Природа конфликтаСлова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально
понимаемого как столкновение.
Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых
различных формах.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Основные причины конфликтов

ограниченность ресурсов,
несправедливое их
распределение
неблагоприятные
условия труда
Организационные
факторы
Взаимозависимость
задач
Различие в целях
нечеткое
распределение прав и
обязанностей

Основные причины конфликтов

различия в
ценностях, манерах
поведения,
жизненном опыте
стиль управления
личная неприязнь
Личностные
факторы
недостаточный
уровень
профессионализма
Неопределенность
перспектив роста

Причины конфликтов

Приверженность к конфликту

6-7 %
Устойчивые к
конфликту
Конфликтные
Уклоняющиеся от
конфликтов

Виды конфликтов по его последствиям

Функциональный
Дисфункциональный
(разрушительный)
помогает найти большее число перспективных
альтернатив, делает процесс принятия
решений группой более эффективным,
обеспечивает самореализацию отдельной
личности
не происходит достижения целей организации
и не удовлетворяются потребности отдельной
личности

Типы конфликтов

Внутриличностный
Межличностный
Между личностью и
группой
Межгрупповой

В силу того, что главных источников конфликтов три –
производство, взаимоотношения, личность, – их можно
подразделить на три вида:
производственно-организационные – из-за неполадок в
работе, плохого снабжения, сбоев ритма труда,
недостатков руководства;
межличностные – из-за отсутствия взаимопонимания,
несработанности и психологической несовместимости
работников;
личностные – из-за скверных привычек, личных
притязаний или дурного характера отдельных людей, а
также из-за неудовлетворенности или личной обиды.

От того, какие взаимоотношения нарушаются
или осложняются, различаются два вида
конфликтов:
вертикальные – между руководителями и
подчиненными в конкретном
производственном коллективе;
горизонтальные – между работниками
производственного коллектива.

По степени публичной доступности
взаимоотношений конфликты подразделяются:
Скрытый – конфликт затрагивает обычно двух
людей, которые стараются не показывать вида,
что конфликтуют.
Открытый – конфликт затрагивает обычно
двух людей, которые стараются его скрыть, но у
одного из них «сдают нервы».

Управление конфликтной ситуацией

В идеале считается, что менеджер должен не устранять
конфликт, а управлять им и эффективно его использовать.
При этом работа менеджера осуществляется в такой
последовательности:
изучение причин возникновения конфликта;
ограничение числа участников конфликта;
анализ конфликта;
разрешение конфликта.

Методы разрешения организационных конфликтов

Структурные
1. Разъяснение требований к
работе
Межличностные
1. Конкуренция
2. Координационные и
интеграционные
механизмы
2. Уход из конфликта
3. Общеорганизационные
комплексные цели
4. Приспособление
3. Сотрудничество
5. Компромисс
4. Структура системы
вознаграждений

Способы разрешения конфликтов

Идти до конца.
Привлечение к
разрешению конфликта
третьей стороны
Сотрудничество
Юмор
Уступка
Угроза, насилие
Грубость, унижение
Разрыв отношений

Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

  • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
  • Задачи:
  • 1) Выявить причины конфликтов.
  • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
  • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
  • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
  • Актуальность:
  • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
  • План работы:
  • 1. Что такое конфликт и его типы.
  • 2. Причины конфликтов.
  • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
  • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
  • В опросе участвовали: 5-8кл.
Результаты опроса:
  • Результаты опроса:
  • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
  • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
  • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • Субъект Субъект
  • Предмет конфликта
  • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
  • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
  • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Позитивные
  • Позитивные
  • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
  • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
  • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
  • Негативные
  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
  • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
  • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
  • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
  • Предконфликтная стадия
  • Конфликтная стадия
  • Послеконфликтная стадия
  • Стиль поведения
  • Характеристика
  • Конкуренция,
  • соперничество («акула»)
  • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Сотрудничество («сова»)
  • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
  • Компромисс («лиса»)
  • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
  • Избегание, уклонение («черепашка»)
  • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
  • Приспособление
  • («медвежонок»)
  • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
  • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
  • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
  • 1-я группа
  • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
  • 2-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
  • 3-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
  • 4-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
  • Было интересно, но не все понятно!
  • Скучно, не понятно, неинтересно!
  • Было интересно, понятно, полезно!

Конфликты и способы их разрешения. Презентация на тему Конфликты и способы их решения. Работу выполнил студент ПК Энергия Стецков Алексей Группы 1 Тур-1 -16 Э

Сущность конфликта: Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (Психологический словарь, Л. А. Карпенко); Конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника (Л. Козер); Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Л. Г. Здравомыслов).

Структура и динамики конфликтов Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.

Инцидент Это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Динамика конфликта I стадия Возникновение объективной конфликтной ситуации II стадия IV стадия Осознание конфликта Конфликтные действия Разрешение конфликта

Причины конфликтов: Распределение ресурсов; Взаимозависимость задач; Различия в целях; Различия в представлениях и ценностях; Различия в манере поведения и жизненном опыте; Неудовлетворительные коммуникации.

Функции конфликтов Деструктивная функция (негативный): разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников и т. п. Конструктивная функция (позитивный) : - Конфликт является важным источником развития личности, группы. Межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия; - Через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; - Конфликт способствует развития взаимопонимания между участниками взаимодействия; Лжеисход (замораживание) – например, силой растащили субъектов конфликта в стороны.

Классификации: Уровень конфликта зависит от ранга субъекта конфликта: Внутриличностный конфликт; Межличностный (между отдельными людьми); Конфликт между личностью и группой; Межгрупповой конфликт (между членами разных групп); Системный конфликт (в них фигурируют «группы групп» , государственный К. , межэтнический К.).














Причины конфликта – противоречия в: –целях, интересах, позициях; –мнениях, взглядах, убеждениях; –личностных качествах; –межличностных отношениях, –знаниях, умениях, способностях; –функциях управления; –средствах, методах деятельности; –оценках и самооценках и др.




Правила поведения в конфликтной ситуации Не стремитесь доминировать во чтобы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь за принципы. Помните, принципиальность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь. Улыбка мало стоит, но дорого ценится. Традиции хороши до определенного предела. Сказать правду тоже надо уметь. Будьте независимы, но не самоуверенны. Не превращайте настойчивость в назойливость. Не переоценивайте свои способности в возможности. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. Проявляйте доброжелательность Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций Установить действительных участников конфликтной ситуации. Изучить по возможности мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность участников конфликта. Изучить существовавшие ранее межличностные отношения. Определить истинную причину конфликта. Изучить намерения, представления субъектов о способах разрешения конфликта. Выявить отношение к конфликту тех, кто в нем не участвует, но заинтересован в его разрешении. Определить и применить способы разрешения конфликтных ситуаций.




Комментарий к заполнению «Карты проблемы» I этап Когда возникла и как долго существует данная проблема? При каких условиях, обстоятельствах? Каким образом она проявляется? Частота проявления проблемы. II этап Где более всего проявляется данная проблема? В каком виде деятельности, эмоционально-волевой или познавательной сферах? Внутренне или внешне проявляется?


Комментарий (продолжение) III этап Причины возникновения этой проблемы. С чем или с кем она связана? В чем сложность проблемы? IV этап Мои опасения. Что происходит при действии данной проблемы (с моим состоянием, общением, деятельностью, целеполаганием, мотивацией, самооценкой, успешностью/результативностью, что-то др.)?


Комментарий (продолжение) V этап Какие ресурсы (возможности), средства (внутренние, внешние) у меня имеются по решению данной проблемы? Кто может помочь? Можно ли ее разрешить самостоятельно? С чем я могу столкнуться при проработке проблемы? Какие могут возникнуть барьеры? VI этап Стратегии и тактики, план решения проблемы. Как подстраховать себя и снизить вероятность появления барьеров? Как снять противоречия, если они будут? Как настроить себя?




Её потребности: незагражденное пространство неповрежденная недвижимость сохранение добрососедские и дружелюбные отношения с её соседом Опасения: чувство стесненности забором игнорирование ее пожеланий соседом ответные меры в случае… изоляция возможные денежные издержки потеря вида из-за забора Забор Его потребности: уединение безопасность собаки в закрытом дворе сотрудничество и понимание со стороны соседа Опасения: потеря собак собаки мешают соседям ограбление нежелательный контакт


Алгоритм выработки решения I этап. Выработка альтернатив. 1. Определите проблему с точки зрения нужд. 2. Совместная разработка альтернатив. 3. Разбиение проблемы на более мелкие и «удобоваримые» куски. 4. Выбор наилучшей альтернативы. 5. Обсуждение последствий. II этап. Выбор альтернатив. Оцените: Осуществимость? Достаточность? Справедливость?




Противоядия от конфликта Конфликтогены Преобразующие вопросы Дурак!Что Вы хотите? Как это можно исправить? Я прав, они не правыВ чем, по Вашему, Ваша точка зрения отличается от их точки зрения? Я не буду…Что могло бы помочь Вам сделать это? Это невозможно…Если бы это было возможным, что потребовалось тогда? Слишком много/мало По сравнению с чем?




Противоядия от конфликта Конфликтогены Преобразующие вопросы Все пропало Как сделать это успешным? Как можно это улучшить? Я не хочу…Какого исхода Вы хотите? Я не могу…Вы не можете? Или, быть может, Вы просто не видите, как? Он никогда не…Что произойдет, если Вы увидите такую возможность? Это невозможно…Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда? Они всегда…При каких обстоятельствах они не делают этого?


Памятка для разрешения конфликтов 1. «Выиграть/выиграть: В чем мои подлинные нужды? И в чем их? Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих? 2. Творческий подход Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией? Вместо того, чтобы думать, «как это могло бы быть», вижу ли я новые возможности в том, что есть? 3. Эмпатия Как бы я чувствовал себя на их месте? Что они пытаются сказать? Выслушал ли я их как следует? Знают ли они, что я слышу их?


Памятка (продолжение) 4. Оптимальное самоутверждение Что я хочу изменить? Как я могу сказать им это без обвинений и нападок? Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват? (Будь мягким с людьми и жестким с проблемой) 5. Совместная власть Не злоупотребляю ли я своей властью? Не делают ли этого они? Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?


Памятка (продолжение) 6. Как управлять эмоциями? Что я чувствую? Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства? Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую? Что я хочу изменить? Избавился ли я от желания наказать их? Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? 7. Готовность разрешить конфликт Хочу ли я разрешить конфликт? Вызвана ли моя обида: - каким-то всё ещё болезненным прошлым инцидентом? - какой-то потребностью, в которой я отказываю себе? - чем-то, что не нравится мне в них, потому что я хочу признать этого за собой?


Памятка (продолжение) 8. Картография конфликта В чем заключается вопрос, проблема или конфликт? Кто его главные участники? Опишите потребности каждого человека. Опишите тревоги или опасения каждого участника. Указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов? Над чем мы должны ещё поработать? 9. Разработка альтернатив Каковы возможности? Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд?


Памятка (продолжение) 10. Переговоры Чего я хочу добиться? Как мы можем добиться справедливого результата – при взаимном выигрыше? Что они могут дать мне? Что могу дать им я? Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения? Какие вопросы я хочу включить в соглашение? Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?


Памятка (продолжение) 11. Посредничество Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица? Кто может исполнить эту роль для нас? Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации? Как я должен подготовить сессию и разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?





Устьяновой Г.В.

Слайд 2

Символы характера

А– жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Вы хотите выиграть. Это тип человека, который всегда

считает себя правым.

Слайд 3

Б – демократичный стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны.

Слайд 4

В – компромиссный стиль. С самого начала

Вы согласны на компромисс.

Слайд 5

Г – мягкий стиль. Своего соперника Вы «уничтожите» добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Слайд 6

Д – уходящий стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого столкновения.

Слайд 7

Символ устойчивости характера. Сильное мнение. Аккуратен. Трудолюбив.

Слайд 8

Символ спокойствия. Комфорт. Покой. Легко входит в контакт.

Слайд 9

Символ власти. Сильное желание руководить. Затяжные конфликты. Очень упрям, любит похвалу. Всегда лидер.

Слайд 10

Символ растущего организма. Самый мягкий характер. Не уверенный, сам собой не доволен. Тревожный облик жизни. Очень мнительный.

Слайд 11

Зигзаг – творческая личность, революционер. Нет твердых жизненных норм, яркая натура. Любит отрицательных героев. Нерешительный. Самый противоречивый символ.

Часто спорят между собой – 4 и1;

Полная гармония – 4 и 2.

Слайд 13

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Слайд 14

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

  • Слайд 15

    Классификация конфликтов

    • Конфликты в школе
    • Мотивационные конфликты
    • Организационные конфликты
    • Конфликты взаимодействий
  • Слайд 16

    • Конфликты
    • Индивидуальные
    • Групповые
  • Слайд 17

    Для Вас, педагоги!

    • «ОСТАНОВИТЬСЯ»
    • «ПРИСМОТРЕТЬСЯ»
    • «ПРИСЛУШАТЬСЯ»
  • Слайд 18

    Основные принципы разрешения конфликтов

    • Вникать в суть, а не в ситуацию вокруг конфликта.
    • Опираться не на интересы сторон, а на справедливость.
    • Относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко.