Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт им. М. В. Евсевьева»

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра психологии


Контрольная работа по дисциплине

«Общая и экспериментальная психология»

Вариант - 12


Выполнил (а): студент

группы ДЗП-114

Новиченкова Н. А.

Проверила: преподаватель

кафедры психологии

Лежнева Е. А.


Саранск 2015

Введение


Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска, обработки и многого другого.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука. В наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и форм познания.

Цель: Изучить формы и уровни научного знания.

Узнать, что представляет собой научное познание.

Рассмотреть уровни научного познания.

Рассмотреть основные формы научного знания: эмпирические факты, научная проблема, гипотеза, теория, концепция.


1. Научное познание


Научное познание - это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

В большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

Наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

Научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

Научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

Область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.


2. Уровни научного познания


Естественнонаучное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Каждый из них характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.

К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходят накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания.

На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания - научный факт и закон. Закон - высшая цель эмпирического уровня познания - является результатом мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и пр.).

Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются.

К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории. Сюда относятся теория и ее элементы, составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.


3. Основные формы развития научного познания


1 Эмпирический научный факт


Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание.

Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отличается от факта действительности, который представляет собой реальный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительности. При этом научным считается лишь тот факт, который верно отражен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.

Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов.

Факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки. По мере накопления фактов, они всё в большей степени начинают зависеть от выбора теории, в рамках которой рассматриваются.

Факты играют большую роль в науке. Без них невозможно было бы развитие научных знаний об окружающем нас мире. "Факты, - писал выдающийся русский ученый И.П.Павлов, - это воздух для ученого". Вместе с тем для научного познания характерно строгое отношение к фактам. "Выхватывание" фактов из системы их взаимодействия с действительностью, поверхностный их анализ, использование непроверенных, случайных или тенденциозно подобранных фактов могут ввести исследователя в заблуждение. Поэтому строгое описание, систематизация и классификация фактов является одной из главных задач эмпирического этапа научного исследования. Изучение фактов приводит к формулированию научной проблемы.


2 Научная проблема


Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем - основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно сформулировать научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно сформулировать проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

К данной категории близки понятия вопроса и задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.


3 Гипотеза

научный познание проблема эмпирический

Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой. Таким образом, гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Существует несколько видов гипотез. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос: Что представляет собою данный предмет? или Какими свойствами обладает данный предмет?. Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие? или Каковы причины появления данного предмета?.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

По объекту исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами общая и частная гипотеза в науке используется термин рабочая гипотеза. Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых.. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

4 Теория и концепция


Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы - это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории - эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории - высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.

Теория - это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством - возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Концепция же - это система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов. В научных дискуссиях концепциям придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения.

Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

Заключение


Итак, научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровн0435й в ущерб другому.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: эмпирические факты, проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне), концепция.

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Таким образом, теоретический уровень познания - своеобразная вершина эвереста науки. Достигнув такой вершины, мысль учёного лучше видит новые цели своего движения.

Терминологический словарь


Абстрагировать - рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.

2.Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое в форме научных понятий с целью восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, фактов и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

3.Задача - цель, к которой стремятся, которую хотят достичь.

Закон - объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.

Интерпретация (от лат. interpretatio - посредничество, истолкование, объяснение) - истолкование, разъяснение смысла какой-либо знаковой системы (символа, выражения, текста).

Концепция (от лат. conceptio) - 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Наука (греч. episteme, лат. scientia) - в широком смысле слова наука, во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система институтов. Ее основная функция - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

8.Познание - процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

9. Принцип - основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства и т.п.

Проблема (от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) - система основных идей той или иной отрасли знания. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. .

Факт (от лат. factum - сделанное) - 1) событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность которого доказана; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует; 3) сделанное, совершившееся.

Библиографический список


Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2012.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 2012.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 20013г.

Концепции современного естествознания. / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко,В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012г.

Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриенко В. Н. и Ратникова В.П. М., 2013.

Петров Ю. А. Теория познания. М., 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

— это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.

Структуру науки составляют следующие блоки:

  • эмпирический;
  • теоретический;
  • философско-мировоззренческий;
  • практический.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.

В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.

Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.

Средства и методы научного познания

Важнейшее значение в понимании сущности и предназначения науки имеет выяснение факторов, которые сыграли решающую роль в ее возникновении. Вся история человеческой жизни свидетельствует, что до настоящего времени главнейшей задачей человека остается борьба за существование . Если сказать конкретнее, выделив только самое существенное, то это — использование человеком природной среды в целях обеспечения себя самым необходимым: продовольствием, теплом, жилищем, досугом; создание более совершенных орудий труда для достижения жизненно важных целей; и, наконец, прогнозирование, предвидение природных и социальных событий и, по возможности, в случае неблагоприятных для человечества последствий, недопущение их. Для того чтобы справиться с поставленными задачами, необходимо знать причинно-следственные связи, или законы, действующие в природе и обществе. Именно вследствие этой потребности — в сочетании с человеческой деятельностью — появляется наука. В первобытном обществе науки не было. Тем не менее, уже тогда человек обладал определенными знаниями, которые помогали ему заниматься охотой и рыболовством, строить и сберегать свое жилище. По мере накопления фактов, совершенствования орудий труда у первобытных людей начинают формироваться зачатки знаний, которые использовались ими в практических целях. Так, например, смена времен года и связанные с этим климатические изменения заставляли первобытного человека запасаться на холодный период теплой одеждой и необходимым количеством продовольствия.

В последующие тысячелетия, можно сказать, вплоть до XX в., практические потребности человека оставались главным фактором развития науки, истинное становление которой, как уже отмечалось раньше, начинается в Новое время — с открытия прежде всего законов, действующих в природе. Особенно бурным был рост научных знаний в XVI-XVII вв., в основе его лежали возросшие запросы производства, мореплавания, торговли. Поступательное развитие крупной машинной индустрии требовало расширения сферы познания и сознательного использования законов природы. Так, создание паровой машины, а затем двигателей внутреннего сгорания стало возможным в результате использования новых знаний в различных областях — механике, электротехнике, металловедении, что означало крутой перелом не только в развитии науки, но и повлекло изменение взглядов на ее роль в обществе. Одна из отличительных особенностей Нового времени, когда речь идет о науке, связана с ее переходом от донаучного в научный этап. Начиная с этого времени, наука становится отраслью человеческой деятельности, с помощью которой человек может не только получать ответы на теоретические вопросы, но и добиваться весомых успехов в их практическом применении. Тем не менее наука остается относительно самостоятельной по отношению к практической потребности.

Это проявляется, главным образом, в прогностической и проблемно-постановочной функции. Наука не только выполняет заказы производства и общества, но и ставит перед собой сугубо специфические задачи и цели, моделирует актуальные и возможные ситуации как в природе, так и обществе. В связи с этим разрабатываются различные модели поведения или деятельности. Одним из важнейших внутренних источников развития науки выступает борьба противоположных идей и направлений. Научные дискуссии и споры, обоснованная и разумная критика — важнейшее условие творческого развития науки, не позволяющее ей закостенеть в догматических схемах и останавливаться на достигнутом. Наконец, нельзя не сказать и о том, что прогресс науки сегодня возможен лишь при наличии системы подготовки научных кадров и разветвленного комплекса научно-исследовательских институтов. Наука, ее практическое приложение стоят очень дорого. Канули в прошлое времена, когда научные открытия “лежали” на поверхности и, по большому счету, не требовали крупных специальных затрат. Немало средств требует деятельность высших учебных и научных учреждений. Однако все это оправдано, т.к. будущее человечества и каждого человека во многом зависит от развития науки, которая все непреложнее становится производительной силой.

Одним из важнейших принципов, который неустраним из научной деятельности, является соблюдение этических норм. Это обусловлено той особой ролью, которую наука выполняет в обществе. Речь, конечно, не идет об известньх максимах типа: “не укради”, “не лги”, “не убий” и т. п. В принципе эти этические правила универсальны и ими, по замыслу их творцов, люди всегда должны руководствоваться в своих взаимоотношениях друг с другом. Следовательно, эти принципы должны распространяться на все сферы человеческой деятельности, в том числе и научную. С момента зарождения науки и до настоящего времени перед каждым настоящим ученым, как своего рода “дамоклов” меч, стоит вопрос об использовании результатов его деятельности. Представляется, что знаменитое гиппократовское “не навреди” в полной мере следует отнести не только к медикам, но и к ученым. Нравственный аспект в оценке деятельности человека заявляет о себе уже у Сократа, считавшего, что человек от природы стремится делать добрые дела. Если же он совершает зло, то только из-за того, что не всегда умеет отличить добро от зла. Стремление разобраться в этом, одном из “вечных”, вопросе характерно для многих творческих личностей. Истории известны и противоположные взгляды на науку. Так, Ж.-Ж. Руссо, предостерегая от излишнего оптимизма, связанного с бурным ростом научных знаний, полагал, что развитие науки не ведет к повышению нравственности в обществе. Еще более резко выразил свое отношение к науке французский писатель Франсуа Шатобриан (1768-1848).

Он вполне определенно заявил, что идея разрушения — характерная особенность науки. Беспокойство об использовании результатов научных исследований и этическая позиция ученых по этой проблеме небеспочвенны. Ученым, больше чем кому-либо, известны те возможности, которые присущи науке как для созидания, так и для разрушения. Особенно тревожная ситуация с использованием достижений научных исследований складывается в XX в. Известно, например, что после того, как возможность ядерной реакции была обоснована теоретически, крупнейшие ученые мира, начиная с А. Эйнштейна (1879-1955), глубоко осознали трагические последствия, к которым могла бы привести практическая реализация этого открытия. Но, даже осознавая возможность гибельного исхода и, в принципе выступая против нее, они, тем не менее, благословили президента США на создание атомной бомбы. Нет нужды напоминать, какую угрозу для человечества представляет атомно-водородное оружие (не говорим о более современных его модификациях). По существу, впервые в истории с помощью науки было создано оружие, которое может уничтожить не только человечество, но и среду его обитания. А между тем, наука во второй половине XX в. сделала такие открытия в области генной инженерии, биотехнологии, функционирования организма на клеточном уровне, что возникла угроза изменения генного кода человека, перспективы психотропного воздействия на Homo sapiens. Если сказать более простым языком, то с помощью направленного воздействия на гены и нервные структуры человека можно превратить его в биоробота и заставить действовать в соответствии с задаваемой программой. Как отмечают некоторые ученые, с помощью науки сейчас можно создать условия для появления такой формы жизни и такого типа биоробота, которые ранее никогда не существовали. Это может положить конец длительному эволюционному этапу развития жизни и привести к исчезновению нынешнего человека и биосферы.

Некоторое представление о том, что ждет человека, случись подобное, дают американские фильмы “ужасов”, в которых “правят бал” невообразимые вампиры и монстры. Достижения наук о человеке, сделанные в этой области новые открытия, со всей остротой ставят вопрос о свободе научного поиска и осознанной ответственности ученых за свою деятельность. Задача эта весьма и весьма сложная, содержащая в себе много неизвестных. Укажем лишь на некоторые из них. Прежде всего, не всегда, в силу разных причин, можно в полной мере оценить созидательные результаты и разрушительные эффекты сделанных открытий. Между тем сведения о возможности их пагубных последствий становятся достоянием многих специалистов и замолчать или скрыть их становится невозможным. Во-вторых, это престиж ученого. Бывает, что исследователь годами, а то и десятилетиями занимается той или иной проблемой. И вот, он получает значительный результат, который сразу может поставить его в число известных ученых, но именно по моральным соображениям он должен “молчать”, скрыть свое открытие, в том числе и от своих коллег, чтобы не допустить распространения полученной информации. В этом случае ученый оказывается в сложной ситуации, требующей морального выбора. Она усугубляется возможностью того, что кто-то другой может прийти к подобным научным результатам значительно позже, обнародовать их, и тем самым заявить о своем научном приоритете.

Наконец, нельзя сбрасывать со счета характер общественных отношений, в которых приходится жить и работать ученому. Известно, что в соперничестве между собой государств или общественных образований, которые в процессе человеческой истории стремились к подчинению других народов и даже к мировому господству, соблюдать моральные нормы чрезвычайно трудно. И все же, несмотря на всю сложность этой проблемы, чрезвычайную динамику этических норм и требований, приоритетными направлениями в этом плане остаются формирование у ученых высокого чувства личной ответственности, общественная потребность регламентации тематики и, соответственно, глубины разработки научных проблем. Никакой дискриминации или ограничения свободы творчества ученых такой подход не предполагает. Обществу и каждому ученому просто-напросто предлагаются новые правила, регулирующие допустимую научную проблематику, и такая установка на изучение научных проблем, которые не представляли бы угрозы для существования человечества.

Наука и научное познание

Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к разговору о научно-исследовательской деятельности, разберем, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Например, в одной из работ, в которой рассматривались различия между религией и наукой, последняя определялась как «область институционализации сомнения». Институционализация означает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоления сомнений научного сообщества относительно компетентности соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение перестает быть личным достоянием каждого и становится обобщенной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, таким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духовного освоения мира - наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.

Наука связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности - в образовании, а для этого приведенное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образомнаука определяется каксфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это - не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки - научное исследование, т.е.особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука - это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее - его особый тип - научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства - производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности познающего человека.

Принято различать объект и предмет науки. Объект - это область действительности, которую исследует данная наука, предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. Э. Г. Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т.е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства.

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки - это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки ипредмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они - средство диагностики заболеваний, для физики - один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходящее иначе, чем его коллега - специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик - о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике - о соответствии общего хода урока принципам обучения. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение - это система управления с прямой и обратной связью.

Наука - это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном - стихийно-эмпирическом процессе познания, и в художественно-образной форме.

При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в характере использования места и роли опыта: в науке, с одной стороны, и в художественном творчестве - с другой. Ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта. В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его художественно-образным осмыслением в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических произведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жанрами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения - типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.

Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Два вида познания - научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) - не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывают или подразумевают мысль, что научное знание можно получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вырастает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное познание - процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие:

1. научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание - все занятые практической деятельностью.

2. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении - это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: проблема формирования у учащихся познавательной самостоятельности или проблема формирования у них учебных умений и навыков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

Выявление закономерностей. Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный - значит осуществляющийся на основе закона. Но правомерно ли вообще говорить о закономерностях, т.е. объективно существующих, устойчивых, инвариантных связях применительно к осуществляемой людьми деятельности? Не противоречит ли это характерной для самого последнего времени тенденции к развитию в социологии «мягких», культурологических подходов к отображению социальных процессов?

Противоречий здесь нет. Связи и отношения между людьми, участвующими в жизни общества, существуют объективно и отменить их нельзя. При всей индивидуальной специфике проявлений таких отношений в конкретных случаях они определяются обстоятельствами, лежащими за пределами личного опыта. Так, стиль устной и письменной речи может быть вполне оригинальным, присущим только одному оратору или писателю, но слова и грамматические конструкции, которыми он пользуется, принадлежат не ему лично, а всем говорящим на данном языке.

Представим себе ситуацию выбора, когда человек может приобрести какую-либо вещь, например телевизор, а может и не делать этого. Если он решит купить эту вещь, ему придется включиться в систему товарно-денежных отношений, существующих объективно, действующих как закон и не зависящих ни от его воли, ни от желаний продавца. Ему хотелось бы заплатить меньше, продавцу - получить больше, но они оба вынуждены подчиняться законам рынка, диктующим свою цену. Понятно, что эти законы не будут для них действовать в том случае, если покупка не состоится. Но для остальных возможных участников сделки они не перестанут существовать. Учитель может не прийти в школу, и тогда педагогические закономерности в отношении него не проявятся. Но если он пришел на урок и приступил к занятиям, он неизбежно вступает в систему закономерных педагогических отношений, и идти наперекор им бесполезно.

Показателем закономерности какой-либо связи является ее причинно-следственный характер. Такова связь между применяемыми в образовательном процессе методами и получаемыми результатами, между степенью сложности учебного материала и качеством его усвоения школьниками и т. п.

Не всегда закономерности удается успешно выявить и сформулировать. Например, такие свойства педагогического процесса, как его «целостность и соответствие возрастным особенностям учащихся», закономерными считать нельзя, поскольку они лежат не в области сущего, а в сфере должного. Их еще нужно установить, обеспечить и целенаправленно поддерживать.

Повторяемость означает способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях. Основной формой представления закономерностей являются в основном словесные описания.

Итак, закономерные связи представляют собой результат научных исследований. Однако, как известно, жизнь богаче законов. В процессе бывают случайности, не поддающиеся предсказанию.

Список литературы

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник для студ. сред. учеб. заведений.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001. – Глава 9. Философия и методология науки. – С. 391-459.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

4. Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. – М., 1996.


1. Сущность науки, её функции и закономерности развития. 1

2. Классификация наук. Критерии научности. 2

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. 3

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития.

Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. «Наука» в переводе с латинского означает «знание» . Возникло научное знание в античности, и первую классификацию наук дал Аристотель . Как самостоятельная сфера деятельности, как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и одновременно – результат этой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, логически организованных, оформленных в виде теории. Научные знания – это знания, проверенные и подтверждённые практикой, позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Эти знания имеют общественный характер, поскольку являются продуктом человеческой деятельности и достоянием людей.

Жизненный смысл науки : «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Современная наука в её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества выполняет следующие социальные функции :

1. Культурно-мировоззренческие : наука даёт ответы на вопросы мировоззренческой значимости (например, о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и сущности жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает определяющее воздействие на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь элементами общего образования, становятся составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы общества : в современном производстве товаров и услуг применение научного знания выступает как обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности. Наука выступает мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, техники и технологии.

3. Функции науки как социальной силы : научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Например, экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности и поиск путей её предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и постоянный мониторинг параметров экологических опасностей, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – всё это тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы.



Закономерности развития науки :

1) обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

2) относительная самостоятельность развития науки;

3) преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки;

4) постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

5) взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

6) свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

7) дифференциация и интеграция научного знания;

8) математизация науки.

2. Классификация наук. Критерии научности.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету познания выделяют науки: 1) о природе – естествознание, 2) об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы составляют технические науки и математика. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По методам исследования выделяют теоретические науки и эмпирические науки.

По функции и целевому назначению выделяют науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также сферы, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время активно развивается философия науки , исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

Специфическими признаками научного познания и знания, критериями научности являются:

1. Ориентация исследования на объективную истину, так как если нет истины, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся учёные.

2. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в естественных или искусственных языках. Например, медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.

3. Использование в научной деятельности специфических материальных средств, например, телескопов, микроскопов, ускорителей и другого научного оборудования.

4. Применение специальных методов для получения нового знания.

5. Органическая связь с практикой и нацеленность на практику. Наука ориентирована на то, чтобы быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.

Наряду с перечисленными признаками научного знания выделяют также такие критерии как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и другие.

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.

Научное познание и знание, как его результат, есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Структура научного познания может быть представлена в различных её срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать : объект, или предметная область познания; субъект познания; материальные средства познания; духовные методы познания и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нём различают такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, основным элементом к-рой является теория как высшая форма организации знания. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, чёткой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим осмыслением. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, к-рые органически взаимосвязаны и составляют единый познавательный процесс.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания . Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких методов познания , как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и др. Эмпирическое знание является знанием вероятностно-истинным.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, а чувственное познание становится подчинённым аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём осмысления эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение изучаемых объектов, постижение их сущности, законов их существования. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие методы , как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация (процесс создания чисто мысленных предметов, например, «точка», «идеальный газ»), синтез, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие познавательные средства.. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны , граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание обобщает и объясняет эмпирические данные, развивает и конкретизирует на их основе своё собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Таким образом, наука как целостная динамичная система знания развивается, обогащаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания.

Основными формами существования научного познания являются: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Факты науки являются формами эмпирического познания. Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов, с достоверностью доказанное, зафиксированное в языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения учёных, научный факт возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и научных фактов возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема – это знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой.

Гипотеза – это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение к-рого неопределённо и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка даёт отрицательный результат, отвергаются, представляя собой заблуждение.

Вершиной научного познания является теория как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория – это наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей определённой области действительности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.

Сост.: Ткачева Е. Б.

Научное познание - это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека. Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия. Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов. Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспособлен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия. В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и другие, стали привычными всем словами. Научная аппаратура и язык науки - это результаты уже полученных знаний, но в то же время они используются для дальнейшего исследования. К особенностям научного познания относится и специфика научных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказательства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают взаимосвязь и системность научных знаний. В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной области, а затем переносить их на практику. Таким образом, появились гипотезы - научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются"теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории - это уже доказанные научные положения. Их можно назвать доказанными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств. Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже существующего объекта. В научном познании нередко необходимо сначала обнаружить сам объект познания, например небесное тело - в астрономии, атом - в физике и т.д. Изучаемый объект выделяется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных зада%Л1 рименение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания называется методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы нЗучного познания. Научное познание в отличие от обыденного предъявляет определенные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, наличие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служит поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодотворным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов. , Следует отличать научное познание от различных форм внена- учного познания. К ним относятся: 1) мифология - донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки; 2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея тельности домыслы и предрассудки; 3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель ность; 4) обыденное познание, включающее повседневный практичес кий опыт человека. Результаты научтюго познания - научные знания - в большинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на.покор - ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, полученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества. В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по- новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной. Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса. В структуре научного познания выделяют два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания. Любому виду человеческого познания свойственны такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелогических методов познания. t/Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета. Анализ и синтез - это наиболее простые и в то же время наиболее универсальные приемы познания. В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаключения называются индукцией и дедукцией. Индукция - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция - это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному). Одним из общелогических методов познания служит абстрагирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств. В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изучаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В результате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией. Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирования, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек - та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели - это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изучение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иногда изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть материальными и идеальными. Первые - это реальные объекты, а вторые - строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В настоящее время все большее распространение получает компьютерное моделирование, основанное на использовании специальных программ. К методам эмпирического научного познания относится наблюдение - целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая рациональные факторы. Элементами эмпирического познания служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении. Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание за - крепляет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть переводимы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопроводность и т.д.). С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, создавая специфические условия с целью получения определенных результатов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто возникают новые проблемы, которые становятся стимулом для дальнейшего исследования. К теоретическим научным методам познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моделей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д. Следующий метод - аксиоматический. Он состоит в выдвижении исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется аксиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках. \ Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством исторического и логического методов исследования. В основе исторического метода лежат изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе - такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы - реальных исторических фактов. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Все методы научного познания всегда используются в комплексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности. С развитием компьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, построении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития. Вопросы и задания 1. Чго такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания? 2. Объясните понятия гипотезы, теории, аксиомы. 3. Что понимается под терминами «метод» и «методология»? 4. Дайте характеристику субъекта научного познания. 5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания? 6. Охарактеризуйте уровни научного познания. 7. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику. 8. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания. 9. Какие бывают методы теоретического научного познания? 10. Ф.Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индук тивных и дедуктивных методов познания?