1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).

- определение цели и объекта наблюдения;

- определение состава признаков подлежащих регистрации;

- разработка документов для сбора данных;

- подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

Непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты).

Статистическая информация - это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше информация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

3. Первичная обработка данных

4. Статистический анализ обработанной информации.

Заключается в анализе причин, которые привели к неверному заполнению статистических формуляров и разработке соответствующих предложений по совершенствованию наблюдения;

В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

Качество и достоверность статистической информации определяют эффективность использования статистики в любой сфере. Трудоёмкая работа по обеспечению необходимыми данными является важнейшей задачей государства.

2. Понятие статистического наблюдения

Статистическое наблюдение - это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение - это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.

Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых - когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.

Сущностьстатистическогонаблюденияи его задачи

Всякое статистическое исследование начинается с получения информации, т.е. учета фактов и сбора первичной информации. Научно организованный учет фактов о массовых явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета первичных данных принято называть статистическими наблюдением.

Статистическое наблюдение это первая стадия любого статического исследования, представляющая собой научно-организованный по единой программе учет фактов о массовых явлениях и процессах (общественной жизни) и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных.

В зависимости от цели и содержания статической работы первичный материал может быть весьма разнообразным по своей природе и способам изучения (например, перепись населения и оценка потребительского спроса на определенный товар).

Высокая достоверность статистических данных и их полнота обеспечивается научной организацией статистических наблюдений. На основе дефектного материала нецелесообразна последующая статистическая работа.

Статистическое наблюдение в определенном смысле должно учитывать также технику последующей обработки информации и формы представления результатов (характеристики носителей информации).

Таким образом, задачами статического наблюдения являются:

1). Обеспечение полноты информации о изучаемом явлении;

2). Получение достоверной информации;

3). Обеспечение оперативности получения данных (в возможно короткий срок).

Это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.

Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых - когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.

Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:

    а) проводиться непрерывно и систематически;

    б) учет массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота данных, но и учитывалось их постоянное изменение;

    в) данные должны быть максимально достоверны и точны;

    г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.

Сбор статистических данных может проводиться как органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, другими государственными структурами, так и экономическими службами банков, бирж, предприятий, фирм. Только в этом случае исследователи получают достоверную и достаточно разнообразную статистическую информацию, позволяющую всесторонне изучать социально-экономические явления.

Этапы, формы, виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) состоит из трех основных этапов:

    подготовка статистического наблюдения;

    организация и производство наблюдения;

    контроль полученных первичных данных.

На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.

Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения есть некоторая исследуемая статистическая совокупность или физических лиц (население, работники), или юридических лиц (предприятия, фирмы, учебные заведения), или физических единиц (производственное оборудование, средства передвижения и транспортировки, жилые дома), т.е. исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц.

Это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности . Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объем реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют такую единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не совпадать с единицей наблюдения.

Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения. Чтобы программа наблюдения была научно обоснована и правильно составлена, к ней предъявляются следующие требования:

    четкая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;

    определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);

    выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;

    комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;

    вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер;

    соблюдение логического принципа последовательности вопросов;

    включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных;

    сочетание закрытых и открытых вопросов программы.

Программа оформляется в виде документа, так называемого статистического формуляра , который обеспечивает единообразие получаемых сведений от каждой отчетной единицы. Формуляр имеет титульную часть (сведения о тех, кто проводит наблюдение) и адресную часть (адрес и подчиненность отчетной единицы). Программа имеет приложение - инструкцию ( инструментарий статистического наблюдения ), которая определяет порядок проведения наблюдения и порядок заполнения формы отчетности.

На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации.

Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим образом.

По форме организации статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое обследование - перепись; регистры.

По видам статистического наблюдения: а) по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное - периодическое, единовременное); б) по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное - основного массива, выборочное, монографическое).

По способам получения статистической информации: непосредственное наблюдение; документальный способ; опрос - экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация.

Основной формой статистического наблюдения является отчетность. Если первичный учет (первичный учетный документ ) регистрирует различные факты, то отчетность является обобщением первичного учета.

Официальный документ, который скрепляется подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу.

К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений, незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.

Наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение (регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное начало, стадию развития и фиксированное время завершения. Регистр основан на системе отслеживания состояния переменных и постоянных показателей. В статистической практике различают регистры населения и регистры предприятий . В настоящее время в России существует Единый государственный регистр предприятий всех форм собственности (ЕГРПО), информационный фонд которого содержит: регистровый код, сведения о территориальной и отраслевой принадлежности, форме подчиненности, виде собственности, справочные сведения и экономические показатели (среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль или убыток; уставный фонд). При закрытии предприятия в десятидневный срок ликвидационная комиссия информирует об этом службу ведения регистра.

Рассмотрим коротко виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов. Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение - это систематическая регистрация фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например, регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере их возникновения.

Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например, периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая регистрация цен производителей по отдельным товарам (один раз в месяц или в квартал).

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности (например, общая перепись населения). В свою очередь, несплошное наблюдение охватывает только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть, несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и так называемое монографическое наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью выявления намечающихся тенденций).

Что касается способов получения статистической информации (способов статистического наблюдения), то здесь выделяют три основных способа: непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Достаточно надежным источником данных является непосредственное наблюдение , когда можно установить факт, подлежащий регистрации. Но данный способ требует значительных затрат труда и наличия всех необходимых условий. Чаще всего он используется при наблюдении за вводом в действие строительных объектов.

Другой надежный способ - документальный , основанный на использовании в качестве источника информации различных документов учетного характера (счета, рекламации и т.д.) и способствующий получению точной информации.

Способ наблюдения, при котором источником сведений являются слова респондентов, называют опросом . Его разновидности: устный (экспедиционный), анкетный, корреспондентский, явочный опрос и саморегистрация.

Устный опрос может быть как прямым (непосредственное общение счетчика с респондентом), так опосредованным (например, по телефону).

При анкетном способе определенное число респондентов получают специальные вопросники либо лично, либо через средства печати. Данный вид опроса применяется в исследованиях, где нужны ориентировочные результаты, не претендующие на высокую точность (изучение общественного мнения).

Явочный способ используется в сплошном наблюдении, когда необходимо личное присутствие (регистрация браков, разводов, рождений и т.д.).

При корреспондентском способе сведения сообщаются штатом добровольных корреспондентов, в силу чего полученный материал не всегда носит качественный характер.

Наконец, при способе саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики консультируют и собирают формуляры. В статистической практике различные виды статистических наблюдений могут сочетаться, дополняя друг друга.

На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Для выявления ошибок используется счетный контроль, особенно для проверки итоговых сумм. Помимо счетного используется и логический контроль, который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан на логической взаимосвязи между признаками. Например, при переписи населения полученный факт, что пятилетний ребенок имеет среднее образование, ставится под сомнение и в этом случае ясно, что при заполнении формуляра допущена ошибка.

Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и несплошному), то ошибки репрезентативности - только несплошному наблюдению. Они характеризуют расхождения между значениями показателя, полученного в обследуемой совокупности, и его значением по исходной (генеральной) совокупности. Ошибки репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность не полностью воспроизводит все признаки генеральной совокупности и величину этих ошибок можно оценить. Систематические ошибки репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип отбора единиц из исходной совокупности. В этом случае проводятся проверка полноты собранных данных, арифметический контроль точности информации на предмет ее достоверности, проверка логической взаимосвязи показателей.

Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.

Тема 1. Статистическое наблюдение

1. Понятие и процессная организация статистического наблюдения

2. Основные организационные формы статистического наблюдения:

2.1. Отчетность

2.2. Регистры

2.3. Переписи населения

3. Виды и способы статистического наблюдения

Вопрос 1.

Статистическое наблюдение представляет собой научно-орга­низованный сбор данных.

Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя ряд этапов:

1. программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.

2. организационная подготовка проведения наблюдения.

3. выбор формы, способа и вида статистического наблюдения.

4. сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации.

С целью обеспече­ния полноты охвата объекта наблюдения и достоверности собира­емых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения это мес­то, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров.

Место наблюде­ния нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы , коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения исследуемого объекта меняют или могут из­менить место своего пребывания. Например, при проведении пере­писи населения страны зафиксировано, что оно учитывается стро­го по месту жительства, а не по месту работы или службы.

Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения - это вре­мя, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведе­ния в процессе статистического наблюдения.

Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведе­ния могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определен­ный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.). Так, например, данные о производстве продукции, о материаль­ных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату.

Таким образом, время наблюдения вклю­чает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некото­рых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения.

Срок (период) наблюдения это время, в течение которого про­изводится заполнение статистических формуляров, т. е. осуществля­ется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.

Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля . Это и было время, в течение которого она проводилась.

Критический момент статистического наблюдения это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе стати­стического наблюдения. В качестве критического момента време­ни обычно выбирают 24 часа - полночь, т. е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регист­рации, должны фиксироваться такими, какими они были в крити­ческий момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи на­селения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вно­сились. Установление критического момента наблюдения способ­ствует обеспечению сопоставимости статистических данных обо всех единицах наблюдения.

Существенное значение для успешного проведения статистичес­кого наблюдения имеет определение кадрового состава. Числен­ность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюде­ния, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориаль­ного распределения единиц наблюдения и т. д. Подготовка кадров
для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров.

Подготовительный этап организации статистического наблюде­ния предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблю­дения относится его пропаганда через средства массовой информа­ции и локально. Успешное проведение статистического наблюде­ния обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

Вопрос 2.

Основные организационные формы статистического наблюдения включают в себя: отчет­ность, регистры и специально организованное наблюде­ние (например, переписи).

Вопрос 2.1.

Отчетность - это организационная форма статистического на­блюдения, при которой в установленные сроки сведения поступа­ют в соответствующие статистические органы от предприятий, орга­низаций и учреждений различных организационно-правовых форм в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов).

Отчетность является важнейшей формой статистического наблюдения. В ней содержатся основные учетно-статистические данные о состоянии и деятельности предприятий, организаций и других субъектов эко­номики. Все формы статистической отчетности утверждают орга­ны государственной статистики.

Источником сведений при статистическом наблюдении в форме отчетности являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета .

Отчеты подписываются лицами, ответственными за своевременное представление и достоверность сообщаемых сведений.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

а) обязательность (каждое предприятие обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);

б) юридическая сила (формы отчетности являются официальным документом, они подписываются руководителем организации или предприятия и главным бухгалтером , которые по закону несут ответственность за достоверность содержащихся в отчете сведений и за своевременное и правильное их оформление и представление);

в) документальная обоснованность (все данные статистической отчетности получаются на основе документации, которыми оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля).

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчет­ность. Главная особенность общегосударственной отчетности со­стоит в том, что она обязательна для всех без исключения предпри­ятий, учреждений и организаций различных организационно-пра­вовых форм и представляется в сводном виде в органы государствен­ной статистики. Внутриведомственная отчетность действует в пре­делах отдельного министерства, ведомства. Она устанавливается для подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Формы отчетности могут быть типовыми и специализирован­ными. Типовая отчетность - это отчетность, содержащая показа­тели, одинаковые для всех предприятий, организаций и учрежде­ний различных организационно-правовых форм, а также для раз­ных производств и видов деятельности . Специализированная отчетность вводится для предприятий, организаций и учреждений, имеющих определенные особенности. Она содержит наряду с общими показателями, имеющимися в со­ответствующей типовой отчетности, специфические показатели, характерные для определенных организационно-правовых форм, видов деятельности и производства.

По периодичности представления сведений отчетность подраз­деляется на периодическую и единовременную. Периодическая от­ четность это отчетность, представляемая через одинаковые про­межутки времени или в точно определенные даты. Например, не позднее 5-го числа каждого месяца. Периодическая отчетность под­разделяется на текущую , период представления которой составля­ет менее года (квартал, месяц, неделя и т. д.), и годовую , период представления которой составляет календарный год . Единовремен­ ная отчетность – это отчетность, представляемая только один раз либо по мере необходимости, без определенной периодичности.

По направлению прохождения отчетность делится на централизованную и децентрализованную . Централизованная отчетность поступает и обрабатывается в системе государственной статистики с последующей передачей результатов обработки различным органам управления , в том числе министерствам и ведомствам. Нецентрализованная отчетность обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах с последующей передачей необходимых сводных данных в органы государственной статистики.

Вопрос 2.2.

Федеральной службой государственной статистики формируется специализированная база данных – Статистический регистр Росстата (Статрегистр Росстата).

При включении единиц статистического наблюдения в Статрегистр для их идентификации используются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. В целях выполнения конкретных статистических задач в Статрегистре могут использоваться отраслевые классификаторы.

Статрегистр является основой организации федеральных статистических наблюдений, в том числе экономических переписей на территории Российской Федерации.

В Статрегистре содержатся следующие сведения:

Информация, сформированная с использованием данных из административных источников, о принадлежности организаций – единиц статистического наблюдения к государственному сектору экономики, субъектам естественных монополий , организациям, имеющим лицензии на занятие отдельными видами деятельности и т. п.;

Дополнительные признаки единиц статистического наблюдения.

Для формирования и актуализации Статрегистра Федеральная служба государственной статистики получает необходимые сведения из административных источников – государственных информационных ресурсов и систем, в том числе реестров (регистров) налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом, лицензирующих органов и др.

Вопрос 2.3.

В рекомендациях ООН переписью населения называется «общий процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населе­нии, проживавшем на определенный момент времени в стране или чет­ко ограниченной части страны».

Все сведения о населении собираются по состоянию на определен­ный момент - критический момент переписи. Это конкретный день и час, к которому приурочивают собираемые сведения для обеспечения сопоставимости полученных данных.

1) наличное население - лица, находящиеся на момент проведения
переписи на данной территории, включая временно присутству­ющих на данной территории;

2) постоянное население - лица, постоянно проживающие на момент переписи на данной территории, включая временно отсут­ствующих. К постоянному населению относят тех, кто проживает на данной территории постоянно (обычно), а также временно отсутствующих на срок не более 6 месяцев и прибывших на учебу или работу на срок от 6 месяцев и более.

Между численностями постоянного и наличного населения суще­ствует следующая зависимость:

Постоянное население = Наличное население - Временно присутствующие + Временно отсутствующие.

Как правило, при проведении переписи используется категория на­личного или постоянного населения, либо обе категории одновремен­но.

Принципы проведения переписей :

1. всеобщность переписей . Сведения собираются по возможности обо всех лицах, находящихся на территории страны, а также о гражда­нах страны за ее пределами. Этот принцип, при всей его очевидности, достаточно сложно соблюсти, так как население не нахо­дится на одном месте, потоки людей постоянно перемещаются по территории страны. Данные о населении собираются поименно, т. е. о каждом человеке;

2. регулярность проведения переписи . Согласно рекомендациям ООН, переписи населения должны проводиться не реже одного раза в 10 лет;

3. самоопределение . Сведения о населении получают, как правило, не из документов, а со слов людей;

4. сбор сведений о населении проводится разными методами : мето­дом опроса (как в переписях населения России), когда счетчики непосредственно задают вопросы опрашиваемым и записывают ответы; методом самоисчисления, при котором бланки переписи заполняют сами жители;

5. единицей проведения переписи является семья или домохозяйство , несмотря на то, что сведения при проведении переписи со­бираются о каждом человеке;

6. перепись должна проводиться централизованно , по единой программе. Неукоснительное соблюдение этого принципа позволит получить сопоставимые данные о населении страны.

Программа переписи содержит следующие разделы :

1. адресные сведения;

2. демографическая информация: пол, возраст и дата рождения и т. д.;

3. вопросы, связанные с учетом постоянного и/или наличного насе­ления, а также с анализом миграционного движения (место рожде­ния, место жительства несколько лет назад, длительность проживания в данном месте жительства и пр.);

4. гражданство, этническая принадлежность, вопросы о родном язы­ке и языке повседневного общения и пр.;

5. вопросы об образовании;

6. социально-экономические характеристики (занятие, положение в занятии, отрасль занятости, длительность безработицы и пр.);

7. характеристики брачности и рождаемости.

Также в программу переписи могут включаться вопросы о жилье.

Проведение переписи не ограничивается сбором данных, важный этап - разработка и публикация материалов переписи. Программа раз­работки материалов переписи состоит из нескольких сотен тысяч таб­лиц с учетом различных разрезов, в которых представлены итоги пере­писи. Значительная часть этих таблиц впоследствии публикуется как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов.

В зависимости от временного фактора наблюдение бывает текущее и прерывное. Текущее наблюдение осуществляется систематически, путем непрерывной регистрации фактов по мере их возникновения (регистрация актов гражданского состоя­ния). Прерывное наблюдение означает, что регистрация фактов про­изводится регулярно, через определенные промежутки времени или по мере необходимости.

Различают периодическое и единовременное прерывное статис­тическое наблюдение. Периодическим называют наблюдение, кото­рое проводится регулярно, через определенные, равные промежут­ки времени (переписи населения). Единовременное наблюдение прово­дится по мере необходимости, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше никогда не повторяется.

Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) состоит из трёх основных этапов:

1) подготовка статистического наблюдения;

2) организация и производство наблюдения;

3) контроль полученных первичных данных.

На первом этапе статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения.

Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и чёткой. Нечётко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.

Цель определяет объект статистического наблюдения.

Объект наблюдения есть некоторая исследуемая статистическая совокупность или физических лиц (население, работники), или юридических лиц (предприятия, фирмы, учебные заведения), или физических единиц (производственное оборудование, средства передвижения и транспортировки, жилые дома), т.е. исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц.

Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации.

Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности. Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объём реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.

Единицу наблюдения следует отличать от отчётной единицы. Отчётная единица - такая единица, от которой поступают отчётные данные. Она может совпадать или не совпадать с единицей наблюдения.

Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчётных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчётности излагаются в программе статистического наблюдения.

Обычно программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения. Чтобы программа наблюдения была научно обоснована и правильно составлена, к ней предъявляются следующие требования:

1) чёткая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;

2) определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);

3) выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;

4) комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;

5) вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер;

6) соблюдение логического принципа последовательности вопросов;

7) включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных;

8) сочетание закрытых и открытых вопросов программы.

Программа оформляется в виде документа, так называемого статистического формуляра, который обеспечивает единообразие получаемых сведений от каждой отчётной единицы. Формуляр имеет титульную часть (сведения о тех, кто проводит наблюдение) и адресную часть (адрес и подчинённость отчётной единицы). Программа имеет приложение - инструкцию (инструментарий статистического наблюдения), которая определяет порядок проведения наблюдения и порядок заполнения формы отчётности.

На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации.

На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как показывает практика, даже при чётко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счётный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчётным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки не имеют определённой направленности и возникают под действием случайных факторов (перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра). При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.

Систематические ошибки регистрации имеют определённую направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения.

Примерами систематической статистической ошибки при регистрации служат округление возраста населения на цифрах, заканчивающихся на 5 и 0, преуменьшение доходов в документации для налоговых органов, элементы недостоверности, которые вносят предприятия в те характеристики, от которых зависит расчёт с кредиторами, и т.д.

Для выявления ошибок используется счётный контроль, особенно для проверки итоговых сумм. Помимо счётного используется и логический контроль, который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан на логической взаимосвязи между признаками.

Например, при переписи населения полученный факт, что пятилетний ребенок имеет среднее образование, ставится под сомнение и в этом случае ясно, что при заполнении формуляра допущена ошибка.

Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и несплошному), то ошибки репрезентативности - только несплошному наблюдению. Они характеризуют расхождения между значениями показателя, полученного в обследуемой совокупности, и его значением по исходной (генеральной) совокупности.

Ошибки репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность не полностью воспроизводит все признаки генеральной совокупности и величину этих ошибок можно оценить. Систематические ошибки репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип отбора единиц из исходной совокупности. В этом случае проводятся проверка полноты собранных данных, арифметический контроль точности информации на предмет её достоверности, проверка логической взаимосвязи показателей.

Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.

Любое статистическое исследо­вание включает следующие обязательные этапы :

Стати­стическое наблюдение,

Сводка и группировка собранного материала,

Обработка и анализ сводных статистических данных.

Государственное статистическое наблюдение осуществляетсяпу­тем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информа­ции (первичных статистических данных) по формам государственно­го статистического наблюдения в целях фор­мирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Статистическое наблюдение - планомерное, научно организо­ванное и систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жиз­ни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их со­вокупности.

Статистическое наблюдение включает следующиеэтапы:

- подготовительные работы,

Непосредственный сбор массовых дан­ных,

Контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизиро­ванной обработке.

Одним из главных требований, предъявляемых к статистическому на­блюдению, - это достоверность и полнота собираемой инфор­мации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на территории всей страны. На основе результатов статистического наблюдения принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения.

Организация статистического наблюдениявключает в себя:

Определение его целей и задач;

Выбор надлежащего объекта;

Установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;

Составление программы наблюдения.

Цель статистического наблюдения - получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказа­ния - суть статистического наблюдения преступности, основное со­держание уголовно-правовой статистики.

Под объектом наблюдения приня­то понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов и событий, подлежащих исследованию. При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно взаимосвязаны и обладают многими признаками.

Объекты наблюдения уголовно-правовой статистики:

1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом винов­но совершенное общественно опасное деяние;

2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее воз­раста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершив­шее преступление;

3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначае­мая по приговору суда.

Объектами наблюдения гражданско-правовой статистики являются:

1) спор о праве гражданском ;

2) стороны в гражданском, арбитражном процессе ;

3) судебное решение.

Объекты наблюдения административно-правовой статистики:

а) административные правонарушения - противо­правные, виновные действия физического или юриди­ческого лица, за которые установлена администра­тивная ответственность;

б) лица, совершившие административные правонарушения;

в) меры административной ответственности - административ­ные наказания.

Определив цель и объектстатистического наблюдения, необхо­димо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация.

Единицей совокупности считается первичный недели­мый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходи­мо зарегистрировать в процессе наблюдения. Примерами единиц совокупности могут служить преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, иск и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые судебной статистикой правовые явления. В статистической отчетности судов в качестве единиц измерения преступности используют следующие: уголов­ное дело, преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обви­няемый, подсудимый, осужденный, заключенный.

Сопоставимость единиц из­мерения- важнейшее требование статистического наблюдения.

Программа статистического наблюдения представляет собой научно обоснованный пе­речень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения.

Статистический формуляр –это документ единого образца, со­держащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, учетно-статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточ­ную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблю­дения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблю­дения.

Организационные фор­мы статистического наблюдения:

1) официальные учет и отчетность , организуемые в уч­реждениях в качестве их функциональной деятельности;

2) специально организованные статистические обследования , прово­димые в стране, регионе, ведомстве, в тех же учреждени­ях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официаль­ных учете и отчетности.