Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Даже если Вы - Мая Плисецкая или Николай Барышников, задача ведущего занятия – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные. Ваш опыт будет для детей мертвым. Поэтому – поощряйте их фантазию и выделяйте "самостоятельное время" для воплощения их идей. Будет гораздо лучше, если Вы будете подсказывать детям танцевальные приемы и движения на "их территории", при создании интересных для них танцев. Пусть первое время эти танцы могут показаться вам плохими, не интересными, полными показной «крутизны». Дайте детям возможность переболеть этим. (Как правило для своих первых танцев они приносят что-то вроде «Руки вверх» или «Красной плесени»). Не отговаривайте их. Запаситесь терпением. Со временем, если им постоянно показывать, как можно сделать ЛУЧШЕ, детям захочется попробовать что-то еще.

1. Достраивание фигур

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается "достроить" композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.

Затем к ним "подстраивается" третий человек, четвертый и так делее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура.

Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.

Каждому ребенку предлагается свое собственное задание - станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек.

Карточки вы можете придумать сами, но вот Вам несколько примеров: Пчела, ромашка, яблоня, розовый куст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д.

После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.

Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так – до последнего участника.

3. Танец природы

Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Хорошо, чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.

4. Ручеек

Детки берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого человека в линии - повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так – до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений.

Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.

5. "Птица в клетке"

Все дети берутся за руки и образуют круг - "клетку". Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки – не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!

6. Мячик – невидимка

Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.

Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы - кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.

7. Зеркало

Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится "зеркалом", и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

8. Кто такой я?

Ведущий игру предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями. (К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т.д.)

Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы "изнутри". Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!

Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

9. Распутать веревочку

Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами.

Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей.

Ведущий включает музыку и задает участникам скорость или темп для распутывания. Он говорит: "Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны" или "Как тропический кактус". Задача детей – танцуя и избегая "негармоничных", выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.

10. Танец-ситуация

Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.

Карточки для примера: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т.д.

11. Танец Огня

Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача – станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может "задавать" один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными.)

12. Танец без музыки

Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.) Задача играющего – своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была "подхвачена" и передана верно.

13. Сказка о Родничке

Каждому ребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих персонажей сказки) а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится залом. Ведущий игру начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляется в действии. Таким образом получается общая сказка в танцах.

Пример сказки:

"Как-то рано утром вышло СОЛНЫШКО и осветило ПУСТЫНЮ. В этой пустыне росло много-много ЦВЕТОВ, КАКТУСОВ И ПАЛЬМ. Там жила-была БАБОЧКА. Ей было очень жарко и все время хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время по небу летела ТУЧКА. И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучка согласилась и много-много КАПЕЛЕК полетело на землю…

Но вдруг подул ВЕТЕР! Он сдул дождик дальше и бабочка не смогла напиться. А впереди показалась ЗМЕЯ! Бабочка спросила ее - куда лететь и змея указала ей путь. Через время бабочка увидела настоящие зеленые ДЕРЕВЬЯ и КУСТЫ! А среди них тек звонкий и молоденький РУЧЕЕК.

Бабочка напилась и все закончилось хорошо!

Карточки: Солнышко, Пустыня, Цветок, Кактус, Пальма, Бабочка, Тучка, несколько Капелек, Ветер, Змея, Дерево, Кустик, Ручеек.

Не бойтесь придумывать такие сказки сами!

14. Танец-сценка

Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.

Карточки: Человек и Дракон, Тараканы, Радостный слон и бабочка, Птичка и кот, Два зайца играются, Спрут и рыбка, Пингвин и чайка, Паучок и хищный цветок, Пень и молодой расточек, Щенок и опытный пес, Лебеди, Лань и свинка, Петух и курица, Муха и корова, Лошадь и овца,

15. Танец-подстройка

Все дети садятся по кругу, один человек выходит в центр. Ему выдается карточка с ролью. Ребенок должен настроиться на свой образ и протанцевать его в течение минуты или чуть дольше. Затем эту роль он "передает" другому игроку: сидящий следующим человек выходит в круг и своим танцем "подстраивается" к первому. (Если первый был водой, то второй должен это почувствовать и тоже станцевать воду, если первый был каким-нибудь животным, то и второй должен стать животным). Через некоторое время первый человек возвращается на свое место в кругу, а второй танцор остается. Ему выдается новое задание, которое он и начинает танцевать, передавая свою роль дальше.

16. Волшебная страна

Из числа играющих выбирается 2-3 человека, которые скрываются за дверью – они не должны видеть начало танца. Остальные выбирают еще 2-3, которые начинают танцевать импровизированный танец под какую-то музыку. В какой-то момент им командуют «замри». Дети застывают в тех позах, в каких их застала команда. Музыка меняется (если была быстрая – можно поставить медленную и наоборот). Приглашаются те, кто ожидал за дверью. Они должны занять места танцевавших, стать в их позы и дотанцевать танец под новую музыку так, как они это видят и чувствуют.

17. Сказочные герои

Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.

Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.

Примерные карточки: Кукорямбочка, Волшебник леса, Дух колодца, Брамбруляк, графиня Маня, таинственные божества Африки, Азии, Индии и т.д.

18. Танцующая кисточка

Деткам выдаются краски, бумага и кисти, ставится музыка. Затем взрослый предлагает всем нарисовать рисунок так, словно кисточка танцует на бумаге свой собственный танец теми цветами, которые диктует музыка. Когда рисунки будут готовы, детям предлагается посмотреть их всем вместе, а затем по очереди выйти и станцевать тот танец, который они нарисовали.

19. Танец Океана

Все дети разбиваются на три команды. Лучше всего – с неравным количеством людей. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй – чуть меньше и в третьей – не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам задается одно и то же задание – почувствовать себя с командой единым целым и придумать Танец Океана.

После подготовки круги показывают каждый свой танец, а затем - собираются один в другой, чтобы получился общий Океан из трех вложенных кругов. Каждая группа одновременно танцует свою часть.

Развитие артистичности и воображения _____________ 3 стр.
Ориентация в пространстве _________________________ 7 стр.
Развитие музыкальности и чувства ритма _____________ 9 стр.
Развитие внимания и памяти ________________________ 11 стр.
Развитие моторики ________________________________ 1 3 стр.

3
Развитие артистичности и воображения
Игра «Росточек»
Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она
наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному
появляются листики, а затем бутон.
Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот
и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова
прорасти весной.
Игра «Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят
вокруг него хоровод и поют:
- Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Исполнив песню, дети разбегаются.
Водяной кричит: «Стоп!»
Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и
старается кого-нибудь коснуться.
Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает:
«Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи).
Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает
повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее
«оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую на
его взгляд. Тот, чья поза лучше и будет Водяным.
Игра начинается снова.

Игра «Живая скульптура»
Возраст: для детей с 6 лет.
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку
выйти и принять какую-нибудь позу, соответствующую теме (темы: явления
природы, цветы, животные, природные явления и т. п.), в которой ему
удобно стоять.
Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в
том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе
присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и

смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в
общей скульптуре и т ак далее.

Тот, кто давно стоит, отходит, его место
занимает следующий.
Замечание: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего
упражнения.
Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя,
обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она
похожа.
Игра “На лесной полянке”.
Подойдет детям от 5 до 10 лет.
Можно заранее распределить роли. Кто кого будет играть, а можно, чтобы
участвовали все сразу. Таким образом, детям уже придется перевоплощаться
очень быстро.
К игре сразу вставляю ссылки на музыку.
Начнем…
Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют
Музыка (J.Last – The Lonely Sheeperd) 6

Услышали ежи, решили посмотреть, кто так красиво играет
Музыка (Марш пластелиновых ежиков Е.Наумова)
Следом прилетели птички, бабочки, закружились в танце
Музыка (Дорога)
А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать плясать
Музыка (Травушка)
Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг да около зайцев
ходить
Музыка (Зайка моя)
Хорошо лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, да волков и лис
догонять:
Музыка (Ква – Квафония Е.Наумова)
Вдруг такой ветер поднялся, лес зашумел.
Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей – прибежали козлята,
барашки, собачки
Музыка (Пастушок С.Путинцев)
спрятались все под деревьями.

А когда все стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело
плясали, играли, на чудесной полянке в лесу.
Музыка (Шарманка Е.Наумова)
Вот такая игра! Здесь и актерское мастерство, и умение слышать музыку, ее
характер, темп, умение импровизировать и т.д. Пользуйтесь на здоровье!
Игра «Магазин игрушек»
Один ребенок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой
они будут, на вступление дети замирают, покупатель обходит каждую
игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться.
В конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом
становится покупателем.
Музыкальное сопровождение каждый раз меняется. Вот уж где можно
убедиться, что детская фантазия безгранична! 7

Игра «Успей передать»
Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок
начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача
прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит
в центр круга и под хлопки детей(или музыкальный отрывок) танцуют
известные движения. Затем игра продолжается дальше.
Игра “Воображалки”
Все стоят на местах и, закрыв глаза руками, представляют что спят. По
хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог –
самолеты, бабочка, машина и т.д.
Игра «На поляне»
“В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку
погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку.
Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько
подсмотрим”
1. На поляну прискакал заяц
2. На поляну прибежал волк
3. На поляне прыгают лягушки
4. На поляну пришла лиса
5. На поляну прибежали мыши

6. На поляну пришел медведь
Музыка к данной игре.

Игра «Кот и мыши»
Жил в одном доме (старый, ленивый, ворчливый и т.д. – вариант зависит от
вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие
мышки
, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда
ловил мышек. 8

По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей
меняется и музыка.
Так как кот проснулся, то мышки в этот момент превращаются в разных
зверей и насекомых: птичек, зайчиков, бабочек.
Игра не имеет границ. В зависимости от настроения детей можно стать
красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а
можно превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария
который будет вести педагог.

Ориентация в пространстве
Игра «Вдоль пруда» Цель: умение держать круг и интервалы
Дети идут по кругу, маршируя и приговаривая:
«По дорожке вдоль пруда мы гуляем иногда, но подальше от воды, чтобы не
было беды”.
Далее ее можно разнообразить на усмотрение педагога: либо свалиться в
пруд, либо побежать, либо делать какие-то движения и т.д.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Шары и пузыри»
Дети делятся на две команды: Шары -большие, стремятся занять как можно
больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг
себя, стараясь не пропустить пузыри.
Задача пузырей - передвигаться быстро и не задевать шары, забегая в разные
закоулочки.
Попутно можно выполнять различные упражнения(подскоки, перескоки,
легкий бег, галоп).Затем команды меняются.
Игра «Мы пойдем направо»
“Мы пойдём сначала вправо”- дети двигаются по кругу взявшись за руки
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом пойдём налево”-идут налево
“Раз-два-три”- три хлопка
“А потом мы соберёмся”- идут к центру
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом мы разойдемся”-идут от центра
“Раз-два-три”-хлопки
“А потом мы все присядем”-приседают 10

“раз -два- три”- хлопки
“А потом мы все привстанем”-Встают
“Раз-два-три”-хлопки

“А потом мы повернёмся”-поворачиваются на месте
“Раз-два-три”-хлопки
“И друг другу улыбнёмся”улыбаюся
“Раз-два-три” – хлопки.
Два варианта музыки к этой игре:

Вариант 1 (умеренный темп)
Вариант 2 (музыка с ускорением)
Игра “Доведи меня и не потеряй”
Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку,
старается перевести на другую сторону зала, при этом, не столкнувшись ни с
какой другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве,
взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру. 11

Развитие чувства ритма и музыкальности
Игра «Тик-так”
Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку.
Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга, дети в кругу
держатся за руки.
Кошка: «Тук-тук!»
Дети: «Кто там?»
Кошка: «Это я, Кошка!»
Дети: «Что тебе нужно?»
Кошка: «Мышку повидать!»
Дети: «Во сколько часов?»
Кошка: «В (от 1 до 12) часов!»
Дети поворачиваются по/против линии танца, ритмично топают,
приговаривая: «Один час, тик-так! Два часа, тик-так! и т.д.» На цифре,
названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка
забегает в «норку» и догоняет Мышку.
Игра «Дискотека»
Дети становятся по кругу, руководитель в центре. Звучит любая веселая
танцевальная музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4
счета, а тот должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой
(тот, на кого укажет руководитель).
Главное условие – движения не должны повторятся! Игра для детей от 5 лет.
Педагог должен следить, чтобы все дети потанцевали, и хвалить за
оригинальные движения (когда дети входят в азарт выдают и брейк и восток,
в общем все на что способны). 12

Игра «Дождик»
Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши:
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва-----

Кап, кап, кап, кап.
(медленные хлопки).
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять -----
Кап, кап, кап, кап.
(хлопки учащаются).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Игра «Ласточки, воробьи и петухи»
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует
своя музыка.
Ласточки – “летают” (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи – сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи – важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!)
какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать
игру. 13

Развитие внимания и памяти
Игра «Повторяем движения»
Участники игры стоят в кругу. Ведущий находится в центре.
Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники
должны их повторять, кроме одного, или двух. Например, если ведущий
поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны»
– топать ногами.
Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
Игра «Кто запомнил лучше всех»
Дети ходят по кругу, взявшись за руки: «Мы все вместе танцевали, очень
многое узнали, кто запомнил лучше всех, вот того и ждёт успех! Ну-ка Аня
выходи, что нам делать покажи!»
Ребёнок должен показать только то движение, которое выучили сегодня. Все
дети повторяют за Аней. Так несколько раз.
Игра «Учитель и ученики»
Когда играет веселая музыка, учитель отворачивается, а дети свободно
танцуют (хулиганят). Когда музыка останавливается, учитель
поворачивается, дети принимают нужное положение, делая вид, что вели
себя хорошо. Те, кто стоит не правильно пропускают одну игру.
Таким способом закрепляются позиции рук и ног, положение рук на талии.
Старшим детям можно дать задание устоять на одной ноге или на
полупальцах.
Игра «Поварята»
Возраст: для детей с 4 лет. 14

Все встают в круг – это кастрюля.
Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает,

чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.).
Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.
Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки
предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра
продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто
объедение. 15

Развитие моторики
Игра «Раз, два»
Раз,два какие облака (разводим большой круг руками )
Три, четыре мы поплыли (делаем кистями волнообразные движения )
Пять
, шесть надо слезть (имитируем ладошками ступеньки )
Семь, восем много сосен (тут можно свое любое движение )
Девять, десять посмотри, ты сосчитал до десяти (хлопаем в ладоши )
Игра «Пять малышей»
Один малыш качается в саду (указательный палец правой руки выпрямлен и
направлен вверх, остальные сжаты в кулак)
Два малыша купаются в пруду (Теперь выпрямлены два пальца указательный
и средний)
Три малыша ползут к дверям в квартире (выпрямить еще и безымянный
танец)
А в эту дверь стучат еще четыре (Выпрямлены все пальцы, кроме большого )
С пятью другими тоже все в порядке (раскрыть всю ладонь)
Им весело, они играют в прятки (закрыть лицо руками )
Где притаились ясно и ежу (пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить
пальцы левой руки и большой палец правой )
Но глаза зажмурил и вожу (закрыть глаза рукой )
«Один, два, три, четыре, пять» (По очереди раскрывают пальцы, сжатые в
кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой )
Ну, берегитесь: я иду искать!» (Погрозить указательным пальцем )
Игра «Пчелка»
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (смыкаем пальцы
рук «окошечком» (улей), заглядываем туда) 16
Надо в домик постучать, раз, два, три, четыре, пять (стучим кулачком по
ладони)
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? (стучим кулаками друг о
друга, чередуя руки )
Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! (разводим руки,
растопыриваем пальцы и шевелим ими)

Игра «Паучок»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки (перебираем пальцами
одной руке по предплечью другой )
Дождик с неба вдруг полил (выполняем стряхивающие движения руками )
Паучков на землю смыл (хлопаем ладонями по ногам )
Солнце стало пригревать (складываем ладони боковыми сторонами, пальцы

Совместные подвижные игры детей и родителей учат взаимодействовать друг с другом, подстраиваться под темп партнера, способствуют взаимопониманию и доверию, сплоченности.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и в ребенке много нового! Увидите, как увлекают его звуки музыки, как он забывает обо всем и начинает придумывать новые движения, становится собранным.

Необходимо заранее позаботиться о наличии музыки с разными темпами.

Танец – это своего рода язык, помогающий вам и вашему ребенку выражать свои эмоции без слов. Почувствуйте, как расслабляется тело, уходят усталость и напряжение дня.

Существует много игр с повторением движений – это хороводы. Они учат детей делать одинаковые движения в такт, действовать сплоченно.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.


Показываем руками большой шар.

Вдруг шар лопнул: «с-с-с».
Сужаем круг к центру.

Воздух вышел.
Поднимаем ручки вверх.

Стал он тонкий и худой.

Мы не станем горевать.
Качаем головой.

Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!
Показываем ручками, какой стал шарик.

«Шел король по лесу»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Все вместе весело прыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Трясем правой и левой ногой.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Хлопаем в ладоши.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Топаем ногами.

Головкой покачаем.
Качаем головой из стороны в сторону.

Сначала начинаем!
Игра начинается сначала.

«Заинька»

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так походи.
Вот так походи.

Топаем ногами и идем на месте.

Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так покружись.
Вот так покружись.

Кружимся вокруг себя несколько раз.

Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот так топни ножкой,
Вот так топни ножкой.

Топаем.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так попляши,
Вот так попляши.

Танцуем вприсядку.

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так поклонись,
Вот так поклонись.

Кланяемся всем.

Стишки и песенки могут служить основой для хороводов, или их можно изображать и инсценировать, что нравится детям не меньше.

Танец с мишкой
Мама показывает игрушечного мишку, спрашивая: «Кто это?». Можно попросить детей порычать, как мишки. Мишка косолапый просто обожает танцевать. Под музыку мама с медвежонком танцуют, маршируют, приглашая ребят присоединиться, встать с ними в паровозик или в круг, поводить хороводы, подражать всем действиям игрушечного животного.

Запретное движение
Игроки должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, на которое накладывается табу. Вместо этого движения дети должны выполнить какое-то свое. Например, если нельзя прыгать, они могут вместо этого приседать, бегать и т. д.

Танцы по кругу
Ведущий встает в центр круга и выполняет несколько различных танцевальных движений, а ребенок копирует его танец. Через некоторое время ведущий дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр и показывает свой импровизированный танец. Остальные подражают ему.

«Тени» – другая разновидность танцевальной игры с повторением движений.
Один играющий ходит по комнате и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тени, должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

«Танец природы»
Для этой танцевальной игры необходимо подготовить разную музыку, соответствующую характеру изображаемых событий. Выполняя мягкие и плавные движения, изображаем различные природные явления:
Ночной тревожный лес – музыка и движения импульсивные и резкие, быстро меняющиеся.
Вырубка леса. Дети изображают деревья, которые стонут и падают под ударами топора. Движения незаконченные, обрывающиеся.
Полет бабочек. Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
Морской прибой. Звуки, имитирующие шум воды. Дети стоят с закрытыми глазами, покачиваясь вперед и назад, прислушиваясь к своему телу и постепенно успокаиваясь.

Поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Танец с закрытыми глазами
Предложите ребенку потанцевать с закрытыми глазами, выполняя любые движения. Это позволит ему избавиться от стеснения и страха. Меняйте ритм и громкость музыки, страхуйте его от падений и столкновений с предметами.

Неподвижные части тела
Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно только мотать головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме.
Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз.
Далее – движения рук в локтях, потом в кистях.
Следующие движения – бедрами, затем коленями, ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку. К голове и шее добавляем плечи, танцуем. Через какое-то время подключаются руки и т. д.
В конце надо постараться двигаться, используя все части тела одновременно.

«Передай настроение танцем»
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Превращения
Под музыку дети превращаются в разных существ и танцуют, имитируя их характер и поведение.
Например, они могут побывать на празднике морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков.
А потом в птиц, бабочек, стрекоз. Ненадолго станут кузнечиками-попрыгунчиками, которые высоко подпрыгивают, сгибают ножки, лягаются, весело скачут по «полю».
Мама просит ребенка под музыку показать танец гордого и смелого петуха, сердитой гусыни, индюка, распушившего хвост.
Изобразить ласковую кошечку; игривого жеребенка; довольную козочку; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда.
Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

«Зеваки»
Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.
Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Слушай»
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается.
Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего, например:
«Положите правую руку на плечо соседа» – и тотчас же ее выполняют.
Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу.
Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра поможет успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Танец огненных искорок»
Танцующие тесно сжимаются в круг, поднимают руки вверх и постепенно, в такт бодрой музыке опускают их, изображая язычки пламени.
Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (поднимаемся на цыпочки), то ниже (приседаем).
Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (беремся за руки).
Искорки светятся радостью и добром.

«Тропинка – команда – кочки»
Группу детей разбивают на две команды.
При слове «тропинка» ребята должны встать друг за другом в цепочку, положить руки на плечи впередистоящего человека.
При слове «команда» собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх.
А при слове «кочки» сесть на землю, как можно ближе друг к другу. Игра проводится под быструю музыку.

«Танец строителей»
Участники выстраиваются в одну линию.
Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как один передает второму:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.

«На деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор изобразить его обитателей. Он читает текст, а дети под музыку показывают животных.
Раннее утро. Вот, важно и гордо подняв голову, заложив крылья за спину, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает ими мордочку, ушки, приговаривая: «Мяу!».
Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая голову в разные стороны и приветствуя нас: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в лужу на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, удивленно прищуривает глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?».
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо, потом второе и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко».
Все проснулись! С добрым утром!
Дети могут придумывать движения сами.

«В лесу»
Ведущий:
«В нашем лесу растут береза, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, трава, цветы. Выберите сами себе растение или дерево, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите под музыку движениями, как ваш е растение реагирует на разные явления:
подул тихий, нежный ветерок;
сильный холодный ветер;
ураган;
мелкий грибной дождик;
ливень;
очень жарко;
ласковое солнце;
ночь;
град;
заморозки».

Парные движения
Дети разбиваются на пары или выбирают себе в пару одного из родителей.
Им предлагается показать под музыку парные действия:
пиление дров;
греблю в лодке;
перемотку ниток;
перетягивание каната;
передачу хрустального стакана;
парный танец.

«Огонь – лед»
По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде «Лед!» – застывают в какой-либо позе.
Ведущий несколько раз чередует команды.

Веселые игры, которые занимают детей, развлекают и образовывают с точки зрения их использования не слишком обременяют родителей. Есть множество ресурсов, доступных в интернете с высоко интерактивными и образовательными играми, которые даются совершенно бесплатно. На смену классическим традиционным играм приходят электронные версии, из за чего дети меньше активно двигаются, так как они больше времени проводят сидя у компьютера или игровой приставки. Это нужно понимать родителям да и всем взрослым, которые ответственны за развитие детей. Поэтому, сейчас, как никогда, возросла актуальность детских подвижных игр. И танцевальных игр для детей в частности.

Земля, Воздух, Огонь, Вода
Эта игра заставляет детей действовать быстро четко, расширяет кругозор, позволяет им быть творческим. Все дети становятся на круг, а одного помещают в цент и дают теннисный или другой небольшой мяч. Под музыку дети, взявшись за руки, двигаются по кругу против часовой стрелки, а водящий двигается в противоположную сторону. Когда музыка затихает, все останавливаются. Ребенок с мячом в руках должен аккуратно бросить стоящему напротив в кругу и произнести одно из слов на выбор: земля, воздух, огонь или вода. Ребенок поймавший мяч, должен в ответ назвать животное или существо, связанные с этим элементом.
Например, если водящий кричит “вода”, то второй ребенок должен назвать животное, которое живет в воде, например дельфин. Если ребенок кричит “воздух”, другой ребенок должен назвать животное, которое летает, например ворона. Тем не менее, если ребенок кричит “огонь”, ребенок, который принимает мяч, должен назвать сказочное или мифологическое животное, например “Змей Горыныч” или “Дракон”.
Ледяные фигуры
Эта игра расчитана на детей любого возраста. Все, что вам нужно, это музыка. Соберите детей в определенном месте. Приготовьте проигрыватель компакт-дисков или музыкальный центр. Используйте музыку, соответствующие возрасту детей. Когда начинает играть музыка, дети начинают танцевать. Они должны танцевать все время, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, они должны застыть в танцевальные позы. Кто из детей двигается или смеется, тот выбывает из игры. Остановливайте музыку на 15-20 секунд, не более. Игра продолжатся до тех пор, пока не останется только один ребенок. Вы можете дать приз победителю.

Танцы вокруг стульев

Эта игра будет воспроизводиться как обычные музыкальные стулья, но дети должны добавить танцевальные движения. Перед началом игры, обязательно подготовьте несколько соответствующих возрасту песен. Вам понадобится стульев на один меньше, чем количество игроков. Расставьте стулья по кругу. Когда начинает играть музыка, скажите детям, что они должны танцевать вокруг стульев. Если они не танцуют, а только движутся, они автоматически выбывают из игры. Когда вы остановите музыку, дети должны попытаться сесть на стул раньше всех. Ребенок, который не успел занять стул покидает игру. Затем надо удалить один стул и играть снова. Когда участников останется двое, побеждает тот, кто первый займет оставшийся стул.
Ручеек
Эта танцевальная игра пользуется популярностью также и у взрослых. Суть игры простая: одинокий участник, продвигаясь по коридору, образованному танцевальными парами, должен выбрать себе вторую половинку и встать в конце коридора. Оставшись один, следующий участник должен таким же путем выбрать себе партнера. Игра проходит в сопровождении веселой ритмичной музыки. Участники могут потихоньку продвигаться вперед.

Танец и музыка дают возможность духовного, физического и эмоционального развития ребенка. И одним из наиболее действенных инструментов развития могут стать танцевальные игры. Они соединяют в себе две важные способности человека – слушать музыку и двигаться под музыку.

Основная задача танцевально-музыкальных игр в детском развитии – в наиболее доступной и интересной для ребенка форме работать над формированиеммузыкальных способностей ребенка, развивать чувство ритма, музыкальный слух, фантазию и способности к самовыражению. Дети, как правило, с большой охотой и интересом принимают участие в таких занятиях. Танцевальные игры у детей вызывают массу положительных эмоций, приносят им уверенность в своих действиях, что, в свою очередь помогает им раскрепоститься, делают их более общительными и внимательными.

Роль танцевально-музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. А по мере того, как ребенок учится согласовывать свои движения с характером музыки, он начинает глубже ее чувствовать, что, в свою очередь, приводит к более точному отображению музыки в выполняемых им движениях.

Как и любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий.

Ребенок должен услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Но не следует забывать, что танцевальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.

Игры, предназначенные для танцевально-музыкального воспитания, довольно различны. Но, как правило, они включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. А благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, которая их сопровождает, они приобретают и соответствующий характер движений.

Такие игры способствуют еще и морально-психологическому развитию ребенка. В процессе игры дети не только приобретают музыкальные знания и хореографические навыки, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.

Кроме того, танцевальные игры полезны тем, что в процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.

Танцевальные игры можно условно разделить по следующим функциям и задачам:

Игры, направленные на развитие чувства ритма – они учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении;

Игры, направленные на развитие слуха – помогают детям научиться различать оттенки в музыке и ее целостное восприятие;

Игры, направленные на развитие памяти и слуха – в них дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, запоминать ее, чтобы правильно отразить свои музыкальные впечатления в точных и характерных движениях;

Игры, направленные на развитие детского творчества в целом – они воздействуют на психологическую составляющую воспитания и развития ребенка. Как правило, они основаны на соревновании, и путём сравнения показывают играющим уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность.

Примеры танцевально-музыкальных игр.

Игра на развитие ритма.

Игра «Три утенка»

Описание: дети делятся на 2 группы. Каждая группа детей под музыку выполняет свой ритмический рисунок.

1 группа 2 группа

Жили-были три утенка - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы

Хорошо и дружно жили - выполняются хлопки Тик, Так, Тук -выполняются притопы

Как-то утром на рыбалку - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы