В котором вы проживаете. И речь идет не только о том, какую бытовую химию вы используете, какие продукты покупаете или сортируете ли вы мусор. А собственно о строительство вашего дома. Если вы являетесь счастливым обладателем участка земли и небольшого стартового капитала, вы можете построить действительно экологическое жилье, по старинным и традиционным для Украины технологиям, которое ничем не будет уступать современным проектам. Речь идет о саманном доме.

Прежде всего разъясним, что же собой представляет саман - это строительный стеновой материал в виде необожженного кирпича из смеси глины, песка и соломы (иногда и других ингредиентов). Если говорить о строительных характеристиках, то предел сжатия саманного кирпича (в высушенном виде) колеблется от 10 до 50 кгс / см2 и близкий по прочности с газо- и пенобетон марки 600 (предел прочности 25-40 кгс / см2).

Хотя эта технология считается более присущей странам Азии, Южной Америки и Кавказа, она также является достаточно распространенной для Центральной, Восточной и Южной Украины. Украинские традиционные хаты-мазанки строились именно из самана. Из самана по сей строят дома и вспомогательные сооружения. Некоторые из них сохранились в отличном виде не только в музеях, но и до сих пор используются в селах. И в них живут внуки тех, кто их строил.

Преимущества строительства из самана заключаются в:

  • Стоимость значительно ниже, чем строений из обычного кирпича. Саманный кирпич легко можно изготовить собственными руками.
  • По долговечности и прочности сооружения из самана приравниваются к традиционным постройкам.
  • Саман имеет невысокую теплопроводность, поэтому в доме проще поддерживать комфортную температуру как летом, так и зимой.
  • Благодаря пористости саман обеспечивает нормальный уровень влажности.
  • Саман - огнестойкий материал. Даже после пожара стены, как правило, остаются почти невредимыми.

К минусам можно отнести то, что саман очень хорошо поглощает влагу, поэтому при строительстве большое внимание необходимо уделить гидроизоляции как фундамента, так и стен.

Еще одним преимуществом такого строительства является то, что вы меньше ограничены формой, чем при традиционном строительстве. Ваш дом может иметь как классические очертания, так и необычные формы - круглые стены , куполообразную крышу, углубление в холм - с глиной можно практически не ограничивать свою фантазию.

Понятно, что в статье невозможно изложить все нюансы постройки дома из самана. В конце концов, при строительстве любого дома вам все равно потребуются советы специалистов, поэтому мы остановимся на как сделать саманный кирпич собственными руками и отметим лишь некоторые основные этапы этого вида «зеленого» строительства.

Для того, чтобы сделать кирпич из самана, в первую очередь, нам потребуется глина (жирная или средней жирности), песок (крупнозернистый грубый, не морской), вода, растительные остатки (самый распространенный вариант - солома-сечка длиной 6-10 см). Также к глине можно добавлять керамзит, цемент и опилки. По желанию можно добавлять к смеси, различные асептические добавки. Для пожарной безопасности можно добавлять антипиреновые добавки.

Если вы возьмете для производства саманных блоков слишком жирную глину - они будут трескаться, а если недостаточно жирную - смесь будет плохо сцепляться, рассыпаться и пострадает прочность блока. Для определения жирности глины стоит проконсультироваться со специалистами. Но существуют и народные методы ее определения. Приведем примеры двух самых простых:

Как проверить глину на жирность

Способ 1

С выбранной глины формируем шарик, размером с куриное яйцо. Кладем его между двумя остроганными досками (фанеры) и сдавливаем шар, придавливая его верхней доской:

шарик из глины малой жирности сразу развалится;

шарик из глины средней жирности развалится, когда расстояние между досками сократится примерно на треть;

шарик из жирной глины трескается, когда расстояние между досками достигает половины.

Способ 2

Небольшое количество глины разведите водой до консистенции сметаны. Возьмите сухую и гладкую деревянную палочку. Размешайте палочкой глиняный раствор. По количеству глины, которое налипнет на палочку, определяют ее жирность:

Жирная глина - 3 и более мм;

Средняя глина - 1-3 мм;

Приступаем к работе. Вырываем котлован и застилаем его дно пленкой. На эту подстилку выкладываем слой глины толщиной 10-30 см, заливаем его водой и оставляем на ночь. На следующий день добавляем песок, замешиваем, после чего добавляем предварительно увлажненный наполнитель. Оставляем массу на 2 суток, при необходимости добавляем еще жидкости. Перемешивать ингредиенты можно лопатой или палкой, а замешивать – удобно ногами.

Изготавливаем форму и делаем кирпич. Форма может содержать одновременно любое количество ячеек для кирпичей, но учтите, что вам нужно будет ее поднять и перевернуть вместе со сложившимся кирпичом. Поэтому обычно для одного человека делают форму с 2 ячейками, для двух - с 4-6.

Форму предварительно смачиваем водой и присыпаем соломой-сечкой или опилками. Кирпич можно делать практически любого желаемого размера и формы, но типичной является форма параллелепипеда, которая имеет представленные ниже размеры. Форма для производства кирпича должна учитывать усадку при высыхании, составляющую примерно 8%.

Размеры кирпича, см Размеры формы с учетом усадки

40х19х13 43х20, 5х14

36х17х13 39х18, 5х14

30х14х10 32,5 х15х11

Сушат кирпичи под открытым небом 2-3 дня, затем перекладывают кирпич на ребро и досушивают еще около недели. Затем саманные блоки складируют, например, в сарае (важно защитить их от влаги) и выдерживают еще около недели или до начала строительства.

Работу следует начинать весной, тогда у вас есть шанс за сезон не только сделать кирпич, но и построить дом. За 1 день работы 3-4 человек вполне смогут изготовить 150-200 кирпичей.

Как проверить качество саманного кирпича

Если кирпич из самана сделали правильно, то:

  • гвоздь, забивается в кирпич туго, а держится крепко;
  • кирпич не размокает в воде за 1-2 суток;
  • кирпич остается целым при падении с высоты до 2-х метров.

Теперь, когда вы имеете необходимое количество кирпичей для вашего дома, можно приступать и к его сооружению. Как мы отмечали, дом из самана может строиться по самым разным проектам, а потому мы не будем подробно останавливаться на собственно процессе строительства, отметим лишь на некоторые нюансы возведения сооружений с саманного кирпича:

Фундамент саманного здания должен быть очень хорошо гидроизолированным.

Над окнами стоит разместить козырьки, чтобы не затекала дождевая вода. Подоконники также гидроизолируют и защищаются отливами. Входные пороги дома также тщательно гидроизолируют.

Углы и стыки стен усиливают арматурной сеткой.

Балки и перекрытия устраивают с перераспределением нагрузки на всю стену, чтобы избежать точечной нагрузки.

Внешние стены можно оштукатурить и побелить (традиционный вариант) или обложить красным или силикатным кирпичом, керамической или цементной плиткой. Обложения стоит начинать после того, как дом даст усадку. Желательно, через полгода-год после возведения дома.

Стоимость мокрых облицовочных работ на данный момент одна из самых высоких. Она может в несколько раз превышать стоимость исходных стройматериалов, плюс они достаточно грязные. Неудивительно, что большая часть людей затевающих ремонт, всерьез задумывается над тем насколько реально выполнить штукатурные работы своими руками. Я не стану уверять вас в том, что это легко и просто, но поверьте, это реально. Далее речь пойдет о методах обустройства стандартной и декоративной штукатурки, а также о том, как сделать штукатурку своими руками.

Важно: в профессиональной среде подобные работы разделяют на сухую и мокрую штукатурку. Так вот термин сухая подразумевает каркасную облицовку гипсокартоном и прочими подобными вещами. Мы же в данной статье будем говорить исключительно о мокром методе, то есть о нанесении слоя того или иного раствора на несущую стену.

Пару слов о том, стоит ли этим заниматься

Средняя цена на просторах нашей великой державы колеблется в районе 250 – 300р., за отделку 1м² стены слоем в 10 мм. При сорокамиллиметровом слое она вырастет до 550 – 600р. Большой заказ от 5000м² обойдется дешевле, экономия составит порядка 50р. на каждом метре. Сюда еще нужно добавить около 150р. на материал, имеется в виду слой в 10 мм/м².

Более сложные работы стоят дороже. Так за откосы попросят не менее 400р. за 1 погонный метр. Цены на потолок стартуют от 600р., а простая криволинейная облицовка обойдется уже в 800р. за 1м². На сложные поверхности, такие как лепнина, каннелюр, отделка каминов и прочее, нет как такового фиксированного тарифа, здесь придется договариваться индивидуально.

Здесь есть одна тонкость. Сейчас модно делать в доме простые арки, вот как раз по стоимости этой арки вы можете судить о профессионализме мастера. Нормальный мастер возьмет за арку примерно столько же, сколько и за потолок, работа не сложная.

Если просят как за криволинейную поверхность или даже больше, то перед вами, либо халтурщики, либо профессионалы экстра-класса. Но, к сожалению, различить вы их сможете только по готовому результату.

Важно: следует заметить, что указанные тарифы являются средними по городам РФ. Для Москвы и Санкт-Петербурга цена будет выше в 3 – 5 раз, то же самое касается и отдаленной глубинки, где дополнительно придется оплачивать командировку мастера.

Выбор штукатурного состава

Писать о том, как развести и где использовать сухую заводскую , я не вижу смысла, для этого есть инструкция, в которой все четко и ясно прописано. Единственно на чем «спотыкается» часть новичков это процесс разведения водой. Запомните, смесь нужно добавлять в воду, а не наоборот.

Импортные смеси типа Кнауф безусловно хороши, но стоят уж больно дорого. Наши производители, в частности такие как «Старатели», «Волма», «Престиж С» и другие сейчас выпускают товар ни в чем не уступающий немецкому, особенно если вспомнить, что большинство мировых брендов делается у нас.

Если сказать честно, то изготовление самодельных растворов потихоньку уходит в прошлое. По качеству они остаются далеко позади заводских, а экономический эффект ощутим только при серьезных объемах.

Но бывают случаи, когда есть смысл возиться. К примеру, оштукатуривание подвалов и подсобных помещений не требует высокого качества и смесь, сделанная своими руками, будет вполне уместна.

Глиняный раствор

Подобные растворы больше предназначены для отделки разного рода печей или каминов.

В некоторых случаях глиной отделывают подсобные помещения, но есть непременное условие – в комнатах с повышенной влажностью глину использовать нежелательно.

  • В качестве основы берется жирное глиняное тесто, которое нужно протереть через сетку 5х5 мм. Для большей прочности, чаще всего добавляется известковое тесто, общим объемом порядка 30% от массы глины. Наполнителем здесь выступает чистый кварцевый песок 0,5 – 1 часть, опять же ориентируясь по глине;
  • Некоторые предпочитают вместо известкового теста брать цемент марки М200. Его здесь нужно всего 15%. Застывает такой раствор быстрее, меньше боится влаги и крепче держится. Но на финише вы получите грязно серый оттенок. В хозяйственных постройках этот вариант еще пройдет, а вот в доме его нужно будет накрывать финишной шпаклевкой или декоративной штукатуркой, что выйдет дороже;

  • Инструкция традиционная. Протертая влажная глина выкладывается кучей, по центру делается лунка, в которую кроме песка и воды, добавляется известковое тесто или цемент. После тщательного вымешивания, раствор в таком состоянии может находиться до 2 суток;
  • Если перерыв в работе более 1 часа, то раствор нужно будет накрыть мокрой тканью, дабы не заветривался;
  • После нанесения сохнет такой раствор около 2 – 3 суток;
  • Так называемый саман или штукатурка мазанка своими руками делается с добавлением рубленой соломы. Но как вы понимаете, сейчас этот вариант может быть интересен только с точки зрения хобби и для фанатов натуральных, природных, экологически чистых составов.

Известковый раствор

Такие растворы в сухих помещениях могут стоять сколь угодно долго. Не секрет, что в старинных постройках есть поверхности, которым уже по несколько сот лет.

Но в этом случае для разных этапов отделки, готовятся разные составы:

  • Если работать по камню, то для обрызга готовится известково-цементный раствор в пропорции 1:1:7, известковое тесто – 1 часть, цемент М200, также 1 часть и просеянный песок 7 частей;
  • Для грунта цемент не нужен, здесь идет 1 часть известкового раствора и 3,5 части просеянного песка;
  • Накрывка делается в пропорции один к двум, известь-песок. Только в этом случае песок берется самый мелкий, плюс хорошо промытый и просеянный.

Так называемая заводка, используемая для отделки дерева, готовится с добавлением гипса. Известковое тесто с гипсом (либо разновидностью гипса – алебастром, который быстрее застывает) смешивается в соотношении 3:1. Но размешивать и работать нужно быстро.

Сначала на 1 часть теста добавляется 6 частей воды и тщательно вымешивается до «жидкой сметаны». После чего, не прекращая вымешивание, постепенно засыпается гипс. Как только гипс засыпан, на вымешивание остается максимум 5 минут, плюс 10 минут на выработку состава.

Совет: не пытайтесь сделать известковое тесто самостоятельно. Гашение извести довольно ответственный процесс и, не имея навыка с такой работой, не нужно связываться. В данном случае действительно лучше купить, нежели пробовать делать своими руками, дешевле обойдется.

На мой взгляд, самодельная штукатурка на основе известкового теста один из лучших вариантов. При больших объемах, обычно я высчитываю примерное количество материала и заказываю самосвал известкового теста. Под пленкой или мокрой тканью эта куча может храниться не менее 2 недель. Для известково-цементного раствора на одни носилки я добавляю пару мастерков цемента, получается нормально.

Цементный раствор

Особых тонкостей в приготовлении цементного раствора нет, по сути это обычный кладочный состав. Классически считается, что стандартная пропорция 1:3 (цемент/просеянный песок), но для стен с хорошей адгезией, доля цемента может быть уменьшена до 1:6. И напротив, для гладких высокопрочных поверхностей, иногда приходится делать раствор 1:2 и даже 1:1.

Важно: на гладком и плотном бетоне, в воду нужно будет добавлять полимерные присадки. Сам бетон покрывается специальным грунтом. А в штукатурный раствор, для увеличения жирности, дополнительно идет порядка 20% (от объема цемента) известкового теста.

Доведение раствора до готовности

Какой бы вы раствор не замешивали, для нормальной работы он должен иметь оптимальную консистенцию. Различают 3 состояния раствора: тощий, нормальный и жирный.

Определяются они довольно просто.

  • В емкость вертикально погружается и вынимается кельма;
  • Если раствор стек с нее, обнажив полностью или частично металл, то он тощий;
  • Если кельма покрылась тонким равномерным слоем, это нормальный состав;
  • А когда раствор налипает сгустками, это жирный состав.

В тощий раствор добавляется основное связующее, в жирный раствор добавляется песок.

Штукатурные работы

Оштукатуривание требует поэтапного выполнения работ. В данном случае соблюдение технологии особенно важно. Условно весь цикл можно разделить на несколько этапов.

Это подготовка поверхности, грунтовка и обрызг, формирование и затирка чернового слоя и финишная отделка. Но любая работа начинается с подготовки инструмента.

Коротко об инструменте

Главным инструментам здесь считается кельма, проще говоря, мастерок. Профессионалы используют округлую кельму с заостренным концом. Это многопрофильный инструмент, но им нужно уметь пользоваться.

Любителю удобнее будет работать квадратной кельмой. Из обязательного набора еще понадобится пара шпателей (средний и широкий), штукатурный сокол и правило.

Я думаю назначение шпателей объяснять не нужно. Штукатурный сокол представляет собой широкую металлическую пластину, у которой снизу по центру есть ручка. Кроме того, что с сокола удобно набрасывать, им еще хорошо наносить раствор и затирать финишную поверхность.

Обязательно понадобится терка и полутерок. Между собой они отличаются размерами. Терка меньше, под одну руку, а полутерок в длину может достигать 1,2м.

Правилом называют ровную металлическую планку длиной до 2 метров. Этот инструмент незаменим при оштукатуривании по маякам. Кроме того пригодится строительный миксер или миксерная насадка на дрель.

Подготовка поверхности

Этот процесс не представляет особой сложности, ломать – не строить. Обои, как правило, достаточно пару раз обильно смочить водой и устроить сквозняк. В большинстве случаев они сами отваливаются. Если такой номер не прошел, купите смывку и воспользуйтесь ею.

Примерно также снимается и обычная побелка, хотя в случае с побелкой, ее можно покрыть клейстером, после высыхания клейстера, коржи снимаются шпателем легко и быстро.

С масляной краской проблем больше. В идеале ее лучше конечно полностью удалить. Сделать это можно при помощи строительного фена и шпателя, смывки также подойдут, но запах у них жуткий.

Я предпочитаю не морочить голову и просто сделать частую насечку зубилом или топориком. Если закрадываются сомнения можно сверху дополнительно набить стекловолоконную или металлическую армирующую сетку.

Естественно все крупные трещины и дефекты нужно будет зашпаклевать. Мелкие трещины положено расширить ножом или каким-либо резцом, после чего также заделать стартовым шпаклевочным раствором.

Важно: на гладких поверхностях делается насечка. В некоторых источниках говорится, что на 1м² должно быть порядка 1000 насечек. Я не пытался считать количество, скажу лишь, чем больше ударов вы сделаете, тем лучше возьмется штукатурка.

Перед обрызгом и установкой маяков поверхность нужно будет хорошо прогрунтовать. Грунт выбирается в зависимости от вида основы, сейчас на рынках достаточно специализированных составов.

Штукатурка по маякам

Маяками называют ровные планки, которые вертикально крепятся на стену. Принцип прост, после накидывания раствора мастер берет правило, горизонтально прикладывает его к маякам и, двигаясь вверх, выравнивает поверхность. В данном случае, маяки исполняют роль своеобразных опорных рельс. Как видите, технология доступна даже любителю.

Чаще всего маяки представляют собой металлические перфорированные профили. Хотя кроме металла, такие планки могут делаться из углепластика, эти направляющие легче, плюс они не ржавеют и не требуют обязательного снятия, после выравнивания поверхности.

Но углепластик дорогой материал и цена на такие изделия намного выше. Некоторые мастера умудряются делать маяки из обрезков гипсокартона, но вам я этого не советую, здесь нужна сноровка.

Самыми распространенными являются маяки, обеспечивающие толщину штукатурного раствора в 3 мм и 6 мм. Слой тоньше 3 мм, это уже шпаклевка. А если нужно толще, то планки устанавливаются на «лепешки» из раствора на нужном расстоянии от стены.

Как вы понимаете, самым сложным в этом процессе является разметка и сама установка маяков. С гладкими и ровными стенами все просто. Маяки здесь крепятся при помощи небольших саморезов. Но когда стена явно кривая или слой нужен более 6 мм, вам придется повозиться с выставлением планок по уровню.

Каждый мастер устанавливает планки по-своему. Для начала нужно будет четко «отбить» вертикаль. В этом нам поможет отвес, шнур или леска и саморезы.

В верхних углах стены, на расстоянии 150 – 350 мм от потолка и смежной стены, загоняется саморез. По отвесу, внизу загоняется такой же саморез.

После чего между верхними и нижними саморезами натягивается 2 горизонтальных шнура. Расстояние между шнуром и стеной должно соответствовать толщине штукатурного слоя.

Теперь нам нужно разметить промежуточные вертикали. Для этого я предпочитаю использовать саморезы с прорезной шлицей под плоскую отвертку, через нее удобно пропускать шнур отвеса. Шаг установки маяков зависит от ширины вашего правила. Считается, что правило должно выглядывать за маяки с обеих сторон по 200 мм.

Как вы помните, у нас натянуты шнуры сверху и снизу. Так вот саморезы вкручиваются так, чтобы шляпки были вровень этого шнура.

Планка при монтаже может слегка выгнуться, поэтому, ориентируясь по отвесу, не лишним будет вкрутить еще по 1 – 2 самореза по вертикали. Шляпки этих саморезов станут эталоном при монтаже маяков. Маяки крепятся рядом с эталонными саморезами.

Теперь нам нужно замешать немного гипсового раствора, сделать из него своеобразные лепешки и с интервалом порядка 250 мм по трассе маяка прилепить их к стене. Планка прикладывается к мягкому раствору и слегка в нем утапливается на нужную нам глубину.

Через полчаса раствор схватится, и можно будет начинать работу. Кстати саморезы, которые служили нам ориентирами, нужно будет выкрутить, дабы не ржавели и не портили штукатурку.

Совет: эталонные ориентиры в виде саморезов работают отлично. Но как только маяк установлен, нелишним будет, дополнительно проверить вертикаль и горизонталь, приложив по всей длине планки большой строительный уровень.

Техника оштукатуривания

Сама технология работы во всех случаях примерно одинаковая, причем здесь абсолютно неважно с маяками вы работаете или без них. Маяк это лишь хорошее подспорье, опорная клетка, при помощи которой легче выравнивать раствор.

Если планируется штукатурный слой толще 10 мм, то нанесение делается в два подхода, не считая покрытия грунтом основы.

Сначала выполняется так называемый набрызг. Для него замешивается раствор с консистенцией жидкой сметаны. Небольшая часть состава набирается на кельму и резко бросается на стену. Движения кистью здесь похожи на игру в настольный теннис.

После этого, также набрасывается основной слой, здесь уже раствор должен напоминать очень густую сметану. Если вы используете маяки, то выравнивается этот слой при помощи правила, медленно двигаясь по маякам.

В случае, когда маяки не используются, основной черновой слой выравнивается полутерком, соколом или широким шпателем. Здесь уже как кто привык. Кстати таких слоев может быть несколько, все зависит от требуемой толщины штукатурки.

Вообще инструкция требует, чтобы выравнивание делалось сверху вниз, так меньше вероятности того, что раствор поплывет. Но сколько я видел, всегда делается наоборот, сказать честно, снизу вверх двигаться удобней.

Инструмент прикладывается под острым углом к поверхности и наподобие небольшого бульдозера разравнивается раствор. Все лишнее тут же снимается и сбрасывается в штукатурный ящик.

Но как вы ни старайтесь, идеально ровную, чистовую поверхность на этом этапе вывести не получится. Впереди вас ждет еще затирка.

Она выполняется в то время когда раствор уже начал схватываться, но еще влажный. Здесь важно не ошибиться со временем. Мокрый слой легко повредить, а застывший монолит можно тереть долго и без толку.

Важно: маяки (особенно металлические), если таковые имеются, перед затиранием, пока раствор влажный следует удалить, а образовавшиеся русты сразу заполнить густым раствором и выровнять широким шпателем или квадратной кельмой.

Затирают обычно либо теркой, либо соколом. Инструмент нужно слегка, без фанатизма, прижать к плоскости и выровнять ее посредством многочисленных круговых движений. Здесь нужно почаще отходить в сторону и под углом смотреть на результаты своей работы, вблизи вы не заметите мелких изъянов.

Того что мы с вами сделали вполне достаточно для толстых фактурных обоев, но для окрашивания понадобится еще нанести тонкий до 2 мм слой накрывки. Будет накрывка гипсовой, цементной или сделанной на основе полимеров, зависит от условий эксплуатации.

Накрывка равномерно накладывается узким шпателем на лезвие широкого шпателя, после чего разравнивается по всей поверхности. Ее, как и в предыдущем случае придется затирать, но чтобы добиться глянцевой поверхности используется терка, обтянутая войлоком или фетром. Но самая красивая поверхность получается при помощи декоративных видов штукатурки. На них мы дальше остановимся подробней.

Что касается технологии выведения наружных и внутренних углов, то для обустройства наружных углов, сначала с одной стороны прибивается доска и оштукатуривается смежная плоскость.

После чего доска переставляется на другую сторону, прижимается укосами и выполняются аналогичные действия, принцип показан на схеме. Внутренний угол выводится при помощи 2 сбитых под нужным углом полутерков.

Важно: не старайтесь закидать и обработать сразу всю стену, у вас просто может не хватить времени на затирку, а после того как раствор схватится, тереть уже бесполезно. Самым разумным выходом будет работать по секторам, так вы сможете грамотно распределить свои силы и постепенно узнаете, какой объем для вас является пределом за один заход.

Штукатурка по дереву

Еще один важный момент это оштукатуривание деревянных поверхностей. Дерево материал специфический и если на него просто нанести слой раствора, из-за температурных и влажностных деформаций долго он не продержится. Поэтому здесь понадобится армирующая сетка.

Безусловно, можно набить готовую металлическую сетку рабицу или закрепить степлером аналогичную стекловолоконную сетку. Но существует десятками лет проверенный способ набивания так называемой дранки. Смысл в том, что на деревянную поверхность набиваются тонкие деревянные планки, а уже на них накидывается раствор.

Такие планки можно сейчас купить на любом рынке, они стоят копейки. Набить их просто. Вначале по деревянной поверхности топориком делаются небольшие насечки, частота здесь небольшая. После чего дерево нужно прогрунтовать в народе для этих целей использовался пятипроцентный раствор медного купороса, но никто не запрещает купить современный состав для дерева с антисептическим эффектом.

Сами планки перед закреплением нужно намочить, дабы не трескались при забивании в них гвоздей. Дальше все просто, дранка набивается крест-накрест под углом 45º относительно пола, ячейка размером 40 мм.

Гвозди вгоняются в пересечение, через две планки на третью. Между дранкой и смежными поверхностями оставляется деформационный зазор порядка 5 мм.

Важно: деревянная дранка хороша, прежде всего, тем, что коэффициент расширения у нее такой же, как и у основы. В результате при перепаде температур и влажности, в отличие от металлической или стекловолоконной сетки, здесь не возникает дисбаланса между деревянной основой и армирующим каркасом.

Доступные виды декоративной штукатурки

Как бы это странно не прозвучало, но для любителя декоративная штукатурка зачастую является прекрасным выходом. С ее помощью можно легко скрыть мелкий брак или выдать неточности за художественный замысел автора.

Конечно, роспись по штукатурке своими руками доступна только человеку, обладающему талантом живописца, но кроме этого есть еще несколько других более доступных вариантов.

Полиэтилен вам в помощь

Абстрактный рисунок на штукатурке своими руками довольно легко можно нанести при помощи обычного куска полиэтилена.

Правда придется еще потратиться на жидкую акриловую шпаклевку, она продается в ведрах и сразу готова к применению.

  • Стена штукатурится как для покраски, то есть должна быть идеально ровной. В противном случае все серьезные дефекты сразу проявятся. Сначала нужно будет покрыть основу латексной грунтовкой. После чего смежные стены, потолок и пол по периметру оклеиваются малярным скотчем;
  • Хотя инструкция указывает на то, что акриловая шпаклевка сразу готова к работе , не лишним будет ее перемешать миксером непосредственно перед нанесением;
  • Технология здесь такая же, как и при обустройстве накрывки. Шпаклевка средним или узким шпателем накладывается на лезвие широкого шпателя и круговыми движениями равномерно распределяется по плоскости толщиной порядка 2 мм. В данном случае покрывать желательно сразу всю стену;
  • Когда стена готова, на нее, желательно без воздушных пузырей, накладывается жатый полиэтилен , и в таком положении оставляется для высыхания. Процесс сушки занимает около 16 часов. Спустя 3 – 4 часа малярный скотч нужно будет снять, дабы он не присох;
  • Через 16 часов пленка аккуратно снимается , и стена оставляется на сутки для окончательного высыхания.

Важно: какую бы штукатурку вы не использовали, и каким бы способом ее не наносили, ни в коем случае не применяйте экстремальные, ускоренные виды сушки. Разного рода калориферы и тепловые пушки могут вызвать растрескивание слоя. Любой раствор должен высыхать в естественных условиях.

  • Последним штрихом будет зачистка поверхности широким шпателем или квадратной кельмой. Вам нужно будет просто соскрести лишние частицы. Не бойтесь, акрил достаточно крепкий состав, и когда смесь застынет, повредить ее легким скребком шпателя невозможно;
  • При желании смесь можно затонировать до нанесения или нанести легкий тон после высыхания;
  • Есть еще один момент. Нельзя декорировать одновременно 2 смежные стены. В стандартном прямоугольном помещении декорируется по 2 противолежащие стены за один заход. И только когда они высохнут, можно приступать к двум оставшимся.

Использование штампов

Данный способ оштукатуривания позволяет нанести довольно изысканный и высокохудожественный орнамент. Как правило, для этого используются фактурные валики с готовым рисунком. Хотя при желании довольно легко изготовить штамп для штукатурки своими руками.

Сам принцип похож на вышеописанный способ с полиэтиленом. Поверхность стены также должна быть предварительно выровнена. После чего на нее наносится слой финишной штукатурки. Толщина этого слоя выбирается по глубине фактуры на валике, но зачастую это все те же традиционные 2 мм.

Наносить рисунок с сюжетом сложнее, здесь нужно иметь твердую руку и контролировать каждое движение. Начинающему художнику лучше воспользоваться штампами с абстрактным орнаментом. Кстати именно их легче всего сделать своими руками.

Так обычный резиновый валик, хаотично обмотанный жгутом, толстой леской или обычной веревкой, на стене дает фактуру древесных волокон. Фактура от сетки с большими или маленькими ячейками также выглядит довольно оригинально. В общем, пробуйте, совершенству нет предела.

Расчесывание

Я считаю, что так называемое расчесывание сделать проще всего. В этом способе достаточно только нанести шпателем декоративную штукатурку и «расчесать» поверхность щеткой с жесткой синтетической щетиной в разных направлениях.

Штукатурка под старину своими руками делается не намного сложнее. Сырую штукатурку нужно будет «расчесать» металлической теркой или жесткой щеткой. После этого поверхность торцуется простой волосяной щеткой и снова слегка приглаживается «расческой». В конце стена расшивается под кладку природного камня.

Короед

Фактура короед появилась около 20 лет назад. Такой декор хорошо смотрится как на фасаде, так и во внутренних помещениях. Название говорит здесь само за себя, на поверхности отображается узор, напоминающий изъеденную жуком-короедом древесину.

Обустроить «короед» чуть сложнее, чем «расчесать» травертин, но своими руками вполне реально. На основной, базовый слой штукатурки нужно нанести тонкий, но прочный шар шпаклевки. После чего наносится сама декоративная штукатурка «Короед».

Смесь придется покупать. Принцип здесь прост, в общую массу добавлены минеральные гранулы. От диаметра этих гранул будет зависеть толщина финишного слоя декоративной штукатурки.

Раствор после накидывания, под углом прижимается шпателем или полутерком и ведется в нужном направлении. Гранулы оставляют борозды, которые напоминают следы от короеда.

Старая добрая шуба

Нельзя не вспомнить о такой популярной и простой декоративной штукатурке, как шуба. Сейчас она встречается реже, но еще 20 – 30 лет назад не менее трети всех домов в частном секторе отделывались именно так.

Для ее изготовления используется жидкий цементно-известковый или цементно-песчаный раствор. При желании в него добавляют краситель, можно добавить частички слюды, в этом случае дом будет просто сиять на солнце.

Сейчас существуют машинки для накидывания шубы, но если работа единоразовая, тратиться на машинку нет смысла, в этом случае стоит обратиться к опыту предков. Вам понадобится щетка макловица или обычный веник и простая палка. Веником или щеткой набирается раствор и вблизи стены инструмент ударяется о палку, так чтобы брызги раствора полетели на стену, вот собственно и вся технология.

При использовании щетки фактура будет мелкая, с веником поверхность получается более выразительной. Здесь есть небольшой нюанс. Одного слоя набрызга мало, для нормального результата их должно быть несколько, но поверхность должна быть закончена за один заход, бросать после первого набрызга нельзя. Поэтому работать лучше по секторам.

Вывод

Каждый кто хочет покинуть цивилизацию в первую очередь задумывается над тем где он будет жить, спать, спасаться от непогоды и люди как правило боясь что не осилят поставить срубовой домик за сезон и подготовится к зиме, так как это может быть проблематично, выбирают как вариант для проживания наспех сделанную землянку или шалаш, но ведь всё это временное жильё не совсем подходящее для жизни, а скорее как экстремальное выживание, смотря конечно как построить — но всё же.

Вот к примеру можно рассмотреть такой компромиссный вариант, который под силу построить людям со скромными физическими возможностями и даже женщинам, так как здесь нет тяжелых, неприподьёмных брёвен и для него не надо рыть яму как например для землянки. Этот домик представляет из себя каркас с нашитыми из него стенами из брёвнышек небольшого диаметра, и так же сделаны крыша потолок и пол.

После того как место размечено, распланировано, и очищено, по заранее намеченным меткам, нужно по разметкам вкапать столбики. Если домик небольшой, то хватит и четырёх столбиков, а если больше, то лучше добавить ещё по столбу на каждую стенку для усиления. После того как столбы ровненько вкапали в землю, можно начинать обвязку продольных и поперечных перекладин, на пол и потолок брёвнышки под лаги надо пропускать по чаще, шаг примерно 60см, а стены укрепятся когда вы будете нашивать на них брёвнышки один к одному, брёвнышки нужно по плотнее друг к другу, что-бы не оставалось крупных щелок, подгонять их нужно топором стёсывая лишнее.

Далее когда собран весь каркас и стены дома, включая чердак и крышу, мы принимаемся за утепление стен. С помощью проволоки или верёвки на стены привязываем крест на крест прутья в несколько слоёв толщиной 20-30см, они нужны нам как арматура для того чтобы глина не отваливалась от стен ведь слой глины очень толстый.

Потом приготовленным раствором на основе глины и песка или суглинком или тем грунтом который содержится под верхнем плодородным слоем земли, наносим защитный утепляющий слой на стены и далее утепляем так-же толстым слоем потолок, примерно 15-20 см. Перед тем как засыпать потолок грунтом нужно что-то постелить для дополнительной герметизации, например плёнку или рубероид, но если нет то можно и соломой и травой. После, когда дом почти готов, остаётся только засыпать завалинку для дополнительного утепления.

И так, после основной работы у нас остаётся самое сложное в изготовлении, это дверь и окно. Если нет ни каких специальных инструментов или готовых досок, то можно собрать косяк двери и дверь при помощи топора, работа конечно кропотливая, но надо всё подогнать как можно плотнее чтобы тепло не выходило, и потом обшить дверь чем ни-будь -например тканью, или ненужной одеждой.

С окном всё точно так-же как и с дверью всё погоняем топориком, стекло нужно ставить как минимум двойное, но если его нет то можно и плёнкой, но её нужно пускать в три четыре нити, с как минимум сантиметровым расстоянием между собой, для создания нескольких слоёв «воздушной подушки». Дерево для такого домика можно применять и свежесрубленное, без предварительной сушки, так как оно небольшого диаметра и следовательно быстро высохнет, и его не поведёт, так как вы его уже закрепите, и оно уже ни куда ни денется. Диаметр слишком толстый необязательно, на брёвнышки подойдут стволы деревьев диаметром 10-15см.

Лучше для связки и крепления всей конструкции применять не гвозди, а стягивать на проволоку, или можно верёвками. Грунт подходящий под раствор для нанесения на стены можно копать на месте или прямо внутри домика, заодно и подпол поглубже будет, а потом при настилании пола сделаете люк и будете через него залазить в подпол и хранить там свои запасы.

В качестве грунта можно применить даже простую землю, но лучше глиносодержащий грунт.Конечно такие стены будут постоянно трескаться, и их каждый год надо будет подмазывать, но зато будет тепло и сухо. Такой каркасный домик, обмазанный толстым слоем глины подойдёт на первое время, пока строится основное, более комфортное жильё, а далее мазанку можно использовать как сарай, склад, вырыть там погреб, или использовать просто как склад.

Со срубом всё намного сложнее, надо и брёвна по толще раза в два -три, и каждое бревно нужно тщательно обработать и подогнать, в одиночку очень трудная затея как не крути, и за сезон можно не успеть если без опыта возведения срубовых домов и знаний. Как вариант можно конечно и маленький домик срубить примерно 3/4м, его и одному можно, но тесновато будет для долгосрочного, многолетнего проживания, хотя это наверно каму как.

Армирование стен деревянными прутьями и жердями

Армирование даёт толстому слою глиняного грунта держаться прочно на стенах, и не вываливаться. Для армирования первый слой жердей прибивается на гвозди, или привязывается на проволоку к стенам, а последующие слои жердей привязываются к предыдущим.

Толщина слоя армирования зависит от предполагаемой толщины стен, а толщину стен надо делать в зависимости от климата того региона где будет возводится домик, это может быть и 10см. и 40см. Также для утепления таких стен вместо армирования и обмазывания можно использовать саманные блоки.

Саманные или грунтоблоки изготавливаются в формах, в раствор для крепости блоков добавляют траву для армирования, это делает грунтоблоки прочнее.Блоки укладываются как кирпичная кладка, то есть домик просто обкладывается блоками.

Каркас крыши должен быть довольно прочный чтобы выдерживать саму крышу вместе с кровлей и снеговую нагрузку в зимнее время года, особенно в тех регионах, где выпадает большое количество осадков. Перекрывать крышу можно и рубероидом, и мягкой кровлей, и жестью, или просто соломой, в общем что будет в наличии.


Изготовление грунтоблоков, глиняных, саманных

Саманные, или грунтоблоки изготавливаются довольно просто и быстро. Глина или глиносодержащий грунт замешивается прямо в яме, гди и находится грунт. Удобнее размешивать грунт постелив плёнку или брезент, можно размешивать в карыте, тазике, или не листе жести.

В глину добавляется вода, и всё тщательно перемешивается и толчётся ногами, потом в неё добавляют солому, или сено, или траву, даже прутики кустарников можно, в общем всё что подойдёт для армирования блока.

Далее всё снова тщательно перемешивается и закладывается в деревянные формы, раствор утрамбовывается и оставляется сохнуть.Когда глина подсохнет и схватится, блоки можно вынимать из форм и раскладывать на дальнейшую просушку.

Сушить надо дней 10-15, периодически переворачивая блоки для равномерной сушки, то есть пару дней на одной стороне, пару на следующей и так далее до полной просушки.Когда блоки высохнут, из них можно начинать класть стены. Кладутся блоки с перевязкой, то есть чтобы вертикальные стыки блоков не совпадали друг с другом между рядами, чтобы верхний блок накрывал место стыка нижних блоков.

После кладки стены оштукатуриваются и белятся побелкой(гашеная известь), известь защищает от влаги и осадков, и придаёт эстетичный внешний вид. Саманные блоки хорошо держат тепло, не не любят влажность и сырость, из-за этого они теряют свою прочность и разрушаются(крошатся).Такую мазанку надо каждый год снова подмазывать, заштукатуривать все трещины и места выпадения штукатурки и глины. Штукатурятся стены обычной глиной с добавлением песка.

Эта статья о традиционных хатах средней полосы, немного о технологиях их строительства, о том почему они в плохом состоянии нынче. Мы продолжаем цикл статей «Хороший дом своими руками ». В будущем увидят свет такие статьи как «Традиционные каркасы», в которой мы расскажем про английский дубовый, немецкий фахверк, японский каркасы. Думаем, в общих чертах, в статье «Мировой опыт народного строительства с применением глины» рассказать о том, как строили в мире, где известен саман и как его применяли.

Немного истории

Давайте рассмотрим период последних 50-60лет. В1945 году закончилась Великая Отечественная Война. Люди возвращались к нормальной жизни.
Сел и деревень как таковых не было, дома были разрушены и сожжены. Необходимо было быстро решать проблему с жильем. Строили быстро и из того, что есть под ногами и попадается на глаза.
В ходу было несколько вариантов домов, технологий, доставшихся от родителей:саманно-блочная хата , саманно-литая (глинобитная ) и мазанка (типов мазанок на самом деле много). Напомню, что рассматриваем мы степь и лесостепь, где глина в изобилии, а строительного леса не много либо вообще нет.
Если хата строилась на месте старой сгоревшей, то убранная глина сортировалась на годную и не годную (непригодной считалась та в которой много щепы или та, которая запеклась от пожара).

Саманно-блочная хата

Первый метод - саманные блоки . Почему блоки и как это происходило? Тут есть два подхода. Первый: старую непригодную глинобитную хату с крепкими стенами по тем или иным причинам распиливали на транспортабельные блоки. Пилили струнной пилой из колючей проволоки с ручками. После того как материал был заготовлен, начинали кладку на глиняном растворе.
Вторым вариантом, было изготовление новых блоков. Сразу в послевоенное время он был не очень популярен, так как такой способ предполагал наличие места, где можно пережить сезон-два. В первый строительный сезон семья трудилась над изготовлением блоков. Необходимо было добыть глину (для чего выкопать колодец и погреб или добыть ее в карьере, располагавшимся недалеко от села). Стоит заметить, что у глины лучше свойства, если она промерзла (возможно, ее складировали на участке на зиму). Затем глину замешивали с соломой или сеном (иногда щепой), но чаще с половой (отходы молочения зерна) и формовали блоки. Они сохли, затем их складировали на зимовку. Укладывали блоки в штабель и обязательно укрывали от дождя.
На территории Украины вплоть до развала СССР работали сельские фабрики по производству самана . Сейчас таких фабрик единицы, их продукция продолжает пользоваться спросом у селян.
Такая технология характеризуется удобным и быстрым строительством, очень легко было работать на высоте без серьезных подмостей. Из блоков на глиняном растворе очень быстро возводились стены. Но часто селяне забывали делать перевязку швов или стены делали слишком тонкие, от этого такие дома легко распадались на «кубики» со временем. Но в то же время стены могли и превратиться в монолит, который очень трудно разобрать или разрушить. Возможно существовала технологии быстрой кладки, когда блоки подсохнув недельку(схватившись), шли в стены.(предположение авторов)

Саманно-литая (глинобитная) хата

Другой способ строительства был глинобит . И по сей день такие хаты высоко ценятся. Их стены прочны и требуют минимум ухода. Для глинолитой технологии нужны сильные руки, ноги и выносливые копыта. Глину замачивали и вымешивали рядом с будущим дом. Рылись одна или несколько ям в которых была глиняно-песчаная смесь. Замешивание могло проводиться с помощью лошадей, волов (но животное не дурное и все время стремится уйти), с помощью колеса от телеги или трактора, или специально смастеренного. Опять же распространенным явлением было использование помощи ног родственников и друзей (Толока).
Необходимо сказать, что, по сути, тут есть нюансное разделение на глинолит и глинобит. Чем же они различаются? Глинолит – это технология укладки пластичной глины в опалубку, в которой уже лежит солома. Глинобит - это смесь глины и соломы с меньшим количеством воды, укладываемая так же в опалубку. В обоих случаях смесь подвергается тщательному уплотнению.
Хата возводилась по принципу подъемно переставной опалубки. Этот процесс был довольно тяжелый и продолжительный. Необходимо было подготовить смесь, установить опалубку, уложить смесь с послойным уплотнением, дождаться набора конструктивной прочности после чего снимали опалубку, ставили подмости и все происходило по новой. Высота заливки за раз -300-400мм. Над одним домом одновременно могли работать до 20 человек, а то и больше.
Сложно сказать насколько быстро возводился дом. Строительство одновременно и удобно и проблематично. Сложно было подавать смесь на высоту выше человеческого роста. При такой технологии необходимо было следовать ряду правил по устройству перевязки. Повторимся, дома по такой технологии очень прочны и наименесе подвержены влиянию времени (если все сделано по уму).

Мазанка

Мазанка . Как много говорят об этой технологии, но мало кто задумывался о том, что же она из себя представляет. Часто, когда хотят сделать выпад в сторону украинского традиционного жилья, упоминают именно «мазанку ».Мазанка - это самая теплая хата из всех хат, которые строятся из глины. Она же самая быстрая в строительстве, но не менее трудозатратна. В Европе мазанки известны ещё до Средневековья. Эта технология используется у англичан, известна как Английский дубовый каркас с заполнением из глины с соломой, у немцев и французов, известна как фахверк, даже в Италии и в Испании хозяйственные постройки выполняются по такой технологии. А про ближний и дальний восток, про постройки в Африке, Индии, Китае, автор скромно умалчивает, потому что мазанки там возводят и сегодня. Итак, мазанка - это деревянный каркас, как правило из белой акации (на Украине), заполненный глиной.
Если в глинолите и саманных блоках фундамент был скорее случайностью, то тут под основные опоры могли класть камни или обозженные стволы деревьев, а могли и просто вкапывать опоры. Поперечинами каркаса служили ветки срубленной акации, надо сказать, что они входили в продолбленные отверстия в стойках, каркас был без гвоздей. Когда рубили большое дерево, то один ствол диаметром 300-400мм кололи на 2 или 4 части и использовали как опоры под углы. Если использовали более молодые деревья, то на опоры шли стволы от 100 до 200мм. Затем в поперечины вплетали ветки, чтоб получилась своеобразная «корзина». После всех этих не хитрых операций каркас мазался. Использовалась глиняно-соломенная смесь, количество соломы составляло от 10 до 70% по массе. Не исключено, что были случаи когда каркас мог сначала крыться, а затем заканчивали стены, что делает процесс строительства более удобным, но требует более квалифицированных работ над каркасом. Преимущество мазанки так же в том, что она сохнет значительно быстрей обычной глинобитки, на нее расходуется меньше самана, что облегчает стройку. В более северных вариантах делался сруб из бревен диаметром 150-200мм, а затем обмазывался каолиновой глиной. Такой способ одновременно решал проблему конопатки швов и придавал традиционный белый цвет.

Добавки

В данной статье подробно технологии добавления органических вяжущих, стабилизаторов, затвердителей мы рассматривать не будем. Немного развеем миф об использовании кизяка, верней лошадиного навоза. Лошадиный навоз использовали как измельченное волокно для «глажки» стен на финальных стадиях отделки. Для армирования глиняной смеси в южных регионах потомки кочевников могли использовать навоз вместо соломы, так как сено и солому все же выгодней сначала дать скоту. Да и зерновые не сильно-то выращивались в этих регионах. В саманные смеси могли добавлять молочную сыворотку, кровь, кизяк - для улучшения свойств самана. Они не только увеличивали прочность самана, но также повышали его влагостойкость, и долговечность.

Анализ ошибок

Мы позволим себе заметить, что после войны советским правительством активно распространялась негласная пропаганда, что село - это тяжкий труд, ужас современного советского человека, а город – это светлое будущее и прекрасные перспективы. Это подсознательное «зомбирование» привело к оттоку самых смышленых и мастеровых людей в города на фабрики. А тех, кто остался загнали в колхозы.
Молодое поколение в селе нуждалось в жилье. А потому строительство из подножных материалов было все еще актуально. Использовали все те же принципы. Только все чаще задумывались о фундаментах. Итак, как же его делали? В основном как придется, на скорую руку не задумываясь о последствиях, не тратя времени на качество (этому было множество причин, не только безалаберность). Часто вот такой заложенный фундамент мог простоять от года до двадцати прежде чем на нем начинали хоть что то строить. По сей день можно увидеть фундаменты, заложенные еще в 80х, они являются и гордостью хозяев, и крахом их надежд, заросшие кустарником и деревьями. Почему же фундаменту не придавалось значение, хоть и по сложившемуся опыту было понятно, что он необходим. Во-первых, мало кто знал что из себя должна представлять технология и конструкция простейшего фундамента и принцип его работы, поэтому технологию разрабатывали методом народного опыта и по советам соседей и кумовьев (в каждом селе был специалист-строитель, который руководил всеми стройками, его традиционно приглашали, но в данное время он был задействован на строительствах коровников и прочих колхозных постройках). Во-вторых, не всегда были доступны качественные строительные материалы. В-третьих, на фундамент отводилось очень мало времени, так как необходимо вести хозяйство.
Стоит сказать, что у более старших поколений было преимущество, места под дома были более или менее тщательно подобранны, а молодежь строилась уже где дадутродители. Вот мы и подошли к проблемам и ошибкам.

Первая ошибка и залог проблем с домом, это место под строительство со всеми своими характеристиками (подробно в статье «Выбор участка» и «Хороший дом своими руками»). Оно редко уже выбиралось специально и по традициям, которые были известны нашим предкам. От этого, возможно, такая проблема как капиллярный подсос влаги из влажных грунтов. Те дома, которые были построены без фундамента на таких грунтах, прекратили свое существование. Другим же повезло больше. Фундамент из бута, шлака, обрубков свай (отходов ж/б изделий) и прочих подручных материалов решал многие проблемы. К тому же уже стало возможным достать пару пачек кирпичей. Но очень мало примеров когда кирпич использовали для кладки цоколя. Как правило им обкладывали цоколь и стену (где не производилась горизонтальная гидроизоляция). Но это в регионах приближенных к кирпичным заводам. Проблема замокания цоколя причиняла много хлопот жильцам таких домов. Решали ее до этого ежегодным ремонтом. Но человек наш ленивый. Было принято решение подрубить основание дома и сделать бетонный цоколь. Это решение стало губительным в первую очередь для блочносаманных и глинолитых хат, мазанки же достояли до наших дней (но в очень плохом состоянии). Скорей всего достояли, потому что опоры были залиты бетоном и не дали им разойтись. Потом бетонный цоколь обмазывали битумом. Для того чтоб стены не белить и не ремонтировать каждый год, придумали цементно-песчаные плитки и ими облицовывали фасады. Плитки прибивали гвоздями 100-150мм на 300-400мм стены. Тем самым значительно ухудшив теплосопротивление стены. А циклические замораживания участков стены не самым положительным образом сказалось на структуре стен в целом.
Стены со временем начали сползать с цоколей, цоколя начало выворачивать, туда стала поступать вода. Плитки, отслаиваться возле цоколей. В появившиеся пустоты со временем протоптали себе дорогу грызуны. Саму по себе глину они не точат, а вот щели образовавшиеся между каркасом и глиной их очень заинтересовали, они их расширили и свили в них гнезда. Со временем, многие стены в домах (особенно не жилые или там, где нет хозяйского отношения) превратились в подобие швейцарского сыра. Также щели образовывались из-за использования сырой древесины. За 10-20 лет ствол полностью высыхал, между саманом и опорой образовывалась полость в палец, а то в два. Хуже когда использовали сухостой, как правило пораженный шашелем. За 20лет от полноценного ствола оставалась одна труха.
Если внимательно посмотреть на памятники народной архитектуры, выставленные в музеях под открытым небом, то можно заметить какой большой свес кровли делали наши прадеды. Свес же хат построенных в ХХв. редко более 300мм. Отсюда и струи воды, бегущие по стенам, необходимость частого ремонта и побелки.
До сих пор мы касались только стен. Как же выполнялись перекрытия? Технология была проста. Вдоль продольной оси дома, проходила главная балка - сволок. Сволок считался обиталищем домового. На эту балку опирались прогоны, на которые набрасывалась глина. Там, где в качестве прогонов использовали доску потолок нынче имеет вид пузыря, свисающего в помещение (отчасти потому, что доска лежала плашмя). Там, где применили неошкуренный кругляк, потребовался ремонт потому как потолок давно поотпадал вместе с корой. Так же нагрузку брали на глаз, потому деформации потолка (отчасти опять же из-за сырой древесины) были явлением постоянным. Чердак всегда использовался для сушки и хранения. От того иной раз слабое перекрытие в некоторых местах могло дать неравномерную усадку из-за чего могли появиться волны.
Вообще, довольно часто воры проникали не через окно или дверь, а через пробитую дыру в потолке. Но это в тех регионах, где вход на чердак был со двора, а не с дома.
Крыли дома в ХХв. асбестоволокнистым, битумным, стальным шиферами, реже черепицей. На западе и севере гонтом и доской. В прочем традиционную солому и камыш тоже использовали (для каждого региона были свои традиционные кровли, но в своем большинстве это была солома). Даже сегодня можно, ковырнув многие шиферные кровли, найти под ними солому или гонт. Думаю, можно было бы сказать, что теплосопротивление у дома укрытого шифером в разы меньше и потому летом потолок пересыхает и трескается, а зимой хата остывала быстрей.
Но проблема камышовой и соломенной кровли, кроме пожароопасности в том, что она нуждается в постоянном уходе, и только тогда она прослужит долго.

Итак, работа над ошибками

1. Дом из самана нуждается в хорошем ленточном фундаменте (основании, которое может быть даже подушкой из глины). Не чрезмерно мощном, а просто качественно выполненном. Можно использовать как традиционные бутовые кладки и насыпи в траншеи, так и современные ж/б ленты.
2. Саман должен быть защищен от капиллярного подсоса влаги цоколем и крутой отмосткой (также может быть из гравия с отводом воды).
3. Стены должны иметь толщину не менее 500, а лучше 800мм или иметь особую конструкцию (комбинация различных саманов по насыщенности растительными наполнителями). По завершению стен необходимо выполнять обвязку стен любым видом поясов (деревянным либо монолитным, но не переусердствовать с весом). Сами стены в своей конструкции должны перевязываться, даже монолит.
4. Чердак должен быть утеплен. Теплый чердак - залог теплого в дома.
5. Свес кровли на высоту этажа должен быть не менее 600-800мм. Должен быть организован грамотный сбор и отвод воды.
6. Дом нуждается в уходе и заботе. Саманный дом только тогда прослужит максимально хорошо, если за ним следить, ухаживать.

Именно эти выводы помогут сделать ваш дом долговечным и надежным. Хотелось бы добавить, что можно встретить глинолитные стены простоявшие без кровли более 10 лет. Они, по- прежнему, выдерживают конструктивную нагрузку. Обычный красный кирпич после третей зимы уже необходимо снимать, хоть это и не представляет особого труда - он крошится.
Те хаты, которые мы видим сегодня простояли более 20-80 лет без хозяйского к ним отношения. Несмотря на все допущенные ошибки, свой скромный полуразрушенный вид, они стоят и замечательно выполняют свою функцию. Ни один дом не может похвастать тем, что «его построили лишь бы как» и он простоял так долго, ну разве, что крупнопанельные.

Заключение

Мы не призываем жить в старой модели жилья, не отвечающей современным требованиям комфорта и образа жизни. Мы стараемся обратить внимание на технологии и допущенные ошибки, для того, чтобы использовать опыт предков проверенный веками для строительства современного комфортного, доступного жилья. Если учесть и не допустить все перечисленные ошибки, то можно получить качественный, теплый, экологически чистый, человечный, долговечный дом, который не стыдно будет оставить праправнукам.

К этой группе капитальности относится обычная украинская хата мазанка.

Технология возведения домов из глины была известна более шести тысяч лет назад. Мазанка , ввиду практичности, доступности и низкой стоимости материалов, а также быстроты возведения, строилась повсеместно. Основными материалами, из которых на протяжении веков делали эти глиняные жилища, являлись хворост, солома, камыш, дерево, глина и другие подручные средства, которые в обилии можно встретить на территории Украины и юге России.

Среди мазанок различают: саманно-блочную хату, саманно-литую (глинобитную) и собственно мазанку. Использовались все эти типы жилища в степи и лесостепи, где глина в изобилии, а строительного леса почти не имеется.

Если хата строилась на месте старой сгоревшей, то убранная глина сортировалась на годную и не годную (непригодной считалась та в которой много щепы или та, которая запеклась от пожара).

Саманно-блочная хата. Изготавливалась двумя способами. В первом случае использовались саманные блоки, на которые распиливали старую непригодную глинобитную хату с крепкими стенами по тем или иным причинам распиливали на транспортабельные блоки. Пилили струнной пилой из колючей проволоки с ручками. После того как материал был заготовлен, начинали кладку на глиняном растворе.

Во втором случае изготавливались новые блоки, но в этом случае год уходил на подготовку саманных блоков. В первый строительный сезон семья трудилась над изготовлением блоков: добывала глину (для чего выкопать колодец и погреб или добыть ее в карьере, располагавшимся недалеко от села). Лучшие строительные качества глина получала при промерзании, поэтому ее складировали на участке на зиму. Затем глину замешивали с соломой или сеном (иногда щепой), но чаще с половой (отходы молочения зерна) и формовали блоки. Высохшие за лето блоки складировали на зимовку в штабель, укрывая от снега и дождя.

В саманные смеси могли добавлять молочную сыворотку, кровь, кизяк — для улучшения свойств самана. Они не только увеличивали прочность самана, но также повышали его влагостойкость, и долговечность.

На территории Украины вплоть до развала СССР работали сельские фабрики по производству самана. Сейчас таких фабрик единицы, их продукция продолжает пользоваться спросом у селян.

Такая технология характеризуется удобным и быстрым строительством, очень легко было работать на высоте без серьезных подмостей. Из блоков на глиняном растворе очень быстро возводились стены. Но часто селяне забывали делать перевязку швов или стены делали слишком тонкие, от этого такие дома со временем распадались на «кубики». Но в то же время стены могли и превратиться в монолит, который очень трудно разобрать или разрушить.


Саманно-литая (глинобитная) хата. Стены такой хаты более прочны и требуют гораздо ухода. Глину замачивали и вымешивали рядом с будущим домом. Рылись одна или несколько ям, в которых перемешивалась глиняно-песчаная смесь. Замешивание могло проводиться с помощью животных (лошадей, волов) и специальных приспособлений (колеса телеги). Технология делилась на на глинолит и глинобит.

Глинолит – это технология укладки пластичной глины в опалубку, в которой уже лежит солома. Глинобит — это смесь глины и соломы с меньшим количеством воды, также укладываемая в опалубку. В обоих случаях смесь подвергается тщательному уплотнению.

Хата возводилась по принципу подъемно переставной опалубки. Этот процесс был довольно тяжелый и продолжительный. Необходимо было подготовить смесь, установить опалубку, уложить смесь с послойным уплотнением, дождаться набора конструктивной прочности, после чего снимали опалубку, ставили подмости и все повторяли сначала. Высота заливки за один раз 300-400 мм. Над одним домом одновременно могли работать до 20 человек, а то и больше.

Сложность изготовления состояла в подаче уплотнении смеси выше человеческого роста. При такой технологии необходимо было строго следовать ряду правил по устройству сложной перевязки тонкого остова из жердей и камыша.

Мазанка . Мазанка — самое теплое жилье из глины, самая быстрая в строительстве, но не менее трудозатратная. В качестве фундамента использовался обожжённый топляк, крупные камни. Поперечинами каркаса служили ветки срубленной акации. Каркас выполнялся без гвоздей надо сказать, все соединения выполнялся с помощью врезок и врубок. Когда рубили большое дерево, то один ствол диаметром 300-400 мм кололи на 2 или 4 части и использовали как опоры под углы. Если использовали более молодые деревья, то на опоры каркаса шли стволы диаметром от 100 до 200 мм. Затем в поперечины вплетали ветки, чтоб получилась своеобразная «корзина». После этого каркас обмазывался. Использовалась глиняно-соломенная смесь, количество соломы составляло от 10 до 70% по массе.

Преимущество мазанки заключалось в том, что ее можно было изготовить за один сезон, т.к. сохла она значительно быстрее обычной глинобитки. При изготовлении мазанок использовался и самана, но значительно меньше.

В северных вариантах мазанка выполнялась по срубу на 3-4 венца, который обмазывался каолиновой глиной. Такой способ одновременно решал проблему конопатки швов и придавал традиционный белый цвет.

До сих пор мазанки возводятся по традиционной технологии с использованием современных твердеющих растворов и широкого ассортимента древесины.

Как правило, под мазанку выполняется ленточный фундамент. Затем приступают к возведению несущего каркаса. Деревянный каркас, на основе которого строится стена хаты, обычно изготавливается из древесины сосны или дуба. Стены дома, кроме традиционного метода на сохах (каркасе), обычно производятся на основе специально изготовленных саманных блоков или складываются из сырцового кирпича.

Вдоль продольной оси дома, проходила главная балка — сволок. Сволок считался обиталищем домового. На эту балку опирались прогоны, на которые набрасывалась глина. Там, где в качестве прогонов использовали доску, потолок нынче имеет вид пузыря, свисающего в помещение (отчасти потому, что доска лежала плашмя). Там, где применили неошкуренный кругляк, потребовался ремонт потому как потолок давно поотпадал вместе с корой. Так же нагрузку брали на глаз, потому деформации потолка (отчасти опять же из-за сырой древесины) были явлением постоянным. Чердак всегда использовался для сушки и хранения. От того иной раз слабое перекрытие в некоторых местах могло дать неравномерную усадку из-за чего могли появиться волны.