Cтраница 1


Марксистско-ленинская теория государства и права для характеристики особенностей государств различных эпох выработала, категорию исторический тип государства. Истории развития обществ, в которых существовало государство, известно несколько базисов: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.  

Марксистско-ленинская теория государства и права.  

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой такую политико-юридическую науку, которая тесно связана, с одной стороны, с философией диалектического и исторического материализма, политической экономией и научным социализмом, с другой - с различными отраслевыми и прикладными юридическими науками. Она находится в контакте также с естествознанием и техническими науками.  

Марксистско-ленинская теория государства и права, как и всякая наука, имеет общие и специфические методы исследования своего предмета. Главный - это метод материалистической диалектики в его преломлении к исследованию государства и права.  

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний об основных закономерностях государства и права, их сущности, назначении и развитии в классовом обществе.  

Понятие марксистско-ленинской теории государства и права. Государство и право - это особые, тесно свя-занные между собой общественные явления. Государством называется организация политического властвования экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социали-стическом обществе); / правом - системajpjhnjx правил поведения (норм), выражающих ШсудаЕНЛвенную волкГ господствующего класса (трудящихся во главе с рабо-чим классом - в социалистическом обществе) и являю-щихся классовым регулятором общественных отношений. ТТомощи ко - торой люди позТганл ил СЗ Цность, назначение в жизни общества, вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию органов государственной власти и юридических норм, обеспечивают правовое обучение.  

Вопросы марксистско-ленинской теории государства и права связаны в современных условиях с острой идеологической борьбой. Продолжается принципиальная борьба с буржуазной идеологией. КПСС и другим коммунистическим партиям приходится вести значительную работу по защите марксистско-ленинских взглядов на государство и право, по разоблачению реакционной сущности буржуазных теорий, а также извращений марксистско-ленинской теории со стороны правых и левых оппортунистов.  

Значение марксистско-ленинской теории государства и права.  

Предмет марксистско-ленинской теории государства и права - это прежде всего и главным образом общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин исторического) типа. Теория государства и права раскрывает конкретно-исторические условия, в рамках которых проявляются эти общие и специфические закономерности. Она в полную меру руководствуется теми знаниями объективных всеобщих, общих и специфических законов природы и общества, особенно классового общества, которыми ее вооружают составные части марксизма-ленинизма.  

Развитие марксистско-ленинской теории государства и права в современный период происходит на основе опыта революционной борьбы. Это развитие отражает происходящие в мире изменения: углубление общего кризиса капитализма, появление новых социалистических государств, успехи социалистического и коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других социалистических странах, крушение колониальной системы и возникновение новых национально-демократических государств.  

Овладение марксистско-ленинской теорией государства и права включает в себя выработку уменья разбираться в ее системе, ставить и решать научные и практические вопросы государственно-правового характера.  

Таким образом, марксистско-ленинская теория государства и права, будучи обобщающей теоретической наукой, выполняет и немаловажные практические задачи, является активной силой в жизни общества.  

На современном уровне марксистско-ленинская теория государства и права опирается на главное в жизни народа, в деятельности его государственных и общественных организаций. Это главное состоит в том, что, с одной стороны, созданы и успешно функционируют развитое социалистическое общество и соответствующие ему общенародное государство и общенародное право, с другой стороны, поставлены и решаются задачи дальнейшего коммунистического строительства.  

Главное место в марксистско-ленинской теории государства и права занимает учение о государственности социалистического общества и правовом регулировании социалистических общественных отношений. Социалистическое государство - исторически высший тип государства, принципиальные особенности которого заключаются в том, что оно направлено против частной собственности и эксплуатации, активно содействует становлению, упрочению и развитию социалистических производственных отношений, их преобразованию в коммунистические, призвано обеспечить полновластие трудящихся и развертывание социалистической демократии, достижение социального равенства, свободы и справедливости, коммунистического принципа от каждого по способности, каждому - по потребности. Советская власть возникла не многим более 60 лет тому назад в результате победоносной социалистической революции в России - это первое в мире упрочившееся государство социалистического типа, его прообразом была Парижская коммуна, просуществовавшая 72 дня. Опыт существования Советского социалистического государства имеет для трудящихся всех стран огромное значение, Октябрь открыл новую эпоху в жизни человечества.  

Исторические условия возникновения марксистско-ленинской теории государства и права. Коренные, принципиальные основы этой науки входят в марксизм-ленинизм - передовое, революционное учение современной эпохи. Поэтому исторические условия возникновения диалектико-материалистической теории государства и права те же, что и исторические условия возникновения марксизма-ленинизма в целом.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вступление

ленинский философия идеологический марксистский

Философия (др. - греч. цйлпупцЯб, дословно: любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира; общая теория мира и человека в нем. Она фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Один из учеников Гегеля, Карл Маркс подхватил мысль о трансформации мира с помощью мысли и считал философию не столько инструментом понимания мира, сколько средством его изменения. Суть марксистской философии сводилась к тому, что идеальное общество не должно быть сегментировано на классы и это достижимо путём перераспределения собственности, в особенности средств производства. Перераспределение должно было стать результатом «классовой борьбы», когда многочисленный «пролетариат» ощутит свою силу и победит «буржуазию», установив свою диктатуру. Классическая марксистская философия была опробована на деле в результате Революции 1917 года в России, однако идеальное общество в России построить не удалось, так как стратификация (расслаивание) общества сохранилась, а произошла лишь смена элит: на место буржуазии пришла партийная номенклатура.

Хотя почти все экономические предсказания Маркса не сбылись, его философские, в особенности ранние работы представляют интерес для неомарксистов - последователей «умеренного» марксизма в Европе ХХ - ХХI вв. Даже с учётом ошибочности ряда положений классического марксизма, марксистская философия углубляет понимание процессов, которые происходят в обществе. Необычность развития неомарксизма заключается в том, что его последователи последовательно пытались перенести марксизм на другие модные теории. Сразу после войны неомарксисты скомбинировали марксизм с фрейдизмоми приняли непосредственное участие в формировании Франкфуртской школы, в 1970-е годы неомарксисты сочетали философию Маркса с модным в то время структурализмом, а в 1980-е годы попытались адаптировать марксизм под пришедших к власти во многих странах консерваторов. В настоящее время существуют гибриды марксизма и феминизма, марксизма и постструктурализма и др. Таким образом, неомарксизм в настоящее время ищет себя в комбинации с разнообразием той самой «буржуазной философии», которую сам Маркс в своё время решительно отвергал.

Марксистско-ленинская философия была создана на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы. Философия, созданная К. Марксом (1818-1883) при участии Ф. Энгельса (18200-1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII - начала XIX века.

Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мир материален: всё существующее - различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельности народных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход общественного развития.

Даная философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Ядром марксистской философии является материалистическая диалектика, выступающая в качестве общей методологии подлинно научного познания общества и природы. Материалистическая диалектика носит революционно-критический характер, каждую ступень развития общества она рассматривает как преходящую.

Главное в ней - учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.

В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

* основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

* сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

* материя находится в постоянном движении и развитии;

* Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

* материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

* важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

* развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Суть исторического материализма в следующем:

* на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

* производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

* указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

* базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

* в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

* способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

* рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

* уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

1. Развитие и формирование марксистско-ленинской фил ософии

1.1 Понятие марксистско-ленинской философии, основные положения, средство идеологического контроля

Марксистско-ленинская философия - философское учение, созданное на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы в Кратком курсе истории ВКП(б). Марксистско-ленинская философия является основой идеологии марксизма-ленинизма - одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Она стала базовой на протяжении десятилетий в XX веке для социалистических стран, ряд которых развили собственные варианты марксизма-ленинизма (маоизм, чучхе).

В настоящий момент, после распада СССР и социалистического лагеря, марксистско-ленинская философия, лишившись административной поддержки, во многом утратила своё значение, сохраняя его лишь в Китае, КНДР, Вьетнаме, ЛНДР и на Кубе.

Сторонники марксизма-ленинизма утверждают, что он развивает и последовательно проводит материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополняя его диалектическим подходом, развивая, по словам В. Ленина, диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира». По их мнению, марксистско-ленинская философия упраздняет различение между онтологией, логикой и теорией познания.

Критики марксистско-ленинской философии, в том числе марксисты, указывают на догматизм и начётничество, при котором цитаты из трудов «классиков марксизма-ленинизма» становились абсолютными аргументами в любой философской дискуссии. Они отмечают расплывчатость основных понятий диалектики и необоснованность претензий марксистско-ленинской философии на научный статус.

Марксистско-ленинская философия стала средством идеологического контроля в советской науке, который в некоторых случаях приводил к кампаниям репрессий, в ходе которых целые научные направления объявлялись «буржуазными» и «идеалистическими», а их приверженцы подвергались гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтожения. Как отмечает крупнейший специалист по истории российской и советской науки проф. Лорен Грэхэм: «С моей точки зрения, марксизм-ленинизм где-то помог, а где-то стал препятствием для науки. Самый наглядный пример - история с Лысенко. Это тот случай, где марксистско-ленинская идеология помешала. Но в других случаях - и я в своей книге это указывал - марксистско-ленинская философия помогала развитию науки». Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, в результате которой генетика в СССР оказалась под запретом до 1952 года и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет. Любопытно, что в ходе этой дискуссии «идеалистическим» было объявлено понятие о наследственном вещество (то есть материи), а «материалистическим» - содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т.Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» Б. Лепешинской.

1.2 Ленинизм и философское наследие

К 20-м годам XX века В.И. Ленин приобрел гигантский авторитет. Народы России видели в В.И. Ленине духовного учителя, носителя новых морально-нравственных ценностей. Запрос на поучение, на указание, «как жить», был столь очевиден и силен, что В.И. Ленин не мог на него не ответить. Исходя из ситуации, в какой находилась страна, и из возможностей начинающего активную жизнь поколения, В.И. Ленин создал чрезвычайно привлекательный образ «смысла жизни». Это жизнь человека практического, борца за освобождение угнетенных, за создание нового порядка жизни и новых отношений между людьми. Историческая задача этих людей - строительство социализма. Во всех сферах жизни общества социалистические преобразования становятся служением долгу, делом жизни. В.И. Ленин говорит о сознательной дисциплине, ответственности, суровой жизненной школе, призывает «учиться коммунизму».

Эту ответственность В.И. Ленин понимает как внутреннюю моральную ответственность человека перед самим собой. Вся огромная сфера практического дела социалистического строительства означает еще и самоизменение людей, их самовоспитание, образовательный и духовный рост, развитие. По Ленину, начало создания нового типа общества означает, что заканчивается господство той формы прогресса, когда отдельный человек является только материалом или жертвой ради общего развития. Всю сферу практической деятельности и, соответственно, самоизменения людей в ходе этой деятельности В.И. Ленин называет словом «культурничество». У В.И. Ленина четко выражена мысль о том, что внутренняя суть всего, что является движением к новому типу общественного устройства, сводится к введению культуры во все сферы социальной действительности. Окультуривание производства промышленного, сельскохозяйственного, общественных учреждений и институтов, отношений между людьми (включая такой древний тип отношений, как семейные) - это и есть создание нового типа общества, нового миропорядка.

Соответственно сам отдельный человек - деятель, практик, состоящий на службе народа, осуществляющий «окультуривание» действительности - также, по Ленину, призван к собственному саморазвитию, обогащению личностного мира достижениями мировой культуры. Отсюда вытекают знаменитые призывы В.И. Ленина к молодежи: учиться коммунизму - значит осваивать достижения всей предшествующей цивилизации.

Освоение личностной культуры, которое должно стать нормой для новых поколений «молодых коммунистов», начинается с овладения «простыми началами нравственности», общечеловеческими морально-нравственными установками. Эти простые начала - не только совокупность моральных нормативов, а еще и нуждающаяся в тренировке практика культурного общежития, отношений между людьми. Моральное поведение в практических сферах - это показатель уровня цивилизованности и человека, и сферы деятельности. Особый спрос здесь с коммунистов.

Значение моральных отношений между людьми, по Ленину, должно неизмеримо вырасти по мере приближения к коммунистическому общественному строю. Движение по этому пути предполагает и моральное совершенствование, воспитание новых людей и новых моральных отношений. В.И. Ленин не считал это легким делом; напротив, он признавал, что между «первой» и «второй» фазами коммунистического общества должно быть «громадное различие». Пока же, на уровне начала построения социалистической, «низшей» фазы коммунизма, В.И. Ленин огромное внимание придавал устранению наиболее вопиющих видов принижения человека человеком, допустимых старой, некоммунистической моралью. Множество высказываний В.И. Ленина о необходимости уничтожить не только формальное, но и реальное принижение женщины в обществе, о недопустимости любых остатков национального неравенства указывают на первые необходимые шаги в этом направлении.

Философское наследие В.И. Ленина - гигантское духовное и теоретическое богатство. Оно оказало огромное влияние на последующее развитие марксистско-ленинской философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако исторические судьбы ленинского философского наследия оказались сложными, а подчас и драматическими. В период культа личности Сталина в стране, да и в другие трудные времена идеологическое оправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянно осуществлялось в рамках декларируемого предельного уважения к «букве» ленинского наследия, к «заветам Ильича». Однако в действительности идеи В.И. Ленина при этом искажались, общий духовный облик мыслителя предельно упрощался. Восстановление исторической истины и научного отношения к ленинскому теоретическому наследию - задача, полное решение которой еще предстоит советским ученым.

2. Марксистско-ленинская фи лософия в послеленинский период

2.1 Основные факторы и принципы развития

В трудах В.И. Ленина, в частности в «Философских тетрадях» и в послеоктябрьских работах, были намечены многие принципиальные ориентиры для дальнейшего развития философии марксизма. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для творческого развития марксизма. Все резче обозначались тенденции его искажения, вульгаризации и опошления. Все более узкими становились, возможности для проявления самостоятельности и оригинальности философского мышления, поскольку творческие дискуссии, и жизненно необходимые для развития философии, вырождались в изобличение действительных, а чаще мнимых отступлений от марксизма, в наклеивание политических ярлыков, а затем в прямое доносительство.

Постепенно отходили на задний план такие яркие и самобытные мыслители-марксисты, как Н.И. Бухарин иди Д.В. Луначарский. В своих исканиях, в том числе философских, они отнюдь не всегда были правы, на что приводилось указывать еще В.И. Ленину, однако во многом благодаря им какое-то время в стране еще поддерживался достаточно высокий уровень марксистской философской культуры. В то же время в философии, как и в других сферах духовной жизни общества, нарастали антиинтеллектуалистские тенденции, во многом родственные Пролеткульту, с которым боролся В.И. Ленин. Если Ленин считал необходимым для построения Нового общества усвоение всех богатств культуры предшествующих эпох, то сторонники этих тенденций стремились противопоставить и даже оторвать рождавшуюся культуру от всей Прошлой культуры. Более того, сама философия начинает рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форм выражения классовых или групповых интересов, в ней видят не более чем воплощение идеологических установок класса, сословия, группы. Такой вульгарно-социологический подход к философии низводил ее до уровня идеологического средства, с помощью которого в массовое сознание можно было легко внедрять простейшие шаблоны и клише, заменяя ими самостоятельный поиск ответов на реальные проблемы жизни.

Другой стороной того же процесса «организованного упрощения» (термин одного из идеологов Пролеткульта) всей культуры, в том числе и философии, стало последовательное сведение не на диалоги философов-марксистов с представителями других философских направлений. Так, в 1923 году была выслана из страны целая группа видных представителей идеалистической и религиозной философии, таких, как Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др.

Наряду с этим все более ограничивались возможности для выражения стихийно-материалистических философских воззрений естествоиспытателей - воззрении, имевших в России богатую традицию и нередко отличавшихся Глубиной и оригинальностью. Тем самым нарушалась и извращалась одна из принципиальных ленинских установок, выраженных в работе «О значении воинствующего материализма» (1922) - ориентация на установление и упрочение союза философов-материалистов-диалектиков и естествоиспытателей. Вместо этого союза утверждался грубый, часто невежественный диктат, против чего специально предостерегал В.И. Ленин, в том числе и в названной статье.

Немалую роль в упрощении философской культуры и в снижении уровня требовательности сыграло и то, что в сферу философии и других гуманитарных наук пришли недостаточно образованные, а порой и просто малограмотные люди, вместе с энтузиазмом привнесшие в духовную жизнь крайнюю нетерпимость, склонность к революционной фразе и идеологию гиперкритицизма в отношении того, что создано предшествующей культурой.

2.2 Перестройка философии в свете нового мышления

Необходимость обновления нашей философии, известного осмысления ее социального предназначения обусловлена сущностью перелома в развитии социалистического общества, обозначенного апрельским (1985 года) Пленумом ЦК КПСС и ХХVII съездом партии. Это обновление в первую очередь означает возрождение творческого импульса и научного потенциала, заложенного в марксизме, развитие его исходных установок, переосмысление их с учетом тенденций и особенностей современного этапа исторического развития цивилизации. Концепция нового мышления, если рассматривать ее философско-мировоззренческие основания, как раз и выступает как реализация в современных условиях этого потенциала марксистского учения. Сегодня перестройка столь же необходима философу и философия - перестройке. Но это должна быть смелая, новаторская философия, способная раскрывать реальные противоречия общественной жизни, тенденции и перспективы развития мировой цивилизации и вместе с тем обращенная к человеку, его потребностям и устремлениям. В чем же смысл перестройки в философии? Исходный ее - анализ острейших мировоззренческих проблем, порождаемых современным развитием социализма и цивилизации в целом, разработка такой концепции социализма, которая выступает как программа гуманизации всех сфер общественной жизни, и в том числе научно-технического развития, которая ставит во главу угла интересы человека, его саморазвития и самореализации. От человека - «винтика», встроенного в отчужденную от него и господствующую над ним машину производственного процесса и общественных отношений, к человеку-творцу, свободно реализующему свои способности и в сфере труда, и в сфере отношений между людьми, - таков вектор обновления социализма. Другой вектор его обновления и развития задан необходимостью самоопределения социализма в современном мире. По целому ряду параметров социалистическому обществу еще предстоит выйти на подобающее ему место в мировой цивилизации. И этого можно достичь лишь в той мере, в какой в реальной жизни удастся раскрыть гуманистический потенциал социализма. Поскольку сегодня на состоянии внутренних проблем нашего общества так или иначе сказываются проблемы общепланетарного, глобального масштаба, вряд ли можно будет добиться его социального обновления, не принимая во внимание новейшие тенденции развития современной цивилизации. Речь идет об интеграции экономического потенциала разных стран и регионов, сопровождающейся столкновением различных культурных традиций и мировоззренческих установок, об изменении системы человеческих отношений и средств коммуникации между людьми, преобразовании предметной среды, в которой живет человек. По сути дела, на наших глазах создается новый мир. Все эти процессы создания нового мира носят противоречивый, неоднозначный характер. Они порождают серьезные и сложные проблемы, которые связаны с самим бытием человечества. Это, прежде всего, проблема выживания человечества в условиях ядерной угрозы, ядерного противостояния. Это - не менее острая проблема самосохранения человечества и сохранения жизни перед лицом экологического кризиса. Это, наконец, проблема сохранения и развития самого ценного достояния истории - человеческой личности. Для философской разработки новой концепции социализма принципиальное значение имеет идея приоритета общечеловеческих ценностей. Идея эта, конечно, не сводится лишь к тем задачам, которые связаны с выживанием человека и человечества, как ни важны они сами по себе. Неправильно было бы понимать эту идею и в смысле нивелирования, усреднения, сглаживания перед лицом общечеловеческих ценностей реального многообразия всех иных ценностей, на которые ориентируются люди в современном мире. Главный смысл этой идеи - реализация общечеловеческого содержания, которое так или иначе заключено в любой существующей системе ценностей. Естественно, общественная жизнь не может не быть ареной столкновения, состязания различных систем ценностей. Важно, однако, чтобы оно велось в формах, достойных цивилизованного человечества; важно, чтобы иное, непохожее не вызывало предубеждения как враждебное и подлежащее искоренению. Более того, признание приоритета общечеловеческих ценностей предполагает и взаимообогащение различных систем ценностей при сохранении самобытности каждой из них. Это особенно существенно при философском осмыслении социализма, появление которого - закономерный результат предшествующего исторического развития человечества. Социализм выступает на мировой арене как наследник достижений мировой культуры и цивилизации. Творческое восприятие и развитие достижений мировой культуры и цивилизации актуальны и сегодня. Ведь с появлением социализма развитие остального мира отнюдь не остановилось, как это было принято считать еще совсем недавно. И при обновлении социализма нельзя игнорировать все завоевания человечества в области развития и организации производительных сил, науки и техники, экологии и культуры, имеющие общечеловеческую значимость. Таким образом, перестройка в философии предполагает углубление социальной философии марксизма в единстве с разработкой современной марксистской концепции человека, изучение многообразных тенденций мирового развития, особенностей различных обществ, наконец, выявление возможных альтернативных путей в будущее и проблем, с которыми может столкнуться человечество на каждом из этих путей. Следовательно, развитие социальной философии предполагает и более глубокий уровень разработки материалистической диалектики. По-новому встает ключевая для диалектики проблема развития. И современное естествознание, и общественная жизнь показывают, насколько важно учитывать наличие множества потенциально возможных направлений развития, существования альтернативных вариантов и тупиков, застойных ветвей в развитии сложных системных объектов. Основательного переосмысления требует и классическая философская проблема единства и многообразия, и в первую очередь многообразия как условия и предпосылки развития. Такой анализ позволит представить социальный прогресс процессом отнюдь не унификации, а таким, в котором многообразие выступает в качестве условия саморазвития социальной системы. Так, казалось бы, абстрактная философская тема о соотношении единства и многообразия оказывается органически связанной с перспективами развития национальных отношений, с пониманием соотношения классового и общечеловеческого, с разработкой политических, правовых и нравственных аспектов нового мышления. На новый уровень должна выйти философия и в постановке проблемы противоречия. Сейчас становится все более очевидным, что трактовка, предполагающая в качестве единственного пути разрешения противоречий уничтожение одной из его сторон, не может быть в современных условиях не только главной, но и верной. Особого внимания заслуживает тип социальных противоречий, не просто основанных на взаимодействии двух полюсов, двух противоположностей, а таких, в которых каждая из противоположностей претерпевает существенные изменения, не уничтожая при этом другую. Наконец, более глубокого понимания требует и вся теория диалектики в целом. Со времен Сталина каноническим стало одностороннее толкование ее как теории вещно-предметного мира, мира объектов. В этом же ключе истолковывалось и все то, что относится к человеку: и социальные отношения, и люди, массы, классы, общества понимались как объекты, которым можно навязывать те или иные преобразования, предрешая за них, в чем заключается их благо. В итоге человек выступал только как материал для внешних воздействий. При таком подходе специфика человека как субъекта, его творчества, межчеловеческого общения может быть выражена лишь в весьма ограниченной мере. Категории же, описывающие субъективное бытие человека (категории свободы, чести, совести, достоинства, долга и др.), лишаются статуса основополагающих, оттесняются на периферию диалектики как нечто производное и второстепенное. А между тем в классическом марксизме субъективной стороне человеческого бытия, отношениям субъекта к другому субъекту уделялось первостепенное внимание - даже отношение к объекту понималось как опосредствованное объектом отношение, направленное в конечном счете на другого субъекта. Категории, описывающие субъективную сторону человеческого бытия, не могут быть сведены ни к категориям, с помощью которых описывается мир объектов, ни к таким категориям, как классы и нации, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, с помощью которых описываются структура и развитие общества. И если процессы социальной жизни рассматриваются безотносительно к этим понятиям и категориям, выражающим мир личности, человеческую субъективность, то теряется основа для выявления гуманистического (или антигуманного) содержания этих процессов, для их оценки с точки зрения человека и человечества. Именно здесь кроются истоки отчуждения философии от нужд и потребностей человека. Итак, перед философией эпохи перестройки встает сложная и ответственная задача - раскрыть в полном объеме саму материалистическую диалектику, в рамках которой достойное место должна занять человеческая субъективность - эта важнейшая сфера бытия. Перестройка с ее пафосом гуманизации всех сторон жизни общества, гуманистического обновления социализма не только создает предпосылки для того, чтобы увидеть, поставить, зафиксировать эту проблему, но и требует ее разработки. И здесь открывается новый, пока еще почти не разработанный пласт философских исследований, направленных на конструктивную критику существующей социальной реальности и на выработку идеалов и путей ее гуманистического обновления. Поэтому проблемы человека и гуманизма вновь выходят на первый план философских исследований. Стоит задача комплексного изучения человека во взаимосвязи социальных и природно-биологических сторон его бытия, нравственно-философских оснований его жизнедеятельности в современном мире.

Выводы

Итак, под марксистско-ленинской философией понимают философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина, диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития « всех материальных, природных и духовных вещей » , то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира ».

Для философских теорий того времени были присущи антифилософские тенденции. Они особенно характерны для неопозитивизма, который объявляет проблемы философии псевдопроблемами, пытается заменить философский анализ развития современных знаний и практики анализом «языка науки», то есть лингвистически-семантическим анализом «внешних форм мышления» - языка, знаковых систем выражения мысли и т.д. Тем самым философия, по существу, ликвидируется как наука.

Марксистко-ленинская философия же, рассматривая логические формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания. Совпадение диалектики, логики и теории познания - основной принцип философии, диалектического материализма.

Тем самым философская теория марксизма представляет собой конкретно-развернутое, проведенное через все детали диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.

Я думаю, что целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

Известно, что данная философия послужила для построения идеологии, ставшей базовой на протяжении десятилетий в XX веке для некоторых т. н. социалистических стран. На настоящий момент, после распада СССР и социалистического лагеря, марксистско-ленинская философия утратила свое мировое значение.

Она имела достаточно неоднозначную и нелегкую историю становления, каждый период развития этой философии содержит в себе отличительные черты развития. Как и все, она была не идеальной, но эта философия имела ряд мыслей которым есть место в этом мире.

Список использованной литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. - 367 с.

2. Электронный ресурс:

3. Электронный ресурс:

4. В.И. Ленин Полное собрание сочинений/ т. 29 - с. 84

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основания для классификации философского знания. Особенности формирования философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Понятия классической немецкой и восточнославянской философии. Марксистско-ленинская и неклассическая философия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Первоначальное понятие термина "философия". Проявление специфики философии в её функциях. Философия Сократа. Диалектика - всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Характерные черты античной философии. Античные философы.

    шпаргалка , добавлен 06.02.2009

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Источники развития тождества и противоречия. Развитие и структура систем. Утверждение и отрицание, преемственность и поступательность развития. Действие закона отрицания в марксистско-ленинской философии. Содержании гегелевской концепции развития.

    реферат , добавлен 14.10.2010

    Основные направления и школы древнеиндийской философии. Идея непостоянства элементов или "теория зависимого происхождения". Положение буддийской доктрины. Школы и направления древнекитайской философии. Противоречия между школами Восточной философии.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Возникновение русской философии как самостоятельного направления. Предфилософия и философия как самостоятельные периоды в истории русской философии. Проблема духовного наследия в русской философии, ее антропоцентризм и социальная направленность.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Проблемы современной гносеологии. Триада основных законов диалектики, требования к системе онтологических философских законов. Виды логики, ее содержание. Вскрытие исторических корней понятий как философской категории. Идеал добра или категория этики.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Основные понятия древнекитайской, древнегреческой, средневековой философии. Главная мысль и основные черты философии. Граница между разумом и верой. Философия французского просвещения. Основные понятия философии и религии. Философы Нового Времени.

    шпаргалка , добавлен 13.07.2008

    Возникновение Философии на основе религии и религиозная картина мира. Воздействие на формирование буддизма идеи бесконечного кругового потока бытия. Сущность марксистско-ленинского "критерия практики". Значение веры в жизни современного человека.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2009

    Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Эмпиризм, иррационализм как главные направления философии Нового времени. Принципы человеческого знания. Критика схоластики и формирование новой философии.

Владимир Ильич Ленин (1870 — 1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма — это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания , опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории . Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат — неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция — один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официаль­ной идеологией советской тоталитарной системы, представляло собой марк­систскую доктрину, дополненную результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Ленина, Бухарина, Сталина). Утратив свой офици­альный характер, марксизм и по сей день остается одним из направлений об­ществоведения и учения о праве и государстве, нуждаясь, однако, в осмысле­нии с новых теоретических позиции и с учетом практики его реализации.

К основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве можно отнести следующие:

1.Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстро­ечных явлений экономической сферой общества и прежде всего - характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-эконо­мической формации). И если не преувеличивать значение данной закономер­ности, оценивать ее лишь «в конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным.

2.Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов. Теоретики боль­шевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государст­во - это прежде всего «машина» классового подавления.

3.Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организа­ции общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, бы­ла доведена до крайних форм.

4.Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном ор­гане как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теорети­ческих постулатов, положенных в основу создания Советского государства.

5.Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.

6. В целом для марксизма характернынедооценка роли права, тезис об от­сутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марк­систское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически цен­ных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равно­го масштаба, применяемого к неравным отношениям.



Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское уче­ние о праве и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современ­ной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социаль­ным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифферен­циации на большие социальные группы, и др.

Основоположники - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран. С точки зрения марксистско-ленинской теории, право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.Итак, каждая из рассмотренных теорий, как это может показаться на первый взгляд, по-своему трактует вопрос о понятии права. Вместе с тем, если обобщить положения и выводы этих теорий в данном вопросе, то можно установить, что одни теории (юридический позитивизм, нормативизм, марксистско-ленинская теория) правом считают юридические нормы, другие (социологическая юриспруденция) - правовые отношения, а третьи (теория естественного права, историческая школа права, психологическая теория права) - правовое сознание. Вследствие этого в юридической науке сформировалось три подхода в понимании права: нормативный, социологический и нравственный (его называют также философским).Согласно нормативному подходу право - это нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством, т.е. это либо юридические нормы, которые устанавливаются самим государством в лице его органов или с разрешения (санкции) государства какими-то негосударственными организациями, а также непосредственно населением, либо неюридические нормы, которые государство признает (санкционирует) в качестве юридических. Причем такие нормы считаются правом независимо от того, что в них закрепляется.С точки зрения социологического подхода право - это сами общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их общения друг с другом и выступающие в качестве правоотношений.Наконец, сторонники нравственного подхода видят право прежде всего в представлениях людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека. Для них право - это не столько нормы, установленные государством, не столько его законы, сколько естественное право, которое складывается в обществе независимо от государства.В современной отечественной науке нет какого-то единого подхода в понимании права. И хотя в научной литературе, да и в учебниках по теории государства и права, преобладает в настоящее время нравственный подход, не остались в стороне нормативный и социологические подходы. В этой связи следующий вопрос будет изложен с использованием не только нравственного, но и других подходов, которые, как представляется, нельзя отбрасывать, говоря о понятии права.

Наши читатели нередко спрашивают нас, а что такое марксизм-ленинизм? Нельзя ли о нем рассказать кратко, пусть не в одной статье, но хотя бы в двух-трех, чтобы иметь об этой науке общее представление.

Редакция «Рабочего Пути» решила подготовить такой материал, размером с небольшую брошюру, поскольку буржуазных и оппортунистических спекуляций на эту тему не счесть, и нашему молодому поколению бывает сложно понять, где правда, а где ложь. При подготовке материала были использованы источники того периода СССР, когда марксизм-ленинизм не был просто красивой оберткой для партийного чиновничества, а действительно являлся руководством к действию, благодаря чему и был построен Великий СССР.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

Марксизм-ленинизм - наука о законах развития природы и общества, о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества. Творцами марксизма-ленинизма являются великие вожди и учители пролетариата всего мира К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин.

Марксизм-ленинизм - стройное, цельное, последовательное научное мировоззрение коммунистических и рабочих партий, рабочего класса всех стран. Основными составными частями марксизма-ленинизма, органически связанными между собой, являются диалектический и исторический материализм, экономическое учение и теория научного коммунизма. Попытки расчленить марксизм-ленинизм, признать лишь какую-нибудь часть и отрицать другие всегда приводили к извращению марксистско-ленинского учения. Главное в марксизме-ленинизме - учение о диктатуре пролетариата , без установления которой невозможно построить коммунистическое общество.

Марксизм как идеология освободительного движения пролетариата, научное выражение его коренных интересов возник в 40-х гг. XIX в., когда в странах Западной Европы сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом и пролетариат выступил на арену политической борьбы как самостоятельная сила. В 30-х и 40-х гг. XIX в. происходят первые крупные выступления пролетарских масс: восстания лионских ткачей во Франции, массовое политическое движение рабочих в Англии - чартизм, и восстание силезских ткачей в Германии. Несмотря на героизм, проявленный рабочими в этих выступлениях, пролетариат, как класс, еще не осознал тогда своей великой исторической роли, не понимал ясно своих коренных целей и задач, не знал, какими средствами их осуществить. Его выступления в этот период носили преимущественно стихийный, разрозненный характер.

Создатели систем утопического социализма Р. Оуэн в Англии, А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и другие не могли дать пролетариату идейного оружия для борьбы против капитализма. Социалисты-утописты не понимали законов развития общества, стояли на позициях идеализма в объяснении общественных явлений, не могли указать путей освобождения трудящихся от эксплуатации. Социалисты-утописты видели в пролетариате только наиболее обездоленный и страдающий класс, не понимая его революционной и преобразующей роли. Социалисты-утописты пытались убедить господствующие, эксплуататорские классы в безнравственности эксплуатации; они не понимали необходимости революционной борьбы пролетариата в целях свержения власти капиталистов и создания нового общественного строя. До возникновения научного коммунизма освободительное движение трудящихся и социалистические системы развивались оторванно друг от друга, что обусловливало их обоюдную слабость.

Пролетариату, вступившему на арену освободительной борьбы, нужна была строго научная социалистическая идеология. Его последовательная, революционная, организованная борьба была невозможна без революционной теории. Такую теорию можно было создать только на основе обобщения опыта революционной борьбы, в результате огромной научной работы, которую проделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состояла в том, что они научно обосновали всемирно-историческую роль пролетариата как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс указали пролетариям всех стран их задачу, их призвание: подняться первыми на борьбу против капитализма, объединить вокруг себя в этой борьбе всех эксплуатируемых и довести эту борьбу до полной победы над буржуазией, до создания государства диктатуры пролетариата и построения коммунизма. Они явились творцами подлинно научного, революционного мировоззрения, выработали программу и тактику научного коммунизма.

Родиной марксизма явилась Германия, куда в 40-е гг. XIX в. переместился центр революционного движения. В Германии тогда назревала буржуазная революция, которая должна была произойти в исторической обстановке, отличной от той обстановки, в условиях которой совершались буржуазные революции в Англии и Франции (XVII- XVIII вв.) Германский пролетариат являлся единственной революционной силой, способной вести последовательную борьбу против господствовавшего в Германии монархического строя. Поэтому буржуазная революция в Германии могла явиться, как это считали К. Маркс и Ф Энгельс, непосредственным прологом пролетарской революции. Марксизм был создан на основе обобщения опыта пролетарского движения всех стран и стал идеологией мирового пролетариата.

Возникновение марксизма было великим революционным переворотом в философии, в экономической и исторической науке и других областях общественных наук. К. Маркс и Ф. Энгельс критически переработали и использовали всё то лучшее, что создала человеческая мысль до них.

«…Вся гениальность Маркса состоит именно в том, - писал В. И. Ленин в статье «Три источника и три составных части марксизма»,- что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. - Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». (Соч., 4 изд. т.19, стр.3-4).

Являясь по своему существу творческим учением и будучи неразрывно связанным с жизнью, с революционной практикой, марксизм непрерывно развивается, обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, новых данных в развитии наук.

Первым программным документом марксизма явился «Манифест Коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г. В этом произведении с исключительной глубиной и силой были изложены основные положения марксизма, дано научное обоснование неизбежной гибели капиталистического строя и замены его социалистическим строем, обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капитализма и создателя коммунистического общества, провозглашена идея социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. На протяжении полувека К. Маркс и Ф. Энгельс развивали и всесторонне разрабатывали марксистскую науку, обогащая марксизм новым опытом классовой борьбы рабочего класса и всех трудящихся, давали ответы на вопросы, которые ставила практика революционной борьбы, теоретически обобщали достижения естествознания. В результате громадной теоретической работы К. Маркс и Ф. Энгельс создали гениальные произведения, являющиеся великим источником познания объективных законов развития человеческого общества и природы: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии», «Капитал», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы» и др., написанные К. Марксом; «Развитие социализма от утопии к науке», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и др., написанные Ф. Энгельсом.

К. Маркс и Ф. Энгельс неразрывно связывали революционную теорию с революционной практикой. «Доктрина Маркса ,- писал В. И. Ленин,- связала в одно неразрывное целое теорию и практику классовой борьбы» (Соч.,4 изд., т. 12,стр.86). Марксизм выше всего ставит то, указывал В. И. Ленин, что рабочий класс геройски, самоотверженно, инициативно творит мировую историю.

К. Маркс и Ф. Энгельс явились организаторами первых международных коммунистических организаций пролетариата: Союза коммунистов и Международного товарищества рабочих - 1-го Интернационала, десятилетия руководили рабочим движением всех стран. К. Маркс и Ф. Энгельс с восторгом приветствовали революционную инициативу рабочих и трудящихся Парижа в 1871 г., впервые в мире захвативших власть в свои руки, создавших Парижскую Коммуну .

Во 2-й половине XIX в. марксизм получил широкое распространение в рабочем классе, одержал победу над мелкобуржуазными течениями в рабочем движении, над всеми направлениями донаучного социализма. Медленно, но неуклонно шёл процесс собирания сил пролетариата, подготовки его к грядущим революционным битвам.

Но диалектика истории такова, указывал В.И. Ленин, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами . Внутренне сгнивший буржуазный либерализм проявился в виде оппортунизма в социалистических партиях. Период подготовки сил для великих битв оппортунисты стали истолковывать в смысле отказа от этих битв. В рабочем движении Европы и Америки после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса наступает целая полоса фактического господства оппортунизма II-го Интернационала, лидеры которого на словах признавали марксизм, а на деле опошляли и извращали его. Оппортунисты проповедовали «социальный мир», отрекались от классовой борьбы пролетариата против буржуазии, от социалистической революции и диктатуры пролетариата, извращали экономическое и философское учение марксизма. Социал-демократические партии Западной Европы и Америки из партий социальной революции превратились в партии социальных реформ, стали придатком и обслуживающим аппаратом своих парламентских фракций. (Современный аналог в России — КПРФ. — прим. ред. РП)

Знамя революционного марксизма высоко поднял и понёс дальше вождь российского и международного пролетариата В. И. Ленин - величайший теоретик марксизма, продолжатель дела учения К. Маркса и Ф. Энгельса, основатель Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства.

В. И. Ленин раскрыл социальные корни оппортунизма, подверг его беспощадной критике, показал его вредоносность для рабочего движения. В. И. Ленин изобличил лидеров партий II-го Интернационала как агентов буржуазии в рабочем классе, как соучастников зверств и преступлений империалистической буржуазии. (Точно так же можно характеризовать российских левых и «коммунистов», активно помогающих российской империалистической, буржуазии на Юго-востоке Украины. — прим. ред.РП).

Непримиримая борьба В. И. Ленина и его сторонников против оппортунизма имела громадное международное значение. Разоблачение В.И. Лениным враждебных марксизму идейных и организационных установок оппортунистов всех мастей имело неоценимое значение для развития революционного движения во всех странах.

К. Маркс и Ф. Энгельс руководили борьбой пролетариата и разрабатывали революционную теорию в период домонополистического капитализма, когда пролетарская революция не являлась еще прямой практической неизбежностью. Деятельность В. И. Ленина протекала в период империализма, когда противоречия капитализма дошли до крайних пределов, а пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики.

С наступлением эпохи империализма центр мирового революционного движения переместился в Россию. Россия стала родиной ленинизма, а его творец и вождь русского рабочего класса В. И. Ленин - вождём и учителем международного пролетариата.

В своих выдающихся произведениях «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал- демократов?», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь „левизны» в коммунизме» и многих других В. И. Ленин развил и поднял на новую, высшую ступень марксистскую революционную теорию, показав рабочему классу, трудящимся России и всего мира путь победоносной борьбы за свое освобождение.

Величайшая историческая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он, в совершенстве владея диалектическим методом, отстоял и защитил марксизм от всех извращений ревизионистов, гениально, развил марксистское учение, обогатил его новыми выводами и положениями. В. И. Ленин постоянно, при каждом новом повороте истории связывал марксизм с определёнными практическими задачами эпохи, показывая своим творческим подходом к теории К. Маркса и Ф. Энгельса, что марксизм не мёртвая догма, а живое руководство к действию. В. И. Ленин развил все составные части марксизма: диалектический и исторический материализм, экономическое учение, научный коммунизм.

К.Маркс и Ф. Энгельс, изучая доимпериалистический капитализм, пришли к выводу, что социалистическая революция не может победить в одной, отдельно взятой, стране, что она может победить лишь одновременно во всех или в большинстве цивилизованных стран. Этот вывод был правилен в условиях середины XIX в.

В. И. Ленин, дав глубокий марксистский анализ империализма как последней стадии капитализма и опираясь на открытый им закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, сделал великое научное открытие: сформулировал и обосновал гениальный вывод о возможности прорыва цепи мирового империализма в её наиболее слабом звене, вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране, разработал новую теорию социалистической революции. Эта новая, ленинская теория социалистической революции блестящее подтвердилась в Великой Октябрьской социалистической революции, в победе социализма в СССР. В знаменитых Апрельских тезисах (1917) В. И. Ленин сделал еще одно важное открытие, обогатившее марксистскую теорию — он разглядел в революционном творчестве пролетарских масс наилучшую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов.

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции, эпохи победы социализма в СССР и строительства социализма в странах народной демократии, теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. Ленинизм является интернациональным учением пролетариев всех стран, обобщением опыта мирового революционного движения. Основы теории и тактики ленинизма пригодны и обязательны для коммунистических и рабочих партий всех стран.

В непримиримой борьбе с оппортунизмом внутри российского и международного рабочего движения, на гранитной основе марксизма, В. И. Ленин создал партию нового типа - Коммунистическую партию Советского Союза - непримиримую в отношении оппортунизма, революционную в отношении буржуазии, сплочённую и монолитную партию социальной революции. КПСС до 1953 года была ведущей, руководящей и направляющей силой советского общества, строящего коммунизм.

Обобщая богатейший опыт социалистического строительства в СССР и опыт международного освободительного движения, И В. Сталин в своих трудах «Об основах ленинизма», «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», «К вопросам ленинизма», «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии», «Международный характер Октябрьской революции», «Национальный вопрос и ленинизм», «К вопросам аграрной политики в СССР», «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма в СССР» и др. творчески развил марксистско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов значительно обогатил революционную теорию новыми положениями. И. В. Сталин внёс ценный вклад в разработку таких разделов марксистской теории, как учение о партии, о классовой борьбе пролетарской революции, о диктатуре пролетариата, о национальном вопросе, о закономерностях развития социализма и коммунизма, об экономических законах современного капитализма.

Руководствуясь марксистско-ленинской теорией и опираясь на знание объективных экономических законов, КПСС проводила до 1953 г. научно и практически проверенную политику, отражающую потребности развития материальной жизни общества, коренные интересы народа, добилась превращения СССР в мощную социалистическую державу. Она выступала как «Ударная бригада» международного рабочего и революционного движения.

Победа социализма в СССР имела решающее влияние на ход мировой истории. На опыте КПСС, на примере советского народа коммунистические и рабочие партии, трудящиеся всех стран учились претворять в жизнь великие идеи марксизма-ленинизма. Теперь, после гибели СССР они учатся на ошибках КПСС, воочию убедившись к каким трагическим последствиям может привести отступление от марксизма-ленинизма и замена его ревизионизмом.

Сила и жизненность марксизма, опасность отступления от него подтверждены всем ходом исторического развития. Все попытки реакционных сил уничтожить марксизм потерпели полный крах, ибо марксизм является идеологией пролетариата и его нельзя уничтожить, как нельзя уничтожить рабочий класс. Каждый новый период в мировой истории будет приносить марксизму-ленинизму новые победы. Марксизм-ленинизм является могучим идейным оружием, непобедимым знаменем трудящихся всего мира в их борьбе за мир, демократию и социализм.