Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны:

1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижения людей к активной политической жизни . Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирования элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран является каналы рекрутирование элиты - те социальные институты, вхождение в которые дает людям возможность достичь власти.

К таковым относятся:

  • Политические партии . Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти все ступени партийной иерархии. Так делали свою карьеру М.тэтчер, Ф.Міттеран, Г.Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
  • Бюрократический аппарат . Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых стран, как Япония и Швеция.
  • Церковь и церковные религиозные организации . Этот канал рекрутирования более характерен для испанских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  • Профсоюзы . Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р.Рейган и бывший президент Польши Л.Валенса "вошли в большую политику" как лидеры профсоюзных движений.
  • Экономические институты, сфера бизнеса .
  • Армия . Влияние этого фактора особенно велик в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министры Израиля - боевые генералы.
  • Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, которые закончили Оксфорд или Кембридж и имеют одно или два высших образования, чаще юридическую и экономическую. Американский истеблишмент (этим понятием в США называют правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, принадлежащих к так называемой "Лиги плющей", среди которых Гарвардский, Уэльский и Пристонький.

Универсальны и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, которая включает в себя критерии, порядок и круг лиц, которые осуществляют отбор. В наиболее общем виде представления о системы рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г.Моска. Современная наука трактует их как антрепренерську систему и систему гильдий .

Система гильдий предусматривает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх, к власти. Отбор осуществляется по определенным (весьма ограниченных социальных групп или партий. Относительно кандидатов выдвигается много формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность перед высшим начальством. Обновления элиты происходит проповедано и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в Древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В XX в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита КПСС в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

При антрепренерській системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и с разных по своим положением групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность.

Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и для общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса. Но, с другой - ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества к ее старения: бюрократизации, а в результате - к вырождению господствующей группы и потери ею способности к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но у этой системы есть свои недостатки.

К важнейшим необходимо отнести:

  • неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее различными сегментами;
  • частую смену политического курса через отсутствие единства во взглядах разных политиков;
  • риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.

Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерської системы, ни чистой системы гильдий, потому что нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предусматривает наличие каналов, которые позволяют представителям "низов" прийти к власти. Примером может быть роль партии как канала рекрутирования в пределах СССР. Так в 1986 г. согласно социологическим данным, среди членов КПСС доля выходцев из низших слоев достигла 90%. С другой стороны, любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное желание элитарных групп к самоизоляции. В течение всего XX в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев населения. Например, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же группы из ста членов сената составили соответственно 27% и 12%. Очевидно, что пополнения элиты из представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится довольно тяжелым. Случаи, подобные выдвижение на первую роль в руководстве Великобритании М.тэтчер (дочери мелкого купца) скорее являются редкими случаями, чем закономерностью. Правда, и высокое происхождение не гарантирует успешной политической карьеры и существенного политического влияния. Так, Палата лордов парламента Великобритании, которая состоит из наследственной аристократии, не является институтом, который обладает реальным политическим влиянием. Более амбициозные политики пытаются заявить о себе через Палату общин, пройдя процедуру выборов. Вопрос о социальном представительство политической элиты демократического общества остается открытым. Как отмечают западные политологи, в парламентах Великобритании, Германии, Франции среди депутатов от лейбористской и социалистической партий доминируют не сами рабочие и фермеры, а профсоюзные лидеры, которые стали профессиональными политиками. Наоборот же, половина депутатов Верховного Совета СССР была представлена рабочими и крестьянами. Но при этом сам представительный орган власти собирался меньше чем на четыре недели в год для принятия решений, которые принимались в Политбюро КПСС. Подобная практика ставила под сомнение вопрос о реальной участие представителей народа в законодательной деятельности. Много современных политологов разделяют позицию, что законодательная власть не должна непосредственно отражать весь социальный состав населения. Главным, по их мнению, является компетентность политиков, которая позволяет принять эффективные нормативные решения в интересах всех слоев общества. Социальное представительство трансформировалось в организационную принадлежность - вхождение в партии, общественные движения, профсоюзы. Именно через эти структуры наиболее активные представители низших слоев общества могут быть рекрутированы в политическую элиту и отстаивать интересы своих групп.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

  • 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;
  • 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;
  • 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;
  • 4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;
  • 5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу эта черта вытекает из предыдущих - наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий, ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональность компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Среди ученых существуют разные мысли по поводу путей формирования элит. Г.Моска акцентирует внимание на конкретно-историческом характере этих путей: во времена Средневековья поводом для принадлежности к элите было военное мужество, в «хорошо организованном обществе» - богатство, происхождение, в XX в. – выдающиеся способности.

К.Манхейм выделил такие три способа прихода в элиту: на принципе крови, богатства, личной пофессионально-духовной продуктивности. Д.Белл считает, что «элита крови» отвечает доиндустриальному обществу, «элита богатства» - индустриальному обществу, а «элита знаний» (научно-техническая элита) – постиндустриальному обществу.

Существуют две основные системы рекрутирования элит : гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах командно-административного социализма, хотя ее элементы широко распространены на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так для системы гильдий характерны:

закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, постепенный путь наверх;

наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей – партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

небольшой, закрытый круг селектората (в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

кооптация (доизбрание, введение в состав выборного коллегиального органа новых членов, решение самого органа без обращения к избирателям), назначение сверху как главный способ занятия руководящих должностей;

тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Антрепренерская система рекрутирования элит имеет такие черты: открытость, представитель любой общественной группы имеет возможность претендовать на занятие лидирующих позиций;

небольшое число формальных требований;

широкий круг селектората, которым могут выступать все избиратели страны;

высокая конкурентность отбора;

первостепенная значимость для вхождения в состав элиты личностных качеств, индивидуальной активности.



Положительные черты системы гильдий:

- уравновешенность и взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии;

Высокая предсказуемость политики;

Малая вероятность внутренних конфликтов;

Консенсус, гармония и преемственность.

Негативные черты:

- ярко выраженнаятенденция кбюрократизации, догматизму, консерватизму;

Культивирование массового конформизма;

Дегенерация политической элиты, отрыв ее от народа.

Положительные черты антрепренерской системы:

- открытость, широкие возможности для представителей каких-либо общественных групп претендовать на вхождение в элиту;

Небольшое количество формальных требований к кандидатам;

Высокая конкуренция отбора, острое соперничество;

Высокая значимость личных качеств.

Негативные черты:

Система тянет за собой большой риск и непроффесионализм в политике;

Низкая предсказуемость в политике;

Чрезмерное увлечение лидеров внешним эффектом и популизмом.

В США «элита» и «власть предержащий класс» называется истеблишментом , а в бывшем СССР – номенклатурой . Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации высших органов. Советская элита имела определенные привилегии. Дисциплина, служебное рвение, преданность высоко ценилась в номенклатурных кругах и были предпосылками для карьерного роста различного рода руководителей. В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления советская партийная номенклатура в большинстве своем работала в интересах государства и народа. Но в 60-70г. к власти приходит уже третье поколение номенклатурных чиновников, состоящее в основном из детей и родственников начальства. Сложилось новое закрытое от народа общество - номенклатурная элита. Правящую советскую элиту перестало устраивать положение слуг народа. Она хотела стать реальным хозяином всех материальных богатств государства. Поэтому в 80 г. значительная часть номенклатуры стала тяготиться советской идеологией и своим государством. Перестройка и последующие реформы явились попытками большинства номенклатуры мирным путем с помощью Запада изменить существовавший общественно-политический строй, сохранив при этом высшую политическую власть и присвоив материальные богатства страны. После развала СССР и приватизации государственной собственности сформировался новый состав собственников, составивший около 3% населения. Большую часть этого слоя (80%) образовала бывшая номенклатура. В состав новых собственников вошли также дельцы теневой экономики и криминальные элементы.

Современные реалии украинского общества заключатся в том, что небольшое по численности меньшинство захватило в свои руки государственную собственность, созданную трудом многих поколений, и присваивает все доходы от нее. Целые отрасли экономики поделены между крупными монополиями – олигархами, а народ полностью отстранен от участия в распределении национальных богатств страны и поставлен на грань выживания. В настоящее время нет единой идеологии и общепризнанных идеалов. Попытки правящей элиты механически перенести на отечественную почву западноевропейскую идеологию либерализма пока не увенчались успехом.

Облик нынешней украинской элиты достаточно пестр. В нее входят хозяйственники и государственные чиновники, бизнесмены, гуманитарная интеллигенция, лидеры политических партий. Характерной чертой украинской элиты являются не только идеологические разногласия между разными ее фракциями, но и наличие существенных региональных различий. Для Украины характерна смешанная система воспроизводства политической элиты. Зачастую решающее значение при продвижении вверх имеют не профессиональные качества, а личные связи. В стране не сложилась реальная многопартийная система, система оппозиции правящей власти, которая препятствовала бы концентрации политической власти в руках властвующей элиты. В стране нет пока независимых средств массовой информации, способных быть гарантом гласности и открытости политического процесса. Политическая культура населения остается преимущественно эмоциональной по своему характеру.

Будущее покажет, сможет ли современная правящая элита создать новую целостную политику ценностей и идеалов, которые смогли бы объединить общество, мобилизовать народ на достижение общих целей.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны :

· Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

· Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

· Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

· Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

· Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

· Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

· Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

· Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

· Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Вопрос об особенностях рекрутирования элиты – один из самых важных в элитологии. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения, например, сравнительно поздно – в возрастном отношении – пришедшие в сферу музыкального искусства С.Рихтер и Л.Паваротти, крайне редки), тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов – в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев). Так, известный голливудский актер Р.Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать головокружительную политическую карьеру и дважды добиться поста президента США.

Политологи различают “закрытую” и “открытую” элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация ее состава за счет выходцев из внеэлитных слоев. Элиту называют открытой, если доступ в нее открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрел самовоспроизводящийся характер.

При этом следует отметить, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое/закрытое) и формой элитной ротации: закрытость общества от внешнего мира не есть автоматическое свидетельство закрытого характера элитного рекрутирования. Так, несмотря на то, что советское общество было очевидно закрытым, процессу элитного рекрутирования в раннесоветский период была свойственна открытость в силу весьма интенсивной ротации элиты из внеэлитных слоев. И, наоборот, открытость общества и плюралистический характер элитной организации отнюдь не стопроцентно гарантируют аналогичного характера элитного рекрутирования. М.Марджер на примере изучения особенностей структурирования элит США показал, что, несмотря на плюрализм элитной организации американского общества, система рекрутирования американской элиты “является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус”. Этот автор описал элиту как систему, состав которой пополняется из ее потенциального пула. Своеобразный резерв элиты образуют индивиды, обладающие качествами, которые в рамках данной системы признаются необходимыми для лидерства. Между претендентами внутри пула элиты существует конкуренция, однако самое главное для них – оказаться в элитном резерве.

Механизмами рекрутирования политической элиты называются принципы выдвижения в ее состав новобранцев, неизбежно разнящиеся в зависимости от общественного строя и исторической эпохи (такими принципами, попеременно либо синхронно, были кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.).

Рассмотрим еще одну категорию теории элит. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов такого рода государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

Интересный материал для сопоставления эффективности тех или иных каналов рекрутирования элит в различных странах дает работа Р.Патнема “Сравнительное исследование политических элит”. Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира.

Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция, значительная часть высшего эшелона власти обязана своим положением в составе политической элиты именно государственной службе. В системе местного самоуправления работали большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии. Для политических систем Великобритании и США в сравнительном отношении характерны относительно поздняя институционализация государственной службы в качестве канала рекрутирования политической элиты и сравнительно слабое влияние стажа работы на этом поприще на процесс формирования высших эшелонов власти. В России, напротив, государственная служба традиционно была бесспорным, не имеющим конкурентов “лидером” среди других каналов.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют порой и некоторые значимые социальные институты, например, религиозные организации и профсоюзы. В ряде стран Латинской Америки (скажем, Бразилии, Аргентине, Перу) существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии является армия. Служба в армии и в других силовых структурах традиционно считается залогом удачного политического будущего и в Израиле: по крайней мере четыре премьер-министра этой страны (Ш.Перес, И.Рабин, Б.Нетаньяху и Э.Барак, которые, как известно, имеют генеральские звания) во многом обязаны своей политической карьерой успешной службе в армии и спецформированиях.

Практически во всех регионах мира маршрут движения к вершине политической иерархии проходит и через систему образования, однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона. Лишь небольшая часть из нескольких десятков тысяч школ Великобритании принадлежит к категории public school; здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты. Некоторые из описываемых школ отличаются высокой степенью династичности, что, соответственно, благоприятствует замкнутости элиты, ее самовоспроизводимости (например, среди школьников Итона две трети составляют сыновья бывших выпускников данного учебного заведения, между тем из его стен вышли 18 премьер-министров). Второе звено в британской системе элитного воспроизводства – колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Во Франции, где образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в высший административный эшелон, условием отбора в специализированные престижные институты является успешное прохождение жесткого конкурсного отбора в процессе вступительных экзаменов. Поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации, выпускников которой здесь именуют “энархами” в соответствии с французской аббревиатурой названия школы) гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. Как пишет известный французский исследователь современных политических элит Д.Пинто, государство во Франции “факти­чески монополизировано собственной государственной элитой”. При этом рекрутирование политической элиты Франции ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, так как не прошедшие экзаменационный фильтр не располагают возможностью в следующий раз попытаться добиться успеха.