Осень - время, когда у детей не только начинается учеба в школе, но и возобновляются занятия в любимых . Как распределить время ребенка так, чтобы дополнительные занятия ему были на пользу? Как и когда выбирать с малышом увлечение по душе? Об этом портал «НН-мама» побеседовал со специалистом по профориентации, нейропсихологом, гештальт-терапевтом, логопедом-дефектологом Центра психологической помощи "Отражение" Аленой Сердюк.

Возраст имеет значение

По словам Алены Сердюк, до трехлетнего возраста лучшее времяпровождение для малыша - быть с мамой. «Ребенок должен быть ею «накормлен». А вот после этого возраста, пожалуйста, можно осваивать и новые обстановки, и новых людей, - говорит нейропсихолог, - Старайтесь в выборе кружка или секции поддерживать сильные стороны ребенка, чтобы малыш рос в «ситуации успеха», но и, видя слабые моменты, - стремитесь их подкорректировать. Например, у ребенка плохо развита речь - выберите секцию конструирования. Развитие мелкой моторики и пространственного мышления «подтянет» речь. Слышите, что малыш останавливается у телевизора или магнитофона и слушает песни, пританцовывает, возможно, у него есть тяга к музыке. Проверить эту версию вам всегда помогут специалисты, занимающиеся профориентацией и преподаватели в музыкальной школе».

Ваш ребенок – какой он?

Профориентация ребенка сегодня возможна с трехлетнего возраста, но нужно понимать, что лучше родителей его никто не знает. Поэтому важно трезво оценить темперамент малыша, его активность и любознательность. Часто спокойным домашним детям достаточно одной секции, но гиперактивных, подвижных ребят можно «нагрузить» сверх этого.

«Понаблюдайте, как малыш себя ощущает: веселый ли он, с радостью ли идет в садик или школу, спит спокойно, не склонен к раздражительности? Если на эти вопросы вы даете утвердительные ответы, значит, режим отдыха и загруженности ребенка найден, - считает Алена Сердюк, - Если он с легкостью посещает одну секцию и остается еще время и желание ходить куда-то еще - это прекрасно! Значит, у вашего ребенка много энергии и сил. Пусть будет еще один кружок».

При этом нейропсихолог предупреждает, что посещение трех и более кружков в любом возрасте - это много. Дети не успевают глубоко понять и прочувствовать дело, которым они занимаются, и получить удовольствие от процесса. Во взрослом состоянии обычно такие люди часто меняют работу, увлечения, никак не могут остановиться на чем-то одном.

«Не «расплескивайте» желания ребенка, помогите ему выбрать что-то одно, - говорит Алена Сердюк, - Нет единого рецепта, которым можно было бы воспользоваться, чтобы «накормить» детей знаниями и умениями, и еще удовлетворить наши родительские амбиции. Если малыш доволен, бодр и весел, значит, все с нагрузками рассчитано правильно!»

Обозначьте свои цели


При начале посещения кружка важно проговаривать с ребенком любого возраста, что у этого процесса, этих занятий, есть начало и конец. И без веской причины (состояние здоровья, переезд в другой район) желательно не бросать начатое. Пусть вы побольше времени потратите на выбор секции, но не будете пропускать и завершите ее.

«Если уж вы видите, что ребенку совсем разонравилось, сменились увлечения, педагог - не настаивайте, меняйте. Этим вы учите его гибкости, - говорит нейропсихолог, - Но обязательно завершите отношения: вместе с сыном или дочерью попрощайтесь с ребятами из секции, с руководителем, скажите теплые слова. Так у ребенка приобретается опыт «ставить точку», после которой можно начинать новое».

Родителям чемпионов


Иногда мамы и папы хотят вырастить из своего чада чемпиона любой ценой. Хорошо, если ребенку понравится их выбор, и он готов воплотить в жизнь родительские амбиции. Но часто дети начинают жаловаться и плакать, выражают нежелание ходить на ненавистную секцию. Это свидетельствует о том, что они устали от непомерной нагрузки или просто не имеют тяги к выбранному для них занятию.

Что же делать, если вы из тех родителей, которые точно знают, в какой области ваш ребенок станет лучшим? Алена Сердюк советует: «Если вы ставите серьезные цели, обсудите их с ребенком. Проговорите, чего вы ожидаете от его посещений данной секции с самого начала, чтобы он был готов морально к серьезным нагрузкам и для него это не стало неожиданностью. Честно признайтесь, что хотите, чтобы он стал хоккеистом, как папа, или художницей, как мама. Объясните, что готовы прилагать все усилия, тратить деньги и силы, пропускать школу, чтобы ребенок добился успеха на выбранном вами поприще!»

Музыкальная школа или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или боевые искусства? Подобные муки выбора - не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования. Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей... Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании объясняет, на что нужно обратить внимание, выбирая кружки и секции для ребенка.

Зачем ребенку секция бокса или театральный кружок?

Это первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить. Опросы показывают, что есть три основных вектора выбора дополнительных занятий для ребенка:

  • Для общего развития
  • Для успехов и достижений
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.

Иногда это тревожит родителей: им кажется, что интересы ребенка изменчивы и непостоянны, и он не доводит дело до конца. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то именно разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители и подбирают дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками. Данный путь часто выбирают родители - профессиональные музыканты (художники, спортсмены) или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор - возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе в зависимости от стиля семейного воспитания.

Дополнительное образование существует для того, чтобы:

  • ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
  • у ребенка была возможность почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности;
  • ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
  • семья и общество были спокойны, что дети под присмотром, заняты интересным и полезным делом.
Ребенок посещает кружки и секции потому, что то, что он там делает, ему интересно!

Где найти дополнительные занятия для детей?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае подойдут кружки в школе, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Основная задача в этом случае - заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший к какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей - время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать "дополнительными": они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет.

Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу - бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип - "Не навреди!". Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка - то с логопедом; если в творческую студию - то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как записать ребенка в кружки и секции?

Когда стратегические задачи выбора решены, нужно предпринимать тактические меры. В первую очередь посетить дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах.

Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) - в ознакомительных целях, и в конце учебного года (апрель) - чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша загорелись глаза, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация "из первых рук" не сравнится ни с какой рекламой.

С началом учебного года многие родители задумываются, в какие кружки и секции записать ребенка. Тут важно не ошибиться с выбором и учесть склонности чада к тем или иным занятиям.

Крайне важно, чтобы нагрузка в кружке или секции соответствовала темпераменту, возрасту и способностям ребенка.

Выбирая кружок или секцию, важно обратить внимание на следующие нюансы:

Шаговая доступность. Учитывайте, что вам придется водить ребенка на занятия и забирать его. Перспектива ехать через весь город не обрадует ни одного родителя. Да и ребенок может сильно устать в пути.

Желания ребенка. Безусловно, важно учитывать желания малыша: если он хочет петь, нет смысла вести его на танцы. Но стоит отметить, что некоторые дети не могут определиться со своими предпочтениями - в принципе они бы были не против занятий и в спортивной секции, и в кружке по актерскому мастерству. Родителям нужно проявить инициативу и помочь ребенку сделать выбор, учитывая его возраст и способности.

Если ребенок, посетив несколько занятий в кружке или секции, отказывается туда ходить, поговорите с ним, расспросите подробности. Не стоит критиковать его и заставлять посещать кружок насильно. Пусть выберет другой вариант.

Сколько кружков посещать - решать вам, но помните, что у ребенка должно оставаться время и на уроки, и на прогулку. Если на один день выпало два занятия в разных кружках, учитывайте, чтобы чередовались разные виды деятельности: умственная, физическая и творческая.

Компания для ребенка. Если процесс адаптации в новом коллективе у ребенка проходит тяжело, найдите ему компаньона. Поговорите со знакомыми: возможно, кто-то тоже захочет отдать ребенка в ту же секцию.

Личное знакомство с педагогом. Конечно, не надо напрашиваться в гости к преподавателю или приглашать к себе на семейный ужин. Но все же непринужденное общение перед занятием не помешает: вы можете задать педагогу все интересующие вопросы.

Спортивные секции

Фото из архива редакции

Спортивные секции подходят как для мальчиков, так и для девочек. Спортивные занятия формируют у ребенка позитивное отношение к здоровому образу жизни и укрепляют здоровье. Они подходят для гиперактивных детей, которым нужно выплескивать бьющую через край энергию на тренировках.

К слову, если ребенок слишком застенчив, отдайте его в секцию футбола, баскетбола или выберите другие варианты командных игр. Занятия помогут чаду раскрепоститься, он научится работать в команде, да и вообще найдет много новых друзей.+

Также для здоровья очень полезны занятия плаванием, аэробикой или танцами. +

Помните, что некоторые спортивные занятия могут быть довольно травмоопасными: например, гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду.+

Творческие секции


Фото из архива редакции

В таких кружках ребенок может проявить себя, развить творческое мышление. Выбирайте вариант, исходя из склонностей ребенка.

Если ваш малыш эмоционален и артистичен, отведите его в театральную студию или кружок по вокалу.

Усидчивым и спокойным детям подойдут кружки игры на музыкальных инструментах или рисования. Мальчиков могут заинтересовать разнообразные технические кружки, например - судомоделирование или авиакружок. А вот девочки с радостью посещают занятия по рукоделию: это может быть шитье мягких игрушек, бисероплетение, валяние, вышивание.

Детям будет полезно посещение кружка «Юных натуралистов». На занятиях дети не только узнают много полезной информации о представителях флоры и фауны, но и ездят в заповедники, контактные зоопарки, где в прямом смысле прикасаются к миру живой природы.+

Кружки и секции - это отличная возможность для ребенка развить свои навыки, научиться чему-то новому, расширить круг общения. Возможно, в будущем простое увлечение перерастет в профессию и станет делом всей жизни. Главное - сделать правильный выбор.

По материалам wclub.ru

Как правильно выбрать кружок для ребёнка

Каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребёнок развивался интеллектуально, духовно и физически. Но сразу встаёт вопрос: когда, как, и чем, занять своё чадо. Чем старше становится ребенок, тем актуальней перед родителями становится вопрос, в какую секцию отдавать ребенка, чтобы ему было интересно, и что именно принесет пользу для его развития. Некоторые родители ищут развивающие центры и школы для своих малышей, можно сказать с «пелёнок», другие считают, что ребёнку сначала нужно привыкнуть к школе, и лишь потом «нагружать» его кружками, секциями, студиями. И то и другое мнение верно лишь наполовину. Малышу сложно воспринимать большой объём информации, а школьнику, не приученному к каким-либо нагрузкам, даже уроки будут «непосильной ношей». Как же найти оптимальный вариант?
Первое - нужно выяснить, какие развивающие центры есть в вашем городе и каким разнообразием кружков и направлений деятельности могут они похвастаться(спортивные, музыкальные, изобразительные, театральные, танцевальные, языковые, др.). Вы определились с кружком? Тогда сходите туда, разведайте ситуацию на месте лично. Посмотрите на обстановку, поговорите с преподавателем, с детьми, которые там занимаются и с их родителями. Многие кружки и секции предлагают одно ознакомительное занятие бесплатно. Обязательно посетите его вместе с ребенком! Если ребенок останется доволен и Вы сами получили положительные эмоции от своей «разведки» - вперед! Возможно, Вы нашли именно то, что искали и то, что нужно Вашему ребенку! При этом заранее избавьтесь от радужных иллюзий и больших планов в отношении посещений этого кружка. Ведь Ваш ребенок еще маленький и его интересы и желания нестабильны! Третье- если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в какой-либо области, заниматься ему следует тем, к чему у него есть способности и, вдобавок, где ему интересно. Мудрые родители думают и о том, что ребенку пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим , у мальчиков - свой.

Выбор секции для дошкольника - это большая ответственность. Однако, не надо терзаться сомнениями, выбирая кружок или студию для дошкольника, в этом возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, детских объединений (не более двух-трех), поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. В последние годы также стали популярны «Школы раннего развития». В них ждут малышей от 3до 6 лет. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка, не требуют от него особых способностей и талантов, но помогают определить, к какому виду деятельности есть склонности у ребёнка.
Исходя из вышеизложенного, хочется пожелать родителям мудро подобрать режим занятий и отдыха вашего ребёнка. Нагрузка должна быть не более 4 - 8 часов в неделю (в зависимости от возраста ребенка), иначе в один прекрасный момент он категорично откажется от всего. Нужно чтобы у ребёнка осталось свободное время для игр со сверстниками, чтения любимых книг и пр..
Для начальных классов занятия в кружках - это также весело и познавательно. Обычно проводятся занятия в игровой форме, чтоб детям было интересно заниматься, задания не утомляли, а развивали. Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения?

  • Математические способности быстро развиваются в шахматных секциях, секции техника и, как ни странно, музыкальных объединениях и студиях.
  • Занятия по музыке подойдут как для мальчиков, так и для девочек. Здесь усваивается не только математика, но и наращивается словарный запас. Занятия музыкой в детском возрасте способствует активному развитию музыкального слуха ребенка, формированию первых вокальных навыков, развитию речи, а также раскрытию множества других талантов, о которых Вы даже не подозревали!
  • Если вы хотите, чтобы ребенок развивался не только творчески, а и физически, тогда подойдут детские объединения физического воспитания. Они способствуют физическому развитию и координации движений, помогают выработать ребенку настойчивость в своих убеждениях, уверенность, умение защищать себя в любой ситуации, вырабатывается сила воли. К спортивным кружкам относятся: футбол, теннис, разные виды борьбы, плаванье, легкая атлетика и т. д. При выборе спортивной секции ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте состояние здоровья Вашего ребенка, нет ли у него каких-либо заболеваний, при которых занятия тем или иным видом спорта противопоказаны. Если здоровье у малыша в порядке, занятия спортом вам не запрещены, то можно рассматривать следующие секции:
    - групповые спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол, хоккей. - здесь ребенок будет учиться сплоченности, работе в команде, общению.
    - водные занятия будут способствовать укреплению иммунитета.
    - спортивная гимнастика поможет ребенку развить гибкость и терпение.
    - боевые искусства научат управлять своим телом.
  • Для девочек обычно очень интересны хореографические кружки, которые развивают двигательную активность, гибкость, пластичность, красивую осанку и очень помогают преодолеть усталость после сидения днем за партой в школе.
  • Для того, чтоб ребенок усвоил работу с художественными материалами, такими как: краски, гуашь, фломастеры, карандаши, цветная бумага, гербарий и мн. др. , ребенка стоит отдать в художественный кружек. Там ребенок научится творческому воспитанию и отношению к природе и окружающему миру.
  • Как хобби, можно ребенку порекомендовать заняться в вокальной студии, для развития чувства ритма, музыкального слуха и уверенности в себе.
  • Очень хорошо ребенка психологически развивают театральные кружки: хорошо преодолевается страх перед публикой, развивается воображение и самовыражение. Работая в коллективе, дети развивают коммуникативные способности, речь, мимику, а также в процессе творческой деятельности развивается личность ребенка.
  • Девочки часто увлекаются бисероплетением, наверно обращали внимание на школьную моду: разноцветные браслетики из бисера на руках. Этому учат детские объединения прикладного творчества. Эти кружки обязательно разовьют у девочки терпение, усидчивость, различные творческие способности и зрительную координацию, прививается отличный эстетический вкус, чувство прекрасного что очень понадобится в будущем.
  • Дошкольные кружки общего воспитания детей дошкольного возраста помогают приобрести навыки общения, развить заложенные природой способности и приобрести новые знания, необходимые в ближайшем школьном будущем.

Важные моменты, которые следует учитывать

при выборе дополнительных занятий:

  • Во-первых, следует определить конечную цель занятий в данном кружке - вы хотите максимально развить у своего ребенка некоторые способности или просто организовать его досуг и дать возможность эмоциональной разгрузки? Какой бы ни была Ваша цель - выбор тематики кружка очень важен, старайтесь выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности, наблюдая за его манерой поведения. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Неплохо было бы поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
  • Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне хватит дополнительных занятий по 2час 3 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости, да и разные дети реагируют на нагрузку по-разному. Есть кто ходит в 5 секций одновременно и требует добавки, всегда весел и активен, а есть дети, для которых и два занятия в неделю - много.
  • В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. Расписание занятий в кружке - тоже немаловажный фактор. Рекомендую это согласовать с расписанием уроков ребенка. Выбирайте дни, когда уроков меньше, либо они не такие сложные, чтобы ребенок не был излишне уставшим, иначе посещение кружка может стать для него непосильной дополнительной нагрузкой, а не удовольствием. Хорошо, если занятия в кружке возможны в выходной день, только не выбирайте такое расписание, когда занятия будут только по выходным дням, то есть два выходных будут заняты посещением кружка. Оставьте хотя бы один из выходных полностью свободным для своего ребенка. Ведь ему обязательно нужен отдых.
  • В-четвертых, если дополнительные занятия - это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе. Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания - вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.
  • В-пятых, если ребенку трудно определиться, то пусть он походит в разные кружки, чтобы почувствовать собственную тягу к чему-либо. От вас, мамы и папы, требуется терпение и поддержка Можно сходить на первые занятия кружков и секций для детей вместе с сыном или дочерью и попробовать затем разобраться - хочет заниматься этим ребенок или нет? И что ему дадут эти занятия? В поисках подходящего занятия, не бойтесь менять кружки. Ищите то, что понравится и подойдет именно вашему ребенку. И если ребенок разочаруется - не надо его ругать и упрекать, просто вместе обсудите - почему так вышло и, что именно ему не понравилось.
  • В-шестых, если вы решили выбрать какую-то секцию, то нужно учесть то, что в дальнейшем ребенок будет самостоятельно посещать занятия, поэтому, важно, чтобы секция находилась не далеко от дома. Самым лучшим вариантом было бы расположение кружка возле школы, а еще лучше, в школе. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
  • В-седьмых, выбирая ту или иную секцию, обратите внимание на характер ребенка, его темперамент, ведь кому-то нравиться рисовать, а кому-то играть в шашки. В идеале, выбирая ребенку кружок, неплохо было бы посоветоваться с психологом, чтобы определить потребности ребенка, учитывая его характер, темперамент, психологические особенности.

Если ребенок флегматик - спокойный, уравновешенный человечек, склонен к долгому сидению и увлечению одним делом. Такой ребенок, не способен к быстрому и скоростному реагированию, на ситуацию и поэтому нужно выбирать занятия с максимальной продолжительностью. Для мальчишек подойдет: виды спорта, где нужно добиваться упорства и выдержки - это легкая и тяжелая атлетика, фехтование, верховая езда. Для девочек, дольше всего подойдет аэробика, легкая атлетика, танцы.

Так же, универсальным занятие как для девочек и мальчиков подойдет, музыка и рисование.

Если ребенок меланхолик- его темперамент требует бережного обращения, он раним и впечатлителен, слишком эмоционален. Для таких детей не подойдут соревновательные виды спорта. Для мальчиков, можно подобрать кружки, развивающие строительные и конструкторские способности ребенка. Для девочек- занятие в театральной группе, в них такие дети приобретут уверенность в себе, они избавиться от страха публичных выступлений.

Если ребенок холерик- это маленький почемучка, вечно задающий вопросы обо всем на свете, он не может усидеть на месте, очень стремительный и может в одну минуту заняться 100 делами одновременно, но быстро теряет интерес к ним. К выбору спортивного кружка нужно подойти с осторожностью и выбирать те, где есть соревновательная определяющая и много азарта: стрельба, плавание.

Если ребенок сангвиник- очень послушный и покладистый, помогает родителям и близким. Но есть и негативное в таком поведении - очень забывчив и не способен распланировать время. Для мальчишек подойдут виды спорта, требующие командной игры, девочкам - танцы, гимнастика и плавание. Иностранные языки, кружок журналистики или фотографии - лучший выбор для такого ребенка. Если Вы определились с выбором кружка ребенку, то не забудьте спросить мнение ребенка.

Важно знать и некоторые особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка:

1. Ребенок активен, без стеснения высказывает собственное мнение и рвется в драку, чтобы его доказать? Его раздражает проигрыш, который зависит еще от кого-то? Для маленького индивидуалиста стоит выбрать вид спорта или кружок, где ребенок сможет добиваться индивидуальных высоких результатов, и все внимание тренера или преподавателя будет безраздельно посвящено ему. Любой одиночный вид спорта или кружок, позволяющий прийти к конечной цели, рассчитывая исключительно на собственные силы, выработает в ребенке ответственность, упорство и целеустремленность.

2. Ребенок дружелюбен, с одинаковой радостью выбирает как активную, так и пассивную роль в игре, и главное для него - не победа, а участие? В данном случае стоит выбрать кружок для ребенка, развивающий общение внутри социума. Любые командные виды спорта или кружки станут для такого ребенка незаменимым опытом и разовьют такие замечательные качества, как сопереживание, дружелюбие и стремление к коллективной победе.

3. Ребенок в любой игре «примеряет» на себя роль лидера, имеет возможность сплотить вокруг себя сверстников и увлечь их общей целью? Выбрать кружок для ребенка, одаренного такими способностями, следует, исходя из наличия в данном кружке или виде спорта места капитана команды, командира группы, ответственного за стенд или помощника педагога. Рано или поздно такой ребенок займет в маленьком социуме лидирующую позицию, главное, чтобы данный кружок предполагал ее наличие. В этом случае можно не сомневаться, что маленький лидер в дальнейшем станет прекрасным организатором, обладающим ответственностью, трудолюбием и коммуникабельностью.

4. Ребенок тих, застенчив, соглашается с любой ролью, которую подбирают для него сверстники и рад уже тому, что его просто приняли в игру? Это самый трудный вариант. С одной стороны, родители могут пытаться развить в ребенке «бойцовские» качества, отдавая его в боевые спортивные секции или кружки, где преподаватель попробует «вскрыть» раковину, в которую прячется ребенок. В некоторой степени это может оказаться полезным и научит ребенка отстаивать собственное мнение вне зависимости от одобрения окружающих. Однако выбирать кружок для ребенка, имеющего такой характер, следует особо осторожно. Здесь главное - не переусердствовать. Качества бойца пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни, но такой выбор может войти в конфликт с внутренним миром малыша и вызвать агрессивное неприятие навязываемого кружка, что приведет к еще большему закрытию «внутри себя» и потере контакта с окружающими.

5. Легковозбудимым, а также гиперактивным деткам подойдут такие занятия, как вышивание, бисероплетение или лепка. Они помогут развить пространственное мышление, вкус и мелкую моторику.

  • В - восьмых, Здоровье вашего ребенка также играет важную роль при выборе секции, поэтому, если у вашего малыша отменное здоровье, то перед вами открыты все двери кружков, если же у вас есть какие-то ограничения, то и здесь переживать не стоит, ведь и для вашего ребенка обязательно что-то найдется.
  • В- девятых, немаловажно разузнать и о дополнительных тратах, которые вы можете понести во время посещения ребенком того или иного занятия. Этими тратами могут быть покупка костюмов на выступление, покупка инвентаря, оплата поездок в другие города и регионы и тому подобное. Вы должны знать, что вас будет ожидать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.
  • В - десятых, есть родители, которые говорят, что дополнительные посещения кружков не нужны, они ничего не могут дать ребенку, это только лишняя трата денег, однако это не так. Если родители правильно выберут секцию и ребенок с радостью будет на нее ходить, то он получит новые ощущения, приобретет новых друзей, проявит себя, во время занятий раскроется потенциал у ребенка, ребенок научится планировать свое время.

О кружках можно говорить бесконечно, каждый из них направлен на развитие ребенка, на его самоутверждение в жизни, на организацию досуга. Если у ребенка есть способности, их обязательно нужно развивать. Задача родителей состоит в том, чтобы открыть перед малышом безграничные просторы жизни, дать возможность «найти себя», не мешая ему оформить выбор, который ребенок сделает исключительно самостоятельно. И согласитесь, лучше, если чадо будет большую часть свободного времени посвящать полезному увлекательному хобби, нежели просмотру телевизора или игре на компьютере.

Основное назначение кружков и секций для детей — организация детского досуга и развитие каких-либо способностей и навыков у ребенка. Выбирая, куда же отдать своего ребенка заниматься, нужно принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, следует определить конечную цель занятий в данном кружке – вы хотите максимально развить у своего ребенка некоторые способности или просто организовать его досуг и дать возможность эмоциональной разгрузки? Какой бы ни была Ваша цель – выбор тематики кружка очень важен. Непременно посоветуйтесь по этому вопросу со своим ребенком, выслушайте его пожелания и учтите интересы. Возможно, он уже выбрал какой-то кружок для посещения. Или ему интересна какая-то конкретная тематика кружка – значит следует подобрать подходящий.Возможно, он хотел бы ходить туда же, куда ходит его лучший друг.

Частенько, дети сами не могут определиться в своих желаниях. Помогите ребенку советом, но не будьте при этом излишне категоричны. «Или ты пойдешь в этот кружок или никуда!»- это не способ решения вопроса.
Если Ваш ребенок очень настойчив в своем желании посещать какой-то конкретный кружок – уступите ему, дайте шанс убедиться в правильности (или ошибочности) своего выбора. И если ребенок разочаруется – не надо его ругать и упрекать, просто вместе обсудите – почему так вышло и, что именно ему не понравилось.
При выборе спортивной секции ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте состояние здоровья Вашего ребенка, нет ли у него каких-либо заболеваний, при которых занятия тем или иным видом спорта противопоказаны. Ведь спортивная секция предполагает дополнительные физические нагрузки, которые могут быть вредными и, даже, опасными для Вашего ребенка.

Немаловажна при выборе кружка – стоимость занятий. Выбирайте такой кружок, занятия в котором не станут для Вас непосильной финансовой ношей. Ведь на самом деле, как показывает практика, баснословно дорого – не всегда очень хорошо и высокая цена не всегда соответствует высокому качеству занятий.
При выборе кружка или секции важно учитывать их удаленность от Вашего дома. Ведь если он будет находиться на другом конце города, то каждое посещение грозит обернуться для Вас настоящей проблемой. Учитывайте возраст Вашего ребенка и уровень его самостоятельности. Сможет ли он сам добираться до места занятий или это будет возможно только в Вашем присутствии?

Расписание занятий в кружке – тоже немаловажный фактор. Рекомендую это согласовать с расписанием уроков ребенка. Выбирайте дни, когда уроков меньше, либо они не такие сложные, чтобы ребенок не был излишне уставшим, иначе посещение кружка может стать для него непосильной дополнительной нагрузкой, а не удовольствием. Хорошо, если занятия в кружке возможны в выходной день, только не выбирайте такое расписание, когда занятия будут только по выходным дням, то есть два выходных будут заняты посещением кружка. Оставьте хотя бы один из выходных полностью свободным для своего ребенка. Ведь ему обязательно нужен отдых. Пускай он побездельничает, пообщается с друзьями, да и Вам нелишним будет побыть с ним вместе дома, погулять в парке, сходить в кино!

Итак, Вы определились с кружком. Очень советую – сходите туда, разведайте ситуацию на месте лично. Посмотрите на обстановку, поговорите с преподавателем, с детьми, которые там занимаются и с их родителями. Многие кружки и секции предлагают одно ознакомительное занятие бесплатно. Обязательно посетите его вместе с ребенком! Если ребенок останется доволен и Вы сами получили только положительные эмоции от своей «разведывательной» деятельности – вперед! Возможно, Вы нашли именно то, что искали и то, что нужно Вашему ребенку!
Но прошу Вас! Заранее избавьтесь от радужных иллюзий и больших планов в отношении посещений этого кружка. Ведь Ваш ребенок еще маленький и его интересы и желания так нестабильны! Вполне возможно, что через какое-то время от начнет проситься в другой кружок, а сюда станет ходить только «из-под палки» — не ругайте его. Ведь только в поиске и пробах рождаются настоящие способности и умение.
Помогите своему ребенку найти себя в нашем таком огромном мире и он не раз скажет Вам спасибо за заботу и понимание!
/по материалам сайта