Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г Поронайска.

Исследовательская работа

Выполнили: ученицы 9 А класса

Лупанова Татьяна

Горбачкова Анастасия

Руководитель:

Учитель биологии

Доболева Е.А.

Поронайск. 2014-2015

стр.

Введение. Актуальность проблемы. ……………………………….…………………………………3-4

Глава 1. Историческая справка……………………………………………………………………….4-5

Глава 2. Откуда берутся пищевые добавки? ………………………………………………………….5-6

Глава 3. Кто контролирует безопасность пищевых добавок? ............................................................................6-8

Глава 4. Что означает индекс «Е» на упаковке продуктов……………………………………………8

Глава 5. Классификация добавок……………………………………. ……………………………….8-10

Практическая часть. Анкетирование учащихся. Исследование состава продуктов питания.……….14-19

Заключение……………………………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………..………..................................................21

Приложение………………………………………………………….………………………………...22

Введение. Актуальность проблемы:

В современном мире мы отдаем все большее предпочтение продуктам промышленного производства, а значит, поглощаем многочисленные, часто искусственные, вещества с маркировкой «Е» и трех - четырехзначными порядковыми номерами.

Описание состава продуктов на этикетках начинается с общеизвестных слов (сахар, масло, вода, уксус…), а заканчивается обычно одной или несколькими буквами "Е" с набором цифр. Над тем, что они обозначают, многие даже не задумываются, а особо "образованные" граждане, к счастью таких не много, любят по своему трактовать "кодированные" надписи. Например, в одном магазине старушка "объясняла" своей подруге, что «"Е" - это предупреждение о том, что в консервах есть яд. Но отравиться им сразу нельзя - отраву ту сильно разводят, а цифры после "Е" как раз и показывают концентрацию яда». Среди моих знакомых, так же есть люди, которые, видя индекс "Е", даже не притрагиваются к этому продукту.

Мы решили разобраться, так ли «страшен чёрт, как его малюют». Действительно ли химические вещества так страшны для человеческого, а, в частности, и для нашего организма, так как мы являемся активными потребителями шоколадных батончиков, жевательных резинок, чипсов, сухариков и многих других продуктов, которые содержат индекс "Е".

Оказалось с одной стороны, всё не так страшно, а с другой стороны, просто страшно. Индексом "Е" (сокращение от "Европа") обозначают химические вещества, которые добавляют в продукты для улучшения их потребительских свойств: вкуса, цвета, запаха, срока хранения. Раньше названия этих химических веществ писали на этикетках полностью, но это занимало так много места, что в 1953 году в Европе решено было заменить названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. В бывшем Советском Союзе эта система была узаконена в 1978 году с введением в действие новых "Санитарных правил по применению пищевых добавок". Сейчас в соответствии с законом "О защите прав потребителей" РФ на всех продуктах должны быть указаны с помощью символов все содержащиеся в них пищевые добавки.

Но какое воздействие оказывают эти «Е» на организм человека, и что получат последующие поколения…. Оценить это можно только спустя время.

Цель работы : выявить наличиепищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания, которые любят дети и степень информированности учащихся о влиянии данных веществ на организм.

Объект : пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми (конфеты, кондитерские изделия, газированная вода, жевательная резинка).

Предмет исследований : состав, указанный на упаковках.

Задачи:

1 – выявить наличие пищевых добавок, обозначенных кодом Е, в составе ряда продуктов питания;

2 – выяснить характер влияния данных веществ на организм человека;

3 – установить степень информированности учащихся о применяемых пищевых добавках;

4 – разработать и провести цикл разъяснительных бесед со школьниками.

Методы:

– анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная литература, Интернет, материалы телепередач); сравнение; систематизация.

– \ анкетирование учащихся;

– анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.

Гипотеза : если владеть информацией о наличии пищевых добавок в продуктах питания и о возможном воздействии этих веществ на организм, то возрастает вероятность сохранения здоровья.

Глава 1. Историческая справка.

100 лет назад пищевой добавкой был кокаин. В начале века само понятие "пищевые добавки" было довольно условным, и тем более условным был контроль за их применением. Достаточно упомянуть, что в прохладительные напитки на вполне законных основания добавляли кокаин, например, знаменитая сейчас на весь мир Coca-Cola. Первая часть названия не что иное, как кока, кустарник, из листьев которого получают кокаин.

И если сегодня врачи говорят о том, что регистрировать пищевые добавки необходимо по тем же правилам, что и лекарственные препараты, то на заре прошедшего века даже к самим лекарствам относились куда как более "снисходительно". Например, одним из патентованных средств под названием "героин" просто лечили кашель.

В 60-е годы безвредным стимулятором считался метамфетамин. Только через 5 лет широкого его применения врачи, а вслед за ними и все граждане узнали о смертельно опасных побочных эффектах этого препарата, который теперь относят к группе так называемых "тяжелых" наркотиков. Вполне возможно, что ещё через 50 лет какой-нибудь краситель, щедро добавляемый сейчас в леденцы, будет восприниматься так же, как сегодня героин.

Так же невозможно не упомянуть о таком пищевом красителе, как кошениль.

История такого пищевого красителя, как кошениль, он же кармин (Е120), напоминает детективный роман. Получать его люди научились в глубокой древности. В библейских легендах упоминается пурпурная краска, полученная из красного червя, которую употребляли потомки Ноя. И действительно, кармин получали из насекомых кошенили, известных также как дубовые червецы, или кермесы. Обитали они в странах Средиземноморья, встречались в Польше и на Украине, однако наибольшую известность получила араратская кошениль.

Еще в III веке один из персидских царей подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет, которая стала достопримечательностью Капитолия. Араратская кошениль упоминается и в средневековых арабских хрониках, где говорится о том, что Армения производит краску «кармин», используемую для окраски пуховых и шерстяных изделий, написания книжных гравюр. Однако в XVI веке на мировом рынке появился новый тип кошенили - мексиканская. Привез ее из Нового Света знаменитый конкистадор Эрнан Кортес в качестве дара своему королю. Мексиканская кошениль была мельче араратской, зато размножалась пять раз в год, в ее худеньких тельцах практически отсутствовал жир, что упрощало процесс производства краски, да и красящий пигмент был ярче.

В считанные годы новый тип кармина завоевал всю Европу, об араратской же кошенили просто забыли на долгие годы. Восстановить рецепты прошлого удалось только в начале XIX века архимандриту Эчмиадзинского монастыря Исааку Тер-Григоряну, он же миниатюрист Саак Цахкарар. В 30-е годы XIX века его открытием заинтересовался академик Российской Императорской академии наук Иосиф Гамель, посвятивший «живым красителям» целую монографию. Кошениль даже попытались разводить в промышленных масштабах. Однако появление в конце XIX века дешевых анилиновых красителей отбило у отечественных предпринимателей охоту возиться с «червяками». Впрочем, очень быстро стало ясно, что необходимость в краске из кошенили отпадет еще очень не скоро, ведь в отличие от химических красителей она абсолютнобезвредна для человеческого организма, ее применяют в кулинарии, например, мороженное.

В 30-е годы ХХ века советское правительство решило сократить ввоз импортных продуктов питания и обязало знаменитого энтомолога Бориса Кузина наладить производство отечественной кошенили. Экспедиция в Армению увенчалась успехом. Ценное насекомое было найдено. Однако его разведению помешала война. Проект по изучению араратской кошенили был возобновлен только в 1971 году, но до разведения ее в промышленных масштабах дело так и не дошло.

Глава 2. Откуда берутся пищевые добавки?

Пищевые добавки - это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. Но вот подлинный расцвет их использования начался все-таки в ХХ веке - веке пищевой химии. На добавки были возложены большие надежды. И они оправдали ожидания в полной мере. С их помощью удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Завоевав признание, «улучшители» были поставлены на поток. Колбасы стали нежно-розовыми, йогурты свежефруктовыми, а кексы пышно-нечерствеющими. «Молодость» и привлекательность продуктов обеспечили именно добавки, которые используют в качестве красителей, эмульгаторов, уплотнителей, загустителей, желеобразователей, глазирователей, усилителей вкуса и запаха, консервантов…

Природные пищевые добавки получают, как правило, из растительного сырья: загустители - из морских водорослей; красители - из плодов и овощей, а также некоторых живых существ; подкисляющие вещества типа винной кислоты - из соответствующих плодов, а типа лимонной кислоты - из цитрусовых; эмульгаторы - производные от пищевых масел и органических кислот.

Существует ряд природных красителей: ализарин, индиго и др., которые добывались с глубокой древности из растений, реже из животных организмов. Природные красители - органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки и ткани. В основном соединения желтых, коричневых, черных и красных цветов разных оттенков, очень мало синих и фиолетовых, зеленые, как правило, отсутствуют.

До 2-ой половины XIX в. природные красители - единственные вещества для крашения текстильных и парфюмерных изделий, кожи, бумаги, пищевых продуктов и др. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях, при исследованиях методами оптической и электронной микроскопии, в цитологии и гистохимии, в аналитической химии. Многие природные красители обладают значительной физиологической и антибиотической активностью, вследствие чего их часто используют как лекарственные средства. Некоторые природные красители - регуляторы роста растений, а также сигнальные вещества, привлекающие насекомых-опылителей и отпугивающие вредителей.

Природные красители широко распространены в природе и крайне многообразны. Часто в различных природных источниках встречаются одни и те же или близкие по строению природные красители, поэтому наиболее целесообразно классифицировать их по типам химических соединений.

Глава 3. Что означает индекс «Е» на упаковке продуктов

Время от времени в печатных средствах массовой информации публикуются материалы о таинственных цифрах с индексом “Е” на импортных продуктах, якобы свидетельствующие о содержании в них веществ, опасных для здоровья человека.

В связи с этим у населения, особенно у родителей, возникают опасения: а не опасно ли употреблять продукты с индексом “Е” в пищу? Попытаемся разобраться.

Сейчас на упаковке многих пищевых продуктов, как импортных, так и отечественных в разделе “состав продукта” можно найти индексы Е 152, Е 210, Е 330 и другие. Под этими индексами скрывается не опасность, а информация о разрешенных к применению пищевых добавках.

Пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств или сохранения качества пищевых продуктов. Они использовались человеком с давних пор, в основном с целью сохранить продукт от порчи. Самой древней пищевой добавкой является поваренная соль.

Многие пищевые добавки известны под различными наименованиями (химическое, торговое, синонимы торговых наименований и пр.), что затрудняет нанесение соответствующих сведений на этикетки и в сопроводительные документы, в странах Европейского Союза (ЕС) введена система индексов пищевых добавок. Эти индексы начинаются с буквы “Е” и имеют трех- или четырехзначные номера, присвоенные каждой добавке. Например, лимонная кислота имеет индекс “Е 330″, а активированный уголь - “Е 152″.

В нашей стране принята за основу европейская система индексов пищевых добавок. Приведенная маркировка нужна для того, чтобы проинформировать покупателя о свойствах и составе того или иного пищевого продукта, чего требуют российские Законы “О защите прав потребителей” и “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

Глава 4. Классификация добавок.

По назначению пищевые добавки условно делятся на несколько классов:

Функциональный класс

Применение

Красители

Окраски некоторых пищевых продуктов в различные цвета

Консерванты

Длительное хранение продуктов питания

Антиокислители

Замедление окисления и предохранения продуктов от порчи

Стабилизаторы

Эмульгаторы

Поддержание определенной структуры

Усилители

Усиление вкуса и аромата

Противопенные вещества

Снижение пенообразования

Глазирующие агенты

Характеристика классов пищевых добавок

Красящие вещества

Красящие вещества (пигменты) обычно используются в пищевой промышленности для улучшения внешнего вида пищевых продуктов. Однако некоторые пищевые красители могут быть опасны для здоровья человека, поэтому их использования находится под строгим контролем. Красящие вещества подразумеваются на натуральные и синтетические. Натуральные красящие вещества (каротикоиды, антоцианиды, хлорофиллы) считаются безвредными для здоровья человека. Синтетические пищевые красители могут вызвать аллергическую реакцию.

К таким веществам относятся, например, тартразин.

Консерванты

При добавлении консервантов увеличивается срок годности продукта. Широко известны методы консервирования – соление, копчение или маринование с уксусом. Однако при использовании этих методов консервирования очень меняется естественный вкус продукта. За последние 100 лет было изобретено множество различных консервантов. От некоторых из них пришлось отказаться в связи их вредным воздействием на здоровье человека. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) определена, какие вещества могут использоваться в качестве консервантов. Во всём мире для консервирования пищевых продуктов применяется сорбиновая кислота, диоксид и сульфиты, а также муравьиная и пропионовая кислота. Консерванты добавляются во многие пищевые продукты, например, в хлеб, фруктовые соки, лимонады, печенье, фруктовые йогурты, маргарин, майонез, вина, сушеные фрукты, колбасы.

Копчение пищевых продуктов также относится к способу консервирования. Однако при копчении могут образовываться, хотя и в малых количествах, канцерогенные вещества, способствующие возникновению злокачественных опухолей. Кроме того, с дымом в продукты могут попасть вредные для здоровья человека вещества. На сегодняшний день имеются специальные технологические копчения, при применении которых, можно контролировать сохранения образующихся вредных веществ. Поэтому копченые пищевые продукты не опасны для здоровья. Однако употребление копченых продуктов должно быть умеренным.

Антиоксиданты

Антиоксиданты (антиокислители) – вещества, способные задерживать окисления органических веществ, предохраняющие продукты от порчи. Это особенно важно для жиров и масел. В клетках животных и растений от окисления их защищают другие вещества. Антиоксиданты обладают высокой химической группы. Наиболее известными и широко применяемые антиоксидантами являются витамин «С» (аскорбиновая кислота), витамин Е (токоферол) и бета каротин. Антиоксиданты, к которым относятся и синтетические вещества, например бутилгидроксианизол (Е 320), добавляется в супы, бульоны, соусы, а также в сухие картофельные продукты, жевательную резинку, мороженое, печенье, маргарин, жиры и растительные масла.

Загустители и стабилизаторы

В кондитерской промышленности для производства желе, пудингов, варенья, кремов, сладких начинок для выпечки и мороженого используют специальные загустители и стабилизаторы. Для этих целей используют натуральные пищевые добавки, например, Чилим, карраген, арабскую смолу, пектины, крупчатку, ксантин и крахмал. Сырьем для этих пищевых добавок чаще всего служат яблоки, цитрусовые(лимоны, апельсины), пшеница, кукуруза, красные и коричневые морские водоросли, смола некоторых растений. Все эти вещества по своему химическому составу относятся к полисахаридам.

Эмульгаторы

Если необходимо смешать вещества, не смешиваемые между собой, например, жиры и воду, то чаще всего используют третье вещество-эмульгатор. Это особенно важно при производстве маргарина, майонеза, кремов и соусов. Помимо лецитина в качестве эмульгаторов используют различные органические кислоты.

Вкусо-ароматические вещества

Существует множество вкусо-ароматических веществ. Например, запах одного пищевого продукта обуславливают в среднем от 100 до 500 различных веществ, содержащихся в нем. В пищевой промышленности такие вещества добавляют в большинство продуктов в связи с тем, что при их производстве несколько теряется запах. Количество добавляемых вкусо-ароматических веществ настолько мало, что считается безвредным. На каждой упаковке обычно указано содержание вкусо-ароматических веществ, однако это необязательно. Достаточно лишь отметить – «натуральные вкусо-ароматические вещества» или «искусственные вкусо-ароматические вещества». Их можно обнаружить в прохладительных напитках, пудингах, желе, печенье, кремах, макаронных изделиях, начинках, фарше, молочных продуктах, сладостях, разрыхлителях продуктов, мясных и колбасных продуктах, шоколаде, ликёре.

Вещества, усиливающие вкус

Вещества, усиливающие вкус, в отличие от вкусо-ароматических веществ, усиливают натуральный вкус пищевого продукта. Чаще всего используется глютамат натрия – соль глютаминовой кислоты – усиливающий солоновато – сладковатый вкус мяса или рыбы. Такие вещества добавляют в супы, сладкие блюда, сиропы и соки. Содержание таких веществ очень мало.

Наиболее вредные пищевые добавки Е

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! - опасный
ОО!! - очень опасный
(З) - запрещенный
РК - вызывает кишечные расстройства
РД - нарушает артериальное давление
С - сыпь
Р - ракообразующий
РЖ - вызывает расстройство желудка
Х - холестерин
П - подозрительный
ВК - вреден для кожи

Практическая часть.

    1. Результаты анкетирования учащихся

Перед изучением состава продуктов питания, нами было проведено анкетирование учащихся 4 - 10 классов МБОУ СОШ № 2.

Отвечали

Знают ли учащиеся о пищевых добавках

Если знают, то, какие

Отвечают о «Е» и консервантах

Любят ли жевательную резинку

Любят ли газированные напитки, и какие

Coca-Cola, Милкис, Sprite

Любят ли фрукты

Любят ли кириешки

Любят ли чипсы

Любят ли они лапшу «Роллтон»

Любят ли они шоколад «Alpen Gold »

Обращают ли они внимание на состав продукта

Исследование состава продуктов питания.

Некоторые продукты дети любят, а некоторые даже очень сильно. Для тех родителей, которые в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты?

Мы решили провести исследования: разобрать состав продуктов, которые употребляет каждый день наши семьи.

В течение полугода собирались этикетки различных продуктов питания. Предпочтения отдавались тем, которые используются в пищу чаще обычного, особенно сладости для детей. Этикетки собирались, классифицировались по наличию различных пищевых добавок в них. Исследовались продукты как отечественного, так и импортного производства

Продукты питания

Пищевые добавки

Технологическая функция

Воздействия на организм

Сухарики «Кириешки»

Усилитель вкуса

Усилитель вкуса

Регулятор кислотности

Жевательная резинка «Orbit »

Стабилизатор

Стабилизатор

Антифламинг

Стабилизатор

Загуститель

Стабилизатор

Усилитель вкуса

Подсластитель

Подсластитель

Подсластитель

Антиоксидант

Особо опасен, может привести к образованию рака

Повышает уровень холестерина

Газированная вода

Консерванты

Красители

Антиокислители

Пеногасители

Пеногасители

Пеногасители

Пеногасители

Ракообразующий Подозрительный

Ракообразующий

Вреден для ко жи

Запрещенный

Ракообразующий

Усилители вкуса и запаха

Вызывает кишечные растройства

Батончик «Nesquik »

Стабилизатор

Сухарики «Воронцовские»

Усилитель вкуса

Стабилизатор

Краситель

Регулятор кислотности (лимонная кислота)

Особо опасен, может привести к образованию раковых опухолей

Шоколад «Alpen Gold »

Стабилизатор

Стабилизатор

Регулятор кислотности

Особо опасен, может привести к образованию раковых опухолей

Кофейный напиток «MacCoffee »

Стабилизатор

Стабилизатор

Эмульгатор

Антиоксидант

Вызывает расстройство желудка

Вызывает расстройство желудка

Йогурт «Активиа»

Загуститель

Регулятор кислотности

Паста творожная «Активиа»

Загуститель

Регулятор кислотности

Шоколадные конфеты

Эмульгатор

Краситель

Особо опасен, может привести к образованию раковых опухолей

Запрещён в Норвегии и Австрии, но разрешён в РФ. Может вызывать приступы астмы, ложной аллергии. Возможно, способствует развитию опухолей щитовидной железы и вызывает повреждения хромосом

Чипсы «Lays »

Усилитель вкуса

Усилитель вкуса

особо опасен.

Сыр плавленый «Hohland »

регулятор кислотности

ароматизатор

эмульгатор

ракообразующий,

расстройство

Напиток «Coca-Cola »

подсластитель

ракообразующий

Вывод: мы исследовали 14 продуктов питания, которые употребляют наши семьи, наши друзья, учащиеся школы. Результаты в таблице.

Теперь, когда мы провели исследования, нам хочется предупредить, донести до сознания всех знакомых и незнакомых людей эти результаты! Нам хочется, чтобы все знали, что они покупают и употребляют в пищу.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

    пищевые добавки используются при производстве практически всех продуктов питания;

    далеко не все производители указывают наличие и маркировку используемых добавок в составе продуктов;

    большинство указанных веществ с индексом Е разрешено к применению, но выявлен ряд химических соединений, которые в той или иной степени наносят вред здоровью человека;

    большинство подростков (особенно учащиеся среднего звена) не обращает внимания на состав употребляемых продуктов питания, поскольку не владеет информацией о веществах, использованных в процессе производства, но согласны с необходимостью получения подобных сведений и более ответственного отношения к выбору продуктов.

Специалисты советуют:

    Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с торопливых покупателей, хватающих все подряд;

    Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, в них повышенное содержание красителей;

    Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;

    Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности;

    Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки;

    Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;

    Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами.

Заключение

Люди вымаливают свое здоровье у Богов, им неизвестно,

что они и сами могут влиять на свое здоровье.

Демократ, 400г. (до н.э.)

Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, производимые из веществ и материалов, полученных на химических заводах и фабриках. Но, к сожалению, наряду с положительным влиянием химии, увеличилось и её отрицательное влияние на нас. Смесь сажи и дыма фабрик, газы химических предприятий и выхлопные газы автомобилей – вот тот страшный коктейль, которым мы дышим. Ядохимикатами обрабатываются поля, а потом они остаются на фруктах и овощах, которые мы едим. Стоки промышленных отходов давно уже сделали наши реки непригодными для питья. Но если все перечисленные примеры связанны с непреднамеренными последствиями деятельности человека, то проблема пищевых добавок совсем другого рода.

При нынешнем состоянии пищевой промышленности обойтись совсем без пищевых добавок не получается. Да и производители не станут выпускать продукты без пищевых добавок – это им невыгодно. Тем более что формально они правы и существующие законы на их стороне. Однако мы должны помнить, что постоянное употребление с пищей веществ, которые в нашем рационе матушкой-природой не было, или было, но не в таких количествах, вполне логично приводит к проблеме, о которой уже давно говорят врачи. Пищевые добавки повышают риск развития многих серьёзных заболеваний, что становится ясно только сейчас, после нескольких десятков лет их применения.

Итак, какие же опасности предостерегают любителей искусственной пищи? Это в первую очередь расстройство кишечника, и вообще болезни желудочно-кишечного тракта. Некоторые добавки в большом количестве способны вызвать заболевания печени и почек. Так же люди 21 века подвержены аллергии. Проявление этой аллергии могут быть самыми разнообразными – от кожных заболеваний до внезапного удушья у астматиков. Конечно, больше всего страхов связанно с канцерогенным действием некоторых пищевых добавок, то есть с их способностью вызывать злокачественные опухоли. Вы можете проследить в моих исследованиях, какие продукты особенно опасны для нашего организма.

Отказаться от приёма продуктов мы не можем. Поэтому можно лишь посоветовать внимательно читать данные, приведённые на упаковке продуктов, которые вы покупаете. Постарайтесь питаться, насколько это возможно натуральными продуктами, содержащими, как можно больше витаминов и минералов – это фрукты, овощи, рыба и др., а также продукты, содержащие белки, жиры и углеводы.

И БУДТЕ ЗДОРОВЫ!

Список литературы:

1. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. - Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова Г. Н. - Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.

3. Чумаков Б.Н. Валеология – Педагогическое общество России. М.: 1999 - с. 326 – 331.

4. Экология в таблицах (справочное пособие). Авторы-составители Хабарова Е.И., Панова С.А. – М.: «Дрофа», 2001 - с. 113 – 114.

Приложения.

    Часто ли вы употребляете в пищу чипсы, сухарики, жвачку, газировку, продукты быстрого приготовления?

«редко» -

2. Обращаете ли вы внимание на состав употребляемых продуктов?

«редко» -

3. Знаете ли вы что-нибудь о генетически модифицированных продуктах?

«очень мало» -

    Знаете ли вы, что такое пищевые добавки и для чего они используются?

«очень мало» -

5. Знаете ли вы, что многие пищевые добавки вредны для здоровья?

«очень мало» -

6. . Будете ли вы продолжать употребление продуктов, зная, что в них содержатся вредные для здоровья добавки?

«гораздо реже» -

8. Согласны ли вы с тем, что современный человек должен владеть информацией о составе и производстве употребляемых им продуктов питания?

«не имеет значения» -

"Технология. Обслуживающий труд", 8 класс

Продолжительность работы над проектом

8 недель (16 уроков)

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает общие сведения о пищевых добавках. Раскрывает историю появления, значение, классификацию, их цифровой код, пользу и вред пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. Проект может быть использован на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения дома».

Дидактические цели учебного проекта

  1. Формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.
  2. формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Методические задачи учебного проекта

  1. ознакомление с историей появления пищевых добавок;
  2. формирование представлений о пищевых добавках, значении, классификации, пользе и вреде пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека;
  3. развитие логического и критического мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, коммуникативных умений, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  4. воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;
  5. научить определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания, пользоваться информационными технологиями для оформления результатов, кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, проекционная система, Интернет, DVD,СD – носители, пакет Microsoft Office.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос. Обоснование выбора ОПВ

Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими.Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, как это можно установить экспериментально, используя различные продукты питания? Ведь нам важно, что мы едим и пьём. Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали основополагающий вопрос: «Пищевые добавки – польза или вред?»

Образовательные стандарты

Проект отвечает требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по технологии "Образовательный стандарт основного общего образования по технологии" в 8 классе.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту в основной школе в курсе "Технологии. Обслуживающий труд", в разделе "Технология ведения дома" изучается тема «Пищевые добавки».

Проблемные вопросы

  1. Какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека?
  2. Как пищевые добавки изменяют продукты питания?
  3. Какое значение оказывают пищевые добавки для производства продуктов питания?
  4. Как влияет искусственная пища на организм человека?
  5. Полезны ли заменители натуральных продуктов?
  6. Есть ли недостатки у естественной пищи?
  7. Какие продукты наиболее предпочтительны учащимися нашей школы?

Вопросы учебной темы

  1. Что такое пищевые добавки?
  2. Виды пищевых добавок?
  3. Маркировка пищевых добавок?
  4. Что такое Е – коды?
  5. Какие задачи выполняют пищевые добавки?
  6. Кто осуществляет контроль качества пищевых добавок?
  7. Когда впервые стали использовать в качестве пищевых добавок Е – коды?
  8. Что необходимо знать потребителям о пищевых добавках?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Что мы едим?»
  • Презентация «Пищевые добавки»
  • Презентация «Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье человека»
  • Презентация «Значение пищевых добавок в жизни человека»
  • Презентация «Пищевые добавки – полезные, вкусные и запрещённые»
  • Презентация «Человек есть то, что он ест…»
  • Презентация «Пищевые добавки и их влияние на организм человека»
  • Презентация «Искусственная пища: «за» или «против»
  • Исследовательская работа «Пищевые добавки Е»
  • «Пищевые добавки и здоровье»
  • Научно - исследовательская работа «Пищевые добавки в питании человека»
  • Буклет «Пищевые добавки. Что скрывается за буквой Е?»
  • Публикация «Вредные пищевые добавки»
  • Кроссворд «Пищевые добавки»

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

В ходе проектной деятельности использованы следующие методы оценивания:

Вид оценивания Цель Материалы для оценивания
Предварительное Для выявление возможностей каждого участника проекта Рефлексия подготовительного этапа
Текущее Для корректировки качества обучения и ориентации на поощрение успехов Формирующее оценивание
Самооценивание Для выработки у учащихся способности правильной самооценки и желания постоянно улучшать результаты учебы Самооценивание в проекте
Сооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать других учеников по общим указаниям под руководством учителя Лист сооценивания
Взаимооценивание Для выработки у учащихся способности оценивать друг друга по конкретным образцам, личным наблюдениям Лист взаимооценивания
Рефлексивное Для выявление психологического самочувствия участников проекта, осмысление каждым своей роли в этой работе Дневник рефлексии
Оценивание презентации Для оценивания презентации по заранее разработанным критериям Оценивание презентации
Оценивание публикации Для оценивания публикации по заранее разработанным критериям Оценивание публикации
Оценивание буклета Для оценивания буклета по заранее разработанным критериям Лист оценивания буклета
Оценивание wiki-статьи Для оценивания wiki-статьи по заранее разработанным критериям Оценивание wiki-статьи
Оценивание доклада, выступления Для оценивания доклада, выступления по заранее разработанным критериям Оценивание доклада
Итоговое Для выявления достижения ожидаемых результатов у каждого участника проект Рефлексия завершающего этапа

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

  • Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся
  • Презентация «Метод учебного проекта»
  • Презентация «Исследовательская деятельность учащихся»
  • Модель совместной деятельности учителя и учащихся над проектом
  • Этапы организации научно-исследовательской деятельности учащихся
  • Рекомендации учащимся по подготовке и защите научно-исследовательской работы
  • Советы для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
  • Требования к научно-исследовательским работам учащихся
  • Практическая работа «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
  • Практическая работа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская Средняя общеобразовательная школа № 1»

Эколого-биологический блок, направление –экология человека

Пищевые добавки - ароматизаторы

Выполнила: Цайхнер Елена Павловна

ученица 10 класса МБОУ ОСОШ №1

Руководитель:

учитель химии ОСОШ №1 Мустафина Р.С.

Октябрьский 2016

Содержание

1 .Содержание…………………………………………………………..…………2

2.Актуальность темы……………………………………………………………..3

3.Цели и задачи…………………………………………………………………...3

4.План работы над проектом………………………………………………….....3

5. Краткая информация о пищевых добавках………..………………………4-7

6.Классификция пищевых добавок…………………………………..…………8

7.Пищевые ароматизаторы и усилители вкуса………………………..……9-12

8.Наиболеевредные пищевые добавки……………………………………..13-18

9.Получение ароматизаторов в химической лаборатории…………………...19

10.Заключение и выводы……………………………………………………….20

11.Список литературы………………………………………………………….21

12.прилоение…………………………………………………………………22-24

Актуальность темы

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм.

По телевизору мы часто слышим о вреде пищевых добавок и о их вредном воздействии на организм человека, мне стало интересно, на самом ли деле они так вредны для нас? Особенно мне захотелось узнать о ароматизаторах, потому что о них я наслышана.

Цель исследовательской работы: Изучить вредное воздействие пищевых ароматизаторов на организм человека, узнать, в каких продуктах они содержаться.

Задачи:

1.Проанализировать наличие пищевых добавок – ароматизаторов в следующих продуктах:кондитерские, хлебобулочные изделия, молочная продукция, минеральная вода, соки, чипсы/сухарики

2.Изучить влияние на здоровье человека

3.Приготовление пищевыхароматизаторов в химической лаборатории

План работы над исследовательским проектом

1. Изучение литературы и поиск нужной информации

2 .Проведение опыта по приготовлению ароматизаторов

3.Приготовление буклета о вредных ароматизаторах и проведение беседы среди одноклассников

1.Краткая информация о пищевых добавках

Пищевые добавки - натуральные (природные) или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения их качества.

К пищевым добавкам не относят соединения, повышающие (определяющие) пищевую ценность или фармакологическую направленность продуктов питания, например витамины, , аминокислоты, пищевые и другие биологически активные добавки к пище.

Зачем же используют пищевые добавки?

Зачем в продукты питания добавляют пищевые добавки? Это объясняют тем, что продуктам нужно придать те или иные качества, или, как говорят специалисты в области пищевой промышленности – добиться тех или иных технологических целей. Например, улучшить свойства продукта в процессе производства, произвести специальную обработку для долгого хранения, изменить консистенцию, цвет, запах и т.д. В настоящее время пищевая промышленность всего мира использует около 500 таких веществ.

История пищевых добавок

История пищевых добавок насчитывает не одно тысячелетие. С самых давних времен люди искали способы улучшить вкус пищи, ее запах и цвет, и для этого служили самые разные добавки, включая такие привычные нам вещества, как уксус, сахар, соль, а также некоторые природные красители. Например, в Древнем Риме для стабилизации вина использовали сернистую кислоту, а в восточных странах различные пряности.

А некоторые добавки имеют и вовсе очень богатую историю. Например, история такого красителя, как кармин (ныне добавка ) тянется еще со времен библейских легенд. В те времена это была просто пурпурная краска, получаемая из насекомых, которая была популярна во всем мире. Спустя несколько столетий кармин использовали и в Европе (в том числе и на территории нынешней Украины), а также в Азии, и, особенно, в Мексике, откуда и происходит лучший вид этой добавки. Применяли ее как для окраски тканей, так и для придания особого цвета продуктам, несмотря на то, что ее безвредность для человеческого организма была установлена лишь в 20 веке.

Впрочем, другие добавки тоже не могут похвастать официальным вниманием к ним - фактически их стали полноценно изучать лишь в 19–20 ст. Переломным моментом в истории пищевых добавок стал именно 19 век, когда торговцы стали уделять внимание сохранению скоропортящихся продуктов при перевозке, и именно тогда в ход пошли многочисленные ароматизаторы и красители, и за короткий срок в мире появилось около 500 разнообразных добавок. А если учитывать, что они могут быть представлены в различных комбинациях, то эта цифра и вовсе значительно увеличится.

При этом если до 20 века различные государства старались использовать только натуральные виды добавок, то с развитием такой науки, как пищевая химия, добавки преимущественно стали искусственными. Именно в прошлом веке различные «улучшители» вкуса и качества продуктов были поставлены на поток. Произошло это примерно в 30-е годы, когда добавки начали активно изучать, производить и использовать в пищевой промышленности, в том числе и в СССР, возлагая на них особые ожидания. В частности, добавки были призваны не только хранить продукты при транспортировке и улучшать их вкус, но и стать основой для создания продуктов, которые почти не будут портиться.

В это же время ученые всего мира пытаются ввести контроль над добавками: они изучаются и проверяются на крысах, а затем эксперты дают свое заключение. Особенно в этом преуспела Европа и, в частности, Германия. Переломным моментом в истории развития пищевых добавок стал 1953 год, когда Европейский Союз разработал нынешнюю систему маркировки добавок, постановив, что они должны быть обязательно указаны на упаковке любого продукта, а их название должно начинаться с буквы Е, что означает всего лишь «Европа». Что же касается цифр, которые есть в названии каждой добавки, то они показывают, к какой группе относится данный вид и обозначают ту или иную добавку. Такая маркировка была придуманна для того чтобы не загромождать упаковку надписями, вроде «этилендиаминтетраацетат кальция-натрия». Гораздо меньше места занимает надпись «E385», которая и обозначает данную добавку. При этом если добавка имеет такую кодировку, это означает, что она прошла контроль безопасности и соответствует всем критериям безопасных для здоровья продуктов.

В Советском Союзе эту систему маркировки узаконили к 1978 году. Примерно тогда же было выделено 45 классов пищевых добавок, среди которых 23 считаются основными. В украинской промышленности активное использование добавок началось лишь в 90-е годы прошлого века. Сегодня в странах бывшего Советского Союза вслед за другими государствами начали появляться различные нормативные акты, регулирующие использование пищевых добавок. Хотя, безусловно, в Европе это регулирование организовано куда лучше и эффективнее.

В ближайшем будущем прогнозируется значительный рост колличества пищевых добавок. Новые, более эффективные добавки вытесняют старые. Ведется постоянный поиск безопасных добавок, которые смогли бы полностью заменить добавки, наносящие вред человеческому организму.

Кроме того сейчас набирают популярность, так называемые, комплексные добавки (например различные варианты добавки "Капол"), которые предназначаются для использования в определенных пищевых продуктах. Эти добавки состоят из ряда других Е-добавок, смешанных между собой в определенных пропорциях.

В связи с увеличением количества добавок был расширен диапазон маркировки. Сейчас Европейским союзом ежегодно утверждаются и добавляются в список разрешенных для использования в пищевой промышленности несколько добавок. Такие добавки после индекса E содержат код больше 1000, например .

За многолетнюю историю пищевые добавки показали свою полезность и эффективность в улучшении качества продуктов, увеличении срока их хранения, повышении вкусовых и других характеристик. Конечно есть ряд добавок, которые не совсем положительно влияют на организм, но тем не менее нельзя игнорировать и их пользу. Например, широко применяемая в мясо-колбассной промышленности добавка (нитрит натрия), препятствует развитию опаснейшего заболевания - ботулизма. ( )

Классификация пищевых добавок

Пищевая добавка

Назначение

Название веществ

Пример продуктов

Ароматизаторы

Вещества, регулирующие вкус продукта вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);

Глутомат натрия , ,Мальтол, .

Чипсы, сухарики, различные снеки, вермишель быстрого приготовления, соки, газированная вода.

Красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели

Вещества, улучшающие внешний вид продукта

Натуральные пищевые красители состоят из антоцианов, каротиноидов, флавоноидов, хлорофилла и других

Полуфабрикат шоколадного кекса, ароматизированные продукты, бисквиты, горчица, икра, десерты, консервированные фрукты,соки, леденцы.

Загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы

Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру

Желатин, крахмал,

куркумин

Сиропы, хлебо-булочные изделия, джемы,

конфеты

Консерванты, антиоксиданты

Повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки их хранения

пищевая сода (гидрокарбонат натрия);соляная кислота; серная кислота, нитрат натрия , нитрат калия.

Колбасные изделия, копченная рыба, шпроты, консервированная сельдь, твердые сыры.

Особенно меня заинтересовали вещества, регулирующие вкус продукта,и я решила узнать о них подробнее

2.Пищевые ароматизаторы и усилители вкуса

Ароматизатор пищевой (ароматизатор) - пищевая добавка, вносимая в продукт для улучшения его аромата и вкуса и представляющая собой смесь ароматических веществ или индивидуальное ароматическое вещество.

В состав ароматизатора могут входить продукты (соки, , соль, специи и др.), наполнители(растворители или носители), пищевые добавки и вещества, разрешенные Минздравом России.

Пищевые ароматизаторы являются очень популярными видами и применяются, в основном, в ресторанах быстрой еды, в производстве мясных продуктов, колбасных изделий, десертов, супах быстрого приготовления и других полуфабрикатах.

Свежие продукты питания имеют ярко выраженный вкус и аромат. В процессе промышленной переработки и хранения вкус и аромат теряется или претерпевает сильные изменения. Чтобы вернуть продуктам потерянные вкусовые качества, используются усилители вкуса и аромата (ароматизаторы ), содержащие нуклеотиды - вещества, стимулирующие вкусовые рецепторы. Быстро проникая в мозг, эти вещества усиливают вкусовые ощущения. Некоторые вещества, используемые в качестве ароматизаторов, могут вызывать различные заболевания. Обычно усилители вкуса и ароматизаторы представляют собой смеси разных веществ из-за чего практически нет возможности определить вредна данная пищевая добавка или нет. Дополнительная опасность ароматизаторов в том, что они могут полностью замаскировать вкус и запах некачественных продуктов (например, запах протухшего мяса или рыбы . (http://supercook.ru/1-spe.html)

Классификация пищевыхароматизаторов:

1. Натуральные пищевые ароматизаторы.

Термин "натуральный ароматизатор" в разных странах имеет разное значение. В России термин "натуральный ароматизатор" означает, что данный амортизатор "содержит один или несколько вкусоароматических препаратов и/или одно или несколько натуральных вкусоароматических веществ". Таким образом, "натуральныйароматизатор" вовсе не означает "безвредный". Но существуют и пищевыеароматизаторы, полностью состоящие из натуральных веществ. Это действительно безвредные . В состав ароматизатора могут входить продукты (соки, , соль, специи и др.), разрешенные Минздравом России.В последнее время широко используются так называемые натуральные ароматы - эфирные масла, экстракты пряностей и сухие порошки растений.

Эфирные масла - чистые изоляты ароматов, имеющихся в исходном сырье. Их получают холодным прессованием или гидродистилляцией (перегонкой с водяным паром). Они используются в основном для придания запаха напиткам, майонезам, соусам, кондитерским и другим изделиям.

Экстракты пряностей содержат нелетучие вкусовые вещества, которые, например, придают остроту компонентов (экстракт перца), не встречающихся в соответствующем эфирном масле (перечное эфирное масло).

Экстракты пряностей получают из пряноароматического сырья летучими растворителями. Они используются в производстве мясопродуктов, .

Е 633

используются при изготовлении продуктов питания быстрого приготовления, полуфабрикатов, консервов, снеков и закусок.

Е 634

используется, в продуктах быстрого приготовления, в снеках, чипсах, сухариках, готовых мясных изделиях, в мясных, рыбных и овощных консервах.

Е 633

может спровоцировать кишечные и желудочные расстройства.

используются при изготовлении продуктов питания быстрого приготовления, полуфабрикатов, консервов.

Е 634

Эта добавка может быть выражена в виде кишечных и желудочных расстройств различной степени тяжести.

используется, в продуктах быстрого приготовления, в снеках, готовых мясных изделиях, в мясных, рыбных и овощных консервах.

Е 635

Е-635 метаболируется в организме человека до пуринов. По некоторым данным пурины могут вызвать проблемы с суставами. Людям, страдающим болезнями суставов стоит быть осторожными.

Е-635 применяется при производстве чипсов, сухариков и другой снековой продукции. Кроме этого усилитель вкуса Е-635 может применятся при производстве сыров и соевого соуса.

Мальтол

Е 636

Добавка Е636 потенциально опасна для здоровья человека. Максимальная суточная доза, допустимая для человека достигает 1400 мг на один килограмм веса тела.

имеет широкий спектр применения в кондитерской отрасли, а также добавка находится в хлебо-булочных изделиях, овощных и фруктовых консервах, чае, какао и кофе.

Е 637

Степень воздействия на человеческий организм этилового мальтола до конца не изучена. Максимальная допустимая доза безопасная для человека не описана.

Продукты с пониженной калорийностью, для придания им эффекта жирности и богатства вкуса

Проектно-исследовательская работа «Пищевые добавки» Автор: ученик 10 «А» класса ГБОУ СОШ №604 Петросян Г.Э. Научный руководитель: Учитель химии и биологии Епифанова Н.Н.

Актуальность Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, негативно сказывающиеся на нашем здоровье. В современном мире люди больше всего ценят время и всячески стремятся его сэкономить. В связи с этим возросла и потребность в продуктах быстрого приготовления. Люди используют различные полуфабрикаты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», и это представляется удачным выходом. В связи с эти данная работа очень актуальна и позволит читателям получить информацию о том, что они едят.

Цели и Задачи Цель: Цель проекта состоит в том, чтобы на основе собственных наблюдений и литературных источников определить экологическую безопасность продуктов питания, продаваемых в местных магазинах и наиболее часто употребляемых школьниками, а также степень экологического риска их употребления. Задачи: - научиться определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания; - составить список опасных пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности, и продуктов, которые содержат эти опасные для здоровья человека вещества.

Вступление Пищевые добавки вовсе не новое изобретение. История применения пищевых добавок насчитывает многие тысячелетия. Ещё в далёкой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, уксус, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение. В качестве красителей выступали овощи и куркума. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом Е.

Изучение пищевых добавок Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему их цифровой кодификации. Каждому ингредиенту присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е. E100-E182 – красители - усиливают или восстанавливают цвет продукта; E200-E299 – консерванты– увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков; E300-E399 – антиокислители – защищают продукты от окисления; E400-E499 – стабилизаторы - сохраняют необходимую консистенцию продуктов, загустители - повышают вязкость; E500-E599 - эмульгаторы - создают однородную смесь, например, масла и воды; E600-E699 - усилители вкуса и аромата; Е700 - Е800 - запасные индексы; E900-E999 – пеногасители - предупреждают или снижают образование пены, придают продуктам приятный внешний вид. Глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности входят во все указанные группы, а так же в новую группу E1000.

Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.

Этапы исследования Исследование проводилось в 2 этапа: 1.Определение пищевых добавок в продуктах питания 2. Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок.

Определение пищевых добавок в продуктах питания В ходе первого этапа было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе был проведен анализ влияния этих добавок на организм человека. Вот данные этого анализа:

Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок. В ходе второго этапа на предмет со держания пищевых добавок были исследованы те продукты питания, которые наиболее популярны среди людей, особенно среди подростков и молодёжи. Так же был проведён социологический опрос среди учеников 9, 10, 11 классов, а так же учителей нашей школы, с целью определения популярности исследованных мною продуктов питания

Результаты Социологического опроса

Выводы Для нормальной жизнедеятельности организма в ежедневном рационе человека необходимо присутствие около 6000 питательных компонентов естественного происхождения. Любое «голодание» клеток может спровоцировать тяжелое нарушение здоровья. Пища – самый лучший источник питательных веществ, необходимых для жизни. Она определяет состав нашей крови, качество «строительного материала» для образования новых клеток. Человечество создало мощную отрасль промышленности, призванную сохранить продукты питания, переработать всё то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни. Но можно себя обезопасить. Потребитель сегодня должен быть бдителен в выборе продуктов питания, учитывать результаты последних исследований в этой области.

Спасибо за внимание!