Должность: учитель биологии.

План урока

Тема: Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни

человека.

(2 часа)

Задачи урока:

Методические : характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса; особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе так и для человека.

Компетентностные : формирование общей культуры учащихся, определяющей, адекватное поведение человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых и изучения их поведения; формирование коммуникативных умений, рефлексивности, поисковые умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать, делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии: проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых

Вид деятельности - проект.

Урок I

Структура урока:

Организационный этап : учитель знакомит учащихся с содержанием программы на урок. Рассказывает о планах на первый и второй урок.

На доске эпиграф « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (китайская мудрость).

Мотивационная часть : урок начинается с прочтения стихотворения участницы проекта по данной теме 2007года Виктории Попошевой.

ЭНТОМОЛОГИЯ

На этом свете знают не многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!

И кто-то со смехом вам скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.

Зеленых лугов и полей без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и смерть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!

Мир Членистоногих защиты просит

Для нас они только лишь радость приносят!

И пользы больше, чем вреда.

Давайте мы будем беречь их всегда!

И просмотра презентации о насекомых, демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих. Перед просмотром презентации классу предлагается.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

После просмотра учитель говорит:

- процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.

Учитель ставит перед классом вопрос:

- вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?

Ожидаемые ответы обучающихся:

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)

Учитель:

Итак, по данным характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия. Нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.

Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам (5), согласно названию папок на рабочем столе).

1.жесткокрылые

2.перепончатокрылые

3.чешуекрылые

4.прямокрылые и стрекозы

5.тараканы и двукрылые

Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Учитель определяет задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.

Этап второй . Работа с энтомологическими коллекциями.

Учитель обращается к классу с вопросом:

На основе каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?

Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику, определить значение. По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Комментирование выявленных ошибок

За несколько минут до конца урока учитель даёт вводную инструкцию к прохождению третьего этапа.

Этап третий . Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.

Урок II

Ход урока:

Для создания простой линейной презентации отводится 15-20 минут. Защита должна пройти за 3-4 минуты.

Алгоритм демонстрации презентации:

1. Вывод презентации на экран;

2. Выступление (защита);

3. Самооценка;

4. Оценка класса;

5. Оценка учителя

После просмотра, обсуждения и оценки презентаций слово даётся группе обучающихся, которые подготовили заранее сообщение о насекомых нашей Республики Алтай.

В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.

В итоге составляется следующая характеристика:

1) Тело расчленено на три отдела - голову, грудь и брюшко;

2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;

3) Тело разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов- передне-, средне-, заднегруди, брюшко из 10 сегментов;

4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;

5) Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все остальные;

6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.

Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.

(предполагаемые ответы)

Переносчики заболеваний - мухи, тараканы, комары

Опылители растений - шмели, пчёлы, мухи;

Санитары леса - муравьи

Вредители плодово-ягодных и овощных культур - яблоневая плодожорка, капустная белянка

Переносчики малярии - малярийный комар;

Переносчик сонной болезни - муха це-це.

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

Какие же особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся)

УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Итог : в ходе урока вы проявили необходимые знания не только по биологии, но и по другим предметам, а так же пользовательские умения работы на персональных компьютерах, все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал.

Спасибо всем за интересный урок!

Цели:

    Рассмотреть значение насекомых в природе; Учить находить взаимосвязи в природе; Познакомить с некоторыми видами насекомых; Повторить экологические правила; Развивать мышление и внимание; Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребус, кроссворд, таблицы «Виды жуков», «Поведение человека в природе», экологические знаки, рисунки насекомых.

Ход занятия.

    Сообщение темы и цели урока.

Ребята, давайте разгадаем ребус и узнаем, о ком сегодня мы узнаем много нового и интересного.

Цель нашего занятия – узнать тайны из жизни насекомых. Узнаем почему насекомых надо охранять.

В траве краснеет мухомор. И запевает дружный хор

Кузнечиков, медведок, жуков и их соседок.

    Чтение и обсуждение экологической сказки «Как кузнечик бабочку не узнал».

После чтения идёт обсуждение по вопросам учителя, а затем учитель демонстрирует схему, на которой изображены этапы развития бабочки.

    Экологические правила.

- Рассмотрите рисунок бабочки махаона. Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нём. Так бабочки опыляют цветы. Только из опылённого цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец.

- Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать? (Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.)

- Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка – махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу – в ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.

- Как мы можем помочь бабочкам выжить? (Насекомых надо беречь, не ловить их. Надо любоваться издалека, не дотрагиваясь до них.)

- Надо ли уничтожать гусениц? (Нет, так как из них вырастут бабочки.)

    Насекомые рекордсмены.

- Отгадайте загадку:

С бронёй, а не танк, с крыльями. А не самолёт,

Летит – шумит, а без мотора. (ЖУК

- А сейчас мы познакомимся с жуками, которых называют рекордсменами.

    Викторина «Знатоки насекомых»
    Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок? В лесу часто встречаются огромные муравейники. Зачем они муравьям? Ведь они живут в основном под землёй. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? Назовите самого прожорливого воздушного хищника. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? Что случится с пчелой после того, как она ужалит? Зачем шмели гудят? Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
    Итог занятия:

Урок проходит в виде конкурсов. Для участья формируются 3 команды по 6 человек, остальные – болельщики.

I. Представление команд

Команда “Муравьи ”, девиз – “Бессодержательных созданий в мире нет и муравьи вам свой дадут ответ”.
Команда “Жуки ”, девиз – “Жуки гудят, скрипят, пищат и победить сейчас хотят”.
Команда “Стрекозы ”, девиз – “К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки сегодня мы, стрекозы”.

II. Разминка

Каждой команде задается по 5 вопросов.

Вопросы I команде

1. Как по внешнему виду узнать насекомое?
(1 пара усов, 3 пары ног, 2 пары крыльев, 3 отдела тела)

2. Какая бабочка по ночам грабит ульи? Почему укусы пчел для нее безболезненны?
(Бабочка семейства бражников – мертвая голова; укусы не действуют, т. к. тело ее густо покрыто волосками.)

3. Зачем пчеле вентилятор?
(Для охлаждения и во избежание перегрева улья они машут крыльями, приносят и разбрызгивают воду)

4. Если дневная бабочка крапивница садится под крышу сарая или залетает в комнату днем, что это значит?
(Что будет дождь через 1–2 часа)

5. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)

Вопросы II команде

1. Какие насекомые одомашнены человеком?
(Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)

2. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову?
(Жук-чернотелка, бомбардир)

3. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)

4. С помощью каких насекомых человек борется с насекомыми-вредителями?
(Жужелица, божья коровка, наездник, муха-журчалка)

5. Из кого состоит пчелиная семья? Чем они отличаются друг от друга?
(Матка, трутни, рабочие пчелы; отличие в размерах и выполняемых функциях)

Вопросы III команде

1. Сколько видов насекомых обитает на Земле? Каковы среды их обитания?
(2 000 000 видов; обитают повсюду – в воздухе на высоте 1 500–2 000 м, в пресных и морских водоемах, в почве, во всех растениях и животных)

2. Как спасаются насекомые?
(Мухи, бабочки, стрекозы – улетают;
осы, пчелы, шмели –жалят;
жуки – убегают;
кузнечики – прыгают;
клопы, божьи коровки, бронзовики – выделяют жидкость с отвратительным запахом)

3. Какие насекомые являются переносчиками заболеваний человека?
(Малярийный комар переносит малярию;
муха – дизентерию, холеру, дифтерит;
вши – сыпной и возвратный тифы
тараканы – дизентерию, холеру)

4. Какой вред приносят жуки–щелкуны?
(Личинки проволочника вредят посевам сахарной свеклы, кукурузы, моркови, картофеля, пшеницы; живут личинки в почве 2–3 года)

5. Какие насекомые–санитары вам известны?
(Жуки-могильщики, трупоеды)

За каждый правильный ответ учащиеся получают 5 очков.

III. Конкурс “Найди ошибку”

От каждой команды приглашают по 2 человека, учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

IV. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 3 человека. Задание состоит в том, чтобы определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

(За этот конкурс высший бал - 10 очков.)

Ответы на зоошутку: голова мухи, сяжки жука-навозника, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

V. Конкурс “Зоологический музей”

От каждой команды приглашают по 1 человеку (за этот конкурс высший балл – 5 очков).

Участник должен попробовать себя в качестве экскурсовода. Включается видео, идут кадры о разных отрядах насекомых, звук отключен, озвучивают участники. Побеждает тот, кто правильно и интересно справится с данным заданием.

VI. Конкурс “Поймай насекомое”

От каждой команды приглашают по 2 человека, с помощью магнитика они ловят вырезанные картинки с изображениями насекомых (использовалась детская игра “Поймай рыбку”), кто в течении 2 х минут сумеет больше всех поймать и назвать их, зарабатывает 5 очков в этом конкурсе.

VII. Кроссворд

(Кроссворд оценивается в 10 очков.)

По горизонтали:

По вертикали :

Ответы на кроссворд

По горизонтали : 3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.

По вертикали: 1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

VIII. Конкурс болельщиков

За каждый правильный ответ болельщики получают 1 очко.

Пока команды отгадывают кроссворд, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Из членистоногих только насекомые имеют органы выделения в виде …?
(Мальпигиевых сосудов.)

2) Развитие личинок божьих коровок происходит с …?
(Полным превращением.)

3) Назовите жуков имеющих предостерегающую окраску?
(Клопы-солдатики, бронзовики, жужелицы, божьи коровки.)

4) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)

5) Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих и почему?
(Жук-олень – за “ветвистые” рога,
жук-носорог – за твердый вырост в виде рога,
слоники – за ротовые органы в виде хоботка.)

6) Кого называют “пчелиным волком”?
(Роющая оса для своих личинок запасает медоносных пчел.)

7) Какое насекомое слышит ногами?
(Кузнечик.)

8) Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей?
(Нет, в период размножения самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови, необходимой для созревания яиц.)

9) Почему при укусе комара ощущается зуд?
(Ядовитая слюна, попав в ранку, вызывает этот зуд.)

10) Назовите насекомых – вредителей полей, садов, лесов.
(Поля – капустная белянка, свекольный долгоносик, жук “кузька”, озимая совка, колорадский жук; лес – парный и непарный шелкопряд; сад – тля, яблоневая плотожерка, яблоневый цветоед.)

IX. Следствие ведут “нюхачи”

От каждой команды приглашают по 1 человеку, который разбирается в запахах.

Кусочки губки имеют запахи (мяты, укропа, хрена, апельсина). Если правильно назовите все запахи, то из их первых букв составляется название насекомого.

(Муха – отряд двукрылые.)

X. Подведение итогов

Награждение победителей и болельщиков, которые набрали больше всего очков.

Задания вопросники составлены при помощи использования литературы:

1. В. Сабунаев Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976 г.
2. В. В. Нестеров Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969 г.
3. В. А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашние задание

Конспект урока

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;

Методы:

  1. Словесно – наглядный
  2. Наглядно – демонстрационный

Оборудование:

  • таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
  • мультимедиа.

Тип урока:

  • комбинированный

Вид урока:

  • обобщающий

Ход урока

Этапы урока Содержание Методы и средства
Орг. момент Здравствуйте!

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Словесные, доска
Проверка знаний Фронтальный опрос:

1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка)

2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков))

3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга)

4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения)

5. Как дышат насекомые? (Ответ: трахеями, до 10 пар отверстий – дыхалец)

Беседа, Таблицы “Тип Членистоногие, Класс Насекомых”, “Чешуекрылые”, развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Изучение нового материала Многообразие насекомых.

Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые.

А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые

К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм.

Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомым наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и другие. Численность многих насекомых в популяции непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз.

Словесные, наглядные.

Коллекция насекомых, таблицы, книга для чтения по Зоологии. Мультимедиа (Презентация)

Закрепление знаний Сообщение о насекомых.(Коновалова Света, Разоренова Алена)

Учащиеся должны написать в тетради полезного и вредителя насекомого и их роль в природе. Разобрать каждое насекомое по систематике (царство, подцарство и т.д.).

Практический, учебник и таблицы “Класса Насекомых”
Домашнее задание Изучить текст на стр. 164 – 165, подготовить ответы на вопросы рубрики “Подумайте!” Словесный, учебник

Самоанализ урока Биологии в 7 классе

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.

Развивающая

  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека

Тип урока: Комбинированный

Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.

Урок, обобщающий с экологическим содержанием.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.

Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).

Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.