Вы сами можете изготовить мозаичную плитку в домашних условиях, для этого Вам понадобятся легкодоступные и недорогие материалы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах, и формы - которые также можно изготовить самостоятельно. Из изготовленной мозаичной плитки можно набрать столешницы, мозаичное панно и т.д., которые придадут интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Мозаичная плитка

Декоративная мозаичная плитка - прекрасный вариант для отделки ванной комнаты, кухни, бассейнов, саун, а так же для внешней и внутренней отделки жилых и общественных зданий, самых разнообразных интерьеров. Прочность, долговечность, устойчивость к воздействию окружающей среды и удивительная красота, цветовая насыщенность – вот качества, делающие мозаику вечно молодой и популярной. На сегодняшний день мозаика является самым современным и стильным отделочным материалом, используемый в отделке.

Мозаичные панно

Казалось, композиции из мозаики навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше - больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы - малахит, лазурит и т. д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

Кто впервые додумался создавать мозаичные панно - не известно, однако такие панно можно встретить и в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мозаичных панно можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Большим спросом пользуются панно в греческом и римском стилях. В панно можно воплотить абсолютно любую идею: от картин великих живописцев до фотографии любимой собаки. Выбранный рисунок оцифровывают, и затем с помощью специальных программ создают схему будущего панно, подбирают размер элементов мозаики и их цветовое решение. Используя при укладке относительно большие кусочки, можно создать эффект больших уверенных мазков кистью. Такие панно идеально подойдут для гостиной, украшения стен или пола в бассейне или для придания эксклюзивного вида фасаду здания.

Чтобы передать тонкие детали, плавные цветовые переходы, используются очень мелкие кусочки, с помощью которых можно добиться эффекта целостности мозаичного панно. Выполненное мастером, его будет сложно отличить от настоящей картины. Такая мозаика может стать изюминкой любого интерьера, она не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить ее красоту.

Мозаичное панно можно сделать как центральным элементом дизайна помещения, разместив его на всю стену, потолок или пол, так и для акцентирования внимания на других элементах декора. Помимо своих прекрасных декоративных качеств такие художественные панно, изготовленные с применением современных материалов, образуют поверхность с превосходными эксплуатационными характеристиками. Мозаичные картины можно смело размещать в ванных и душевых комнатах, банях, бассейнах.

Только взгляните на эти удивительные мозаичные панно! Большое количество картин, большинство из них основаны на мотивах природы... эти удивительные мозаичные плитки способны удивить любого, кто войдет в ванную впервые. Некоторые из проектов являются трехмерными, что создает еще более сильное ощущение внешнего присутствия, перенесенного в дом. Чтобы передать тонкие детали, плавные цветовые переходы, используются очень мелкие кусочки, с помощью которых можно добиться эффекта целостности мозаичного панно.



Особенности набора мозаики

Современная мозаика набирается там же, где производится. Для точных рисунков чипсы отливаются в формы малых размеров или скалываются вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц (модулей). Они представляют собой куски бумаги или сетки, на которых в строго определенном порядке наклеены чипсы. Матрицы чаще делаются квадратными (30х30 см.), реже - прямоугольными, с размерами сторон, кратными 30. Иногда встречаются матрицы других форм.

На месте укладки остается лишь соединить фрагменты и прикрепить к нужной поверхности с помощью специального (не плиточного!) клея. При этом важно иметь в виду, что бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка - на тыльную. После монтажа сетка остается под чипсами навсегда, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту потребуется для укладки мозаики от 2 дней до 2 недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Важно осознать, что навыки мастера-плиточника для укладки мозаики малопригодны. Она очень капризна и не прощает даже мелких ошибок. Крайне важна подготовка прочного основания с гладкой, ровной поверхностью. Цементно-песчаные штукатурки могут использоваться лишь с адгезионными и армирующими добавками, например Collaseal или Fiberflex (INDEX, Италия). Тогда слой, сходящий при выравнивании на нет (до 0,5 мм), не будет скалываться, и впоследствии в штукатурке не возникнут трещины. Основание следует тщательно разметить, учитывая положение наборных элементов на криволинейных поверхностях и в местах примыканий. Цель - уменьшить число подкалываемых (подрезаемых) чипсов. Конечно, нужно следить, чтобы матрицы были наклеены на основание нужной стороной. При этом для выпуклых поверхностей более пригодны модули на бумаге, а для вогнутых - на сетке. Клей требуется такой, чтобы обеспечивал адгезию не менее 3 МПа и обладал жизнеспособностью не менее 30 мин для укладки простых панно и более 60 мин - для сложных. Затворять его надо в количестве, достаточном на один час работы мастера. Намазывать следует площадку не более 1 м2 (на 9 матриц мозаики), если рисунок простой и поверхность плоская. В сложных случаях клей, как правило, наносят под 2-4 матрицы.

Наконец, если мозаика применяется во влажном помещении, не забудьте о надежной гидроизоляции основания. Для бассейнов и ванных комнат существует целый ряд системных материалов (от фирм SCHOMBURG, INDEX, VANDEX и др.). Иначе через 3-5 лет мозаика начнет отваливаться вместе с кусками основания.

Техника набора мозаичного панно

Это самый древний вид мозаичной техники. Он был характерен для римской и византийской мозаики. Является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении.

Существуют два вида укладки – прямой и обратный набор . В первом случае изображение выкладывают непосредственно на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Второй начали использовать после XVIII века. Он более простой по исполнению. Изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевую часть окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра. Существуют разные технологии создания мозаичного панно – от самых простых, геометрических, до очень сложных, компьютерных, позволяющих воссоздать репродукцию любой картины.

Геометрическая технология считается относительно легкой: при создании рисунка мозаику не нужно разрезать на более мелкие части. Композиции получаются путем простого подбора цветов. Затем мастер вручную выкладывает нужный орнамент на сетке-матрице. Поэтому, заказывая такую композицию, клиент может самостоятельно нарисовать сетку, обозначив цвета рисунка.

Техника работы с мозаикой обратным методом

Мозаика приклеивается на бумажную основу водорастворимым клейстером из пшеничной муки, медленное застывание которого позволяет художнику-мозаисту делать замены или корректировки. Рисунок или эскиз наносятся на соответственно нарезанную бумагу обратной стороной.

А вот более сложные работы выполняются на компьютере. Нужную фотографию или картину сканируют и затем программа разбивает изображение на клетки. Затем подбирается цветовая гамма с различными оттенками, в зависимости от сложности рисунка. Хотя тут есть и свое тонкости - нужно учесть, с какого расстояния будет смотреться панно. Чем больше размеры будущего «рисунка» и крупнее составляющие его элементы, тем больше должно быть расстояние до него.

Можно использовать следующие программы Мозаик 2005, Mosaic Deluxe , а также Photoshop .

Технология изготовления мозаичной плитки в домашних условиях

Для изготовления мозаичной плитки потребуются следующие инструменты и приспособления:

  1. Формы
  2. Перчатки
  3. Емкость для смешивания компонентов
  4. Инструмент для заливки
  5. Матрица
  6. Армирующая сетка
  7. Наполнитель

В данной технологии применяются легкодоступные и недорогие материалы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах.

Процесс изготовления мозаичной плитки состоит из семи основных этапов:

Этап 1. Подготовка форм к заливке

Этап 2. Подготовка наполнителя к заливке

Этап 3. Приготовление рабочей смеси

Этап 4. Заливка форм

Этап 5. Извлечение заливок из форм

Этап 6. Обработка заготовок

Этап 7. Набор матрицы

Мы предлагаем технологию изготовления мозаики и основной материал для изготовления мозаичной плитки (мозаики) и литьевого камня - акриловую смолу.

Предлагаемая нами акриловая смола (пластмасса) обладает высокой биологической индифферентностью к биологическим объектам, другими словами она абсолютно безвредна для человека! Не содержит стирола! Данную пластмассу успешно применяют доже в медицинских целях.

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.


Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.


Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:


Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.


Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.


Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.


Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.


Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Оглавление:

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету.
Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже.

Материалы изготовления мозаики очень разнообразны, мозаику изготавливают из стекла, смальты, камня, керамогранита, керамической плитки и даже металла.


1. Стеклянная мозаика.
Одним из древнейших отделочных материалов является стеклянная мозаика. В древние времена этот материал могли позволить себе только самые обеспеченные представители общества, они украшали живописными панно из кусочков цветного стекла свои дворцы, храмы, фонтаны.


Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С - 1600°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С.



Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам: первая – после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС, вторая причина – минимальный размер модуля – 2*2 см. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.


Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях: от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов.

Сейчас, ввиду удешевления производства, стекло – это самый доступный облицовочный материал из всех видов мозаики.

Именно стекло имеет самое большое количество преимуществ перед другими материалами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к химическому воздействию - не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые содержатся в большинстве моющих средств;
  • нулевое водопоглощение, поэтому эту мозаику можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
  • водонепроницаемость;
  • устойчивость к перепадам температур (от +15ºС до +145 ºС), что позволяет использовать мозаику для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
  • отличная жаропрочность;
  • морозоустойчивость (способность выдерживать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур (-30 ºС) к плюсовым без потери качества), следовательно, мозаика пригодна для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен, это свойство больше всего связано с отсутствием в материале пор, поэтому стеклянная мозаика более морозоустойчива;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению - цвета изделия не выгорают под длительным воздействием солнечного света. Если фрагмент мозаики пришел в негодность, можно незаметно подремонтировать его новыми модулями.
В связи с тем, что мозаика, как правило, применяется во влажных помещениях, не последнюю роль среди ее характеристик играет коэффициент трения, который характеризуется сопротивлением скольжению. Это означает, что человек сможет удержаться на плоскости, наклоненной менее чем на 10° к горизонтали. Чего вполне достаточно для того, чтобы босиком удержаться на ногах в раздевалке перед бассейном или в ванной комнате. К тому же межплиточные швы создают дополнительное трение. На длину ступни взрослого человека (около 25 см) приходится минимум 10 швов в случае использования двухсантиметровой мозаики. Таким образом, если необходимо выложить душевой поддон обычной стеклянной мозаикой, он получится нескользким.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся также широкий выбор цветов и неограниченное число их комбинаций.

Стеклянную мозаику можно условно разделить на:

  • однородную стеклянную;
  • смальтированную;
  • с добавками (авантюрин, иридий).

1.1. Однородная стеклянная мозаика.


Под однородной мозаикой из стекла подразумевается однородное цветное стекло без разводов. Мозаика из такого материала может быть глянцевая – блестящая и отлично отражающая свет, с натуральным блеском и матовая, похожая на бутылочное стекло облагороженное морем.

1.2. Мозаика из смальты.


Смальта - цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов.

Смальта образуется в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. Соотношение кварца и красителей - не менее 30%-70%. Смальтовая мозаика отличается от обычной стеклянной мозаики особой прочностью.

В состав смальты входят соли калия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Смальтированная мозаика отличается эффектом внутреннего свечения и неоднородности, так называемой рукотворности, сложно найти два одинаковых фрагмента на одном листе. Каждый кубик смальты немного отличается от другого оттенком - из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Современные технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Смальтовую мозаику легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют белых включений.

Производство смальтированной мозаики достаточно трудоемкое (длительный цикл производства), поэтому и стоит она на порядок дороже стеклянной.

Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает еѐ пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой. Она отлично подходит для облицовки пола в помещениях с интенсивным движением: лестниц и лестничных площадок, холлов и коридоров. Смальта водостойка, морозо- и жароустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам и царапинам. Поэтому смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной.

Смальта - атрибут дорогих интерьеров, королевских дворцов и знаменитых соборов. Из нее изготавливают мозаичные панно, репродукции картин и даже «ковры». Подобные произведения набирают вручную, что и объясняет довольно высокую цену мозаики из смальты.

1.3. Мозаика с добавками (авантюрин, иридий).

Авантюрин – полудрагоценный камень с мерцающими точечными вкраплениями, получил свое современное название от итальянского слова aventurine - счастливый случай.

Авантюрин добавляют в однородную стеклянную массу, которую затем формуют. Получившаяся в результате мозаика отличается от матовой глубиной цвета и красочными прожилками с загадочным мерцанием. Фактически поделочный авантюрин - это минерал, тонкозернистый кварц SiO2, отличающийся из-за присутствия меди красноватым, даже красно-бурым цветом с мерцающим отливом. Процесс производства мозаики с авантюрином очень сложен и даже при точнейшем соблюдении всех условий иногда не приносит желаемого результата, именно в изготовлении этой мозаики очень велик процент отбраковки – 30%, этим и объясняется ее достаточно высокая цена.

Ингредиенты для создания авантюрина помещают в большие баки, которые в течении пяти дней находятся в печах до полного расплавления сырья. В нужный момент в массу добавляют оксид меди и обжигают еще 12 часов, далее печи выключают, и сырье остается там на 10 дней до полного остывания и затвердения. Если все прошло удачно, готовый авантюрин в виде застывшей смолы растирают в порошок, вручную вмешивают в стеклянную массу и расплавляют. Готовый состав разливают по формам.

Иридий - металл серебристо-белого цвета, в природе встречается крайне редко и относится к благородным металлам так же, как золото и платина.


Иридий, что в переводе с греческого означает «радужный», получил свое название благодаря разнообразной окраске его солей. Эту окраску еще можно сравнить с «эффектом перламутра», разница заключается в том, что перламутр дает свечение определенной гаммы, например, сине-зеленое или розово-золотое, а иридий играет всеми цветами радуги одновременно и под разными углами кажется разных оттенков.


Мозаика с иридием имеет стандартную толщину стеклянной мозаики – 4 мм, поэтому она легко сочетается с обычной стеклянной мозаикой, но для облицовки одного помещения не рекомендуется использовать два и более цветов в одной цветовой гамме.

Некоторые производители выпускают коллекции с «эффектом перламутра» - переливы цвета на гладкой поверхности. Перламутр также добавляют в однородную стеклянную массу.

При производстве такой переливающейся мозаики используются кадмий и селен, которые тоже являются ценными минералами и имеют хорошие эксплуатационные характеристики. Например, кадмий устойчив к воздействию щелочи, благодаря чему мозаику можно мыть с использованием моющих средств без ущерба для ее блеска.

При изготовлении мозаики стекло, кадмий и селен расплавляют при высокой температуре, в результате чего получают максимально прочную мозаику с необычными декоративными свойствами. Но, стоит отметить, что не рекомендуется использовать подобную мозаику для отделки наружных лестниц или коммерческих помещений повышенной проходимости.

Отдельно стоит сказать несколько слов о зеркальной мозаике. По своим качествам она очень близка к стеклянной, но используется чаще всего для украшения стен. На полу зеркальной мозаикой облицовывают преимущественно небольшие участки, она используется как декоративный элемент.

2. Керамическая мозаика.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки.


Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину.

Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов.

Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Выложенная такой мозаикой поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой.

Мозаика может иметь множество форм: форму квадрата, прямоугольника, круга, форму гальки. Такое разнообразие форм позволяет дизайнерам воплощать в интерьере любую, даже самую необычную и смелую, идею.

Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь.

Керамическая мозаика имеет ряд преимуществ: -

  • Это высокопрочный материал. Правильно уложенное мозаичное панно, имеет предел прочности при сосредоточенной нагрузке, превышающий в 20 раз возможности железобетона или цемента.
  • Высокая огнестойкость и огнеупорность. Керамическая мозаика не горит и защищает от огня облицованную поверхность. Кроме того, при нагревании она не выделяет вредных веществ. Все это делает ее подходящим материалом для облицовки печей и каминов.
  • Водостойкость. Это свойство керамической мозаики позволяет применять ее в помещениях с повышенной влажностью или с постоянным контактом с водой.
  • Износостойкость. Поэтому керамическая мозаика применяется для облицовки полов и лестниц.
  • Керамическая мозаика не выгорает на солнце.
  • Устойчивость к агрессивным средам, химическим веществам.
  • Известно, что на керамической мозаике не могут долго существовать микробы.
Керамическая мозаика прекрасно сочетается со многими другими материалами для оформления. Особенно прекрасно смотрится с керамогранитом и керамической плиткой. Панно из керамической мозаики придаст великолепный вид любому помещению.

3. Каменная мозаика.

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с оникса, яшмы, туфа, аметиста, лазурита и заканчивая породами сланца, травертина, змеевика, малахита и т.д.


Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение каменной мозаики уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» - тогда цвет будет более приглушѐнным, а края более гладкими. Выпускаются элементы самой разной формы - от круглой до неправильной.

Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм, также позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.


Натуральный камень всегда эксклюзивен, так как обладает энергетикой природы. Природный камень применяют при отделке стен и пола, изготовлении каминов, колонн, столешниц, рам для зеркал, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур, подоконников, карнизов, плинтусов, перил, журнальных столиков, барных стоек. Отличным дополнением к интерьеру может служить живописная мозаика из натурального камня, воплощающая сюжетные картины, пейзажи или натюрморты.

4. Мозаика из мрамора.

Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros - блестящий камень, каменная глыба) - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита.


В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пѐструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

Мозаика из мрамора может служить как для внутренней отделки помещений - пол, стены - создавая неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркивая утонченный вкус хозяина, так и для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции и ярко выделяя дом или офис из череды серых будней. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

5. Мозаика из искусственного камня.

Искусственный камень – это уникальный материал на основе акриловых смол, выполненный из экологически чистых материалов.


Его расцветка имитирует оригинальную структуру натуральных минералов. Искусственный камень – это надежный материал, который защищен от воздействия перепадов температур, влаги и ультрафиолета. Мозаика из акрилового камня представляет собой ритмичный рисунок, который одновременно похож и на поверхность каменной шкатулки, и на цветной витраж, и на сложный плетеный рисунок, словно сотканный из многих лоскутков. При производстве в искусственный камень добавляются частицы натуральных минералов, благодаря чему подобные материалы обладают поистине уникальной структурой, которая оригинальна для каждого элемента мозаики. Изделия из такого акрилового камня, в глубине которого играют солнечные переливы, сохраняют превосходный внешний вид на протяжении долгих лет.

6. Металлическая мозаика.

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета, в зависимости от применяемого в производстве металла.


Технология изготовления такой мозаики у разных производителей отличается. Чаще всего в качестве подложки используются не глиняные плиточки, а резиновые пластинки толщиной до 4 мм. Сверху к ним крепится металлический стальной слой. Благодаря эластичной резиновой подложке элементы металлической мозаики являются более гибкими, чем изготовленные из керамики или стекла, что значительно расширяет диапазон применения подобной мозаики для облицовки поверхностей сложной формы.

Кроме стандартных, квадратных, предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу.

Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для декорирования ванных комнат, душевых и бассейнов выпускается специальная серия металлической мозаики, в которой используется нержавеющая сталь. Для придания поверхности элементов металлической мозаики различных оттенков на нее наносят бронзу или латунь, однако такую мозаику не рекомендуется класть на пол, так как она сильно подвержена истиранию.

7. Мозаика из драгоценных металлов.

Золотая мозаика - бесспорный признак роскоши.


Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключѐнной между тонкими пластинками из специального стекла. Существуют коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Изготовление полностью ручное. Золотая мозаика изготавливается кустарным способом по древнейшей технологии. Производство начинается с традиционного выдувания сосудов из очень тонкого прозрачного стекла (толщиной 0,2-1 мм). Полученный таким образом большой «пузырь» называется soffione. Это стекло режется на квадратики размером примерно 10*10 см. Такие пластиночки золотой мозаики называются «cartelline». На тонкую пластинку золотой мозаики «cartellinе» укладывается металлический лист из желтого или белого золота. Лист - это тонкая фольга, полученная отбиванием металла вручную. На тонкую пластинку с фольгой выливается горячая масса из более толстого стекла. Таким образом, оба стеклянных слоя плотно соединяются и образуют золотой «блин». После этого золотые «блины» отправляются в обжиговую печь для закалки.

Тонкое стеклышко может быть и цветным, толстая пластинка золотой мозаики может быть зеленой, синей или прозрачной (хрустальная основа). Поверхность золотой мозаики может быть гладкой или гофрированной.

Резка на кубики золотой мозаики осуществляется вручную. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки.

Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.

Представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С - 1600°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С. Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам:

  1. после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС,
  2. минимальный размер модуля – 2х2 см.

Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают обжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.

Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в кухнях, бассейнах, ванных комнатах, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов.

Сейчас стекло – это самый доступный облицовочный материал из всех видов мозаики. Именно стекло имеет самое большое количество преимуществ перед другими материалами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к химическому воздействию - не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые содержатся в большинстве моющих средств;
  • нулевое водопоглощение, поэтому эту мозаику можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
  • отличная жаропрочность, устойчивость к перепадам температур (от +15ºС до +145 ºС), что позволяет использовать мозаику для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
  • морозоустойчивость (способность выдерживать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур (-30 ºС) к плюсовым без потери качества), следовательно, мозаика пригодна для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению - цвета изделия не выгорают под длительным воздействием света.
  • низкий уровень скольжения. Это означает, что человек сможет удержаться даже на влажной наклонной плоскости, облицованной мозаикой.
  • выбор из 3000 цветов и неограниченное количество их комбинаций.

Керамическая мозаика

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину. Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов. Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Выложенная керамической мозаикой поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной. Элементы мозаики могут иметь множество форм: квадрата, прямоугольника, круга, форму гальки. Такое разнообразие форм позволяет дизайнерам воплощать в интерьере любую, даже самую необычную и смелую идею.

Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Она подходит для облицовки различных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат, кухонь.

Керамическая мозаика имеет ряд преимуществ:

  • Это высокопрочный материал. Правильно уложенное мозаичное панно выдерживает вес, который будет больше в 20 раз, чем могут выдержать бетон или цемент.
  • Высокая огнестойкость и огнеупорность. Керамическая мозаика не горит и защищает от огня облицованную поверхность. Кроме того, при нагревании она не выделяет вредных веществ. Все это делает ее подходящим материалом для облицовки печей и каминов.
  • Водостойкость. Это свойство керамической мозаики позволяет применять ее в помещениях с повышенной влажностью или постоянным контактом с водой.
  • Износостойкость. Поэтому керамическая мозаика применяется для облицовки полов и лестниц.
  • Керамическая мозаика не выгорает на солнце.
  • Устойчивость к агрессивным средам, химическим веществам.
  • Известно, что на керамической мозаике не могут долго существовать микробы.

Керамическая мозаика прекрасно сочетается со многими другими материалами для оформления. Особенно хорошо смотрится с керамогранитом и керамической плиткой. Панно из керамической мозаики придаст великолепный вид любому помещению.

Каменная мозаика

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с оникса, яшмы, туфа, аметиста, лазурита и заканчивая породами сланца, травертина, змеевика, малахита и т.д. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими.

Выпускаются элементы самой разной формы - от круглой до неправильной. Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов, интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм - позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.

Натуральный камень всегда эксклюзивен, так как обладает энергетикой природы. Природный камень применяют при отделке стен и пола, изготовлении каминов, колонн, столешниц, рам для зеркал, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур, подоконников, карнизов, плинтусов, перил, журнальных столиков, барных стоек. Отличным дополнением к интерьеру может служить живописная мозаика из натурального камня, воплощающая сюжетные картины, пейзажи или натюрморты.

Мозаика из мрамора

Мрамор - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. От сочетания горных пород и от направления распиливания камня зависят цвет и рисунок мрамора.

Мозаика из мрамора может служить для внутренней отделки пола и стен в помещении. Она поможет создать неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркнет утонченный вкус хозяина. Или ее можно использовать для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции, что поможет ярко выделить дом или офис из череды серых зданий. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

Мозаика из искусственного камня

Искусственный камень – это уникальный материал на основе акриловых смол, выполненный из экологически чистых материалов. Его расцветка имитирует оригинальную структуру натуральных минералов. Искусственный камень – это надежный материал, который защищен от воздействия перепадов температур, влаги и ультрафиолета. Мозаика из акрилового камня представляет собой ритмичный рисунок, который одновременно похож и на поверхность каменной шкатулки, и на цветной витраж, и на сложный плетеный рисунок, словно сотканный из многих лоскутков. При производстве в искусственный камень добавляются частицы натуральных минералов, благодаря чему подобные материалы обладают поистине уникальной структурой, которая оригинальна для каждого элемента мозаики. Изделия из такого акрилового камня, в глубине которого играют солнечные переливы, сохраняют превосходный внешний вид на протяжении долгих лет.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Технология изготовления такой мозаики у разных производителей отличается. Чаще всего в качестве подложки используются не глиняные плиточки, а резиновые пластинки толщиной до 4 мм. Сверху к ним крепится металлический стальной слой. Благодаря эластичной резиновой подложке элементы металлической мозаики являются более гибкими, чем изготовленные из керамики или стекла, что значительно расширяет диапазон применения подобной мозаики для облицовки поверхностей сложной формы. Кроме стандартных, квадратных, предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу.

Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для декорирования ванных комнат, душевых и бассейнов выпускается специальная серия металлической мозаики, в которой используется нержавеющая сталь. Для придания поверхности элементов металлической мозаики различных оттенков на неё наносят бронзу или латунь, однако такую мозаику не рекомендуется класть на пол, так как она сильно подвержена истиранию.

Мозаика из драгоценных металлов

Золотая мозаика - бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключенной между тонкими пластинками из специального стекла. Существуют коллекции с желтым, белым золотом или платиной.

Изготовление полностью ручное. Золотая мозаика изготавливается кустарным способом по древнейшей технологии. Производство начинается с традиционного выдувания сосудов из очень тонкого прозрачного стекла (толщиной 0,2-1 мм). Полученный таким образом большой «пузырь» называется soffione. Это стекло режется на квадратики размером примерно 10х10 см. Такие пластиночки золотой мозаики называются «cartelline». На тонкую пластинку золотой мозаики «cartellinе» укладывается металлический лист из желтого или белого золота. Лист - это тонкая фольга, полученная отбиванием металла вручную. На тонкую пластинку с фольгой выливается горячая масса из более толстого стекла. Таким образом, оба стеклянных слоя плотно соединяются и образуют золотой «блин». После этого золотые «блины» отправляются в обжиговую печь для закалки.

Тонкое стеклышко может быть и цветным, толстая пластинка золотой мозаики может быть зеленой, синей или прозрачной (хрустальная основа). Резка на кубики золотой мозаики осуществляется вручную. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.