Валаамский Старец Михаил (Старший)
(1871 - 1934 гг.)

Поревнуем же, братии, к усердному поминовению преставившихся, чтобы и нас самих по смерти... поминали. По неложному слову Спасителя: «В нюже меру мерите, возмерится вам».

Валаамский Старец Михаил (Питкевич)
(1877-1962 гг.)

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.

Терпи и терпи все - все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния - это самый тяжелый грех.

Какое бы ни произошло поползновение, падение - надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать - труд и труд нужен, борьба. Только за му ественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.

Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: «Христос Воскресе. Христос Воскресе. Христос Воскресе». Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя.

Не только надо молиться: «Господи, помилуй», не только просить, надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа - тогда будет мир в душе.

Мы легко обращаемся к заступничеству святых угодников, к Ангелам, к Божией Матери, обучаемся непрестанной молитве Иисусовой, а Троицу Святую забываем, будто Троица Святая чудная далеко от нас... Надо чаще обращаться к Святой Троице.

Валаамский старец Иоанн (Алексеев)
(1873-1953 гг.)

При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

Молитва самый трудный подвиг... Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал.

Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».

К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати... В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность... Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца... Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение, насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит... В Отечнике сказано: «Ученик сказал старцу: такой-то «видит ангелов». Старец ответил: «это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого.

Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.

Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Лествичник говорит: «Где случилось падение - там предварила гордость». Великое для нас счастье, что мы имеем книги св. Отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно. Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскудели преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами... Однако унывать не надо, в основание положим - смирение и Господь по своей благости поможет нам грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия, держались за смирение и покаяние.

Память надо набивать чтением св. Евангелия и творениями св. Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.

Грешных страстей никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи.

Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали св. Отцы; от скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.

Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба... Преп. авва Дорофей говорит: «Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит». По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели.

У св. Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. «Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших». Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.

Без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят св. Отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха) скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием...

Петр Дамаскин пишет: «Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, и это знак здоровья души». При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение и называется бесстрастием.

Старец Стефан (Игнатенко)
(1886-1973 гг.)

Старайтесь удерживать ум от рассеянности и заключать его в слова молитвы... Да поможет Вам Господь подвизаться в молитве и преуспевать в ней, а также в терпении скорбей, болезней, преуспеть в смирении и кротости...

Надо повести борьбу с самолюбием. Молитесь Богу, прося Его помощи, и Бог поможет Вам избавится от всяких страстей... Каждый раз, когда вам случится разгневаться, раздражиться, - как только опомнитесь, кайтесь в уме пред Богом и просите прощения у ближнего, если гнев был вынаружен в словах против ближнего. Читайте святых отцов назидательные книги, и они наставят вас, как жить богоугодно и спасти свою душу.

Не падайте духом и не унывайте. Молитесь Богу с верой и полным упованием на Его милость. Для Бога всё возможно, только мы со своей стороны не должны думать, что мы достойны особого попечения о нас от Бога. В этом заключается гордость. А Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Будьте внимательны к себе. Все испытания, постигающие нас болезни и скорби, не без причины. Но если потерпите всё безропотно, то Господь не оставит вас без наград. Если не здесь, на земле, то всячески на небе.

Великовражский старец Григорий (Долбунов)
(1905-1996 гг.)

Болезнь даётся человеку для того, чтобы он опомнился и покаялся.

Наша жизнь - это приготовление к вечности. Наша жизнь - капля, а вечность - океан. Поэтому нужно бояться греха и о себе не думать больше, чем о ближнем...

Мы часто ропщем:

За что мне такие несчастия?

А Богородице - за что семь ран (скорбей) таких? Если бы каждый день, хотя бы один поклон делать Богородице, она уже не отпустит, возьмёт под своё покров и приведёт в Царство Небесное.

Если вы обидели мать и она вас прокляла или обругала - кладите за её здоровье по 40 поклонов ежедневно, чтобы Господь простил вас...

Если кто умер на вас в обиде, делайте за него 40 поклонов. Церковь молится о кающихся грешниках, а за нераскаянных бесполезно молиться.

Если вы не будете исполнять то, о чём просит вас мать, ваши молитвы Господь не услышит...

Если ты не простишь тебя обижающего, то и Господь не простит тебе ни одного греха...

Когда заболеете. Прежде чем идти к врачу, сходите в церковь, причаститесь и помолитесь о здравии лечащего врача:

Господи вразуми раба твоего (имя) найти лекарство от моей болезни.

Когда мы лжём друг другу - это мы лжём Христу.

Если не спиться ночью, надо перекреститься и помолиться:

Господи благослови на мирный сон.

И перекрестить постель. Так следует делать каждый вечер перед сном.

Господь даёт награду за терпение. За безвинное страдание Он воздаст сто крат...

Поэтому нужно радоваться, когда обижают, за дело или напрасно, и плакать, когда сами кого обидели.

Гордость - главная причина греха. Она определяется так: тот горд, кто считает всех злыми, а себя добрым.

Надо каяться с прошением: «Господи, избави меня от всего того, что мешает Твоему пребыванию во мне. Господи, научи меня всегда пребывать в покаянии».

Самое большое сокровище на земле - это Причастие Святых Христовых Тайн.
Дороже этого ничего нет для христианина. Это бесценный Дар Божий.

Старец Феофил (Россоха)
(Скитоначальник Китаевской Свято-Троицкой пустыни)
(1929-1996 гг.)

Чтобы жить по-христиански, держитесь Православной Церкви. Живите христианской жизнью. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам.

В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Господь напоминал им, чтобы они имели живую веру и высокое христианское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь - как святой целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец (первый министр Диоклетиана), великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие... Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.

Дай вам Бог преуспевать во всем, и идти от силы в силу, и достигать высшего духовного совершенства.

Преподобный Варнава
(Радонежский старец)
(1831-1906 гг.)

Всякому искренно желающему работать Господеви для спасения душевного надлежат прежде всего пост и молитва, а затем смирение и послушание - в этом заключается и от этого истекает вся полнота христианских добродетелей. Пост и молитва составляют самую безопасную ограду от нападений вражеских...

Всякий раз, когда нападает на нас смущение помыслов или еще какие-либо прилоги вражий, нужно тотчас же пользоваться этим врачевством, то есть нужно наложить на себя пост, и наветы вражий рассеются. Великая сила сокрыта в посте, и великие дела совершаются чрез него... Не тот исправно постится, кто воздерживается только от пищи, но то почитается полным постом, когда при этом удаляется и от всякого дела злого, и не только дела, а всякого слова праздного и мысли неподобной - словом, всего, Богу противного.

Зосимовский старец Герман
(1844-1923 гг.)

Читайте непременно молитву Иисусову: имя Иисусово должно быть постоянно у нас в сердце, уме и на языке: стоите ли, лежите ли, сидите ли, идете ли, за едой - и всегда-всегда повторяйте молитву Иисусову. Это очень утешительно! Без нее нельзя. Ведь можно молитву Иисусову и короче говорить: это отцы святые с ветуют для новоначальных. Это полезнее и крепче будет. Помните шесть слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго»...

Учитесь самоукорению: без него нельзя.

Молитва - это главное в жизни. Если чувствуете лень, нерадение, что же делать? Таков уж есть человек! А вы молитесь Богу в полном внимании, просто, как дети, говорите слова молитвы Самому Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Вникайте в каждое слово молитвы умом; если ум отбежит, опять его возвращайте, принуждайте его тут быть, а сами языком слова молитвы повторяйте. Так будет хорошо! А сердце пока оставьте и не думайте о нем, довольно вам такой молитвы. Главное, чтобы чувство самоукорения неотступно было бы, чувство своей греховности и безответности - перед Богом... А укорять себя надо не только в делах плохих. Дел-то греховных у вас, может быть, и немного, а за мысли греховные тоже будем отвечать.

Преподобный Алексий (Соловьев)
(старец Алексий был духовник Зосимовой пустыни)
(1846-1928 гг.)

Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать... Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге. Например, дети тебе скажут: «Нам не удается какая-то арифметическая задача». А ты в ответ: «Ничего, с Божией помощью одолеете ее. Молитесь Богу усерднее» и т.д.

Люди оттого только и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распятого нас ради... Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где тяга душевная так мучает человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаявшегося, кто сам, силой своего духа, сможет взять на себя его душевное страдание.

Душа очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит тебя, если Он посещает тебя скорбями... При вступлении в жизнь нужно молить Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний, всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца... пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости. Он знает, что Он делает и для чего. Ученики Христовы никогда не думали, что Христос даст им счастье, в смысле земного благополучия. Они были счастливы лишь духовным общением со Сладчайшим своим Учителем. Ведь Иисус явился в мир для того, чтобы Своей жизнью утвердить Своих последователей в мысли, что земная жизнь есть непрестанный подвиг. Христос мог избежать Своего страдания, однако Он Сам добровольно пошел на крест. Бог любит особенно тех, кто добровольно идет на страдания Христа ради.

Принуждай себя к милосердию, к добру к ближним, нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь.

Глинский старец Андроник (Лукаш)
(1889-1973 гг.)

Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми.

Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость - это главные ветви зла. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос...

Господь дотоле хранит твою душу, доколе ты хранишь свой язык. Не умножай слов, многословие удалит от тебя Дух Божий.

Великое дело научиться молчанию. Молчание - подражание Господу нашему, Который ничтоже отвеща, яко дивитися Пилату (Мк.15,5).

Глинский старец Серафим (Романцев)
(1885-1975 гг.)

Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других.

Мы должны все переносить с детской покорностью - и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Умножились ли скорби и болезни, опять: «Слава Тебе, Господи»... Болезнями и скорбями Господь врачует греховные раны нашей души. Переноси все трудности с благодарением к Господу, Он никогда не дает человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, все более и более удаляемся от Бога...

При нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях - во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня делает Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он - сила моя!»

Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: «Господи, сподоби мя любити Тя...»

Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела - «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь - скорее кайся, если что нарушишь - тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.

Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны.

Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она «прививается» только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.

Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим.

Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», - и помилует.

Афонский старец Кирик (Русский старец)

Самые главные добродетели суть следующие: искренняя исповедь, считать себя хуже всех и грешнее всех и отсечение своей воли. Вот основные добродетели всякого человека, а также иноческие в особенности.

Не начинай прежде никакого дела, по-видимому, самого малого и ничтожного, пока не призовешь ты Бога, чтобы Он помог тебе произвести оное в действо. Рече бо Господь: «без Мене не можете творити ничесоже», т.е. ниже сказать, ниже помыслить. Другими словами: без Мене не имеете права сделать никакого доброго дела! А по сему надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: «Господи благослови, Господи помоги!» при уверении, что без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного...

Как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) - грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, борющей тебя во всякое время и месте, - сию же минуту кайся Богу (хотя бы и мысленно): «Господи прости и помоги! (то есть прости, что я оскорбил Тебя, и помоги, чтобы не оскорблять Твое величие). Эти три слова - Господи прости и помоги, надлежит произносить медленно и несколько раз, или вернее, пока вздохнешь; вздох сей означает пришествие благодати Святого Духа, простившего нам грех сей, за который мы в данный момент каемся Богу...

Но чтобы иметь благой навык к покаянию пред Богом, надо возжелать твердую решимость на это спасительное дело и просить Бога укрепить волю нашу на дело сие; и начать оное с того времени, когда день склонился к вечеру и наступает ночь, и тогда пред отходом ко сну надо помыслить: как проведен день?

Афонский старец Иосиф Исихаст
(+1959 г.)

Начало пути к чистой молитве есть борьба со страстями. Невозможно быть преуспеянию в молитве, пока действуют страсти. Но даже они не препятствуют пришествию благодати молитвы, не было бы только нерадения и тщеславия.

Когда вы хотите узнать волю Божию, забудьте совершенно самого себя, все свои намерения и мысли, и с великим смирением просите в своей молитве познания её.

И что образуется вашем сердце или к чему оно склонится, то и делайте, и это будет по Богу. Имеющие большое дерзновение молиться об этом слышат внутри себя более отчётливое извещение и становятся более внимательными к своей жизни и ничего не делают без божественного извещения.

И во всем имей меру и рассуждение.

Когда человек очистит свою душу, и будет зачат в нем Новый Адам, наш сладчайший Иисус, тогда сердце не в силах сдержать радость, и то неизреченное наслаждение, которое нисходит в сердце, ликует, и глаза источают сладчайшие слезы, и весь человек становится как пламя огня от любви Иисусовой. И ум становится весь - свет, и изумляется, и удивляется славе Божией.

Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказывать любовь и услуживать, если не покорился воле другого? Любое движение настоящей любви есть услуга, и, значит, послушные прилагают двойное усилие. С одной стороны, вера тому, кто дал поручение, а с другой - любовь, примененная в том служении, которое совершается.

Если благодать Божия не просветит человека, сколько бы ты не сказал слов, не будет пользы... Но если тут же вместе со словами действует благодать, тогда в ту же секунду происходит изменение в соответствии со стремлением человека. С этого момента изменяется его жизнь. Но это случается с тем, кто не испортил свой слух и не ожесточил свою совесть. Напротив те, кто слышит добро, но не повинуются и остаются при своей злой воле, хотя бы ты им говорил день и ночь, и показал все мудрости отцов и чудеса перед их глазами сотворил бы, они не получили бы ни какой пользы. Но от уныния они желают приходить... И говорить часами, чтобы убить время. Почему я затворяю дверь, чтобы безмолствием и молитвой принести пользу хотя бы себе.

Старец Иероним (Апостолидис)
(о. Эгина) (1883-1966 гг.)

Внимайте тому, как проходит каждый день. Своё будущее возложите на Промысел Божий. Бог поможет.

Не оставляй молитвы. Бойся нерадения и равнодушия, когда ты молишься и чувствуешь умиление, то весь день будешь летать, как на крыльях.

Если среди 1000 слепых людей есть хоть один зрячий, то он сможет всех их вывести на правильный путь.

Когда творишь милостыню, не смотри на лицо того, кому ее даешь, хороший ли он человек или плохой. Ты, когда можешь, давай без исследования. Милостыня изглаждает множество грехов.

Прекрасные и полезные вещи - скорбь и болезнь. Болезнь я считаю даром Божиим. Многие познали Бога благодаря пережитой ими болезни.

Афонский старец Даниил (Димитриадис)
(1846-1929 гг.)

Когда я вспоминаю смерть, я попираю свое высокомерие и постигаю, что я ничто. Я чувствую, что богатство, честь и мечтания о тленном суетны и бесполезны, и только смиренное познание самого себя. Любовь к ближнему и подобное сему могут мне много помочь в час моего исхода.

Афонский старец Порфирий
(1906-1991 гг.)

Читай очень много, чтобы Бог просветил твой ум.

Вот ты находишься в темной комнате и машешь руками, чтобы прогнать тьму, которая, естественно, не уходит. Но если ты откроешь окно и внутрь ворвется свет, то тьма исчезнет. То же самое и с поучением. Священное Писание, жития святых и Святые Отцы - это свет, который прогоняет душевную тьму.

Нынче люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же - не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так наполняется душа.

Старец Иоиль (Яннакопулос)
(монастырь св. Пророка Илии в Каламах)
(1901-1966 гг.)

Если будешь читать Святых Отцов, то увидишь, что по многим вопросам они имеют свои мнения и иногда разногласия...Но если есть какой-то вопрос, по которому у Отцов нет разногласий, так это вопрос подвига. В этом существует соборное согласие Отцов. Все они воспевают пост, бдение, добровольную бедность, озлобление тела и, в общем, доброе житие... Отцы много молились, много бодрствовали, много постились, любили нищету и простоту, ненавидели мирское мудрование, боролись с заблуждениями, презирали житейский покой, убегали от наград, славы, почестей и очень любили мученичество.

Нет большого и малого греха. Малый или большой грех - всегда грех. Маленькие грехи нам делают больше зла, чем один большой грех, потому что маленькие грехи проходят незамеченными, и мы не стараемся их исправить.

Старец Филофей (Зервакос)
(о. Парос) (1884-1980 гг.)

Признак истинного покаяния - глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим.

Настоящая привременная жизнь похожа на море, и мы, люди - на суденышки. И как корабли, ходящие по морю, встречают не только штиль, но и сильные ветры, и грозные штормы, и опасности, так и мы, путешествующие по морю привременной жизни, часто встречаем сильные ветры, великие бури, интриги, искушения, немощи, скорби, затруднения, гонения и различные опасности. Но мы не должны робеть. Б дем иметь храбрость, мужество, веру. И если мы, как люди малодушные и маловерные, оробеем в опасностях, то, как Петр, воззовем ко Христу, и Он протянет руку Свою и поможет нам.

Вера приводит человека в страх. В какой страх? В страх сделать грех. В страх огорчить Бога. Боящийся смиряется, а смиренный имеет в себе Духа Святого.

Старец Епифаний (Феодоропулос)
(Афины) (1930-1989 гг.)

Скорбь нас очищает. Настоящий человек всегда в скорби. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует свое бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он «пуп земли», или, если хотите, центр вселенной: «Я, и никто другой!» В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не молились так, и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но когда мы имеем все, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом. Поэтому Бог и попускает страдание.

Афонский старец Паисий
(1924-1994 гг.)

Бог попускает искушения, чтобы скорбями и рыданиями очистить от грязи и сделать непорочной нашу душу, и чтобы мы для своего спасения были вынуждены прибегать к Богу.

Цель чтения - это исполнение прочитанного самим человеком. Мы читаем для заучивания не внешнего, а внутреннего. Не для упражнения языка, а для того, чтобы суметь получить огненный язык и переживать таинства Божии. Учеба, приобретение знаний и получение звания для учения других, без исполнения всего самим человеком, не приносит ему никакой пользы.

Мы собрали драгоценную коллекцию цитат и высказываний святых отцов Православной Церкви, которые будут полезны любому христианину. Надеемся, и вы найдете в этой духовной сокровищнице что-то полезное для себя.

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон

Мы также подготовили для вас:

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвр...

15 февраля Православные христиане празднуют Сретение Господне. Что это за праздник и каков его смысл? Сретение В этот день Церковь вспоминает очень...

Человек остается человеком, а Бог - Богом. Бог не умирает - значит, и нам бояться нечего.

  1. Об обмирщении монашества

Монах и мобильный телефон, монах и интернет - несовместимы. Кто ими пользуется - уже не монах.

Настоятель монастыря Дохиар Григорий (Зумис)

  1. О земном богатстве

На саване нет карманов. Все, что Бог ни дал - не твое.

Старец Гавриил

  1. О Всеправославном Соборе

Было семь соборов. Не больше, не меньше. Восьмому не бывать. Если они хотят созвать Собор - ну, пускай созывают. Отцы и православные люди признают семь соборов .

Иеросхимонах Иоанн (Папаяннис)

  1. О власть имущих

Человечество крайне утомлено высокомерием, высокопарностью, показным богатством власть имущих. Оно буквально жаждет любви и простоты, как прохладной росы жарким июльским днем ...

Иеросхимонах Иоанн (Папаяннис)

  1. Об афонитах

У афонского монашества - особая идентичность: не византийская, не греческая, не болгарская, не грузинская, не сербская и не русская, а именно святогорская.

Старец Никодим

  1. Может ли американец спастись?

Перефразируя святого Петра, все нации могут надеяться на возможность попасть на небеса. Любой человек может найти путь к Богу, и ему не нужно ничего особенного для этого, но он должен чувствовать Бога сердцем. Это духовный поиск и борьба, прежде всего.

Иеромонах Игнатий, родом из США

  1. О прогрессе

Теории и учения, согласно которым Бог умер для людей и они предоставлены сами себе, оказались опровергнуты самой жизнью. Они, конечно, были навязаны людям огнем и мечом, но они не вызвали никакого социального или морального прогресса. Вне Бога никакой прогресс невозможен.

Старец Никодим

  1. О русском народе

Бог отметил русский народ множеством благодатей и дарований. Вечная отрада русского народа - несметные воинства святых, преподобных и мучеников.

Старец Гавриил

10. Когда наступят последние времена?

Это Божьего, не людского ума дело. Если приходит покаяние, так последние времена могут и задержаться (допустим, лет на 500), а если покаяния нет, так и последние времена наступят быстрее .

Иеросхимонах Иоанн (Папаяннис)


Иосиф Оптинский
(Иван Ефимович Литовкин)
1837-1911


Скор-би - наш путь, бу-дем ид-ти, по-ка дой-дем до на-зна-чен-но-го нам оте-че-ства веч-но-сти, но толь-ко то го-ре, что ма-ло за-бо-тим-ся о веч-но-сти и не тер-пим и ма-ло-го упре-ка сло-вом. Мы са-ми уве-ли-чи-ва-ем свои скор-би, ко-гда на-чи-на-ем роп-тать.

Ес-ли ви-дишь по-греш-ность ближ-не-го, ко-то-рую ты бы хо-тел ис-пра-вить, ес-ли она на-ру-ша-ет твой ду-шев-ный по-кой и раз-дра-жа-ет те-бя, то и ты по-гре-ша-ешь и, сле-до-ва-тель-но, не ис-пра-вишь по-греш-но-сти по-греш-но-стью - она ис-прав-ля-ет-ся кро-то-стью.

«Ни-че-го доб-ро-го у ме-ня нет... Те-ло у ме-ня не мое, оно со-тво-ре-но Бо-гом во чре-ве ма-тер-нем. Ду-ша да-на мне от Гос-по-да. По-то-му и все спо-соб-но-сти ду-шев-ные и те-лес-ные суть да-ры Бо-жии. А моя соб-ствен-ность - толь-ко од-ни мои бес-чис-лен-ные гре-хи, ко-то-ры-ми я еже-днев-но про-гнев-ля-ла и про-гнев-ляю Ми-ло-серд-но-го Гос-по-да. Чем же мне по-сле это-го тще-сла-вить-ся и гор-дить-ся? Нечем». И при та-ких раз-мыш-ле-ни-ях мо-лит-вен-но про-си по-ми-ло-ва-ния от Гос-по-да. Во всех гре-хов-ных по-полз-но-ве-ни-ях од-но вра-чев-ство - ис-крен-нее по-ка-я-ние и сми-ре-ние.

Имей, что нуж-но и необ-хо-ди-мо, а лиш-не-го не со-би-рай, а ес-ли не бу-дешь иметь, да бу-дешь скор-беть, то что тол-ку? - луч-ше дер-жись се-ре-ди-ны. Мож-но иметь, толь-ко не при-вя-зы-вать-ся ни к че-му и быть как неиму-ще-му; та-кое устро-е-ние и бы-ло у свя-тых.


Варсонофий Оптинский
(Павел Иванович Плиханков)
1845-1913

Есть раз-ные пу-ти ко спа-се-нию. Од-них Гос-подь спа-са-ет в мо-на-сты-ре, дру-гих в ми-ру... Вез-де спа-стись мож-но, толь-ко не остав-ляй-те Спа-си-те-ля. Цеп-ляй-тесь за ри-зу Хри-сто-ву - и Хри-стос не оста-вит вас.

Го-во-ря о ми-ре, счи-таю дол-гом ска-зать, что под этим сло-вом я под-ра-зу-ме-ваю слу-же-ние стра-стям, где бы оно ни со-вер-ша-лось, мож-но и в мо-на-сты-ре жить по-мир-ски. Сте-ны и чер-ные одеж-ды са-ми по се-бе не спа-са-ют.

Вер-ный при-знак омерт-ве-ния ду-ши есть укло-не-ние от цер-ков-ных служб. Че-ло-век, ко-то-рый охла-де-ва-ет к Бо-гу, преж-де все-го на-чи-на-ет из-бе-гать хо-дить в цер-ковь, сна-ча-ла ста-ра-ет-ся прий-ти к служ-бе по-поз-же, а за-тем и со-всем пе-ре-ста-ет по-се-щать храм Бо-жий.

Каж-дую ду-шу ста-вит Гос-подь в та-кое по-ло-же-ние, окру-жа-ет та-кой об-ста-нов-кой, ко-то-рая наи-бо-лее спо-соб-ству-ет ее пре-успе-я-нию. Это и есть внеш-няя оби-тель, ис-пол-ня-ет же ду-шу по-кой ми-ра и ра-до-ва-ния - внут-рен-няя оби-тель, ко-то-рую го-то-вит Гос-подь лю-бя-щим и ищу-щим Его.

Са-мое труд-ное - мо-лит-ва. Вся-кая доб-ро-де-тель от про-хож-де-ния об-ра-ща-ет-ся в на-вык, а в мо-лит-ве нуж-но по-нуж-де-ние до са-мой смер-ти. Ей про-ти-вит-ся наш вет-хий че-ло-век, и враг осо-бен-но вос-ста-ет на мо-ля-ще-го-ся. Мо-лит-ва - вку-ше-ние смер-ти для диа-во-ла, она по-ра-жа-ет его. Да-же свя-тые, как, на-при-мер, пре-по-доб-ный Се-ра-фим, и те долж-ны бы-ли по-нуж-дать се-бя на мо-лит-ву, не го-во-ря уже о нас, греш-ных.

Посещай монастыри, особенно в праздники... чтобы отдохнуть душой.

Хотя монашеская жизнь полна скорбей и искушений, но она же несёт с собой и великие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего понятия.


Анатолий (младший) Оптинский
(Александр Алексеевич Потапов)
1855-1922
Умер в день ареста


Гордость бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость духовная — это самолюбие.

Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия - это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: “Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия”. Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе....

От того и трудной стала жизнь, что люди запутали её своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться за помощью к своему разуму да на него полагаться... Не бойся ни горя, ни страданий, ни всяких испытаний: всё это посещения Божии, тебе же на пользу...

Вот вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...

Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Положись на волю Господню. Перед кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания. Чем больше их было, тем будет легче умирать.


Нектарий Оптинский
(Николай Васильевич Тихонов)
1853-1928

Спрашиваете - каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренною надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и Любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше и об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, как лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие.

Главное, остерегайтесь осуждения, как только придёт в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: "Господи, даруй ми зрети мои согрешения и не осуждати брата моего!".

Никон Оптинский
(Николай Митрофанович Беляев)
1888 - 1931

умер в ссылке


Пусть Ваше молитвенное правило будет небольшое, но исполняемое внимательно и постоянно.

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. “В мире скорбны будете”. И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. “Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение”. Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

“Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? - сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя - Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Надо думать, что только этот день дан в наше распоряжение. Нельзя надеятся на завтрашний день. Каждому грешнику после покаяния обещено спасение, но ни кому не обещен завтрашний день.

Прежде чем у Господа просить прощение, надобно самим простить.

Остерегайтесь шуток и неосторожных слов и не начинайте в храме говорить сами, если вы ни кем не спрошены.

Для меня не важно когда придёт антихрист, главное, чтобы совесть была чиста, надо держаться веры православной, заповеди исполнять, надо жизнь проводить нравственную, чтобы всегда быть к этому готовым. Надо пользоваться сейчас настоящим временем для исправления и покаяния.

Хлеба и зрелищ - вот это опасно!

Я вообще против Высшего образования. Редкая женщина получив высшее образование устоит в благочестии. С Высшем образованием редко люди верующими остаются, даже лица из Духовной Академии.

Постарайтесь, детки. Чтобы мои убогие труды ради спасения душ ваших не пропали даром.

Старайтесь не оставаться ни одного дня без молитвы. Если оставите молитву, то незаметно дойдёте до такого состояния, что даже при желании молиться и сильной потребности в молитве вы уже не сможите молиться. Душа захочет молиться, а сердце чёрствое и холодное и будете стоять как чурка.

Человеку свойственно согрешать и падать и от этого не должно унывать и приходить в печаль, даже если придётся согрешить. Ведь одно дело грешить безстрашно, а другое, когда мы не желаем грешить, плачем, каемся, просим прощения... но устоять не в силе и по немощам вновь согрешаем.

Врачей и лекарство создал Господь, а потому нельзя отвергать лечение.

Перед сном надо подумать как провели день и покаятся перед Господом в своих немощах.

Когда смотрим на больную, то мы не можем требовать от неё чтобы она не харкала. Вот так как на больных смотрите и на тех, кто кощунствует и поносит Церковь.

Если ты не болен и нет ни какой немощи, то и собороваться тебе не нужно, потому что в соборовании молитвы об исцелении.

Мы молимся о душевном и телесном здравии. Телесное здравие не всегда Богом даётся ибо Он знает, что нам полезней, а вот душевное здравие всегда даётся при молитве.

Если принимаете милостыню, то обязательно молитесь за этого человека.

Боязнь смерти от бесов - это они вселяют такой страх нам, чтобы мы не могли уже надеяться на милосердие Бога.
======================================== =================


Старец Лука, духовник монастыря Филофей, пользуется заслуженным авторитетом святогорцев. Эта обитель известна на Афоне как продолжатель традиций Ефрема Филофейского и старца Иосифа Исихаста. - Святая Гора Афон

Мы не должны смотреть в сторону зла. Чем больше мы на зло обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, тем больше нас обезоруживает и подчиняет себе.

Зачем нам смотреть в сторону творящегося зла? Подобное внимание означает, что нас с ним что-то связывает. В этом заключается наша ошибка.

Чем больше смотрим в сторону греха, тем глубже грязь проникает в наши души. Если мы хотим хоть одним глазком взглянуть на творящуюся в мире неправду, это означает ничто иное, как то, что у нас есть со злом какие-то связи и взаимные отношения.

Господь призывает нас изменить себя. Если все мы постарались бы стать хоть немного лучше, всё человечество было бы в полном порядке. А сейчас происходит следующее: некоторые ищут способы сделать лучше других, а самим остаться такими же как они есть сейчас.

Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого всё будет под силу. Меняя себя, человек явит и реализует те таланты, которые ему даны Богом. Он и другим поможет изменить себя и победить зло.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Местночтимый святой Элладской Церкви

Икона написана в Святой обители Преображения в Милесси



Тропарь

Радуйся Афона смиренное овча,

Порфирие, Любви проповедниче,
Монахов славо, святых удобрение,

Овому бо Духом дадеся рассуждение,
Другому же вера и действия сил.
Тебе же, купно вся открышася,
Яко таинннику Божия Благодати.




«ДА БУДУТ ВСЕ ЕДИНЫ».
ПАМЯТИ СТАРЦА ПОРФИРИЯ (БАИРАКТАРИСА)





Источник: Газета Эском – Вера





Мы знаем, что до конца мира не оскудеет благодать, обитающая во святых угодниках Божиих. И тем не менее, когда самому приходится столкнуться с носителем этой благодати, то кажется, что стал невольным свидетелем времён древних и прикоснулся к одному из отцов, не принадлежащему к нашему времени. Одним из таких носителей благодати Божией и был блаженной памяти старец Порфирий, с которым Господь сподобил меня встретиться.



Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, около Аливери, в провинции Эвиа. Его родители были бедные благочестивые крестьяне. Всё образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. Трудился он с малых лет: сначала дома по хозяйству, пася овец, работая в огороде, затем, в 8-летнем возрасте, на угольной шахте, а позже за прилавком магазина.

В ранней юности Евангелос прочёл Житие святого Иоанна Кушника. Оно на него произвело такое сильное впечатление, что он решил всё оставить и уйти на Святую Гору Афон. Много раз он пытался туда попасть, но каждый раз что-то препятствовало. Наконец, когда ему исполнилось 14 или 15 лет, он достиг Святой Горы.

Господь так устроил, что на корабле, на котором плыл Евангелос из Солуни на Афон, находился и его будущий старец иеромонах Пантелеимон. Он сразу взял юношу под своё покровительство и, выдав его за своего племянника, помог ему попасть на Святую Гору, ибо в таком юном возрасте туда не пускали.

Там Евангелос приобрёл сразу двух опытных наставников. Он с радостью предал им себя в полное послушание. Единственное, на что он мог пожаловаться, так это на то, что старцы недостаточно много от него требовали. Он ходил всё время босой – зимой и летом – по горным, каменистым тропам Святой Горы, мало спал, укрываясь одним одеялом, а ложем его был твёрдый пол его келии. Жил он всегда в келии с открытым окном, даже когда на дворе шёл снег. Работал без устали: вырезал по дереву, колол дрова, собирал улиток, носил на спине издалека мешки с землёй для огорода, ибо Капсокаливия довольно скалистое место и само по себе там ничего не растёт.

Все послушания, возлагаемые на него старцами, он исполнял с радостью. Однажды они поручили ему собирать улиток на отлогих скалистых склонах. Забравшись высоко по сыпучим камням, юный послушник устроился на краю пропасти и стал складывать улиток в свой мешочек, как вдруг камни под ним покатились вниз и он вместе с ними низринулся в пропасть. С его уст едва успел сорваться крик: «Пресвятая Богородица!» – и тут же какая-то сила взяла его и поставила на противоположной стороне этого ущелья.

Неизвестно, когда точно, но, очевидно, вскоре после его водворения на Афоне Евангелос принял монашество с именем Никита.

Однажды юный Никита, придя рано в церковь, стоял в тёмном углу и молился. Тут в храм вошёл 90-летний русский старец, монах Димитрий, бывший офицер царской армии. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты, сердце которого готово было принять её. Его чувства не подлежат описанию. По пути назад, в келию, после приобщения Святых Таинств, его сердце переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Он всю свою жизнь хранил благодарную память об этом русском старце, через которого Господь возродил его Своей Божественной благодатью.

Когда я посетил отца Порфирия (такое имя получил он в схиме) в 1986 году, уже слепого и прикованного к одру болезни, то он, узнав, откуда я, тут же вспомнил русского монаха Димитрия и, прослезившись, сказал, что его старец был русский, и попытался произнести единственные русские слова, которые он знал: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Весь облик старца, как он мне запомнился на всю жизнь, излучал свет, радость и любовь. Это был самый светлый человек, которого мне пришлось когда-либо встретить. Выйдя из его келии, я чувствовал, что у меня выросли крылья, я не шёл, а летел по монастырской тропинке. Об этом чувстве после общения со старцем свидетельствуют все у него побывавшие.

Протопресвитер Георгий Металинос, известный греческий богослов, так вспоминает о духовничестве старца:

«...Он открывал мне случаи из моей жизни, о которых знал только я один. Также он объяснял мне, как относиться к своими детям, из которых двое старших уже достигли отроческого возраста. “С твоей старшей дочерью, – говорил старец, – следует обращаться так-то, а со средним сыном совсем иначе. Твой младший сын ещё маленький, и у него всё в порядке”. Он раскрыл мне характеры моих старших детей. И я почувствовал, что я совершенно их не знаю; было такое впечатление, что не я прожил с ними всю их жизнь, а отец Порфирий.

Он говорил, что при воспитании одного из моих детей я должен больше за него молиться. “Что бы ты ему ни говорил, он тебя не послушает, так как он исполнен духа противоречия, но ты коленопреклонно поведай о том Богу, и Господь, посредством Своей благодати, передаст ему твои наставления”.

О другом моём сыне он сказал: “Этот твой ребёнок всегда слушает то, что ты ему говоришь, но легко забывает. Поэтому тебе следует также коленопреклонно просить, чтобы благодать Божия начертала твои слова в его сердце и чтобы твои отцовские слова пали на добрую почву и смогли принести плод”. Это были поразительные методы воспитания», – заключил свой рассказ протопресвитер Георгий.

В другом случае некой матери пятерых детей он посоветовал оставить дом на месяц. Она так плохо относилась к своим домашним, что дети постоянно друг с другом ссорились, не решаясь прекословить матери, и вымещали раздражение друг на друге. Когда она вернулась, то нашла своих домашних умиротворёнными.

Иерей Георгий Евтимиу, вспоминая наставления, которые давал ему старец в отношении воспитания его детей, писал: «Старец всегда подчёркивал, что на детей нельзя оказывать давление, они не должны расти забитыми, ибо это только портит их. Этот совет помог очень многим родителям, которые калечили души своих детей своим суровым обращением с ними. Старец говорил: “Станьте святыми, и у вас вырастут добрые дети”».

Одной матери он говорил: «Существует только один способ избежать трудностей при воспитании детей – святость». На её вопрос, как стать святой, старец ответил: «Это очень просто, когда придёт Божественная благодать». «А когда она придёт?» – спросила женщина. Старец ответил: «Со смирением и молитвой. Но наша молитва должна быть сильной, живой. Мы всегда получаем ответ, когда молимся с верой».

Очень характерен рассудительный пастырский подход старца на примере одной четы молодожёнов. Муж постился, а жена не соблюдала постов, ибо она была так воспитана. Она не была против поста, просто она к нему не привыкла. Когда они поведали старцу о своих разногласиях по этому поводу, то старец посоветовал супругу: «Постись, как ты всегда постишься, но не заводи разговора о постах со своей женой. Во время постов всегда держи свой холодильник полным еды. Пусть твоя жена ест, а ты храни свой пост». Вскоре и жена, созревши для этого, тоже стала поститься.

Одна девушка собиралась покончить с собой из-за того, что родители постоянно её ругали. Она купила сильные ядохимикаты и готова была уже их выпить. Внезапно ей явился отец Порфирий, взял отраву из её рук и сказал: «Не бойся, всё будет хорошо. Ты выйдешь замуж, у тебя будут дети и всё будет хорошо». Так впоследствии всё и сложилось.

Когда началась Вторая мировая война и Греция подпала под немецкую оккупацию, старец всё так же ревностно продолжал окормлять свою паству. В это время с ним произошёл следующий случай, показывающий его самоотверженную любовь к ближнему.

Однажды он шёл по окраине Лекавитоса. Впереди себя он увидел немецкого солдата, который приставал к молодой девушке, пытаясь насильно навязать ей свои ласки. У неё на лице был написан ужас, и она дрожащим голосом пыталась звать кого-нибудь на помощь. Но вся улица как будто вымерла, только сквозь щели ставень за ними следили испуганные глаза местных жителей. Когда отец Порфирий увидел, что происходит, то сразу решительно направился к несчастной жертве, творя про себя молитву, дабы Господь явил Свою силу в его немощи. Подойдя к немцу, он воздел свои руки к небу. Вид священника с воздетыми руками, его светлое, ясное лицо и, что больше всего, Божественная сила, от него исходящая, совершили чудо – солдат отпустил девушку и, пристыженный, пошёл своей дорогой.

Вскоре, в связи с военными событиями, отец Порфирий получил новое послушание – служить раненым в больничной церкви Преп. Герасима в Афинах, на углу улиц Сократа и Пиреи. Жалование он получал мизерное и всё раздавал своим родственникам, которые полностью зависели от него. Привыкши с детства к труду, он и тут не мог оставаться праздным. Сначала он завёл куриный двор и этим подрабатывал, а затем – вязальную мастерскую. Он также делал свой ладан, причём в 1970 году изготавливал интересное открытие: он нашёл способ соединить ароматические вещества с углём, создав таким образом ароматный уголь для кадила, который не нуждался в ладане. Врачи той поликлиники, где служил отец Порфирий, вскоре поняли, какой батюшка служит у них в больничной церкви, и стали обращаться к нему за советом в особо сложных случаях, а часто и просто за исцелением в случаях безнадёжных.

Георгиу Димитриу, заведующий Кипрскими авиалиниями в Южную и Центральную Европу, рассказал такой случай:

«Мой новорождённый внук был почти при смерти, у него что-то попало в лёгкие. Доктора не могли определить, в чём дело. Шесть дней я беспрестанно молился о его выздоровлении, и наконец я решил пойти к старцу. Когда я рассказал отцу Порфирию о нашей беде, то он сказал: “Садись и дай мне осмотреть твоего внука”. Он углубился в себя, а затем сказал: “У него в правом лёгком образовалась жидкость, которая скоро растворится. Не бойся, ребёнок будет жить. Ты его заберёшь домой в понедельник”. У старца я был в субботу, а в понедельник я уже забрал совершенно здорового внука к себе домой».

Старец мог исцелять прикосновением к больному. Однажды его навестил один доктор с женой. Изложив старцу волновавшие их вопросы и получив исчерпывающий на них ответ, супруги уже стали прощаться. Отец Порфирий, со своей обычной отцовской улыбкой на лице, взял руку жены доктора, как раз в том месте, где у неё была сильная боль. Старец ничего не знал об этой болезни, которую они уже давно пробовали лечить при помощи уколов и сильных противовоспалительных средств. Когда отец Порфирий взял её руку, то женщина эта почувствовала теплоту, прошедшую по всему её телу, и её слегка замутило. Но сие чувство тут же прошло, а с ним и сама боль в руке. Женщина со слезами сказала старцу: «Вы и про это, батюшка, знаете?» С того дня она выкинула лекарства и уже больше не обращалась к докторам.

Отец Порфирий исцелял не только людей, но и животных. В один воскресный день, в Северной Эвии, где он отдыхал, произошёл следующий случай, который мы передадим словами самого старца:

«Одна пастушка попросила меня помолиться о её стаде коз, которых постигла какая-то болезнь. Я согласился, и она привела всё стадо к храму. Я встал перед козами, поднял мои руки к небу и стал читать различные стихи псалмов, относящиеся к животным. Ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только я окончил молитву и опустил руки, из стада вышел козёл, подошёл ко мне, поцеловал мою руку и тихо отошёл назад». “Не так ли это было?” – спросил старец рядом стоящую монахиню. “Да, отче, это именно так и произошло, – отвечала она, – я сама там присутствовала”».

Старец очень любил животных. У него жил попугай, от которого хозяева избавились из-за его злого нрава. У отца Порфирия он стал весьма добросовестной птицей. Старец даже научил его произносить Иисусову молитву. Врач отца Порфирия Георгий Попазахос рассказывал: «Я был поражён, когда услышал попугая, повторяющего Иисусову молитву в келии старца. “Он более духовный, чем я, – говорил старец, – я устаю и засыпаю, но он бодрствует и молится”. Старец также пытался приручить орла».



Митрополит Лавр (Шкурла), первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви, тогда ещё архиепископ, первый рассказал мне про старца Порфирия. Он навестил его в середине 80-х годов. Отец Порфирий, когда узнал, что он настоятель Св.-Троицкого монастыря в Америке, внезапно внутренними очами увидел нашу обитель, всю её «оглядел» и рассказал владыке, где, что и как устроено. Предвидя намечавшуюся в тот год постройку колокольни, описал и трудности, которые предстояли, а именно: когда при копании фундамента наткнулись на подземный источник, то пришлось приложить много усилий, чтобы его запечатать. Вообще, следует заметить, что старец проникся к владыке Лавру очень тёплыми чувствами, даже звонил ему в монастырь. Когда я, в уже упоминавшемся разговоре с отцом Порфирием в 1986 году, завёл речь о владыке Лавре, то старец весь просиял и в духовном восторге воздел обе руки вверх.

Прозорливость старца помогала не только грешникам обращаться на путь праведный, но возвращала к Церкви души заблудшие, уклонившиеся в ереси, а порой и обращала инославных в православие.

Однажды духовный сын старца – студент Духовной академии – привёл к нему своего друга, который увлекался индуизмом и искал духовных советов у разных гуру. Отец Порфирий, видя этого человека впервые, сразу обратился к нему по имени и спросил, как поживают его жена и дети. Это так потрясло искателя восточной мудрости, что он с чувством глубокой раскаянности исповедался у старца и вернулся в лоно Православной Церкви.

Когда эти два друга покидали старца, то обращённый признался своему товарищу: «Я и правда женат, и у меня двое детей, но я никогда тебе об этом не говорил. Я действительно их бросил и старец знал об этом!»

Православная Церковь для старца Порфирия была центром его жизни. Вся его жизнь и деятельность вращалась вокруг неё, как колесо вокруг оси. Отец Порфирий не мог говорить о Церкви без слёз. Епископы для него были воплощением и образом Христа, и он благоговел пред ними. Он очень огорчался, когда слышал критику в адрес епископов или находил её в печати. Епископ для него был Богом поставленный возглавитель местной Церкви, несмотря на какие-либо его личные качества. Такое представление о епископской власти было для старца священным.

Старец говорил: «Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи; не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом, и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом и никак иначе мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия».

Про Таинство исповеди старец говорил: «Исповедь – это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией. Ничто и никто не может отнять от человека этого дара».

Отец Порфирий был не лицеприятен, он, как солнышко, ровно светил на злые и на благие, и его любовь пронизывала самые закоренелые в грехе сердца.

Известный писатель и богослов архимандрит Иоанникий (Котсонис) вспоминал, как один раз старец, освящая дома на Богоявление и переходя из дома в дом, зашёл также и в публичный дом. Когда он стал окроплять это место святой водой и петь тропарь праздника, к нему вышла содержательница этого притона и стала говорить, что её девицы не достойны прикладываться ко кресту. На что старец ей ответил: «Я думаю, что не они, а ты недостойна приложиться ко кресту!»

Он допустил девиц приложиться ко кресту и с любовью стал беседовать с ними. Он говорил им о любви к Богу, что всегда являлось его излюбленной темой. Видя святой облик старца, эти женщины, подобно евангельской блуднице, со слезами слушали его спасительные слова: «Любите Христа, Который любит вас, и вы увидите, как счастливы вы будете. Если бы вы только знали, как Он любит вас! Постарайтесь тоже взаимно любить Его». Старец понимал, что только любовь ко Христу может их оторвать от этой ужасной «профессии».

Однажды к старцу приехала целая компания «байкеров» (рокеров-мотолюбителей) на своих мотоциклах. Они спрятали мотоциклы в другом квартале и прямо прошли к старцу, не дожидаясь своей очереди. Один из них сказал старцу: «Скажи нам что-то, папаша». «Что мне тебе сказать, Димитрий? Что твой мотоцикл такой-то и такой-то марки?» Этот прозорливый ответ сразу же изменил отношение ребят к старцу, и с тех пор они стали к нему ходить и пользоваться его духовными советами. Отец Порфирий про них говорил: «Из тех, кто меня посещает, – это самые чистые и невинные души».

Известный греческий писатель и журналист Панагиотис Сотирхос поведал следующее.Однажды старец пошёл с тремя своими духовными чадами в монастырь, чтобы отслужить вечерню. Пройдя немного, старец, видимо, утомился, а до монастыря ещё было далеко. Решено было поймать какую-нибудь попутную машину. В этот момент вдали показалось такси. Три попутчика старца решили его остановить. «Не беспокойтесь, – сказал старец, – такси само остановится. Но, когда вы сядете в него, вы не должны разговаривать с таксистом, только я буду с ним говорить».

Точно так и произошло. Такси остановилось, хотя они не поднимали рук, все сели в него, и старец сказал, куда им надо ехать. Когда таксист тронулся с места, то почти тут же начал обвинять духовенство во всех смертных грехах. Каждый раз, когда он выпаливал очередное обвинение, то обращался к сидевшим сзади духовным чадам старца со словами: «Не правда ли, ребята? Что вы на это скажете?» Но они, из послушания, сидели молча. Когда таксист понял, что ему не собираются отвечать, то он обратился к отцу Порфирию и спросил: «Что скажешь, папаша? То, что пишут в газетах, всё правда, не так ли?»

Старец ответил: «Сынок, я тебе расскажу короткую историю. Я расскажу её только один раз, тебе не придётся её слушать дважды. Жил один человек в одном месте (он назвал это место), у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землёй соседа и продал её. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси».

Как только таксист услышал эту историю, он весь затрясся, затем свернул на обочину дороги и закричал: «Молчи, батюшка! Только ты и я знаем об этом». «Бог тоже знает об этом, – ответил отец Порфирий. – Он сказал мне, чтобы я передал это тебе. Смотри, покайся и исправь свою жизнь».

Дух уныния старец часто советовал побеждать при помощи молитвы и прогулки на воздухе. Когда одна духовная дочь старца сказала ему, что она часто впадает в депрессию, то он её спросил: «Почему ты сидишь дома взаперти?» «Ну а куда я пойду?» – возразила она. «Пойди пройдись, пойди в горы. Это очень помогает», – заметил старец. Старец считал, что самый лучший образ жизни – простой, деревенский. А для горожан он советовал как можно чаще уходить на прогулки в горы. Поощряя детей ходить на лыжах в горы, он говорил: «Там, в горах, где вы можете созерцать небо и снег и всю красоту пейзажа, подумайте о Том, Кто всё это сотворил».

Однажды поздно вечером отцу Порфирию стало плохо с сердцем и он вызвал своего врача Георгия Попазахоса. Когда врач осмотрел старца, то спросил, не было ли у него в этот день каких-либо сильных переживаний. Отец Порфирий заплакал и, прерывая свой рассказ от избытка чувств, стал рассказывать о кровавых событиях, происходивших в этот момент на улицах Румынии. Там в это время шли уличные бои – народ восстал против коммунистического режима Чаушеску. Отец Порфирий своими сердечными очами видел смерть и кровь, точь-в-точь так, как об этом на следующий день поведали газеты мира. Он продолжал плакать, а Георгий стал молиться, чтобы Господь отнял от старца это видение, ибо оно разрушало его любящее сердце.

Георгий ушёл от старца потрясённый до глубины души, с умилением сознавая, что Господь сподобил его общаться с живым носителем Божественной любви.

Подобный же случай произошёл со старцем и в 1974 году, когда турки напали на Кипр. Рано утром 20 июля он разбудил всех бывших с ним, со слезами на глазах сообщив, что в этот час турецкие войска высадились на Кипре. Старец даже указал точное место, где начались военные действия.

Отец Порфирий говорил, что обычно для достижения определённого духовного состояния (ведомого только ему) он должен был при помощи молитвы пройти духовную брань, которая длится от 15 минут до получаса. Но когда он находится в освящённом месте, то этого не требуется. «Я войду, например, в святую пещеру преподобного Нифонта, или преподобного Нила на Святой Горе, или святого Иоанна Богослова на Патмосе и даже не успеваю начать молиться, как священное место воскрыляет мой дух горе». Старец всегда подчёркивал важность посещения святых мест. Он считал, что такие святые места, как гора Синай, пещера святого Иоанна Богослова на Патмосе или Иерусалим наполнены благодатью Божиею и способны освятить человека.

Отец Порфирий любил истинную науку и искусства и, несмотря на свои два класса начальной школы, обладал обширными знаниями во многих областях. Он читал книги на все темы: о физике, медицине, астрономии и проч. У него было много духовных чад с высшим образованием, в том числе преподавателей университетов. Однажды один профессор, астроном с мировой известностью, посетил старца. Зашла у них беседа и об астрономии. Позже он говорил, что старец очень удивил его обширностью своих знаний в этой науке. «Он действительно знал то, о чём говорил, и ни в чём не допустил ошибки», – рассказывал поражённый профессор. В другой раз директор госпиталя, известный хирург, был не менее удивлён, когда старец ему подробно описал то, как следует делать определённую операцию.

Последние два года своей земной жизни старец часто говорил о том, как он будет давать ответ на Страшном Суде. Он стал усиленно готовиться к исходу. Он любил вспоминать одну историю из патерика, в которой один старец, чувствуя приближение своего конца, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести моё тело к могиле. Давай пойдём туда, пока я ещё могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довёл его до могилы. Старец лёг в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.

По просьбе старца недалеко от келии была выкопана ему могила, он продиктовал своё последнее прощальное письмо, в котором испрашивал у всех прощения и давал своё наставление. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души. Затем они стали читать келейное правило великосхимника по чёткам. Последними словами старца были евангельские слова Спасителя из его прощальной беседы с учениками: «Да будут все едины». И затем еле слышно он прошептал: «Гряди». И испустил дух.

Господь забрал его светлую душу 2 декабря 1991 года. На следующий день на рассвете 3 декабря, когда солнце только озарило своими лучами верхушку Афона, святые останки старца были покрыты землёю. Для его души воссиял свет вечный и вечная жизнь.



Составлено на основе книги «Elder Porphyrios» монахом Вениамином

Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл