Возведение Мары совпадает с эпохой расцвета - золотым веком усадебного строительства в России. На протяжении последующего своего существования она прошла все этапы развития, разделив общую судьбу русских усадеб.

Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать «дворянским гнездом», поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещённого сословия русского государства. Один из них – поэт, в стихах которого тема Родины очень часто сосредоточивается в образе отеческого дома - «хранительного крова», «священного крова», «сени святой», «глуши смиренной» - надёжного пристанища всех нравственных ценностей, символа незыблемых жизненных устоев. Детство поэта, проведённое в Маре, общение с людьми и окружающей его природой, которую Евгений Боратынский почитал за «истинного друга», легли невидимой печатью на его характер, художественное восприятие мира и литературное творчество.

Строительство усадьбы связано с именем отца поэта - Абрама (Аврама) Андреевича Боратынского. В 1796 году за заслуги перед Отечеством император Павел I подарил ему и его брату Богдану Андреевичу «дворцовое» село Вяжля в Тамбовской губернии и две тысячи душ крестьян.

Построив совместно с Богданом Андреевичем дом в селе Вяжля, где в 1800 году родился его первый сын Евгений, Абрам Андреевич не долго жил в нём со своей семьей. В 1802 году происходит формальный раздел имения между братьями Абрамом и Богданом Боратынскими и вскоре Авраам Андреевич приступает к постройке нового дома в урочище, называемом Марой.

Выбор нового места для усадьбы, очевидно, не был случаен. Мара привлекла Абрама Андреевича сложным, живописным рельефом местности: пологий береговой склон реки Вяжля, смешанный лес, холмы и маленькие возвышенности, глубокий протяжённый овраг с прихотливо изгибающимися контурами, прозрачный ручей. Ландшафтное разнообразие давало возможность для творческого проявления фантазии в создании оригинального садово-паркового комплекса. Древнее название «Мара» придавало ему оттенок экзотики.

Архитектурный ансамбль усадьбы Мара

Ансамбль Мары, построенный Абрамом Андреевичем Боратынским в 1804-1807 годах, состоял из одноэтажного дома с мезонином в стиле классицизма; роскошного многоярусного парка с летним павильоном Гротом, прудом, каскадами, мостиками, беседками и затейливыми тропами; фруктового сада и ягодников. Основной дом был выстроен с применением традиционного материала - дерева, поставлен на крепком кирпичном фундаменте, и отличался строгой экономичностью решения: простотой общей композиции и наружного убранства, компактным и практичным планом помещений. При общей скромности здание выглядело очень пластичным и создавало ощущение необыкновенной естественности на фоне окружающей природы. Его зрительный образ строился на сочетании ясных, легко сочленённых, местами скругляющихся объёмов. Особой выразительностью отличался фасад, обращённый в парк; он имел вид дорического портика, который выступал вперёд в виде полуротонды (в воспоминаниях дореволюционных обитателей Мары он называется «балконом»). Последний штрих в создание архитектурного облика вносил цвет: белые колонны портика выделялись на глади стен в соответствии со вкусами той эпохи окрашенных в охристо-жёлтые цвета.

Ритм белых колонн портика повторяли стройные стволы липовой аллеи, начинавшейся от фасада и уходящей в глубь протяжённого парка.

Грот был главной достопримечательности Мары на протяжении всего последующего столетия.

Ощущение естественности в окружающем пейзаже достигалось за счёт хорошо продуманных объёмов и распределений усадебных построек. Основной дом был поставлен в роще на склоне холма, покато сходящего к правому живописному берегу реки Вяжля и расположенному здесь селу и был виден полностью или частично с любой точки основной части парка. Расположение дома на возвышенности не выражало стремления к господству над природой, а украшало ландшафт, придавало ему рукотворную одухотворённость.

Подступающий к дому парк нёс черты регулярности: симметричная осевая композиция определялась центральной липовой аллеей, и, по-видимому, расположение цветников перед окнами было подчинено геометрическому порядку.

Своеобразным «путеводителем» по утраченному ныне парку для нас может служить стихотворение Евгения Боратынского «Запустение», посвящённое Маре 1833-1834 годов.

Запустенье

Я посетил тебя, пленительная сень,
Не в дни веселые живительного мая,
Когда, зелеными ветвями помавая,
Манишь ты путника в свою густую тень,
Когда ты веешь ароматом
Тобою бережно взлелеянных цветов,-
Под очарованный твой кров
Замедлил я моим возвратом.
В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели;
Хрустела под ногой замерзлая трава,
И листья мертвые волнуяся шумели!
С прохладой резкою дышал
В лицо мне запах увяданья;
Но не весеннего убранства я искал,
А прошлых лет воспоминанья.
Душой задумчивый, медлительно я шел
С годов младенческих знакомыми тропами;
Художник опытный опытный не всегда провел.
Увы, рука его изглажена годами!
Стези заглохшие, мечтаешь, пешеход
Случайно протоптал. Сошел я в дол заветный,
Дол, первых дум моих лелеятель приветливый!
Пруда знакомого искал красивых вод,
Искал прыгучих вод мне памятной каскады:
Там, думал я, к душе моей
Толпою полетят виденья прежних дней…

Если пространство около главного усадебного дома было организовано регулярно, что соответствовало формам классицизма в архитектуре, то по мepe удаления вглубь парка осуществлялся постепенный переход к пейзажно-живописному принципу, который достигал своей кульминации около оврага. Здесь, в округе оврага, были «разбросаны», вкраплены в ансамбль природы ряд построек: павильон Грот, купальня, беседка. В планировке этой части садово-паркового комплекса идея естественности была выражена наиболее полно и ясно. Склоны оврага были искусно превращены в парковые террасы с отдельно стоящими и небольшими группами деревьев, уединёнными лужайками, извилистыми тропами, местами преодолевавшими природные препятствия и следовавшими прихотливому рельефу местности.

Через овраг на противоположный берег был перекинут длинный, слегка изогнутый мост с перилами; он кончался у купальни, своими «готическими» формами вторящей фантастическому «средневековому» облику Грота.

От противоположной Гроту стороны оврага через редеющий смешанный лес шла мощёная дорожка к большой поляне. На ней величественно возвышались массивные ворота с башней-руиной, выполненные также в стиле псевдоготики и замыкающие пространство этой части парка в единый архитектурный ансамбль. Постройки псевдоготики как нельзя лучше соответствовали колоритному пейзажу с живописным оврагом, источником, прудом, таинственными зарослями, с меняющимся рельефом местности, - всё вместе создавало романтическое настроение и свидетельствовало о тонком художественном вкусе Абрама Андреевича Боратынского - устроителя паркового комплекса.

Главный въезд в усадьбу (со стороны кирсановской дороги) украшали небольшие башни-обелиски классицистического стиля; на них были помещены флюгер и герб дворян Боратынских.

При создании усадьбы Абрам Андреевич Боратынский, очевидно, опирался не только на личные впечатления, полученные от придворных дворцово-парковых комплексов, столичных резиденций, но черпал знания по устройству садов и парков из многочисленных книг. В Маре была обширная библиотека, о которой мы можем частично судить по упоминаниям в семейных письмах.

Во второй половине XVIII-XIX веках каждый садово-парковый ансамбль или дворянская усадьба имели свой художественный образ, свою философию, своё прочтение. Путеводительными знаками здесь служили архитектурные и скульптурные образы, топонимика, особенности природного пейзажа, которые были обращены более к человеческому чувству, чем к знаниям. Поэтому кажется не случайным, что посетители Мары отмечали в своих воспоминаниях прежде всего «средневековый замок» Грот и другие постройки псевдоготики в той части парка, где находился овраг. Органично вписанные в романтический пейзаж, они представлялись для зрителя главной таинственной загадкой, артистично и художественно оформленной, пробуждающей воображение и фантазию.

  1. Казань. Дом Боратынских
  2. Казань. Музей Е.А.Боратынского
  3. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Экскурсия
  4. Белая зала
  5. Голубая комната
  6. Е.А.Боратынский. Ранние годы
  7. Крушение надежд
  8. Военная служба
  9. Литературные победы
  10. Е.А.Боратынский и В.А.Жуковский
  11. Розовая комната
  12. Семья Е.А.Боратынского
  13. Е.А.Боратынский и Казань

Евгений Абрамович Баратынский – блестящий русский поэт первой половины XIX века. Его фамилию пишут по разному. Музей в Казани называется музеем Е.А.Боратынского, но в русской транскрипции во всех источниках написание фамилии принято через “а”. Когда произошла эта метаморфоза и по какой причине мы не выясняли. В настоящей статье будем придерживаться написания, принятого в Казанском музее.

Казань. Дом Боратынских

Музей русского поэта располагается в небольшой дворянской усадьбе рубежа XVIII и XIX веков. Строили дом для графини Веры Апраксиной. Он несколько раз менял хозяев, перестраивался. В 1869-м году усадьбу приобрёл сын поэта, Николай Евгеньевич Боратынский. Таким образом, Евгений Абрамович никогда не жил и даже не бывал в этом доме. Я бы назвала экспозицию не музеем Е.А.Боратынского, а музеем Боратынских. Род был богат на достойных представителей, в том числе и на литераторов. Но самым известным из них, несомненно, был Евгений Абрамович.

Казань. Музей Е.А.Боратынского

Начало коллекции положила преподаватель русского языка и литературы казанской средней школы № 34 Вера Георгиевна Загвоздкина. Открылся музей как школьный в 1977-м году. Уже в 1981-м он получил статус государственного. Ведь потомки Анастасии и Евгения Боратынских их родственников и друзей передали в коллекцию школьного музея подлинные вещи поэта, другие мемориальные предметы. Перечислять их не буду, мы познакомимся с артефактами на экспозиции.

В дом В.Апраксиной – Н.Боратынского коллекция переехала в 1991-м году. Сначала музей занимал лишь западный флигель. Многолетняя реставрация завершилась в 2015 году и музей Е.А.Боратынского приобрёл свой нынешний вид.

Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Экскурсия

Признаюсь честно, музей Е.А.Боратынского не входил в программу . Мы зашли в него случайно. Но настолько были очарованы коллекцией и экскурсией, которую провела нам служительница музея, что я загорелась жгучим желанием рассказать и об Евгении Абрамовиче, и об его потомках, и о самом музее.

Прогуляемся вместе с нами по залам музея. В иные времена они служили жилыми и парадными комнатами хозяев.
Из небольшой прихожей гости попадают в Белую залу.

Музей Е.А.Боратынского. Белая зала


В бальной Белой зале дома-музея уместно вспомнить о правнучке Евгения Абрамовича – Ольге Александровне Ильиной-Боратынской, которая жила в этом доме. Ольга Александровна известна как поэтесса серебряного века и писательница русского зарубежья. Она прожила долгую жизнь, родилась в 1894 году, почила в бозе в 1991-м. О.А.Боратынская-Ильина эмигрировала в США, там написала автобиографический роман “Dawn of the eighth day” (1951). Русский перевод романа назвали “Канун восьмого дня”. В своём романе О.А.Боратынская описывает белую залу такой, какой мы её видим сейчас:

“Зала была центром вселенной. Земная ось проходила из мировых недр прямо в середину этой комнаты, где паркет был выложен звездой под большой люстрой”.

Вот звезда.


А вот и люстра.


Ещё одна цитата – стихотворение О.А.Ильиной-Боратынской.

“В этой длинной, белой зале
Были тёмные портреты,
Были белые колонны
И лепные потолки,
И пришельцы окружали
Стародавние заветы,
Эти стражи просвтлённо-
Поэтической тоски.
Об исканьи правды Божьей
В этом доме говорили,
О ведущем к ней незримом
И единственном пути,
О борьбе со злом и ложью
И о том, каких усилий
Стоит то одно, чтоб мимо
Этой правды не пройти.

Музей Е.А.Боратынского. Голубая комната

В доме Николая Евгеньевича Боратынского Голубая комната служила столовой. Здесь посетителей ждёт знакомство с детскими и юными годами жизни Евгения Абрамовича. Родился он в имении Мары Тамбовской губернии. Отец – Абрам Андреевич служил генерал-адъютантом, матушка – Александра Федоровна была фрейлиной императорского двора.

Отец поэта, А.А.Боратынский

Среди представленных картин увидим портреты матери поэта, Александры Фёдоровны и дяди по отцу – Ильи Андреевича Боратынского.

Представлен и детский портрет поэта.

Е.А.Боратынский. Ранние годы

В 1808-м году Евгения отдали в частный немецкий пансион в Санкт-Петербурге. Два года спустя умер его отец. В 1812-м году отрока определили в Пажеский Его Императорского Высочества корпус. В начале XIX века Пажеский корпус был самым престижным учебным заведением Российской империи. Начались годы учения. Поначалу всё шло гладко. Евгений часто писал матери, в одном из писем оставил описание Санкт-Петербурга:

“Петербург поразил меня красотой… сколько лодок и сколько парусников, сколько кораблей…
нынче же в минуты отдохновения, перевожу и сочиняю небольшие пиесы”.

Непросто складывались отношения Евгения с преподавателями и сверстниками Пажеского корпуса. Он жалуется матери:

“Я надеялся обрести дружбу, но не обрёл ничего, кроме равнодушия и искренней учтивости”…

Беспокоясь за сына, Александра Фёдоровна подарила ему книгу – путеводитель по людским характерам. Её издали в Париже в 1813-м году, автор – Иоганн Лафатер, в русском переводе книгу назвали “Искусство познавать людей про их внешнему облику, походке и манере держаться”, в оригинале – “L’art de connaître les hommes: sur leurs attitudes, leurs gestes et leurs démarches”

Книга находится в футляре на книжном шкафу. Вот она.


Страница книги Иоганна Лафатера “Искусство познавать людей про их внешнему облику, походке и манере держаться”

Книжный шкаф, где хранится книга, сделан в стиле “жакоб”.

Е.А.Боратынский. Крушение надежд

В 1816-м году произошло событие, перевернувшее всю жизнь юного Боратынского. Всё было бы не так, если бы… Но случилось, что кадеты корпуса составили небольшую группу, назвав себя “Обществом мстителей”. Не обошлось здесь без влияния Шиллера и его “Разбойников”. “Мстители” досаждали преподавателям, шалили, развлекались розыгрышами и проделками. Один подросток, скорее всего, движимый желанием выделиться, принёс товарищам ключ от отцовского бюро. “Мстители” украли из бюро 500 рублей и прихватили черепаховую в золотой оправе табакерку. Как могли дети потратить деньги? В первую очередь накупили сладостей. Учитывая цены начала позапрошлого века, на эту сумму можно было скупить весь кондитерский магазин! Но подробности неизвестны. А последствия были печальны. Шестнадцатилетнего Евгения исключили из Пажеского корпуса без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Никакие хлопоты матушки и ходатайствования дядюшки и близких не помогли. Евгений отправился в Мары, к матушке. Позже живал и у дядюшки в Смоленской губернии.

Е.А.Боратынский. Военная служба

Новый этап жизни наступил в 1819-м году, когда Боратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк.


Вид Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Офорт И.А.Иванова, 1815 год.

Здесь он познакомился с Антоном Антоновичем Дельвигом, молодые люди так описывали свой быт:

“Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили немного,
В лавочку были должны, дома обедали редко…”

Антон свёл Евгения с Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Вместе они создали братство “Союз поэтов”.

“Пушкин, Дельвиг, Баратынский - русской музы близнецы”, – написал о них Пётр Вяземский.

“В углу безвестном Петрограда,
В тени древес, во мраке сада,
Тот домик помните ль, друзья,
Где ваша верная семья,
Оставя скуку за порогом,
Соединялась в шумный круг…”

Евгений Боратынский .

В музее этот период жизни поэта представлен личными вещами барона Дельвига.

Особый раритет – бокал для шампанского.



Бокал для шампанского Flute (Флейта). Стекло, гранение. Первая половина XIX в.

Фрагмент стихотворения Е.А.Боратынского о подобном бокале:

“Полный влагой искрометной,
Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветной
Твой озябнувший кристалл…
Ты не встречен братьей шумной,
Буйных оргий властелин:
Сластолюбец вольнодумный,
Я сего дня пью один.”…

Бокал происходит из бывшего имения Боратынских Шушары. По семейному преданию, вещь принадлежала Боратынским.

В 1820-м году Е.А.Боратынский получает назначение в Нейшлотский армейский полк, расквартированный в Финляндии. Здесь поэт написал самые знаменитые из своих элегий, включая “Финляндию” и “Водопад”.

Е.А.Боратынского. Литературные победы

«Водопад». Евгений Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

В 1976 году Вера Георгиевна Загвоздкина, основатель музея, получила в дар бесценный раритет. Директор музея-усадьбы «Мураново» Кирилл Васильевич Пигарев, правнук Ф.И. Тютчева передал ей книгу, первое издание сочинений Е.А.Боратынского «Эда, финляндская повесть, и Пиры, описательная Поэма».

«Вот новая поэма Боратынского…это образец грациозности, изящества и чувства. Вы будете от нее в восторге»,

– писал Александр Сергеевич Пушкин Прасковье Александровне Осиповой в 1826 году.

Е.А.Боратынский и В.А.Жуковский

Во время службы в Финляндии покровителем поэта стал В.А.Жуковский. Поэтому в Голубой комнате представлен портрет воспитателя будущего императора Александра II и три его офорта из серии “Виды Царского села”. Василий Андреевич выполнил их в 1820-х годах.



В.А.Жуковский. Офорт из серии “Царское село”

Музей Е.А.Боратынского. Розовая комната

Экспозиция продолжается в Розовой комнате. Представлю нашего добровольного экскурсовода. С каким блеском она проводила экскурсию, иным профессионалам стоит у неё поучиться!

При жизни Николая Евгеньевича Боратынского Розовую комнату использовали как детскую, позже – как классную. Последним её обитателем был правнук Евгения Абрамовича – художник Александр Александрович Боратынский, проживший на свете всего 19 лет.
Комната так и дышит семейной атмосферой, изразцовая печь придаёт ей настоящий уют.

Экспозиция Розовой комнаты рассказывает о семейной жизни поэта.

Мы расстались с Боратынским в Нейшлотском полку. В тогдашней столице Финляндии, Гельсингфорсе, Е.А.Боратынский служил при штабе Закревского. Служба в Финляндии принесла новых друзей и пылкую влюблённость. Евгений увлёкся Аграфеной Фёдоровной Закревской, женой генерала Закревского.

Страсть вызвала не только страдания, но и множество стихотворений. Одно из них – “Нет, обманула Вас молва” или “Уверение”.

“Нет, обманула вас молва,
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам,
Но вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам,
Но с беспокойством староверца”.

В 1825-м году последовало производство в офицеры, а значит – возможность подать в отставку. Евгений Абрамович не собирался скоропалительно оставлять службу. Но дело ускорила болезнь матери. Немалую роль в судьбе Е.А.Боратынского сыграл Денис Васильевич Давыдов. Он лично ходатойствовал перед Закревским об отставке Боратынского. С зимы 1826-го года прошение поэта удовлетворили и он поселился в московском доме поэта-партизана на .

Семья Е.А.Боратынского

В первопрестольной – новые знакомства и друзья. Среди них – генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт.


Портрет семьи Энгельгардт. Копия А.Е. Боратынской, дочери поэта, с оригинала Карла Барду. Середина XIX века

Вскоре новый друг стал его тестем – Евгений сделал предложение дочери Энгельгардта – Анастасии Львовне. Венчание состоялось в июне 1826-го года.

Супруги сначала жили в Москве. Евгений Абрамович поступил, было, на гражданскую службу, но в 1831 году окончательно ушёл в отставку.


Е.А.Боратынский. Фототипия с несохранившегося рисунка. 1840-е годы

В браке Боратынские имели семеро детей – трёх сыновей и четырёх дочерей.

Портрет молодого человека из семьи Боратынских. Неизвестный художник, (школа Тропинина?) первая половина XIX века.

Супруги с детьми жили то в Москве, то в подмосковном имении Мураново. Анастасия Львовна получила усадьбу в качестве приданого. Московскому периоду жизни посвящены цветные литографии с видами Первопрестольной.

Старинная мебель напоминает о Мураново.

Е.А.Боратынский и Казань

Часть экспозиции Розовой комнаты рассказывает о жизни в Каймарах. Помимо Мураново, Анастасия Львовна унаследовала богатое поместье Каймары Казанского уезда. На экспозиции представлена акварель – вид на церковь Кирилла Белозерского в селе Каймары.


Вот как выглядел храм в недавнем прошлом.

Поэт бывал и Казани. В музее хранятся подлинные раритеты, в том числе письменный стол поэта. Семейные предания говорят, что именно за этим столом создавались знаменитые элегии Боратынского. Среди них – “Мой Элизий”, навеянная смертью А.А.Дельвига.

“Не славь, обманутый Орфей,
Мне Элизийские селенья:
Элизий в памяти моей
И не кропим водой забвенья.
В нем мир цветущий старины
Умерших тени населяют,
Привычки жизни сохраняют
И чувств ее не лишены.
Там жив ты, Дельвиг! там за чашей
Еще со мною шутишь ты,
Поешь веселье дружбы нашей
И сердца юные мечты.”

1830-е годы считаются периодом кризиса в литературном творчестве поэта. Писательская деятельность сокращается.

“Он шёл своей дорогой, один и независим”

– написал о нём А.С.Пушкин в незаконченной статье “Баратынский”.
На секретере представлены собрание сочинений Боратынского 1835-го года и репринтное издание сборника “Сумерки”. Обратите внимание на костяной ножик для разрезания бумаги – это подлинная вещь, принадлежавшая поэту.

В Розовой комнате внимания заслуживает настольная лампа. Она тоже подлинная, принадлежала Е.А.Боратынскому.


Зелёная лампа. Принадлежала Е. А. Боратынскому. Начало XIX века.

И ни в коем случае не проморгайте два артефакта: фарфоровую чашку Евгения Абрамовича из Каймарсого дома


и шкатулку-подчасник А.Л.Боратынской. На ней изображена великолепная сцена охоты на кабана. (Мы пропустили, фото с сайта музея http://boratynskiy.tatmuseum.ru).

Российский поэт Евгений Баратынский зарекомендовал себя не только как талантливый литератор, но и как очень опытный переводчик. Тем не менее, современниками его творчество не было оценено по достоинству, да и по сей день литературными критиками ведутся жаркие споры о его творчестве. Но ясно одно — поэзия Баратынского явно была недооценена в своё время.

  • Поэт был потомком рода Боратынских – шляхтичей, перебравшихся в Россию на исходе 17 века. Своей фамилией он обязан замку Боратынь, расположенному в Польше.
  • Отец Баратынского входил в свиту императора Павла, а его мать была придворной дамой Марии Федоровны. Именно император пожаловал отцу Евгения и его брату обширное поместье с 2000 крепостных, где и появился на свет Евгений.
  • Дядя поэта был итальянцем, поэтому Евгений рано освоил этот иностранный язык. Кроме того, с 8 лет он писал языке французов, принятом в семье, а в пансионе выучил и немецкий.
  • Баратынский, мечтавший о карьере военного, поступил в Пажеский корпус – престижнейшее учебное заведение в империи, где из отпрысков дворянских фамилий делали военачальников.
  • В Пажеском корпусе Евгений сблизился с группой сверстников, создавших хулиганское «Общество мстителей». На четвертый год учебы подростки провернули крупную шалость – украли из стола отца одного из товарищей, отдавшего им ключ, 500 рублей и драгоценную табакерку. Мальчики накупили на добытые деньги сладости и были очень довольны собой, пока об их проделке не узнали и не исключили из корпуса. Для Баратынского это стало ужасным ударом, изменившим всю его жизнь.
  • После исключения из корпуса Баратынский был лишен права занимать государственные должности, кроме позиции простого солдата.
  • Проявив упорство, он поступил рядовым в егерский полк. Для этого он перебрался из родового имения в Петербург, где познакомился с известными литераторами и опубликовал свои первые стихи.
  • Баратынский вместе со своим полком почти 6 лет провел в Финляндии. Друзья пытались добиться присвоения ему офицерского звания, но император регулярно отклонял эти прошения. Только в 25 лет Баратынский наконец получил чин прапорщика и вышел в отставку.
  • Баратынский стал первым российским поэтом, чей сборник стихов имел внутреннее единство и продуманную композицию. Подобные поэтические книги получат распространение в России только в 20 веке.
  • Во время визита в столицу Баратынский познакомился с Лермонтовым, но тот не произвел на него никакого впечатления ().
  • Поэт умер от лихорадочного припадка во время семейного путешествия по Европе. Поэту было 44 года.
  • Подмосковная усадьба Мураново, где сейчас расположен музей Тютчева, тесно связана и с Баратынским. Имение принадлежало родителям жены поэта – он проводил в этом доме каждое лето и запечатлел окрестные пейзажи в своих стихах. Двухэтажный дом, стоящий сейчас в усадьбе, был построен по чертежам Баратынского, а внутри сохранилась обстановка его рабочего кабинета.
  • Стихи Баратынского превратились в текст многих известных романсов. Автором музыки для одного из них стал Глинка.
  • У Баратынского и его жены Анастасии было 9 детей.
  • Его Александр был известным политиком начала 20 века. Его расстреляли после того, как большевики заняли Казань.

Уничтожена в советское время.

История

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Баратынским , отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Баратынский вместе с женой Александрой Фёдоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Баратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Баратынский , который перенёс дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урождённая Салтыкова) .

Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена её была стеклянная и выходила в зимний сад):

Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зелёным сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. <...> На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского . Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек , жена Ираклия Абрамовича Боратынского , на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зелёным сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь

За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золочёные бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Фёдоровне в день её свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Баратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка . В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле её кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы её не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».

На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле . На кладбище были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, её родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анас­тасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернёра, итальянца Жьячинто Боргезе

В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стёклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда , жившего в 1839 году по соседству с Баратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн » Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Баратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов , Э. А. Дмитриев-Мамонов , барон А. И. Дельвиг , Н. Ф. Павлов , А. Д. Баратынская (урождённая княжна Абамелек-Лазарева) , А. М. Жемчужников , В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин , Ц. А. Кюи и другие.

В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Баратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».

После смерти Сергея Абрамовича Баратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После её смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Баратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сёстры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одарённостью обладала Чичерина Софья Сергеевна , в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».

Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП(б) ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал:

В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…

В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезён в Москву, а затем часть в Петроград . В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна », бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошёл пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.

Планы восстановления

Летом 1957 года, когда ар­хитектор и краевед В. М. Белоусов сделал зарисовки усадебной церкви с любительской фотографии, найденной у старожилов села, усадьбы уже практически не было: «не сохранились никакие постройки, а от фундаментов зданий остались… котлованы да траншеи». В справке, составленной 12 ноября 1976 года, указывалось:

На территории бывшего фамильного имения русского поэта Е. А. Боратынского в с. Софьинка Уметского района Тамбовской области сохранились очертания фундамента дома… Недалеко от фундамента обнаружена часть кладки. Вокруг можно увидеть очертания усадебных построек и вспомогательных помещений. На северо-западе от бывшего дома заметны следы ограды фамильного кладбища Боратынских площадью 60 х 60 метров, а также следы очертания церкви, построенной матерью поэта в 1818 г. Севернее церкви обнаружены следы захоронения и обрушившихся склепов близких поэта… В парке имения Мара, находящегося примерно в 500-800 метрах от дома, старых деревьев нет, однако, видны следы дорожек и аллей. Заметны следы лестниц в овраге и очертания фундамента… здания летнего дома „Грота“. Частично сохранилась выложенная камнем дорога к дому и роднику. Можно рассмотреть примерные очертания и направления подземного хода от дома…

В единственном сохранившемся здании находилась Софьинская восьмилетняя школа. В 1980-х годах институтом «Тамбовгражданпроект» был разработан проект восстановления главного усадебно­го дома в Маре. Однако к маю 1982 года на территории бывшей усадьбы колхозом «Советская Россия» уже были построены 5 щитовых домов и в 15 метрах от местоположения усадебного дома было заложено кирпичное здание общежития. Вскоре Тамбовский облисполком издал распоряжение «Об увековечении памяти поэта Боратынского» (№ 937-р от 14.12.1982), в котором была поставлена задача обеспечить сохранность мемориальной и охранной зоны усадьбы, разработать проект воссоздания прогулочных дорожек усадебного парка, активизировать исследовательскую работу по изучению архива Боратынского и сбору экспонатов для мемориала.

В 1995-1996 годах группе тамбовских энтузиастов возрождения усадьбы, которую возглавил филолог В. Е. Андреев, удалось: нанести на карту основные объекты имения Мара (храм с оградой, дом и др. постройки, сад, рощу, липовую аллею); вскрыть части фундаментов Вознесенского храма и усадебного дома, определить их размеры; опросить старожилов окрестных деревень об особенностях устройства усадьбы и этапах её разрушения. На месте колокольни разрушенного Вознесенского храма был установлен деревянный памятный крест. В августе 1999 года Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области при участии студентов Тамбовского университета на месте заброшенного кладбища Боратынских в Маре провела археологические раскопки для определения мест захоронения под руководством археолога С. И. Андреева - было обнаружено 8 склепов. В 2000 году раскопки некрополя Боратынских продолжились, началось обследование остатков фундамента усадебного дома: были определены размеры и примерная планировка основного дома. Были также уточнены места расположения парковых построек и дорожек.

Тамбовская область

Места России

Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с. Софьинка

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Боратынским, отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Боратынский вместе с женой Александрой Федоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Боратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Боратынский, который перенес дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урожденная Салтыкова).
Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена ее была стеклянная и выходила в зимний сад): Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зеленым сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского. Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек, жена Ираклия Абрамовича Боратынского, на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зеленым сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь.
За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золоченые бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Федоровне в день ее свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Боратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка. В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле ее кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы ее не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».
На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле. На кладбище были похоронены мать поэта Александра Федоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Федоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анастасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернера, итальянца Жьячинто Боргезе.
В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стеклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда, жившего в 1839 году по соседству с Боратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Боратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.
Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов, Э. А. Дмитриев-Мамонов, барон А. И. Дельвиг, Н. Ф. Павлов, А. Д. Баратынская (урожденная княжна Абамелек-Лазарева), А. М. Жемчужников, В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин, Ц. А. Кюи и другие.
В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Боратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».
После смерти Сергея Абрамовича Боратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После ее смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Боратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сестры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одаренностью обладала Чичерина Софья Сергеевна, в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».
Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал: "В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…"
В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезен в Москву, а затем часть в Петроград. В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна», бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошел пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.
На протяжении ХIХ столетия имение Боратынских Мара было своеобразным культурным центром. Что-то непреодолимое тянуло сюда многих знаменитых людей того времени. Здесь читались и обсуждались стихи, велись споры философского характера, писались живописные произведения, звучала музыка, ставились оперы. Тамбовскую усадьбу Боратынских по праву можно назвать «дворянским гнездом», поскольку здесь родились, выросли и получили первоначальное образование дети самого просвещенного сословия русского государства.
На Тамбовщине имя великого поэта не забыто. До недавнего времени имение Мара представляло собой руины фундамента, вырубленный парк, полуразрушенный некрополь. Но благодаря стараниям тамбовских и мичуринских краеведов, литературоведов отремонтирована дорога, восстановлен некрополь, с 1984 года в селе Софьинка ежегодно проводят праздники - дни поэзии Е.А.Боратынского, функционирует музей Е.А. Боратынского.

Примечание
Фамилия поэта имеет двоякое написание. Во второй половине XIX века преобладало написание через букву "а" - Баратынский; оно возникло при жизни Евгения Абрамовича исключительно по инициативе первых его издателей и с ним поэт вошел в литературу. Однако свои письма и деловые бумаги представители древнего дворянского рода Боратынских подписывали через букву "о"- Боратынские. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных памятниках членов фамилии, ныне находящихся на кладбищах Петербурга, Москвы, Тамбовщины.

Информационно-туристический портал Тамбовской области http://www.turtmb.ru/