12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.
Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:
- Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
- В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
- Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
- Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
- Кто эта святая и как называется праздник?
- Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
- В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: “Се человек!” Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
- В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).
9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?
«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…
Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:
Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.
Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.
Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.
Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.
Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.
Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.
Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.
Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.
Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»
Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.
Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».
10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?
Стартовал школьный тур ХI Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры», сообщает Патриархия.ru .
Олимпиада «Основы православной культуры» ежегодно входит в список предметных олимпиад школьников РСОШ по предметам «История» и «Теология». По результатам экспертизы материалов первой олимпиады, которая проводилась общероссийским Советом олимпиад, православной олимпиаде присвоен второй уровень. Это единственная конфессиональная олимпиада среди предметных олимпиад.
Олимпиаду «Основы православной культуры: "Русь святая, храни веру Православную!"» с 2008 года проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Мероприятие проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российского союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Фонда президентских грантов.
В олимпиаде на добровольной основе могут принять участие учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за ее пределами.
Олимпиада проводится по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Ежегодно в ней принимают в ней участие более 350 тысяч участников из 10 тысяч школ (каждой пятой школы) России, представляющих 80 регионов.
Школьный тур проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель регистрируется на сайте http://opk.pravolimp.ru , подает заявку, скачивает задания в личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.
В 2018-2019 учебном году задания олимпиады школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-5 классов, 2) для учащихся 6-7 классов, 3) для учащихся 8-9 классов, 4) для учащихся 10-11 классов.
Учащиеся 4 классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с графиком проведения олимпиады.
Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2018 года по январь 2019 года и муниципальный (весенний) тур — в марте 2019 года.
Темы олимпиады 2018-2019 учебного года:
- «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
- «Славянский мир в эпоху святых Кирилла и Мефодия»
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах — прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства, увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.
- «Молодежь: свобода и ответственность».
Более подробная информация представлена на
В соответствии с Положением об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» и графиком проведения предметных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихвинским гуманитарным университетом в 2017–2018 уч. г., с 01 сентября по 10 ноября 2017 года проходит школьный этап Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее – ОПК).
Рекомендуемые сроки муниципального этапа – с 15 ноября по 15 декабря 2017 года (конкретные сроки и места проведения будут утверждены приказом управления образования). Рекомендуемые сроки регионального (заключительного) этапа – 16–18 февраля 2018 года.
Для проведения школьного этапа в образовательной организации назначается организатор – педагог, ответственный за регистрацию школьников на сайте opk.pravolimp.ru , получение заданий и публикацию результатов. Для получения заданий школьного этапа организатору необходимо подать заявку на сайте opk.pravolimp.ru , распечатать бланки заданий за сутки до назначенной даты проведения школьного этапа олимпиады. Проверка выполненных заданий осуществляется не позднее двух дней после даты проведения олимпиады.
В школьном этапе олимпиады «ОПК» принимают участие обучающиеся 4–11 классов. На муниципальный этап олимпиады допускаются только те школьники, которые занесены в рейтинговые таблицы школьного этапа на сайте opk.pravolimp.ru и стали победителями и призерами школьного этапа.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки проведения школьного этапа олимпиады в период с 01 сентября по 10 ноября.
Общероссийская олимпиада школьников «ОПК» в 2017–2018 уч. году проводится по следующим темам:
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
- «Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем…: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого»
Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству.
- Юбилей:
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада по Основам православной культуры:
«Русь Святая, храни веру Православную!»
Школьный тур, IV классы, 2015– 2016 учебный год
Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.
Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.
Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.
Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».
Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».
Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.
Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.
Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.
В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).
Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.
В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.
В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.
По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info
Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________
Задание 1. Напишите определение.
1.1. - название первого монастыря в Киевской Руси.
1.2. - настоятель монастыря.
1.3. - монах, ведущий уединенный образ жизни.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси | |
2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря? | |
3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке | |
4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу? | |
5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики? | |
6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне? |
Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)
1. Великая Лавра | |
2. Афонская часовня на Никольской улице | Б. Абхазия |
3. Ватопедский монастырь | В. прп. Афанасий |
4. Ново-Афонский монастырь | Г. Москва |
5. «Устав о жительстве скитском» | Д. прп. Максим Грек |
6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне | Е. прп. Нил Сорский |
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Сумма баллов |
22/02/2017
В выходные в Петербургской епархии состоялся городской финал олимпиады по православию для 4–11 классов. Участвовали более 4 тысяч школьников, это на тысячу больше, чем в прошлом году. Олимпиада прошла под девизом: «Русь Святая, храни веру Православную!». Дети выполняли задания, посвященные Святой Земле, и решали кроссворды о гонениях на РПЦ.
Р ПЦ строит детскую вертикаль
Олимпиада по основам православной культуры (ОПК - есть такой предмет в школьной программе) в Петербурге проходит с 2012 года, а в России - с 2009-го. Договоренность о ее пилотном проведении в 2008 году заключили между собой патриарх Алексий II и тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Предполагалось, что Минобрнауки пустит в школы РПЦ, а та полностью возьмет на себя заботу о проведении таких олимпиад.
Победителей первой всероссийской олимпиады по православию в 2009-м награждал уже новый патриарх Всея Руси - Кирилл. Он же поручил проводить ее ежегодно Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Именно его сотрудники каждый год придумывают новые задания, составляют тесты и кроссворды на знание школьниками православной культуры. Основная цель олимпиады - создать вертикаль православно ориентированного образования в средних школах. Так объясняется на официальном сайте олимпиады:
«В российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России».
В первой православной олимпиаде в 2009 году приняли участие 13 тысяч школьников из 30 регионов. В 2011 году - более 80 тысяч школьников из 67 регионов. В 2016-м - более 600 тысяч детей из 82 регионов страны.
Про Святую Землю и гонения
Как рассказала «Городу 812» Светлана Тимченко, куратор олимпиад Отдела религиозного образования и катехизации Петербургской епархии, в этом году школьная олимпиада была посвящена двум темам. Первая называлась «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений». Вторая - «Русское присутствие на Святой Земле». По словам Тимченко, вопросы и задания первой темы, касавшиеся периода гонений на РПЦ, начиная с февральской революции 1917-го, оказались наиболее сложными для детей. Со второй темой, посвященной работе Русской духовной миссии в Иерусалиме, школьники справились лучше.
В Петербурге олимпиада по ОПК проходила в три тура: школьный, районный и городской. В финал вышли 20 человек. По словам Светланы Тимченко, все они - учащиеся светских школ, в основном ученики 5-7 классов.
Ни у кого из финалистов нет в школьной программе предмета «Основы православной культуры», так как его преподают только в четвертом классе средней школы. Детей готовили к олимпиаде педагоги-энтузиасты, которые взяли на себя такую добровольную обязанность. Где-то это учителя по православной культуре в 4-х классах, где-то - педагоги по истории, литературе, - говорит Светлана Тимченко.
11 февраля в петербургском Епархиальном управлении финалисты решали задания заключительного этапа олимпиады. Бланки с результатами отправили в Москву. Имена победителей станут известны примерно через неделю.
Наградой для победителей станут дипломы. Но старшеклассники получат еще дополнительные баллы к ЕГЭ по специальности «теология». Это значит, что победа в православной олимпиаде даст им преимущество при поступлении в вузы, где имеется такая специальность. В России 29 таких вузов.
В прошлом году от Отдела религиозного образования Петербургской епархии мы дарили победителям памятные книги и проводили экскурсию по Лавре. В этом году, скорее всего, в храме после молебна поздравим и вручим дипломы. По возможности, организуем культурную программу, - сказали в епархии.
Всего в 2016/2017 учебном году в православной олимпиаде в Петербурге участвовали более четырех тысяч школьников, что на тысячу больше, чем в прошлом году. Охват мероприятия также стал шире: в этом году в знании религии соревновались в десяти районах города (в прошлом - всего в четырех). По мнению организаторов, рост популярности чемпионата по православию связан с активной работой методистов районных благочиний (территориальных отделений епархии) по пропаганде основ православия в школах.
2017/2018: Подвиг последних Романовых, Царский Крым.
2018/2019: Умозрение в камне: каменное церковное зодчество Древней Руси, Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия.
2019/2020: Эпоха святого Александра Невского, Соловки: прошлое и настоящее.
Кого изображают с крестом в руках?
Задания олимпиады по ОПК в 2016/2017гг. (выборочные)
Для 4-5 классов
Святые, которые изображаются на иконах с крестом в руках:
А. Апостолы
Б. Мученики
В. Праведные
Г. Пророки
Правильный ответ - Б. Мученики
Одними из первых после революции 1917 года от рук большевиков пострадали царственные страстотерпцы - император Николай Александрович с семьей. Прославление Царской Семьи в лике святых в Русской Православной Церкви состоялось в:
А. 1918 году
Б. 1931 году
В. 1981 году
Г. 2000 году.
Правильный ответ - Г. 2000 году
Для 6-7 классов
Великий святой Русской Церкви. В тяжелейший период ее истории он занимал один из самых ответственных постов в Церкви. В 2015 году отмечалось 150-летие со дня его рождения и 90-летие кончины.
А. Святитель Алексий, митрополит Московский
Б. Святитель Тихон, Патриарх Московский
В. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский
Г. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий
Правильный ответ - Б. Святитель Тихон
Страна, в которой будущий Патриарх Тихон начал епископское служение в сане епископа Люблинского. Несмотря на национальные и религиозные распри в этой стране, владыка Тихон сумел расположить сердца многих людей к миру.
А. Китай
Б. Польша
В. Финляндия
Г. Япония
Правильный ответ - Б. Польша
Для 10-11 классов
Организованная большевиками кампания, названная Патриархом Тихоном в послании от 28 февраля 1922 года «актом святотатства»:
А. Насильственное изъятие церковных ценностей, в том числе богослужебных сосудов
Б. Обыски в помещениях Патриарха и заключение его под домашний арест
В. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви
Г. Закрытие всех печатных изданий Церкви
Правильный ответ - А. Изъятие ценностей
Одной из антирелигиозных задач большевистской власти было уничтожение празднования Воскресения Христова. С этой целью в 1918 году было принято постановление…
А. о пятидневной неделе со скользящим выходным днем
Б. о свободе всех культов
В. об изъятии церковно-приходских школ из ведения Церкви
Г. об изъятии церковных ценностей
Правильный ответ - А. о пятидневной неделе