Ключевые слова

информационно-психологическая война / информационное пространство / виртуальная реальность / психологическая устойчивость / ситуационный алгоритм противодействия / informational psychological war / informational space / virtual reality / psychological tolerance / situational algorithm of counteracting

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Черненилов Валерий Иванович

В статье отмечается, что особую роль в формировании психологической устойчивости (информационно-психологической надежности) сотрудников к информационным воздействиям должны играть руководители служб и подразделений всех уровней управления. Названы конкретные требования к устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным информационным воздействиям, обусловленные особенностями информационной среды, в которой им приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Принципиальная особенность этой среды в том, что каждый сотрудник может получать альтернативную информацию о любом событии, что может создавать значительные трудности взаимодействия с ним при решении воспитательных и управленческих задач. Многовекторная (сетевая) направленность информационных воздействий, масштабирование контента и использование эффективных психотехнологий ведут к формированию виртуальной реальности высокого уровня сложности. Все это может вести к дезориентации поведения и деятельности, хаотизации убеждений, разрушению исторически сложившейся системы ценностей. В связи с этим формирование и поддержание психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным составляющим современного информационного пространства выдвигаются на одно из первых мест в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. На основе функционально-системной методологии в статье предложен ситуационный алгоритм интенционального анализа и реагирования сотрудников при восприятии и оценке информации, с которой им приходится иметь дело в данный момент.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Черненилов Валерий Иванович

  • Формирование психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным информационным воздействиям как составляющая профессионального мастерства

    2019 / Астахова Армини Аветиковна, Кошкарова Юлия Александровна
  • Защита сотрудников уголовного розыска от негативных информационно-психологических воздействий

    2016 / Христенко А.А.
  • Актуальные проблемы психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (обзор материалов Координационно-методического совета)

    2015 / Крук Владимир Михайлович, Караваев Александр Федорович
  • Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь

    2013 / Пекарский Ф.В.
  • Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к идеологии экстремизма и терроризма

    2018 / Возженикова О.С.
  • Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел

    2018 / Липницкий Анатолий Владимирович, Недилько Мария Сергеевна
  • Contemporary informational and psychological War specification: communicational aspect

    2018 / Кравцов Дмитрий Николаевич
  • Информационно-психологическое воздействие субъектов международного права как угроза национальной безопасности России

    2016 / Собольников Валерий Васильевич
  • Итоги межведомственного круглого стола «Актуальные проблемы психологической работы в органах внутренних дел» (Васильевские чтения - 2016)

    2016 / Шаповал Валентин Анатольевич, Кутырёв Михаил Андреевич
  • Актуальные проблемы психологической работы с сотрудниками ОВД и профессионального психологического отбора на службу (обзор материалов Координационно-методического совета)

    2016 / Крук Владимир Михайлович, Караваев Александр Федорович, Виноградов Михаил Викторович, Касперович Юлия Григорьевна

Psychological tolerance of law enforcement officers to destructive informational influence

The article notes that the peculiar role in building officers’ psychological tolerance (informational psychological reliability) to informational influence should be played by the chief officers of all divisions at all levels. The author specifies certain requirements to law enforcement officers’ tolerance to destructive informational influence due to peculiarities of the informational environment wherein they are to perform. The crucial feature of this environment is that every officer can get alternative information about any occurrence, which can significantly handicap interaction with him in resolving educative and managing tasks. Multiple view (network) orientation of informational influence, scaling of the content and use of effective psychotechniques result in building virtual reality of high level of complicity. All that can cause disorientation of behaviour and activity, chaotization of beliefs, destruction of historically developed system of values. Herewith, building and maintenance of law enforcement officers’ psychological tolerance to destructive elements of the modern informational environment is given priority in the system of moral psychological provision of operational service. Functional system methodology enables the author to suggest the situational algorithm of intentional analysis and officers’ response when perceiving and estimating the information dealt with at the moment.

проведения беседы с офицерами и прапорщиками

Тема: « И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЛИЧНОГО СОСТАВА ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Информационная безопасность: сущность и содержание.

2) Роль и место психологических операций в информационной войне.

Время — 2 часа

Метод – рассказ, беседа.

Место проведения – учебный класс

Цели занятия :

  1. Разъяснить сущность и особенности психологического воздействия на войска.
  2. Формировать у пограничников навыки работы с различными видами социальной информации.
  3. Воспитывать у пограничников качества необходимые для противодействия негативного информационно-психологического влияния со стороны противника.
  4. Формировать психологическую готовность переносить трудности в условиях учебной и служебной деятельности.

3). Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия.

ВВЕДЕНИЕ

Структурные изменения в мировом порядке, происходящие в течение последних нескольких лет, привели к кардинальному изменению геополитического положения и расстановки сил в мире. Сегодня мировое сообщество находится на этапе перехода от противостояния двуполярной структуры «Восток — Запад» к новым международным отношениям, которые открывают большие возможности для конструктивного сотрудничества, урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими средствами, путем диалога, взаимоприемлемых компромиссов.

Для России происшедшие изменения в гораздо большей степени, чем для других государств, оказали самое прямое и кардинальное воздействие практически на все стороны ее международного и внутреннего положения, в том числе и на подход к проблемам национальной безопасности.

Безопасность — сложнейшее социально-политическое явление, смысл которого любому представляется вполне понятным. Это прежде всего отсутствие опасности жизненно важным интересам, представляющим собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

До недавнего времени и в теории, и на практике основное внимание уделялось обеспечению военной безопасности государства. Сегодня уже стала очевидной ограниченность данного подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного сообщества, где одним из главных факторов владения современным миром, основным инструментом власти считается информация. Информация становится стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств государства. Однако быстрое совершенствование информационных технологий, проникновение их буквально во все сферы жизнедеятельности людей повлекли, помимо несомненных преимуществ, и появление ряда стратегических проблем.

Важнейшей среди них стала необходимость обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и его институтов. Анализ процессов в этой сфере свидетельствует о появлении новых видов войн — информационных, поражение в которых несоизмеримо по своим последствиям с поражением в обычной войне. Неспособность обеспечить надежную защиту информации, своих национальных духовных ценностей может привести к разложению социальных институтов государства, в том числе и силовых структур, ставит под сомнение историческую перспективу развития любого общества.

В общей системе обеспечения информационной безопасности государства должны решаться и проблемы информационной безопасности войск. наряду с другими, основными направлениями этой деятельности в органах и войсках ФПС России, является защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействие психологическим операциям, направленным на снижение морального духа личного состава.

ВОПРОС 1. Информационная безопасность: сущность и содержание

Еще в древнем мире пришли к выводу, что воздействие информацией пред­ставляет собой мощное оружие. В Китае, например, еще в четвертом веке до нашей эры осуществление информационного воздействия на противника счита­лось частью военного искусства.

Для достижения победы воюющие стороны распространяли слухи о преоб­ладающем числе своих войск, о якобы задуманном маневре сил и средств, о лояльном обращении с пленными, о наличии но­вого оружия, демонстрировали военную мощь, создавали и распространяли мне­ние о непобедимости и т.д. Поступая таким образом, они стремились оказать ин­формационное давление на сознание, чувства, волю гражданского населения, вои­нов противника с целью изменить их взгляды, отношения, поведение и тем самым, мобилизовать свой потенциал и деморализовать противника.

Сегодняшняя действительность настоятельно требует по новому подходить к проблемам национальной безопасности. Все более очевидным становится тот факт, что в противоборстве отдельных государств и целых их коалиций вырисовывается феномен нового явления.

Все большую и большую значимость приобретает так называемое «несмертельное» оружие, к числу которых относится и информационно-психологическое. Широкая информатизация вооруженных сил создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией этого служат вооруженные конфликты и войны последних десятилетий 20-го века, особенно события в зоне Персидского залива. Их анализ со всей очевидностью свидетельствует о том, что ход и исход боевых действий любого масштаба в современном мире определяются искусством ведения информационной войны.

Современная научно-техническая революция произвела подлинный переворот в информационной борьбе: более активно и глобально стали проводиться психологические операции, развивается радиоэлектронная борьба, интенсивно внедряются новые информационные технологии, все более масштабными становятся ее последствия.

Итак, информационная война — представляет собой действия, предпринимаемые в целях достижения информационного превосходства путем воздействия на информацию, основанные на информа­ции процессы, информационные системы и компьютерные сети противника, при одновременной защите своих собственных, основанных на информации процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Следует различать два направления информационной войны: информационно-техническую и информационно-психологическую.

В информационно-технической войне главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы: связи, телекоммуникации, радиоэлектронные, компьютерные и другие.

В информационно-психологической войне главными объектами воздействия и защиты являются психика личного состава и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного мнения и принятия решений.

Изучение вооруженных конфликтов второй половины 20-го века показывает, что произошел перенос усилий в сторону применения сил и средств информационно-психологического воздействия, причем на более ранний период, то есть до начала боевых действий, появились новые способы их применения.

Человеку кажется, что он думает о том, о чем хочет, а поступает так, как думает. На самом деле его жизнь постоянно находится в зависимости от поступающей внутренней и внеш­ней информации. Именно в этом смысле может идти речь о новом, наиболее современном, не смертельном виде оружия, а именно — информационном. Это прежде всего специально подобранная информация, под воздействием которой человек выполняет заранее запланирован­ные со стороны других (воздействующих) социальных субъектов действия. Как правило, поведение человека зависит не непосредственно от данной ситуации, а от того, как она воспринимается его сознанием и обусловлено системой эталонов, психологических установок, которые принимаются под воздействием социальной среды и личного опыта, психологических факторов. Зная эту «систему», можно прогнозировать поведение людей, а создавая ее, — вызывать желаемое поведение. Составленная программа поведения человека требует не прямого, не явного, а скрытого, постепенного и систематического воздействия информации на психику, в первую очередь на эмоциональные и бессознательные сферы, в опреде­ленное время и в определенном месте.

Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране до недавнего времени не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. В последние годы в России осознана необходимость обеспечения информационной безопасности. В составе Совета безопасности создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Разработан проект Концепции (Доктрины) информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной среде. В свою очередь, информационная среда общества — это совокупность информационных ресурсов, система формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

Следует иметь ввиду наличие как внешних, так и внутренних угроз информационной безопасности, как совокупности факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества. В частности, к внешним угрозам можно отнести такие, как: стремление некоторых стран к доминированию в мировой информационной сфере; разработка рядом государств концепций «информационных войн», предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, стремление некоторых государств сократить использование русского языка как средства общения.

К числу внутренних угроз информационной безопасности следовало бы отнести: отсутствие исторического, политического и социального опыта жизни в гражданском обществе и правовом государстве, существенно затрудняющее процесс практической реализации конституционных прав и свобод граждан, в том числе и в информационной сфере; отсутствие заметных успехов в осуществлении экономических преобразований общества; разрушение нравственных ценностей российского общества.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности целесообразно отнести:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства в информационной сфере, выявление, оценка и прогнозирование угроз информационной безопасности;
  • разработку основных направлений государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов реализации этой политики;
  • совершенствование нормативно-правовой базы; координацию деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
  • совершенствование организации, форм, методов и средств предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий проявлений этих угроз;
  • обеспечение условий для активного участия в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

За последние годы в Российской Федерации начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности на различных уровнях, развернута работа по созданию механизмов ее реализации в органах государственной власти и организациях.

Вместе с тем, анализ современного состояния информационной безопасности в различных сферах и областях жизнедеятельности личности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение.

Недостаточная защищенность информационных ресурсов приводит к утрате важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией порой вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что реализация различного вида угроз информационной безопасности может создать препятствия на пути равноправного сотрудничества России с зарубежными странами, затруднить принятие важнейших политических, экономических и других решений, подорвать авторитет Российской Федерации на международной арене, нарушить баланс интересов личности, общества и государства, дискредитировать органы государственной власти, спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты, инициировать забастовки и массовые беспорядки.

Для прогрессивного общественного развития страны, ее обороноспособности и пограничной безопасности наибольшую опасность представляют нарушения конституционных прав граждан на деятельность в информационной сфере; все виды разведывательной деятельности зарубежных государств; психологические операции вероятных противников; деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации. Эти угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Наиболее чувствительной к негативному информационно-психологическому воздействию является сфера духовной жизни. Серьезной опасности подвергаются общественное сознание и политическая ориентация различных групп населения страны (регионов); система формирования общественного мнения и информирования населения о событиях социально-политической и экономической жизни страны. Поэтому предотвращение и нейтрализация угроз в этой сфере требуют решения с учетом культурных и исторических традиций нашей многонациональной страны. И лишь на этой основе возможно выявление наиболее реальных для конкретного региона угроз, оценка степени их опасности, определение основных направлений деятельности командования, штабов, структур по воспитательной работе по защите личного состава, созданию наиболее благоприятных условий для решения служебно-боевых задач.

ВОПРОС 2. Роль и место психологических операций в информационной войне

Информационное воздействие применялось еще в войнах рабовладельческих государств. Однако лишь с началом 20-го века оно приобрело наиболее четкие научные очертания.

Сегод­ня способы воздействия на образ мышления и поведения людей стали более совершенными, а в силу этого более действенными. Но цель их сохранилась — спо­собствовать достижению своих целей, решению конкретных задач посредством разнообразных способов и приемов изменения мнений, чувств и отношений, а в конечном итоге и поведения групп людей, являющихся объектом информацион­ной войны.

В настоящее время в западных странах весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска, и население противника обозначается термином «психологические операции».

Термин «психологические операции» (вместо термина «психологическая война» представляет собой самостоятельный вид воздействия, эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы.

В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями. Согласно руководящим документам НАТО, психологические операции — это спланированная психологическая деятельность в мирное и военное время, направленная на противника, дружественные и нейтральные аудитории в целях влияния на их поведение и отношения (взгляды), связанные с достижением определенных политических и военных целей.

. В армии США деятельность командиров в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления, информационных и психологических акций в рамках психологических операций регламентируется полевым уставом «Психологические операции» (1993г.). В нем психологические операции определяются как спланирован­ные операции по передаче иностранным аудиториям выборочной информации и установок с целью повлиять на их эмоции, мотивы, объективные сужде­ния и в конечном счете на поведение иностранных правительств, органи­заций, групп и отдельных личностей.

Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические — проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной обстановки для ведения боевых действий. Оперативные — осуществляются в определенных регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций. Тактические — реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Весь этот целостный комплекс операций планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.

В задачи психологических операций, проводимых в рамках информационной войны, входят:

— доведение дискретных сообщений до систем управления, разведки и связи противника;

— создание у противника представлений и мнений, которые могут быть использованы в интересах оперативной маскировки и дезинформации вражеского командования и разведывательно-информационных систем;

— информирование иностранного населения о целях, намерениях и бо­евой мощи американских войск (сил); снижение потерь среди мирного населения и минимизация ущерба гражданским объектам в ходе боевых действий;

— повышение эффективности демонстрации противнику боевой мощи сво­их войск призывами к сдаче в плен и усиление имиджа технологического превосходства США.

— снижение эффективности пропагандистских и дезинформационных кампаний противника против американских войск, дискредитация источни­ков нападок средств массовой информации на операции ВС США и/или многонациональных сил.

Основными задачами психологических операций, проводимых в рамках подготовки к вооруженному вторжению, считаются: убеждение общественного мнения в правильности военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; подрыв доверия к руководству страны; взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье; воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран; подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности; проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и, что они направлены, в первую очередь, на изменение психологических (психических) состояний противника.

Показательным примером эффективности информационно-психологического воздействия является военный конфликт в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг. Обращает на себя внимание высокая информационно-техническая оснащенность подразделений психологических операций многонациональных сил. На их вооружении находились мобильные и стационарные технические средства. Информация, распространяемая с помощью телевидения и радио, являлась основным средством информационно-психологического воздействия. При этом приоритет отдавался американским средствам массовой информации. Например, передачи службы новостей Си-Эн-Эн, транслировались в более чем 90 странах. Для устойчивого приема программ западных радиостанций на территориях Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии были установлены ретрансляторы большой мощности. Через них круглосуточно велись передачи радиостанции «Голос Америки» на арабском языке,передачи которой готовили специалисты 4-й группы психологических операций США.

В Ираке было распространено около 50 тысяч транзисторных радиоприемников с фиксированными частотами, на которых работали радиостанции подразделений психологических операций многонациональных сил.. Широко применялась и печатная продукция прежде всего листовки. Все средства информационного воздействия внушали идею о непобедимости многонациональных сил и абсурдности сопротивления им. При этом принимались меры по дезинформации противника относительно сроков начала наступления многонациональных сил. Результатом этой информационно-психологической кампании явилось то, что к началу военных действий до 40-60 процентов личного состава иракской армии были деморализованы или психически подавлены.

После завершения войны в Персидском заливе психологические операции различного масштаба осуществлялись для поддержки действий США и их вооруженных сил в Иракском Курдистане (1991 г.), в Сомали (1993 г.), в Боснии и Герцеговине (1993 г.), на Гаити (1994г.).

В настоящее время информационно-психологического воздействие в системе ПсО считают следующие:

  • печатные средства: — листовки, плакаты, газеты.
  • — радио и телевидение.
  • — кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации.
  • — звуковещание, которое считается одним из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия.

Современный уровень развития аудиотехники дает возможность использовать синтезаторы голоса, звуков, шумов, отличающихся большой значимостью для людей. Например, военнослужащие неожиданно могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего их оставить поле боя или даже повернуть оружие против своих сослуживцев.

Таким образом, командирам и начальникам всех уровней управления, офицерам воспитательных структур следует постоянно иметь ввиду, что в мире появилась новая форма борьбы между государствами и их коалициями, а именно — информационно-психологическое противоборство. Это оружие не убивает людей физически, не разрушает города и другие объекты, но позволяет добиваться победы с минимальными потерями. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия будущих войн.

ВОПРОС 3. Защита личного состава от негативного

информационно-психологического воздействия

Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально- психологического состояния, дезорганизацию служебно-боевой деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Эффективность работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся командирам (начальникам), офицерам по воспитательной работе на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий.

Организуя эту работу, следует иметь в виду, что морально-психологическое состояние личного состава представляет собой степень мобилизованности отдельных воинов и настрой всего воинского коллектива на решение поставленных служебно-боевых задач.

Морально-психологическое состояние органов и войск определяет­ся: глубоким осознанием военнослужащими целей, важности деятельнос­ти по охране государственной границы; моральной готовностью к вы­полнению служебно-боевых задач; высоким профессионализмом; психоло­гической устойчивостью; эффективностью системы управления органами и войсками, верой в своих командиров (начальников); своевременным и всесторонним обеспечением органов и войск.

Противодействие информационно-психологическому воздействию представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по це­лям, задачам, объектам и времени информационно-психологических и оперативно-профилактических акций и мероприятий.

Основными направлениями деятельности по информационно-пси­хологическому противодействию следует считать:

— изучение и анализ военно-политической, идеологической и мо­рально-психологической обстановки в стране, регионе, местах дисло­кации органов и войск ФПС России;

— сбор, обобщение и анализ данных о возможностях противника и других источников осуществлять информационно-психологическое воз­действие.

— прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых психологических операций и мероприятий информацион­но-психологического воздействия на войска;

  • разъяснение личному составу приемов и техники ведения про­тивником подрывной пропаганды.

— упреждающее информирование личного состава о складывающейся обстановке

  • участие в организации и проведении мероприятий агитацион­но-пропагандистской
  • — формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по охране государс­твенной границы в любых условиях обстановки;

— индивидуальная работа с лицами, наиболее подверженными восп­риятию негативного воздействия со стороны противника;

Формы, методы и способы противодействия информационно-пси­хологическому воздействию зависят от уровня управления и организа­ции, наличия времени, сил и средств, конкретной обстановки и других обстоя­тельств. Основными из них являются:

Информирование военнослужащих по актуальным вопросам жизни и деятельности российского общества, органов и войск ФПС России;

— контроль за публикацией материалов в средствах массовой ин­формации;

— сбор и уничтожение специальных радиоприемников, аудио- и видеокассет, распространяемых против­ника;

— выявление и ограничение каналов поступления негативной ин­формации;

  • повышение качества и действенности морально-психологического обеспечения по формированию у личного состава научного мировоззре­ния.

— разведка и уничтожение подразделений психологических опера­ций противника, а также технических средств их проведения;

Защита личного состава от психологических операций противника может быть представлена как система мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.

Прогнозирование ПсО противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций. Места их дислокации, пути выдвижения. Кроме того, как показывает опыт боевых действий в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе, в населенных пунктах, на маршрутах передвижения войск возможно разбрасывание минирадиоприемников, настроенных на частоту станций органов ПсО.

Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений.

Командованию, органам управления, в том числе, структурам по воспитательной работе целесообразно выделять потенциальные объекты наиболее интенсивного психологического воздействия противника. Опыт свидетельствует о том, что таковыми, как правило, являются: солдаты и сержанты; военнослужащие по контракту; военнослужащие-женщины.

Важным моментом прогнозирования является определение возможного содержания и тематики информационно-психологических акций противника с целью снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как: неблагоприятная социально-политическая обстановка в стране, опасности на поле боя, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием, перебои в снабжении и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно- психологического воздействия на наших военнослужащих. В интересах нейтрализации или снижения эффективности психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления ПсО. Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. О том, с какими ухищрениями могут встретиться наши военнослужащие, свидетельствует листовка, психологическое воздействие которой изучалось в ходе одного из учений армии США. Вот ее текст: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течении часа прибыть к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертельную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течении нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь за помощью. Мы гарантируем вам спасение». Ясно, что влияние такой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия.

Особое внимание командиров, военных психологов должно быть уделено военнослужащим, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, с высокой «мнительностью» и тревожностью, которые в сложных ситуациях нередко становятся индукторами паники.

Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Необходимо своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.

Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в деятельность по решению стоящих задач, не допускать потери бдительности, Все агитационно-пропагандистские материалы противника должны немедленно собираться, изыматься у личного состава и после изучения уничтожаться. Все это следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими.

Ликвидация последствий психологических операций противника предполагает анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям; определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и защита личного состава от психологических операций противника являются важной составной частью морально-психологи-ческого обеспечения служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Оно осуществляется командирами, начальниками, штабами, органами воспитательной работы на всех этапах подготовки и решения служебно-боевых задач и требует повседневной и кропотливой работы особенно в условиях возникновения угрозы вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, осложнения обстановки на границе, нарушения правил режима Государственной границы, а также при участии в разрешении пограничных споров и конфликтов.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Информационное воздействие является мощнейшим средством идеологической переоценки и пропаганды, ориентированном на подавление массового психического сознания, внедрения в подсознание масс соответствующих установок (паттернов поведения), которые в любое время могут быть активированы манипуляторами. Важное место в воздействии на подсознание в частности, и массовое психическое сознание играют средства массовой коммуникации, без которых невозможно существование современного социума, современной жизни. Индивиды, заключенные в массы (в рамках социума), видят в средствах массовой коммуникации прежде всего возможность получения информации об изменениях, происходящих в мире.

Информационно-психологическое воздействие - это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже массовые реакции, например, панику.

Различают следующие виды психологического воздействия.

1. Убеждение (аргументация). Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора (назначение на должность и др.).

3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются «слепо». Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи. Внушения приобретают силу путем повторения.

Виды внушения:

Прямое - воздействие словами.

б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.

Косвенное - скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.

4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно).

5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным вам. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) может быть произвольным или непроизвольным.

6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Этот вид влияния кажется тонкой гранью, с которой легко скатиться либо к принуждению, либо к мольбе.

8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы.

9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

11. Слухи - специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Слухи являются очень мощным инструментом влияния, поэтому широко применяются в политике, маркетинге.

12. Управление. Предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти. Управлять, значит руководить, направлять деятельность кого-либо.

Имеется также подход, в котором выделяется следующая система методов психологического воздействия:

Психологическая атака

Психологическое программирование

Психологическая манипуляция

Психологическое давление

Психологическое давление применяется в армии, органах власти и управления; в процессе террора, моббинга и т.д. В основе автократического стиля-метода руководства - пси-давление.

Возможны смежные сочетания: атака + давление, давление + программирование, программирование + манипуляция, манипуляция + атака.

Возможны парадоксальные включения: атака с элементами программирования, программирование с элементами атаки; давление с элементами манипуляции, манипуляция с элементами давления.

Психогенное воздействие может происходить при физическом воздействии на мозг человека, результатом которого есть нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Такое воздействие также возможно при переживании шокового состояния от каких-либо событий в окружающей реальности, когда человек испытывает депрессию, аффект, впадает в панику и т.д. Чем менее психика человека подготовлена к психотравмирующим воздействиям окружающей среды, тем более резко выражены психические травмы, получившие название психогенных потерь. Примером психогенного воздействия есть влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека.

Экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая - успокаивающей. Людям со слабой нервной системой нравятся красный и желтый цвета, людям с крепкими нервами - зеленый и синий.

Красный цвет заложен в генной памяти и ассоциируется с видом крови или отблеском пожара, поэтому вызывает тревогу, беспокойство и страх, активизирует инстинкт самосохранения. Голубой цвет, фигурирующий в наследственной памяти как цвет неба, вызывает сентиментальное настроение, а черный вызывает печаль. Белый цвет в западной цивилизации связывают с чистотой, хотя в японской, китайской и некоторых других азиатских культурах он сочетается с понятиями холода, пустоты, смерти. Синий цвет соответствует состоянию грусти, серый и коричневый - страха, утомления.

Определенные сочетания цветов оказывают вполне определенное эмоциональное воздействие. Например, использование взаимодополняющих цветов создает гармонию и доставляет максимум удовольствия. В свою очередь, неправильная цветовая комбинация способствует возникновению беспокойства и вызывает противоположные чувства. Главная цель использования цвета в психологической войне - правильное оформление информационно-пропагандистских материалов.

Так, в ходе арабо-израильской войны (1973 г.) египтяне применили против Израиля реактивные системы залпового огня. Из 1500 израильских военнослужащих поступивших после огневого налета в госпиталь 800 не имели никаких физических повреждений.

Психоаналитическое воздействие - воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. В настоящее время психолингвистическое программирование активно используется психоаналитиками для лечения людей. Однако необходимость непосредственного контакта с объектом ограничивает сферу использования этого вида психологического воздействия.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) влияние - это манипулирование людьми, путём передачи информации через неосознаваемое восприятие. Существуют генераторы высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций. (смотри приложение №1)

Центром по созданию психотронного оружия конец 80-х был город Новосибирск. Эта аппаратура, при выведении на околоземную орбиту могла корректировать поведение населения на территории площадью, превышающей республику Беларусь. Эти сведения подтверждает в Н.И. Анисимов. Психотронное оружие по своей специфике отличается от других видов оружия. Если автомат Калашникова можно было изобрести, апробировать и усовершенствовать в тире, то для разработок психотронного оружия постоянно требуются люди-доноры. Отбор доноров осуществляется по психологическим типам. Жертвами специальных экспериментов, обычно, становятся одарённые не лояльные режиму люди, военнослужащие воинских подразделений, спортсмены, заключённые тюрем и других мест лишения свободы, лица состоящие на учёте в диспансерах, все без исключения узники психбольниц, а также забор здорового человеческого материала осуществляется во время свободной охоты в городе или любом другом населённом пункте. Существует три стадии психопрограммирования. Первая стадия - контроль мозга. Вторая стадия - управление психофизической деятельностью человека. И третья стадия - уничтожение подопытного человека. К третьей стадии, обычно, прибегают в следующих случаях: возникла опасность разоблачения; отработанный материал неэффективен; для устрашения других подопытных. Уничтожение может быть осуществлено любым методом.

В настоящее время еще активно не используется психотронное оружие как средство психологической войны, но некоторые люди и организации применяют существующие разработки. Например, широко используют феномен 25-го кадра, являющегося мощным средством внушения. Этот феномен связан с тем, что информация усваивается психикой, минуя сознание. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды центры головного мозга успевают принять, обработать и запомнить 25-й сигнал. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызывает раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).

17 апреля 1996 года в Москве, в Центральном Доме журналистов на пресс-конференции «Пси-оружие и зомбирование населения» было принято решение признать существование психотронного оружия и применение его к населению.

В 1996 году в интервью журналистам Секретарь Совета Безопасности, помощник Президента РФ по национальной безопасности генерал А. Лебедь сказал следующее: «Мы уже вплотную стоим перед лицом новых типов угроз, которые возникли в связи с появлением технологий психосемантического моделирования поведения людей. Разрабатываются все новые, более эффективные системы воздействия на сознание и подсознание населения. И этому есть множество примеров. Более того, можно предположить, что произошедший в СССР, а затем России ураганный слом ценностей был осуществлен как специальная психологическая операция»

Есть сведения, что медицинские работники, сотрудничающие соспец службами и ВПК, при проведении хирургических операций и вакцинаций населения, вводили в организмы пациентов микросхематические пластинки, свободно помещающиеся в эпидемических иглах. После введения таких микросхем человек становится радиоуправляемым биороботом. Согласно конфиденциальной информации, около 30% населения бывшего СССР носит в своем теле микросхемы.

Академик Н. Бехтерева с коллегами на пациентах клиники, имеющейся при возглавляемом ею центре «Мозг» с благословения минздравов ежегодно выпускают тысячи зомбированных ретрансляторов с дипломами «колдунов» в кармане.

Во время августовского путча 1991 года командующий обороны Белого дома, генерал-полковник К. Кобец, во всеуслышание заявил, что путчисты к обороняющимся могут применить психотронное оружие, которое со слов защитников и было применено на отдельных участках. Во время октябрьских событий 1993 года со слов участников и военных психотронное оружие уже применялось в массовых масштабах.

К приборам воздействия на человека можно отнести:

1) инфразвуковую технику (вибрационную и импульсную). Инфразвуковая волна, направленная мощным импульсом, может создавать подобие толчка и тем самым разрушать любые объекты (также и ткани живого организма);

Sonic Nausea - устройство, которое вызывает у окружающих тошноту и головную боль. Это устройство, излучающее ультравысокочастотные звуковые волны, способны вызвать головную боль, нервозность, раздражительность, тошноту, рвоту. Сфера применения такого устройства сугубо индивидуальна для каждого человека и зависит от его личных качеств и потребностей. С Sonic Nausea любой школьник способен сорвать контрольную работу, добиться тишины и покоя по вечерам, заставив своего соседа спать.

Диапазон, опасный для человека (6-8 Гц)

Резонансные частоты внутренних органов человека:

Частота (Гц), Орган

20-30, Голова

40-100, Глаза

0.5 -13, Вестибулярный аппарат

4-6, Сердце

2-3, Желудок

2-4, Кишечник

4-8, Брюшная полость

6, Позвоночник.

В СССР «генераторы паники» были созданы и успешно испытаны в конце 40-х годов, но их использование было запрещено в силу неприязни к этой теме коммунистического руководства по морально-этическим соображениям. С ликвидацией коммунистического режима морально-этические ограничения были устранены, и с начала 90-х годов в крупных городах в кризисные моменты запускаются мощные генераторы инфразвука массового воздействия с целью снизить массовую активность, посеять легкую неосознаваемую панику, стимулирующую у населения замкнутость и желание «отсидеться дома». Для индивидуального воздействия могут применяться направленные инфразвуковые генераторы. Они могут использоваться для того, чтобы вывести партнера из равновесия, посеять в нем панику и облегчить тем самым его допрос или запугивание. Накануне терроризирования или шантажа полезно несколько суток направленно облучать инфразвуком в 7 Гц жилище жертвы.

Таким образом, нам видится возможность воздействия инфразвуком на весь организм человека и даже в отдельности на каждый орган, что делает нас уязвимым. А представленный выше прибор, только лишь доказывает эту возможность.

Отдельно хотеться выделить наше современное поколение, которое мал по-малу пристращается к рок музыке. Данная музыка наносит еще и энергетический удар по чакрам и ауре человека. На рисунке изображен результат разрушительного воздействия рок музыки. В первую очередь, это полное отсутствие ауры.

2) электронная аппаратура. Облучение радиоволнами различной частоты, часто совмещенное с видеоаппаратурой, дающей возможность просматривать сквозь стены. В настоящее время воздействие происходит с использованием т. н. психотронных станций, работающих на лептонных генераторах или генераторах биополя.

Биополе человека представляет собой бесчисленные биоэлектрические потенциалы, которые непрерывно возникают и излучаются в живом теле, органично связанные с протеканием всех жизненных процессов в нем. Это органическое единство биоэнергии и биоинформации, суммарный результат множества сложных обменных, созидающих и отстраняющих ненужные вещества, процессов.

Исследования в области неклассической психологии и психофизики позволили создать методики, так называемого, «зомбирования», а также программирования или управления психикой человека, сознанием людей. Именно на основе этих методик были созданы приборы, способные воздействовать на психику человека. Их принято объединять общим термином - психотронные генераторы. Это технические специализированные системы, аппараты, важнейшим блоком которых являются электромагнитные, магнитоакустические, плазменные и другие типы источников особо организованных неоднородных полей, порождающих слабые волновые процессы, по-видимому, резонансные к тонким механизмам работы мозга и нервной системы человека. Специально подобранные операторы с особой чувствительностью к этим резонансам способны направлять генерируемые поля на нужный объект и вызывать в нем те или иные возбужденные состояния, отличные от его обычных. Далее оператор, удерживая новый режим, модулирует, формирует, навязывает заданное состояние. Программируется человек обычно ночью тремя генераторами согласованной частоты в течение ста минут. Для внедрения в человека жесткой программы облучение должно длиться не менее недели. Генераторы, как это практикуется в таких городах, как Киев, Зеленоград, Новосибирск, Барнаул и Ростов-на-Дону, устанавливаются на окраинах города. После внедрения программы человек получает кодированный сигнал - им может быть определенный звук, чаще всего телефонный звонок, звонят обычно после полуночи, когда психическая защита человека ослабевает. После получения команды закодированный человек способен на любой поступок.

В 1974 году Государственным Комитетом по делам изобретений было зарегистрировано сразу и изобретение и открытие, названное «Способ вызывания искусственного сна на расстоянии с помощью радиоволн» Гипноизлучатель был апробирован в 1974 году в войсковой части №71592, под Новосибирском. Согласно расчетам мощности генераторов достаточно для того, чтобы эффективно обработать город площадью около ста квадратных километров.

3) СВЧ - аппаратура с компьютерным обеспечением, которая управляет приборами, принимающими излучения мозга. Т.к. некоторые участки мозга имеют не строго определенные частоты (АПЧ), применяется пилот-сигнал. При кодировании мозга человека, аппаратура станции управляется подготовленным для этих целей оператором;

В 60-е годы активизировались исследования по изучению биологического действия электромагнитных излучений. Главное место в исследованиях отводилось воздействию на людей электромагнитного излучения в диапазоне радиочастот от крайне низких (f = 3-30 Гц) до сверхвысоких (f = 3-30 ГГц).

Исследование этих диапазонов частот электромагнитных излучений явились основой для создания нового вида ОНФП радиочастотного (электромагнитного) оружия.

Радиочастотное оружие в диапазоне сверхвысоких частот называют иногда микроволновым или СВЧ - оружием. При этом в первую очередь изучается действие излучения на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, так как они регулируют деятельность всех других органов и систем, определяют состояние психики и поведения человека.

В результате проведенных в США экспериментов определено, что при однократном воздействии на человека излучений с определенными частотами в диапазоне радиочастот от 30 до 30000 МГц (метровые и дециметровые волны) при интенсивности более 10 МВт/см2 отмечаются: головная боль, слабость, угнетенное состояние, повышенная раздражительность, чувство страха, нарушение способности принимать решения, ухудшение памяти.

Воздействие на головной мозг радиоволн в диапазоне частот 0,3-3 ГГц (дециметровые волны) при интенсивности до 2 МВт/см2 вызывает ощущение свиста, жужжания, гудения, пощелкивания, исчезающие при соответствующем экранировании. Установлено также, что мощные электромагнитные излучения могут вызывать сильные ожоги, ослепление.

С помощью электромагнитных излучений можно дистанционно и целенаправленно воздействовать на человека, что позволяет использовать радиочастотное оружие для проведения психологических диверсий и дезорганизации управления войсками и экономикой противника. Применительно к своим войскам электромагнитное излучение может быть использовано в целях повышения устойчивости к стрессу, возникающему в ходе боевых действий.

При применении этого оружия человек может ничего не ощущать физически, но последствия в виде плохой памяти, рассеянности, болезней, затруднения концентрации внимания могут проявиться спустя месяцы и годы, особенно подвержены влиянию дети. В этом главная опасность такого оружия, оно совершенно незаметно, но оставляет после себя миллионы неполноценных, умственно отсталых людей, которые подверглись облучению. Так как площадь облучения уже технически не ограниченна, это вся планета Земля.

С помощью микроволнового оружия можно нарушать работу любых электронных систем. Устаревшие уже морально магнетроны и клистроны мощностью до 1 ГВт с использованием антенн с фазированной решеткой позволят нарушать функционирование аэродромов, стартовых позиций ракет, центров и пунктов управления, выводить из строя системы управления войсками и оружием. Также они могут разрушать экономику противника.

С принятием на вооружение армий аппаратуры дистанционного управления человеком посредством применения электромагнитных волн в частотах 0.001-1000 Гц, всех видов базирования, появилась возможность блокировать государственные системы противоборствующей стороны на самом высоком уровне управления. Это выдвинуло электромагнитные средства управления человеком в разряд наиболее приоритетных вооружений в 90-е годы.

После применения этого оружия, реальное управление государствами, которые имели средства защиты, перешло в экранированные помещения. Те государства которые были не готовы к отражению этого воздействия, оказались странами третьего мира.

Люди не использующие датчики воздействия и экранированные помещения для отдыха и работы оказались беззащитными перед новыми видами вооружений использующих электромагнитное воздействие.

В США первыми стали восполнять этот пробел, комнаты для переговоров, экранированные комнаты в служебных зданиях и личных домах это сегодняшняя реальность в США. Около 5% дохода фирм в США тратится на эти цели.

При помещении пациента в зону сверхвысокочастотного излучения резко облегчается возможность его психопрограммирования.

4. Лазерное. Используется для физических ожоговых поражений. Источник облучения обычно устанавливается в смежных с жильцами квартирах, на верхних этажах или домах напротив.

Психотропное влияние - это манипулирование психикой людей с помощью медицинских препаратов, химических, биологических веществ. Нужно правильно подобрать препараты, которые способны изменить сознание и применить их. В настоящее время существуют нейромедиаторы, способные контролировать (усиливать или подавлять) агрессивное поведение человека. Сильно воздействуют на психику запахи. Американский психиатр А. Хирш установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека, запах - это пульт управления, способный руководить человеческими эмоциями и поступками людей. Например, аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкое кофе. Сила запахов имеет научное объяснение: в человеческом мозге есть определенные отделы, отвечающие за восприятие запахов, обработку информации о них и хранение ее в памяти.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Албаков Ахмет Магаметбаширович

студент


Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

[email protected]
Аннотация : В статье рассмотрены алгоритм и методы противодействия информационно-психологическому воздействию на поведения социальных групп, приведена их классификация, а так же определены общие правила и принципы реализации технологии воздействия в социальной среде, исходя из процессов, реализуемых субъектом, на которого оказывается воздействие.

Ключевые слова : информационная война, информационное воздействие, информационная безопасность, манипулирование поведением, информация

Техника целенаправленного ведения массовых пропагандистских мероприятий и методов информационно-психологического воздействия на социальные группы развивалась на протяжении всей истории человечества.

Информационно-психологическое воздействие, в самом общем виде, возможно рассматривать как сложный согласованный комплекс мер политического, экономического, организационно-технического и военного характера, а также разведывательно-подрывных и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания воздействия на отдельных лиц и различные категории населения, личный состав вооруженных сил, работников структур государственной власти и управления страной или отдельными регионами, членов политических партий, общественных организаций и движений с целью изменения их чувств, психических состояний, мнений, отношений и поведения таким образом, что это способствует достижению целей , выгодных для отдельных лиц, групп, социальных организаций, определенных государственных или других структур страны-субъекта этих операций.

Объектами информационно-психологического воздействия могут быть: отдельные личности, население, правительства и армии враждебных, дружественных и нейтральных стран, а в некоторых ситуациях население и армия своей страны. Информационно-психологическое воздействие проводится в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.