Риада (в переводе с арабского означает "сад") – это традиционный марокканский дом или дворец. Риады обычно имеют внутренний дворик с садом, откуда естественный свет проникает во все комнаты дома. Пришла эта форма зданий из Древнего Рима, а именно из города Волубилис, со времен правления династии Идрисидов. Главной задачей в такой конструкции было «спрятать» частную жизнь и женщин согласно понятиям Ислама. Позже, завоевав в 11 веке Испанию, Альморавиды отправили христианских и еврейских ремесленников в Марокко для работы на строительстве монументов.

Старинные дома, наполненные антиквариатом, которым пользовались самые знатные семьи страны, жившие в этих дворцах. Дома, в которых царит дух роскоши и богатства, но не золотой роскоши дворцов русской знати, а роскошно-утонченной атмосферы Магриба, внимания и уважения к людям, живущим в них. Семьи, которые владеют риадами, относятся к туристам как к настоящим визирям. Начиная с приготовления желаемых блюд до сопровождения в прогулках по старому городу. Примечательно, что такое отношение не зависит от того, в дорогом номере или в более дешевом проживает человек.

Традиционный арабский дом предназначался для объединения под своей крышей три-четыре поколения одной семьи. Обычно такой дом строился вокруг внутреннего дворика, являвшегося источником дневного света. В домах знатных семей этот дворик становился настоящим андалузским патио, в центре которого устанавливали фонтан. Общим элементом для всех риад также является квадратный или прямоугольный сад, вокруг которого строились три или четыре крыла дома, с фонтаном или небольшим бассейном в центре.

Двор, освещенный солнечными лучами, окружен, как правило, с трех или четырех сторон крытой галереей с колоннами, на кторую выходят салоны и гостиные первого и второго этажей. Риада редко когда имеет один этаж и еще реже – больше, чем два жилых.

Направленность риад внутрь позволила скрыть частную жизнь от посторонних глаз, а также защищала от непогоды, именно поэтому такой тип зданий стал популярен в Марокко. Все окна риад были небольшими и выходили только во внутренний садик, а внешние стены были из сырцового кирпича – эта конструкция здания нашла поддержку со стороны Ислама и ассоциировалась с женским хеджабом. Во внутреннем дворике часто высаживали четыре апельсиновых или лимонных дерева, а стены риад обычно украшали таделакт-штукатуркой и мозаикой, как правило, с арабской каллиграфией и цитатами из Корана.

Стиль риад изменился с годами, но основная форма здания осталась прежней. Сегодня наблюдается всплеск интереса к этой форме дома, в особенности после того, как большая часть старых зданий в Марракеше и Эс-Сувейра была восстановлена.

Риады в целом очень распространены в Марракеше, а также во всем Марокко (всего их около 4000), и они располагаются в мединах или в старинных городских центрах. Обычно они огорожены стеной и ориентированы в центр – во внутренний дворик, что позволяет семьям чувствовать себя защищенными от чужих взглядов и холода или жары. Например, внутри риад в Марракеше летом температура может быть лишь 25C, в то время как за пределами риад температура может превышать 50 C!

Войти в риаду – это уникальный опыт. Риады располагают на размышления и отдых. Все помещения в РИАДЕ открыты для центрального атриума, в котором обычно находится сад (особенно это свойственно Марракешу) с четырьмя деревьями апельсина или лимона и иногда фонтаном.

Стены риад обычно очень толстые, покрытые вручную штукатуркой под названием «таделакт», а пол, как правило, покрывает голубая глазурованная плитка «зеллиге» или другие виды, сделанные из глины, например «бежмат».

Галереи с арками, как правило украшены многочисленными элементами декораций и служат настоящим образчиком архитектуры. Но, помимо своей архитектурной и декоративной функции, они служат как бы двойным экраном для солнечных лучей, даря прохладу и тень обитателям риады – здесь в течение дня гостям сервируется мятный чай со сладостями.

В северо-западной части страны люди живут в небольших разбросанных селениях или деревнях. Это сельские дуары, состоящие из тростниковых хижин (нуала) и каменных или глинобитных домов (гурби). Такие поселения располагаются в основном в приатлантических областях. Старые кварталы городов Марокко поражают своим однообразием. Из всех видов транспорта здесь могут передвигаться только мулы и ослы. Вдоль всей улицы тянутся сплошные глинобитные стены, изредка прерывающиеся голубыми или синими встроенными дверцами - входами во внутренний двор дома (риад).

Эта дверь ведет в совершенно другой мир, а иногда и во дворец. Все комнаты дома имеют выход в риад, именно на его территории проходит жизнь семьи. Некоторые хозяева надстраивают над ним стеклянную крышу, отчего помещение превращается в большую гостиную. Непременный атрибут внутреннего двора - фонтан, вокруг которого разбиты цветники или посажены фруктовые деревья, обычно пальмы или апельсиновые деревья.

Ha 2-й этаж (в женскую половину), где расположены преимущественно спальни, гостям доступ закрыт. Их, как правило, принимают на 1-м этаже, который является мужской половиной дома. Здесь расположены столовая и комната для приема гостей, общения с друзьями и родственниками. Очень часто домочадцы просто устраивают здесь чаепития или приглашают друзей провести время за интересной беседой и кальяном. Марокканцы называют эту часть дома «салоном», что лишний раз свидетельствует о связи марокканской и французской культур. На 2-м этаже имеется выход на открытую террасу, с которой открывается живописный вид на окрестности, если дом построен в сельской местности.

Традиционно марокканцы строят дом из глины - это естественный строительный материал, который лежит на поверхности земли. Она плохо проводит тепло, а отдает его медленно, поэтому она придает ощущение прохлады летом, а зимой лучше сохраняет тепло. Это древняя технология, которую применяли еще первые строители марокканских городов, используя смесь глины и навоза. Сейчас в нее добавляют бетон, цемент и дерево. В горных городах и селениях глину заменяют камнем. Для отведения дождевой воды в каждом доме устраивают стоки.

Жители горных районов (особенно южных) проживают в укрепленных деревнях - ксарах. Кочевники и полукочевники имеют традиционные жилища - шатры «хаимы».

Образ жизни населения в зоне горных массивов и полупустынь во многом способствует сохранению общинного или племенного уклада. Человек, ежедневно противостоящий суровой природе, уже давно пришел к простому выводу, что выжить в подобной обстановке одному не удастся. Поэтому здесь существуют древние обычаи, уважение к законам общества, взаимная поддержка и солидарность. Именно этим жители гор и пустынь отличаются от представителей других слоев населения. «Одинокий человек - мертвый человек» - основное кредо кочевника и жителя гор.

Манящий, загадочный, неповторимый марокканский стиль в архитектуре, ландшафтном дизайне, интерьере создает совершенно особую атмосферу. Попадая в дом, выполненный в этом стиле, вы как будто переноситесь в восточную сказку, прикасаетесь к историческим тайнам Африки прошлых столетий.

В марокканском стиле удивительным образом переплетаются традиции искусства Финикии и Мавритании, Африки и Франции, Греции и Испании, разнообразные аксессуары других стран. В этом стиле сконцентрированы самые яркие краски, замысловатые орнаменты и резные детали. Причем с течением времени марокканское направление продолжает развиваться, пополняя свой потенциал новыми веяниями в дизайнерском искусстве.

Экстерьер и ландшафт

Архитектурные особенности для марокканского стиля – это многочисленные арочные проемы и простых, и вычурных форм, галереи и колоннады, балконы и террасы. Прилегающий участок к дому имитирует ландшафт субтропического климата южной страны, т.е. уместны будут кактусы, кусты алоэ и каланхоэ, лианы и пальмы:


Пешеходную часть двора обычно выкладывают брусчаткой или тротуарной плиткой:

В качестве строительных и отделочных материалов для оформления фасада дома, как и во всех этнических стилях, здесь используются черепица, камень, глина, металл:


Ни один марокканский дом не обходится без внутренних двориков. Это древняя традиция архитектуры Марокко. Пол обязательно выстилается плиткой, по всей площади дворика расставляются керамические напольные вазы. Уютная и удобная мебель, открытый очаг и водоемы с фонтанами располагают к отдыху в таких патио:



Особенности интерьера

Поскольку марокканский стиль изначально предполагает смешение других направлений, дизайнеры, обустраивая внутреннюю часть дома в таком этническом ключе, смело соединяют древние народные традиции и современные европейские черты. Это позволяет создать универсальный, комфортабельный и экстравагантный интерьер в одном помещении.

В гостиной могут уживаться традиционные стилевые особенности (мозаичные полы, стены, мраморные детали) и современная удобная мебель:


Еще одно непременное условие для марокканцев в доме – ковры с самыми невероятными узорами, ярких расцветок. Коврами украшают пол и в гостиной, и в столовой, и в спальне:



Цветовая палитра

Цветовое оформление особняка в Марокко можно охарактеризовать как феерия ярких насыщенных красок. Основные цвета – синий, голубой, бирюзовый. Лиловый, пурпурный, красный и их оттенки часто встречаются в интерьерах:


Желтый, золотистый, оранжевый, терракотовый, коричневый используются как типичные цвета Африканской пустыни:

Белому цвету придается немаловажное значение как символу чистоты и долголетия. Белыми могут быть стены и потолок или мебель:


Отделочные материалы

Для отделки стен внутренней части помещения помимо традиционных камня и керамической плитки, отлично подходят разнообразные виды фактурной штукатурки с зернистой или гладкой текстурой:


Прекрасно сочетаются в одной комнате мозаичная плитка, дерево и кованые элементы:

Обилие резных деревянных и кованых элементов отличает марокканский стиль от других африканских направлений. Эффектно смотрятся фигурные балюстрады, ограждающие балкон и винтовую лестницу внутри дома:

Мебель

Традиционная мебель для отдыха в марокканском стиле – деревянная, с вычурными резными деталями, без острых углов. Обивка из мягкой ткани, в основном, бархат или атлас:

Следует отметить, что марокканский стиль подразделяется на пышный, роскошный («дворцовый») и простой, лаконичный (рустикальный). В одном доме могут гармонично соседствовать предметы мебели обоих этих направлений. Например, в кухне отлично смотрятся деревянные комоды, острова и буфеты с эффектом брашировки:

А в столовой дорогостоящая отделка мрамором или гранитом, мебель из дорогих пород дерева эффектно контрастирует с грубым дощатым полом.

В 2013 году барселонские практики Dom Arquitectura завершили разработку очаровательного проекта – 4 houses. Роскошный большой дом в городе может похвастаться традиционной исламской архитектурой, которая с течением лет немного потускла в окружении современных модернизированных зданий. Мы предлагаем читателям сайта “Красивый загородный дом” обсудить данное жильё, виртуально посетив Джедда, Саудовская Аравия.

Проект предусматривает реконструкцию здания с сохранением характерных для арабского окружения форм и орнаментов, подчеркнуть всю красоту и загадочность культуры и религии. Согласно традициям, сооружения в данном стиле, имеют сложную структуру, обычно построенные вокруг внутреннего двора.

Некоторое отклонение от обычаев – установка просторных окон, что в древние времена особо не приветствовалось. Но при строительстве данного здания, учли, что постройка предназначена для современного человека.

Данный компромисс поспособствовал созданию защитных экранов, которые используются как в целях конфиденциальности, так и в декоративных целях. Украшены заслонки восхитительным резным орнаментом, являющимся атрибутом исламского дома.

Как правило, фасад дома почти лишён любого декора, а вот внутри – интерьер красиво украшен тканями, разнообразием красок, тематическими принтами и мебелью. В нашем случае гораздо большее внимание уделялось ландшафтному проектированию . Декоративные деревья и кустарники высажены по всему периметру, они превосходно смотрятся на белоснежном фоне. В предпочтении были растения адаптированные к местному климату, который является агрессивным ко многим видам из-за частых засух и палящего зноя.

Первый этаж здания является основой, точкой контакта с землёй, он создан из двух видов строительных материалов – бетон и дерево. Для защиты внутреннего пространства от высоких температур стены извне окрашены в белоснежный цвет, он минимизирует воздействие солнца и позволяет сохранять в комнатах прохладу.

Основной концепцией в разработке для архитекторов стало сооружение ассиметричного фасада, что бы со стороны показать, как привлекательно выглядят исламские традиции. Но следуя обычаям, не остались в стороне и современные качества: привлекательность и функциональность для хозяев, которые в свою очередь будут иметь тесную связь с окружающей средой Саудовской Аравии.

В нынешнем Марокко строится очень много жилья, всё однотипное - четырехэтажные шлакоблочные дома с маленьким, но внутренним двориком-колодцем. Проезжая по трассе, я видел участки, подготовленные под строительство - на пустырях аккуратно растут ряды небольших тумбочек, я сначала принял их за надгробия. На самом деле это выводы коммуникаций - в каждой тумбочке электрический кабель и трубы канализации и водопровода. Централизованного газоснабжения я тут не встречал, у всех баллоны.

Как и все на этой прекрасной земле, если тумбочку хорошо поливать и ухаживать, она вырастает в полноценный дом - причем дома тут строят без всяких разрывов, стена к стене, оставляя только узкие улицы - проезды, над которыми нависают балкончики. На окнах почти всегда - решетки, на балконах высокие глухие перила - я так и не понял, зачем решетки на четвертом этаже, возможно, чтобы дети не выпадали из окон. На первом этаже обычно размещается какой-нибудь магазин или мастерская, жилые первые этажи в городе - редкость. На втором и третьем - кухня и несколько больших комнат с телевизором, где вся семья обедает, при этом обязательно вдоль стен будут стоять скамейки с мягкими сиденьями, типа наших банкеток. На четвертом этаже на таких же банкетках спит вся семья, бывает, что у главы семьи есть отдельная комната с огромной кроватью, где спит он с женой, иногда с младшим ребенком. Гостей укладывают на этих же банкетках, во всяком случае, все три ночи на вписках в марокканских домах я спал именно на такой лавочке.

Зато женских и мужских половин я не встречал, это удобно - не приходится разлучаться с попутчицей, все спят поблизости.

Внешне дома могут быть почти одинаковыми, но внутри устроены по-разному - иногда это что-то типа таунхауса, когда одной семье принадлежат все этажи дома,от первого до последнего. Бывает и вариант с квартирами, внутри дома есть подъезд и из него вход в разные квартиры, как нам привычно в России. Например, дом для всех размещается как раз в такой квартире на пятом этаже. особенность нашего дома - нормальные широкие лестницы в подъезде, в таунхаусах из-за экономии места обычно делают лестницу узенькой, такой, что с рюкзаком на плечах не пролезешь.

Крыши везде плоские, покрыты кафелем и сделаны высокие глухие стены. Как правило, крыша используется для сушки белья, иногда там же готовят на углях мясо или таджин - но это не каждый день, а на праздники. Ну и конечно, на крыше будет стоять спутниковая тарелка - даже в халупах из палок и тряпок в пустsне есть телевизор, это обязательно. Когда смотришь на марокканские города сверху, видишь море крыш, ощетинившихся спутниковыми тарелками, тысячи тарелок, до самого горизонта. А вот кондиционеры есть далеко не у всех, только в хороших европейских районах - телевизор важнее прохлады.

В доме для всех крыша замечательная - там можно стричься, наблюдать за луной, облаками и садящимися самолетами, смотреть на город и думать о будущем. Другие жители подъезда на крышу выходят редко, в основном днем - повесить белье, или ночью - покурить. Жаль,что все-таки выходят,а то можно было бы прекрасно загорать или спать на крыше, под звездами - но я запрещаю это, чтобы не шокировать соседей. А еще с крыши дома для всех хорошо видно горы, можно думать, как там сейчас холодно и красиво и как какие-то альпинисты топчут снег по дороге на вершину.

Централизованной горячей воды в Марокко нет нигде, но у многих есть газовые колонки, к ним подключается баллон и можно наслаждаться горячей водой. Жаль, в нашем доме нет такого устройства, приходится ждать пока позовут в гости или мыться холодной.

За все время в Марокко я ни разу не видел туалета типа "сортир" в виде ямы и стоящей над ней будочки. В городах и поселках в каждом доме есть канализация, в деревне и пустыне - срут вокруг и закапывают в песочек.

Оригинальный дом я видел в небольшой рыбацкой деревне на берегу Атлантики - дом построен на известняковой скале на береговом обрыве, одна комната выскоблена в скале, как в Каппадокии, а гостиная и терраса построены обычным способом, изз шлакоблоков. Прямо в доме внутри есть колодец, тоже высверленный в известняке - воду можно поднимать не выходя с кухни. Электричество от солнечных батарей, вообще солнечные батареи популярны в пустыне и в деревнях, центральное электричество есть не везде. Зато в некоторых курортных местечках есть разрисованные снаружи дома - это очень радует глаз посреди одноцветного коричневого уныния.

Вообще, строить тут дешево: фундамент заглублять не надо, земля не промерзает. Основание - камни и гравий, разгреб и ставь дом прямо на грунт. Коммуникации можно вести снаружи, потому что опять же вода не замерзает. Отопление не нужно, когда прохладно - пользуются одеялами, по этой же причине стены делают толщиной 15 сантиметров из дырявых шлакоблоков, такую стену пинком прошибить можно. Кое-где встречаются дома из глиняных не пустотелых кирпичей, но это уже история - так строились крепости-касбы и укрепленные дома в прошлом, сейчас шлакоблоки правят бал везде. Дерево используется минимально, только для балок перекрытия, полы всегда земляные или бетонные, отделаны кафелем. Вообще, марокканские дома напоминают нам ванную или баню - везде сплошной кафель.

В Доме для всех отделка стандартная - кафельный пол, крашеные стены из тонких шлакоблоков, захочешь вбить гвоздь - развалишь стену. На полу происходит жизнь - стол из картона, кровать из картона, у некоторых дизайнеров есть дизайнерский стол из тазика. На стенах с помощью скотча укреплены разные агитматериалы: законы Дома для всех - о чистоте, о благочестивом поведении, правила дома для всех.

Так как законы читают не все, основные мысли повторены на табличках, нарисованных известными художниками, посещавшими Дом - о недопустимости выходить на улицу неодетым, о необходимости бросать бумагу в пакет, а не в унитаз, о том, что надо пополнять запасы. Но естьи просто картинки для души - на целую стену раскинулась фотовыставка литовского гражданина Алекса Кириченко, оформленная Альбиной - фотографии в оригинальных рисованных рамках, с цитатами из Визбора и других бардов.

Еще одна стена - картографическая, здесь большая карта Марокко, пятикилометровка окрестностей Марракеша, схема подъема на тубкаль, две карты города Марракеша - местного производстваи распечатка гуглокарты метр на метр, со всеми переулками. Возле карт всегда тусовка: кто-то рассказывает куда съездил, кто-то планирует поездки.

На окне в комнате девочек сушится разная мелочь - носки и прочее. Думаю, это украшение решетки радует наших соседей. А вообще из окна женской комнаты лучше всего видно горы, из нашей видно похуже.

А мне все чаще думается про мой дом в Салтыковке, недоделанные дела и оставшихся в Москве друзей и дочку - пора собираться домой, осталось 11 дней в Африке..