В этой статье мы расскажем про то, что же подразумевается под малярными работами. Какие инструменты и материалы необходимо использовать при данном роде деятельности. Мы расскажем про сам процедуру, технологию и подготовку к ним. Тщательно поделимся советами, которые необходимо читывать.

Подготовительные работы

  1. Первым делом вынесите легкие вещи, например, столы, стулья, аудио и видео аппаратуру. А большие, громоздкие предметы которые вы не в состоянии вынести, передвиньте на середину комнаты и накройте их полиэтиленовой пленкой, чтобы они не испачкались во время покраски. Не забудьте снять все предметы со стены, такие как, картины, шторы и избавьтесь от гвоздей в стенах. Для сохранения пола застелите его старыми газетами.
  2. Далее необходимо очистить потолок и стены от старой краски или обоев, заодно и помойте их, с помощью воды и щетки. Пользуясь шпатлевкой замажьте изъяны на стене, затем покройте стену грунтовке и приступайте к покраске или обклееванию комнаты обоями.
  3. При малярных работах используются различные по составу краски: клеевые, известковые, масляные, эмалевые и другие.
  4. Все краски содержат различные связующие, пигментные и вспомогательные вещества. Соотношение частей в красках не случайно, поэтому добавление какого-то вещества наугад, например растворителя, вместо улучшения качества окрашиваемой поверхности может привести к его снижению.
  5. Обычно краска продается в готовом виде. Если требуется ее разбавить, добавлять нужно лишь самое необходимое количество растворителя, иначе краска будет стекать, особенно с вертикальных поверхностей.
  6. Если краска в банке покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя ее размешивать, а нужно осторожно обрезать ножом как можно ближе к корпусу банки и вынуть ее. Если полностью пленку удалить не удастся, краску желательно процедить. Для этой цели обычно используют капроновый чулок, которым накрывают отверстие пустой чистой банки.
  7. Все краски можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся краски на минеральных связующих, во вторую, входят клеевые краски, в третью - эмали на синтетических связующих (алкидных смолах, на поливинилацетате, поливиниловом спирте и др.), четвёртую составляют краски на олифах.

Выбор краски для малярных работ

При выборе краски прежде всего нужно исходить из того, насколько стойким при эксплуатации должно быть покрытие, учитывать его декоративный вид и не забывать о стоимости.

Краски для наружных и внутренних работ различаются по стойкости к воздействию дождя, солнца и колебаний температуры. Краски, которые предназначены для наружных работ, в случае необходимости можно использовать и для внутренней отделки помещения. Выбор той или иной краски зависит от того, какую отделку помещения нужно произвести - простую, улучшенную или высококачественную.

Краски на минеральных связующих

Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки каменных, бетонных и отштукатуренных стен, для окраски бассейнов, колодцев и заборов. Они дают рыхлые воздухопроницаемые покрытия, хорошо выдерживающие действие воды, особенно краски на основе цемента, и смену температур.

Клеевые краски

Клеевыми красками отделывают отштукатуренные, бетонные и деревянные поверхности, причем казеиновые пригодны как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на декстрине, крахмале и костном клее можно окрашивать только стены и потолки в закрытых помещениях. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из них не препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага, которая может образовываться на отсыревшей стене или на потолке.

Краски и эмали на синтетических связующих

Лучшими являются краски и эмали на синтетических связующих или олифах, которые используются для высококачественной отделки. Есть среди них пригодные как для наружных, так и для внутренних работ, а также предназначенные только для внутренних работ.

Они могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые из них образуют сплошные покрытия (например, алкидные), другие (например, водоэмульсионные) - пористые. Краски, которые образуют сплошные покрытия, непригодны для сырых или отсыревших стен, а алкидные к тому же нестойки к щелочам, и поэтому ими нельзя окрашивать свежеоштукатуренные или бетонированные стены.

Масляные краски

Масляные краски по свойствам приближаются к краскам на синтетических связующих. Они образуют непористые покрытия, не стойкие к щелочам и влаге.

Инструменты и приспособления

Чтобы выполнить малярные работы, необходимы шпатели, кисти, валики, линейки, шнур, емкости для разведения красок, отвертки, молоток, клещи, мелкая и крупная наждачная бумага, кусок пробки или резины, который обертывают наждачной бумагой при работе. При окраске потолков пользуются стремянкой.

Шпатели

Шпатели нужны для расшивки трещин в подготавливаемых под окраску поверхностях, заполнения трещин и углублений шпатлевочным составом. Желательно иметь несколько шпателей - с широким (180-200 мм) и узким (45-100 мм) полотном, изготовленным из металла, дерева и резины.

Кисти

В зависимости от вида окрашиваемой поверхности могут понадобиться разные кисти. Для окраски больших площадей применяют маховую кисть, для стен и потолков можно использовать побелочные кисти - макловицы, круглые или прямоугольные.

Небольшие поверхности окрашивают клеевой или масляной краской кистью небольшого размера - ручником с короткой деревянной ручкой.

Свеженанесенную краску сглаживают флейцами - плоскими кистями, изготовленными из высококачественной щетины или барсучьего волоса.

Для наведения прямых линий, вытягивания филенок, а также окраски небольших поверхностей применяют филенчатые кисти разных диаметров.

Валики

Валики лучше кистей и щеток тем, что значительно ускоряют нанесение и растушевку краски. Раньше валики обтягивали овечьим мехом, в настоящее время для этой цели чаще используют искусственный мех. Валик может быть изготовлен из резины, поролона или меха.

Пневматические распылители

С помощью пневматических распылителей большие поверхности можно окрасить еще быстрее. Таким способом очень удобно красить потолки.

Самым простым устройством, которое применяют в быту, является ручной распылитель, пригодный для нанесения известковой и клеевой красок.

Краскораспылители

В последнее время выпускают краскораспылители, пригодные почти для всех видов лакокрасочных материалов. Для домашних работ больше всего подходит распылитель, работающий от пылесоса. Используют и специальное приспособление, поставляемое в комплекте к пылесосу. Шланг от него удлиняют с помощью пылесосных труб. Свободно передвигаться можно, если закрепить пылесос на ремне, который надевают на плечо.

Линейка около 1 м со снятой фаской пригодится для проведения прямых линий и вытягивания филенок.

Ёмкости

Потребуются емкости для разведения красочных составов и приготовления шпатлевочных растворов, нож, стальная щетка, сито или капроновая ткань и водяной уровень.

От качества инструмента зависит и качество окраски, поэтому его необходимо содержать в хорошем состоянии. После использования все инструменты должны быть тщательно очищены от остатков краски, особенно тщательно следует очищать валики и краскораспылители. Если в краскораспылителе останется и затвердеет краска, удалить ее будет невозможно, и он придет в негодность.

Обращение с инструментами

  • При временных перерывах в работе кисти и валики можно погружать в воду, предотвращая тем самым засыхание краски. Вынув кисть из воды, ее нужно тщательно вымять в сухой ветоши или вытереть о бумагу и удалить остатки воды.
  • Если предстоит большой перерыв, емкость с краской нужно закрыть, а кисть либо вымыть, либо погрузить в воду.
  • После окончания работы кисть тщательно вымывают в растворителе, соответствующем использованной краске, чтобы на ней не осталось никаких следов. После этого ее еще раз моют в теплой мыльной воде и ополаскивают.

Проведение малярных работ

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

  1. Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.
  2. Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.
  3. Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.
  4. Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

  • Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.
  • Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.
  • При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел.
  • Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.
  • Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.
  • Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

Покраска кистью

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

  • Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.
  • В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.
  • Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
  • Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.
  • Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.
  • При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.
  • Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

Покраска валиком

  • Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.
  • Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Распыление

  • У этого способа нанесения краски есть несколько преимуществ, особенно если красятся большие однородные, ничем не перекрываемые поверхности. Лакокрасочные материалы всех видов таким способом наносятся быстро и равномерно.
  • Для окраски труднодоступных поверхностей этот способ также удобен, например внутренних частей радиаторов центрального отопления. В процессе распыления мельчайшие частицы краски попадают на окрашиваемую поверхность, соединяются одна с другой и образуют равномерный слой.
  • При нанесении краски таким способом нужно закрыть все окружающие поверхности, которые не подлежат окраске, чтобы потом не тратить время и силы на их очистку. Для этой цели подойдут клейкие ленты, которыми можно закрепить бумагу или пленку.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Как только уровень жидкости упадет, емкость нужно наполнить, иначе после всасывания воздуха краскораспылитель выбросит неконтролируемое количество краски.

Обработка губкой

Этим способом создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть, как прожилки неопределенной формы. Краска не должна быть чисто-белой, ее нужно слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если нужно получить более контрастное решение, нужно наносить темный рисунок по матовой эмульсионной краске - получится оригинальный мерцающий узор.

  • Нанесение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон. Для фона и наката нужно выбирать гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности. Плотно нанесенный, без значительных просветов рисунок дает впечатление интенсивно окрашенной поверхности. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него.
  • Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, например, как радиаторы.
  • Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него, применяют неразведенную эмульсионную краску для стен, а мясляную краску - для деревянных частей и металлических деталей. Для таких работ пользуются натуральной морской губкой, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если получаемый на стене рисунок повторяется, становится регулярным, нужно разорвать губку и продолжать работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.

Нанесение узора губкой

  • Краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой, отлейте в лоток и хорошенько размешайте. Предварительно понадобится смягчить губку - вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски - в уайт-спирите. Отожмите, а потом окуните губку в краску и прижмите к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку.
  • После этого необходимо снять излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.
  • Движения нужно начинать сверху-вниз. Работайте легкими, отрывистыми касаниями, не вращайте и не прижимайте губку сильно. Положение руки с губкой нужно менять таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, можно поработать в углах и вдоль плинтуса здесь невольно приходится вжимать ее, и реальна опасность выдавливания излишков краски.
  • Сначала поверхность нужно обрабатывать редким, не закрывающим полностью нижний, основной тон рисунком и оставить сохнуть. Промойте губку, а затем нанесите второй слой, перекрывая первый таким образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, нужно светлым колером подправить отдельные выделяющиеся пятна. Можно применить колер фона или "слоновую кость", которая смягчит общий рисунок.

Штриховой метод

Для такого метода нужно приготовить глазурь, смешав 70 % лака, 20 % масляной краски и 10 % уайт-спирита, а потом нанести состав по основному тону полосой шириной 500 мм сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ней нужно щеткой нанести пунктирный штрих быстрым и уверенным движением, но ни в коем случае не волочить и не вращать щетку. Потом продолжите обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы.

  • Если обработанная таким образом поверхность в дальнейшем будет нуждаться в промывке, поверх нее нужно нанести слой матового полиуретанового лака.
  • Пунктирный штрих-рисунок Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон. Тон и цвет для штрихового рисунка выбирают по тому же принципу, что и при обработке губкой.
  • Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная комбинация.
  • Наносить штриховой рисунок можно на любую поверхность, но особенно эффектно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели.
  • Для штриховой обработки лучше применять неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для нанесения штриха по незасохшей глазури можно использовать только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса, но почти любая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована, при условии, что щетина на ней одинаковой длины.

Нанесение штрихового рисунка

  • Отлейте небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или плоскую посуду (слоем не меньше 3 мм), опустите сухую щетку в краску, лишь слегка касаясь ею поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много.
  • Обработку начинайте сверху вниз, делая отрывистые движения щеткой и меняя угол ее положения на плоскости стены.
  • Чтобы усилить рисунок, нанесите другой слой (слегка нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении клякс перекрывайте их оттенком основного грунта.
  • В конце работы заполните углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.

Обработка с помощью ткани

Этот способ создает более отчетливый узор, чем обработка губкой или щеткой. Есть несколько способов, которыми можно его осуществить. Нанесение краски при помощи смятого лоскута ткани (аналогично обработке губкой) дает определенный четкий рисунок.

  • Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий и неопределенный узор, но эти способы требуют большего умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.
  • Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих способах обработки, рисунок наносится сверху-вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Предварительно вымочите кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакните ткань в глазурь.
  • Для нанесения рисунка валиком необходимо удерживать его двумя руками и прокатывать сверху-вниз как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям. В этом случае можно получить неопределенный, запутанный рисунок. Лоскут нужно почаще стряхивать и снова комкать в руке или менять его (лоскут), как только он станет чересчур перенасыщенным краской. Маскировать стыки между отдельными полосами нужно особенно тщательно.
  • Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используют эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката.
  • Колер для наката будет основным тоном, поэтому выбирать его нужно более темным, чем фон.
  • Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань - от муслина или марли до замши, - лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.

Наносим узор с помощью ткани

  • Для начала отлейте немного краски в лоток с плоским дном. При обмакивании в эмульсию сухая тряпка дает четкий, жесткий рисунок. Если ее немного смочить, получатся более мягкие отпечатки. В случае применения масляной краски нужно намочить тряпку в уайт-спирите, а потом как следует отжать. Перед употреблением ткань сомните в руке.
  • Окуните тряпку в краску и слегка отожмите ее на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Наносите мазки сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Тряпку необходимо часто стряхивать и снова сжимать в руке, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Поменяйте ее на свежую, как только заметите, что рисунок становится менее четким.
  • В конце работы обязательно подправьте недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно этого не требуется, как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.

Малярные работы - заключительный этап ремонтных работ, при которых малярные материалы наносятся на поверхность конструкций, обеспечивая им санитарно-гигиенические нормы и придавая помещению (или конструкции) особый внешний вид. Другими словами, малярные работы - это финишная отделка поверхностей конструкций. Именно поэтому перед началом выполнения малярных работ необходимо закончить все строительные работы. Исключением является облицовка пола (укладка паркетной доски, ламината, линолеума и т.д.).

Малярные работы делятся:

  • по условиям выполнения рабо т - на внутренние и наружные;
  • по виду связующего составляющего - на водные, масляные краски;
  • по качеству производимых работ - отделка под покраску, отделка под обои, под декоративные краски и штукатурки;
  • по типу окрашиваемых поверхностей - металл, дерево, бетон, штукатурка.

В зависимости от предъявляемых требований к отделке конструкции, окраска, как и оштукатуривание, бывает:

  • Простая - применяется в помещениях и зданиях складского или бытового типа.
  • Улучшенная - применяется при отделке жилых и общественных зданий, а также в помещениях зданий повышенного класса.
  • Высококачественная - выполняется в зданиях и сооружениях с повышенными требованиями к отделке (гостиницы, кинотеатры и т.д.).


Этапы малярных работ

Обычно малярные работы состоят из трех этапов:

  • Приготовление лакокрасочных составов
  • Подготовка поверхности под окраску
  • Окраска поверхностей

Однако, в связи с тем, что лакокрасочные составы в своем большинстве продаются уже готовые, то вкратце рассмотрим только подготовку поверхности и ее окраску.

Подготовка поверхностей под окраску
Подготовка поверхности - это один из главных этапов малярных работ, от качества выполнения которого зависит надежность и долговечность лакокрасочного покрытия.

К подготовительным работам можно отнести:

  • Применяется для устранения неровностей и дефектов поверхности, а также для придания им идеально ровного состояния. Необходимо помнить, что шпатлевание под улучшенную окраску выполняется в один слой, а под высококачественную окраску - в два или три слоя. При этом каждый шпаклевочный слой после высыхания заглаживается шлифовочной бумагой или с помощью специальных машин для зачистки шпатлевки.

  • Очистка. Поверхность очищают от различных загрязнений (пыли, жирных пятен, ржавчина, дефектов столярных изделий и т.д.).

  • Грунтование. Перед шпатлеванием, а также, непосредственно перед самой покраской, поверхность грунтуют специальными грунтовочными составами. Грунтовка создает специальный защитный слой, обеспечивая хорошую укладываемость красок. Т.е., у окрашиваемой поверхности появляется возможность одинаково (равномерно) впитывать в себя лакокрасочные составы.

Окраска поверхностей
Система нанесения лакокрасочных смесей на поверхность зависит от типа материалов, из которых изготовлена сама поверхность. Однако не зависимо от материала поверхности, покраска должна происходить последовательно и в несколько слоев. Число наносимых слоев зависит от нескольких факторов:

  • вида используемых красок;
  • вида окрашиваемой поверхности;
  • предъявляемых требований к качеству покрытия;
  • инструмента, с помощью которого наносятся лакокрасочные составы.

Также следует знать, что окраску поверхностей можно производить, как ручными методами нанесения малярных составов на поверхность (с помощью маховой или малой кистью, малярного валика), так и с использованием малярных распылителей (краскопультами, пульверизатором).

Использование различных инструментов для окраски поверхностей может сыграть огромную роль, начиная от снижения усталости, и до повышения производительности труда и получения высокого качества окрашиваемой поверхности. Поэтому необходимо не только знать, как правильно приготавливать и наносить лакокрасочные составы на поверхность, но и уметь применять для окраски различные малярные инструменты.

  • Подготовительные малярные работы
  • Технологии окраски поверхностей
  • Применение различных малярных инструментов
  • Лакокрасочные составы
  • Грунтовочные и шпаклевочные составы

Урок технологии на тему

«Основы технологии малярных работ»

Предмет: технология.

Класс: седьмой.

Четверть: третья.

Количество часов: 1

Дата: 13.03.17

Урок №45

Раздел: « Ремонтно-отделочные работы»

Учитель: Бондаренко А.А.

Цель: ознакомить учащихся с технологией малярных работ.

Должны знать: последовательность выполнения ремонтных и малярных работ. Правила безопасной работы.

Должны уметь: подготавливать поверхность к окраске и выполнять малярные и строительные работы.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: Малярные работы, пигменты, связующие материалы, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисти: побелочная, филеночная, макловица, ручник, флейц, торцовка; валик, трафарет, маляр.

ХОД УРОКА

    Повторение пройденного материала.

    Фронтальный опрос:

    Какие виды обоев вы знаете?

    Чем отличается отделка помещения в один колер от отделки в два колера?

    Что такое филенка?

    Чем отличается бордюр от фриза, от гобелена?

    Как подготовить стены к оклейке обоями?

    Назовите последовательность оклейки стен обоями.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Основы технологии малярных работ».

Цель урока – познакомиться с технологией малярных работ.

    Изложение нового материала.

К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей. Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, жёлтого, синего, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы . В водные составы добавляют клей, а в масляные – олифу . Натуральную олифу изготовляют путём варки при температуре 275 0 С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотёрках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл, дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности составляет 24 ч.

Эмали – это окрасочные составы, приготовленные путём растирания смеси из пигментов и лаков на краскотёрках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесённой на окрашиваемую поверхность, - от 1 до 24 ч.

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные. Они высыхают за 24-48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т. д.

Перед окраской поверхность рекомендуется огрунтовать – покрыть определённым составом – грунтовкой , хорошо прилипающей и оставляющей на ней тонкую плёнку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому на отдельных участках её будет больше или меньше, и окраска станет неравномерной – пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.

Для масляных работ применяют различные инструменты: кисти, валики, шпатели, линейки.

Кисти изготовляют из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти (рис. 102, а ) имеют ширину до 200 мм, толщину 45…65 мм и длину волоса 100 мм. Макловицы (рис. 102, б ) – это плоские кисти шириной 25…100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесённой краски.

Филеночные кисти (рис. 102, д ) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест.

Ручник и флейц (рис. 102, в, г ) – это универсальные кисти, чаще всего применяемые при окраске поверхностей масляными красками и эмалями.

Торцовки (рис. 102, е ) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесённой кистью.

Для окрашивания больших плоскостей (потолков, стен) применяют валики (рис. 103). Валиками можно нанести более ровный, чем кистью, слой краски, а также выполнить малярные работы с большей производительностью. Изготовляют валик из меха или поролона.

Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т. д. (см. рис. 98).

Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.

Качество окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть недостаточно сильно, то краска ложится узкими штрихами или полосками. При слишком сильном нажиме на кисть с неё стекает краска.

Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем – вертикально от потолка к полу (рис. 104). При окрашивании потолка штрихи последнего слоя проводят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ровным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета – филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету (рис. 105).

Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям ещё больший блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.

Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты . Трафареты изготовляют из плотной бумаги. На неё наносят рисунок и вырезают его острым ножом. Чтобы узоры не вываливались, между ними оставляют соединяющие мостики (полоски бумаги). Для каждого цвета делают свой трафарет (рис. 106).

Рисунки по трафарету выполняют вдвоём. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности останется точная копия рисунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок.

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в ёмкость с краской.

Малярные ремонтно-строительные работы в жилых и административных зданиях выполняют маляры. Они должны хорошо знать технологию выполнения малярных работ, уметь пользоваться красками и эмалями различного состава, владеть малярными инструментами, правильно подбирать цвета при окраске помещений, соблюдать правила безопасного труда.

Правила безопасной работы

    Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.

    При окраске поверхностей проветривать помещение.

    Не касаться загрязнёнными краской руками лица и предметов одежды.

    Не оставлять в помещении испачканные краской тряпки.

    Не наклонять лицо близко к ёмкости с краской.

    По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

    Фронтальный опрос по новому материалу.

    Какие работы называют малярными?

    Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?

    Что такое олифа? Где её используют?

    Чем отличается эмаль от лака?

    Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

    Какие инструменты применяют для малярных работ?

    Что такое флейц?

    Как изготовить трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

    Практическая работа.

Изучение технологии малярных работ

    Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите в рабочую тетрадь назначение каждого инструмента.

    Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).

    Изготовьте трафарет в виде бордюра для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с его помощью рисунка на лист рабочей тетради.

    Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.

    Итог урока.

    Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется отметка. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.

    Домашнее задание. 1) Ответить на вопросы, приведённые в конце § 31 учебника (с. 115).

    2) Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения школьной мастерской.

Технология выполнения высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными составами состоит из нескольких последовательных операций. Тщательное выполнение, которых позволяет считать данную отделку высококачественной.

Это операции: очистка поверхности, сглаживание, расшивка трещин, огрунтовка, частичная подмазка, шлифовка, первое сплошное шпатлевание, шлифовка, второе сплошное шпатлевание, шлифовка, огрунтовка с подцветкой. первое окрашивание, второе окрашивание, торцевание.

Очистка удаление пыли, грязи, брызг потёков с поверхности металлическими шпателями скребками или механизированным способом. (Рис.1).

Сглаживание (выполняется только по оштукатуренной поверхности)- обработка поверхности лещадью пемзой куском древесины. Устранение погрешностей неснятых при очистке.

Расшивка трещин производится ножом или самим шпателем с целью предотвращения её дальнейшего распространения, (рис.3).

Огрунтовка – предварительное нанесение грунтовочных составов на поверхность. Осуществляется кистями. Валиками краскопультом. Состав наноситься на поверхность, потом растушевывается в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. (Рис.4)



Частичная подмазка – осуществляется с целью ликвидации впадин и дыр, образованных во время расшивки трещин, чтобы выровнять поверхность, (рис 5а). Осуществляется при помощи шпателя приёмом «ёлочка». Шпатлёвка наносится под углом 45градусов оси трещины с одной и другой стороны. Заполненная трещина приглаживается шпателем, (рис5б).

Шлифовка подмазанных мест – осуществляется с целью ликвидации на поверхности выступающих следов предыдущей подмазки пред нанесением сплошного слоя шпатлёвки. Чтобы она легла, ровно и гладко на поверхность. (Рис 6). При выполнении этой операции используется брусок, пемза. Шлифование осуществляется круговыми и вертикальными движениями. Данная операция осуществляется только после полного высыхания шпатлёвки.

Первое сплошное шпатлевание поверхности – вручную выполняется и разравнивается шпателем. Маляр набирает шпатлёвку на вспомогательный шпатель. Затем переносит её на основной шпатель и наносит её на поверхность вертикальными движениями, при чём край каждого следующего слоя перекрывает предыдущий. (Рис 7).

После высыхания слоя шпатлёвки производится его шлифовка, а затем производится второе сплошное шпатлевание, с целью окончательного выравнивания поверхности. Затем и этот слой шпатлёвки так же шлифуется после высыхания. После шлифовки второго слоя шпатлёвки поверхность грунтуют с подцветкой, добавляя в грунтовку цвет будущего покрытия. Приёмы нанесения данной грунтовки такие же что и при первой огрунтовке.

После высыхания данного слоя приступают к первой окраске. (Рис8).

При окраске поверхностей валиками производиться предварительная отводка труднодоступных мест (углов стыков и др.) кистью. После нанесения окрасочного состава предварительно заколерованного на поверхность осуществляется его вертикальная растушевка. Валик равномерно передвигается по всей поверхности плавными движениями, при чём каждый последующий слой перекрывает предыдущий.

После высыхания первого слоя краски производиться нанесение второго слоя.

В некоторых случаях при выполнении высококачественной окраски применяют торцевание поверхности – что бы поверхность стала матовой, лишённой блеска и шероховатой. Торцевание осуществляется щётками торцовками по свеженанесенному второму слою краски щётками торцовками в двух направлениях под углом 45 и 90 градусов. Держа торцовку перпендикулярно поверхности. Рис 9.

Делается это для увеличения срока их службы и создания привлекательного внешнего вида, а также, и не в последнюю очередь, для улучшения в помещении санитарных условий. Например, в различных государственных учреждениях, школах или больницах в обязательном порядке ежегодно осуществляется проведение малярных работ.

Малярные работы выполняются с применением современных красок или их смеси разного состава и цветов, преимущественно на масляной, но иногда и на водной основе. При использовании водных составов возникает потребность в связующих материалах, таких как известь, стекло, клей или цемент, тогда как для неводных составов понадобятся олифа разных видов либо же синтетические или натуральные смолы.

Малярные работы осуществляются с помощью масляной, известковой, эмалевой и клеевой краски, а также различных лаков. Подавляющее большинство лакокрасочных изделий можно приобрести в специализированных магазинах, а некоторые составы - приготовить в домашних условиях.

В ходе выполнения малярных работ понадобятся растворители, такие как уайт-спирит (белый спирт) или ацетон, разбавители краски, а также дополнительные смеси - грунтовка, смазочная паста, шпатлевка.

Несмотря на кажущуюся простоту производства малярных работ и приготовления красок, техника окрашивания предметов и нанесения на них покрытий развивалась и специализировалась медленно, в течение длинного периода времени. Одновременно с экономическими разветвлениями промышленности усложнялась и техника окрашивания, изменялась в зависимости от цели, для которой она предназначалась. Так, например, тонкая глазурь, грубая штукатурка и прозрачная лаковая краска — все они в техническом отношении отстоят далеко друг от друга.

Такое разнообразие окрасок происходит потому, что в различных случаях практики окрашиванию предъявляются особые требования. Так, окраска фасада дома должна противостоять совершенно другим влияниям, чем таковая же окраска внутренних помещений того же дома.
Далее, различие требований находится в зависимости также и от того, придется ли впоследствии мыть краску или же она не будет подвергаться никакой механической чистке. Находится ли окрашиваемый предмет в сухом или в сыром помещении и какого рода эта сырость. Осаждается ли она из более теплого воздуха или же прямо испаряется. Кроме того, обладает ли эта сырость нейтральными свойствами или же действует химически, растворяя, разъедая, или обмыливая окраску, или осаждая на ней посторонние вещества. Так же точно при окраске должно быть принято во внимание, будет ли окрашивание в виде пористой массы или же требуется сделать покрытие, непроницаемое для воды и газов. Должна ли краска быть матовой или глянцевитой. Наконец, требования, предъявляемые к окраске, очень зависят и от многих побочных вопросов: должна ли окраска выдерживать температуру выше или ниже нормальной, быть огнеупорной и до какой степени.

Таковы в общих чертах наиболее часто встречающиеся требования, предъявляемые к различного рода окраскам. Они относятся только к самой технике окрашивания и почти вовсе не касаются эстетической стороны. В последнем отношении также может быть выставлен целый ряд требований вроде практического выбора цветов, имеющих значение не только при отделке внутренних помещений, фасадов зданий, окраски машин и проч.

Различные требования, предъявляемые к окраскам, влекут за собою и разнообразие видов окрасок и материалов, из которых они делаются.

Малярное искусство в своих произведениях или подражает природе, или же создает контрасты с нею. Природа вообще не знакома с однообразием и однородностью; воспроизводя их, малярное искусство воспроизводит контрасты. Здесь весьма важным условием является мягкость тона, изящные переходы тонов, чем и обуславливается приятное впечатление, производимое на зрителя.

Все встречающиеся в природе цвета можно свести к трем основным: красному, желтому и синему, тем не менее не все цвета можно из них получить, так как краски, которыми мы располагаем, не бывают идеально чистыми в экономическом и оптическом отношении. Так, например, прекрасный цвет кармина не может быть достигнут смешением киновари с лазурью. Чистый темно-синий цвет никогда не получится из голубого и черного.

Положим, что у нас имеется круг, разделенный на три равные части, из которых одна окрашена красным цветом, другая — желтым и третья — синим.

Каждую из этих частей можно разделить на две, так, от смешения желтого с синим получится зеленый цвет; красного с синим — фиолетовый, красного с желтым — оранжевый.

Все эти цвета, в свою очередь, могут быть подразделены каждый на два: фиолетовый цвет может быть красно-фиолетовым, если в нем преобладает красный, и сине-фиолетовым при преобладании синего цвета.

Воспроизведенные таким образом цвета (тона) покажут нам дополнительные цвета, которые будут расположены друг против друга на протяжении диаметра.

Если смотреть на небольшой четырехугольник красного цвета на белом фоне, то нам будет казаться, что он имеет зеленоватые контуры; если взять желтый четырехугольник, то контур будет казаться синеватым; зеленый дает бледно-красные контуры; синий — красно-желтые и черный — белые контуры. Затем, если после продолжительного и пристального взора быстро перевести глаза на белый фон, то мы увидим четырехугольник того цвета, которым нам казались окрашенными его контуры.
Следовательно, вместо красного четырехугольника мы увидим зеленый; вместо желтого — голубой и т. д.

Такие цвета называются дополнительными; таким образом, два цвета, друг друга дополняющие, поставленные рядом, взаимно уничтожают цветные лучи, которыми каждый из них в отдельности был окружен, и потому выделяются более резко. Если краски по своей яркости неодинаковы, то темная будет казаться еще темнее, а светлая — еще светлее. Изменения соприкасающихся цветов зависят от игры дополнительных цветов с соприкасающимися.

Объясним это примерами.

Красный и синий. Дополнительным цветом красного будет зеленый, и потому синий цвет становится темнее при соседстве с красным; красный же становится желтоватым, ибо дополнительный цвет синего — оранжевый.

Красный и желтый. Красный своим дополнительным зеленым цветом превращает желтый в желто-зеленый; желтый же своим дополнительным фиолетовым цветом превращает красный в фиолетовый.

Желтый и синий. Дополнительным цветом желтого фиолетовый превращает ярко-синий цвет в индиго; дополнительный же синего — оранжевый — превращает желтый цвет в оранжево-желтый и т. д.

Все основные цвета в прикосновении с белым выигрывают, ибо их дополнительные цвета смешиваются с белым, отчего краски становятся яркими и блестящими. Однако на белом фоне производят более приятное впечатление светлые краски, как например светло-голубая, розовая и проч., ибо основные цвета синий, красный и другие образуют с белым резкий контраст.

Черный фон одинаково пригоден для темных и светлых ярких цветов. Очень красиво выступают на нем цвета: красный, розово-красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый и синий; менее красиво выступает на черном фиалковый цвет.

По причине соединения с темными цветами, как например синим и фиолетовым, дополнительными цветами которых будут оранжевый и желто-зеленый цвета, черный теряет силу.

На различных фонах этот цвет получает следующие изменения: на красном фоне он представляется темно-зеленым; на желтом — бледно-фиолетовым; на оранжевом — сине-черным; на зеленом — красновато-серым и на фиолетовом — желто-зелено-серым.

Серый фон может видоизменяться так: под влиянием красного он становится зеленоватым; под влиянием желтого — си-не-фиолетовым; под влиянием оранжевого — голубоватым, зеленого — красноватым и синего — оранжевым.

Все эти наблюдения доказывают, что впечатление, производимое красками, составляет результат смешения одной из них с дополнительным цветом последней. Таким образом, зная впечатление, производимое этим дополнительным цветом, можно комбинировать цвета и заранее определить впечатление, которое произойдет при таковой комбинации.

Технология выполнения малярных работ

Подготовка поверхности

Прежде чем приступить к окрашиванию любой поверхности, ее следует правильно подготовить.

Гипсовые, бетонные или предварительно оштукатуренные стены сначала очищают от пыли. Затем поверхность выравнивается с помощью наждачной бумаги или пемзы, устраняются различные дефекты и шероховатости. Если имеются трещины, их необходимо углубить на нескольких миллиметров. Углубленную трещину смачивают водой, после чего обрабатывают шпатлевкой или гипсовым раствором. Полученную поверхность разравнивают с помощью терки.

Деревянную поверхность нужно очистить от грязи, а также удалить пробки, сучки и засмолы. Пробки удаляются путем врубки на 3-5 мм. Нужно также расчистить щели и трещины. Если пренебречь этой рекомендацией, при усыхании древесины сучки выступят на поверхности в виде бугорков. Аналогичным образом дело обстоит и с засмолами. Более того, из-за этих дефектов краска будет разрушаться изнутри.

Перечень подготовительных операций для поверхности, которая уже подвергалась окрашиванию, зависит от ее состояния и вида, а также сохранности краски.

Если исходное покрытие и штукатурка хорошо держатся, достаточно промыть поверхность 2%-м раствором соды. В местах, где масляная краска ослабела, ее необходимо соскоблить. Если старая краска потрескалась и удалить ее не получается, поверхность следует обработать специальной смывкой, которая поможет снять краску. Через определенное время после нанесения смывки (от получаса до 2 часов) краска размягчается и ее можно без труда снять шпателем. Слой старой краски также можно удалить с помощью паяльной лампы, специального фена, а также используя утюг, предварительно защитив его подошву алюминиевой фольгой, чтобы не испортить.

Деревянную поверхность, на которой остался слой прежнего покрытия, перед очередной покраской необходимо промыть 2%-м раствором соды и теплой водой. После этого поверхность рекомендуется зачистить с помощью пемзы, смешанной с водой. Если на исходным красочном слое есть отставания, трещины, отслаивания и другие повреждения, старую краску обязательно нужно удалить вплоть до самого деревянного основания. Зачищенные от краски места необходимо обработать олифой, шпатлевкой и грунтовкой.

Металлические поверхности и отделку фасада следует очистить от ржавчины и краски, которая потеряла привлекательный внешний вид. Для выполнения этой работы понадобятся скребок, шпатель, металлическая щетка или наждачная бумага. Кроме того, поверхность, подлежащую окрашиванию, нужно очистить от грязи, следов штукатурного раствора и других остатков строительных работ.

Поверхности, предназначенные для окрашивания эмалевой или водоэмульсионной краской, подготавливаются так же, как и перед работой с масляной краской.

Поверхность, на которой остались следы прежней краски, например масляной, можно покрыть водоэмульсионной краской. При этом необходимо оставить слой только той краски, которая хорошо держится на исходном материале.

Прежде чем приступить к окрашиванию древесины эмульсионной краской, произведенной в Швеции или Финляндии, необходимо предварительно поверхность очистить от смолы. Для этого древесину следует несколько раз протереть 10% -м раствором кальцинированной соды, температура которого не должна превышать 50-60 °С. Затем поверхность необходимо промыть теплой водой.

Если на поверхность был нанесен известковый состав, необходимо ее внимательно осмотреть и при необходимости удалить следы побелки. Плотный слой старой побелки обильно смачивают водой температурой до 70 °С, а когда он промокнет, шпателем удаляют краску и промывают поверхность водой.

Если поверхность подвергалась отделке с помощью клеевой или меловой краски, не рекомендуется повторно наносить на нее клеевой состав. Это объясняется тем, что свежая краска будет оттягивать уже существующий слой и в результате станут отслаиваться и старый, и новый слои.

Очистить поверхность от слоя старой краски можно «насухо», но допускается и использование горячей воды. В последнем случае лучше воспользоваться кистью, которая будет хорошо смачиваться. Далее старую клеевую краску снимают шпателем или скребком.

Для подготовки поверхности к покрытию казеиновой или силикатной краской используется 2-3% -й раствор соляной кислоты. Взаимодействуя с мелом, соляная кислота позволяет без труда снять старую краску скребком или шпателем.

Грунтование поверхности

Одним из самых важных этапов малярных работ является грунтование поверхности. Проводится оно для того, чтобы закрыть поры, которые, как правило, присутствуют на поверхности любого материала, особенно дерева.

Грунтовка также обеспечивает более крепкое сцепление краски с основой.

Обычно грунтовка осуществляется один раз, иногда в несколько слоев. Перед нанесением следует убедиться, что поверхность сухая. Грунтовка наносится кистью, после чего тщательно растушевывается.

Прежде чем приступить к нанесению следующего слоя грунтовки или шпатлевки, необходимо убедиться, что слой грунта хорошо просох.

Для грунтования поверхности под эмалевую или масляную краску используется чистая олифа. Для удобства, а именно чтобы можно было увидеть незагрунтованные участки, в нее допускается добавить немного краски, которой затем будет окрашена поверхность.

Грунтование под известковые краски проводится по влажной поверхности, что увеличивает сцепление краски с основой и повышает стойкость покрытия.

Для обработки таких поверхностей используются соответствующие виды грунтовки. Такой же вид грунтовки, но более жидкой консистенции, применяется для подготовки поверхности под казеиновую или силикатную краску.

Под водоэмульсионные составы выбирается грунтовка, подходящая для работы с краской данного вида.

Однако такая поверхность подлежит предварительной обработке олифой или шпатлевкой. Для работы со шведской или финской краской грунтование не требуется.

Шпатлевание

Следующим этапом после грунтования является шпатлевание поверхности. Оно необходимо для устранения дефектов обрабатываемого материала.

Поверхность подлежит выравниванию с помощью шпатлевки, которая подбирается с учетом типа применяемой краски.

С помощью шпателя на всю обрабатываемую поверхность наносится ровный слой шпатлевки, которую после ее полного высыхания необходимо зачистить и еще раз прогрунтовать.