Сочинение ЕГЭ

Чувства наполняют нашу жизнь переживаниями, эмоциями, делают её ярче, а разум охлаждает их, чтобы человек не руководствовался в своей жизни одними чувствами. Находясь в равновесии, эти две противоположные силы обеспечивают гармоничное состояние души. Но нередко так происходит, что возникает конфликт между чувствами и разумом. Это происходит чаще всего тогда, когда в душе чело­века возникает любовь. Именно такой конфликт описан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Главный герой этого произведения Евгений Базаров был убеждённым нигили­стом. Он отрицал романтическое чувство любви, называл её «белибердой, непрости­тельной дурью». Герой не верил в любовь, отрицал её существование, утверждал, что это всё «романтизм» или «вздор», что есть только физиология или «потребность организма». « И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Но вот на жизненном пути Базарова встречается Анна Сергеевна Одинцова, кото­рая полностью меняет отношение героя к чувствам, в нём происходят сильные пере­мены. Евгений Базаров даже предполагать не мог, что окажется способен на глу­бокую и сильную любовь. И.С. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой, с возникшим чувством он не может справиться: «он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось». Любовь и романтизм, на которыми так едко смеялся Базаров, захватывают героя целиком, колеблют его нигилистические убеждения, казавшиеся столь нерушимыми в начале романа. Он даже оказывается способен ощутить красоту летней ночи, её свежесть, таинственность во время сви­дания с Одинцовой.

Но Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Для неё был дороже её уклад жизни и комфорт. Она во всех своих действиях руководствуется лишь разумом, пол­ностью подчиняя ему свои чувства, предварительно просчитывает все свои действия, выбирая лишь те, которые могут причинить минимум душевных волнений. Она вы­брала спокойный путь, не приносящий радости, но и не заставляющий страдать. За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывает­ся её душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм.

Из-за любви к Одинцовой возник в душе Евгения Базарова конфликт между раз­умом и чувством. Чтобы отвлечься, Евгений уезжает к родителям, начинает помо­гать отцу в его медицинской практике, но, случайно поранив палец при вскрытии больного тифом, заболевает и умирает. Базаров оставляет в мире любовь, а не не­нависть или нигилизм. Произошедший в его душе конфликт неожиданно приводит его к «вечному примирению» с «жизнью бесконечной».

И в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» описан конфликт между разумом и чувством, возникший из-за любви Анны Карениной к Вронскому, закончившийся гибелью героини. Она, как и Евгений Базаров, не в силах была противостоять своему сильному чувству. Но, если Одинцова не захотела позволить себе ответить на чувства Евгения Онегина, то любовь Карениной была взаимной, однако это не привело её к счастью.

Не стала противиться своим чувствам и героиня Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая влюбилась в богатого дворянина Эраста. Она откликнулась на его чувства, не думая ни о чём. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина вскоре охладе­ли. Он уехал в военный поход, где проиграл все своё состояние, вследствие чего был вынужден жениться на богатой вдове. Лиза не выдержала измены Эраста. Для девушки поступок любимого человека был таким сильным ударом, она не в силах была справиться со своей душевной болью и бросилась в пруд, чтобы уйти из жиз­ни. Пылкие чувства привели Лизу к гибели и принесли горе матери.

Видимо, когда в конфликте с разумом побеждают чувства, это не приносит сча­стье человеку.

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

Термин «счастье» каждый может объяснить по-своему. Но, исключая все субъективные подробности и детали, можно смело обобщить и сказать, что счастье - это та самая гармония между чувствами и разумом, которой так мало в нашей жизни. Конфликт же этих двух сторон, мыслей и эмоций, способствует дисгармонии, тревожности, апатии и даже приступам депрессии, ведь человеку приходится делать выбор, отказываться от какой-то части себя, особенного если чувства его по итогу не имеют отклика в сердце того самого предмета симпатии. Все это, безусловно, усложняет и усугубляет и без того сложное наше существование, но одновременно с этим добавляет в него красок, не давая человеку поймать ту самую онегинскую «хандру». Неслучайно так много писателей и поэтов затрагивают в своих произведениях именно проблему страстей человеческих и того, как часто вступают они в конфликт с самой нашей сутью, с тем, что составляет бытие человека.

Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Ровно в тот момент, когда одно становится в противовес другому, когда пропадает гармония, когда та самая приятная совокупность и «сотрудничество» перерастают в соперничество, и исход этому определяет личность, за которой находится данное противостояние.

Например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы знакомимся с ярким примером подобного конфликта. Главный герой, Евгений Базаров, немалую часть своей жизни прожил в полной уверенности: любые чувства и человеческие ценности, в частности любовь, искусство, вера - это лишь «мишура», которой человек украшает свое бытие, простое развлечение и игра, которая не стоит свеч. В его рассуждениях, казалось бы, не было места сомнению: нигилизм со временем стал одним целым с личностью героя, но лишь до того момента, пока в его жизни не появилась умная и гордая Анна Сергеевна Одинцова, женщина, пошатнувшая всю философию Евгения. Неизвестные ранее чувства и эмоции начали волновать Базарова в то время, когда он стал тесно общаться с Анной Сергеевной, и именно с этого момента разум перестал иметь полный контроль над судьбой героя и стал вступать в конфронтации с чувствами, что не могло не сыграть свою роль судьбе Евгения. Конфликт между чувствами и разумом возник тогда, когда полная уверенность в отсутствии любви столкнулась с резко возникшими эмоциями и образовала сильнейший диссонанс, итогом которому стала сломанная судьба. Евгений смог побороться с этой любовью и погасить её на какое-то время, даже попытался наладить прежний образ жизни, однако этому конфликту не суждено было утихнуть полностью, как не суждено было состояться отношениям Базарова и Одинцовой.

Менее стойкой к конфликту разума и чувств оказалась героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Львовна полностью подчинилась волне эмоций, которая накрыла её после встречи с Сергеем, в тот момент, когда мужа не было рядом, и героиня осталась "одна-одинешенька". Тогда же зародился тот самый конфликт, почти мгновенно и бесповоротно перетекший на сторону чувств, и женщина, имея замужество с зажиточным купцом, ради новой любви совершает множество убийств, самым знаковым из которых становится убийство мужа. Даже находясь в заключении под стражей, женщина старается проводить как можно больше времени со своим любовником, а тот, в свою очередь, на протяжении всего произведения лишь пользуется её чувствами. Могла ли «купеческая жена» не доводить всё до такого трагического исхода, могла ли с самого начала оборвать все связи с Сергеем, чтобы сохранить свой брак и не рушить прежний жизненный уклад? Нет, она не имела той жесткости рассуждений, какими обладал Евгений Базаров, и потому полностью подчинялась велению чувств. Однако это лишь один из примеров яркого конфликта между эмоциями и разумом, в котором первые имеют настолько сильное влияние на человека, что становятся смыслом его жизни.