Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с названными , действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация имеет по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации: передача культуры и развитие личности.

Исторически институциональные структуры целенаправленной социализации вплоть до Нового времени охватывали сравнительно незначительную часть общества и обеспечивали цель формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты. В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.

К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относится проблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна), с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.

В настоящих условиях перед системой образования в России стоит необходимость решения задач как содержательного , так и структурно-организационного характера.

К числу организационных относится задача сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися образовательными учреждениями негосударственного, платного образования (строго говоря, термин «бесплатное образование» не вполне точен, оно бесплатно для учащихся, но такого рода образование оплачивается через государственный бюджет, оплачивается налогоплательщиками, населением в целом). Очевидно важное социальное значение такого образования, гарантированного Конституцией РФ. Его поддержание и развитие напрямую зависят от размера государственного бюджета и доли в нем, выделяемой для этой цели.

Вместе с тем очевидна правомерность параллельного развития системы платного, негосударственного образования. Его доступность напрямую зависит от уровня доходов граждан. Платная система образования позволяет расширять материальную базу таких заведений, обеспечивать повышенную оплату преподавателям, что позволяет улучшать на конкурсной основе их состав, претендовать на повышенный (элитный) уровень обучения, гибко реагировать на возникающие новые потребности в специализации такого образования и т. д. По мере развития платной системы образования проявится ее элитный характер.

В конечном счете в сфере образования также проявится универсальный принцип: то, что дороже стоит, обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция подобной системы. Ее латентная функция выразится в том, что дифференциация в уровне, качестве образования не только выразит, отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.

Интеллект в технотронную эпоху. В истории человечества каждый период развития цивилизации может быть охарактеризован различными символами общественного богатства, основной силой, движущей производством. Так, для традиционного, по преимуществу сельскохозяйственного производства символ богатства — это хлеб, орудие производства — человеческая (и животная) сила. Для сменившего его индустриального производства символ богатства — металл, основное орудие — инструменты, машины, механизмы, невероятно увеличившие силу человека.

Сегодня, в постиндустриальную, технотронную эпоху возникает новый символ общественного богатства, представляющий собой в этих условиях решающую силу дальнейшего экономического развития. Таков микрочип — нервная клетка компьютера. Его вещественная, материальная сила ничтожна — это кристалл кремния, песчинка. Но в эту песчинку впечатана микросхема — высшее достижение технического интеллекта, и именно в этом высокая ценность такой песчинки. Это же обстоятельство выявляет и решающую силу («орудие») общественного производства технотронной эпохи - высокоразвитый интеллект человека.

Человечество по-прежнему не может жить без хлеба и металла. Ему пo-прежнему нужны сила человека и мощь механизмов. И конечно, интеллект неизменно вел человека по дороге цивилизации. Однако именно сегодня он выступает как самостоятельная, решающая сила общественного производства. Ни количество угля и стали, ни рост урожая не решают сами по себе сегодня вопрос об уровне развития общества, о его созидательном потенциале. Но если сегодня «интеллект решает все», то общество и те его институты (образование, воспитание), которые призваны воспроизводить духовное богатство общества, сохранять достигнутый уровень знания и интенсивно развивать его, готовить тех, кто будет делать все это, — то именно такое общество с подобными высокоэффективными системами образования сможет занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире. Перед таким вызовом стоит в наше время Россия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием.

Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.

1. Образование как социальный инстит ут. Понятие, сущность и функции

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Более конкретно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

* органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

* сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

* творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

* учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

* образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

* учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

* периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

* передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

* генерирование и хранение культуры общества;

* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

* определение статуса личности;

* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

* обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

* создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

* социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

* социальный контроль

В социологии существует понятие формального и неформального образования. Сам термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, определяющему объем получаемых знаний. Обучение определенным навыкам и действиям должно соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что функционирование системы формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «Неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические проблемы образования, чаще всего имеется ввиду формальное образование.

2. История развития института образования

В первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. Ведь тогда не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подростков не существовало периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, потому как все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4--5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины.

Вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику. Большая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX--XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием. Не только массовость и общедоступность характеризуют современную систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования становится важнейшим фактором культурного и социального изменения.

Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

3. Виды образования

Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады и ясли -- не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами -- организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института - привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности - физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование - основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

* начальная подготовка (1-й - 3-й классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

* основное (базовое) образование (5-й - 9-й классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук;

* среднее образование (10-й- 11-й классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Так вот со всей определенностью надо заявить, что ни в коем случае школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача - заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной специальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний, когда человек должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Сократить этот разрыв призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные отделения и курсы. За 3000-5000 долларов они подготовят ваше чадо к поступлению в университет, восполнят пробел в знаниях, сократят разрыв в требованиях.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, так как окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни -- это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования -- профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, так как выбор выпускников ориентирован на высшее образование. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реальности сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Высшая школа России - это не только национальная система высшего образования, но одновременно и наиболее мощная (после США) часть мировой образовательной системы.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

o доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;

o степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;

o качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;

o объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;

o состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.

Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций:

o происходит переструктурирование высшего образования;

o меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;

o резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;

o намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;

o возникла и утверждается система платного образования.

Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

4. Кризис института образования

Социальный институт - механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию - образование. Они создают единый социальный институт.

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие знания подросткам, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом.

Наличие посредников - репетиторов и подготовительных отделений - яркое свидетельство того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне.

Институциональный кризис - процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются.

Следствие такого кризиса - перекладывание функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы - институт посредников.

Кризис может переживать не только среднее, но и высшее образование. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты - одни из самых образованных. Но в целом система образования в период 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х началась перестройка, переход к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:

* коммерциализация - расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов - 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов - 31%, региональный бюджет - 22%, отраслевое финансирование - 17%, иностранные фонды развития образования - 9%, пожертвования местных предпринимателей - 5%) (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 1997. С. 62-63.);

* элитизация - сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

* регионализация - замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

* децентрализация системы высшего образования - расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следующие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям заниматься наукой.

Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4-5 раз, что нереально при современном состоянии государственного бюджета.

Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института образования. Ученые считают, что временные кризисы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убивают организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с силами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку со всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

Заключение

Изучив предложенную мне тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы на образование ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, - система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это - фундамент будущего процветания страны.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил;

2.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.: ил;

3.Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.;

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2001. - 384с.;

5. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 1997.-287 с.

Подобные документы

    Основные понятия статистики образования. Дошкольное, школьное и внешкольное образование. Среднее профессиональное, высшее образование. Исследование развития рынка услуг образования в Приморском крае и его анализ. Перспективы развития образования в России.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Социальный институт образования, его функции, теоретические концепции и современные тенденции и проблемы. Основные компоненты образования как социального института. Особенности образования в современном мире. Теоретические концепции о роли образования.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Образование как социальная ценность. Образовательные парадигмы в традиционных обществах. Принципы и функции образования как социального института общества. Элементы системы образования России, ее модернизация на основе принципов Болонского процесса.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Сущность, общее понятие и структура социального института, его основополагающие признаки на примере среднего профессионального образования. Перечень важнейших социальных институтов, характеристика общих и отдельных функций, которые они выполняют.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Понятие образования как социального института, выполняющего функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре, его аспекты и уровни. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

    презентация , добавлен 12.11.2014

    Система образования как фактор развития общества. Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с ее функционированием. Цели и задачи школы как социального института в современных условиях. Основные элементы российской образовательной системы.

    реферат , добавлен 04.03.2014

    Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование, перспективы его развития. Социальная политика и социальная структура общества, социальные отношения.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Образование как социальный институт. Социальная организация института образования с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов. Основная функция социального воспроизводства. Политическая культура. Классификация политических культур.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Элитное образование - часть общей системы образования. Понятие, сущность и история элитного образования. Опыт элитного образования в Росси. Элитное образование и социальная справедливость. Сравнительный анализ: элитное образование в США и России.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    Тенденции развития образования как одного из основных социальных институтов. Глобальные тенденции и специфика российского образования, интеграционная методологическая модель. Метод опроса в социологии. Понятие анкетирования. Составление плана интервью.

Социальные функции системы образования
Функции образования в производственно-экономической сфере
Функции образования в сфере культуры
Функции образования в социально-политической сфере
Проблемы социологии образования

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами .

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование , среднее специальное образование , высшее образование , послевузовское образование , систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Кутасова Т.Л., Королева К.

Образование как социальный институт

Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2) интеграции его в социальнополитическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных

учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную

школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность

социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. По нашему мнению, наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие функции института образования.

Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национальноэтнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым

индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения разделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение учится понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Литература

1. Бадальянц О.В. Сущность образования (историкофилософский очерк)// Философские проблемы образования. М., 1996.

2. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к

исследованию// Социологические исследования, 2000, № 6.

3. Михайлов Ф. Т. Содержание образования и его идеальная форма//Известия Российской академии образования, М., 2000, № 2.

4. Тодоров П.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999, № 8.

Социальный институт или общественный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций, и строится эта деятельность на основе определѐнных норм, правил.

Примеры социальных институтов: семья, государство, учреждения образования , здравоохранения.

Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, поэтому социальные институты рассматриваются как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определѐнной изменчивостью их функций.

Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций, в связи с этим можно выделить основные функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов.

С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация ин- дивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению.

В современном обществе основным инструментом социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации - передача культуры и развитие личности, что выражается в функциях образования.

Функции образования носят объективный и системный характер, что связано с тем, что образование как социальный институт складывалось в течение продолжительного времени, его связи с другими социальными институтами претерпевали многочисленные изменения, пока не достигли определенной гармонии.

В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, важнейшую, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

Если смотреть на функции образования в современном обществе самым обобщенным образом, то можно, с известной долей условности, сказать, что они «раскладываются» по двум главным векторам.

1)Гуманитарный и экономический вектор. Гуманитарный вектор обозначает ориентированность образования на человека, его саморазвитие и совершенствование. Здесь образование рассматривается как фундамент культуры, канал трансляции и закрепления тех социальных норм, которые обеспечивают социальный порядок и интеграцию членов общества, создают и укрепляют социальные связи и сплоченность индивидов и общностей.

2)Экономический вектор связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, обеспечением экономики необходимым числом работников с соответствующим уровнем подготовки.

Функции образования реализуются сложной, многоуровневой и разветвленной сетью формальных организаций, имеющих долговременные, устойчивые социально-исторические связи как друг с другом, так и с другими социальными институтами - семьи, науки, культуры, экономики, права.

Функции находятся под социальным и государственным контролем в той мере, в которой общество или группы вырабатывают и одобряют целостную концепцию работы образовательных организаций, обеспечивают ресурсы ее развития. Эти функции распространяются на все без исключения уровни общественной жизни (индивидуальный, групповой, социетальный).

Функции образования в экономической сфере.

1. Формирование профессионально-квалификационного состава населения. Образование не просто связано с экономикой - в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием: уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа.

Например, в странах с низким и средним уровнями доходов мальчики и девочки получают только те практические знания, которые нужны им для занятия сельским хозяйством.

Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды. Однако следует обратить внимание и на то, что образование как социальный институт базируется и воспроизводит те экономические принципы функционирования общества, которые характерны для его текущего существования. Это воспроизводство социального неравенства, конкурентность, потребительские стандарты.

Образование и профессиональная подготовка имеют огромное значение для роста и развития производства. Массовые и типичные формы образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно.

Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов.

Социальные функции образования.

2. Функция расширения знаний и познания - это особая функция образования, ее задача заключается в формировании установки на дальнейшее расширение и создание определенной системы знаний, на развитие интеллекта.

Образовательные системы, являющиеся частью общества, выполняют и функции инноваций в сфере образования и культуры. Однако здесь действует диалектическое противоречие. С одной стороны, институт образования консервативен, поскольку частые изменения в его системе могут иметь разрушительные последствия. С другой, он не может не реагировать на изменения общества, иначе он окажется невостребованным и будет заменен на иные формы.

Функция социальной стратификации. Все развитые общества с помощью образовательных систем придают индивидам определенные статусы. Выпускники школ получают соответственно аттестаты или справки о полученном ими образовании. Учебные достижения, зафиксированные в этих документах, уже являются первым дифференцирующим признаком. Особенно ярко это видно на примерах медалистов. Дальнейшие статусы достигаются молодежью путем выбора и конкуренции. Здесь уже речь идет о конкурсах в вузы и другие учебные заведения.

Современные общества постоянно производят отбор молодежи для различных профессий и должностей. Причем, помимо самих учебных заведений, подготовка в которых дает их выпускникам определенные шансы для дальнейшего продвижение, получения статусов, существуют и другие формы стратификации. Например, это стипендии различных фондов, студенческие гранты, конкурсы, стажировки, олимпиады и т. д.

Институт образования, как правило, выполняет функцию селекции, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу.

Одним из важнейших факторов социальной стратификации, бесспорно, является образование, его уровень и качество. Практически все исследователи образования признают тот факт, что получение образования связано с уровнем дохода.

Реально существующее социальное неравенство порождает неравенство в образовании, отражающееся в социальном составе обучающихся в учебных заведениях различных типов, в возможностях выбора того или иного вида образования, в степени воздействия полученного образования на последующую карьеру и т. д.

Образовательные системы, особенно школа, не воспроизводят неравенство в своих стенах целенаправленно и злонамеренно, они лишь воспроизводят те отношения, на которых строится современный мир, его общее устройство, столь несправедливое для многих.

Теме не менее, в сфере образования должен проявиться универсальный принцип: то, что дороже стоит, то и обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция системы образования.

Латентная функция образовательной системы выразится в том, что дифференциация в уровне и качестве образования не только выразит и отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.

Что касается России, то в настоящих условиях перед ее системой образования стоит проблема решения задач, как содержательного, так и структурно-организационного характера.

К числу организационных проблем относится проблема сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися

образовательными учреждениями негосударственного, платного образования.

Образовательные подсистемы. Образование в структурном отношении представляет собой сложную и разветвленную систему, включающую различные подсистемы. Каждая из подсистем школа, вуз или другая совокупность организаций, обеспечивающих профессиональное образование, решает свои задачи, имеет свою внутреннюю структуру. Все подсистемы направлены на получение человеком образования и его совершенствование, на его личностное развитие, на формирование качеств гражданина определенного государства и общества.

В Российской Федерации в подсистеме высшего образования существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Все эти учреждения реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, а также осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации. Они также ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Формирование образовательных общностей. Образовательными общностями

в области образования выступают различные профессиональные коллективы: работники системы дошкольного образования, учителя, преподаватели техникумов, вузов, студенты и школьники.

Особую группу составляют руководители, управленцы разных звеньев и видов образования. Например, ректорский корпус выполняет не только свои прямые управленческие функции - в общественном сознании он ассоциируется с образовательной элитой.

К основным субъектам вузовской жизнедеятельности относятся:

· руководство вузов (ректорский корпус - ректор, проректоры и деканы) – осуществляет общее руководство, принимает важные решения и тем самым

задает основные направления деятельности вуза;

· преподаватели, студенты, общественные организации.

Преподаватели высшей школы вносят свой субъектный вклад на уровне разработки учебных курсов и программ, а также в процессе трансляции норм и традиций вуза, ориентирующих выпускников на профессиональные образцы поведения и деятельности.

Именно преподавательский состав создает определенное качество обучения,придает вузу тот статус, который фиксируется формально (процедурами аттестации) и существует неформально в виде общественной оценки и востребованности вуза. Субъектная позиция преподавателей важна для вуза и с точки зрения его научной деятельности, публикаций, выпускников магистратуры, аспирантуры и докторантуры.

Студенты в настоящее время предстают в качестве субъектов образовательного процесса в наименьшей степени по сравнению с руководством и преподавателями. Наиболее явно их субъектность проявляется в мотивации на учебу, более полном использовании возможностей, как самих вузов, так и потенциала преподавателей.

Потребности студентов в последние годы стали для вузов заметным ориентиром в формировании учебных программ, ориентации их на новые направления, области практического знания, ранее не представленные в учебных планах. Ориентиром новых потребностей студенчества является востребованность ими спецкурсов по выбору, их собственные предложения.

Воспроизводство образовательных коллективов оказывает большое влияние на развитие самих коллективов, а также на студентов. Сегодняшнее состояние вузов демонстрирует сильное старение коллективов, что ведет к определенной инертности в преподавании и научной работе. Таким образом, идет запаздывание многих вузов в их развитии.

К субъектам образовательной деятельности относятся также и неклассические субъекты образовательной деятельности, что обусловлено общественно-политическими, идеологическими изменениями в современном мире,новым сочетанием глобального, регионального, национально-культурного и личностно-индивидуального.

К числу неклассических субъектов можно отнести:

· религиозные образовательные учреждения;

· образовательные центры различных национально-культурных обществ;

· образовательные программы ТВ и радио;