Палеография - специальная научная дисциплина, исследующая памятники древней письменности. Термин «палеография» появился в XVII в. и происходит от греч palaios - «древний» и grapho - «пишу».

Первоначально в палеографии изучались те памятники письменности, текст которых был написан от руки красящим веществом (чернилами, красками), особыми орудиями письма (пером, тростью) на специально подготовленной мягкой поверхности. Изготовление древних рукописей было сложным и трудоемким делом. Текст писали специально обученные писцы, художники украшали рукописи красочными заглавными буквами (инициалами), заставками, концовками и иллюстрациями к тексту. Особые ремесленники занимались приготовлением писчего материала: особым образом обработанной шкуры животных (пергамена), ткани, бумаги ит д. На протяжении многовековой истории в изготовлении рукописей происходили значительные изменения: менялся тип почерка и характер письменных знаков, изменялись украшения, орудия письма, писчий материал и т. д. Менялся внешний облик рукописи

Палеография изучает древние рукописи прежде всего с внешней стороны: каким почерком написан текст, чем написан, на каком материале, каков внешний вид рукописи, как расположен текст и т. д. Эти сведения позволяют сделать выводы о том, на каком языке написан текст, о времени и месте создания исследуемой рукописи и установить ее подлинность. Кроме того, палеографическое исследование текста обеспечивает его правильное чтение и понимание.

Общей палеографии не существует. В зависимости от системы письма, алфавита и языка рукописи палеография подразделяется на греческую, латинскую, армянскую, грузинскую; китайскую, арабскую, славянскую и др. Однако можно говорить о едином методе палеографического исследования. Первоначально изучаются те, обычно немногие, рукописи, в которых имеются записи писцов с указаниями на время и место их написания. Такие рукописи называются датированными и локализованными. Эти рукописи изучаются в хронологической последовательности их изготовления, затем устанавливаются палеографические приметы, свойственные рукописям определенного времени и определенной территории. Далее комплекс примет применяют при исследовании тех памятников письменности, в которых время и место их написания не обозначены. Среди сохранившихся рукописных источников преобладают в основном такие.

Славянская палеография изучает рукописи, написанные собственно славянскими азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголических рукописей сохранилось сравнительно немного, к ним относятся древнейшие недатированные рукописи X-XI вв. Большая же часть рукописей написана кириллицей. Довольно точно по языковым приметам рукописи древнерусские (восточнославянские) отграничиваются от болгарских и сербских..

Непрерывный ряд сохранившихся датированных и часто локализованных древнерусских рукописей, с XI в., позволил выявить эволюцию почерков и орнамента, смену писчего материала, орудий письма и т. д., т. е. установить необходимый комплекс палеографических примет. Самые ранние, или, как их называют палеографы, старшие, древнерусские рукописи иаписаны на пергамене, особым почерком - уставом.

Устав - письмо медленное, выполненное геометрически правильными линиями, прямыми и округлыми; каждая буква имела один установленный графический облик, индивидуальные особенности почерков не имели существенного значения. Буквы размещались всегда на равном расстоянии друг от друга. В древнерусской письменности устав господствовал до конца XIV - начала XV в. По соотношению высоты и ширины букв, расстоянию между ними различают уставные почерки разных времен. В уставе XI-XII вв. у большинства букв ширина и их высота были равны между собой, а расстояние между буквами соответствовало их ширине.

С середины XIV в. на Руси появляется новый тип почерка - полуустав, новый писчий материал - бумага, иной тип орнамента. Появление полуустава объясняется ростом потребности в письменности делового и светского содержания. В сравнении с уставом начертания букв полуустава проще, они лишены каллиграфической строгости: прямые линии допускают некоторую кривизну, а округлые не представляют собой правильной дуги. Одна буква в пределах одного почерка может употребляться в нескольких вариантах.

Старший русский полуустав XIV в. еще сохраняет традиции устава, однако в нем встречается больше разнообразных сокращений. С середины XV в. появляется новый, младший тип полуустава, развившийся в результате так называемого второго южнославянского влияния. Для младшего полуустава характерны наклон письма к концу строки, увеличение количества вариантов букв, появляются буквенные знаки, не свойственные русскому письму. Полууставом писали в основном на бумаге. Шрифт первопечатных русских книг XVI в. (от Ивана Федорова) сложился на основе лучших образцов полууставных почерков. Полууставные почерки широко употребительны в рукописных книгах и после первых печатных изданий, вплоть до конца XVII в.

С появлением бумаги на Руси возникает еще один способ датировки рукописей - основанный на показаниях бумажных водяных знаков (филиграней). Изучением водяных знаков бумаги, их распространения, систематизацией и классификацией занимается особая дисциплина - филиграноведение.

Почти одновременно с полууставом в русской письменности (с середины XIV в.) появляется скоропись. Первоначально скоропись употреблялась только в деловой письменности, однако в XVI-XVII вв. скоропись встречается и как книжное письмо. Ранняя скоропись еще очень близка к полууставу. Постепенно она усложняется, буквы утрачивают свой привычный облик, появляются многочисленные варианты одной буквы, часто близкие (иногда совпадающие) с начертанием других букв. В скорописи XVI и XVII вв. широко употребляются связные написания строчных букв между собой, а также строчных букв с надстрочными. По особенностям графики различаются скорописные почерки: московские (северо-восточные, XV-XVII вв. и начало XVIII в.); белорусские, или виленские (западные, XV - XVI вв.), и киевские (юго-западные, XVII в.).

До XVI в. в написанном тексте пробела между словами не существовало. В XVI-XVII вв. в полууставном письме и в скорописи появляется раздельное написание слов.

С 50-х гг. XX в. русская палеография расширила круг своих источников древнерусскими берестяными грамотами XI-XV вв. В них текст процарапывался на обработанной березовой коре (бересте), по характеру букв почерки берестяных грамот соответствуют уставу и полууставу.

Этот вопрос будет рассмотрен детально в данной статье. Прежде всего, стоит дать определение кратко. Что изучает палеография, можно определить в нескольких словах. Область ее исследования - исторические документы. Ученые, занимающиеся этой наукой, изучают рукописи, а также печатные книги, с целью выявления закономерностей развития шрифтов.

Палеография как отрасль исторической науки

Изучает документы этот раздел знаний не только для того, чтобы проследить развитие письма, но также для определения других характеристик литературных памятников.

Что же еще интересует деятелей науки? Палеография изучает авторство, время и место написания документа. В данном случае она выступает в качестве вспомогательной отрасли истории.

Благодаря трудам ученых, работающих в этой области, современное человечество обладает информацией о дате многих значимых событий. Как уже было сказано, кроме времени, исследователи также способны с той или иной степенью вероятности сказать о том, кто написал текст, а также выявить место, где он был создан.

Первые исследования

Основоположники этой науки Мабильон и Монфокон были французскими монахами, жившими в семнадцатом веке. Первый из них издал монументальный научный труд, состоящий из репродукций многочисленных рукописей древних времен, сопровождавшихся характеристиками встречающихся в этих документах.

Это многотомное издание было издано тиражом около 2000 экземпляров, который разошелся в считанные месяцы, что стало большим достижением зарождающейся науки. Стоит сказать о том, что в те далекие времена редко бывали случаи, когда книга, даже принадлежащая к жанру художественной литературы, раскупалась так быстро и в таком количестве. А для научной работы это стало невиданным до той поры успехом.

Сомнение - причина научных открытий

Палеография - это специальная наука, которая изучает исторические документы, а именно шрифты, которые для них характерны, материал, письменные принадлежности и так далее.

Французский монах Монфокон, являющийся одним из отцов-основателей этой отрасли знаний, был автором многочисленных работ, посвященных проблемам данной науки. Причиной того, что он заинтересовался этими вопросами и активно стал их разрабатывать, послужило его сомнение в подлинности некоторых документов, подписанных видными историческими личностями.

Это и явилось толчком к активному изучению шрифтов.

Различные виды шрифтов

Область изучения палеографии - авторство, время, место. Эти характеристики могут быть определены по особенностям написания отдельных букв текста. Так какими же бывают шрифты, чем они отличаются друг от друга? Первые исследования в этой области проводились на основе материала греческих документов. Самые древние из них были выбиты на камнях. В таком виде дошли до нас своды законов, различные политические соглашения, а также изречения правителей. Эта информация была высечена на стенах зданий и на отдельных каменных глыбах. Шрифт таких текстов не отличался особой изысканностью и состоял из простейших геометрических элементов: прямых линий, кругов и так далее.

Он вошел в историю как алфавит надписей.

В то время уже появился папирус, но на нем сохранялись только сведения, которые были необходимы для видения деловых отношений, торговли, а также для переписки между рядовыми гражданами. Позже, когда правители осознали тот факт, что все многочисленные законы не могут поместиться на стенах зданий, и что необходимо найти для них иной материал, которым стал папирус, появилась другая разновидность шрифта. Она имела форму, схожую с прописными буквами, выведенными от руки. Такой шрифт применялся в Европе вплоть до Средневековья. И именно он послужил основой для внешнего вида букв кириллической азбуки, которыми написаны все древнерусские памятники литературы, такие как "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" и так далее.

Появление курсива и строчных букв

Говоря о том, что изучает палеография в истории, следует упомянуть о том факте, что ученые, занимающиеся этой наукой, сделали многие открытия, которые могут показаться занимательными для людей, интересующихся историей и филологией.

Например, вплоть до эпохи Возрождения такие элементы, как прописные, строчные буквы, а также курсив, редко употреблялись совместно, а существовали как отдельные шрифты.

Когда древнегреческие правители приняли решение о переводе сводов законов с камня на папирус, появился новый вид букв - заглавные.

Наука стремительно развивалась, труды философов приобретали все большую популярность. Вместе с этим пользовалась популярностью и художественная литература, а также драматургия. Все это требовало тиражирования многочисленных текстов. Этим занимались писари. Они должны были копировать объемные сочинения за непродолжительный отрезок времени. По этой причине каллиграфические особенности рукописей, как правило, страдали. Буквы приобретали специфический наклон, характерный для быстрого их начертания. Такой шрифт получил название курсива.

Он, наряду с алфавитами, состоящими из прописных и заглавных букв, употреблялся самостоятельно до эпохи Средневековья.

Готика в рукописях

В эпоху Средневековья стал известен другой материал для письма - пергамент. Изменились и инструменты, с помощью которых производились надписи. Перья с широким основанием уступили место заостренным канцелярским принадлежностям, которые требовали от каллиграфов изменять степень нажима при начертании линий различной толщины. Это повлияло и на внешний вид самих букв. Они приобрели более вытянутый вид. Появились многочисленные поперечные штрихи и декоративные элементы. Этот стиль получил название

Существуют различные его разновидности. Можно перечислить такие виды готических шрифтов, как текстура, фрактура и так далее. Именно в таком стиле была оформлена первая в истории книга, выпущенная немецким мастером Иоганном Гуттенбергом.

Реформа в области письма

Продолжая разговор о том, что изучает палеография, нельзя не упомянуть еще об одном важном историческом факте.

В эпоху Средневековья, как уже было сказано, в книгопечатании господствовал готический стиль.

Однако деятели Возрождения пришли к выводу, что в тех древних латинских и греческих рукописях, что они изучали, можно найти буквы, более совершенные по внешнему виду, чем те, которыми были напечатаны книги современных им авторов.

Поэтому некоторые деятели искусства приступили к созданию нового шрифта. Он получил название антиква. И именно буквы такого вида стали прародителями тех шрифтов, которые чаще всего используются сегодня в печати.

Данное изобретение принадлежит итальянским деятелям искусства. В числе его создателей был и знаменитый поэт Петрарка. В течение непродолжительного времени почти вся европейская печатная литература перешла на латинский алфавит этого образца.

Исключением была лишь Германия, в которой приверженность готическому стилю сохранялась вплоть до середины XX века.

Печатная экзотика

Краткий обзор того, что изучает палеография, можно продолжить, упомянув еще об одной сфере деятельности ученых этой отрасли. В XVIII веке после издания первых сборников, включавших в себя репродукции древних рукописей, многие люди заинтересовались внешним видом букв, которые применялись в этих текстах. Некоторые промышленники стали выпускать литературу, применяя различные редкие шрифты. Но часто издатели не учитывали тот факт, что латинский алфавит в стиле фактура прекрасно выглядит в словах французского языка, но абсолютно не сочетается с испанскими и многими другими.

Виды тайнописи

В область того, что изучает палеография, входят также и различные типы передачи информации, при которых используются зашифрованные письменные послания.

Все виды такого кодирования имеют общее название - криптография.

Еще один феномен, который следует упомянуть в разговоре о том, что изучает палеография, - стеганография. Под этим термином понимается шифрование послания таким образом, чтобы не был заметен и сам факт наличия в нем какой-либо тайны. При подобном способе передачи информации написанное либо выглядит внешне как отрывок совершенно другого содержания, либо скрывается сам текст.

Примеры

В качестве образцов употребления стеганографии можно назвать такие ее формы, как существовавшие в древности надписи на бритых головах рабов. При этом когда человек, носивший на себе послание, достигал адресата, его волосы, отросшие еще до времени отправления в путь, уже скрывали от посторонних глаз сообщение. Тот, кому оно предназначалось, мог прочитать его, обрив голову раба.

Еще одним примером стеганографии может быть часто показываемая в фильмах про шпионов методика шифровки текста с помощью специального трафарета. Когда адресат получает такое письмо, он накладывает на него приспособление, которое показывает ему только те буквы текста, которые следует читать.

Заключение

В данной статье был рассмотрен вопрос о том, что изучает палеография. В частности были названы такие ее направления, как исследование шрифтов, тайнописи, материалов для письма и так далее. Можно сказать, что результаты работы, проведенной учеными в этой области, могут быть интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

ПАЛЕОГРАФИЯ, -и, ж. 1. Наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью определение времени и места их возникновения по внешнему виду и письму. 2. Особенности начертания букв и разделительных знаков рукописи (во 2 знач.). П. Остромирова Евангелия. || прил. палеографический, -ая, -ое.


Смотреть значение ПАЛЕОГРАФИЯ в других словарях

Палеография — палеографи, мн. нет, ж. (от греч. palaios - древний и grapho - пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи.........
Толковый словарь Ушакова

Палеография — ж. часть археологии, древлеписьменность; наука о древних почерках и письменах; палеограф м. занимающийся этим ученый; -фический, к сему относящ. Палеонтология ж. наука........
Толковый словарь Даля

Палеография Ж. — 1. Вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который........
Толковый словарь Ефремовой

Палеография — -и; ж. [от греч. palaios - древний и graphō - пишу]
1. Историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Палеография — Это заимствование было сделана из французского языка в XVIII в., когда в России стала формироваться наука, названная этим словом – изучающая развитие письменности, древние........
Этимологический словарь Крылова

Палеография — (от палео... и...графия) - историко-филологическаядисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает местои время их создания; определяет материалы........
Большой энциклопедический словарь

Палеография — - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления времени и места их создания.
Исторический словарь

Палеография — (от греч. palaios - древний и grapo - пишу) - спец. ист. дисциплина, изучающая историю письма, выявляющая и исследующая закономерности развития его графич. форм. П. подразделяется........
Советская историческая энциклопедия

Обратимся к этимологии этого слова: «палео» - древний и важный и «графо» - писать. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю письма, закономерности развития его исторических форм, а также памятники письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Кроме того, в ведение этой науки входят и эволюция графических форм букв, письменных знаков, пропорций их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, система сокращений и их графическое обозначение, материал для письма а также инструменты для письма. У палеографии есть свои отрасли, которые изучают какую-либо одну из сторон этой науки. К примеру, графику систем тайнописи - криптографию. Орнамент, вид переплета, форматы рукописей - это тоже объекты изучения этой науки.

Как появилась наука?

Впервые термин был введен лишь в 1708 году Монфоконом - французским монахом. В России зачатки палеографии есть в трудах старообрядческих полемистов начала 17 века.

Что же изучает палеография?

У палеографии две стороны:

Первая изучает внешний вид рукописи . К нему относят писчий материал (изучает вид бумаги, папируса или пергамента), переплет, линии, орнаменты, сокращения и упрощения, украшения. Важным моментом здесь является и орудие письма. Писать можно чем угодно: ручкой, гусиным пером, каламом.

Вторая сторона изучает внутренний вид и содержание рукописей .

Кроме внешней формы букв изучается и наклон букв, угол письма, дукт - то есть последовательность и направление в начертании отдельных букв и символов, размеры букв в миллиметрах, а также пропорции ширины и высоты. В этой науке есть также свои термины, такие как «тяжелое письмо» - письмо с жирным начертанием букв, делается мягким пером и «легкое письмо» - письмо с тонкими линиями, обычно делается жестки пером. О формах письма Важнейшую роль в палеографии несут в себе различные формы письма.

К примеру, выделяют следующие формы письма:

минускул - письмо строчными буквами курсив - то есть скоропись,

маюскул - письмо, которое подразделяют на два вида: устав - «капитальное» письмо, это почерк с четким угловато- геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке с малым числом выступающих вверх и вниз элементами. Для него характерно малое число сокращений, медленность и торжественность исполнения.

Второй разновидностью маюскула является полуустав - более округлое и позднее письмо. .Младший полуустав изобилует различными надстрочными и подстрочными знаками. Для заголовков применяется вязь - техника декоративного сочетания букв.

Интересный факт, что отличие минускула и курсива оформляются только в 13 веке, до того писали либо только строчными либо только прописью. Маюскул вскоре был сменен минускулом, на западе около 800 года, а в Греции - значительно позже. На Западе произошла смена на готическое письмо. Также во времена Петрарки то есть в 14 веке гуманисты обнаружили красивое письмо, которым были сделаны труды античных авторов и назвали его «каролинским минускулом». Это письмо их так поразило своей красотой и удобочитаемостью, что они стали также писать им. На его основе возник современных латинский шрифт. Реформа шрифта в России произошла в 18 веке в связи с реформами Петра I.

Таким образом, палеография - очень интересная и вместе с тем сложная наука, которая может помочь также с датировкой исторического документа или при разгадках многих тайн авторства и подлинности произведения.

План
Введение
1 Методика
2 Формы письма

Введение

Палеогра́фия (греч. παλαιóς - древний и важный греч. γράφειν - писать) - вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы - конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632-1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, ветсготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

1. Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями - жёстким пером).

2. Формы письма

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula - прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula - строчная буква) и курсив («скоропись» ). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав» ), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав» ). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX-XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Литература

· Черепнин Л. В. Русская палеография. Л., 1956.