Районная учебно – исследовательская конференция

младших школьников «Я – исследователь».

Окрашивание цветов в домашних условиях

Выполнена учащимся

3 «В» класса

МОУ СОШ №1 г. Бодайбо

Ван-Мин-Ден Никитой

Руководитель –

учитель начальных классов

Лискина Юлия Юрьевна

Бодайбо 2014

Введение…………………………………………………………………….... Теоретическая часть

Завораживающий мир цветов ….………………………………………………

Необычные цветы..……………………………………………………………...

Почему лепестки меняют цвет?

2 .Результаты исследования.

2.1 Опыт №1(описание опыта)

2.3.Опыт №2 (описание опыта)

2.4. Опыт №3(описание опыта)

2.5. Опыт №4(описание опыта)

Применение окрашенных цветов

3. Заключение…………………………………………………………………

Библиография

Интернет-ресурсы

Приложение

Введение

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вы, конечно, узнали эти строки из волшебной сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик». Благодаря именно этой сказке и появился мой проект.

После прочтения сказки у меня возник вопрос «А бывает ли такой цветок в природе?» Я прочитал много литературы, вместе с родными искали информацию в интернете, но оказалось, что такого цветка в природе не существует и тогда мы решили создать свой необычный цветок.

В своей работе я узнал о самых загадочных цветах мира, а также выяснил, как можно создать свой необычный цветок.

Как привычны обычные стандартные букетики. Розовые розы, белые ромашки, красные гвоздики – все традиционно и скучно. Неужели только в сказках встречаются цветики – семицветики и волшебные голубые розы…

Актуальность исследования связана с созданием своего необычного букета.

Гипотеза: если мы получим разноцветный цветок, значит выбранная мной, технология окрашивания цветов дает положительный результат.

Объектом исследования выступают белые и бледно желтые цветы только что срезанные, а предметом технология окрашивания срезанных цветов.

Задачи:

1. Изучить информационные источники с целью получить больше информации о необычных цветах.

2. Провести опыт.

Методы исследования: чтобы узнать новое об исследуемом, я и мои родные искали информацию в сети Интернет, ставили опыт в домашних условиях.

Глава 1

Завораживающий мир цветов

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Люди всегда украшают этими удивительными дарами природы праздничные, торжественные дни своей жизни, и будни.

С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Человек украшал своё жилище разнообразными растениями, стараясь принести, домой кусочек живой природы. Кто-то разводит цветы для создания в городской квартире особого микроклимата, ещё со школьной скамьи усвоив, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, тем самым улучшая состав воздуха. Кроме того, они увлажняют его, испаряя влагу с поверхности листьев, вот почему среди растений так легко дышится. Другие разводят цветы исключительно из-за их красоты. Цветы всегда ассоциировались с любовью, радостью, хорошим настроением и бодростью.

Среди национальных особенностей российского народа, которые не могут не привлекать внимания это приверженность к живым цветам, к выращиванию, разведению, уходу, широкому использованию их в виде украшения.

Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, будимые ими у человека возвышенные чувства, постоянно были неисчерпаемым источником вдохновения поэтов всех времен. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.

1.2. Самые необычные цветы мира

Розы, лилии, ромашки, пионы... Все эти цветы привычны и уже не вызывают удивления. Однако в мире существуют и совсем необычные цветы. Этот необычный цветок в букет не поставишь - он не просто большой, а прямо-таки гигантский. Это аморфофаллус , еще его называют гигантская лилия. Эти необычные цветы были открыты в 1878 году на острове Суматра флорентийским ученым. Сейчас аморфофаллус практически истреблен на родине, поэтому гигантскую лилию преимущественно выращивают в ботанических садах в тепличных условиях.

Высота растения - до 2,5 метров, диаметр цветка - около метра. Кроме своих гигантских размеров эти необычные цветы отличаются крайне неприятных запахом, похожим на запах гнилого мяса. Он неприятен для человека, но помогает растению размножаться, привлекая опыляющих насекомых.

С помощью специальных присосок раффлезия прикрепляется к растению-хозяину (чаще всего это лиана) и "крадет" у него питательные вещества, необходимые ей для развития. Семена этих необычных цветов распространяют... слоны! Когда цветок созревает, он начинает гнить и, в конце концов, превращается в клейкую массу. Она прилипает к ногам слонов и других крупных животных, и они разносят семена раффлезии по тропическому лесу, а когда семена прорастают, они находят себе нового "хозяина" - лиану из семейства Виноградовых или другое тропическое растение.

Некоторые необычные цветы... плотоядны! Они питаются насекомыми, потому что болотистая почва, на которой они произрастают, не может обеспечить их всеми необходимыми питательными веществами. Одно из таких насекомоядных растений - саррацения . Она необычна еще и тем, что ее одомашнили. Саррацению можно использовать в качестве комнатного растения и высаживать на берегах декоративных водоемов.

Саррацения опасна (только для насекомых, разумеется), но очень красива. Разные формы, сорта и гибриды саррацении различаются формой листьев, величиной и окраской цветов. Помимо красоты эти необычные цветы хороши своей неприхотливостью.

А какие необычные цветы растут в наших широтах? Наверное, многие видели дицентру - в народе этот цветок называют "разбитое сердце". Это растение попало к нам из Японии, необычные цветы дицентры и впрямь напоминают разбитое сердце. Дицентру часто можно увидеть в садах и на клумбах.

С дицентрой связано много легенд и поверий. Французы рассказывают историю о девушке по имени Жанетта. Она заблудилась в лесу, но прекрасный юноша-охотник помог ей найти дорогу домой. Жанетта влюбилась в своего спасителя, но через несколько дней увидела его с другой девушкой. Ее сердце разбилось и превратилось в цветок - дицентру. А в Германии считают, что дицентра поможет одинокой девушке встретить своего суженого; для этого нужно по дороге домой сорвать цветок и спрятать его за пазухой.

Глава 2

2.1. Почему лепестки меняют цвет?

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой , передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме . Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней…

Изучив много литературы, меня заинтересовала эта тема и я решил провести опыты по окрашиванию цветов. Для опыта нам понадобились цветы, поэтому я с мамой сходили в магазин и приобрели цветы белого и желтого цвета.

Опыт №1

Цель опыта:

Нам понадобятся:

Оборудование:

Нож

Вода

Я захотел, что бы роза стала зеленой, а гвоздика черной.

Описание опыта:

Согласно инструкции я сделал срезы на стеблях и поместил в сосуды с окрашенной водой и поставил в темное место. Периодически я заходил и смотрел, начался ли процесс окрашивания.

ВЫВОД : По истечению 24 часов я разочаровался, потому что у цветов не окрасились даже кончики лепестков.

Я очень расстроился, что цветы не окрасились и мой опыт получился не удачным. Но моя мама посоветовала мне не отчаиваться и попробовать еще раз провести опыт.

В феврале 2013г я с мамой поехал в Тайланд, и там решил провести еще раз свой эксперимент.

Опыт 2

Цель опыта:

Как покрасить живые цветы (описание опыта)

Нам понадобятся:

Оборудование:

Любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками

Емкости для воды, например стаканы.

Пищевые красители разных цветов

Нож

Вода

План работы:

1.Наполнить емкости водой.

2.Добавить в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.

3. Цветам необходимо подрезать стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постараться при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

4.Поместить по одному цветку в каждую емкость с красителем.








Результаты эксперимента занесены в таблицу № 1 и № 2

Вывод:

Мне очень радостно что опыт получился. После полученного результата мне стало интересно, а можно ли окрасить цветок в два цвета.

Опыт №3

Цель опыта:

Как покрасить живые цветы в два цвета (описание опыта)

Нам понадобятся:

Оборудование:

Любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками

Емкости для воды, например стаканы.

Пищевые красители разных цветов

Нож

Вода

План работы:

1.Наполнить емкости водой.

2.Возьмем цветок, разрежем (расщепить) его стебель вдоль от центра на две части. Повторить с ним процедуру, описанную в пункте 3 опыта №2. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, зеленого цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем красного цвета.

Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета.

Первые признаки окрашивания появились через 2 часа после начала эксперимента.

Результаты эксперимента занесены в таблицу № 3


Вывод: Более заметное окрашивание растений наступило через 7 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений).

На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов.

После полученного результата мне стало интересно, а можно ли окрасить цветок в три цвета.

Опыт №4

Цель опыта:

Как покрасить живые цветы в три цвета (описание опыта)

Нам понадобятся:

Оборудование:

Любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками

Емкости для воды, например стаканы.

Пищевые красители разных цветов

Нож

Вода

План работы:

1.Наполнить емкости водой.

2.Возьмем цветок, разрежем (расщепить) его стебель вдоль от центра на три части. Повторить с ним процедуру, описанную в пункте 3 опыта №2. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, зеленого цвета, другую часть стебля в емкость с красителем красного цвета, а третью часть стебля в емкость с красителем желтого цвета.

Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Первые признаки окрашивания появились через 6 часов после начала эксперимента.

Я заметил, что окрашивание происходит неравномерно. Первыми окрасились толстые жилки растения. Обратил внимание на то, что происходит окрашивание не только лепестков цветка, но и его стебля и листьев.

Результаты эксперимента занесены в таблицу № 4






Вывод: Более заметное окрашивание растений наступило через 6 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений).

На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов.

Применение окрашенных цветов:

Необычного оттенка цветы либо несвойственного им цвета всегда вызывают удивление.

Вы хотите подарить оригинальный подарок?

Если вы не можете найти в магазине срезанный цветок на 8 Марта нужного вам оттенка, вы можете самостоятельно поменять цвет растения. Для этого следует только запастись некоторым терпением и определенными материалами.

Е
сли вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на 8 Марта. Попробуйте, вам обязательно понравятся такие букеты!


Иногда выбрать для свадьбы один цвет или даже два - довольно сложно. Особенно когда дело касается цветов. Вы можете использовать многоцветные розы для букета невесты и бутоньерки, для украшения церемонии и банкета.




Получившийся экзотический букет может стать отличным подарком к любому торжеству, либо украсить интерьер.



В результате проведенного мною исследования получились следующие выводы:

1) Цветы которые продаются в Бодайбо, обработаны специальным раствором, для транспортировки в дальние города. А так как наш город находится далеко от мест выращивания цветов, соответственно цветы срезаны давно. Фотосинтез уже не проходит, поэтому цветы не окрашиваются.

2) В Тайланде цветы продают свежесрезанные. Поэтому они быстро окрашиваются.

Рекомендации: Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Растения с одеревеневшими стеблями хуже впитывают воду.и красятся хуже. Цветы должны быть способны поглотить достаточное количество воды для хорошего окрашивания. Проще говоря, они должны испытывать жажду. Срезанные цветы которые ранее были помещены в воду, как правило не используются для окрашивания т.к. их поглощение воды минимально и поглощение красителя тоже минимально.

Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы, на крайний случай - кремовые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря этому эксперименту я смог наблюдать движение воды в питании цветов, процесс важный для жизни растений.

Вода поступает в растение из почвы через корневую систему и по сосудам разносится по всей его наземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению, поглощённые корнем полезные вещества.

Цветы, которые я использовал в эксперименте, лишены корней. В результате потери питания у растений возрастает сосущая сила через стебли, так как в них находятся самые крупные сосуды и жилки, которые передают жидкость снизу вверх к листьям и лепесткам.

Проведенный мною опыт подтверждает первоначально поставленную гипотезу. Цветы окрасились, а значит технология окрашивания выбрана мною правильно.

Библиография

1) Э. Смит. Познавательные опыты в школе и дома. Издательство РОСМЕН – Издат, 2001.

2) Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.

Интернет – ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Роза Таблица № 1

Гвоздика Таблица № 2

Роза Таблица № 3

Роза Таблица № 4

За окном Весна — капризная, непредсказуемая, но красивая и нежная. Очень люблю весну и готова говорить о ней часами. Но, сегодня не об этом. Сегодня разговор пойдет об увлекательных опытах для детей . В частности, об опытах с цветом, их смешении и удивительных свойствах.

Выражаю огромную благодарность Лизе Арье. Ведь начались наши эксперименты, благодаря ее идеям . И вам, настоятельно рекомендую, повторить все дома!

Увлекательные цветные опыты для детей

Итак, первым экспериментом стал увлекательный опыт, который показал как образуются разные цвета при смешении трех основных цветов: красного, желтого и синего.

Мостики для красителя

Для этого опыта нам понадобилось:

  • жидкий краситель — желтого, красного и синего цветов
  • три ёмкости
  • одноразовые платочки

В трех мисках разводим краску. Размещаем миски по кругу, чередуя миски с краской с пустыми мисками. Соединяем миски бумажными ленточками (я разрезала на полоски бумажные платочки) и оставляем наше строение на некоторое время, не забыв сфотографировать, что было в начале.

Мы ставили эксперимент вечером, и до сна Арсений каждый 10 минут звал меня, чтобы посмотреть, что же там происходит. Совсем скоро стало видно, как окрашиваются белые бумажные полоски.

Миски остались ночевать на кухне. А утром, уже отчетливо стало видно, что произошло. Краска по полоскам «перебралась» в пустые чашки. А так как в каждую чашку поступало сразу две полоски, то цвета в ней перемешались и получились новые цвета! Не чудо ли это для ребенка?!

Цветное молоко, или молочные рисунки

Этот увлекательный опыт для детей — стал фаворитом среди проведенных нами экспериментов. Ведь все происходит буквально на глазах! Для удивительных превращений нам нужно:

  • плоская тарелочка
  • молоко
  • жидкий пищевой краситель
  • ватная палочка
  • любое жидкое мыло или жидкость для мытья посуды

На тарелочку наливаем немного молока. В нескольких местах капаем краситель. Ватную палочку окунаем в жидкое мыло. Мы использовали жидкость для мытья посуды. И начинается самое интересное: на молоке рисуются невероятные цветные узоры и появляются новые цвета. Этот опыт не поддается описанию, поэтому предлагаю посмотреть наше видео. Там сразу два эксперимента — одновременное опускание двух палочек, и удержание ватной палочки на месте.

Правда, красиво? Мы проводили это опыт много раз подряд!

Крутящийся диск

Этот опыт, возможно, напомнит вам обычную юлу или привет из детства с пуговицей. Но все равно очень интересно.

На плотном картоне рисуется минимум три круга разных размеров. Все круги делятся пополам, половинки кругов раскрашиваются в разные цвета:

Посередине делаем два отверстия и пропускаем плотную нить. Завязываем ее. И удерживая в руках нить закручиваем диск. А когда отпускаем, видим, как цвета смешиваются и образуют три круга трех разных цветов:

Закрутив диск один раз, можно бесконечно долго удерживать кручение, расслабляя и натягивая нить.

Мои мальчишки были в восторге от экспериментов. Арсений каждый день достает молоко и просит рисовать узоры Также, как и или , такие увлекательные опыты для детей развивают кругозор, учат терпению и рассказывают о свойствах предметов.

Знакомы ли вы с такими увлекательными опытами для детей ? Может быть вы знаете другие интересные эксперименты с перемешиванием цветов. Поделитесь с нами. Спасибо вам заранее!

С уважением,

Картотека экспериментов с цветом

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей .

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

Опыт 1: Получение нового цвета

Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Понадобится : Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Опыт 2. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки. Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?


Опыт 3: «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится : салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход : в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Опыт 4: «Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Понадобится : стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

Ход : на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

Опыт №5. Лава-лампа

Понадобится : Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход : стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

Опыт №6. Цветные капли

Понадобится : емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход : клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт 5: «Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится : пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

Опыт 6: Волны в бутылке

Понадобится : подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход : в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт 7: Цветной лед
Понадобится : Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Опыт 8: Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт 9: Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц

Ход : в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.


Опыт 10: Лед и соль

Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь

Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!

Опыт 11: Радуга

Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой

Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт 12: Радужный апельсин

Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.

Ход : вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.


Опыт 13: Цветные льдинки

Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки

Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости). Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.

На разделочной доске или подносе вынести на холод.
Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
Почему держатся ниточки? (примерзли)
Предложить украсить участок цветными льдинками.


Опыты по окружающему миру с растениями. Докажем, что …. Выясним какая среда самая благоприятная и многое другое… Советую создать дневник наблюдения, в который вы будет записывать или зарисовывать ваши наблюдения…

Опыты по теме «Растение и среда»

С водой и без воды

Цель : выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта : Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д. )?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод ….. Да, растения без воды жить не могут.

На свету и в темноте

Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование : лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта : Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7-10 дней (лук под колпаком стал светлым ). Убираем колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел - значит в нем происходит фотосинтез (питание) ).

В тепле и в холоде

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование : зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта : Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят» ). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются ), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод : Для жизни и роста растениям нужно тепло.

А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло ). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4- 5 дней, на улице - через одну-две недели ). Вывод: холодно - растения растут медленно, тепло - растут быстро.

Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их ). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении - продолжают цвести ).

Кому лучше?

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование : два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта : Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут ); где они лучше растут - в воде или в почве?

Поместите черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;

Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Как быстрее?

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование : веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход опыта : Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно - поливайте обычной водой, другое - водой с удобрениями.

Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее ).

Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.

Где лучше расти?

Цель : установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование : черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта : Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе - растению хорошо ). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост ).

Почему цветы осенью вянут?

Цель : установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

Оборудование : горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход опыта : Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая ), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее ), полейте — вода в трубку не поступает.

Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.

Что потом?

Цель : систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Оборудование : семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Ход опыта : Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.

Что есть в почве?

Цель : установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).

Оборудование : комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход опыта : Рассмотрите лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определите, где какая почва (в лесной много перегноя) . Выясните, на какой почве лучше растут растения, почему? (в лесу растений больше, в почве больше питания для них ).

Вместе со взрослым (!) сожгите лесную почву в металлической тарелочке, обратите внимание на запах при сгорании. Попробуйте сжечь сухой лист. Определите, что делает почву богатой? (в почве леса много перегнившей листвы ). Обсудите состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке.

Что у нас под ногами?

Цель : подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Оборудование : почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход опыта : Рассмотрите почву, найдите в ней остатки растений. Пусть взрослый нагреет почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Выясните, почему стекло запотело? (в почве есть вода ). Продолжайте нагревать почву, попробуйте определить по запаху дыма, что находится в почве? (питательные вещества: листья, части насекомых ). Затем почву нагрейте до исчезновения дыма. Выясните, какого она цвета? (светлая ), что из нее исчезло? (влага, органические вещества ). Высыпьте почву в стакан с водой, перемешайте. После оседания в воде частиц почвы, рассмотрите осадок (песок, глина ). Почему в лесу на месте костров ничего не растет? (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной ).

Где дольше?

Цель : выяснить причину сохранения влаги в почве.

Оборудование : горшки с растениями.

Ход опыта : Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой - в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом - влажная (на солнце вода испарилась, а в тени - нет ). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).

Хватает ли света?

Цель : выявить причину того, что в воде мало растений.

Оборудование : фонарик, прозрачная емкость с водой.

Ход опыта : Обратите внимание на комнатные растения, расположенные около окна. Где растения растут лучше - около окна или вдали от него, почему? (те растения, что ближе к окну, - им больше достается света ). Рассмотрите растения в аквариуме (пруде), определите, будут ли расти на большой глубине водоемов растения? (нет, свет через воду проходит плохо ). Для доказательства подсветите фонариком воду, уточните, где растениям лучше? (ближе к поверхности воды ).

Где растения быстрее получат воду?

Цель : выявить способность разных почв пропускать воду.

Оборудование : воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход опыта : Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где - городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод : растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

Вода - это хорошо или плохо?

Цель : выделить из многообразия растений водоросли.

Оборудование : аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.

Ход опыта : Рассмотрите водоросли, выделите их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше ). Попробуйте изменить среду обитания растения: лист бегонии опустите на воду, элодею поднимите на поверхность, ряску опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист ).

Бережливые растения

Цель : Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Оборудование : Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.

Ход опыта : Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.

Почему меньше?

Цель : Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Оборудование :

Ход опыта : Выясните, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне.

Возможно, вы считаете, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне - растения, накапливающие влагу. Ок, докажем.

Налейте одинаковое количество воды в колбы, поместите туда растения, отметьте уровень воды; через один-два дня отметьте изменение уровня воды. Вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги - они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.

Какие корни у растений тундры?

Цель : понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Оборудование : пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Ход опыта : Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

Опыты по теме «Лист»


Может ли растение дышать?

Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование : комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта : Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.

Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Как дышат растения?

Цель : определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование : прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта : Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия) , погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля ). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

  1. налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см;
  2. вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
  3. здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
  4. выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Цель : установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.

Оборудование : большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход опыта : Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место . Через 1-2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку ). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.

Во всех ли листьях происходит фотосинтез?

Цель : доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.

Оборудование : кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Ход опыта : Выясним, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Поместите лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. (Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску) . Вывод: в листе происходит фотосинтез.

Лабиринт

Цель : уставить наличие фототропизма у растений.

Фототропи́зм (от греч. свет и поворот) - изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.

Оборудование : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Ход опыта : В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону ). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели ).

В погоне за светом

Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.

Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин, колеус).

Ход опыта : Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны ). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету ). Результаты зарисуйте.

Происходит ли фотосинтез в темноте?

Цель : доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.

Оборудование : комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Ход опыта : Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее ). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.

Фабрика питания

Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

Оборудование : горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

Ход опыта : Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Вывод: Растение кормит само себя.

Испарение влаги с листьев растений

Цель : проверить, куда исчезает вода с листьев.

Оборудование : растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход опыта : Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям ); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется ). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа ), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух ).

Почему меньше?

Цель : установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

Оборудование : стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход опыта : Срежьте черенки для дальнейшей посадки, поместите их в колбы. Налейте одинаковое количество воды. Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков? (растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды ).

Бережливые растения

Цель : установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.

Оборудование : фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.

Ход опыта : Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Проведем опыт: наденьте на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус,фиалка и бальзамин).

Вывод: фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.

Что чувствуешь?

Цель : выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Оборудование : губка, смоченная водой.

Ход опыта : Попрыгайте немножко… Что вы чувствуют при прыжке? (жарко ); когда жарко, что происходит? (пот выступает, потом он исчезает, испаряется ). Представьте, что рука - листочек, с которого испаряется вода; смочите губку в воде и проведите ею по внутренней поверхности предплечья. Какие ощущения? (почувствовали прохладу ). Что происходит с листьями, когда из них испаряется вода? (они охлаждаются ).


Что изменилось?

Цель : доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

Оборудование : термометры, два кусочка ткани, вода.

Ход опыта : Рассмотрите термометр, отметьте показания. Заверните термометр в мокрую ткань и положите в теплое место. Через 5-10 минут проверьте, почему температура понизилась? (при испарении воды из ткани происходит охлаждение ).

Много - мало

Цель : выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Оборудование : три растения: одно - с крупными листьями, второе - с обычными листьями, третье - кактус; целлофановые пакетики, нитки.

Ход опыта : Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать ).

Опыты по теме «Корень»


Нужен ли корням воздух?

Цель : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование : емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход опыта : Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва - хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха ). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью - на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет ), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .

Цель : выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.

Оборудование : стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.

Ход опыта : Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?

Зарывающийся корешок

Цель : доказать, что корни всегда растут вниз.

Оборудование : цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.

Ход опыта : Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.

Почему корень меняет свое направление?

Цель : показать, что корень может менять направление роста.

Оборудование : консервная банка, марля, семена гороха

Ход опыта : В небольшое решето или невысокую консервную банку, у которой удалено дно и затянуто марлей, положите десяток набухших горошин, засыпьте их сверху слоем в 2-3 см влажных опилок или земли и поставьте над миской с водой. Как только через отверстия марли проникнут корешки, поставьте решето наклонно к стенке. Через несколько часов вы увидите, что кончики корешков изогнулись в сторону марли. На 2-3 день все корешки будут расти, прижавшись к марле. Как вы это объясните? (Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки ).

Для чего нужны корни?

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование : черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта : Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле ), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало ). Да, через через 7-8 дней воды стало меньше. Вывод: идет процесс всасывания воды корнями.

Как увидеть движение воды через корни?

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование : черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта : Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу ). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель - «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет ). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества ).

Живой кусочек

Цель : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Оборудование : плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

Ход опыта : Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются ). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости ).

Куда тянутся корни?

Цель : установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Оборудование : два растения в горшках с поддоном

Ход опыта : Полейте два растения по-разному: циперус - в поддон, герань - под корешок. Через некоторое время обратите внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассмотрите герань и выясните, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне ).

Необычные корни

Цель : выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Оборудование : Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.

Ход опыта : Почему в джунглях есть растения с воздушными корнями? Рассмотрите растение сциндапсус, найдите почки - будущие воздушные корни, поместите черенок на решетку в емкость с водой, закройте плотно крышкой. Наблюдайте в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях ). Рассмотрите появившиеся воздушные корни, сравните с другими растениями.

Опыты к занятиям по теме «Стебель»


В каком направлении растет стебель?

Цель : выяснить особенности роста стеблей.

Оборудование : брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха

Ход опыта : 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.

Движение растущих органов растения

Цель : выяснить зависимость роста растений от света.

Оборудование : 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.

Ход опыта : В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.

Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?

Цель : познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.

Оборудование : цветочный горшок, семена гороха.

Ход опыта : Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.

Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.

Как растет стебель?

Цель : наблюдение за ростом стебля.

Оборудование : кисть, чернила, проросток гороха или фасоли

Ход опыта : Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.

По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?

Цель : доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.

Оборудование : отрезок стебля, красные чернила.

Ход опыта : Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой, или пищевыми красителями (краска для пасхальных яиц). Через несколько дней увидите, жилки листьев окрасились в розовый или синий цвет. Затем разрежьте вдоль кусочек веточки и посмотрите, какая ее часть окрасилась. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?

Как по стеблям

Цель : показать процесс прохождения воды по стеблям.

Оборудование : трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.

Ход опыта : Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.

Запасливые стебли

Цель : выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Оборудование : губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой

Ход опыта : Рассмотрите брусочки разных пород дерева через лупу, расскажите об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка ). В разные емкости налейте одинаковое количество воды. В первую опустите бруски, во вторую - губки, оставьте на пять минут. Куда больше впитается воды? (в губку - в ней больше места для воды ). Наблюдаем за выделением пузырьков. Проверяем бруски и губки в емкости. Почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку ). Приподнимите губку, из нее капает вода. Объясните, где дольше сохранится вода? (в губке, так как воды в ней больше ). Предположения проверьте до высыхания бруска (1-2 часа).

Опыты по теме «Семена»


Много ли воды впитывают семена?

Цель : выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.

Оборудование : Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля

Ход опыта : В мерный цилиндр на 250 мл налейте 200 мл воды, затем семена гороха положите в марлевый мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15-20 см, и аккуратно опустите мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дайте стечь воде с мешочка в цилиндр. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?

Велика ли сила давления набухающих семян?

Цель : выяснить силу набухающих семян.

Оборудование : мешочек из ткани, колба, семена гороха.

Ход опыта : Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян - он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.

Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?

Цель : выяснить силу набухающих семян.

Оборудование : консервная банка, гиря, горох.

Ход опыта : Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.

Дышат ли прорастающие семена?

Цель : доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

Оборудование : стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.

Ход опыта : В высокую, с узким горлом бутылку насыпьте «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закройте пробкой. До следующего занятия предположите о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать? Откройте бутылку и докажите наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение ).

Выделяется ли при дыхании семян тепло?

Цель : доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.

Оборудование : пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.

Ход опыта : Возьмите пол-литровую бутылку, наполните ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткните пробкой, через отверстие пробки вставьте химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку оберните плотно газетной бумагой и поставьте в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла. Через некоторое время вы будете наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Объяснить причину повышения температуры семян….

Вершки-корешки

Цель : выяснить, какой орган раньше появляется из семени.

Оборудование : бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.

Ход опыта : Выберите любые из предложенных семян, создайте условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10-12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег - увеличиваться.

Опыты по теме «Размножение растений»


Такие разные цветы

Цель : установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

Оборудование : сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Ход опыта : Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца ). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение ).

Как пчелы переносят пыльцу?


Цель : выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Оборудование : ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

Ход опыта : Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками ). Представьте, что ватные шарики - это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца ).

Опыление с помощью ветра


Цель : установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.

Оборудование : два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.

Ход опыта : Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало ). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой - «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу ). Используют веер или вентилятор для «опыления».

Зачем плодам крылышки?


Цель

Оборудование : плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.

Ход опыта : Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния ).

Зачем одуванчику «парашютики»?


Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Оборудование : семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.

Ход опыта : Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко ).

Зачем репейнику крючки?

Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Оборудование : плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.

Ход опыта : Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет ). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая ). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань ).

По материалам http://gorsun.org.ru/.

Татьяна Парамонова

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира , и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет . Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету . Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.

Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета .

Цвет помогает узнать , поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга . Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее .

Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот или иной цвет . Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,., кузнечик зеленый как огуречик) . Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета . И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах : основных и составных.

А что, если изучать цвета через экспериментирование ? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску, чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик,.)

При знакомстве дошкольников с составными цветами , можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.

Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов , можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»


или предлагать детям технологические карты


Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета . Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь , когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону . В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски , чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы) .

В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что, добавляя, например, белую краску в исходный цвет , можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.

Но как научить определять цвет , который предлагают авторы стихов И. А. Бунин : «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская : «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый.», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь» ?

В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии.

При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков . Предложите детям рассмотреть картинку и послушать высказывания о тех цветах , которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета . Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами . Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета .

А далее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно , предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх.) .

Таким образом, экспериментируя с цветом , находя все время новые оттенки, нюансы цветов , сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов , явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета , пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность .

«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин» .

Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.

А, ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.

Да разве это апельсин? - удивилась Желтая краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на апельсин? Почему? На что он похож)

Вот я сейчас правильно нарисую апельсин, - похвасталась Желтая. И на листе появилось что-то желтое, непонятной формы.

Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь - не берись! (Ребята, на что похож рисунок)

Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.

Ты это что на меня «топаешь» ? - возмутилась Красная краска.

Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула. Но краски в баночке было немного, и поэтому выплеснулись ее совсем чуток.

И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.

Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.

Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!

Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались)

Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?

Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.

(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).