Понятие "коррупция" имеет латинские корни. В буквальном переводе corrumpere означает "подкупать". Понятие, формы коррупции закреплены официально на международном уровне в Резолюции ООН. В 1995 г. В соответствии с ее положениями, внутригосударственные законодательства устанавливают критерии этого явления, предусматривают меры по его искоренению. Рассмотрим далее формы и виды проявления коррупции .

Определение

На международном уровне коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в частном или государственном секторе, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса. Соответствующие действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов. Задача по искоренению этого явления в РФ была поставлена в 1992 г. Указом Президента. В соответствии с распоряжением Главы государства, были выработаны . Они нашли отражение в Приказе МВД от 1992 г.

Актуальность проблемы

Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества. Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.

Характеристика

Рассматривая в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного статуса в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция - ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду. Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки.

Предпосылки

Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой. Это во многих случаях не просто ускоряет решение вопроса, но и обеспечивает 100% исход в пользу заявителя. Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений. Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие . К ним, например, относят протекционизм, подкуп политиков. Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и пр.

Классификация

В настоящее время существуют верхушечная и низовая . Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения "гражданин-чиновник" возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:


Бюрократический рэкет

Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции. Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции , принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.

Сферы распространения

Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией . К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:

  1. ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
  2. Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
  3. Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми "перспективными" для низовых коррупционеров.
  4. Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.

Особые случаи

На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов "дружественных" им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах - торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора "дружественным" компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли.

Ответственность

В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции . Наиболее жесткие меры предусмотрены УК. В Кодексе присутствует несколько статей, устанавливающих наказание за разные деяния, связанные с коррупцией. Среди них нормы:

Формы противодействия коррупции

Основная работа ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом. При наличии подозрений на совершение чиновником преступления, правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого, выполняются "литерные" мероприятия. Они предполагают негласный обыск в квартире, установление наружного наблюдения, скрытых камер, прослушка телефонов, вербовка осведомителей из числа лиц, находящихся в близком окружении подозреваемого.

Преступления в государственном аппарате

Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и госсобственность, госзаказы, льготы и так далее. Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства. Если же платеж незаконен, то владельцем является тот субъект, с которого чиновник требует выплаты. Госслужащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, ФЗ и прочими нормативными документами. Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.

Опасность явления

В современных условиях резко обострилась коррупционная ситуация в стране. Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы. Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами, совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям. Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание лжекомпаний, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в АО, содействие вывозу стратегического сырья за границу и так далее. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений. Сложные схемы бывает очень проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне законно и официально обоснованно.

Масштабы

Ввиду специфики коррупции, нельзя точно определить критерии, по которым можно было бы адекватно и комплексно оценить ее размах. Масштабы явления можно оценить только косвенно. Например, по имеющимся данным, в преступные отношения вовлечено сегодня порядка 40 % предпринимателей, почти 1/3 коммерческих организация страны. В 2001 г. при непосредственном содействии чиновников государственная казна потеряла больше 5 трлн рублей. Общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 мрлд долларов в год.

Заключение

Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе. Одним из благоприятных факторов для развития коррупции является бюрократия. Между тем, как отмечают юристы, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления. Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза. Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явления, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Виды проявления коррупции

2. Формы коррупционных проявлений

Заключение

Введение

Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер - это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.

Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.

Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.

1. Виды проявления коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

Административную и как ее разновидность бытовую;

Деловую;

Коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

Политическую.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др. инфляция нарушение уголовный конституционный

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

Формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

Выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

Неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

Незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

- "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

2.Формы коррупционных проявлений

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

Многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;

Оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;

Использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;

Передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

Учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

Неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

Лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;

Протекционизм малоспособных работников;

Установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

Подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. -- они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:

Сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;

Подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;

Снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;

Создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;

Необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;

Ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

Обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;

Прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;

Назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);

Повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции -- в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.

Заключение

Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ (редакция от 22.10.2014).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).

Учебная литература:

6. Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.

7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.

8. Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование состояния и основных тенденций коррупционной преступности в России. Анализ причин совершения коррупционных преступлений. Обзор правовых и организационных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных проявлений.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2013

    Понятие и признаки коррупционных проявлений. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями данной сферы. Методы прокурорского реагирования в сфере противодействия коррупции в образовании, существующие проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2017

    Взяточничество в системе коррупционных преступлений. Взяточничество как подсистема коррупционных преступлений, формы его проявления, нашедшие отражение в уголовном законодательстве Российской Федерации. Уголовно-правовая характеристика основного состава.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2014

    Общее понятие, главные признаки и субъекты коррупционных правонарушений согласно законодательной базе Республики Беларусь. Правонарушения, создающие условия для коррупции. Краткая характеристика наиболее распространенных коррупционных преступлений.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Методологические принципы изучения коррупционных преступлений в системе ГИБДД. Криминалистические признаки взяточничества, отграничение от смежных составов. Личность сотрудника, совершившего преступление. Меры профилактики коррупционных преступлений.

    диссертация , добавлен 09.02.2012

    Четыре разновидности проявлений правовой культуры. Формы реализации права: исполнение и соблюдение. Понятие и виды обязательств, права сторон договора. Уголовная ответственность: понятие, пределы основания. Характеристика основных форм ответственности.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Понятие государственной службы, ее сущность и особенности, основные принципы функционирования и значение в структуре государства. Классификация государственной службы, ее разновидности и характеристика, отличительные черты, порядок реформирования.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2009

    Критерии отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности в системе государственной службы. Направления политики государства в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти по предупреждению коррупции.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации, предмет ее основных функций и различные виды и формы. Государственная служба как один из видов социальной деятельности. Классификация и характеристика функций государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Особенности и сущность конституционных основ государственной службы как механизма государственного управления. Характеристика подготовки и организации прохождения государственной службы в департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.

По своей направленности коррупцию можно разделить условно на три специфических вида.

Первый вид – экономическая коррупция. Это незаконные аспекты лоббистской деятельности, взятка, подкуп чиновников с целью принятия выгодных экономических решений, незаконное отмывание денег, конфликт интересов у чиновников, должностной подлог, нарушения кодекса поведения чиновников, подкуп администраций органов местного самоуправления

Второй вид – политическая коррупция.

Сущность ее состоит в том, что высшие руководители – сотрудники государственного аппарата, хотя прямо и не нарушают законы, однако вступают в противоречие с нормами нравственности и морали. Принимаются политико-административные решения за вознаграждения, незаконное финансирование партий, коррупция в избирательном процессе.

Третий вид – это коррупция, основанная на насилии и криминале. Этот вид коррупции основан на постепенном втягивании в преступную деятельность должностных лиц методами угроз, шантажа и т. п.

Рассмотрим шире виды коррупции:

1. Экономическая коррупция. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов.

Рассматриваемый вид коррупции приводит к подрыву конкуренции, к торможению рыночного прогресса, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т. п. В этом типе коррупции также рассматриваются коррупционные проявления в частном секторе, то есть во взаимосвязи бизнес – бизнес

2. Коррупция элитарная: девиантное поведение политической элиты, использующей ресурсы общества и государства в целях корыстного обогащения; верхушечная – обусловленная коррупционными интересами деятельность высших должностных лиц государства, сопряженная с принятием социально значимых решений – лоббирование при принятии законов, государственных заказов, политических решений и пр.; низовая – коррупционное поведение должностных лиц местного значения при обслуживании населения.

3. Коррупция вертикальная: – система подкупа нижестоящими должностными лицами вышестоящих в пределах одного государственного органа или управленческой структуры; горизонтальная – коррупционные отношения чиновников одного уровня разных ведомств, не связанных между собой; нисходящая – подкуп вышестоящими должностными лицами нижестоящих с расчетом на личную преданность и поддержку.

4. Административная и бытовая – в сфере здравоохранения, образования, коммунального и бытового обслуживания и т. п.

5. Коррупция экзогенная – порожденная внешними факторами и эндогенная – порожденная внутренними факторами, например, преступные традиции.

6. Коррупция в правоохранительных органах, судейская, парламентская, деловая, корпоративная, экономическая, экологическая, моральная, политическая, партийная, избирательная, электоральная, международная, транснациональная и др.

7. Коррупция, инициируемая сверху и снизу;

Коррупция разделяется на:

Светлую – ненаказуемую действующим законодательством;

Серую – поборы чиновников;

Темную – уголовно-наказуемая или криминальная;

Формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество; злоупотребления и превышение власти; фаворитизм; кумовство; протекционизм; лоббизм. Незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, партий, движений, а также блат (оказание услуг родственникам и знакомым).

Известно, что отдельные коррупционные цепочки имеют свойство самоорганизовываться в крупные системы. Преступники не просто используют служебное положение корыстолюбивого чиновника в своих нечистоплотных целях, они хотят определять правила игры, переходят к активным действиям. Они расставляют на важные должности «своих» людей, проводят выгодные им властные решения, выполняют «захват» государственной и муниципальной власти. На муниципальном уровне чаще рождаются коррупционные системы, они вырастают из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства.

Как социально-экономическое явление все виды коррупции имеют четыре составных части:

1) источники коррупции, т. е. причины ее порождающие;

2) коррупциогенные факторы – движущие силы коррупции, определяющие ее характер и отдельные черты;

3) инструменты коррупции, представляющие собой средства, с помощью которых коррупционеры достигают своих нелегальных целей;

4) потери от коррупции как результат деятельности коррупционеров.

Коррупция в современном мире настолько многолика, а формы ее выражения настолько разнообразны, что практический интерес вызывает потребность в распознании и классификации этих практик. Ведь знание форм коррупции дает возможность выявлять и применять адекватные средства противодействия ей, соответствующие природе каждой формы.

Под формой коррупции (от лат. forma - внешнее выражение) понимается способ существования и внешнего выражения содержания коррупционных проявлений. Кроме того, понятие «форма коррупции» используется для обозначения внутренней организации содержания коррупционных отношений, их структуры, строения, связей и способов взаимодействия субъектов коррупционных взаимодействий по поводу объекта (благ, статусов, привилегий).

Формы выражения коррупции зависят от содержания самого явления. Однако формы коррупционных проявлений обладают относительной самостоятельностью. Более того, они могут оказывать существенное влияние на содержание коррупционных связей, их последующую квалификацию и меру ответственности (уголовную, административную, дисциплинарную, имущественную). Самое широкое понятие - «коррупционное правонарушение» включает все составы общественно вредных и общественно опасных деяний, имеющих признаки коррупции: 1) преступлений коррупционной направленности - все составы общественно опасных деяний, имеющие признаки коррупции и запрещенных УК РФ ; 2) административные правонарушения - все составы общественно вредных деяний, имеющие признаки коррупции и запрещенных административным законодательством; 3) гражданско-правовые деликты;

4) дисциплинарные проступки, имеющие признаки коррупции.

Обобщая современные коррупционные практики, можно классифицировать их исходя из учета диалектики формы и содержания. Поскольку коррупция представляет собой действие, которое имеет мотив, цель, предполагаемый результат и выраженное вовне проявление этого действия, условно современные формы коррупции могут ранжироваться по двум основаниям:

  • 1) субъективной стороне коррупционных отношений (т.е. по устремлениям и направленности действий участников коррупционных связей либо на материальные, либо нематериальные блага) ;
  • 2) объективной стороне (т.е. по форме внешнего выражения коррупционных связей, проявляющегося либо в действии или бездействии ).

Виды материальной коррупции (рис. 1.1) достаточно разнообразны - это и служебный подкуп, и хищение, и откат, и казнокрадство независимо от формы проявления: деньги, борзые щенки, автомобили, бюджетные средства и т.п. Однако общее между ними состоит в субъективной направленности действий подкупаемого (чиновника) коррупционных отношений на получение материальных ценностей в обмен на влияние для подкупающего.

Рис. 1.1.

Наиболее распространенным видом материальной коррупции выступает служебный подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в государственном органе, материальных ценностей или оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие), связанные со служебным положением подкупаемого и совершаемые в интересах подкупающего. Причем предметом купли-продажи, как правило, выступает влияние. Подкуп существует в активной и в пассивной формах. Подкуп в активной форме - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в частной организации или в государственном и муниципальном органе, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Пассивный подкуп - незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в частной организации или в государственном и муниципальном органе, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Подкуп государственного служащего может проявляться в виде взятки и отката. Взяткой признаются передаваемые взяткополучателю деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера за действия (бездействие), совершенные в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, которое взяткополучатель мог или должен был совершить в силу своего служебного положения (по смыслу ст. 290 и 291 УК РФ). Взяточничество включает три состава преступлений: 1) дача взятки; 2) получение взятки; 3) посредничество во взяточничестве. Все эти составы связаны с наличием специального субъекта преступления - должностного лица. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами». Таким образом, понятие «подкуп» шире понятия «взятка», поскольку, кроме описанных составов, включает коммерческий подкуп, подкуп организаторов и участников спортивных соревнований.

По времени совершения коррупционного деяния выделяют взятку-подкуп и взятку-вознаграждение 1 . Взятка-подкуп - это взятка, которая получена (передана) до совершения (уклонения от совершения) в интересах взяткодателя того или иного действия. Взятка-вознаграждение - это взятка, полученная (переданная) после совершения в пользу взяткодателя определенных действий (акта бездействия). Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» законодатели закре-

Уголовное право России: Практический курс: учебно-практ. пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, А.В. Боков 1и дрф М.: Волтере Клувер, 2004.

пили уголовную ответственность за посредничество в даче и получении взяток.

Откат - вид материальной коррупции, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определенное предложение и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента суммы сделки. Основное отличие отката от взятки состоит в том, что при откате оплата производится из средств контракта, тогда как при взятке - из личных средств. Если взяточничество и подкуп закреплены как отдельные составы преступлений, то откат является исключительно научной разновидностью коррупции.

Другой разновидностью материальной коррупции является казнокрадство. В широком смысле казнокрадство понимается как хищение государственных денежных средств или иного государственного имущества должностными лицами. Эта разновидность коррупции наносит огромный вред государству, поскольку наряду с исчезновением бюджетных денег снижается эффективность государственного управления и, как следствие, растет недоверие населения к органам государственного управления.

К видам нематериальной коррупции (рис. 1.2) относятся незаконные действия по оказанию чиновником тех или иных услуг (служебное покровительство, опека, представительство интересов) друзьям, родственникам, связанных с использованием своего служеб-


Рис. 1.2.

ного положения. Такая коррупция более латентна (скрыта), чем материальная, а потому определить ее объемы, как и наносимый ею вред государству и обществу, крайне затруднительно. Нематериальная коррупция может проявляться в виде непотизма, трайбализма, протекционизма, кронизма, фаворитизма, лоббизма.

Достаточно распространенным видом нематериальной коррупции является непотизм - покровительство по службе, в основе которого лежат родственные отношения. Ряд экспертов определяют непотизм как «служебное покровительство своим близким и дальним родственникам и друзьям в ущерб делу, назначение или продвижение по службе на основе родственных связей, предоставление родственникам приоритета при распределении должностей, несмотря на то, что другие кандидаты обладают более высокой квалификацией» 1 . При этом заметим, что достаточно тонкая грань отличает служебное покровительство друзьям от кумовства или семейственности, также относящихся к видам нематериальной коррупции. Примыкает к непотизму и другая разновидность нематериальной коррупции - трайбализм, который выражается в предоставлении привилегий при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате выходцам из одной этнической группы, при этом дискриминации подвергаются представители других этнических групп. Данный вид нематериальной коррупции связан с проявлениями национализма, которые порождают этнические конфликты и угрожают целостности государства.

Среди видов нематериальной коррупции весьма спорным является институт лоббизма. Лоббизм представляет собой продвижение групповых интересов, противоречащих общественным и государственным интересам (принятие «нужного» закона, вынесение «полезного» судебного решения), в целях извлечения личной выгоды имущественного и неимущественного характера, совершаемое должностными лицами. В целом ряде стран лоббизм законодательно легализован и представляет собой канал коммуникации заинтересованных групп с органами государственной власти. Так, например, подобная практика очень развита в США и Канаде. Ряд отечественных экспертов отрицают необходимость легализации лоббизма в России 2 . Возможно, подобная позиция вытекает из непонимания функции лоббизма в качестве легального канала коммуникации власти и заинтересованных групп. Задача власти состоит в том, чтобы сделать процесс продвижения интересов групп

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. С. 25.

См.: Грибков М.Л. Государственное антикоррупционное управление.

в публичном пространстве максимально прозрачным. Лоббизм призван выявлять эти интересы, доносить их до власти и легально интегрировать в управленческие решения. Страхи, связанные с легализацией лоббизма, которая приведет к односторонним привилегиям крупного бизнеса на представительство своих интересов во властных структурах, сильно преувеличены. Гораздо хуже, что сегодня лоббисты в кулуарах решают свои вопросы с властью.

Еще одной формой служебного покровительства выступает кронизм, предполагающий назначение на должность или выбор в качестве партнеров не по деловым качествам и экономическим ресурсам, а на основе дружеских связей (по знакомству). Нематериальной разновидностью коррупции является протекционизм (франц. protectionnisme от лат. ptotectio - защита, покровительство), который выражается в противоправных действиях, направленных на незаслуженное поощрение или внеочередное необоснованное повышение в должности. Близкий по значению вид нематериальной коррупции - фаворитизм, который выражается в пристрастном покровительстве любимцев, не обладающих заслугами, для их служебного продвижения.

По объективной стороне коррупционных практик (т.е. выраженному вовне действию или бездействию) выделяются следующие основные формы коррупционных проявлений:

  • коммерческий подкуп, который складывается: из передачи денег, ценных бумаг, иного имущества; либо оказания услуг за совершение действий (бездействия) в интересах дающего; условий незаконности передачи имущества или оказания услуг; связи действий (бездействия) и ожидаемых от подкупаемого лица деяний, основанных на его служебном положении;
  • злоупотребление должностными полномочиями состоит из использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; наступивших последствий в виде нарушенных прав и интересов граждан, организаций, общества или государства; причинной связи между деянием и последствиями;
  • злоупотребление полномочиями - деяние с использованием лицом своих полномочий, несоответствие деяния законным интересам организации, преступные последствия в виде существенного вреда;
  • получение взятки состоит из получения должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера; получения взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых ими лиц;
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности - учреждение организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, лично должностным лицом или через подставное лицо; участие в управлении такого рода организациями;
  • служебный подлог - внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание.

Подводя итог анализа современных форм коррупционных практик, в целях практического использования теоретических знаний по курсу «Государственная антикоррупционная политика» (дабы воздерживаться от совершения преступных деяний) важно знать, что основные виды коррупционных преступлений закреплены в Уголовном кодексе РФ и условно их можно подразделить на публичные и непубличные.

К публичным коррупционным преступлениям относят:

  • а) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • б) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  • в) получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ);
  • г) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • д) провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);
  • е) подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ);
  • ж) воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенного с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ).

При наличии корыстной или иной личной заинтересованности - превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). К непубличным коррупционным преступлениям относят:

  • а) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);
  • б) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • в) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);
  • г) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);
  • д) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

К преступлениям коррупционного характера относят в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

  • 1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
  • 2) фальсификация избирательных документов, документов референдума, соединенная с подкупом;
  • 3) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
  • 4) подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
  • 5) коммерческий подкуп;
  • 6) получение взятки;
  • 7) дача взятки;
  • 8) провокация взятки либо коммерческого подкупа;
  • 9) подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера, совершенные должностным либо иным лицом с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц:

  • а) невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
  • б) регистрация незаконных сделок с землей;
  • в) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • г) злоупотребление должностными и служебными полномочиями;
  • д) служебный подлог;
  • е) незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понималось под коррупцией в государствах Древнего Востока?
  • 2. Существовали ли различия в квалификации коррупции в Древней Месопотамии и Китае?
  • 3. Укажите причины возникновения коррупции в Древней Греции.
  • 4. Назовите отличия в квалификации коррупции в Древнем Риме и в полисах Древней Греции.
  • 5. Являются ли коррупцией отношения патрона и клиента в Древнем Риме?
  • 6. В чем заключается специфика определения коррупции в Средневековье?
  • 7. Ранжируйте коррупционные деяния в странах Древнего Востока по общественной опасности.
  • 8. Как соотносятся, на ваш взгляд, понятия «взяточничество» и «коррупция»?
  • 9. Что общего между составами преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий в УК РФ?
  • 10. Назовите отличия архаичной коррупции от системной.
  • 11. Укажите факторы, обусловившие системный характер коррупции в национальном государстве.
  • 12. С чем связано превращение коррупции в ряде стран в социальный институт?
  • 13. Чем обусловлено различие между формами материальной и нематериальной коррупции?
  • 14. Какие формы коррупционных практик, на ваш взгляд, преобладают в современной России?
  • 15. В какой мере научно-технический прогресс повлиял на трансформацию форм коррупционных практик? Приведите примеры.
  • 16. Какая из форм коррупционных практик, по вашему мнению, более разрушительна для общества? Приведите аргументы.
  • 17. Какова ваша позиция по отношению к коррупции: а) позиция нулевой терпимости или б) избирательной допустимости? Обоснуйте свой выбор.
  • 18. Как вы думаете, коррупция - это форма криминального поведения или девиантного поведения? Приведите аргументы.
  • 19. Почему коррупция превратилась в разновидность социальных практик?
  • 20. Решите кроссворд.

По вертикали.

  • 1. Его преступает каждый коррупционер.
  • 9. Синоним взяточника.
  • 10. Часто он вымогает взятки посредством волшебной палочки.
  • 11. Она плачет по каждому коррупционеру.
  • 12. Рейдер с точки зрения Уголовного кодекса.
  • 13. Их можно купить в Госавтоинспекции, их могут лишить и нарушить.
  • 14. Она бывает и с недвижимостью, и с совестью.
  • 15. Коррупционеры не считаются ни с уголовным, ни с... чести.
  • 16. Взяточничество с точки зрения религии.

По горизонтали.

  • 2. Когда берут не только то, что плохо лежит, но и то, что хорошенько припрятано.
  • 3. Если коррумпированный чиновник требует взятку, запугивая вас различными санкциями, то он... .
  • 4. Он есть у государства, у организации, у семьи и исчисляется в денежном эквиваленте.
  • 5. Их много не бывает.
  • 6. Совершают... должностных лиц, чтобы провернуть свои грязные делишки.
  • 7. Одна из форм взяток при государственных закупках.
  • 8. В этот госорган нужно обращаться при обнаружении фактов несоблюдения законодательства РФ.
  • 14. И людской, и Божий, и конституционный, и Страшный....
  • 17. Самый банальный вид коррупции.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. 1ЖЬ: http://base.garant.ru/10108000
  • Типология по предметному признаку см.: Грибков М.А. Государственное антикоррупционное управление: учеб, пособие. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. С. 12.
  • Типология по объективной стороне см.: Гриб В.Г., ОксЛ.Е. Противодействие коррупции: учеб, пособие. М.: Изд-во МФПА, 2011. С. 42.