Иногда при монтаже коммуникационных систем приходится совмещать элементы, сделанные из разных материалов. Особенно часто в строительной практике встречается соединение пластиковых труб с металлическими, для выполнения которого можно воспользоваться разными способами.

Мы расскажем, как с максимальной надежностью подсоединить пластиковый участок трубопровода к существующей стальной или чугунной системе. У нас подробно описаны технологии, позволяющие обеспечить герметичность при состыковке. В статье приведены приспособления и инструмент, необходимые для работы.

Обычно при прокладке водопроводных, канализационных или других систем строители стараются применять один и тот же материал. Однако в некоторых случаях не обойтись без комбинированных конструкций. Наиболее частыми причинами служат следующие.

Плановая замена и срочные ремонтные работы . Чугунные коммуникации, которыми оснащены дома, построенные несколько десятков лет тому назад, постепенно выходят из строя. Со временем металлические элементы подвергаются коррозии или засоряются, из-за чего им требуется их плановая либо аварийная замена.

Вполне естественно, что в этом случае старые чугунные или стальные трубы заменяются на полимерные, которые отличаются меньшей стоимостью и легкостью в монтаже.

В старых домах с давно проложенными коммуникациями к металлическим (обычно чугунным) стоякам часто подсоединяются современные полимерные трубы

Строительство . Процесс индивидуального или общественного возведения домов связан с прокладкой теплотрасс, канализации, подводки водоснабжения. Часто монтажом различных систем занимаются разные организации, из-за несогласованной работы которых на стройку поставляются несколько видов труб – как из металла, так и из пластика.

Особые случаи . В некоторых ситуациях совмещение разнородных материалов – насущная необходимость, например:

  • подключение трубопровода к технологическому оборудованию, высокую температуру которого не могут выдержать легкоплавкие пластмассовые изделия;
  • прокладка магистрали в зонах, подвергающихся повышенным нагрузкам, например, под оживленными дорогами или при выезде из гаража. В этом случае на сложных участках укладываются более прочные металлические элементы, а на остальных – полимерные.

Как мы видим, необходимость в совмещении разных видов труб возникает достаточно часто.

Галерея изображений

Меню:

Все трубопроводы монтируются соответственно проектов трубопроводных систем. Осуществляя , для газо- и водоснабжения (холодная и горячая вода), необходимо соединить между собой арматуру и стояки.

От надежности сочленения элементов магистрали зависит качество функционирования газопровода, водопровода, системы отопления, которая рассчитана на использование пара под давлением или горячей воды с температурой до 95 – 100⁰С.

Оптимальный температурный диапазон по ГОСТ системы отопления – до +60⁰С, зависит от эксплуатационных, климатических, иных факторов.

Стальные трубы: виды сочленений

могут быть неразборного и разборного видов, в зависимости от:

  • материалов, из которых произведены стояки. Кроме металлических труб , стеклянные, полимерные, ;
  • свойств транспортируемых сред;
  • эксплуатационных условий.

Чаще всего пользуются:

  • муфтовыми (резьбовыми, приварными, байонетными, гильзовыми);
  • фланцевыми;
  • резьбовыми.

Разъединительными сочленениями. Остановимся на последнем варианте.

О резьбовой стыковке стояков из стали

Резьбовой способ сочленения характерен . Для нанесения резьбы пользуются токарным станком или плашкой. На тонкостенные стояки наносят цилиндрическую накатную резьбу.

Если при укладке стальных труб будут соблюдены правила монтажа, то скручивание таким способом обеспечит качественное функционирование трубопроводной магистрали на многие годы.

Свинчивание с помощью резьбы можно осуществлять как непосредственным сочленением труб между собой, так и с применением тройников, запорной арматуры, дополнительных устройств.

Способы соединений

Резьбовые и безрезьбовые соединения могут быть разборного и неразборного типа. Многие уверены, что любую конструкцию с резьбой можно разобрать.

Если одними концами стояки приварены к недвижимой поверхности, то такое трубное устройство невозможно разъединить. Данный вариант – типичный пример неразъемного резьбового присоединения.

Но такие случаи встречаются редко. Основное количество скручиваний с помощью резьбы – разъемного типа.

Стояки соединяются между собой при помощи:

  • сгонов;
  • двунаправленной резьбы.

Сгоны используются для скручивания неподвижных относительно собственных осей труб.

Обязательное условие : один стояк должен иметь нарезанную долгую резьбу, а второй – короткую.

Для соединения таким способом сначала накручивают контргайку с муфтой на длинную резьбу. После этого нужно согнать муфту на участок трубы с наличием короткой резьбы, после чего затянуть контргайкой.

Методика использования двунаправленной резьбы состоит в том, что для стыковки труб . Накручивать ее нужно одновременно на оба стояка.

Важно! При использовании двунаправленной резьбы, на соединяемых трубах она должна быть нанесена в разных направлениях. Только в таком случае муфта будет стягивать трубы, а скручивание будет качественным, надежным, прочным.

Как и чем герметизируют стыки труб

Виды уплотнителей, способы герметизации

Чтобы предотвратить утечку рабочей среды трубопровода необходимо качественно герметизировать трубные скручивания.

При резьбовом соединении стальных труб в качестве уплотнителей используют:

  • прокладку. Этот способ уплотнения резьбового соединения требует относительно толстых торцевых трубных срезов. Наличие ровных трубных торцов никогда не сможет обеспечить герметичность. При использовании резиновой или пластиковой прокладки эта проблема успешно решается. Данный вариант – идеальный в случае сочленения с помощью гайки накидного типа;
  • подмотку. Материалами могут служить льняные пряди, полимерные нити, ФУМ ленты в комплексе затвердевающими герметиками, красками, пастами.

При монтаже пластиковых стояков применяют способ герметизации, основанный на деформационных свойствах материала. Сущность этого метода состоит в том, что пластиковую трубу с наличием внешней резьбы вкручивают в стояк с внутренней резьбой. Пластик во время деформации способствует отличному заполнению промежуточного пространства, исключая появление зазоров.

Когда речь идет о трубопроводных конструкциях с высоким давлением, то цилиндрические резьбовые соединения труб здесь – не совсем уместны. В таких случаях используется соединение конического типа. Принцип присоединения заключается в том, что при вкручивании наблюдается плотное прижимание труб до такой меры, пока полностью не исчезнет зазор.

Материалы для уплотнения стыков

Чтобы стык был непроницаемым, в качестве уплотнителей используют:

  • лён (паклю);
  • асбест;
  • ФУМ ленту;
  • натуральную олифу;
  • белила;
  • сурик;
  • графитную смазку и др.

Надежным уплотнителем при скручивании стальных труб на резьбе является льняная прядь, пропитанная суриком или белилами. Такое соединение отличается простотой монтажа, надежностью в плане герметизации. Уплотнитель используется очень давно, не теряет своей популярности и сегодня, несмотря на появление искусственных аналогов.

Для тех, у кого небольшой опыт работ по монтажу фитингов и труб, подсказываем, что ни в коем случае не применяйте лён без краски. На первых порах стык не будет пропускать влаги. Но пройдет несколько месяцев, льняные волокна намокнут, начнут разлагаться. Поэтому качество всех соединений ухудшится, а еще через месяц-другой – на стыке будет просачиваться вода.

Важно! Волокна необходимо тщательно пропитать суриком или белилами, чтобы не осталось ни одной сухой пряди.

При эксплуатации трубопроводных магистралей с температурой рабочей среды выше температуры кипения воды, оптимальный вариант уплотнителя – асбестовая нить вместе с льняными прядями. Для этого их пропитывают смесью графита с натуральной олифой.

Важно! Нужно стык с прядями промазать сначала суриком, а после этого – белилами, а не наоборот.

Перед использованием пряди рассучивают чтобы можно было хорошо отделить волокна.

Важно! Наматывать пряди необходимо «за резьбой», после чего пропитать краской. Если уложить паклю против хода нарезки, то при навинчивании муфты она вся вылезет на стороны и придется начинать все сначала.


Важно! Во избежание засорения стояков, нужно следить за тем, чтобы пакля не свисала с торца или не попадала внутрь стояка.

Многие пользуются ФУМ лентой которая ничем не уступает старым традиционным материалам – пакле с краской.

Иногда в месте стыковки стояков отсутствует герметичность. Для устранения этого дефекта нужно заменить уплотняющий материал, а резьбовой участок очистить от грязи, остатков уплотнителя. После этого еще раз намотать льняную нить, ФУМ ленту или иной уплотнитель, собрать конструкцию.

В качестве дополнительных герметизаторов , герметики химического происхождения, которые помогут усилить данный участок трубопровода.

Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»

Вариант с использованием резьбы имеет свои преимущества и недостатки.

С положительной стороны резьбовые соединения отличаются:

  • универсальностью, которая состоит в том, что их можно использовать для скручивания стояков различных диаметров;
  • простотой монтирования, поскольку для осуществления процедуры сочленения не нужно быть профессионалом или иметь багаж каких-либо специальных знаний. Достаточно обладать элементарными навыками обращения с гаечным или трубным ключом, иными простыми навыками работы в данной отрасли;
  • отсутствием наборов специальных инструментов или приспособлений;
  • удобством демонтажа целой трубной конструкции (при необходимости);
  • герметичностью, что обеспечивается наличием уплотняющих материалов, соблюдением элементарных правил прокладки трубопроводов.

Недостатки:

  • при отсутствии на деталях резьбы необходимо ее нанести, что может вызвать дополнительные трудности, поскольку не все владеют навыками ее нарезания и не у всех имеются наборы специальных инструментов;
  • когда места соединений приходится часто монтировать и демонтировать то возможен быстрый износ резьбового участка детали магистрали;
  • бывают случаи, что необходимо применить стопорение резьбовой детали, поскольку возможно постепенное самоотвинчивание фитинга.

Учитывая все «за» и «против» в одних ситуациях оптимальным вариантом является использование резьбового соединения стальных труб, а в других – иных видов сочленения элементов трубопроводной конструкции. Это значит, что не существует идеального способа соединения стальных стояков: все способы хороши если они обеспечивают надежность, герметичность трубопровода.

Важно! При выборе способа стыковки трубных конструкций учитывайте, с какого материала сделаны трубы, место возможного соединения деталей, условия эксплуатации магистрали, какими свойствами должна обладать состыковка элементов трубопроводной системы.

Важно! только резьбовое соединение, поскольку во время сварочных работ нарушится оцинковка, после чего стояк легко будет подвергаться коррозионному воздействию.

Общие требования к резьбе

Соединения используют на стыках стальных труб отопления, водопроводов, газопроводных стояков, где можно обойтись без сварки. На обычных стояках резьба нарезается, а на тонкостенных изделиях ее наносят методом накатывания.

Главные требования:

  • правильно, качественно нарезанная резьба должна быть чистой;
  • резьба считается бракованной если она сорванная или неполная;
  • длина резьбы не должна быть больше одной десятой части длины детали;
  • таких размеров чтобы при полном ввертывании концов труб между ними оставался зазор до 0,5 см (это так называемое короткое резьбовое соединение);
  • при скручивании «один цилиндр на другой цилиндр» пользуются сгонами. Сгон является отрезком трубы с резьбой на обоих концах с навернутой на них муфтой и контргайкой.

Важно! Качественный сгон должен иметь с одного конца длинную резьбу (22-27 ниток), а с другого – короткую (5-7 ниток).

Преимущество и универсальность этой детали заключается в том, что ее используют, если стояки зафиксированы и не могут поворачиваться.

Ковкий чугун и соединительные детали из него

Наиболее распространенными частями из ковкого чугуна для соединения стальных труб, других деталей трубопроводов являются:
А) прямые муфты Б) переходные муфты В) соединительные гайки Г) футорки Д) контргайки Е) пробки.

Для абсолютной герметизации системы при резьбовом соединении необходимо использовать уплотнители, например, прокладки. Кроме них, при иных видах скрепления используются дополнительные детали. Если необходимо применить сочленение элементов магистрали с помощью фланцев, то есть без муфты, то кроме прокладок еще необходимы болты.

При соединении стояков под углом пользуются соединительными частями из ковкого чугуна: прямыми и переходными угольниками, тройниками, крестами.

Важно! Соединение будет качественным и функционировать безотказно на протяжении долгого времени, если при монтаже деталей использовать детали с ровными торцами, которые будут размещены под прямым углом к соединительным частям.

Следует обратить внимание на резьбу на деталях, которая должна быть без заусенцев и чистой.

Муфта из чугуна обладает невысоким буртиком по всему периметру окружности торца, служащий для увеличения прочности детали, в отличие от стального аналога, на котором такой элемент отсутствует.

Качество соединений зависит не столько от способов уплотнения, материалов, как от мастера и качества его работы. Если он ответственный, аккуратный, обладает элементарными сантехническими знаниями, навыками работы с гаечным или трубным ключом, то лучшего специалиста – не найти. При соблюдении элементарных правил монтажа трубопроводных систем, магистраль будет функционировать на протяжении многих лет. Это может подтвердить каждый кто хотя бы один раз занимался монтажом трубопроводной системы, даже самой короткой и простой.

Пробуйте сами, экспериментируйте и увидите что вы – самый лучший специалист по монтированию трубопроводных систем с использованием резьбового способа соединения элементов магистрали.

Видео

Грамотное соединение труб отопления – это гарант хорошей герметичности системы, предупреждение теплопотерь. Специфика монтажных работ зависит от многих параметров: длина трубопровода, материал, из которого выполнен теплоноситель, личные предпочтения человека.

Как соединить трубы для системы отопления?

Соединение деталей посредством короткой резьбы и муфт обычно применяется для длинного трубопровода. Если вы выбрали этот вариант, помните, что демонтаж в этом случае провести нельзя ввиду того, что короткая резьба имеет свои особенности: ее последние витки отличаются небольшой глубиной. Таким образом, обеспечивается хорошая герметизация. Для выполнения соединения следует наложить, следуя часовой стрелке, уплотнитель. В качестве уплотнителя может выступать прядь, ФУМ лента и так далее.

Для удобства фиксации муфты на первые витки трубы уплотнитель накладывать не нужно. Муфта накручивается на уплотнитель посредством трубного ключа. Накручивать ее нужно вплоть до заклинивания. После фиксации муфты обе трубы соединяются методом ввинчивания. Демонтаж такой конструкции возможен только через обрезание трубопровода. Герметичность системы можно улучшить, покрыв уплотнитель, уже зафиксированный на резьбовом соединении, слоем масляной краски. Так вы обеспечите защиту трубопровода от разного рода негативных воздействий. Аналогичного алгоритма работ следует придерживаться при монтаже тройников и угловых систем.

Переходник

Монтаж труб посредством переходника также имеет свои особенности. Изделие ввинчивается в переходник, затем затягивается гайка, крепко фиксируя уплотнитель. Аналогичные действия выполняются со второй трубой. Применяя этот вариант, вы сможете без проблем провести демонтаж и повторный монтаж системы.

Сварка

При установке трубопровода для систем отопления часто применяется сварка. Подобную работу лучше доверить квалифицированному специалисту. Однако запаять трубы можно своими руками. В конечном итоге получаются качественные и надежные соединения, дешевые в монтаже. Для работы потребуется переходник с припоем. Обе детали трубопровода следует ввинтить в переходник, а затем прогреть их при помощи специальной горелки. Нагрев производится до тех пор, пока расплавленный припой не заполнит монтажный шов.

Процесс монтажа

Рассмотрим подробней монтаж излучающих деталей в систему отопления. Обычно в качестве излучающих элементов используется трубопровод из чугуна ввиду своих многочисленных преимуществ: демократичная стоимость, длительный срок эксплуатации, надежность крепления. Для выполнения соединения следует вывернуть заглушки. Радиатор должен быть зафиксирован так, чтобы внешняя резьба втулки глубоко врезалась в корпус обогревающего устройства. Если схема отопления предполагает внешнюю разводку, то обе трубы устанавливаются с одной стороны корпуса радиатора. В том случае, если длина горизонтальных деталей трубопровода, монтируемых в систему отопления, больше 15 см, между этими элементами устанавливаются стойки-распорки. После монтажа они надежно фиксируются посредством сварки. Данная мера позволяет предупредить опасность деформации изделий из-за высоких температурных воздействий.

Сварка или резьба – что лучше?

На сегодняшний день становится все более и более популярным резьбовое соединение ввиду его преимуществ: легкость в монтаже, эстетичный монтажный шов, простота проведения обсуживающих работ, надежность.

Сварочные соединения также отличает высокое качество, однако зачастую выполнить их с первого раза сложно даже специалистам, а ошибки в монтаже могут привести к созданию аварийных ситуаций. Кроме того, после проведения сварочных работ в помещении еще надолго останется едкий и неприятный запах.

Подведем итоги

Соединить трубы для систем отопления вполне можно самостоятельно, не прибегая к услугам профессионалов. Главное следовать приведенным инструкциям и следить, чтобы вся работа выполнялась очень аккуратно, ведь от ее итогов зависит герметичность системы, а значит, и отсутствие аварийных ситуаций, максимальный комфорт и тепло в доме.

Соединение труб методом сварки обеспечивает высокую надёжность и длительный срок службы отопительной системы. Принцип сваривания отдельных элементов трубопроводов между собой практически одинаков, вне зависимости от материала, из которого они выполнены (металл или пластик). Отличия связаны, в основном, с разницей в конструкциях сварочных аппаратов и методах их эксплуатации. В частности, сварка труб отопления из металла требует наличия профессиональных навыков, тогда как соединение отрезков из пластика при помощи метода муфтовой сварки может выполнить даже неподготовленный человек.

Что нужно знать о сварке труб отопления?

Сварка является один из наиболее популярных способов соединения отдельных участков систем отопления. Современные технологии позволяют выполнять швы, практически не уступающие по прочности цельным участкам трубопроводов. Этот момент очень важен, поскольку рабочее давление и температура в отопительных системах могут быть достаточно высокими. Многообразие способов сварки позволяет самое подходящее решение для каждой конкретной ситуации. При этом следует помнить, что любое, даже самое незначительное, отклонение от технологических требований может привести к разгерметизации шва.

Что необходимо?

Для успешного выполнения сварочных работ требуются две составляющие: оборудование и навыки. Причём второй пункт является ничуть не менее важным, чем первый. Исключение может составлять, пожалуй, только сварка с использованием электрофитингов, так как простота технологии позволяет качественно выполнить соединение даже непрофессионалу.

Во всех остальных случаях желательно участие специалиста. Нельзя забывать, что нарушение герметичности сварного шва в системе отопления может привести к очень неприятным последствиям (порче имущества, в том числе – чужого, ожогам и т.д.).

Инструменты

Набор инструментов и оборудования, необходимых для производства сварочных работ, определяется в зависимости от типа труб, используемых для обустройства отопительной системы, а также выбранного способа сварки.

В первую очередь, это – ручной сварочный аппарат.

Устройство для соединения полипропиленовых труб также иногда называют паяльником. Для бытовых нужд вполне подойдёт аппарат, мощность которого составляет 650 Вт. Его можно использовать для соединения пластиковых труб диаметром до 60 мм. Насадки идут в комплекте с аппаратом.

Ручной сварочный аппарат

При использовании электрофитингов также требуется специальное устройство для их подключения. Помимо этого, в процессе работы может пригодиться роликовый труборез, позиционер, специальные устройства для снятия окислений и центровки труб, нож, молоток, а также расходные материалы (муфты, электрофитинги и т.д.).

Сварка труб из металла выполняется при помощи электрического или газового аппарата. Для резки используется «болгарка» или резак. Помимо этого, потребуется обычная экипировка сварщика: маска, брезентовый костюм, рукавицы, асбест, молоток, электроды, проволока и т.д.

Электрический и газовый сварочные аппараты

Технология сварки металлических труб отопления

Наиболее распространённым способом соединения металлических труб при монтаже отопительных систем является электрическая сварка. Данный метод основан на использовании электродов, обладающих высокой электропроводностью. Они выполняют функцию «присадки», которая заполняет сварные швы.

От того, насколько качественным будет исполнение сварных швов, зависит прочность всей отопительной системы. Поэтому при монтаже трубопроводов необходимо досконально соблюдать технологию электросварочных работ. В частности, требуется соблюдать следующие правила:

  • на этапе подготовительных работ следует удалить со всех деталей грязь, пыль и песок;
  • если концы труб деформированы, их нужно выправить либо ровно обрезать;
  • если производится дуговая сварка кромки, поверхности свариваемых деталей изнутри и снаружи должны быть зачищены примерно на 1 см от края;
  • сварка элементов по окружности производится в непрерывном режиме.

Количество слоёв сварки определяется в соответствии с толщиной стенок соединяемых труб:

  • менее 6 мм – 2 слоя;
  • 6-12 мм – 3 слоя;
  • более 12 мм – 4 слоя.

Прежде чем приступить к накладыванию каждого последующего слоя, с предыдущего необходимо удалить весь шлак

При наложении первого слоя сварки обычно используется метод ступенчатой наплавки, а всех последующих – сплошной. Ступенчатая наплавка разбивается на участки посредством прихваток. Для этого используются электроды диаметром 2-4 мм. Затем участки, расположенные через один, соединяются. После этого производится соединение оставшихся участков.

Формирование первого слоя требует особенно внимательного отношения. Нужно следить за тем, чтобы все кромки свариваемых отрезков труб были полностью расплавлены. При выявлении брака (например, трещин) данный участок придётся вырубить и начать всю работу сначала.

Второй и последующие слои накладываются на первый при медленном и равномерном поворачивании труб (поворотный стык). Если повернуть трубу невозможно, приходится выполнять неповоротный стык. Эта операция требует высокой квалификации сварщика. Они выполняются электродами большего диаметра по сравнению с первым. Начало последующего слоя должно быть примерно на 30 мм смещено относительно начала предыдущего. Финишный шов должен быть ровным и гладким. Его следует накладывать таким образом, чтобы он плавно переходил в основной металл трубы.

Вид готового сварочного шва

Технология сварки пластиковых труб отопления

Процесс сваривания полипропиленовых труб требует значительно меньшего профессионализма по сравнению с металлическими. Соединяются они методом диффузионной сварки. Суть её заключается в следующем: отдельные элементы системы нагреваются при помощи специального аппарата (паяльника) до температуры, позволяющей выполнить их состыковку. При этом важно учитывать, что все используемые детали должны обладать одинаковыми характеристиками. При использовании полипропилена вполне может быть выполнена сварка труб отопления своими руками.

При сварке полипропиленовых труб нельзя забывать о следующих нюансах, которые могут негативно отразиться на качестве работы:

  • нагрев труб паяльником занимает примерно 5 секунд;
  • плавление полипропилена начинается при температуре около 270 градусов. Выставить необходимое значение можно посредством специального регулятора, которым оснащается каждый аппарат;
  • параметры процесса иногда подвергаются некоторым изменениям в зависимости от температуры воздуха в месте производства работ. Например, в холодное время года необходимо либо установить более высокую температуру плавления труб, либо увеличить время нагрева;
  • время нагрева необходимо увеличивать пропорционально увеличению диаметра соединяемых труб;
  • стыковка нагретых деталей производится в течение 30 с. Если трубы имеют большой диаметр, это время может быть увеличено.

Насадки, которыми оснащён паяльник, одновременно разогревают внешнюю и внутреннюю поверхности соединяемых деталей (муфты и трубы). В процессе нагрева на концах деталей образуются отбортовки. Нагретые детали снимают с насадок, после чего немедленно стыкуют их между собой, равномерно нажимая с двух сторон. После того, как элементы будут соединены, важно обеспечить их неподвижность, поскольку любое смещение может привести к нарушению соединяющего шва.

Для обеспечения надёжного сцепления соединённые детали необходимо выдерживать вместе 30 секунд (или более, если трубы имеют большой диаметр). Образовавшийся в месте соединения бортик по всему кругу должен быть равномерным.

При недостаточном нагреве соединение не будет качественным. Однако перегревать трубы тоже нельзя: это может привести к сужению рабочего просвета. Коричневый цвет при нагреве свидетельствует о том, что полипропилен начинает гореть.

Ещё более проста процедура монтажа отопительных систем при помощи электрофитингов. Её может выполнить даже человек, не имеющий детального представления о том, как делается сварка труб отопления. Два отрезка трубы с разных сторон вставляют в муфту, после чего на неё подают напряжение от сварочного аппарата. Материал оплавляется, в результате получается очень надёжный шов.

Варианты сварных соединений

Существует множество различных видов сварных соединений. В частности, они могут быть:

  • продольными стыковыми с одно- или двусторонним швом;
  • поперечными стыковыми с внутренней расточкой или без неё, со скосом кромки или без;
  • контактным стыковым;
  • одно- или двусторонним угловым;
  • раструбным.

Наиболее широкое распространение при сварке трубопроводов отопительных систем получило стыковое соединение с поперечным швом. Это объясняется его высокой прочностью. Сварные швы могут быть:

  • односторонними;
  • двусторонними;
  • односторонними с подкладным кольцом.

Проверенная технология сварки труб

Односторонние швы применяются при сварке труб с внутренним диаметром до 500 мм.

Раструбное соединение внахлёст является менее прочным. Оно используется для сварки пластиковых труб. Конец трубы при этом необходимо развальцевать.

Также металлические и полипропиленовые трубы могут соединяться при помощи муфт.

Типовая сварка стальных труб

Итог

Сварка широко используется для соединения труб отопительных систем, изготовленных из различных материалов. Она обеспечивает высокую прочность и надёжность стыков, что позволяет применять её в условиях высокого давления и температуры. Многообразие способов сварки даёт возможность выбрать наиболее подходящий вариант соединения труб в конкретных условиях. Современные технологии стыковки труб из полипропилена позволяют выполнить монтаж даже человеку, не имеющему высокой квалификации в сфере сварочных работ.

Сварка полипропиленовых труб — видео :

Данное видео покажет вам, как делается сварка труб отопления, а также ремонт трубы отопления без сварки.

2003-11-19









СН и П 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование» допускают (стр. 6) «трубопроводы систем отопления... проектировать из стальных, медных, латунных труб, термостойких труб из полимерных материалов (в том числе металлополимерных), разрешенных к применению в строительстве. В комплекте с трубами следует применять соединительные детали и изделия, соответствующие применяемому типу труб». При этом относительно стальных труб сказано (примечания к приложению 13): «толщину стенки трубы следует принимать минимальную по ГОСТу для расчетного диаметра трубы с учетом соединения на резьбе или сваркой», а также «стальные электросварные трубы следует соединять сваркой». Что же касается пластмассовых труб, то кроме указаний (п. 4 приложения 26): «резьба на соединительных деталях должна быть полного профиля без сорванных и недооформленных ниток и обеспечивать свинчиваемость не менее, чем на одну-две нитки вручную» других рекомендаций нет.

Касательно медных и латунных труб никаких сведений не приводится вообще. В этой связи возникает острая проблема. Она, как нам представляется, продиктована тем, что приведенных в СНиПе данных не достаточно для качественного и производительного ведения работ по монтажу, проектированию и, естественно, эксплуатации систем отопления. Ведь сегодня, помимо резьбовых и сварных соединений, известны и многие другие способы сборки стальных труб между собой. Пластмассовые же трубы из ПЭс — сшитого полиэтилена, ПП-3 — полипропилена, Х ПВХ — дополнительно хлорированного поливинилхлорида и МП — металлополимера, допущенные к применению (приложение 25) для указанных целей, отличаются друг от друга не только большим разбросом физико-механических показателей, но и способами соединения. Что касается медных труб, то они также имеют свою специфику соединения. К тому же, если учесть то, что сегодня указанные виды работ производят десятки тысяч организаций, насчитывающих от нескольких человек до сотни и более рабочих и ИТР, и среди них порой полностью отсутствуют профессионалы — сантехники или отопленцы, острота проблемы еще более возрастает.

этой связи рассмотрение особенностей соединения труб, допущенных Строительными Нормами и Правилами к применению в системах водяного отопления, должно хоть как-то понизить остроту указанной проблемы.

Чтобы яснее представить отличительные особенности соединения всех перечисленных труб между собой и с соединительными деталями, начнем рассмотрение с давно используемых в системах отопления соединений стальных трубопроводов.

Соединение стальных труб

Крупные строительные организации для сборки стальных трубопроводов чаще всего пользуются сваркой (~2~).

При этом применяются как газосварка, так и электросварка. Эти высокопроизводительные способы соединения стальных трубопроводов очень широко применяются в трубопроводостроении. Однако они требуют высокой квалификации технического персонала, выполняющего монтажные работы, и специального сварочного оборудования, что в современных условиях ведения санитарно-технических работ доступно только крупным специализированным организациям.

Поэтому малые предприятия предпочитают использовать для этих же целей стандартные соединительные части на короткой (~3~, а) и длинной (~3~, б) резьбах.

Основное требование к трубной резьбе заключается в том, чтобы нарезанная поверхность трубы была чистой и без заусенцев. При сборке труб на резьбе необходимо обеспечивать их соосность, а также прочность и плотность соединений. Герметичность резьбовых соединений стальных труб достигается главным образом заполнением уплотнительным материалом зазора между внутренней и наружной резьбами по всей их длине. Соединительные части или арматура должны навертываться на трубу с некоторым усилием, в противном случае необходимо подбирать другие соединительные части. Если не удается подобрать соединительные части, то следует, заменить трубу или нарезать на ней более полную резьбу. Соединительные части или арматуру необходимо навертывать на трубу до отказа, т.е. до заклинивания на сбеге. По окончании свертывания резьбу следует очистить, а с поверхности трубы и соединительных частей снять остатки уплотняющей пряди. Уплотнительные материалы, применяемые при сборке резьбовых соединений, не должны разрушаться при навертывании соединительных частей или арматуры на трубы, должны затвердевать в зазоре между резьбами без доступа воздуха в процессе эксплуатации и должны быть пластичными в течение всего срока службы отопительной системы. При использовании соединений типа «конус в конус» (см. ~3~, в) резьбу перед соединением смазывают минеральным маслом или олифой оксоль, применение дополнительного уплотнителя не требуется. Многолетняя практика показала, что в качестве уплотнительного материала для резьбовых соединений трубопроводов систем отопления при температуре теплоносителя до 100°С хорошо применять льняную прядь, пропитанную суриком или белилами, замешанными на натуральной олифе. Не разрешается применять пеньку и заменители натуральной олифы. Применение льна в качестве уплотнителя для резьбовых соединений другого типа (см. ~3~, а и б) объясняется тем, что его волокна длинны, тонки и в то же время прочны, поэтому лен плотно укладывается в углублениях резьбы и не разрушается при навертывании соединительных частей или арматуры. В последнее время появились и используются и другие уплотнительные материалы (табл. 1 ~5~) . Эффективно и надежно соединять стальные трубы можно пайкой как простой, так и магнитной. Суть последней заключается в том, что наведением магнитного поля удается удерживать в зазоре между трубами твердые ферромагнитные частицы в процессе всего паячного цикла. При соединении трубопроводов враструб магнитной пайкой на соединяемые элементы трубопровода устанавливается магнит (~4~, а), который создает магнитное поле между раструбом и вставленной в него трубой.

При этом магнитные силовые линии магнитного поля направлены поперек стыка. Это позволяет заполнить зазор между трубами железным порошком. Магнитное поле, удерживая наполнитель в зазоре, образует пористое кольцо. При нанесении сверху стыка (при вертикальном расположении трубопроводов) или рядом с ним (при горизонтальном расположении трубопроводов) и нагревании до расплавления пастообразного припоя удается, используя капиллярные силы за счет малого промежутка между частичками железного порошка, удерживать расплавленный припой в промежутке между трубами. Он пропитывает все пористое кольцо. И после охлаждения образует прочное паяное соединение стальных труб. Для обеспечения необходимого нагрева используется многопламенная кольцевая горелка. Она должна перемещаться вдоль оси стыкуемых труб. Особое внимание при этом следует уделять разогреву внутренней трубы. Он может контролироваться визуально по степени свечения ее поверхности. После начала усадки припоя горелка снимается. Как показывают исследования НИИ Мосстороя, прочность пайки в значительной степени зависит от правильности выбора величины зазора между спаиваемыми трубами и длиной паечного соединения (~4~, б). Применение магнитной пайки позволяет снижать вес трубопровода на десятки процентов за счет использования тонкостенных труб.

Соединение медных труб

С этим, по всему, связана одна из причин, по которой пайка является одним из главных способов соединения медных труб между собой и соединительными частями. Правда, в этом случае неразъемное соединение (~13~, а) медных труб получается капиллярной пайкой, что нормируется в соответствующем своде правил . К сожалению, cводов правил, в которых регламентировались бы соединения пластмассовых трубопроводов применительно к системам отопления, в Росси до сих пор нет. Поэтому следует воспользоваться имеющимися литературными данными.

Соединение полимерных труб

Трубы из полипропилена соединяются сваркой враструб, а из дополнительно хлорированного поливинилхлорида — склейкой.

Соединение труб из ПП

Сварка враструб основана на сопряжении оплавленных поверхностей свариваемых деталей путем быстрого вдвигания конца одной трубы в раструб другой (~6~).

Для этого производится одновременное оплавление тонких слоев на указанных поверхностях нагревательным инструментом: внутренняя поверхность раструба оплавляется дорном, а наружная — гильзой. Для создания давления на сопрягаемых поверхностях труб внутренний диаметр гильзы принимается на 0,2-0,7 мм больше наружного диаметра дорна. Такое же соотношение рекомендуется для наружного диаметра трубы и внутреннего диаметра раструба (муфты). Поэтому в холодном состоянии конец трубы невозможно вдвинуть в раструб соединительной детали. При надвигании деталей на нагревательный инструмент излишний материал снимается кромками этого инструмента. Снятие небольшого поверхностного слоя является положительным фактом, так как при этом уменьшается опасность попадания загрязнений с поверхности детали в сварной шов и разрушается окисленный поверхностный слой детали. При снятии слоя значительной толщины увеличивается продолжительность нагрева деталей выше допускаемых пределов, что может привести к потере ими формоустойчивости, а также к образованию внутри трубопровода валиков из оплавленного материала, ухудшающих его гидравлические характеристики. Сварка производится при температуре на нагревательных поверхностях приблизительно около 270°С. При этом должны строго выдерживаться основные параметры сварки (табл. 2 ~9~).

Соединение труб из металлополимера и из сшитого полиэтилена

Трубы из металлополимера, как и из сшитого полиэтилена, не свариваются и не склеиваются . Однако это не означает, что они могут собираться с помощью соединений только одного типа, как это следует из Свода правил по проектированию и монтажу систем отопления из МПТ . Для соединения труб из металлополимера и из сшитого полиэтилена между собой, с арматурой, приборами и трубами из других материалов применяют механические соединения в виде зажимных муфт разной конструкции (они изготавливаются и поставляются на российский рынок приблизительно 50 производителями, каждый из которых выпускает их практически по собственной технологии).

В России отсутствует регламентный документ по техническим требованиям к механическим соединениям пластмассовых труб. Это обстоятельство накладывает на потребителя особую ответственность по выбору соединений из всего многообразия предлагаемых конструкций.

Общим элементом всех механических соединений указанных труб является штуцер. На него надевается труба, а другой конец штуцера выполняется с резьбой для присоединения к арматуре, коллектору или прибору. Наружная поверхность штуцера имеет кольцевые выступы — для соединения труб из сшитого полиэтилена, а для соединения металлополимерных труб предусматриваются еще и кольцевые проточки для укладки в них уплотнительных колец круглого поперечного сечения из эластомеров.

На ~7~ показано соединение для труб из сшитого полиэтилена РЕХ а, используемое шведской фирмой Wirsbo.

Для монтажа такого типа соединений используются резак (ножницы) для резки труб, инструмент для снятия внутренней фаски и заусенцев, клещи для расширения обжимного хомута и гаечные ключи для навинчивания гайки на болт.

Для соединения труб из сшитого полиэтилена РЕХ а немецкая фирма REHAU предлагает неразъемное соединение, в котором обжим трубы на штуцере производится натяжной латунной муфтой (рис. 7).

На штуцер с кольцевыми выступами надевается предварительно расширенная труба, после чего с помощью специального устройства муфта надвигается до упора в бортик штуцера.

Аналогичное соединение с надвижной муфтой используется немецкой фирмой IVT для соединения как труб из сшитого полиэтилена, так и металлополимера. Для металлополимерных труб применяется надвижная муфта с большими внутренним и наружным диаметрами.

В неразъемном соединении труб из сшитого полиэтилена шведской фирмы Wirsbo , идентичной конструкции, вместо латунной обжимной муфты используется полиэтиленовая термоусаживающаяся муфта белого цвета.

Многими фирмами для неразъемного соединения металлополимерных труб применяется конструкция со стальной обжимной муфтой (рис. 8).

С торца отрезанной МПТ снимается внутренняя фаска, внутрь ее вставляется калибр для выправления овальности, образующейся при резке. В откалиброванную трубу вставляется штуцер с надетыми на него резиновыми уплотнительными кольцами. Во избежание электрокоррозии в месте контакта торца металлополимерной трубы (алюминия) с металлической соединительной деталью устанавливается диэлектрическая прокладка. Для обжатия стальной муфты используются стандартные пресс-клещи с набором вкладышей с размерами, соответствующими имеющимся диаметрам труб.

Различные фирмы предлагают механические соединения с накидными гайками (рис. 9).

Соединения (см. рис. 9, а-в) в качестве обжимающего трубу элемента имеют в своей конструкции разрезное металлическое кольцо, а в соединении (см. рис. 9, г) обжимающим является неразрезное кольцо — втулка. Соединения (рис. 9, а и г) изготавливаются московским предприятием ЗАО «Трубметаллокомплект».

При применении рассмотренных выше соединений следует убедиться в их совместимости, так как у разных фирм-изготовителей наружные диаметры и толщина стенок труб (даже для одинакового номинального давления) редко совпадают в пределах допустимых отклонений от номинальных размеров. В работе также отмечается, что существует множество способов соединения трубопроводов отопления. Одним из высоконадежных и прогрессивных является способ соединения металлополимерных, полимерных, медных и нержавеющих труб с помощью пресс-фитингов двух основных видов, различающихся по типу соединяемых труб. Металлические трубы (медные и из нержавеющей стали) соединяются с помощью насаживаемого на трубу фитинга с внутренним уплотнительным кольцом. Как правило, такого вида фитинги изготавливаются из того же материала, что и труба. Металлополимерные и полимерные трубы соединяются с помощью конструктивно более сложных фитингов. В зависимости от способа соединения металлопластиковых труб, автор разделяет все фитинги на резьбовые (компрессионные) и пресс-фитинги. При использовании резьбовых фитингов фиксация трубы происходит путем ее сдавливания с помощью разрезного кольца и затягивающей гайки. При сборке соединения необходимы гаечные ключи, труборез, трубогиб и калибратор-фаскосниматель. К недостаткам резьбовых соединений относятся возможные ошибки при монтаже (недостаточно затянутая резьба) и большее, по сравнению с пресс-фитингами, количество деталей для сборки трубопровода. На монтаже таких фитингов требуется больше времени, а также тщательные контроль и обслуживание в процессе эксплуатации, т. к. затяжка обжимных гаек со временем ослабевает и может наступить разгерметизация соединения.

Пресс-фитинги для металлопластиковых труб обычно состоят из нескольких частей: сам корпус фитинга со вставляемым в трубу штуцером, имеющим от 1 до 3 уплотнительных колец, обжимная гильза и изолирующее кольцо. Корпус фитинга изготавливается из прошедшей термическую обработку специальной латуни с низким содержанием цинка или из специального полимера, что гарантирует высокую коррозионную стойкость и механическую прочность. Обжимная гильза выполняется из высоколегированной стали. У некоторых фитингов, например, Geberit Mepla, обжимная гильза отсутствует и ее функции выполняет сама труба. Изолирующее кольцо, обычно изготавливаемое из тефлона, устанавливается между корпусом фитинга и торцом трубы и служит для гальванической развязки трубы и фитинга, что предотвращает возникновение термоэлектрической коррозии.

Какие же преимущества имеют пресс-соединения перед другими соединениями?

Пресс-соединения являются неразъемными соединениями. Это означает, что они не нуждаются в регулярной подтяжке и контроле при эксплуатации в отличие от резьбовых фитингов. Допускается скрытая прокладка, заливка в бетон. Допустимое рабочее давление в местах соединения до 1 МПа. Многие производители пресс-фитингов дают гарантию на соединение до 50 лет. Быстрый и легкий монтаж при высокой степени надежности без пайки, сварки и нарезания резьбы. Все это, по мнению автора, в конечном итоге уменьшает стоимость проекта и сроки монтажа, что немаловажно для проектных и монтажных организаций, а высокая прочность и надежность соединений существенно снижают эксплуатационные расходы и увеличивают срок службы системы. На сегодняшний день существует более сотни производителей пресс-фитингов и труб, но это не значит, что существует столько же пресс-контуров. Присутствует некоторая унификация, т.е. фитинги ряда производителей обжимаются одними и теми же контурами.

В работе отмечается, что металлополимерные трубы TECEflex соединяются без какого-либо дополнительного уплотнения. В соединении труба-фитинг уплотнением является сама труба. Вследствие этого долговечность и надежность соединения никак не связана с характеристиками материала уплотнения. Удобный и быстрый монтаж — вот одно из основных преимуществ труб TECEflex. Для монтажа применяется ручной инструмент, который позволяет работать даже в труднодоступных местах. С инструментом TECEflex нет необходимости в подводке электричества или сжатого воздуха, как зачастую бывает при работе со многими другими системами. Специальная техника соединения при помощи осевых подвижных втулок сильно упрощает процесс монтажа. Нет необходимости нарезать резьбу, использовать сварку или пайку. Каждое соединение можно выполнить менее чем за 1 минуту. При этом не требуется никаких специальных навыков. Конструкция соединения позволяет после сборки и опрессовки закладывать систему TECEflex в монолит, так как в отличие от большинства известных систем труб, соединения TECEflex гарантированно не требуют обслуживания (обтяжки) в течение всего срока эксплуатации. Благодаря оригинальной технике соединения с помощью осевых подвижных втулок условный проход фитинга сопоставим с условным проходом трубы (фитинг является полно проходным). Благодаря этому использование TECEflex значительно упрощает работу проектировщиков и монтажников. Это также значительно продлевает срок службы системы TECEflex, ведь именно в местах изменения величин условных проходов происходит интенсивный износ внутренней поверхности трубы. Минимальный срок службы системы TECEflex составляет 50 лет. В системе TECEflex используются универсальные фитинги, большой выбор которых облегчает работу. Фитинги изготавливаются из коррозионно-устойчивой латуни. Металлические фитинги системы TECEflex можно использовать многократно. Для этого соединение необходимо предварительно просто нагреть строительным феном, после чего оно легко разбирается. Для удешевления конструкции существуют также пластмассовые фитинги из PPSU. Арматура TECEflex изготовленная из PPSU пластика имеет такую же область применения, благодаря особым качествам материалов, входящих в их состав. По прочности фитинги из PPSU не уступают латунным. Отличием является то, что их нельзя использовать вторично.

Как отмечается в работе , металлополимерные трубы производства компании REHAU соединяются между собой без использования уплотнительных колец из эластомеров с помощью штуцера путем радиальной опрессовки металлической гильзой.

В работе описываются соединения для труб PEX-a, которые могут использоваться в течение 50 лет при рабочих температуре 95°C и давлении 1 МПа. К несомненным достоинствам этих соединений фирма Wirsbo относит простоту их монтажа. Соединения выполняются без склеивания, сварки, нагревания, пайки и нарезания резьбы. Способы соединения труб и фитингов в системах Wirsbo можно обозначить как механические с обжимными гайками (цанговые зажимы) или с обжимными хомутами (соединения WIPEX) и самообжимные Wirsbo Quick&Easy. Соединения Wirsbo Quick&Easy предназначены для монтажа труб Wirsbo-PEX и Wirsbo-evalPEX диаметром 16-40 мм в коллекторных и тройниковых системах радиаторного отопления. В комплект соединений входят фитинги из высококачественной стойкой к обесцинковыванию латуни и обжимные кольца, сделанные из того же материала, что и трубы Wirsbo-PEX и Wirsbo-evalPEX. В системах радиаторного отопления для всех труб используются кольца белого цвета. Наружный диаметр фитингов больше, чем внутренний диаметр труб, а внутренний диаметр колец равен наружному диаметру труб.

Соединение Quick&Easy выполняется путем развальцовки трубы вместе с надетым на ее конец обжимным кольцом с помощью расширительного ручного или гидравлического инструмента, установки фитинга в расширенную трубу и последующем самопроизвольном обжатии кольца вокруг трубы. Эта процедура занимает по времени не более 15 секунд, в течение которого создается надежное, герметичное и долговечное соединение со сроком службы, равным половине столетия. Эта технология основана на том, что полиэтилен PEX-a обладает молекулярной памятью формы, высокой эластичностью и способностью возвращаться в первоначальное состояние даже после длительного расширения. Соединение Quick&Easy является неразъемным, однако в отличие от технологий с использованием металлических колец его можно легко демонтировать. Неоспоримым достоинством соединения Quick&Easy является меньшее количество используемых в соединениях деталей. Все перечисленные факторы вместе с быстротой, легкостью и простотой выполнения способствуют снижению трудозатрат, а следовательно, общей стоимости работ при повышении надежности системы. Соединения WIPEX разработаны для монтажа систем центрального отопления из труб Wirsbo-PEX и Wirsbo-evalPEX диаметром 32-110 мм. Соединения WIPEX состоят из обжимного хомута, уплотняющего круглого в поперечном сечении кольца, болта, шайбы и гайки. Подбор материалов для соединений с учетом их производственного назначения гарантирует высокую механическую прочность и хорошую антикоррозийную стойкость. Так, внутренняя поверхность фитингов, непосредственно соприкасающаяся с водой, изготовлена из стойкой к дезоцинковыванию латуни, а наружная — либо из нержавеющей кислотоупорной стали, либо из бронзы. Для уплотнения соприкасающихся частей WIPEX применяются кольца из силикона. Они размещаются в специальной проточке, сделанной в обжимном хомуте. Соединение конструкции WIPEX обеспечивает идеальный обжим трубы и гарантирует надежное и долговечное соединение. Сопротивление на разрыв соединения WIPEX с трубой выше сопротивления самой трубы, и поэтому температурные колебания не оказывают влияния на его герметичность. Соединения WIPEX прочные и простые по конструкции, позволяют также проводить работы даже в труднодоступных местах. Затяжка зажимов осуществляется с помощью удобных в использовании маленьких накидных или обычных гаечных ключей.

Цанговые соединения (зажимы) Wirsbo — это свинчивающиеся механические соединения, состоящие из 3 элементов: уплотняющей втулки, разрезного уплотняющего кольца и накидной обжимной гайки с внутренней резьбой, сделанных из стойкой к обесцинковыванию латуни. Их применяют для соединений труб диаметром 16, 20 и 25 мм с коллекторами в системах радиаторного и напольного отопления. При подборе комплекта соединения с обжимной гайкой следует учитывать, что разрезное уплотняющее кольцо и гайка для труб Wirsbo-PEX и Wirsbo-evalРЕХ имеют одинаковые размеры, а уплотняющие втулки разные. Для избежания путаницы на внешней стороне каждой уплотняющей втулки нанесен размер трубы, для которой она используется. В соединениях такого типа с оригинальными элементами Wirsbo уплотнение происходит при контакте металлических поверхностей (металл-металл) без применения резиновых прокладок. Эти соединения будут оставаться герметичными независимо от температурных колебаний и продолжительности эксплуатации.

Соединение труб Х ПВХ

Согласно работе склеивание Х ПВХ труб должно включать следующие технологические процессы.

  1. Резку труб: резать трубу необходимо перпендикулярно к ее оси, используя для этого специальные ножницы или же ножовку по металлу.
  2. Обработку концов труб: производится удаление заусенцев при помощи специального шабера или столярного ножа.
  3. Подгонку соединяемых элементов: чтобы проверить, хорошо ли подогнаны склеиваемые элементы, необходимо вставить конец одной трубы в раструб другой трубы (муфту) без клея (всухую). Труба должна свободно войти на 2/3 глубины раструба, а дальше с сопротивлением вплотную. (С такими рекомендациями согласиться нельзя, так как при определенном натяге этого сделать будет не возможно. В таких случаях следует пользоваться мерительным инструментом.)
  4. Подготовку поверхности к процессу склейки: для очистки и предварительного смягчения необходимо очистить специальным растворителем соединяемые поверхности, используя при этом чистую ветошь.
  5. Нанесение клея: необходимо ровным слоем нанести клей на наружную поверхность конца одной трубы, пользуясь при этом специальным тампоном. Остальным количеством клея, который остался на тампоне, необходимо равномерно промазать внутреннюю поверхность раструба на другой трубе (муфты).
  6. Процесс склейки: после нанесения клея на оба соединяемые элемента, необходимо немедленно ввести трубу в раструб (муфту) до упора, затем, с целью получения лучшего контакта поверхностей, повернуть ее на 1/4 оборота. Соединяемые элементы необходимо прижать и держать в таком состоянии в течение одной минуты (~12~). При правильном склеивании вокруг места соединения должен появиться выдавленный тонкий валик клея.
  7. Испытания: после монтажа оборудования необходимо провести испытания соединений на герметичность при давлении в 1,5 раза выше, чем рабочее давление в системе отопления, до 0,9 МПа. Водяной насос следует устанавливать в самой низкой точке системы. Необходимо удалять воздух из системы. Затем, заполнив систему водой, проследить, нет ли в ней течей. На первом этапе следует трижды провести испытание, увеличивая и уменьшая давление от минимального до максимального испытательного. Испытательное давление в системе, в течение каждых последующих 10 минут не должно уменьшаться больше чем на 0,6 бар (ниже 0,84 МПа). Если система прошла первые испытания, следует их повторить при давлении р = 0,9 МПа. Если на протяжении 72 часов испытаний доливка воды не превысит 0,1%, можно считать, что система отопления успешно прошла испытания.
  1. Современные технологии герметизации труб. Henkel LOCTITE. Трубопроводные системы. Сантехника, 2001, № 1, с. 26.
  2. Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж трубопроводов внутренних систем водоснабжения и отопления зданий из медных труб» (в печати).
  3. Бухин В.Е, Ромейко В.С. Механичские соединения пластмассовых труб. Новые технологии. Трубопроводы и экология. № 1, 2001, с. 25–29.
  4. Ромейко В.С., Бухин В.Е., Отставнов А.А и др. Справочные материалы. Пластмассовые трубы в строительстве. ч. 2. Строительство трубопроводов. Эксплуатация и ремонт трубопроводов. М.: BAJIAHГ, 1997. с. 188.
  5. Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж трубопроводов систем отопления с использованием металлополимерных труб». СП, 41–98, с. 32.
  6. Го Э. Современные технологии монтажа металлопластиковых труб. Санитарно-технический инструмент. «АВОК» ПРЕСС. Сантехника, № 1, 2003, с. 27–29.
  7. TECEflex - универсальная система труб и фитингов для сетей водоснабжения, отопления и теплых полов. Трубы и фитинги. «С.О.К.», № 7, 2003, с. 18–19.
  8. Новая система трубопроводной разводки RAUBASIC press компании REHAU. Трубопроводы. АВОК, № 2, 2003, с. 38.
  9. Соединения для систем водоснабжения и отопления Wirsbo. Инженерные системы. Сантехника. № 6, 2002, с. 32–34.
  10. Монтаж полимерных труб. Из инструкции по монтажу труб USMetrix. «С.О.К.», № 7, 2003, с. 16–17.
  11. Отставнов А.А. Склеивание труб из дополнительно хлорированного поливинилхлорида. Соединение полимерных трубопроводов. Сантехника. № 2, 2003, с. 38–44.