Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте, состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла.

Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме в нижнем течении Окса.

В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды. После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса, его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.

Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:

1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);

2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;

3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;

4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.

5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.


ІV век
Для историка-литургиста обстановка резко улучшается с середины следующего, IV, века. Это обстоятельство объясняется очень ценными и авторитетными свидетельствами таких крупных церковных писателей, как святой Кирилл Иерусалимский и святой...

Духовно-просветительская деятельность Орловско-Ливенской епархии. Духовно-просветительская работа в государственных и светских общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях
В соответствии с федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях», с 1 сентября 2001 года в школах Орловской области введен, как региональный компонент, спецкурс «Основы православной культуры», состоящий из трех восьмича...

Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»
Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях героев и богов из Племен Богини Дану, следует выяснить, не являлись ли для кельтов сами герои божественными существами? Ведь в мифах, несмотря на официальное почитание Туата Де Дананн, устано...

Наверное, немногие знают об очень древней религии Зороастризме, и поэтому мы попробуем разобраться в главных идеях, сути, принципах и философии зороастризма, как ранее очень популярного греческо-иранского течения религиозной мысли.

Как переводиться зороастризм?

В переводе с персидского зороастризм переводиться как «Благая Вера» — и понятно, что данная религия берет свое начало от пророка Спитамы Заратустры , наставления по которой он получил от Бога Ахуры Мазды .

А свое название зороастризм получил из-за греческого произношения имени пророка Зороастр .

История Зороастризма

Возникновение зороастризма связывают с жизнью великого пророка Заратустры 754 год до нашей эры и полученных откровений от бога Ахуры Мазды. А вот уже точного места рождения Заратустры ученые определить не могут: Иран, Афганистан или Пакистан.

Вообще все перечисленные места некоторыми учеными считаются и местом Шамбалы в прошлом, и местом рождения некоторых мастеров Тантры.

Если брать саму жизнь пророка Заратустры, то, как и жизнь многих пророков, она складывалась непросто, пройдя и через этапы унижения и изгнания.

Главные идеи Зороастризма

В основе главных идей зороастризма лежит вера в единого Бога и Создателя – Ахура Мазду (Мудрого Бога) , а также вера в Заратустру, как единого пророка, который лично общался с Мудрым Богом и получившим от него учение.

Так же признается Вселенский закон гармонии, установленный Ахурой Маздой. Рано или поздно согласно зороастризму на земле наступит время полной победы Ахура Мазды и зло навсегда покинет планету.

Суть учения Зороастризма

Для того чтобы, достичь праведности в своей жизни зороастризм учит поклоняться единому богу Ахуре Мазде, давшему основы праведной жизни через своего пророка. Причем, учение Заратустры, как и многие другие религии учит личной ответственности за совершенное в этой жизни.

Так, за исполнение благой жизни, а также слов, мыслей и дел человека ожидает Рай и даже больше – рождение в месте, где пребывает сам Бог, это место «Бесконечного Сияния или Света».

А за неправедную жизнь человека в соответствии с философией зороастризма ожидает Ад, где его ждут ужасные муки и саморазрушение.

Существует также идея так называемого «Моста Чинвад» , который проложен между Адом и Раем. Если идет праведник по Мосту, то он становится широким и удобным, а если грешник, то острым, как лезвие и с него он падает в Адскую пропасть.

Принципы Зороастризма

В основе традиции и принципов зороастризма заложена абсолютная вера в Ахуру Мазду и праведность, когда благими делами приближается человек к единому Богу .

Причем учение Заратустра поможет людям победить в последней битве с силой зла, и тем самым разрушить Ад.

Священная книга Зороастризма

Суть учения зороастризма также заложено в определенной святой книге. Авесте – книге или священных текстах, где в разных разделах говорится о почитании Ахуры Мазды, молитвах и способах борьбы с неправедностью.

В зороастрийских храмах постоянно горит огонь – это символ зороастризма и вечной веры в Ахуру Мазду. В учении зороастризма нет монастырей и безбрачия. Главным, как считается – это накопление благих дел и избегать грехов.

Интересными являются и некоторые положения в зороастризме, согласно которым добродетелью считается также здоровый образ жизни и профилактика болезней .

Однако существует и особый принцип в зороастризме, хотя также не противоречащий другим религиям: «СЧАСТЬЕ ТОМУ, КТО ЖЕЛАЕТ СЧАСТЬЯ ДРУГИМ».

Философия Заратустры

Изначально философия зороастризма строилась на самом пророке Заратустре. Можно сказать, его религиозная мысль взлетала ввысь, туда, где ждет каждого необъятное и немыслимое, но такое родное каждому.

Заратустра говорил, что не призывает любить ближнего, потому что, если человек идет к ближнему, значит он бежит от себя . А если человек идет Богу, значит, он хочет потерять себя и обрести Бога внутри . А обычный неразумный человек стремится к внешним вещам и к другим людям из-за страха одиночества, вот и все.

Потому Заратустра своей философией учит божественной неудовлетворенности и стремлению к звездам. Согласно его философии человек уходит к ближнему не от любви, а от собственной пустоты, а заодно, он еще не хочет и боится познать свою внутреннюю пустоту и слиться с Богом внутри.

Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя

Так обычно человек идет к соседу так как ему нужны друзья и развлечения, и он хочет жениться или выходит замуж, так как ему нужны отношения и дети. В общем лишь бы занять себя чем-то, не понимая, чем и самое главное зачем, и эта занятость – для того, чтобы убежать от себя самого, а не чтобы соприкоснуться с собой.

И обычно каждый только и занимается чем угодно кроме размышления о самом себе и своей жизни, он идет в кино, на работу, в ресторан или цирк. А затем еще и во сне что-то делает.

А поворот к себе — это уже не быть занятым, ведь по сути 90 процентов, а то и больше из каждодневной деятельности бесполезно и не нужно. Это просто потеря жизни напрасно. Заратустра утверждает дальше, что вы уходите к ближнему от самого себя и хотите сделать бескорыстие или даже свою святость из этого.

Учение зороастризма о награде

Но все же вас любят или уважают, или награждают и это уже не бескорыстие, если уже вас здесь наградили, то зачем вас еще и на небесах награждать? То есть, наградит ли вас Бог за эти дела. Заратустра говорит: «Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних».

Смысл в том, что ближний аналогичен вам, он также хитер или гневный, как и вы, и такой же жадный и ревнивый. Это бесконечная игра – ты хвалишь кого-то, а тот тебя в свою очередь. Призыв пророка – это призыв к далекой любви, что значит найти себя.

Далее пророк Заратустра говорит, что если и нужны вам в этом мире люди, то не ближние, а именно друзья, и такие друзья, которые хоть и любят, но не вмешиваются и не ставят условий и оставляют вас независимым.

Философия зороастризма о познании себя

Философия Заратустры очень тонка, он говорит: «Брат мой, ты хочешь уединения? Тогда путь к себе, это созидание – когда вы идете прочь от массы» . Художник одинок в своем творении, и танцор тоже.

Когда одного известного танцора спросили, волнуется ли он перед аудиторией, то он ответил, что когда начинает танцевать, не только другие исчезают, но порой и сам исчезает и остается только танец. Иногда люди замечали, что он взлетает очень высоко в танце, несмотря на гравитацию, а приземлялся очень мягко, как пушинка.

Как обрести просветление в зороастризме

Одним из важнейших утверждений в философии Заратустры, является то, что человеческая жизнь хочет превзойти саму себя и здесь возникает страх, страх одиночества, ведь новое может возникнуть лишь, когда старое умрет, и у человека возникает мысль «а кто знает, может новое и не придет, когда расстанусь со старым».

Когда человек остается один ему придется посмотреть вовнутрь себя и возникнет желание подняться и взлететь ввысь. И это желание взлететь существует в каждом человеке.

Заратустра о святых

Иногда в своих изречениях Заратустра упоминает о святых и праведниках. Он говорит, что это смешно, что у них есть идея Дьявола и они боятся его. Это потому, что у них есть идея Бога.

Это смешно говорит Заратустра, они боятся фикции и порой обычные люди выглядят более зрелыми, чем так называемые святые. Так некогда жил король древней Британии Низам, он был очень свят, читал Коран, и многие мусульмане почитали его за святость.

Однако он очень боялся привидений и потому, чтобы уберечься от них он каждый день перед сном (а известно, что они нападают по ночам, когда спишь) засовывал ногу в мешок с солью, это считалось, может уберечь от привидения, они боятся соли.

Однако это был божий человек. Но если Бог не спасет от привидений, как же может тогда соль спасти? И далее утверждает, что человек пробужденный, уже не будет в своем уме ни бояться Дьявола, ни поклонятся Богу, поскольку стоит на равных с ним.

Заратустра говорит, что многое познал в уединении, пустоте и тишине, но обычные люди не могут его понять. Вот таким был пророк и великий мистик Заратустра, который по сути верил практически в те же истины, которые объясняют и все остальные мировые религии, но о всем так сказать Божественном замысле мы поговорим уже в следующий раз.

Вывод

Учение зороастризма, да и других религий может быть понято по-настоящему, лишь, когда постигаются самые глубины. И кто из нас может шагнуть в эту самую глубину? Однако, наверное, эта самая суть мистических учений, та суть, которая и является определяющей и ведущей по дороге к Богу и спасению от суетности этого мира.

До встречи в этой самой глубине мистических учений, в том числе и философии и сути зороастризма, где каждый давно знает другого.

Естественно на нашем портале Обучения и саморазвития мы еще будем писать о многих других религиях, Просветленных людях и священных писаниях, так что добро пожаловать в этот огромный мир путей, ведущих вверх к Богу.

И в следующей статье мы поговорим , как также одного из мудрых религиозных учений среднего востока, а далее вас ждет даже , так сказать большого божественного плана и понимания зачем они были созданы, такими похожими, но такими разными.

Самая древняя из мировых религий откровения, по мнению исследовательницы Мэри Бойс. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени - Зороастр), полученного им от Бога - Ахура-Мазды. Сами носители называют свою религию бехдин ("лучшая вера"), зороастрийцев Индии принято называть парсами, а тех, кто живёт в Индии - гебрами.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Точное место возникновения не установлено, но наиболее вероятным считается северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях.

1. В древнейшие времена носители древнеиндийских и дреснеиранский культур составляли одно целое. Древнеарийская религия включала в себя почтиание богинь рек и водоёмов (Апас), почитание огня (инд. - Агни, ир. - Атар). Огню и воде совершали возлияния и молитвы. Возлияния огню у индусов назывались яждна, а у иранцев - ясна. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний, и животного жира; воде - из молока и сока растения хаомы (сомы). Существовали боги природных явлений - неба (Асман), земли (Зам), луны (Мах).Почитали Митру, который олицетворял дух договора. Верховным божеством был Ахура-Мазда (Господь мудрости)

Порядок существовующего мира поддерживался законом природы - у индийцев рта, у иранцев - аша. Это понятие имеет этический компонент, и его противоположностью является ложь (друх, друг).

Мир состоит из 7 частей, в центре самой большой, в котрой живут люди - гора, с неё течёт в море река.

Богов называли Амэша - "бессмертный" и Даэва - "сияющий"

Верили они в загробную жизнь. Душа (урван) задерживалась на 3 дня после смерти на земле, а потом спускалась в подземное царство мертвых, которыйм правил царь Йима. Для того, чтобы пройти в это царство нужно было пройти по мосту.

2. С появлением Заратуштры начинается древнейший, архаический этап зороастризма, который существовал тогда в форме устной традиции. Точное время жизни пророка неизвестно, исследователи сходятся на том, что между 11 и 6 веками до н.э. Это был единственный пророк, который был и жрецом новой религии. Согласно легенде, он был единственным человеком, который при рождении не заплакал, а засмеялся. Когда ему было 30 лет и он отправился за водой для приготовления хаомы, к нему пришло сияющее существо Воху-Мана (благой помысел). Он отвёл его к Ахура-Мазде, от которого он получил откровение.

Заратушстра считал Ахуру-Мазду творцом мира, единственным Богом, существующим вечно.

Оба божества рассматриваются как равноправные творцы мира. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Результатом победы добра будет объединение всего человечества, обретение им единого языка и государственного управления.

У каждого бога есть спутники. У Ахура-Мазды - Аша-Вахишта (благое слово) и Воху-мана (благое дело). У Ангра-Манью - Друг (Ложь) и тоже - Злое слово, злая мысль, злое дело.

Учение зороастризма дуалистично: весь мир, как духовный, так и материальный подразделяется на злое и доброе начало. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (или Охрмазд), а силы зла - Ангра Манйу (Ахриман, "Злой дух"). Человеку отводится крайне важное место, поскольку только он способен на моральный выбор. И каждый человек обязан выбирать между добьром и злом. Когда зло будет побеждено, динамический мир придёт к концу и наступит идеальное, статическое состояние. Появится Спаситель и будут овскрешены умершие. Эти зороастрийские представлениея об аде, рае и конце мира, видимо, повлияли на христианство и ислам. Также в зороастризме признаётся необходимость 5-тикартной молитвы.

После воскресения умерших, бог огня атар расплавит весь металл в горах, он потечёт рекой, и люди должны будут через неё перебираться. Грешники сгорят, а для праведников она будет как парное молоко. Потом эта река потечёт в ад и уничтожить Ангра-Манйу и всё зло. Потом Амэша-спента совершать последнее жертвоприношение и все люди аыпьют "белую Хаому"и станут подобны богам.

Ахура-Мазда сотворил 6 другиж божеств, вместе с ним они составляют Амэша-Спента (Бессмертный святой). Они считаются покровителями и защинкимами (а иногда и олицетворением) 7 добрых творений - неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Им молились и почитали их как отдельных богов.

Творение мира происходило в 2 этапа: сначала Ахура-Мазда создал всё в духовном состоянии, которое Ангра-Манйу безуспешно атаковал. Когда же всё было сотворено в материальном виде, оно оказалось уязвимым, и Ангра-Манйу удалось испортить все 7 благих творений - море стало солёным, на земле появились пустыни, огонь оказался испорчен дымом, а быка, растения и первого человека он погубил. Но Амэша-Спента объединились и исправили всё, что могли: они очистили семя растения, быка и человека, и появились растения, животные и люди. Так началась вторая эра творения, в которой мы живём и сейчас. Человек должен помогать божествам в борьбе со злом с помощью благого слова, мысли, дела и т.п.

После смерти душа человека будет судима за все действия; возможность попасть в рай зависит от нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Добрые и злые дела челвоека кладут на весы, и если добрые перевешивают, то человека встречает девушка (его совесть) и переводит через мост. Если перевешивают злые дела - то совесть приходит в виде стрешной старухи, и сталкивает душу с моста в ад. Если же "ни то, ни сё", то человек отправляется в Мисван-гату (Место смешанных), где существование лишено радости и печали.

В раннем зороастризме отсутствовали здания и алтари, все праздники совершались на открытом воздухе.

3. С 558 года начинает Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма.

Появляется представление о Спасителях мира, которых будет трое: сначала придут браться Ухшйат-Эрэта и Ухшйат-Нэма (растящий праведность и растящий почитание). А кода приближится конец мира, в одном озере, в котором чудесном образом сохранится семя пророка, искупается девушка. Он его семени родится мальчик - Астват-Эрэта, который поведёт людей на последнюю битву со злом.

4. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;

5. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;

6. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.

7. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии. Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

Обряды и праздники:

Солнечный календарь включает 360 дней.

Существует 6 религиозных 5ти дневных праздников

    Новый год - символизирует воскрешение мира,

Остальные + новый год в честь 7ми творений и их покровителей - Амэша Спента

    середина весны - в честь сотворения неба,

    середина лета - в честь сотворения воды

    «уборка зерна» - в честь земли

    «возвращение скота с летних пастбищ» - в честь растений

    «середина года» - в честь животных

    накануне весннего равноденствия - в честь создания первого человека. На след. День - новый год - в честь Ахура Мазды + особое почитание душ предков

Поддерживали чистоту себя и мира. Мёртвое тело - самое нечистое и злое, вокруг него собираются злые силы. Вода, огонь, растения - всё священно и их нельзя осквернять трупом. К трупу приближались только особые люди - «носильщики трупов » (насассалары) - которые в первый день после смерти относили тело в особое место, со средних веков строили дахмы (башни молчания), где тело оставляли на съедение птиц и зверей. Потом очищенные кости хоронили в земле. Сейчас используют кладбища.

Существовало жречское сословие, которое совершало сложные обряды очищения, посвящения, свадеб и похорон. Магупати - верховный жрец (при Ахменидах).

5 видов огня - во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии

Кусти - пояс из 72 шерстыных волокон (по числу глав Ясны) - символ зороастризма.

Судра - белая рубашка, на которую надевается пояс.. Пояс символизирует связь человека с Творцом и 3 раза оборачивается вокруг тела (благая мысль, благое слово, благое дело)

Митра - один из младших богов. Первоначально - огонь, солнце, ещё - закон, договор, соглашение. В образе огненного быка сам себя приносит в жертву в день зимнего солнцестояния, чтобы искупить грехи людей. (в 1 тыс. до н.э.)

Его храмы строились в Риме и, видимо, повлиляли на раннее христианство. - Митра - название головного убора епископов. Красная одеда карндиналов похожа на одежду митраистских священников, мист (отсюда слово месса) - хлеб, который преломляли на собраниях. День - 25 декабря.


Зороастризм как вечное противостояние Добра и Зла.

Основателем зороастризма является Заратуштра. Он до недавнего времени являлся лицом мифологическим и считалось, что на самом деле он никогда не жил. Но в последнее время, после проведения исследований было доказано, что Заратуштра - это реальный человек, который родился на северо-западе Ирана. Касаемо времени его жизни, кратко говоря, факты расходятся: одни считают, что он жил в 7-6 вв. до н.э., другие - в 6 тысячелетии до н.э. Официально признанная дата возникновения зороастризма - VII-VI вв. до н.э., хотя произведенные исследования доказывают, что священная книга Авеста писалась примерно в 6 тысячелетии до н.э.
Заратуштра являлся жрецом, приносящим жертвы древнеиранским богам и совершающим ритуалы. В возрасте, примерно, 30 лет он получил откровение от бога Ахурамазды. После чего начал проповедовать новую религию. В течение 10 лет он проповедовал религию среди простого населения, но в 618 году до н.э. он обратил в зороастризм царя Виштаспу, его родственников и ближайшее окружение. Немного позже в эту религию было обращено все население Ирана. Но 583 год до н.э. стал трагическим. Заратуштра был убит кочевниками из Бактрии, воевавшими против Виштаспы.
Исходя из вероучения зороастризма, вначале был Совершенный мир, не наполненный ничем, кроме Света. Затем в этом мире возник Ахурамазда. После этого верховное божество населило мир Духовными созданиями, в том числе по Закону Полярности были созданы отрицательные персонажи. Высшим из них был Анхраманью, являющийся духом Тьмы. По мировоззрению зороастризма процесс Творения длился 12 тысяч лет:
- "Творение". Данный период длился 6000 лет. Вначале существовали Совершенные Духовные создания. Но дух Тьмы совершал нападения на мир Света, однако Тьма потерпела сокрушительное поражение, а дух был скован Ахурамаздой на 3000 лет. С этого времени начался период 9000 лет, после его окончания зло полностью потеряет силы и исчезнет. В последние 3 тысячи лет этого периода Ахурамаздой был спроектирован Духовный вариант созданий, на его основе он создал материальных существ, совершенных по своей природе;
- "Смешение". Этот период, также, как и предыдущий продолжался 6000 лет. В первые 3 тысячи лет Анхраманью вновь производит нападение на мир Света, вследствие чего ему удается захватить семь материальных существ. После этого начинается время беспорядка и хаоса, по его окончании в мире появляется пророк Заратуштра и начинается 3000-летний период противоречий и борьбы Добра со Злом. Именно в этом и состоит главная суть Зороастризма. После окончания этих 3000 лет должен родиться Спаситель. После чего будет устроен Последний Суд, затем Воскресение, а в конце всего Рождение обновленного бессмертного тела и получение Бессмертия существами, признанными праведными. Касаемо же Зла - оно будет уничтожено навсегда.
В завершение всего время исчезнет - прекратит существование, а все создания обретут первоначальный совершенный вид и духовное состояние.
Ахурамазда является верховным богом в зороастризме. Его имя состоит из двух частей: Ахура, означает "Владыка", а Мазда отождествляет его "Всезнающим". Именно он является создателем всего живого и неживого во всем Космосе. Он создал Законы, по которым существует жизнь и не вмешивается в процессы, происходящие на основах этих Законов. Ахурамазду нет возможности обмануть, он знает все мысли людей, уже свершившихся и только возникающих в головах у людей. В то же время он является добрым и всепрощающим богом. Если человек ведет праведную и справедливую жизнь, то он ему всячески помогает в делах.
Человек в зороастризме признан самым совершенным материальным существом. Он был создан для того, чтобы управлять всеми остальными творениями Ахурамазды, а также выполнять Божественную Миссию. Именно при активном действии человека будет совершено Воскресение. Исходя из своего предназначения человек был создан из 9 компонентов: три из них являются физическими, три полудуховными и еще три духовными.
Суть зороастризма дуальна: в нем все происходит в неразрывной связи Зла и Добра, причем самое деятельное участие в этом процессе принимает человек. Поэтому в жизни человека огромное значение играет очищение и чистота. Трупы зороастрицы никогда не хоронили, потому как земля являлась священной. Тела умерших сжигались - огонь имел большую очистительную силу. Немногим позже стали строить пустые башни. В них трупы зороастрицев сбрасывались, причем эту функции выполняли не зороастрийцы. Плоть поедалась грифами, а солнце иссушало кости. После заполнения башни, она заливалась асфальтом и покидалась.

Религия, которая получила широкое распространение в древности и в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране.

Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), который жил примерно в VIII-VI вв. до н.э. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте".

По своему характеру зороастризм существенно отличался от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта, и прежде всего своей этической направленностью. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития.

Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.

Именно эти черты зороастризма позволили персидскому царю Дарию I (522-486 гг. до н.э.) сделать эту религию государственной и обязательной для всех подданных. Повсеместное распространение зороастризм получил и в результате роста политического влияния тех областей Ирана, где он был исконной религией. Роль зороастризма была далеко не последней в деле создания огромного по территории Персидского государства.

Заратуштра

Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333-330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, - возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека (см. также ДАРИЙ).

Священная книга зороастризма - Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты - единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего «князя Виштаспы» (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).

Иранская религия до Заратуштры

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Реформы Заратуштры

Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении - ахура), т.е. «бога», «господина», мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма - Ормазд), т.е. «Премудрый господь», или «Владыка мудрости». Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование «Святые Бессмертные» и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван «мыслью, словом и делом» встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.

Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых - в ад.

Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.

Возникновение дуалистического зороастризма

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой - Митре, Анахите и другим - приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553-330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.

Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма - Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.

Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485-428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов - Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. - ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.

При Селевкидах (323-248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. - 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. - 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

Зороастризм в послеэллинистическую эпоху

При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество - государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.

При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других - проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Зурванизм

В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен - возможно, под греческим и вавилонским влиянием - в системе зурванизма. Зурван («Время»), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.

Вероучение ортодоксального зороастризма

История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.

По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах - начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся «Смертная жизнь», и первобыком, именовавшимся «Единотворным». На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула - одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.

Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как «Смертная жизнь», от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения.

Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть - рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.

Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев и т.п. перед вечным огнем. Жертвоприношения сопровождались чтением всех Гат.

Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием «Башни безмолвия». Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися «нечистыми», а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи. По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа.

В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния.

Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы - в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно - на Новый год.

Парсизм

В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

Иранское влияние на западную мысль и религию

Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

Иранское влияние на иудаизм и христианство

По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о «двух духах», упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.

Безопасность и доверие – это база любых отношений....