«Психологические особенности подростков» - И. С. Кон. Э. Эриксон (1902-1994). Особенности юношей с разными темпами пубертата. Общие для обоих полов физиологические основы подросткового возраста. Стенли Холл (1844-1924). Такая тема работы выбрана, так как: Особенности девушек с разными темпами пубертата. Теоретическая разработанность: Возможные варианты расширения темы:

«Жизнь подростков» - Научный руководитель: учитель обществознания Колоколова Лариса Климовна. Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом. Частое непонимание со стороны взрослых. Мальчики: Девушки. Сталкивается со взрослыми проблемами. Формируется характер, нужно поставить себя в обществе. Много проблем, соблазнов.

«Возрастные особенности подростков» - Возрастные рамки подросткового периода: Основные новообразования. Кризис 13 лет. Ведущая деятельность. Резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Основные особенности подросткового периода: Возрастные особенности подростков. Подростковый возраст (13 -16 лет).

«Опасность для подростков» - Риски, окружающие подростка: Письмо в редакцию. В современном обществе жизнь и здоровье людей постоянно подвергаются опасности. 3. Подростковый алкоголизм. И тебе нужно выбрать, друг, Свой путь – дорогу и в жизни подмогу. 4. Раннее сексуальное развитие. Еще резче ответы меняются, когда речь заходит о водке.

«Литература для подростков» - Прошли времена, когда читать среди молодежи было популярно. Мне приятны шелесты страниц. Захватывающий сюжет книги подчёркивает и то, что по самой книге сняты фильмы. Пусть читать я буду до утра, Очень сонным встречу я рассвет. Или Что читают дети? Век технологий не вытеснил чтения из жизни людей! Огромное влияние на литературные предпочтения подростков оказывают различные субкультуры.

«Беременность у подростков» - В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек. Свыше 30% девочек имеют гинекологические заболевания. Самой природой каждой женщине предназначено быть матерью. Беременность по неведению. Познай себя, верь в свои силы и никогда не сдавайся! «Рискованное» поведение. Особенности взросления подростков.

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.

Причины подростковой преступности

В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.

Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.

Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.

Профилактика подростковой преступности

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.

Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.

Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.

И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Подростковая преступность.


Цели и задачи:

  • Цели и задачи:

  • Целью данной работы является предложение мер и рекомендаций по формированию активного устойчивого законопослушного поведения несовершеннолетних как одного из фундаментальных направлений ранней профилактики преступности несовершеннолетних.

  • задачей, является раскрытие основных принципов ранней профилактики преступности несовершеннолетних


Введение

    Рост преступности в России, в том числе несовершеннолетних, стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение. В связи с этим, задача духовно-нравственного обновления современного общества через духовно-ориентированное воспитание подрастающего поколения россиян становится вместе с тем и задачей ранней профилактики преступности несовершеннолетних.



    Уровень подростковой преступности продолжает расти. Если в ближайшее время не создать в масштабах государства единой системы (только именно - не программы, а системы) профилактики, можно будет с уверенностью прогнозировать превращение России в криминальную страну, страну где правит криминал, и где живут не по законам, и даже не по понятиям, а по случайной прихоти несовершеннолетних головорезов


С 8 по 11 классы было проведено анкетирование на тему «подростковые правонарушения»


Анализ ответов учеников.


Факты, свидетельствующие о расстройстве поведения, с началом в возрасте младше 15 лет, как указывает наличие не менее трех критериев:

  • частые прогулы в школе

  • побеги из дома ночью но крайней мере, дважды, или однажды надолго

  • часто первым вступал в драку

  • применял в драке оружие

  • принуждал кого-либо к вступлению в сексуальную связь

  • проявлял жестокость к животным

  • разрушал намеренно чью-то собственность (не путем поджога)

  • устраивал пожары

  • часто лгал без причин и не для того, чтобы избежать наказания

  • воровал, подделывал документы

  • воровал, вступая во взаимодействие с жертвой, включая карточные игры


А как же ребята ответили на пятый вопрос???


  • Напряженная, неустойчивая социально- экономическая обстановка

  • Экологические проблемы

  • идеологическая обстановка

  • Все в настоящее время в нашем обществе обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.


Что подталкивает подростков на совершение правонарушения?

  • Во-первых, сложная ситуация в семье. Например: родители употребляют алкоголь, не оказывают ребенку должное внимание либо игнорируют его.

  • Во-вторых, часто подростки совершают правонарушения не в одиночку, а в группе. Конечно же очень важно в какую компанию попал подросток.

  • В-третьих, СМИ. Ребенок растет на продукте средств массовой информации. Думаю, что показ таких сериалов, как «Бригада» могут ввести ребенка в заблуждение, т.к. родители и учителя говорят, что нельзя совершать преступления, что любой человек совершивший преступление в конце-концов будет наказан, а здесь он видит,что чем больше преступлений совершает дядя, тем менее уязвим он становится для правоохранительных служб


  • Семья – занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения.







    Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для “трудного” подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.


Влияние СМИ



А ЧТО ДЕЛАЕТСЯ У НАС, ЧТОБЫ СПРАВИТСЯ С ЭТИМ НЕДУГОМ ОБЩЕСТВА?


А как же работа школы?

  • Например в нашей школе регулярно проводятся классные часы, диспуты, тематические вечера, направленные на поддержание правопорядка в среде молодежи.

  • Также в школе работает много секций, для того, чтобы занять школьников в свободное время.


Вывод:

  • Думаю, пора задуматься над тем, что простое понимание, гораздо дороже, нам детям, чем дорогие подарки. Ведь за деньги не купишь любовь детей!!!


Использованная литература:

  • М. Раттем - «Помощь трудным детям», М. «Прогресс», 1988

  • Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 96.

  • 3) Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40.

  • 20.Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ю принятия ООН Конвенции о правах ребенка. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 100 с.

  • www.otrok.ru/teach/crime/index.htm

  • www.ef.wwww4.com

  • www.gov.cap.ru/main.asp?govid=75

  • www.21419s02.edusite.ru/p89aa1.html



В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.

УК РФ

По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:

  • 105 - "Убийство".
  • 111 - "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью".
  • 126 - "Похищение человека".
  • 112 - "Умышленное нанесение
  • 131 - "Изнасилование".
  • 158 - "Кража".
  • 132 - "Насильственные
  • 163 - "Вымогательство".
  • 162 - "Разбой".
  • 161 - "Грабеж".
  • 166 - "Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения".
  • 167 (часть 2) - "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 206 - "Захват заложников".
  • 205 - "Терроризм".
  • 213 (части 2 и 3) - "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 214 - "Вандализм".
  • 226 - "Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или
  • 267 - "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств".
  • 229 - "Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ".

Особенности наказаний

Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы - больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. К подросткам могут применяться следующие наказания:

  1. Штраф.
  2. Обязательные или исправительные работы.
  3. Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
  4. Арест.
  5. Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
  6. Предупреждение.
  7. Вменение обязанности загладить нанесенный ущерб.
  8. Передача под родительский надзор или под контроль специализированного госоргана.
  9. Ограничение досуга, установление особых правил поведения.

К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно. Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невыполнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.

Влияние взрослых

Существуют различные причины подростковой преступности. Далеко не последнее место среди них занимает негативное влияние взрослых. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими лицами. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности.

Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждение в виде вещей, ими же самими украденных.

В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании формирует благоприятную почву, на которой затем культивируется подростковая преступность. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.

Психологические особенности

Решая проблемы подростковой преступности, специалисты отмечают, что в ходе образования переходных и промежуточных форм темперамента возникает определенное непостоянство в становлении тормозных реакций. У несовершеннолетних с выраженным агрессивным поведением наблюдается ослабление осознания значения словесных раздражителей. Именно эта категория нарушителей именуется трудновоспитуемой. Детская, подростковая преступность отличается от взрослой тем, что несовершеннолетние совершают акты, не задумываясь о последствиях. Как правило, ими движет внезапно возникшее и быстро проходящее влечение к какому-либо объекту. Именно поэтому при разбирательстве деяний против личности, совершенных несовершеннолетними, необходимо использовать особый подход и проявлять осторожность.

Агрессивное поведение формируют повышенная эмоциональность, преобладание возбуждения над торможением. Эти свойства усиливаются при непосредственных переживаниях. Этим объясняется то, что несовершеннолетний легче, чем взрослый, реализует в состоянии аффекта противоправный умысел с использованием насилия. Проводя анализ подростковой преступности, многие психологи основывают свои выводы на том, что специфика нервной системы не может оказывать влияние на форму проявления конкретного действия. Между тем насилие выступает в качестве именно выражения, а не содержания незаконного поведенческого акта. Ярким примером, в частности, может служить преступление, основывающееся на подражании.

Влияние физического развития

Подростковая преступность во многих случаях находится в прямой зависимости от характера полового созревания. При этом оно отражается не только на функционировании внутренних органов и работе мозга. Специфика полового созревания обусловливает характер и поведение несовершеннолетнего. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении деяний, связанных с посягательством на сексуальную сферу потерпевшего (изнасилование и пр.). При изучении субъективной стороны такого преступления, как хулиганство, необходимо учитывать, что развитие мускульного аппарата, костной системы оказывает влияние на осознание подростками своей силы. Многие несовершеннолетние испытывают гордость за свое физическое состояние, стремятся продемонстрировать силу. Это зачастую выливается в агрессивные и насильственные действия.

Подростковая преступность: статистика

В течение продолжительного периода результаты исследования криминогенной обстановки указывают на увеличение количества противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. При этом рост подростковой преступности отмечался и в годы СССР. Продолжается такая тенденция и сегодня. На настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая:

  • 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи;
  • 13 % - за разбой;
  • 14 % - за грабеж;
  • 5 % - за убийство.

Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. чел. В РФ существует 3 учреждения для девочек 14-18 лет. В соответствии с новым УК в воспитательные колонии допускается направлять лиц до 20 лет. Больше 70 % осужденных и отбывающих наказание не имеют образования.

Подростковая преступность в России

В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории. В некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Так, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. Здесь несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние.

Важные обстоятельства

Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14-17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.

Негативные тенденции отмечались и в те периоды, когда были введены достаточно суровые карательные меры для несовершеннолетних. За 1973-1984 годы рост судимости подростков опережал увеличение количества выявленных преступлений этой группы. При этом общее количество несовершеннолетних, приговоренных к тюремному заключению в указанный период, было значительным. В 1981-1985 гг. среднегодовое число осужденных стало самым большим за все послереволюционное время. Существенную поправку в статистические результаты может внести учет латентности. Из-за дефектов регистрации, плохого выявления неправомерных деяний несовершеннолетних фактические показатели больше в 3-4 раза официально отражаемых данных.

Недостатки системы

Практика борьбы с подростковой преступностью приводит не только к известным искажениям общей картины за счет дефектов регистрации деяний, но и к неправильной и неточной уголовно-правовой политике в отношении возбужденных и расследуемых дел, а также исполнения наказания. Разбирательство по деяниям осуществляется посредством фрагментирования действительности. Это обусловлено зачастую нежеланием следователей устанавливать всех участников преступлений, все эпизоды, связи и пр. На практике получается, что кражи совершаются якобы без сбытчиков и наводчиков, спекуляция - без организаторов покупки, наркоманы действуют самостоятельно, без изготовителей и распространителей и так далее. Все эти обстоятельства обусловливают искажение криминогенной картины. Снижение подростковой преступности, таким образом, происходит искусственно: уменьшается общее количество субъектов, совершивших деяние, разновозрастных групп, участвующих в них, и так далее.

Предпосылки

К криминологическим причинам, влияющим на развитие преступности среди подростков, относят:


Кроме этого, подростковая преступность повышается под влиянием следующих факторов:

  1. Неудовлетворительные воспитательные условия в семьях.
  2. Недостаточная помощь родителям со стороны педагогов.
  3. Неудовлетворительная подготовка специалистов, ведущих воспитательную работу в детских учреждениях.
  4. Плохая работа комиссий, занимающихся делами несовершеннолетних, правоохранительных органов.

Негативное воздействие на ситуацию оказывает и формализм в работе ряда общественных организаций, деятельность которых должна быть направлена на содействие детским учреждениям, школам, семьям, полиции, суду, прокуратуре и предупреждение подростковой преступности.

Мероприятия по улучшению ситуации

В настоящее время профилактика подростковой преступности находится в ведении КДН. Комиссии непосредственно призваны обеспечивать взаимодействие различных звеньев правоохранительной системы. Однако на практике зачастую отмечается неудовлетворительная работа КДН. Такая ситуация обусловливается большим в сравнении с судебными органами объемом дел. Подготовительное производство и непосредственное рассмотрение материалов осуществляет один, зачастую не освобожденный от прочих обязанностей, ответственный служащий комиссии.

Для разрешения ситуации необходимо формирование специального органа профессиональных соцработников. В их компетенцию следует включить деятельность по сопровождению семьи. Эти работники должны взаимодействовать с детьми, растущими в воспитанниками приютов. Необходимо также четкое законодательное определение формы проведения такой деятельности. Сегодня уже разработан и внедряется в практику комплекс дополнительных мероприятий. Они направлены:


Конкретные меры

Государственная политика предусматривает:


Заключение

В настоящее время проблема детской преступности стоит очень остро. Зачастую предпринимаемых обществом и государством мероприятий крайне недостаточно для исправления ситуации. Тем не менее достаточно большой объем работы уже проделан, и он дал ряд положительных результатов. Активно предпринимаются меры, направленные на существенное изменение взаимодействия с несовершеннолетними в условиях воспитательных трудовых колоний. Безусловно, для улучшения ситуации необходимо проделать еще колоссальную работу. При этом взаимодействие должно осуществляться не только непосредственно с самими несовершеннолетними, но и с сотрудниками уполномоченных органов, членами общественных организаций. Зачастую после не очень счастливого детства, задержания, суда, СИЗО становится не самым худшим местом пребывания. На свободе об осужденных никто не заботится. В колонии же, для кого-то впервые в жизни, на них обращают внимание. Их одевают, кормят. Они спят в теплом помещении. И как бы парадоксально это ни звучало, ведут вполне нормальную жизнь.

Исследовательская работа посвящена проблеме правонарушений несовершеннолетних округа Муром.

Представила исследовательскую работу Кузьмина Екатерина, ученица 8"В" класса на научно-практической

конференции учащихся "Открытие 2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

«Открытие-2013»

Общественно-гуманитарные науки: право

Исследовательская работа

«Правонарушения несовершеннолетних»

Кузьмина Екатерина Сергеевна

8 «В» класс МБОУ«СОШ№2»

Руководитель:

Брагина Ольга Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ«СОШ№2»

Муром

2013 г.

Цель работы: анализ правонарушений несовершеннолетних по округу Муром. Выявление причин и способов их предотвращения.

Задачи:

1. Сформировать понятие правонарушение, раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормотивно-правовых актов и данные из управления внутренних дел по округу Муром.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

4. Способствовать формированию правовой культуры.

5. Выявить профилактику правонарушений

Методы: использование и анализ нормотивно-правовых актов.

  1. Кодекс об Административных Правонарушениях
  2. Данные из управления внутренних дел по округу Муром (Журнал регистрации лиц, состоящих на учёте в подразделении по дела несовершеннолетних УВД по округу Муром)
  3. Данные социологических исследований.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Литература:

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации

Степень изученности: в масштабах России эта тема достаточно хорошо исследуется, но в округе Муром проблема правонарушений несовершеннолетних на данный момент не рассмотрена.

Личный вклад:

1. Проанализировала правонарушения совершаемые несовершеннолетними округа Муром

2. Определила основные виды деятельности несовершеннолетних, совершивших правонарушения за 2010-2012.

3. Выявила, что ряд правонарушений совершены малолетними 8, 12 и 13 лет.

4. Квалифицировала правонарушения совершаемые несовершеннолетними в округе Муром.

5. Выявила особенности правонарушений несовершеннолетних.

6. Наметила профилактические меры для предотвращения правонарушений.

Введение: В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искроенные нравственности и правового созидания, ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

При этом есть следующая закономерность: чем раньше человек совершит своё первое преступление, тем больше вероятности того, что он уже никогда не станет законопослушным гражданином.

В основное несовершеннолетние специализируются на кражах (как правило групповых), грабежах, хулиганствах. Реже ими совершаются убийства, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, изнасилование.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, разбойные нападения на предпринимателей, иностранцев, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

  • Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении.

  • Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон - никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается в поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения -- вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы "зоны" в ВТК. Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% "иногда" хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах "свободную любовь";

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

  • Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях. люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии. Выборочное анкетирование учащихся 5-9 классов показало, что ребята проводят перед телевизором от 50 до 70% свободного времени.

Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают самые различные стандарты жизни, а ребята не в состоянии трезво оценить возможности -- свои, семьи, государства. В результате у подростков формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.

  • Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

  • Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Виды правонарушений

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

Значимость регулируемых правом общественных отношений;

Размер причинённого вреда или ущерба;

Способ, время и место совершения правонарушения;

Личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступления,

Проступки.

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

Гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

Дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций;

Ответственность за подобные деяния предусмотрена трудовым законодательством и локальными правовыми актами; специфичными являются меры ответственности, например, замечание, выговор, строгий выговор, отчисления из учебного заведения и т.д.

Виды правонарушений совершаемые несовершеннолетними и криминалистическая характеристика.

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Многие исследователи психологии подросткового возраста обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волевой, что проявляется, в частности, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, импульсивности поведения. Нередко у подростков наблюдаются повышенная истощаемость психических процессов, склонность к фантазированию, внушаемость. Личностные психофизиологические качества несовершеннолетних перерастают в социально-психологические.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может

наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Отсюда – конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий).

Интенсивность проявления указанных качеств зависит от возраста, индивидуальных особенностей психики подростка и условий его формирования.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.

В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка. Многие из таких несовершеннолетних ранее систематически совершили различные преступления (хулиганство, кражи, грабежи, разбои и так далее), за которые по различным причинам не привлекались к ответственности. В связи с этим в процессе расследования возникает задача проверки возможной причастности подростка к совершению других преступлений.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

По наблюдениям, около 30–40% несовершеннолетних правонарушителей страдают различными расстройствами психической деятельности.

Хотя психические нарушения, обнаруженные у подростков, обычно не исключает вменяемости, они тем не менее накладывают отпечаток на картину преступного поведения. Особое значение это приобретает в свете требований уголовного закона о необходимости выяснения при наличии соответствующих данных уровня умственной отсталости несовершеннолетнего с целью определения способности полностью осознавать значимость своих действий и в полной мере руководить ими. Указанные обстоятельства должны учитываться при определении ответственности подростка.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Среди таких преступлений несовершеннолетних встречаются посягательства в отношении близких родственников. Обычно они связаны с длительной конфликтной обстановкой в семье, систематическим пьянством потерпевших, терроризировавших других членов семьи. После совершения преступления родственники, стремясь облегчить участь подростка, могут искажать обстоятельства содеянного.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к совершению подростков: это газетные и коммерческие киоски, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и так далее.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа совершения:

– отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

– несложные пути проникновения в помещение;

– выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

– использование для проникновения узких проемов;

– малый вес похищенного;

– отсутствие профессиональных и преступных навыков;

– использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

– непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

– совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

– причинение множественных потерпевших потерпевшему;

– непринятие мер к сокрытию преступления.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать и особенности отдельных следов:

– малые размеры следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви;

– обнаружение на месте преступления головного убора, одежды, обуви преступника или их следов, указывающих на подростковый возраст владельца этих вещей;

– обнаружение на месте преступления предметов, которые чаще всего носят с собой подростки;

– оставление на месте преступления записок, озорных или циничных по содержанию.

Разумеется, приведенные выше данные об особенностях отдельных следов и способах совершения преступлений имеют относительное значение. Они являются основанием лишь для одной из возможных версий и должны оцениваться в совокупности с другими обстоятельствами совершения преступления. К примеру, малые размеры следов могут свидетельствовать о совершении преступления как подростком, так и женщиной (мужчиной) хрупкого телосложения.

Количество несовершеннолетних, стоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних УВД по округу Муром и Муромскому району. Данные за 2010-2012г.

2010 год.

8 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 3 человека
  2. ПУ – 1 человек.
  3. Учащиеся техникумов – 2 человека.
  4. Не работают и не учатся – 2 человека.

Виды правонарушений:

  1. Ст. 20.22 КоАП РФ (3 человека)
  2. Ст. 7.27 КоАП РФ (1 человек)
  3. Ст. 158 УК РФ. Часть 3 (2 человека)
  4. Ст. 115 УК РФ (1 человек)

2011 год.

10 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 5 человек
  2. ПУ – 1 человек
  3. Учащиеся техникумов – 3 человека
  4. Не работают и не учатся – 1 человек

Виды правонарушений:

  1. Ст. 115 УК РФ (2 человека)
  2. Ст. 161 УК РФ (1 человек)
  3. Ст. 158 УК РФ (3 человека)
  4. Ст. 12.29 КоАП РФ (1 человек)
  5. Ст. 20.21 КоАП РФ (2 человека)
  6. Ст. 20.22 КоАП РФ (2 человека)

2012 год.

12 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 4 человека
  2. ПУ – 3человека
  3. Учащиеся техникумов – 0 человек
  4. Не работают и не учатся – 4 человека
  5. Работают – 1 человек

Виды правонарушений:

  1. Ст. 20.22 КоАП РФ (4 человека)
  2. Ст. 20.21 КоАП РФ (4 человека)
  3. Ст. 158 УК РФ. Часть 1 (1 человек)
  4. Ст. 115 УК РФ (2 человека)
  5. Ст. 7.27 КоАП (1 человек)

Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера

Административная ответственность несовершеннолетних

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.).

Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться (ч.2 ст. 3.9. КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

^ Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.

В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).

Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний , назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

А) штраф;
Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
В) обязательные работы;
Г) исправительные работы;
Д) арест;
Е) лишение свободы на определённый срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Особенности правонарушений несовершеннолетних в округе Муром за 2010-2012

  1. Наблюдается рост правонарушений.
  1. В основном правонарушения совершаются молодыми людьми в возрасте 15 лет, но также правонарушения совершаются девушками и малолетними в возрасте 8, 12, 13 лет.
  1. Среди правонарушений преобладают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. А также преступления против собственности и преступления против личности.

Профилактика правонарушений

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обусловливается следующим:

Во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

Во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;

В-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

В-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;

В-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы № 43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35 человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из многодетных. 12 младших школьников с отклонениями в поведении явились объектом целенаправленного социально-педагогического воздействия.

Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие методики:

  • Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;
  • Методика «Да и нет»;
  • Диагностика социального интеллекта;
  • Проективная методика «Лесенка».

С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят ниже нормы.

Социальный интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.

Методика «Да и нет» направленая на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.

Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка.

Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.

В процессе исследования изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу определения признаков аномального поведения младших школьников. Длительные наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для младших школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень. На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность. И отдельным школьникам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.

Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств (непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность, драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.

Вторая группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы. Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, дети этой группы были поделены на две подгруппы:

1. Дети, занимающие иждивенческую, эгоистическую позицию по отношению к окружающим. Им присущи следующие отрицательные качества: капризность, упрямство, непослушание, недисциплинированность, эгоизм, нередко лень, иногда драчливость. Эти дети, как правило, вырастали в условиях избыточной родительской любви, к ним не предъявлялись должные требования, им не прививались положительные навыки и привычки, у них не воспитывалось трудолюбие.

2. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых членов семьи, нередко в условиях грубости и несправедливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, нечестность, неряшливость, недисциплинированность. Они склонны к воровству.

Третья группа. Для них характерны многие положительные черты, но, вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости (недисциплинированность, развязность в действиях, неряшливость, непослушание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании наложили значительный отпечаток на формирование личности этих детей.

Деление исследуемых детей на группы способствовало осуществлению дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания, подбору к ним педагогически целесообразных мер воздействия.

Анализируя условия и обстоятельства возникновения трудновоспитуемости школьников, мы исходили из того принципиального положения, что в основе различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из положения о том, что асоциальное поведение школьника не возникает вдруг, а развивается постепенно, проходя последовательно через качественно новые ступени, соответствующие возрастным психологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

Исследуя причины отклонений в поведении младших школьников, мы придавали важное значение выявлению причин детской запущенности в условиях семьи. Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

Анализ материалов исследования показал, что причины отклонений в поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%), избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др.

2 . Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учеником. Дети с отклонениями в поведение вызывают своими отрицательными проявлениями чувство неприязни и негодования у педагога. Это отношение может передаваться учащимся класса, которые будут игнорировать такого ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты.

Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учителя.

Неблагоприятно сказывается на ребенке слабый контроль учителя за его поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки (опоздание на урок, прогул его, невыполненное домашнее задание, поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения.

Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возрастных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учитывая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни переживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование его личности.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные неправильными действиями учителей и некоторыми другими факторами, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.

Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия на трудновоспитуемого школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И , наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». (38, 334) Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва». (38, 253-256.) Результативность этого метода определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См. приложение)

Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы требовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и учителей.

В работе с третьей группой школьников на первое место выступают разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Профилактика правонарушений и способы их решения в нашей школе

  1. Вовлечение во внеурочную деятельность (всех правонарушителей): заняты в кружках, спортивных секциях.
  2. Вовлечение в детское общественное объединение «Школьная республика «Новое поколение»».
  3. Профилактические беседы по борьбе с правонарушителями.
  4. Участие в акциях «День школы», «Нет наркомании».
  5. Участие во время летних каникул в трудовых бригадах при КОС №15,16.
  6. Спецсобрания с участием инспектора по делам несовершеннолетних – Демидова

А.Н., на которых трудные подростки отчитываются о своих успехах в учёбе.

  1. Внеклассные мероприятия по праву – «Неделя права»
  1. Участие в окружной игре по праву.
  1. Введение………………………………………………………….1 стр.
  1. Причины правонарушений и преступлений

несовершеннолетних………………………………………… …....3 стр.

  1. Виды правонарушений………………………………………….7 стр.
  1. Количество несовершеннолетних, стоящих на учёте в

Подразделении по делам несовершеннолетних УВД……………11 стр.

  1. Юридическая ответственность………………………………..14 стр.
  1. Особенности правонарушений несовершеннолетних……….18 стр.
  1. Профилактика правонарушений………………………………19 стр.

Литература

  1. Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.
  2. Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  4. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях.