Статистические исследования требуют специальной подготовки для проведения его на высоком научном уровне.

Статистическое исследование - это научно-организационный процесс, в котором за единою программой проводится наблюдение за определенными явлениями и процессами, сбор, регистрация первичных данных, их обработка и анализ.

Любое исследование начинается с учета фактов и сбора первичного материала, который в зависимости от цели и задания работы может быть разносторонним по смыслу и способам получения. Например, для изучения количества и состава населения необходимы переписи населения. Для изучения распространения болезней необходим учет и регистрация отдельных заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Получать систематическую информацию о деятельности лечебно-профилактических учреждений можно лишь при организации в них должного вида соответствующих данных. Следовательно, заданием статистического исследования является сбор объективной, достоверной и полной по объему базисной информации.

Процесс статистического исследования можно разделить на этапы:

    Составление плана статистического исследования, разработка его программы;

    Регистрация и сбор статистического материала;

    Разработка и сводка данных;

    Статистический анализ;

    Внедрение результатов исследования в практику.

План и программа статистического исследования

Статистическое исследование всегда проводится по определенному плану, который включает как программы, так и организационные вопросы, и определяется задачей статистического наблюдения, которое должно обеспечить полную и разностороннюю характеристику исследуемого явления. Таким образом, составление плана исследования предвидит решение ряда организационных вопросов, которые лежат в формировании цели, задач исследования, выбора объекта и единицы наблюдения, места и времени проведения исследования, источника получения информации, формы практической реализации, а также методов статистического исследования.

Цель статистического исследования отвечает на вопрос "для чего изучать?".

Она предвидит определение присущих явлению закономерностей и связей этого явления с другими, разработку мероприятий для снижения влияния негативных факторов на здоровье, внедрение результатов работы в практику охраны здоровья и мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи.

Задача отвечает на вопрос "что делать?".

Так, например, задачей статистического исследования может быть изучение уровня и структуры явления (заболеваемости, смертности) в определенных группах населения, частоты явления в группах, на которые влияют различные факторы (окружающая среда, биологические и социальные), объем и качество медицинской помощи отдельным группам населения.

При подготовке наблюдения, кроме цели, необходимо определить, что именно подлежит обследованию - установить его объект , а именно статистическую совокупность лиц или явлений, которое складывается из единиц, фактов, которые подлежат изучению. Так, например, это может быть совокупность физических лиц (больные, умершие), функциональных единиц (лежачих-мест в больнице, стационаре), контингентов, которым присущи определенные явления (неработоспособные трудящиеся) и др.

Объект статистического наблюдения должен иметь границы обозначенной для изучения совокупности, Так, например, до проведения статистического исследования деятельность лечебно-профилактических учреждений необходимо определять, деятельность каких заведений будет изучаться. Они регламентируются задачами исследования.

При изучении распространения заболеваний и смертности населения также необходимо очертить границы данной совокупности, среди каких групп населения это явление должно изучаться. Если не определить точно объект и границы исследования, то полученные данные не дадут полного понимания об уровне и составе явления.

При проведении переписи населения объектом наблюдения будет совокупность лиц, которые проживают постоянно на определенной территории. При этом важно знать, кого переписывать: население, что фактически проживает на данной территории на момент переписи, или которое проживает постоянно. Так, данные о численности фактического населения важно знать для организации различного вида обслуживания, в том числе медицинского, а численность населения, которое проживает постоянно - для определения состава разных контингентов (например, детей дошкольного или школьного возраста для определения обеспеченностью их школами и детскими учреждениями). Таким образом, выбор и назначение объекта зависит от цели и задач статистического исследования.

Одновременно с определением объекта необходимо назначить единицу наблюдения. Единица наблюдения (единица учета) - это составная часть статистической совокупности (отдельное лицо, отдельное явление), составной элемент объекта, которому присущи признаки, подлежащие регистрации и изучению (пол, возраст, масса тела при рождении, стаж, результат лечения, время нахождения в стационаре и др.). Она обязана быть четко определена: так при изучении заболеваний единицей наблюдения может быть как больной человек. Так и определенная болезнь в зависимости от поставленных задач и цели исследования.

При изучении заболеваний по данным обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения единицу наблюдения берут только первичное посещение. При определении числа новорожденных учитывают только живых.

Однако иногда бывают специальные указания для выбора единиц наблюдения. Так, например, понятие о мертво рождаемости определяется особенными правилами, которые определяют термины " рожденный живым и мертвым", или "рожденный мертвым". От правильного выбора единицы исследования зависит качество полученных материалов и возможность их использования для анализа.

При создании планов статистических исследований отрабатываются не только формы учетных документов и правила их заполнения, по и решаются вопросы о том, кто будет их заполнять, контролировать правильность и полноту собранных данных, а также другие организационно-методические вопросы, которые относятся к сбору статистических материалов. Таким образом, на первом этапе назначаются исполнители, и утверждается бюджет.

Методы (виды) исследования.

В зависимости от характера проведения наблюдения во времени различают наблюдения текущие, периодические и единовременные.

Если сбор материала проводить систематически, с постоянной регистрацией фактов при их появлении, то это будет текущее наблюдение .

Если оно проводится регулярно, но не постоянно, тогда это будет периодическое наблюдение .

Текущее статистическое исследование - это выявления явлений, которые быстро изменяются в течение времени и являются непрерывным процессом, который требует текущей регистрации. Таким методом определяется заболеваемость отдельных групп, рождаемость, смертность населения и др.

Единовременные наблюдения отражают состояние явления в определенный момент времени, который называется критическим моментом наблюдения. Примером может быть перепись населения или перепись лиц, которые обратились в поликлинику в определенный момент времени, перепись мест, учреждений охраны здоровья, хронометраж работы врачей или средних медицинских работников и др. Такие наблюдения показывают статику явлений, смена которых в течение времени идет относительно свободно, При необходимости используется объединение обоих форм статистического исследования. Так, данные о количестве и структуре заведений охраны здоровья собираются единовременным методом, а об их деятельности - путем текущего учета.

С точки зрения достаточности (полноты) учета фактов наблюдения статистические исследования разделяются на: непрерывные (сплошные ) и прерывные (не сплошные ) (частичные).

Непрерывные (сплошные) исследования охватывают все единицы наблюдения, которые входят в состав изучаемой совокупности (главная совокупность). Это надо в случае необходимости установления абсолютных размеров явлений (численность населения количество мест, больных СПИДом и др.). Проведение такого исследования - это очень громоздкий, экономически невыгодный метод, который требует значительных затрат. Разработка материала, конечно, потребует много времени, хотя, на первый взгляд, метод наиболее вероятный,

Если непрерывные наблюдение невозможно или неполно, тогда необходимо проводить прерывное . Оно не потребует полного учета всех единиц совокупности, а будет довольствоваться определенной частью. При изучении этой части материалу тоже возможно получить обобщающие выводы, которые с достаточной вероятностью могут быть расширены на всю совокупность.

Прерывные исследования могут быть монографическим, основного массива, выборочным.

Монографическое описание используется для детальной, углубленной характеристики типичных единиц совокупности, для изучения развития того или иного учреждения, причин, которые способствуют его успехам или обуславливают недостатки. Детальное описание работ некоторых типичных или передовых лечебно-профилактических заведений имеет значение для обобществления и формирования элементов передового опыта и его распространения.

Использование метода основного массива позволяет изучать объекты, что сосредотачивают больше единиц наблюдения, Например, если известно, что основная часть больных туберкулезом (80-90%) лечится у двух специализированных клиниках города, то исследования организации медицинской помощи данным контингентам проводится в указанных больницах. Недочеты метода в том, что остается неизученной некоторая часть больных, и результаты могут отличаться от тех, что получены по основному массиву.

Выборочным называется исследование, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой его части, которая отобрана случайным образом или определенными критериями.

Выборочный метод, как один из видов прерывного исследования, возможен при условии, что выборочная совокупность будет репрезентативна относительно главной в количественном и качественном плане, т.е., что определена достаточность числа случаев подлежащих учету, и создана в выборочной совокупности вся разносторонность изучаемого явления. В таком случае результаты могут быть распространены на главную совокупность.

Репрезентативность выборочной группы достигается правильным отбором единиц наблюдения. Важно, что каждая единица всей совокупности имела одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Кроме того, важной является ее качественная характеристика, что может быть обеспечено методом типологического выбора. Его суть состоит в том, что вся совокупность делится на несколько однотипных групп, из которых выбираются единицы наблюдения. Так, например, при изучении заболеваний городского населения необходимо выделить территориальные единицы (районы). В типологически отображенных группах можно проводить выбор единиц наблюдения пропорционально или непропорционально соответственно с размером каждой группы.

Выбор единиц наблюдения может быть проведен методами:

    Случайный выбор - жеребьевка, лотерея, механический отбор в случайном порядке и др.;

    Механический выбор - согласно с определенной численностью совокупности достоверным принципом (каждый пятый, десятый или др.);

    Гнездовой - из всех совокупностей формируют гнезда (группы), наиболее типичные объекты, которые изучают сплошным или выборочным методом;

    Направленный выбор , который состоит в том, что отбираются лица с одинаковым стажем, возрастом или полом и др.

Часто в выборочных статистических исследованиях используются комплексно различные способы выбора, которые обеспечивают высокую вероятность результатов.

Выборочные исследования требуют меньше времени, кадров, средств, могут иметь углубленную программу, которая является преимуществом перед непрерывным исследованием. Выборочная совокупность всегда будет отличаться от главной (общей, исчерпывающей). Однако есть методы позволяющие установить степень расхождений их количественных характеристик и границы возможных колебаний показателей при данном числе наблюдений.

Объем выборки, т.е. вероятность численности единиц наблюдения при различных методах выбора, рассчитывается по-разному. Основные формулы приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Необходимый объем выборки для некоторых методов формирования массива

Условные обозначения:

n - необходимая численность выборки;

σ - средне квадратичное отклонение (вариабельность признака);

N - численность генеральной совокупности;

T - критерий достоверности;

W - оценка части;

∆ - предельная ошибка.

Число наблюдений при этом играет важную роль, чем больше число наблюдений, тем точнее отображается главная совокупность и меньше размер вероятностной ошибки, Приведенные методы позволяют с достаточной степенью вероятности отобрать для изучения необходимый объем наблюдений.

Повторяемый или не повторяемый выбор определяется возможностью многократного или однократного участия в формировании выборочных групп каждой из единиц наблюдения.

Таким образом, выборочный метод при правильной его организации и проведении - это наиболее совершенный вид прерывныго наблюдения.

Методы учета и сбора медико-статистической информации

В статистическом исследовании могут быть использованы различные методы:

    Непосредственная регистрация;

    документальный учет;

    копирование;

  • анкетирование;

При непосредственном учете фактов необходимые статистические данные получают путем особенного учета - осмотру, обмеру взвешивания и записывания на индивидуальной карте наблюдения.

Документальный учет , как первичный основывается на систематической регистрации фактов, например, в лечебно-профилактических заведениях. Такие данные из разных официальных документов копируются в карту для изучения.

Копирование данных в разработанный статистический документ может быть применено, например, для получения информации о составе лиц, обращающихся за медицинской помощью, о самих медицинских учреждениях, их деятельности, кадрах и других вопросах соответственно программ разработки.

Использование технических способов учета медицинской информации, ее централизация оптимизируют механизм ее дальнейшей обработки и анализа.

Сбор медико-статистической информации путем опроса проводят экспедиционным или корреспондентским методами, саморегистрацией.

При экспедиционном методе исследователь опрашивает больного и с его слов самостоятельно заполняет карту исследования, обеспечивающую контроль правильности ответов.

При саморегистрации обследуемый больной самостоятельно заполняет карту.

При корреспондентском методе исследователь рассылает карты для обследования соответствующими указаниями по их заполнению. Имея заполненные карты (с ответами на вопросы) респондент отсылает их на адрес исследователя.

Анкетный метод используется при невозможности непосредственного наблюдения за исследуемым явлением. Анкеты рассылаются конкретным лицам, однако их ответы бывают неполными, неточными. Недостатком этого метода то, что правильность заполнения анкет зависит от понимания сформулированных вопросов.

Поэтому анкетный метод используется как вспомогательный или при отсутствии белее надежных способов получения данных. Часто он бывает целесообразным в социологических исследованиях.

Выбор методов опроса определяется задачами и программой наблюдения. Наиболее надежным является экспедиционный, но он требует наибольших затрат, Способ саморегистрации менее затратный, поэтому его используют при возможности заполнения карт обследуемыми лицами. Этот метод часто используется при переписях. Корреспондентский способ требует наименьших затрат, однако не всегда полученные с его помощью данные достоверны. Он может быть использован как вспомогательный с учетом его субъективности, неточности.

Одновременно с разработкой методов сбора материала проводится подготовка группирования и объединения данных,

Группированием в статистике называется разделение единиц совокупности на однородные части с присущими им признаками. Его задачи состоят в том, чтоб разъединить изучаемые факты на отдельные качественные однородные части, что является необходимым условием для определения обобщающих показателей.

Планом статистического исследования должно быть предусмотрено, на какие группы необходимо разделить явление. Значение такого разделения совокупности на качественно однородные группы находятся в необходимости показать их особенность, связь с другими, взаимную зависимость. Так, при изучении заболеваемости нозологическими формами, больные в этих группах качественно неоднородны: дети, молодежь, лица преклонного возраста, поэтому каждую группу заболеваний необходимо разделить на еще более однородные - по полу, возрасту и др.

Принцип группировки статистического материала должен определять врач, который хорошо знает его методологическую основу. Признаки единиц совокупности, которые лежат в основе группировки, называются сгруппированными. Они бывают вариативными (количественными) и имеют количественное определение. Вариативное группирование проводится по числовым значениям признаков (группирование больных по возрасту, времени заболевания, нахождения в постели, детей по массе тела, ростом и тому подобное).

Качественно определенные признаки называются атрибутивными: разделение больных по группам заболевания, населения по полу, профессиям и т.п.

При группировке по атрибутивным признакам, не имеющих количественного выражения, число групп обусловлено самим признаком (пол, профессия, заболевание).

При проведении статистического группирования можно качественно однородную группу (мужчины) разделить на возрастные группы (по вариативным признакам) - это будет комбинированное группирование.

Выбор групповых признаков базируется на трех основных правилах:

в основу группирования необходимо положить наиболее существенные признаки, которые отвечают задачам исследования;

при выборе групповых признаков необходимо выходить из конкретных условий, в которых реализуется данное явление;

при изучении явления, на которое влияет несколько разных факторов, группирование необходимо проводить не по одному, а нескольким признакам (комбинированно).

Группирование представляет собой основу объединения статистического материала и в условиях понимания всех правил позволяет сделать правильные выводы и определить достоверные закономерности, которые присущи для исследуемой совокупности.

Группирование необходимо отличать от классификации, в основу которой положено раздел явлений и объектов на определенные группы, классы на основе их типичности и разницы. Качественный признак основа классификации. Классификации стандартны и неизменны на протяжении длительного периоду времени, определяются и корректируются органами государственной и международной статистики, Классификации едины для любого исследования и часто являются основою группирований.

На первом этапе разрабатываются программы статистического наблюдения, разработки и объединения статистического материала, анализ данных.

Программа наблюдения - это перечень зафиксированных в учетном документе признаков, которые характеризуют каждую единицу наблюдения. Она должна соответствовать таким требованиям: иметь в составе перечень только существенных признаков, отображающий исследуемое явление, его тип, черты и собственность; точность формулирования и логический порядок.

Вопросы об изучаемых признаках решаются после назначения единицы с учетом задач исследования. Так, при изучении болезней, программными признаками могут быть пол, возраст, вредные привычки, дата обращения за медицинской помощью, стаж работы, место работы и др.

Большое значение имеет формулирование программных вопросов, их четкость и однозначность толкования. Они могут быть представлены в виде закрытых вопросов - альтернативных (да, нет), или с выбором вариантов трех и больше ответов. На открытый вопрос ("Скажите Ваши замечания о работе отделения?") респондент может дать любой ответ.

Для обеспечения однозначных данных, которые регистрируются для каждой единицы наблюдения, программа наблюдения оформляется в виде учетного документа. При проведении статистического исследования источниками информации могут быть официальные отчетно-учетные или специально разработанные учетные документы.

Если программа исследования не выходит за границы существующих официальных отчетно-учетных документов (статистический талон для регистрации заключительного диагноза, врачебное свидетельство о смерти, талон амбулаторного пациента и др.), то после разработки для написания отчета лечебно-профилактического заведения их можно использовать для прикладных статистических исследований.

Если программа исследования потребует получения материалов, которые отсутствуют в официальных учетных документах, разрабатывается специальный учетный документ. Он может иметь форму бланка, анкеты, карты или быть записанным в компьютерной базе данных. На карту или в компьютерную базу вносят признаки, которые регистрируются на каждую единицу наблюдения: данные одного новорожденного или умершего, одного больного и др. В списочных документах (журнал, ведомость, учетная книга) приводятся данные двух и более единиц наблюдения, которые расположены в отдельных его рядах. Индивидуальные счетные документы могут иметь больше вопросов, чем списочные. Поэтому при карточной или компьютерной формах накопления материала, объединение его облегчается, а разработка проводится более углубленной программой.

Программа разработки (объединения ) - сложение макетов таблиц.

Объединение может быть централизованным - все первичные материалы поступают на обработку в один аналитический центр, децентрализованным - обработка осуществляется на местах.

Объединение проводится в виде статистических таблиц, которые заполняются данными объединенных статистических материалов. Предварительно должен быть произведен контроль полученных статистических данных.

Статистические таблицы - это форма систематизированной, рациональной и наглядной подачи цифрового материала, который характеризует изучаемые явления и процессы.

Таблица имеет общее название, находящееся в верхней части. В ней коротко обозначается ее суть, время и место получения данных. Статистическая таблица должна также иметь данные о численном измерении изучаемого явления (%, абс. числа и т.д.) и подсчитанные итоги исследуемых признаков.

В статистической таблице есть подлежащее и сказуемое. Подлежащим называют объект изучения. Это м.б. единица статистической совокупности, или их группы (диагнозы, виды болезней населения по возрастным группам и др.). Сказуемым статистической таблицы м.б. перечень количественных показателей, которые характеризуют объект изучения, то есть подлежащее таблицы. Названия единиц или групп (подлежащее) делают слева таблицы, а название сказуемого в заголовках граф. В верхней части над заголовком таблицы дается их нумерация (таблица 1,2,3...).

Статистическое подлежащее разделяется горизонтальными линиями на рады, статистическое сказуемое - вертикальными линиями на графы. Пересечения горизонтальных и вертикальных линий формируют клетки, в которых записывается цифровые данные. Горизонтальные ряды и вертикальные столбцы чисел, и их результат должны иметь одно и тоже число в клетке в рядках сказуемых. В названия таблиц, рядов и граф указать единицу измерения.

Макеты таблиц могут быть разработаны, когда приведены данные отдельно по каждому признаку. Потом на их основе складываются аналитические таблицы, в которых в целом представлены данные по групповым признакам.

Выделяют следующие виды статистических таблиц: простые, групповые, комбинированные.

Простая таблица - числовое распределение данных по одному признаку,

В такой таблице нет группирований, она не характеризует связь между признаками. Простая таблица дает мало информации, хотя наглядна и поста для анализа, Примером простой таблицы может быть табл.2.

Обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обобщение и оформление в таблицах, составляет второй этап статистического исследования, который называется сводкой .

Существует 3 основных формы представления обработанных статистических данных: текстовая, табличная и графическая .

На третьем этапе статистического исследования на основе итоговых данных сводки осуществляется научный анализ исследуемых явлений : рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т. п. На основе выявленных закономерностей делаются прогнозы на будущее.

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования. Почти всегда, в соответствии, конечно, с целями и задачами исследования начинают работу с учета фактов и сбора первичного материала. Первичный материал – это фундамент статистического исследования. От качества статистического наблюдения зависит успех всего исследования в целом. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы в результате были получены объективные, точные данные об изучаемом явлении. Неполные, неточные данные, недостаточно хорошо характеризующие процесс, тем более искажающие его приводят к ошибкам. И анализ, проведенный на такой основе – будет ошибочным. Отсюда следует, что учет фактов и сбор первичного материала должны быть тщательно продуманы и организованы.

Необходимо еще раз отметить, что статистические наблюдения – всегда массовые. В силу вступает закон больших чисел - чем больше совокупность, тем объективнее будут полученные результаты.

В статистическом наблюдении можно выделить три этапа: 1. Подготовка наблюдения. Это формулировка программы наблюдения, определение показателей, сгруппированных в макеты конечных статистических таблиц.

Вопросы, составляющие содержание программы, должны вытекать из цели исследования или гипотезы, подтверждению которой предполагается посвятить исследование. Важным элементом являются макеты конечных статистических таблиц. Именно они являются проектом разработки результатов наблюдения и только при их наличии можно выявить все вопросы, которые необходимо включить в программу и избежать включения ненужной информации.

2. Непосредственный сбор материала . Это самая трудоемкая стадия исследования. Статистическая отчетность, как особая форма организации сбора данных, присуща только государственной статистике. Вся иная информация собирается посредством разнообразного статического инструментария. Необходимо указать на два основных требования к собранным данным: достоверность и сопоставимость. И крайне желаемое (в условиях рынка оно возрастает многократно) – своевременность.



3. Контроль материала перед его анализом. Как бы тщательно не был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материалы наблюдения нуждаются в контроле. Это объясняется массовым характером статистических работ и сложностью их содержания.

Объектом любого статистического исследования является совокупность единиц изучаемого явления. Объектом может быть население при переписи, предприятия, города, персонал фирмы и т.д. Словом, объект наблюдения – исследуемая статистическая совокупность. Очень важно определить и границы изучаемой совокупности, которые четко определяют изучаемую совокупность. Например, если ставится цель изучить деятельность малых предприятий области, то следует определить, к какой форме собственности оно относится (государственное, частное, совместное и т.д.), по какому критерию будут отбираться предприятия: отраслевые особенности, объем реализации, время с момента регистрации, состояние (действующее, бездействующее, во временном простое) и т.д. Совокупность должна быть однородной, иначе в процессе анализа возникнут дополнительные сложности и почти всегда неминуемы ошибки.

Наряду с определением объектом наблюдения и границ важно определить единицу совокупности и единицу наблюдения. Единица совокупности – индивидуальный составной элемент статистической совокупности. Единица наблюдения – это то явление, объект, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения. Например, цель: исследовать влияние разных факторов на производительность труда рабочих на шахтах ОАО «Испат-Кармет». В этом случае – совокупность определена самой целью – шахтеры, работающие на шахтах «Испат-Кармет», единицей совокупности является шахтер, как носитель информации, а единицей наблюдения является шахта. Кратко: единица совокупности – то, что подвергается обследованию, единица наблюдения – источник сведений.
Для осуществления статистического наблюдения необходимо произвести сбор данных по заданному признаку, а именно: обозначить статистическую совокупность, которая состоит из материально существующих объектов, единицу и цель единовременного обследования объекта, составить программу статистического наблюдения.



На первом этапе формируется выборка собранных данных по обозначенным признакам, данные упорядочиваются по возрастанию. Затем следует составить таблицу распределения частот с последовательным заполнением соответствующих столбцов в таблице.

На втором этапе для обработки собранных первичных данных необходимо произвести группировку и обобщение отобранных элементов по заданному признаку, обозначить числовые характеристики выборки. Этот этап статистического исследования называется сводка . Сводка – научная обработка первичных данных в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления по ряду существенных для него признаков, т. е. первичные материалы сводятся вместе, образуют статистические совокупности, которые характеризуются итоговыми абсолютными обобщающими показателями. На стадии сводки мы переходим от характеристики отдельных варьирующих признаков единиц совокупности – к характеристике всей совокупности в целом или к характеристике их общего проявления в массе.

Следует найти размах по формуле:

R=x(max) – x(min);

моду M(0), которая показывает значение, встречающееся чаще других, медиану M(e), которая характеризует среднее значение (его не превышает половина членов ряда) соответствует варианте, стоящей в середине ранжированного вариационного ряда. Положение медианы определяется ее номером:Nме = (n+1) /2 , где n – число единиц в совокупности и среднее арифметическое значение для обозначенной группы, которая вычисляется по формуле:

Результаты работы могут быть представлены графически в виде гистограммы и полигона распределения частот.

Полученные данные отражают то общее, что присуще всем единицам исследуемой совокупности. В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

Практическое задание

Провести статистическое исследование, выяснив сведенья о росте 2 5 случайным образом выбранных студентовТомского политехнического университета.

Составить таблицу распределения частот, найти размах, моду, медиану и среднее арифметическое значение роста (в см) для обозначенных юношей.

Основные этапы статистического исследования

Рассмотрим самый важный метод статистики – статистическое наблюдение.

Использование различных способов и приемов статистической методологии

предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом

объекте. Исследование массовых общественных явлений включает этапы сбора

статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки

результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа

полученных материалов.

На первом этапе статистического исследования формируются первичные

статистические данные, или исходная статистическая информация, которая

является фундаментом будущего статистического здания. Чтобы здание было

прочным, добротной и качественной должна быть его основа. Если при сборе

первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался

недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как

теоретических, так и практических выводов. Поэтому, статистическое

наблюдение от начальной до завершающей стадии - получения итоговых

материалов - должно быть тщательно продуманным и четко ооганизованным.

Статистическое наблюдение дает исходный материал для обобщения, началом

которого служит сводка. Если при статистическом наблюдении о каждой его

единице получают сведения, характеризующие ее с многих сторон, то данные

сводки характеризуют всю статистическую совокупность и отдельные ее части.

На этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по

признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в

целом. С помощью метода группировок изучаемые явления делятся на важнейшие

типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью

группировок ограничивают качественно однородные в существенном отношении

совокупности, что является предпосылкой для определения и применения

обобщающих показателей.

На заключительном этапе анализа с помощью обобщающих показателей

рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка

вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы,

балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту

связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного

изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.

3.Статистическое наблюдение: понятие, основные формы.

Это научно-организ.работа по сбору данных. Формы:стат. 1) отчетность, кот. базируется на докум.учете. с 98 г введены 4 унифицир.формы федер.гос.набл-ния: ФП-1 (выпуск пр-ции), ФП-2 (инвестизм), ФП-3 (фин.состояние орг-ций), ФП-4 (числ-ть раб-ков, труд), 2) специально организ.набл-ние (перепись), 3) регистр – это с-ма пок-лей, кот.хар-т кажд.ед-цу набл-ния: регистры нас-ния, пр-тий, строек и подряд.орг-ций, розн.и оптов.торговли. Виды набл-ния: 1) сплошное, несплошное (выборочн., цензовые основанные на методе осн. массива, монограф.). Набл-ние бывает текущее, период., единовремен. Способы набл-ния: непосредств., документал., опрос (экспедиц., анкетный, явочный, корреспонд.). Стат.набл-ния проводятся по плану, кот.вкл-т в себя: программно-методолог.вопросы (цели, задачи), организ.вопросы (время, место). В рез-те, проведенных набл-ний возникают погрешности, кот снижают точность набл-ний, поэтому проводится контроль данных (логический и счетный). В рез-те проверки достовер.данных выявл-тся след.ошибки набл-ний: случ. ошибки (ошибки регистрации), преднамер.ошибки, непреднамер. (систем.и несистем.), ошибки репрезентативности (представительности).

Програмно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Каждое наблюдение проводится с конкретной целью. При его проведении необходимо установить, что подлежит обследованию. Надо решить следующие вопросы:

Объект наблюдения – совокупность предметов, явлений, у которых должны быть собраны сведения. При определении объекта указываются его основные отличительные черты (признаки). Всякий объект массовых наблюдений состоит их отдельных единиц, поэтому надо решить вопрос о том, каков тот элемент совокупности, который послужит единицей наблюдения.

Единица наблюдения – это составной элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации и основой счета.

Ценз – это определенные количественные ограничения для объекта наблюдения.

Признак – это свойство, которое характеризует определенные черты и особенности, присущие единицам изучаемой совокупности.

Организационные вопросы статистического наблюдения.

Программа наблюдения оформляется в виде бланков (анкет, формуляров), в которые заносятся первичные данные. Необходимым дополнением бланков является инструкция, которая разъясняет смысл вопросов.

К организационным вопросам программы относятся:

сроки наблюдения;

критический момент наблюдения;

подготовительные работы;

Срок наблюдения, к которому относят регистрируемые сведения. Называется объективным временем наблюдения. Это м.б. определенный период времени (сутки, декада, месяц) или определенный момент. Момент, к которому относятся регистрируемые сведения, называется критическим моментом наблюдения.

Например, критическим моментом микропереписи 94г. был 0.00 ч. в ночь с 13-14 февраля. Устанавливая критический момент наблюдения, м. с фотографической точностью определить истинное положение дел.

Подготовительные работы предусматривают обеспечение наблюдения документами, а также составление списка отчетных единиц, бланков, инструкций.

Документы м. заполнятся в ходе наблюдения или по его результатам.

Важное место в системе подготовительных работ имеет подбор и подготовка кадров, а также проведение инструктажа с теми, кто будет участвовать в проведении наблюдения.

Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Предме­том статистического исследования в здравоохранении и медицине мо­гут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, раз­личные разделы деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья.

Методическая последовательность выполнения статистического исследования складывается из определенных этапов.

1 этап. Составление плана и программы исследования.

2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).

3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка

4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.

5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

По завершении статистического исследования разрабатываются ре­комендации и управленческие решения, проводится внедрение ре­зультатов исследования в практику, оценивается эффективность.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.

Первый этап статистического исследования - составление плана и программы - является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа иссле­дования, разрабатывается программа сводки статистического мате­риала и решаются организационные вопросы.

Приступая ж статистическому исследованию, следует точно и чет­ко сформулировать цель и задачи исследования, изучить по данной теме литературу.

Цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно.

Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследова­ния.

Важным моментом подготовительного этапа является разработка организационного плана. Организационный план исследования предус­матривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), время (конкретных сроков осуществления наблю­дения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта ис­следования (организаторов, исполнителей, методического и органи­зационного руководства, источников финансирования исследования).

Пл ан иссле дов ания включает:

Определение объекта исследования (статистической совокупнос­ти);

Объема исследования (сплошное, несплошное);

Видов (текущее, единовременное);

Способов сбора статистической информации. Программа исследования включает:

Определение единицы наблюдения;

Перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистра­ции в отношении каждой единицы наблюдения*

Разработку индивидуального учетного (регистрационного) блан­ка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

Разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результа­ты исследования.

На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполне­ния документа.

В качестве учетных бланков могут быть использованы применяе­мые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные меди­цинские Формы.

Источниками получения информации могут служить другие медицин­ские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбула­торного больного, истории развития ребенка, истории родов), от­четные формы лечебно-профилактических учреждений и др.

Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.

На первом этапе статистического исследования наряду с програм­мой наблюдения составляется программ* сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

Второй этап - сбор статистического материала (статистическое наблюдение) - заключается в регистрации отдельных случаев изу­чаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регис­трационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы прово­дится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюде­ния, обеспечение их формами регистрации.

По времени статистическое наблюдение может быть текущим и еди­новременным.

При текущем набл юдении явление изучается за какой-то от­дельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем пов­седневной регистрации явления по мере возникновения каждого слу­чая. Примером текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учиты­ваются быстро меняющиеся явления.

При единовременном набл юдении статистические данные собирают­ся на определенный (критический) момент времени. Единовремен­ным наблюдением являются: перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на коней года, паспорти­зация лечебно-профилактических учреждений и т. д. К этому же виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная ре­гистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вид наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной перепи­си больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и несплошное исследование.

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав со­вокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления, например, общей численности населения, общего количества родившихся или умерших, общего числа заболевших тем или иным заболеванием и др. Сплошной метод применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)

При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное. Самым распростра­ненным в медицинских исследованиях является выборочный метод.

Монографический метод - дает детальное описание отдельных ха­рактерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

Метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюде­ния. Недостатком этого метода является то, что остается неохва­ченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного мас­сива.

Анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью спе­циально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэто­му возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на пос­тавленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод - сводится к исследованию некоторой спе­циально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода являет­ся получение результатов высокой степени надежности, а также зна­чительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени.

В медицинской статистике роль и место выборочного метода осо­бенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделе­ний и медицинских учреждений, оценивают качество определенных ме­роприятий и т. д.

По способу получения сведений в ходе проведения статистическо­го наблюдения и характеру его осуществления выделяют несколько видов:

1) непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропо­метрические измерения и т. п.)

2) социологические методы : метод интервью (очный опрос), анке­тирование (заочный опрос - анонимный или неанонимный) и др.;

3) документальное исследов ание (выкопировка сведений из учет­но-отчетных медицинских документов, сведения официальной статис­тики учреждений и организаций.)

Третий этап - группировка и сводка материала - начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности по­лученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов за­писей и т. д.

Для правильной разработки материала применяется шифровка пер­вичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это техни­ческий прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, по­вышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозна­чения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов реко­мендуется пользоваться международной номенклатурой и классифика­цией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости пос­ле окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашиф­рованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка призна­ков.

Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на од­нородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка производится по качественным (опи­сательным, атрибутивным) признакам, например, по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным ос­ложнениям и т. д.

Группировка по количественным (вариационным) признакам прово­дится на основании числовых размеров признака, например, по воз­расту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т.д. Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы.

Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года. 50 лет и старше.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследова­ния. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмер­ному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка - обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку статистического материала проводят при помощи статисти­ческих таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом.

Статистические таблицы бывают перечневые, хронологические, тер­риториальные.

Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежа­щее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое ска­зуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отра­жает дополнительные учетные признаки.

Статистические таблицы делятся на простые, групповые и комби­национные.

В простых таблицах представлено числовое распределение мате­риала по одному признаку, составных частей его (табл.1). Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей сово­купности изучаемого явления.

Таблица 1

Распределение умерших в больнице Н. по возрасту

В групповых таблицах представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом (табл.2).

Таблица 2

Распределение умерших в больнице Н. по полу и возрасту

В комбин аци онных таблицах дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам (Таблица 3).

Таблица 3

Распределение умерших в больнице Н. при разных заболеваниях по возрасту и полу

Диагноз основного заболевания Возраст
0-14 15-19 20-39 40-59 60 и > Всего
м ж м ж м ж м ж м ж м ж м+ж
Болезни сис­темы кровооб. - - - -
Травмы и отравления - - -
Злокачеств. новообразов. - - - - - -
Другие заб. - - - -
Все заболев. - -

При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требо­вания:

Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;

Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие наз­вания;

При заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркивают­ся ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н.с." или "...";

После заполнения таблицы в нижней горизонтальном ряду и в пос­леднем справа вертикальном столбце подводятся итоги верти­кальных граф и горизонтальных строк.

Таблицы должны иметь единую последовательную нумерацию.

В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на груп­пы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы.

В настоящее время в проведении сортировки и сводки материала широко используются ЭВМ. которые позволяют не только отсортиро­вать материал по изучаемым признакам, но выполнить расчеты пока­зателей.

Четвертый этап - статистический анализ - является ответствен­ным этапом исследования. На этом этапе проводится вычисление ста­тистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления),дается их графическое изображение, изучает­ся динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. даются прогнозы и т.д. Анализ предполагает интерпретацию получен­ных данных, оценку достоверности результатов исследования. В зак­лючение делаются выводы.

Пятый этап - литературная обработка является заключительным. Он предполагает окончательное оформление результатов статистичес­кого исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использова­ния результатов исследования: ознакомление с результатами широ­кой аудитории медицинских и научных работников; подготовка ин­структивно-методических документов; оформление рационализаторско­го предложения и другие.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Для сравнительного анализа статистических данных используется статистические величины: абсолютные, относительные, средние.

Абсолютные величины

Абсолютные величины, полученные в сводных таблицах в ходе ста­тистического исследования, отражают абсолютный размер явления (число лечебно-профилактических учреждений, число коек в больнице, численность населения, число умерших, родившихся, заболевших и т.д.). Ряд статистических исследований завершается получением аб­солютных величин. В некоторых случаях они могут быть использова­ны для анализа изучаемого явления, например, при изучении редких явлений, при необходимости знать точный абсолютный размер явле­ния, при необходимости обратить внимание на отдельные случаи изу­чаемого явления и др. При малом числе наблюдений, в том случае, когда не требуется определения закономерности, также могут ис­пользоваться абсолютные числа.

В значительной части случаев абсолютные величины не могут быть использованы для сравнения с данными других исследований. Для этого служат относительные и средние величины.

Относительные величины

Относительные величины (показатели, коэффициенты) получают­ся в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности.

Интенсивные - показатели частоты, интенсивности, распростра­ненности явления в среде, продуцирующей данное явление. В здравоохранении изучаются заболеваемость, смертность, инвалидность, рождаемость и другие показатель здоровья населения. Средой, в ко­торой происходят процессы, является население в целом или его от­дельные группы (возрастные, половые, социальные, профессио­нальные и др.). В медико-статистических исследованиях явление представляет собой как бы продукт среды. Например, население (среда) и заболевшие (явление); больные (среда) и умершие (яв­ление) и т. д.

Величина основания выбирается в соответствии в величиной пока­зателя - на 100, 1000, 10000, 100000, в зависимости от этого показатель выражается в процентах, промилле, продецимилле,просан­тимилле.

Вычисление интенсивного показателя производится следующим об­разом: например, в Иране в 1995г. проживало 67283 тыс. жителей, в течение года умерло 380200 человек.

Интенсивные показатели могут быть общими и специальными.

Общие интенсивные показатели характеризуют явление в целом. например, общие показатели рождаемости, смертности, заболеваемос­ти, вычисленные ко всему населению административной территории.

Специальные интенсивные показатели (погрупповые) применяются для характеристики частоты явления в различных группах (заболе­ваемость по полу, возрасту, смертность среди детей в возрасте до 1 года, летальность по отдельным нозологическим Формам и т.д.).

Интенсивные показатели применяются: для определения уровня. частоты, распространенности явления; для сравнения частоты явле­ния в двух различных совокупностях; для научения изменений часто­ты явления в динамике.

Экстенсивные - показатели удельного веса, структуры, характе­ризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Вычисляются экстенсивные показатели отношением частиявления к целому и выражаются в процентах или долях единицы.

Вычисление экстенсивного показателя производится следующим образом: например, в Греции в 1997 г. функционировало 719 больниц, в том числе 214 - больниц общего профиля.

Экстенсивные показатели используются для определения структу­ры явления и сравнительной оценки соотношения составляющих его частей. Экстенсивные показатели всегда взаимосвязаны между собой, т. к. их сумма всегда равна 100 процентам: так, при изучении структуры заболеваемости удельный вес отдельного заболевания мо­жет возрасти при его истинном росте; при одном и том же его уров­не, если число других заболеваний снизилось; при снижении числа данного заболевания, если уменьшение числа других заболеваний происходит более быстрыми темпами.

Соотношения - представляют собой соотношение двух самостоя­тельных, независимых друг от друга, качественно разнородных вели­чин. К показателям соотношения относятся показатели обеспеченнос­ти населения врачами, средними медицинскими работниками, больнич­ными койками и др.

Вычисление показателя соотношения производится следующим обра­зом: например, в Ливане с численностью населения 3789 тыс. жите­лей в медицинских учреждениях в 1996 году работали 3941 врачей.

Наглядности - применяются с целью более наглядного и дос­тупного сравнения статистических величин. Показатели наглядности представляют удобный способ преобразования абсолютных, относи­тельных или средних величин в легкую для сравнения Форму. При вы­числении этих показателей одна из сравниваемых величин приравни­вается к 100 (или 1), а остальные величины пересчитываются соответственно этому числу.

Вычисление показателей наглядности производится следующим об­разом: например, численность населения Иордании составила: в 1994г. - 4275 тыс. человек, в 1995г. - 4440 тыс. человек, в 1996г.- 5439 тыс. человек.

Показатель наглядности: 1994г.-100%;

1995г. = 4460 *100 = 103.9%;
1996г. = 5439*100 = 127.2%

Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых ве­личин. Показатели наглядности используются чаше всего для сравне­ния данных в динамике, чтобы представить закономерности изучае­мого явления в более наглядной форме.

При пользовании относительными величинами могут быть допущены некоторые ошибки. Приведем наиболее частые из них:

1. Иногда судят об изменении частоты явления на основе экстенсив­ных показателей, которые характеризуют структуру явления, а не его интенсивность.

3. При расчете специальных показателей следует правильно выби­рать знаменатель для расчета показателя: например, показатель послеоперационной летальности необходимо рассчитывать по отно­шению к оперированным, а не всем больным.

4. При анализе показателей следует учитывать Фактор времени:

нельзя сравнивать между собой показатели, вычисленные за раз­личные периоды времени: например, показатель заболеваемости за год и за полугодие, что может привести к ошибочным суждениям. 5. Нельзя сравнивать между собой общие интенсивные показатели, вычисленные из неоднородных по составу совокупностей, пос­кольку неоднородность состава среды может влиять на величину показателя.

Средние величины

Средние величины дают обобщающую характеристику статистичес­кой совокупности по определенному изменяющемуся количественному признаку.

Средняя величина характеризует весь ряд наблюдений одним чис­лом, выражающим общую меру изучаемого признака. Она нивелирует случайные отклонения отдельных наблюдений и дает типичную харак­теристику количественного признака.

Одним из требований при работе со средними величинами являет­ся качественная однородность совокупности, для которой рассчиты­вается средняя. Только тогда она будет объективно отображать ха­рактерные особенности изучаемого явления. Второе требование зак­лючается в том, что средняя величина только тогда выражает типич­ные размеры признака, когда она основывается на массовом обобще­нии изучаемого признака, т.е. рассчитывается на достаточном чис­ле наблюдений.

Средние величины получаются из рядов распределения (вариа­ционных рядов).

Вариационный ряд - ряд однородных статистических величин, ха­рактеризующих один и тот же количественный учетный признак, отли­чающихся друг от друга по своей величине и расположенных в опре­деленном порядке (убывания или возрастания).

Элементами вариационного ряда являются:

Варианта - v - числовое значение изучаемого меняющегося коли­чественного признака.

Частота - p (pars) или f (frequency) - повторяемость вариант в вариационном ряду, показывающая, как часто встречается та или иная варианта в составе данного ряда.

Общее число наблюдений - n (numerus) - сумма всех частот: n=ΣΡ. Если общее число наблюдений более 30,статистическая выборка считается большой, если n меньше или равно 30 - малой.

Вариационные ряды бывают прерывные (дискретные), состоящие из целых чисел, и непрерывные, когда значения вариант выражены дроб­ным числом. В прерывных рядах смежные варианты отличаются друг от друга на целое число, например: число ударов пульса, число дыха­ний в минуту, число дней лечения и т.д. В непрерывных рядах ва­рианты могут отличаться на любые дробные значения единицы. Вариационные ряды бывают трех видов. Простой - ряд, в котором каждая варианта встречается один раз, т.е. частоты равны единице.

Обычный - ряд, в котором варианты встречаются более одного ра­за.

Сгруппиров анный - ряд. в котором варианты объединены в группы по их величине в пределах определенного ин­тервала с указанием частоты повторяемости всех вариант, входящих в группу.

Сгруппированный вариационный ряд используют при большом числе наблюдений и больном размахе крайних значений вариант.

Обработка вариационного ряда заключается в получении парамет­ров вариационного ряда (средней величины, среднего квадратичес­кого отклонения и средней ошибки средней величины).

Виды средних величин.

В медицинской практике наиболее часто используются следующие средние величины: мода, медиана, средняя арифметическая. Реже применяются другие средние величины: средняя геометрическая (при обработке результатов титрования антител, токсинов, вакцин); средняя квадратическая (при определении среднего диаметра среза клеток, результатов накожных иммунологических проб); средняя кубическая (для определения среднего объема опухолей) и другие.

Мода (Mo) - величина признака, чаще других встречающаяся в со­вокупности. За моду принимают варианту, которой соответствует наибольшее количество частот вариационного ряда.

Медиана (Me) - величина признака, занимающая срединное значе­ние в вариационном ряду. Она делит вариационный ряд на две рав­ные, части.

На величину моды и медианы не оказывают влияния числовые зна­чения крайних вариант, имеющихся в вариационном ряду. Они не всегда могут точно характеризовать вариационный ряд и применяют­ся в медицинской статистике относительно редко. Более точно ха­рактеризует вариационный ряд средняя арифметическая величина.

Средняя арифметическая (М, или ) - рассчитывается на осно­ве всех числовых значений изучаемого признака.

В простом вариационном ряду, где варианты встречаются только по одному разу, вычисляется средняя арифметическая простая по формуле:

Где V - числовые значения вариант,

n - число наблюдений,

Σ - знак суммы

В обычном вариационном ряду вычисляется средняя арифметичес­кая взвешенная по формуле:

Где V - числовые значения вариант.

Ρ - частота встречаемости вариант.

n - число наблюдений.

S - знак суммы

Пример расчета средней арифметической взвешенной приведен в таблице 4.

Таблица 4

Определение средней длительности лечения больных в специализированном отделении больницы

В приведенном примере модой является варианта, равная 20 дням, поскольку она повторяется чаще других - 29 раз. Мо = 20. Порядковый номер медианы определяется по формуле:

Место медианы приходится на 48-ю варианту, числовое значение ко­торой равно 20. Средняя арифметическая, рассчитанная по формуле, равна также 20.

Средние величины являются важными обобщающими характеристика­ми совокупности. Однако за ними скрываются индивидуальные значе­ния признака. Средние величины не показывают изменчивости, колеб­лемости признака.

Если вариационный ряд более компактен, менее рассеян и все от­дельные значения расположены вокруг средней, то средняя величина дает более точную характеристику данной совокупности. Если вариа­ционный ряд растянут, отдельные значения значительно отклоняются от средней, т.е. имеется большая вариабельность количественного признака, то средняя менее типична, хуже отражает в целом весь ряд.

Одинаковые по величине средние могут быть получены из рядов с различной степенью рассеяния. Так, например, средняя длительность лечения больных в специализированной отделении больницы также бу­дет равна 20, если все 95 больных находились на стационарном ле­чении по 20 дней. Обе вычисленные средние равны между собой, но получены из рядов с разной степенью колеблемости вариант.

Следовательно, для характеристики вариационного ряда, помимо средней величины, необходима другая характеристика, позволяющая оценить степень его колеблемости.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Статистическая методология – система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, которые проявляются в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Методология является основой статистического исследования .

Этапы статистического исследования :

1. статистическое наблюдение, или сбор информации;

2. сводка и группировка результатов статистического наблюдения, или обработка информации;

3. анализ полученной информации.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

1) подготовка наблюдения;

2) проведение массового сбора данных;

3) подготовка данных к автоматизированной обработке;

4) разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Сводка – комплекс последовательных операций по обобщению данных статистического наблюдения для характеристики статистической совокупности в целом и отдельных ее частей (подсчет промежуточных и общих итогов). Группировка – разграничение общей статистической совокупности на группы качественно однородных единиц. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц.

Анализ или исследование сущности изучаемых явлений, исследует структуру, динамику и взаимосвязи общественных явлений и процессов.

Имеет следующие этапы:

1) констатация фактов и их оценка;

2) установление характерных черт и причин каждого явления;

3) сопоставление одного явления с другими (в том числе с эталоном);

4) формулирование гипотез, выводов и предложений.

5) Статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей

38.Статистические методы прогнозирования на основе показателей ряда динамики. Процесс прогнозирования, опирающийся на статистические методы, распадается на два этапа. Первый, индуктивный , заключается в обобщении данных, наблюдаемых за более или менее продолжительный период времени, и в представлении соответствующих статистических закономерностей в виде модели. Статистическую модель получают или в виде аналитически выраженной тенденции развития, или же в виде уравнения зависимости от одного или нескольких факторов-аргументов. В ряде случаев – при изучении сложных комплексов экономических показателей – прибегают к разработке так называемых взаимозависимых систем уравнений, состоящих в основном опять-таки из уравнений, характеризующих статистические зависимости. Процесс построения и применения статистической модели для прогнозирования, какой бы вид последняя не имела, обязательно включает выбор формы уравнения, описывающего динамику или взаимосвязь явлений, и оценивание его параметров с помощью того или иного метода. Второй этап, собственно прогноз, является дедуктивным . На этом этапе на основе найденных статистических закономерностей определяют ожидаемое значение прогнозируемого признака.

Следует подчеркнуть, что полученные результаты не могут рассматриваться как нечто окончательное. При их оценке и использовании должны приниматься во внимание факторы, условия или ограничения, которые не были учтены при разработке статистической модели, должна осуществляться корректировка обнаруженных статистических характеристик в соответствии с ожидаемым изменением обстоятельств их формирования. Короче говоря, найденные с помощью статистических методов прогностические оценки являются важным материалом, который, однако, должен быть критически осмыслен. При этом главным является учет возможных изменений в самих тенденциях развития экономических явлений и объектов

39.Статистические таблицы, их виды, составные элементы и правила построения таблиц. Статистическая таблица - форма наиболее рационального изложения полученных в результате статистической сводки и группировки числовых (цифровых) данных. По внешнему виду она представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк, содержащую боковые и верхние заголовки. Статистическая таблица содержит подлежащее и сказуемое.

Подлежащее таблицы представляет ту статистическую совокупность, о которой идет речь в таблице, т. е. перечень отдельных или всех единиц совокупности либо их групп. Чаще всего подлежащее помещается в левой части таблицы и содержит перечень строк.

41.СТРУКТУРНАЯ СРЕДНЯЯ МОДА И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Величина средней определяется всеми значениями признака, встречающимися в данном ряду распределения. Различают такие структурные средние, как: (1) мода (2) медиана (3) квартиль (4) дециль (5) перцентиль Мода - это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется, например, при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем - значение модальной величины признака по формуле: где:

Сказуемое таблицы - показатели, с помощью которых дается характеристика явления, отображаемого в таблице.

Если в подлежащем таблицы содержится простой перечень каких-либо объектов, таблица называется простой. В подлежащем простой таблицы нет каких-либо группировок статистических данных. Если подлежащее простой таблицы содержит перечень территорий, то такая таблица называется территориальной.

Простая таблица содержит только описательные сведения, ее аналитические возможности ограничены. Глубокий анализ исследуемой совокупности, взаимосвязей признаков предполагает построение более сложных таблиц - групповых и комбинационных.

Групповые таблицы содержат в подлежащем группировку единиц объекта наблюдения по одному существенному признаку. Простейшим видом групповой таблицы являются таблицы, в которых представлены ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет сделать определенные практические выводы.

Комбинационными называются статистические таблицы, е подлежащей которых группы единиц, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по одному или нескольким признакам. В отличие от простых и групповых таблиц, комбинационные позволяют проследить зависимость показателей сказуемого от нескольких признаков, которые легли в основу комбинационной группировки в подлежащем.

Основные правила построения статистических таблиц:

1) в заголовке должны быть отражены объект, признак, время и место совершения события;

2) графы и строки следует нумеровать;

3) графы и строки должны содержать единицы измерения;

4) сопоставляемую в ходе анализа информацию располагают в соседних графах (либо одну под другой);

5) числа в таблице проставляют в середине граф, строго одно под другим; числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точности;

6) отсутствие данных обозначается знаком умножения ( ), если данная позиция не подлежит заполнению, отсутствие сведений обозначается многоточием (...), либо н.д., либо н. св., при отсутствии явления ставится знак тире (-);

7) для отображения очень малых чисел используют обозначение 0.0 или 0.00; если число получено на основании условных расчетов, то его берут в скобки, сомнительные числа сопровождают вопросительным знаком, а предварительные - знаком (*).

40.Структурная средняя медиана и ее определение. Медиана - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значений изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой , т.к. она делит совокупность на две равные части таким образом, чтобы по обе ее стороны находилось одинаковое число единиц совокупности. Если всем единицам ряда присвоить порядковые номера, то порядковый номер медианы будет определяться по формуле (n+1):2 для рядов, где n – нечетное . Если же ряд с четным числом единиц, то медианой будет являться среднее значение между двумя соседними вариантами, определенными по формуле: n:2, (n+1):2, (n:2)+1.

В дискретных вариационных рядах с нечетным числом единиц совокупности – это конкретное численное значение в середине ряда.

Нахождение медианы в интервальных вариационных рядах требует предварительного определения интервала, в котором находится медиана, т.е. медианногоинтервала – этот интервал характеризуется тем, что его кумулятивная (накопленная) частота равна полусумме или превышает полусумму всех частот ряда.

X Me -нижняя граница медианного интервала

h Me -величина медианного интервала;

S Me-1 -сумма накопленных частот интервала, предшествующего медианному интервалу;

  • f Me -локальная частота медианного интервала.

Частота интервала, следующего за модальным

42.Сущность и значение графиков, их основные элементы. В статистике графиком называют наглядное изобр ажение статистических величин и их соотношений при помощи геометрических точек, линий, фигур или географических картосхем.

Графики придают изложению статистических данных большую наглядность , чем таблицы, выразительность, облегчают их восприятие и анализ . Позволяет зрительно оценить характер изучаемого явления, присущие ему закономерности, тенденции развития, взаимосвязи с другими показателями, географическое разрешение изучаемых явлений. Еще в древности китайцы говорили, что одно изображение заменяет тысячу слов.При любой возможности анализ статистических данных рекомендуется всегда начинать с их графического изображения. График позволяет сразу получить общее представление обо всей совокупности статистических показателей. Графический метод анализа выступает как логическое продолжение табличного метода и служит целям получения обобщающих статистических характеристик процессов, свойственных массовым явлениям.
При помощи графического изображения стат.данных решаютсязадачи стат.исследования:

1) наглядное представление величины показателей (явлений) в сравнении друг с другом;

2) характеристика структуры какого-либо явления;

3) изменение явления во времени;

4) ход выполнения плана;

5) зависимость изменения одного явления от изменения другого;

6) распространенность или размещение каких-либо величин по территории

В каждом графике выделяют (различают) следующие основные элементы :

  • 1) пространственные ориентиры (систему координат);
  • 2) графический образ;
  • 3) поле графика;
  • 4) масштабные ориентиры;
  • 5) экспликация графика;
  • 6) наименование графика

43.Сущность и значение средних величин. Средняя величина – обобщенная характеристика уровня значений признака, полученная в расчете на единицу совокупности. Средняя величина вычисляется для признаков качественно однородных и различных только количественно, которые присущи всем явлениям в данной совокупности.

Средние величины бывают общими (отражают совокупность в целом) и групповыми (отражают особенность по группам). Делятся на 2 категории – степенные и структурные .

К степенным относятся – средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя арифметическая, средняя квадратическая. Самая распространенная – ср.арифметическая . Ср.гармоническую используют как обратную ср.арифметической. Ср.квадратическая используется при расчете показателей вариации, ср.геометрическая – при анализе динамики.

К структурным относятся – мода и медиана. Мода – значение изучаемого признака с наибольшей частотой. Медиана – значение признака, приходящее на середину ранжированного ряда. Мода применяется в коммерческой практике для изучения покупательского спроса и регистрации цен. В дискретном ряду мода - это варианта с наибольшей частотой. В интервальном вариационном ряду модой считают центральный вариант интервала, который имеет наибольшую частоту. Применение медианы позволяет получить более точные результаты, чем при использовании других форм средних. Свойство медианы заключается в том, что сумма абсолютных отклонений значений признака от медианы меньше, чем от любой другой величины.Порядок нахождения медианы в интервальном вариационном ряду следующий: располагаем индивидуальные значения признака по ранжиру; определяем для данного ранжированного ряда накопленные частоты; по данным о накопленных частотах находим медианный интервал.