Олимпийские игры в эпоху Античности пользовались большей популярностью, с Истмийскими было связано множество мифов.

По одной версии, начало этим играм было положено самим Посейдоном, который поспорил с Гелиосом за право покровительствовать землям Коринфа и Аргоса. В итоге спор проиграл, и в его власти остался лишь Истм. Но чтобы компенсировать свое поражение, Посейдон провел конные соревнования, ведь, как известно, этот бог обычно разъезжал на колеснице. С тех пор Истмийские игры всегда включали в программу такой вид соревнований.

В другом мифе рассказывается, что на Истме возродил Сизиф - царь-основатель Истмийских игр. Сделал он это в честь чудесного спасения своего малолетнего племянника, на помощь которому пришел Посейдон.

Есть и еще версия, согласно которой, учредителем этих игр считается Тесей. Одним из его подвигов была победа над разбойником Скироном, которого он сбросил в море. Разбойник оказался и Тесей в качестве искупительной жертвы организовал спортивные соревнования.

Реальная история

Истмийские игры в Древней Греции получили статус общенационального праздника во времена правления коринфского царя Периандра, предположительно, в 582 году до н. э. Вторым «куратором» этих соревнований было государство Аргос, хотя позднее там стали организовывать собственные игры.

На Исмийских играх также имели право присутствовать представители других регионов Древней Греции, кроме элейцев - организаторов Олимпийских игр. Они когда-то неуважительно отнеслись к юному Периандру, и из-за этого на Истм их не пускали.

Коринф был богатым государством, поэтому игры проводились с большим размахом. Победители соревнований, кроме венка из ветвей плюща и сосны, получали ценные призы, учрежденные другими полисами, например, Афинами. Подобная «коммерциализация» соревнований многими осуждалась, ведь игры считались священными, а съехавшиеся со всей Греции атлеты подчас даже забывали, какому богу посвящали Истмийские игры.

Тем не менее соревнования пользовались популярностью даже в период и после разрушения Коринфа.

Программа спортивных состязаний

Центральное место на играх занимали гонки на колесницах, в которые запрягалась четверка лошадей, в память о соревнованиях, проведенных самим Посейдоном. Проводились также скачки верхом, хоть они и не были столь популярны в Древней Греции.

Из атлетических соревнований можно назвать бег, кулачный бой, борьбу и панкратион - аналог современного боя без правил. Существовали разные возрастные категории, в которых могли выступать атлеты: мальчики, юноши и мужчины.

Победителю вручали пальмовую ветвь, венок и часто немалый денежный или ценный приз, учрежденный государствами-участниками.

Среди победителей Истмийских игр были и мифические персонажи. Например, Кастор стал победителем в беге, его брат-близнец Полидевк - в кулачном бою, а в панкратионе всех соперников одолел Геракл.

Соревнования музыкантов и поэтов

Истмийские игры в Древней Греции также включали в себя состязания флейтистов и кифаредов - мастеров игры на популярном в эпоху Античности музыкальном инструменте - кифаре.

Наряду с музыкантами выступали и поэты, причем оценивалось не только качество самих стихов, но и артистический талант их исполнителя. По легенде, однажды в состязаниях кифаредов участвовал даже сам Орфей и, конечно, стал победителем.

Продолжавшиеся несколько дней соревнования завершались награждением и чествованием победителя, получавшего венок из плюща и ветвей сосны (позднее — из сельдерея) и пальмовую ветвь. Хоть поэтические и музыкальные соревнования были не менее популярны, чем спортивные, но ценных призов их победителям не полагалось, по крайней мере, нигде в исторических источниках нет упоминания о них.

Закат Истмийских игр связан с распространением римского владычества и всеобщим увлечением гладиаторскими боями. Последнее упоминание о них относится к IV веку нашей эры.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.
В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Анагальное (состязательное) начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.
В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести лишь славу, а не материальные блага.
Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с этого времени они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.
Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Если ребенок пока не показывает на карте Пакистан или Армению, а родителям сильно этого хочется, то можно для него и его друзей организовать подвижные игры народов мира, которые знакомы маленьким жителям далеких стран. Но прежде, чем начать, надо предложить ребятам найти эти государства на глобусе, а затем рассказать о культуре и обычаях населяющих их людей, о нюансах воспитания детей в разных странах

Детская игра из Чили: «Беги, Гуарача, беги!»

Слудет объяснить юной компании, что в Чили, государстве на юго-западе Южной Америки, говорят на испанском языке, а «Гуарача» — слово, которого нет в словаре, придумано для забавы.

  • Количество игроков : пятеро и больше.
  • Возраст : старше 5 лет.
  • Что понадобится : носовой платок.

Как играть : дети садятся в кружок. Оглядываться запрещено. Задача ведущего, который находится за кругом, незаметно положить на спину одного из игроков носовой платок. Если ребенок это почувствовал, он должен догнать ведущего, и если получается, то тот выбывает из игры. Если же догнать не удается, то удаляется проштрафившийся участник.

Детская игра из Греции: «Агалмата»

Греция, государство на юге Европы, знаменита античными мраморными статуями. Можно найти самые знаменитые из них в интернете и продемонстрировать детям до начала игры.

  • Количество игроков : от четырех.
  • Возраст : старше 10 лет.

Как играть : один из игроков стоит с закрытыми глазами в центре большой открытой площадки и медленно считает до десяти. Остальные же в это время стараются принять позу любой статуи. Для достоверности образа не запрещено использовать подручные предметы, например, палки или мячи.
«Агалмата» («статуя» по-гречески), — кричит ведущий, и игроки замирают. Если «статуя» не удержала равновесия, она выбывает, ведущий старается рассмешить игроков. Самого стойкого объявляют новым ведущим. Это идеальная игра для развития координации движений.

Детская игра из Пакистанa: «Верх - низ»

Юные обитатели пакистанских городов, - государства в Южной Азии, любят смеяться и кричать. Эта веселая, подвижная игра помогает им выплеснуть избыток энергии.

  • Количество игроков : четверо и больше.
  • Возраст : старше 4 лет.
  • Что понадобится : открытая площадка с пеньками, горкой, качелями, камнями или крепкими скамейками.

Как играть . Выбирается ведущий, когда он произносит слово «Низ», на земле оставаться нельзя - нужно как можно быстрее прыгнуть на пенек, скамейку, горку, или любую другую возвышенность. Если же прозвучала команда «Верх», все должны спуститься на землю. Тот, кого «засалили», становится ведущим.

Детская подвижная игра из Ганы: «Пилоло!»

У маленьких жителей сельских районов Ганы, - государства в Западной Африке, мало игрушек, но они находят много способов повеселиться.

  • Количество игроков : шестеро.
  • Возраст : старше 4 лет.
  • Что понадобится : палочки, камушки или по одной монетке на игрока.

Правила . Назначается ведущий и судья, затем определяется финишная прямая. Дети отворачиваются и ждут, пока ведущий спрячет монетки или камушки. Когда он крикнет «Пилоло!» («Искать!»), судья включает секундомер, а игроки находят монетки, затем бегут с ними к финишу. Прибежавший первым получает одно очко. Затем монетки собирают, назначают новых ведущего и судью, игра продолжается. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Запоминать количество очков должен судья.

Детская забава из Великобритании: «Получи подарок»

Эта забава у жителей островного государства на севере Европы очень популярна, особенно на праздновании дня рождения. Подарок в яркой упаковке передают под музыку.

  • Количество игроков : 5+.
  • Возраст : старше 4 лет.
  • Что понадобится : подарок-сюрприз, цветная бумага, музыка.

Как играть : упакуйте забавные игрушки в несколько слоев бумаги разного цвета, усадите детей в кружок и включите музыку. Подарок передают по кругу до тех пор, пока ведущий не выключит звук. Ребенок, в руках которого оказался сюрприз, снимает первый слой бумаги. Передача продолжается до тех пор, пока упаковка не будет снята полностью. Подарок достается победителю, а по кругу пускают новый сувенир. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы подарки получили все игроки.

Детская игра из Австралии: «Скиппиру-кенгуру»

Австралия - это страна и континент, где обитают удивительные животные: тасманский дьявол, утконос, валлаби, вомбат, коала, кукабара и, конечно же, любимец всех малышей - кенгуру.

  • Количество игроков : пятеро и больше,
  • Возраст : старше 3 лет.

Правила . Дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину, сесть на пол, наклониться вперед и закрыть глаза - это спящий кенгуру Скиппиру. Остальные - охотники. Ведущий называет имя одного из детей, тот дотрагивается до «кенгуру» и говорит: «Угадай, кто тебя поймал?». Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока кенгуру не побывают все участники. В нее часто играют в австралийских детских садах: она помогает детям быстрее познакомиться друг с другом и развивает слух.

Детская игра из Армении: «Битва на яйцах»

Она очень популярна в Закавказье, где расположена одна из бывших советских республик. Украинцам забава знакома как пасхальная.

  • Количество игроков : двое.
  • Возраст : от 3 лет и старше.
  • Что понадобится : пара сваренных вкрутую яиц.

Как играть : став лицом друг к другу, дети сталкивают яйца острыми концами, пока одно из них не треснет. Потом повторяют битву, но уже тупыми концами. Опыт показывает, что крутые яйца трескаются только после 3-4 ударов и не бьются одновременно. Победитель получает оба яйца. После игры трофеи используют для приготовления салата или бутербродов для всей компании.

С помощью таких развлекательных и познавательных игр, ребенок получит не только хорошее настроение, но и новые знания по географии. Кроме того, игры разных народов учат быстро мыслить, развивают моторику рук и слух.

Сургутский государственный университет

Ханты - Мансийского Автономного округа – Югры.

Институт гуманитарного образования и спорта

Предмет: история физической культуры

Тема: Олимпийское движение и технический прогресс.

Выполнил: студент 1 курса

Факультета физической культуры

Группы 205-31

Яуфман Виктор

г. Сургут,

План.

Введение ……………………………………….…3 стр.

Греческие игры ………………………………….3 стр.

Римские игры …………………………………....4 стр.

Гладиаторские игры …………………………....4 стр.

Возрождение Олимпийских игр ………………5 стр.

Современное олимпийское движение ……….5 стр.

Введение

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

Олимпийское движение - это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию любительского спорта.

Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум - это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой - олимпизм.

Цель работы - рассмотреть олимпийское движение современности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить возникновение и возрождение Олимпийских игр;

Выявить особенности современного Олимпийского движения.

1. Возникновение олимпийских игр

Первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии - роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии.

Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г., в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г., факел впервые совершил морское путешествие.

1.1 Греческие игры

Отличительной особенностью древних греков был «агон», т. е., состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об «агоне» дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776 г. до н. э., в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

1.2 Римские игры

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э., учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э., были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой;

2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.;

3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - 380 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.