Периодов, который вслед за его первооткрывателем - немецким археологом Вильгельмом Кёнигом, директором Национального музея Ирака , - иногда расценивают в качестве древних гальванических элементов , созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта .

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Багдадская батарейка. Электричество существовало 2000 лет назад!

    10 Археологических Находок, Которые Могут Переписать Историю

    ДРЕВНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫЕ ЗАНОВО #ИФ

    Субтитры

Описание

Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» даёт такое описание багдадской батарейке:

… верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра.

Назначение

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка (точнее, "гальванический" элемент), заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрическое напряжение в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Национального музея Ирака. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом .

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтверждал профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины . Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом . Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывал, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация . Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса . Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку ровным слоем золота.

Учебники по истории могут оказаться неправдивыми: человечество могло начать изучение электрики намного раньше, чем это принято считать. Существование тысячелетней Багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта. Сегодня общепринято считается, что именно итальянский физик Алессандро Вольта в 1800 году придумал электрическую батарею. Он обнаружил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в химический раствор, между ними протекают электроны. С этого начались работы других ученых над электричеством, и это дало огромный толчок развитию науки. Но Багдадская батарея сдвигает срок на несколько тысячелетий раньше.

Составные части Багдадской батареи

Электричество люди пытались изучать задолго до Вольта, о чем сохранились записи в папирусах и настенных рисунках Древнего Египта. Однако это косвенные доказательства, и им мало кто верил, пока в 1938 году немецкий археолог Вильгельм Кениг не описал так называемую Багдадскую банку (ее еще называют Багдадской батареей). Этот глиняный сосуд с электричеством нашли в 1936 году в месте Куджут-Рабу за чертой Багдада, когда рабочие равняли грунт под железную дорогу.

Заслуга Кенига состояла в том, что он увидел в овальном кувшине из ярко-желтой глины высотой 13 см типичную конструкцию батарейки, которые к тому времени массово использовались. Сосуд имел все, что нужно для хранения энергии: свернутый лист меди по периметру, железный стержень в центре и несколько кусков битума внутри. Последний запечатывал верхний и нижний края медного цилиндра. Такое герметичное соединение говорит о том, что кувшин когда-то содержал жидкость. Эту гипотезу же подтверждают следы коррозии на меди. Это же дает разгадку о типе жидкости – уксус или вино. Эти природные вещества содержат в себе кислоту – необходимое условие для любой батарейки.

Багдадская батарея в разрезе

Зачем батарейки, если нет электроприборов

В скором времени похожие на Багдадскую банку артефакты нашли возле городов Селевкия и Ктесифона. Это дало точное знание, что уже несколько тысяч лет тому назад люди пользовались электричеством. Однако зачем им электроэнергия, ведь у них не было лампочек, телевизоров, холодильников и других электроприборов?

Точный ответ на этот вопрос пока что неизвестен, но ученые имеют на этот счет некоторые догадки. Например, Кениг в своих статьях считал, что эти источники питания использовались для гальванизации ювелирных украшений. Этот технологический процесс применяется сегодня повсеместно: омеднение проводов, позолота медных и серебряных украшений, хром на стальных деталях и тому подобное. Его особенностью является то, что под воздействием электрического тока можно нанести тонкое и прочное покрытие из одного материала на другой.

Эта версия имеет право на жизнь, ведь ее проверили на практике. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в американском городе Питсфилд Уиллард Грей создал по рисункам из статьи Кенига точную копию древней батарейки. Он наполнил глиняный кувшин поочередно виноградным соком и уксусом и получил напряжение на металлических выводах около 1,5 В. Именно столько дает сегодня любая стандартная батарейка формата АА.

Конструкция Багдадской банки

Батарейки для магии и лечения

Кроме гипотезы об использовании древними батареек для гальванизации, существуют еще две: электротерапия и магия.

Древние верили, что если приложить к больному месту электрический ток, тогда оно онемеет и перестанет болеть. Об этом есть записи в трудах древнегреческих и римских медиков. Греки, например, для этих целей часто применяли электрического угря, которого прикладывали к воспаленной конечности и держали до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет.

Размер Багдадской батареи в сравнении с рукой

Еще электричеством могли укреплять религиозную сферу жизни граждан. Жрецы, например, собирали несколько Багдадских банок в один мощный элемент питания и присоединяли выводы к металлической статуе бога. Каждый, кто к ней прикасался, думал, что получил контакт с высшим существом. Хотя на самом деле это был всего лишь слабый разряд тока.

Жрец еще больше укреплял веру в свою связь с божеством тем, что мог спокойно прикасаться к статуе и не получать удары электричества. Для этого он носил сандалии, которыми становился на металлический пол под статуей. Обувь служила изолятором и не пропускала ток. А простые верующие ходили чаще всего босиком, из-за чего этот трюк работал безотказно.

Не батарейка, а камера хранения

Теории о том, что древние могли целенаправленно использовать энергию в химических источниках, не позволяют с уверенностью сказать, что это было в действительности. Причиной этому является очень малая мощность и большой вес таких аккумуляторов, из-за чего на практике они оказываются бесполезными. Например, от яблока можно заставить работать обычный калькулятор или простые наручные часы. Но куда удобней современные источники питания.

Кроме этого, то, что Багдадская банка на самом деле была батареей, опровергают другие находки. Например, находка в той же Селевкии содержала в себе свиток папируса. А артефакт из Ктесифона имел внутри скрученные листы бронзы. Поэтому, по мнению некоторых ученых, такие сосуды использовались для хранения вещей, а не для генерации электричества.

Их версию подтверждает то, что битумная крышка была полностью герметичной и не имела выводов для металлических контактов для проводов. В ней также не было отверстий для заливки электролита, а ведь такой источник питания требует его частой замены.

По мнению ученых, в таких сосудах хранились священные свитки из материалов органического происхождения – пергамента или папируса. При их разложении выделяются органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре внутри глиняного сосуда.

Кстати, если у древних проблемой было создать источник электричества, то сегодня главная задача – их утилизация с минимальным вредом для экологии. И в этом МТС помогает украинским пользователям. Оператор запустил национальную программу , с помощью которой они смогут утилизировать элементы питания правильно. О том, куда девать отработанные батарейки, можете .

Багдадская батарейка — загадочный месопотамский артефакт парфянского и сасанидского периодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом — директором Национального музея Ирака — иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта. Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близ Багдада в июне 1936 года (в некоторых источниках говорится, что в 1938 году, представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залито битумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак. Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке: "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра".

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Багдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом. Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывает, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация. Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке и солевой раствор золота, за несколько часов учёный подтвердил догадку — статуэтка была покрыта ровным слоем золота.

В 1947 году американский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовав сульфат меди в качестве электролита. Батарейка дала электрический ток с напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» был получен тот же результат — гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея. Ее голова обращена к небу.

Странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами.

По мнению египтологов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает "горизонт".

Эрих фон Деникен продолжает: «Концепция, которую я здесь излагаю, пока еще зиждется на шаткой основе. Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их «джед-столбы». Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой — Джосера.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранящемся в библиотеке г. Уджайна, - «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю - кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же, слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок, багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией, они использовались для хранения свитков.

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством.

Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Впервые багдадскую батарею (Baghdad Battery) описал немецкий археолог Вильгельм Кениг (Wilhelm Konig) в 1938 году. Сегодня точно неизвестно, раскопал ли он батарею самостоятельно или обнаружил ее в запасниках какого-то музея, однако известно, что она была найдена в месте Куджут-Рабу (Khujut Rabu) за чертой Багдада.

Багдадской банке около 2000 лет, она состоит из глиняного сосуда с пробкой из битума, которая протыкается железными прутами. Внутри банки пруты окружены медным цилиндром. Кениг решил, что такая конструкция может быть характерна для электрической батареи и опубликовал статью об этом открытии в 1940 году.

Изучение багдадской банки прекратилось с началом Второй Мировой войны. После ее окончания Уиллард Грей (Willard F. M. Gray) из лаборатории General Electric High Voltage Laboratory в Массачусетсе воспроизвел работу багдадской банки. Он залил аналог банки виноградным соком, являющимся электролитом. Оказалось, что багдадская банка может давать напряжение до двух вольт.

Далеко не все ученые соглашаются, что багдадская банка может называться электрической и считают, что она могла использоваться для хранения папирусов.

Куджут-Рабу - это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому археологи считают, что багдадские банки могли принадлежать другим народам.

Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий.

Если багдадская находка могла производить электричество, то для чего же она могла использоваться? В частности для нанесения металлизации гальваническим путем. Если это так, то часть золотых музейных экспонатов может оказаться лишь позолоченными. Однако пока заявлений об обнаружении таких находок в прессу пока не поступало.

"Багдадская батарея" (Baghdad Battery) - создана предположительно 2000 лет назад (парфянский период между 250 до н.э. и 250 н.э.). "Банка" найдена в Куджут-Рабу (Khujut Rabu) в окрестностях Багдада и состоит из глиняной емкости с пробкой из битума. Через пробку пропущен железный стержень, окруженный медным цилиндром.

Если банку заполнить винным уксусом, то "батарея" развивает напряжение ок. 1.1 вольта. Достоверных свидетельств применения "банки" не сохранилось, но ученые склоняются к мысли, что устройство (если это действительно была батарея!) могло использоваться в технологическом процессе нанесения позолоты.

Знаменитая багдадская батарейка, как полагают, была сделана около 2000 лет тому назад. странный сосуд, найденный в окрестностях багдада, составлен из глиняной емкости со стопором, сделанным из асфальта. в асфальт воткнут медный цилиндр, а посредине цилиндра - железный прут. если сосуд заполнить уксусом или каким-нибудь соком, получится источник тока напряжением порядка 1,1 в. нет никаких письменных свидетельств относительно применения таких устройств в древности. ученые полагают, что батарейки, если это были батарейки, использовались для нанесения гальванического покрытия из золота на медные или серебряные предметы.

Через несколько лет после находки Кениг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. Это подтвердили и опыты. Ученые изготовили такой же кувшин, наполнили его винным уксусом, подключили вольтметр и убедились, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт. немного, но все-таки!

Значит, парфяне - извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? что если во всем виноваты "темные века", лишившие европейцев исторической памяти? и "век электричества" наступил не во времена фарадея и яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно. этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность "багдадской батарейки" очень мала. даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок "багдадских батареек".

Подобная конструкция весит десятки килограммов. "для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн" - педантично подсчитал физик франк дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. Ии хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. реальность и ее образ не совпадали. элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца ра. по верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". даже египтологи не знают, как ее истолковать. возможно, она обозначает "горизонт".

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! есть они. археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если "багдадские батарейки" не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. в его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных "багдадской батарейке", и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются. каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. ЛуиджиГальвани в 1790 году открыл "животное электричество" по чистой случайности. он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? а где было сделано это открытие, в парфии или, судя по статуэтке, в Египте? а в других странах знали о нем? как-никак, "батарейками", наверное, пользовались не одно столетие. увы, нам ничего не известно об этом. не сохранилось никаких письменных упоминаний.

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? из того, что "это было возможно", не следует ведь: "это так и было". и почему археологи находят такие же "батарейки", в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. все забывается. и некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение.

Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности. многое исчезло без следа. возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. и теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

По материалам сети

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет.

Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.)

Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем.

Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.


Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.


И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В.

Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом.

Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.


И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение.

Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.


Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.