В заключение обзора статистического метода и его применения к изучению преступности необходимо отметить те вопросы, которые включаются в листки, дающие сведения о личности осужденных; ответы на вопросы отмечаются в листках судами, рассматривающими дело по существу.

В этом отношении русские статистические листки заключают в себе наибольшее число вопросов по сравнению со статистическими листками других стран. Вопросы эти следующие: 1) возраст осужденного (во всех странах); 2) место рождения (то же); 3) место приписки (только еще в Австрии); 4) постоянное место жительства (всюду, за исключением Англии); 5) звание или сословие (только у нас); 6) рождение брачное или внебрачное (еще в Италии, Франции, Бельгии); 7) народность (только у нас), 8) религия (Германия, Австрия и Венгрия); 9) образование (всюду, кроме Германии); 10) семейное положение (всюду, за исключением Англии); 11) занятие (всюду); 12) недвижимое имущество (только еще в Австрии и Венгрии); 13) подвержен ли привычному пьянству (только еще в Бельгии); 14) преступное деяние, в котором обвиняется (нигде); 15) преступление или проступок, за который осужден (всюду); 16) где совершено преступление (всюду, за исключением Австрии и Италии), когда (за исключением Австрии, всюду), единолично или в сообществе (еще Италия, Франция, Венгрия), в состоянии опьянения (нигде); 17) было ли сознание на суде (нигде); 18) к чему приговорен (всюду); 19) отношение осужденного к потерпевшему (нигде); 20) сведения о прежней судимости (всюду).

При сравнении приняты во внимание статистические листки Германии, Австрии, Италии, Франции, Англии, Венгрии, Бельгии. Это небольшое сравнение показывает, в какой мере неполны статистические записи в других странах. Но и в наших листках есть много пробелов, а между тем Министерством юстиции в порядке верховного управления только что - Высочайше утверждены 20 мая 1909 г. (ст. 584 Собр. узак.) - изданы новые правила в изменение правил 11 ноября 1871 г.: в них не прибавлено новых вопросов, но выкинуты из приведенного перечня пункты 3, 13, 17, 19.

Криминологическая секция Петербургского психо-неврологического института как ученое учреждение, в состав коего входят психиатры, юристы, теоретики и практики, и статистики, задавшись мыслью посвятить свои труды изучению русской преступности, не могла не остановиться с самого же начала на недостаточности и несовершенстве тех фактических данных о русской преступности, которые должны послужить материалом для научных обобщений ввиду того, что они не содержат самых существенных сведений о личности преступника, его психическом состоянии и социальном положении. Желая в своих исследованиях следовать методу позитивному, криминологическая секция прежде всего обратилась к данным нашей уголовной статистики и в этом отношении, считаясь, конечно, в полной мере с невозможностью рассчитывать на сколько-нибудь значительное увеличение производимых ныне на этот предмет затрат, ограничилась лишь предположениями самых немногих и особо, по ее мнению, настоятельных изменений и дополнений в порядке собирания статистических данных.

I. Останавливаясь на статистическом листке об осужденных, криминологическая секция приняла во внимание, что п. 11 старой редакции (п. 10 новой редакции) касается семейного положения малолетнего осужденного. Несомненно, что семейное положение и беспризорность в различных ее видах являются главной причиной детской преступности. Это, конечно, признается и Министерством юстиции, хотя бы, например, в законопроекте о воспитательно-исправительных заведениях для малолетних, коим предположено допустить в эти заведения детей и не совершивших преступления, раз они оказываются беспризорными. При таких условиях, конечно, чрезвычайно важно иметь точные статистические данные о количестве среди преступников детей с пошатнувшимся семейным положением или вовсе беспризорных. В этих видах криминологическая секция полагала бы п. 11 и изложить так (конец): если малолетний, то живет ли при родителях, сирота, приемыш, беспризорный, и в то же время указать в инструкции, что здесь главным образом надлежит выяснить вопрос о том, состоит ли ребенок на попечении и под надзором каких-либо взрослых лиц или фактически, хотя бы и неюридически, он оставлен вовсе без призора.

Переходя затем к п. 12 (п. 11 новой редакции), криминологическая секция нашла, что предлагаемый в этой статье вопрос должен служить выяснению главным образом характера занятий, т.е. постоянные ли это занятия, или временные, или случайные. Выяснение этого обстоятельства важно, ибо современный рост преступности, в особенности в части имущественных преступлений, в значительной степени объясняется случайностью или по крайней мере непостоянством, временным характером занятий. Как показывают статистические западно-европейские данные, рост преступности особенно повышается в промышленных округах, где по условиям производства всегда имеется запасная армия рабочих и происходят чрезвычайные колебания в спросе на труд, в некоторых специальностях доходящие до разницы по годам почти в 70% наличного состава рабочих данной отрасли промышленности. А потому следовало бы изложить этот пункт так: «постоянные, временные или случайные занятия».

Пункт 13 (12) ставит вопрос только о недвижимом имуществе осужденного. В такой редакции, несомненно, этот вопрос не может послужить выяснению экономических причин преступности, ибо он дает ответ только относительно одного из видов имущества, а потому предпочтительнее его выразить в такой редакции: «постоянные средства существования».

Пункт 14, выпущенный совершенно в новой редакции, несомненно, был изложен неудовлетворительно и может быть именно поэтому, не давая сколько-нибудь ценных данных, признан ныне подлежащим упразднению. Между тем в статистическом листке нет, в сущности, другого пункта, в котором бы содержались данные по такому первостепенной важности вопросу, как вопрос о психическом состоянии осужденного, о степени его нервной уравновешенности. Вполне понимая, что подробное выяснение на суде этого вопроса могло бы повести, быть может, к неосновательному возбуждению другого вопроса о вменяемости, своевременно на предварительных стадиях процесса не возбуждавшегося, криминологическая секция поэтому полагала бы во всей полноте подвергнуть этот вопрос расследованию на предварительном следствии; здесь же в листке об осужденном ограничиться вопросом в такой редакции: «Не страдал ли психическими и нервными болезнями (содержание в соответствующих лечебных заведениях, припадки, алкоголизм и т.д.)».

II. Обращаясь затем к стадии предварительного следствия, криминологическая секция находила, что в этом отношении в порядке сбора и систематизации статистических данных был сделан весьма существенный шаг вперед в 1902 г., так как с этого года из общей цифры, указывающей число прекращенных следствий (по ст. 277 устава уголовного судопроизводства), были выделены в особую графу дела, прекращенные за отсутствием признаков преступления. По этому пути желательно было бы сделать еще один важный шаг, а именно выделить еще одну графу для определения числа дел, прекращенных по ст. 356 устава уголовного судопроизводства, т.е. ввиду признания окружным судом обвиняемого душевнобольным. Для того чтобы было возможно выполнение этого пожелания, необходимо было бы введение для этой сравнительно все-таки весьма небольшой категории обвиняемых особых статистических листков, в которые были бы включены общие вопросы, содержащиеся в листке об осужденном, и, кроме того, особые сведения, характеризующие душевную болезнь обвиняемого, а именно желательно было бы включение следующих вопросов: а) характеристические особенности совершенного преступления (жестокость, обдуманность или, наоборот, немотивированность, способ совершения и т.д.);

  • б) наследственность;
  • в) алкоголизм;
  • г) признаки вырождения;
  • д) форма душевного расстройства.

Ответы на эти последние вопросы мог бы давать один из приглашенных врачей во время самого освидетельствования в распорядительном заседании суда.

III. Наконец, казалось бы чрезвычайно существенным привлечь большее, чем ныне, внимание к вопросам о психическом и нервном состоянии обвиняемого и следственной власти. В этой стадии процесса это дополнительное расследование уже никоим образом не могло бы быть признано колебанием правильного хода правосудия, и даже наоборот избавляло бы процесс от неожиданных открытий и необходимости откладывать уже начатое слушанием дело. Вместе с тем это дало бы богатый материал для выяснения индивидуального состояния преступника (индивидуальных факторов преступности). В настоящее время это индивидуальное состояние обвиняемого подвергается обследованию только в случаях, когда или уже имеются признаки явного полного душевного расстройства в момент допроса, или на психическую ненормальность обвиняемого указывают судебному следователю родственники обвиняемого или даже сам обвиняемый. Не может быть сомнений, что эти последние указания весьма часто оказываются вымышленными, и, однако же, с ними считаться признается для следователя обязательным. А между тем при отсутствии соответствующего расследования даже психическое расстройство во время совершения преступления, если таковое не проявляется резко в момент допроса (eplelepsia larvata и т.д.), может и, вероятно, часто в действительности остается без всякого выяснения на предварительном следствии. Если к этому еще добавить не только недопущение защиты на предварительном следствии и еще более важное слишком частое в провинции отсутствие защиты у обвиняемых даже на суде, то станет совершенно ясно, что какой-нибудь корректив должен быть внесен в это дело в интересах как русского правосудия, так и русской науки.

Основываясь на этих соображениях, криминологическая секция считала необходимым, чтобы следователем при допросе каждого обвиняемого вносились в протокол ответы на следующие вопросы:

  • 1) резкие особенности в строении черепа и лица (симметрия, рубцы ит. п.);
  • 2) уродливости в строении тела (зоб, горб и т.д.);
  • 3) состояние общего питания (упитанность или истощенность);
  • 4) характер речи (заикание, запинание, детская речь);
  • 5) заметные двигательные расстройства (паралич, судороги);
  • 6) не было ли перед совершением преступления каких-либо резких изменений в материальном, семейном, нравственном положении;
  • 7) не страдал ли психическими и нервными болезнями (содержание в соответствующих лечебных заведениях, припадки, алкоголизм);
  • 8) нет ли признаков умственной ненормальности;
  • 9) не было ли в кровном родстве случаев сумасшествия, нервных болезней или алкоголизма.

IV. Изучение душевного строя и его особенностей у преступников имеет огромное значение не только в целях исследования развития в человеке преступных наклонностей, но и в целях профилактических.

Изучение же преступника во время содержания его в тюрьме, и притом в различные моменты, в особенности же при вступлении и перед освобождением, имеет громадное значение для выяснения влияния тюрьмы на физическое и психическое состояние преступника. Поэтому криминологическая секция считала необходимостью установление особого медицинского листка для тюремного врача следующего содержания.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, на­учно организованное наблюдение за явлениями социальной и эконо­мической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами госу­дарственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Проведение статистического наблюдения включает следующие этапы:

  • подготовку наблюдения;
  • проведение массового сбора данных;
  • подготовку данных к автоматизированной обработке;
  • разработку предложений по совершенствованию статистичес­кого наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, проду­манной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения включает разные виды работ. Сначала решаются методологические вопросы, важнейшие из которых - определение цели и объекта наблюдения, состава призна­ков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора дан­ных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой бу­дет проводиться наблюдение, а также определение методов и средств получения данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Сбор данных начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и после заполнения заканчивается их сдачей в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизирован­ной обработке подвергаются арифметическому и логическому конт­ ролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей меж­ду показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего пре­следуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы орга­низации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наобо­рот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подго­товке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-эконо­мические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, стра­ны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необхо­димо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следу­ет указать важнейшие признаки, отличающие данный объект от дру­гих похожих объектов.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе ис­пользуется термин «элементарная единица») называют составной эле­мент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих реги­страции. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюд­жетных обследованиях - семья или домашнее хозяйство.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. От­ четной единицей является субъект, от которого поступают данные о еди­нице наблюдения. Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать.

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обла­дает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необхо­димо отобрать те признаки, которые являются существенными, основ­ными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают про­грамму наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколь­ко хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необхо­димые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, кото­рые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

Требования к программе статистического наблюдения. Про­грамма должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свой­ства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второ­ степенное значение по отношению к цели обследования, или призна­ки, значения которых будут заведомо недостоверны или отсутствовать, например представление информации, которая является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленны­ми (иначе полученный ответ может содержать неверную информа­цию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудно­стей при получении ответа.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследо­вания вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведе­ния о явлениях и процессах.

В программу целесообразно включать вопросы контрольного ха­рактера для проверки и уточнения собираемых данных.

Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые. Закрытый вопрос - это вопрос альтерна­тивный, т.е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет» или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более варианта ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состоя­ние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась).

На открытые вопросы можно ответить практически бесчислен­ным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа.

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информа­ции) программа оформляется в виде документа, называемого статис­тическим формуляром.

Статистический формуляр. Это документ единого образца, со­держащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являют­ся титульная и адресная части. Титульная часть содержит наимено­вание статистического наблюдения и органа, проводящего наблюде­ние, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Адресная часть включает адрес отчетной единицы, ее под­чиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, пере­писной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы статистического формуляра: индивиду­альную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем отве­тов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на оборотной стороне формуляра. Формуляр и инструк­ция по его заполнению составляют инструментарий статистичес­кого наблюдения.

Место и время наблюдения. Выбор места проведения обследо­вания зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходи­мо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

  • установлении критического момента (даты) или интервала времени;
  • определении срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регис­трация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Феде­рации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г.

Выбор критического момента или интервала времени определяется, прежде всего, целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого проис­ходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходи­мое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяет­ся исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, заня­того сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Напри­мер, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в те­чение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.

2.3. Важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения

Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательной методологической подготовки, но и от правильного и сво­евременного решения широкого спектра организационных вопросов.

Важнейшее место в организационной работе занимает подготов­ка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструк­тажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, пре­доставляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т.д.

Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся (студенты высших учебных заведений, учащиеся старших курсов техникумов). При проведении пе­реписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организу­ется обучение персонала. Оно проводится для выработки у счетчиков навыков правильного заполнения статистических формуляров.

Размножение документации, как для самого обследования, так и для проведения инструктажей и рассылка ее по территориальным органам Госкомстата России также относятся к организационным вопросам наблюдения.

В период подготовки большая роль отводится массовой работе проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению, разъясняющих населению значение, цели и задачи предстоящего обследования.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, составляется календарный план, пред­ставляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их испол­нения отдельно для каждой организации, занятой в проведении об­следования.

Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупнос­ти или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.) Необходимо определить формы, способы и виды ста­тистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

В отечествен­ной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения - отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

  • специально организованное статистическое наблюдение (пере­писи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
  • регистры.

Статистическая отчетность. Отчетность - это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические орга­ны в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и орга­низаций необходимые данные в виде установленных в законном поряд­ке отчетных документов, скрепленных подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким об­разом, отчетность - это официальный документ, содержащий статисти­ческие сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на пер­вичном учете и является его обобщением. Первичный учет - это регист­рация различных фактов, событий по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Отчетность утверждается органами государственной статисти­ки. Представление информации по неутвержденным формам являет­ся нарушением отчетной дисциплины.

Отчетность имеет обязательный характер (т.е. все предприятия, Учреждения, организации должны представлять ее в указанные сро­ки), а также юридическую силу, потому что подписывается руководи­телем предприятия (учреждения, организации).

Отчетность обладает документальной обоснованностью, так как все данные базируются на документах первичного учета.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяй­ства. В специализированной отчетности состав показателей изменя­ется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недель­ная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на элек­тронную, телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Пе­репись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи на­селения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустанов­ленного оборудования, строек незавершенного строительства, обору­дования и др.

Перепись - это специально организованное наблюдение, повто­ряющееся, как правило, через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта ста­тистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

  • одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;
  • единство программы наблюдения;
  • регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.

Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обес­печить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой со­вокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, в получении характеристики состава населения по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а пос­ледняя - в 2002 г.

В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апро­бации программно-методических и организационных вопросов на­блюдения проводят пробную перепись.

Пробная перепись населения является неотъемлемым этапом под­готовки всеобщей переписи населения. Поэтому в рамках подготов­ки Всероссийской переписи населения 2002 г. в г. Москве с 11 по 18 октября 2000 г. была проведена пробная перепись населения. Этой переписью было охвачено около 100 тыс. чел.

В ходе пробной переписи был опробован проект программы Все­российской переписи населения 2002 г. Эта программа позволит полу­чить данные, отражающие современное состояние населения России.

Переписи получили большое распространение и в зарубежной ста­тистике. Среди них наиболее интересными являются систематически проводимые в США переписи отраслей национального хозяйства, в частности переписи обрабатывающей промышленности, называемые цензами. Американские переписи охватывают все предпри­ятия и проводятся один раз в пять лет (в годы, оканчивающиеся на цифру 2 или 7). В промежутке между переписями проводятся ежегод­ные выборочные обследования для заполнения пробелов в данных.

Программа таких переписей предусматривает получение данных о численности занятого населения, заработной плате, отработанных человеко-часах, затратах по снабжению; уточнение сведений о потреб­лении электроэнергии, капитальных вложениях, стоимости и количе­стве отгруженной продукции, запасах готовой продукции, стоимости незавершенного производства, материалов и топлива на конец года, а также содержит специальные вопросы о типе предприятия, его обо­рудовании и т.д.

Опросные формы рассылаются предприятиям для заполнения по почте за 4 -7 месяцев до начала переписи. Это позволяет отчетным единицам своевременно и правильно заполнить переписные листы.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально орга­низованные наблюдения, в частности, к специально организованному статистическому наблюдению относится сплошное статистическое об­ следование малых предприятий по итогам работы за 2000 г. Оно про­водилось в два этапа. На первом этапе собирались сведения о факти­ческих видах деятельности малых предприятий на основе упрощенного вопросника. На втором этапе каждому предприятию высылался основ­ной вопросник, содержащий общую часть и специальные вопросы, свя­занные с видом деятельности, указанной предприятием на первом эта­пе. Данное обследование было направлено на решение следующих задач: получение полного и достоверного перечня малых предприятий с содержанием сведений о фактически осуществимых ими видах дея­тельности; получение сведений о производстве малыми предприятия­ми конкретных видов товаров и услуг, которые невозможно получить при выборочном наблюдении; уточнение генеральной совокупности малых предприятий как основы для проведения регулярных выбороч­ных обследований; получение полной и объективной информации для анализа и прогнозирования развития малого предпринимательства.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременны­ми процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического ре­гистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая еди­ница наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность измене­ния которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи - представляют собой динамические ряды показателей с заранее извест­ным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завер­шения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

В практике статистики различают регистры населения и регист­ры предприятий

Регистр населения - поименованный и регулярно актуализируе­мый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и при­бывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоян­ное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам стра­ны. При перемене места жительства сведения по единице наблюде­ния передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в госу­дарствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Поэтому веде­ние регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени созда­ния (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической де­ятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

В нашей стране были разработаны три регистра промышленных предприятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в ста­тистическую практику существенно повысило информационный и аналитический уровень статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы ста­тистического наблюдения.

В настоящее время завершены работы по созданию единого регист­ра для всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных счетов в статистическую практику

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических по­казателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае измене­ния территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские уч­реждения, общественные объединения и другие юридические лица.

Информационный фонд регистра содержит.

  • регистровый код субъекта;
  • сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;
  • справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т.д., сведения об учредителях);
  • экономические показатели.

Значения последних заноситься в регистр на основе бух­галтерской и статистической отчетностей, представляемых в регио­нальные органы статистики.

Регистр содержит данные о следующих показателях среднеспи­сочная численность работников; средства, направляемые на потреб­ление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр ведется по отдельным территориям, региональные статистические службы могут расширять состав экономических показателей в случае необходимости.

ЕГРПО позволяет проводить отбор и группировку любой совокуп­ности единиц по одному или нескольким признакам.

Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета.

При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десяти­дневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра.

Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в получении информации.

Способы статистического наблюдения. Статистическая инфор­мация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос (рис. 2.2).

Непосредственным называют наблюдение, при котором сами регис­траторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т.д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этой основе производят запись в формуляр наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.

Документальное наблюдение основано на использовании в каче­стве источника статистической информации различного рода доку­ментов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статис­тических формуляров документальное наблюдение дает наиболее точ­ные результаты.

Опрос - это способ наблюдения, при котором необходимые све­дения получают со слов респондента. Опрос предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, не поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (эк­ спедиционный), саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.


Рис. 2.2 .

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовлен­ные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую ин­формацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксиру­ют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (например, при переписи населения), ког­да счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным, например по телефону.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респон­дентами, а счетчики раздают респондентам бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем бланки собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных коррес­пондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал высококачественный, так как не всегда возможно проверить на месте правильность полу­ченных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопрос­ники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получа­ют меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос приме­няется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изуче­нии общественного мнения о работе городского транспорта, торго­вых предприятий и т.д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в орга­ны, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регист­рации браков, рождений и т.д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать следующее: с какой точностью надо провести наблюдения; есть ли возможность практического применения того или иного способа; ка­ковы финансовые возможности.

Виды статистического наблюдения (рис. 2.3).


Рис. 2.3 .

Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:

По времени регистрации фактов наблюдение бывает непрерыв­ным (текущим), периодическим и единовременным. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируют­ся по мере их наступления, например при регистрации рождения, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.

Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей про­грамме и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдений относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет; регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.

Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его ис­следования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то вре­мя (не определенное заранее) или может не проводиться вообще. Еди­новременным обследованием была инвентаризация незавершенного производственного строительства 1990 г.

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бы­вает сплошное и несплошное.

Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности. Поэтому при проведе­нии сплошного наблюдения важной задачей является формирование перечня признаков, подлежащих обследованию. От этого в конечном итоге зависит качество и достоверность результатов обследования.

До последнего времени российская система государственной ста­тистики опиралась, прежде всего, на сплошное наблюдение. Однако такой вид наблюдения имеет серьезные недостатки: высокую сто­имость получения и обработки всего объема информации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность информа­ции, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. И, наконец, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечива­ет полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Боль­шее или меньшее число единиц обязательно остается вне наблюдения, как при проведении единовременных обследований, так и при получении сведений по такой форме наблюдения, как отчетность.

Количество и доля неохваченных единиц зависят от многих фак­торов: вида обследования (по почте, с помощью устного опроса); типа отчетной единицы; квалификации регистратора; содержания вопро­сов, предусмотренных программой наблюдения; времени дня или года, когда проводится обследование, и др.

Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследо­ванию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности. При его проведении следует заранее определить, какая часть совокупнос­ти должна быть подвергнута наблюдению и каким образом следует отобрать те единицы, которые должны быть обследованы.

Одним из преимуществ несплошных наблюдений является возмож­ность получения информации в более короткие сроки и с меньшими зат­ратами ресурсов, чем при сплошном наблюдении. Это связано с мень­шим объемом собираемой информации, а следовательно, с более низкими затратами на ее получение, проверку достоверности, обработку, анализ.

Существует несколько видов не

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения

    Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

    Статистическое наблюдение можно представить в виде взаимодействующих компонентов, представленных на рисунке 2.1.

    Рис.2.1. Составляющие статистического наблюдения.

    Совокупность документов, применяемых при наблюдении, называется инструментарием наблюдения . Инструментарий наблюдения: программы наблюдения, бланки, анкеты, инструкций по их заполнению.

    Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и сопоставимости. Очевидно, что достоверность данных зависит как от характеристик самого статистика – его профессиональной подготовки, коммуникабельности, организационных навыков и т. д., так и от качества используемого инструментария. Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время, по единой методике.

    Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

    Основные принципы статистического наблюдения:

    ● планомерность;

    ● массовость;

    ● научная организация.

    Планомерность статистического наблюдения предполагает, что оно готовится и проводится по заранее разработанному плану, являющего частью общего плана проведения статистического исследования; в такой план включаются вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее качества, его достоверности и оформления итоговых результатов.

    Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно охватывает количество случаев проявления изучаемого явления, достаточное для получения достоверных статистических данных, характеризующих совокупность в целом.

    Систематичность наблюдения определяется тем , что оно должно проводиться либо непрерывно, либо систематически, либо регулярно, так как только такой подход позволяет изучать тенденции и закономерности социально-экономических явлений и процессов. Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, проводимые с целью изучения мнения граждан по вопросам, представляющим для них интерес.

    Процесс проведения статистического наблюдения состоит из нескольких этапов :

    1) Подготовка наблюдения .

    На этом этапе необходимо решить программно-методологические и организационные вопросы.

    2) Проведение массового сбора данных .

    Этот этап связан с непосредственным проведением наблюдения и включает в себя такие работы как рассылка бланков, анкет, форм статистической отчетности, переписных листов, их заполнение и дача в органы, проводящие наблюдение.

    3) Подготовка данных к автоматизированной обработке .

    На этом этапе собранная информация проверяется на полноту, подвергается арифметическому и логическому контролю с целью выявления и исключения допущенных ошибок.

    4) Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения .

    На последнем этапе проведения статистического наблюдения анализируются причины, которые вызвали ошибки в заполнении статистических формуляров, и разрабатываются предложения по совершенствованию проведения статистического наблюдения.

    Программно-методологические задачи статистического

    Наблюдения

    К программно - методологическим задачам статистического наблюдения относятся:

    Определение цели и задач наблюдения;

    Выбор объектов и единиц наблюдения;

    Разработка программы наблюдения;

    Выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.

    Каждое статистическое наблюдение проводится с целью получения достоверных данных об исследуемых процессах и явлениях . Она должна быть конкретной и четко сформулированной, исходить из общих задач, поставленных перед статистическим исследованием явления.

    В соответствии с принципами системного подхода задачи наблюдения должны соподчиняться поставленной цели, исходить из нее. Цель и задачи предопределяют программу и форму организации наблюдения. Если они поставлены неясно, неконкретно, то будут собраны излишние сведения или, наоборот, получены неполные статистические данные. В зависимости от цели и решаемых задач определяются объект и единица наблюдения.

    Объект наблюдения – статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

    Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население региона, страны, люди, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, жилые дома), юридические лица (предприятия, банки, учебные заведения).

    Любой объект наблюдения состоит из единиц наблюдения.

    Единица наблюдения – элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, т. е. это то первичное звено, от которого должны быть получены необходимые статистические сведения.

    Например, при проведении демографических обследований это может быть человек, но может быть и семья, при бюджетных обследованиях – домохозяйство или семья. В соответствии с поставленной целью, задачами, выбранным объектом разрабатывается программа наблюдения.

    Программа наблюдения – перечень признаков, подлежащих регистрации (при непосредственном наблюдении), либо это перечень вопросов, по которым собираются сведения (при опросах).

    Программа статистического наблюдения включает:

    Выбор существенных признаков (черт, свойств);

    Формулировку точных, легких и недвусмысленных вопросов;

    Определение последовательности вопросов;

    Включение вопросов контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

    Типы вопросов:

    Альтернативный вопрос (“да” или “нет”);

    Закрытый вопрос (три или более вариантов ответов);

    Открытый вопрос (любой ответ);

    Комбинированный (закрытые + открытый вопросы).

    Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.

    Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.

    Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

    Различают две системы статистического формуляра : индивидуальную (карточную) и списочную.

    Индивидуальный формуляр – запись ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения.

    Списочный формуляр – запись ответов на вопросы программы о нескольких единицах.

    Кроме формуляра разрабатывается инструкция по порядку проведения наблюдения, по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения на обратной стороне бланка.

    2.3. Организационные вопросы статистического наблюдения

    К важнейшим организационным вопросам относятся:

    Определение органа (исполнителя) наблюдения;

    Определение времени наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты;

    Определение места (территории) проведения наблюдения.

    Наблюдение может проводиться собственными силами или организациями, специализирующимися на проведении наблюдений.

    Время наблюдения – это то время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое.

    Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения, собираемые в процессе наблюдения (например, критическим моментом переписи населения РФ 2002 г. – 0 часов с 8 на 9 октября). Критический момент – конкретный день года, час дня.

    Срок (период) наблюдения .

    Время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, то есть время, необходимое для проведения массового сбора данных. Срок (период) наблюдения устанавливается исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором данных.

    Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; ее границы зависят от определения единицы наблюдения.

    Выбор места проведения наблюдения определяется его целью. Например, если определяется стоимость потребительской корзины в Санкт-Петербурге, то местом проведения наблюдения будет территория города.

    Также к организационным вопросам относятся:

    1. Подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, предоставляющими данные и т.д.

    2. Размножение документации для обследования и проведения инструктажей, рассылка по территориальным органам Госкомстата России.

    3. Массовая работа: проведение лекций, бесед, выступления в печати, по радио и т.д.

    4. Составляется календарный план – перечень работ и сроки их выполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

    Тема 1. Предмет и метод статистики

    1. Основная задача статистики как науки – это:

    А) разработка методов расчета и сравнительного анализа экономики и социального развития различных стран;

    Б) информационное обеспечение процесса интеграции России в мировую экономику;

    В) разработка системы показателей процессов общественного развития и методов их измерения.

    Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи.

    статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

    2. Предмет статистической науки – это :

    А) изучение количественной стороны массовых общественных явлений;

    Б) изучение социально-экономического содержания массовых общественных явлений;

    В) анализ качественных особенностей общественных явлений.

    Предметом статистической науки являются:

    1) массовые социально–экономические явления жизни;

    2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

    3. Основной метод статистики – это :

    А) анализ динамики и математическое прогнозирование массовых общественных явлений;

    Б) выборочное статистическое наблюдение, обработка и анализ полученных данных;

    В) корреляционно-регрессионный анализ статистических показателей.

    Статистическое исследование подразделяется на три последовательные стадии:
    1) статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;
    2) сводка и разработка результатов наблюдений, т.е. их обработка;
    3) анализ полученных сводных материалов.

    4. Статистические показатели – это :

    А) количественная оценка свойства изучаемого массового явления;

    Б) качественная характеристика особенности развития изучаемых явлений;

    В) характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

    Первичная статистическая информация выражается прежде всего в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учета.

    5. Статистическая совокупность – это :

    А) множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой;

    Б) социально-экономические типы изучаемого массового явления;

    В) множество статистических показателей, описывающих изучаемое явление.

    Статистическая совокупность - это множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества.
    Специфическим свойством статистической совокупности является массовость единиц , поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм.
    Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков.
    Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам.

    Тема 2. Методы сбора статистической информации

    1. Статистическое наблюдение – это :

    А) систематизация фактов, описывающих изучаемое явление;

    Б) регистрация устанавливаемых фактов в учетных документах для их последующего обобщения;

    В) научно организованная работа по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

    Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

    2. Выборочное наблюдение – это:

    А) наблюдение, при котором сбор данных основан на принципе добровольного заполнения анкет;

    Б) наблюдение, при котором обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме;

    В) наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке.

    В основе этого наблюдения лежит идея о том, что отобранная в случайном порядке некоторая часть единиц может представлять всю изучаемую совокупность явления по интересующим исследователя признакам. Целью выборочного наблюдения является получение информации прежде всего для определения сводных обобщающих характеристик всей изучаемой совокупности.

    3. Программа статистического наблюдения – это :

    А) перечень показателей, подлежащих изучению;

    Б) совокупность разъяснений и указаний по заполнению отчетных документов;

    В) бланки определенных форм учета и отчетности.

    Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

    Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

    Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

    Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-26