Образование СНГ - событие, имевшее целью «компенсировать» развал Советского Союза.

Содружество независимых государств - добровольное соглашение, заново сплотившее страны и нации, которые в культурном и экономическом плане во многом продолжали развиваться как единое целое.

Во всех странах СНГ, кроме России, русский язык имеет статус второго государственного или официального языка.

Причины образования СНГ

Содружество независимых государств было провозглашено 8 декабря 1991 года в небезызвестной Беловежской пуще. В то время учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

Позже к организации присоединились все остальные страны бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии; последней в списке присоединившихся стала Грузия, вошедшая в состав СНГ только в 1993 году.

В соглашении были указаны причины образования организации:

  • Историческая общность стран и народов - членов Содружества;
  • Стремление к построению демократического правового общества;
  • Намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве.

При этом историческая общность затрагивала не только период существования СССР: ранее эти же территории являлись частью Российской империи. Страны Средней Азии и Закавказья именно в составе империи обрели государственность и восприняли европейскую культуру в её русском варианте.

Функционирование

Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи - её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

Вторая - глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

Критика

Страны СНГ, на первый взгляд, являются дружественными государствами с очень тесными контактами. Однако различного рода противоречия внутри Содружества сохраняются. В числе затяжных конфликтов можно указать Нагорно-Карабахский, чеченский (в том числе образование непризнанного государства Ичкерия), приднестровский. Из более новых - уничтожение Украины и выход из состава СНГ Грузии.

СНГ в его нынешнем состоянии часто критикуется как коррупционное образование, имеющее целью не развитие, а подавление входящих в него стран, в том числе России. Большинство стран СНГ развиваются как «сырьевые придатки» развитого мира, руководимые авторитарными и тоталитарными лидерами - бывшими участниками крупных ОПГ; и попытка той или иной страны выйти из данной системы, даже при сохранении членства в СНГ, оборачивается ответными агрессивными действиями остальных членов.

Тем не менее, есть и относительно успешные примеры развития стран СНГ - к таковым относятся Казахстан и Белоруссия. Это самые богатые, развитые и стабильные участницы СНГ, однако отношения с Белоруссией у российского руководства далеко не идеальны.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его .

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы , Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ - основной документ организации.

Государства - участники СНГ

В состав Содружества входят следующие страны:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Грузия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Россия;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Узбекистан;
  • Украина.

Цели СНГ

В СНГ все страны-участники имеют равные права и являются самостоятельными субъектами.

Рассмотрим главные цели СНГ:

  • сотрудничество во всех областях;
  • развитие участников в пределах общего экономического рынка;
  • гарантия соблюдения прав и свобод человека;
  • сотрудничество для обеспечения безопасности и международного мира;
  • правовая помощь на взаимных условиях;
  • разрешение возникших конфликтов и споров между странами-участниками мирным путем.

На основании Устава СНГ главным органом организации считается Совет глав государств, занимающийся решением всех вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Его первым председателем с 1994 г. был Б.Н. Ельцин.

В дальнейшем с участием СНГ были сформированы организации, имеющие более узкие рамки в общих целях и проблемах:

  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
  • Таможенный союз;
  • ЕЭП (Единое экономическое пространство);
  • Евразийский экономический союз;
  • ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество);
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества);
  • Союзное государство России и Белоруссии.

В большей части из них Россия выступает как лидирующая сила.

В 1997 г. была создана организация ГУАМ, в состав которой вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, а в 2005 г. - СДВ (Содружество демократического выбора).

В 1995 г. была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ для решения проблем сотрудничества парламентов.

Военные организации СНГ

На данный момент в рамках СНГ существует две военные структуры:

  • Совет министров обороны СНГ - основан для ведения единой военной политики. В его распоряжении находятся Постоянный совет и ШКВС (Штаб по координации сотрудничества СНГ);
  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - основана для активной борьбы с терроризмом.

Содружество Независимых Государств (СНГ ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Крупнейшие города СНГ - Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

Государство

Дата ратификации
Устава СНГ

не подписано

не подписано

не подписано

не подписано

не подписан

не подписан

не подписано

  • Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» .
  • Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
  • Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года - устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
  • Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя
  • Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. Такие декларации делали:

  • декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 - президент Республики Абхазия,
  • август 1993 - парламент НКР
  • декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 - президент Приднестровской Молдавской Республики
  • декабрь 1996 (президент), июль 1998 - парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
  • 26 декабря 1991 - Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»)
  • декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 - президент Республики Крым (Крым как часть Украины уже является наблюдателем в СНГ)
  • февраль 1995 - президент Республики Сербская Краина в Хорватии
  • 11 апреля 1999 - президент Союзной Республики Югославия.

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

  • Кучма, Леонид Данилович
  • Путин, Владимир Владимирович
  • Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)

Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

  • Владимир Путин.
  • Сергей Лавров

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Экономический суд
  • Статистический комитет СНГ
  • Финансово-банковский совет СНГ
  • Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
  • Комиссия по правам человека и др.
  • Координационно-консультативный комитет СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Межгосударственный экономический комитет СНГ
  • Экономический совет СНГ
  • Межгосударственный банк

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
    • - Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
    • - Приоритетные направления деятельности - наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - то есть фактически решено упразднить ЦАС.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
    • - Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ - организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ - военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ - в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них - Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002-2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур - это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Шапошников, Евгений Иванович (1992-1993)

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ - первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Самсонов, Виктор Николаевич (1992-1993)

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

  1. Самсонов, Виктор Николаевич (1993-1997)
  2. Прудников, Виктор Алексеевич (1997-2001)
  3. Яковлев, Владимир Николаевич (2001-2006)

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

  1. Ивашов, Леонид Григорьевич (1992-1996)
  2. Волков, Василий Петрович (1996-1999)
  3. Синайский, Александр Сергеевич (с 1999)

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

  • согласованная миграционная политика;
  • развитие единых транспортных коммуникаций;
  • взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
  • сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня - 120-125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92-94 $ для Латвии, 85 $ - для Литвы, 90 $ - для Эстонии.
  • В сентябре 2005 года было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 $.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 $). Руководство Армении - стратегического союзника в России в Закавказье - высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
  • В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году - по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.
  • В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м³ до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 $. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая политика Украины).
  • Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 года было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 $ за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007-2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м³.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Представлены партии: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Место пребывания - Санкт-Петербург.

Критика

  • В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные (см. Горячие точки на постсоветском пространстве). До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.
  • С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).

После на его основе было создано несколько интеграционных объединений бывших советских республик. Самое крупное из них — Содружество Независимых Государств. СНГ было создано в Минске 8 декабря 1991 г. на основе Соглашения, подписанного главами Российской Федерации, Белоруссии и Украины. Чуть позднее в Содружество вошли еще 8 стран-республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. В 1993 г. присоединилась Грузия. Таким образом, из 15 бывших советских республик в состав СНГ вошли все, кроме трех прибалтийских республик (Литва, Латвия, Эстония). В декабре 2005 г. парламент Грузии принял решение о начале выхода страны из СНГ. 25 января 2006 г. Грузия уже вышла из состава Совета министров обороны стран СНГ. МИД Грузии объяснил это сменой политического режима в стране. Поскольку Грузия взяла курс на вхождение в НАТО, она не может находиться одновременно в двух военных объединениях.

Организационная структура СНГ включает в себя Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею СНГ, Исполнительный секретариат Содружества, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества.

В соответствии с Договором о создании Экономического союза (1993 г.) главной экономической целью СНГ является создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и . Для достижениия такой цели предполагалось постепенное и последовательное формирование зоны свободной торговли, таможенного, платежного, а в перспективе и валютного союзов.

На практике достижение этих целей столкнулось с большими препятствиями. Ни политически, ни экономически страны оказались не готовы к интеграции на новой рыночной основе.

К негативным факторам можно отнести:
  • «парад суверенитетов» стран, что привело к политической разобщенности;
  • глубокий финансово-экономический и социальный кризисы, поразившие все страны (кризис неплатежей, разрыв старых хозяйственных связей, развал рублевой зоны, взаимные долги, криминализация экономики, абсолютное обнищание населения и т. д.);
  • схожая структура экспорта и переориентация на торговлю со странами дальнего зарубежья, конкурентная борьба на мировых рынках;
  • рост транспортных тарифов, что с учетом протяженности территорий снижало эффективность взаимной торговли;
  • военно-политические конфликты;
  • слабые управляемость и исполнительская дисциплина принятых на межгосударственном уровне решений и другие факторы.

Постсоветская интеграция пошла по пути формирования более компактных и действенных субрегиональных объединений:

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) . Члены — РФ, Казахстан, Белорусь (1995 г.), Кыргызстан (1996 г.), Таджикистан (1999 г.). Наблюдатели — Украина и Молдавия. Стадия развития — зона свободной торговли (с изъятиями). В 2006 г. начинает работать Единый таможенный союз. Рассматриваются вопросы создания единого рынка нефти, газа, транспортных услуг; переход к единой валюте. В январе 2006 г. Узбекистан присоединился к ЕврАзЭс и вышел из состава ГУУАМ.

Союз Белоруссии и России (1996 г.). Предполагается создание союзного государства.

Центральноазиатское экономическое сообщество . Цель — создание единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (1994 г.), Республикой Таджикистан (1998 г.).

ГУУАМ — региональное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (1997 г.). По сути имеет антироссийскую направленность. В экономическом аспекте предполагает создание трансъевропейско-кавказско-азиатского маршрута для транспортировки каспийской нефти и других товаров (в обход территории России). В политическом аспекте — интеграция в европейские структуры и НАТО.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — интегрирует Россию, Китай, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и ряд стран-наблюдателей Индию, Иран, Монголию, Пакистан. 15 июня 2006 г. в КНР прошел пятый юбилейный саммит ШОС. Из регионального антитеррористического форума, созданного в 1996 г., эта организация может превратиться в экономический и военно-политический альянс, способный служить противовесом США и НАТО в Центральной Азии. Глава российского государства В. Путин отметил новые возможности в экономическом сотрудничестве стран, которые появляются в связи с созданием Делового совета и Межбанковского объединения ШОС. Владимир Путин назвал актуальной идею создания Энергетического клуба ШОС, а также расширение взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в
1992 г. (вступил в силу в 1994 г.). Договор продлевается автоматически каждые пять лет. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2003 г. государства-члены ратифицировали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника - 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)

Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

  • в Минске (Белоруссия)

Какой язык в СНГ является рабочим?

  • русский.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.