Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

Задание 1.

Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

Задание 2.

Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

Задание 3.

Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

Голубое небо

Соленый соль

Красивая роза

Красивый ромашка

Большая стакан

Серебристый роса

Колючий елка

Горячий чай

Горький горчица

Душистая сирень

Голубая цветы

Белый облака

Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

г.Санкт-Петербурга

Коррекционно-развивающее направление


Конспект индивидуального занятия по теме:

«Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

Составила:

учитель

Щеголева Е.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные :

  1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
  2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  3. развитие логического мышления.
  4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
  5. закрепление умений словообразования прилагательных.

Воспитательные:

1 Воспитание интереса к учебному процессу.

2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

3 Воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное).

II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

1) Закрепление знания об имени прилагательном

Из данных слов выбери только прилагательные:

Солнце яркое светит

Лист узкий падает

Морковь пушистый лежит

Сок зрелая налить

Кот интересная растет

С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

2) Составление словосочетаний

Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

Солнце яркое

Лист яблочный

Морковь пушистый

Книга осенний

Сок зрелая

Кот интересная

Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

3)Составление предложений

- Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

На грядке было много... моркови. (зрелая)

В магазине продают … сок. (яблочный)

На крыльце лежал … кот. (пушистый)

С дерева упал…лист. (осенний)

На небе светит …солнце. (яркое)

Девочка прочитала … книгу. (интересную)

III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Определи род и число прилагательных:

Солнечный луч Доброе сердце

Верные товарищи Колючий ёрш

Берёзовый пень Деревянный стул

Летучая мышь Звёздные ночи

Хороший врач Пятнистые олени

Вкусные помидоры - Чистое окно

  1. Игра «Один - много».

Измени число прилагательных

Солнечный луч - Доброе сердце -

Верные товарищи - Колючий ёрш –

Берёзовый пень - Деревянный стул -

Летучая мышь - Звёздные ночи -

Хороший врач - Пятнистые олени –

Вкусные помидоры - Чистое окно –

Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

V. Итог занятия:

О какой части речи говорили сегодня?

Что обозначает имя прилагательное?

Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!


Прилагательные в латинском языке, как и в русском, согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Для того, чтобы согласовать в латинском языке прилагательное с существительным, необходимо:

1. На первом месте записать существительное и правильно определить его род
2. Выбрать в словарной форме прилагательного ту форму, которая соответствует роду данного существительного и расположить ее на втором месте после этого существительного.

Практическое воплощение этих двух положений можно проследить на следующих примерах:

Термин на русском языке

Словарная форма каждого слова

Перевод термина
на латинский язык

ольха красная

ольха - Alnus, i f
красный - ruber, bra, brum

черный плод

плод - fructus, us m
черный - niger, gra, grum

слон индийский

слон - elephas, ntis m
индийский - indicus, a, um

оса обыкновенная

оса - Vespa, ae f
обыкновенный - vulgaris, e

круглая мышца

мышца - musculus, i m
круглый - teres, etis

настурция дикорастущая

настурция - Nasturcium. i n
дикорастущий - silvester, tris, tre

Nasturtium silvestre

хвощ полевой

хвощ - Equisetum, i n
полевой - arvensis, e

Equisetum arvense

Прилагательные используются в биологических номенклатурах прежде всего в качестве видовых определений, а также в субстантивированной форме - в униноминальных названиях семейств, отрядов (порядков), классов и типов (отделов). Следует обратить внимание на то, что в видовых определениях прилагательные нередко теряют своё обычное значение и переводятся по-другому, ср.: orientalis, e - восточный, но: Blatta orientalis - чёрный таракан; esculentus, a, um - съедобный, но Gyromitra esculenta - строчок обыкновенный.

Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

При согласовании прилагательного с существительным нужно:

1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

Примеры согласования прилагательных

1-й группы в Nom . sing .

термин существительное прилагательное

cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

nervus ischiadicus

скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

crista zygomatica

правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

atrium dextrum

Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

Анатомический термин с согласованным определением

В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

Vertebra thoracica Грудной позвонок

Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

Контрольные задания

1. Назовите вид определения.

Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

2. Переведите письменно на латинский язык.

Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.

УРОК 38

Тема урока: “Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде”

Дата: 06.12.2106 г.

Обучающийся: Афанасенков Иван

Класс: 9 (УО)

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель : закрепить полученные знания по данной теме;

Задачи:

1. Формировать умения и навыки определения рода имён прилагательных.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, самостоятельность; активизировать речевую и мыслительную деятельность.

3. Воспитывать любовь к предмету и к учебной деятельности, чувство патриотизма через интерес к советским мультфильмам.

Оборудование : электронная тетрадь, отрывки из мультфильмов.

Ход урока:

Как настроение?

Я надеюсь, что к концу урока оно не испортится, ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-сюрприз. Посмотри на картинку. Что на ней изображено? (Торт)

Кого ты видишь на торте? (Героев мультфильмов)

А как ты думаешь, почему я вдруг начала урок с изображения торта, да ещё с мультипликационными героями?

Может быть, это в честь какого-нибудь праздника?

Да, в этом году студия “Союзмультфильм” отмечает своё 80-летие.

Наш урок будет посвящён этой теме. Каких героев советских мультфильмов ты знаешь и любишь?

Задание 1.

- Ответь, про кого из героев мы можем так сказать:

    Толстый, подвижный, смешной - Карлсон.

    Весёлый, забавный, косолапый - Винни-Пух

    Серый, злой, голодный - Волк

    Глупый, непоседливый, любопытный - Незнайка.

    Длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.

    Зелёный, большой, добрый - Крокодил Гена.

    Лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.

    Красивая, нарядная, воспитанная - Мальвина.

Как называются слова, которые мне помогли описать этих героев? (Прилагательные)

Скажи, какой же будет тема нашего урока, о чём будем говорить? (“Имя прилагательное”)

Правильно. Мы продолжим изучать эту интересную часть речи.

Давай вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? какая? какое? какие?)

От какого слова зависят имена прилагательные? (От имени существительного)

Как ты понимаешь “прилагательные зависят от существительных”? (Стоят в том же числе и роде, что и существительные)

Ну что ж, продолжим работу по изучению имени прилагательного. А помогут нам в этом герои мультфильмов. Послушай и скажи, кто придёт к нам первым.

https://www.youtube.com/watch?v=TCvxXvlCTbY - м/ф “Винни-Пух” (с 0.48 до 1.01)

Задание 2.

Мультфильм “Винни-Пух и все-все-все” был выпущен в 1969 году. Автор сценария Борис Заходер и Фёдор Хитрук. С озвучкой мишки возникли трудности. Как вспоминал режиссёр картины Фёдор Хитрук , при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова ,

но его голос также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки - результат оказался замечательным. Голос попал точно в персонажа. Тот же приём использовали для других героев мультфильма.

Винни-Пуху нужна твоя помощь - он принёс картинки. Посмотри на них и скажи, про какие предметы можно сказать мой? моя? моё?





Запиши слова в таблицу.

Мой

Моя

Моё

Как одним словом назвать все слова, которые мы записали в таблицу? (Слова-предметы или имена существительные)

Что мы определяли у имён существительных? (Род)

Подбери к двум любым существительным прилагательные. Определи их род.

У имён прилагательных тот же род, что и существительных? (Да)

Почему? (Прилагательные имеют тот же род, что и существительные)

Физкультминутка.

- Давай отдохнём. Угадай, с кем ты будешь отдыхать.

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажи мне, как?

(Матроскин из м/ф “Трое из Простоквашино”)

Мультфильм впервые вышел на экран в 1978 году. Автор сценария Эдуард Успенский. Озвучивал Матроскина Олег Табаков (остальных Валентина Талызина, Борис Новиков, Лев Дуров...).

В опросе, проведённом фондом “Общественное мнение” среди жителей России, трилогия «Трое из Простоквашино» поделил третье место с анимационным фильмом «Шрек», второе место занял мультфильм “Маша и Медведь”, 1 место - мультфильм “Ну погоди!”

Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то Матроскин предложил провести игру “Покажи”. Я буду называть прилагательные, а ты будешь показывать их с помощью действий. Например, морской - изобразить руками волны.

Высокий, низкий, широкий, узкий, крылатый, плавательный.

Задание 3.

Третье задание тебе предложит наш следующий гость. Чтобы узнать, кто он, посмотри мультфильм.

https://www.youtube.com/watch?v=TZTjr-DN9xY - м/ф “Малыш и Карлсон” (с 3.23 до 3.52)

Мультфильм “Малыш и Карлсон” был создан в 1968. Автор сценария Борис Ларин. Малыша озвучивала Клара Румянова, а Карлсона - Василий Ливанов.

И здесь озвучить Карлсона помог случай. На его озвучку тоже пробовались многие актёры. А Василий Ливанов часто заходил в группу, в шахматы играл. Сценарист ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Василий Ливанов говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось.

http://learningapps.org/1469208 - упражнение в определении рода прилагательных

Подведение итогов урока.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств разных - знай.

Себе любое выбирай!

Итак, над какой частью речи мы сегодня работали? (Над именем прилагательным)

А что мы определяли у прилагательных? (Род)

Какое слово нам помогает определить женский род? (Моя)

Кто помогал нам сегодня на уроке?

Сколько лет исполняется студии “Союзмультфильм”? (80)

Тебе было интересно?

А как ты работал на уроке? Оцени свою работу.

У меня получилось ____

Я смог ____

Я допускал ошибки, когда _____

За урок я бы себе поставил ___

И героям очень понравилось заниматься вместе с тобой. Они решили подарить тебе воздушные шарики.

- Герои “Союзмультфильма” прощаются с тобой!