Установление ветхозаветной Пасхи и выход из Египта

Но наиболее ужасной оказалась последняя, десятая казнь. Это наказание было настолько страшным, что египтяне должны были выгнать евреев с большой поспешностью: «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда » (Исх. 11, 1). Суть казни сам Моисей объяснил так: «И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более » (Исх. 11, 4–6). Таким образом, получалось, что каждая египетская семья должна была кого-то потерять! Защитой для еврейского населения послужил особый знак кровью агнца, поставленный на косяках дверей их домов. Согласно древнему преданию этим знаком был крест – прообраз Креста Христова, которым верующие спасаются от греха, проклятия и смерти. Бог повелевает Моисею установить празднование этого события на все последующие времена в среде израильского народа. Праздник этот получил название Пасха, по-древнееврейски Пе?сах – от глагола паса?х, т. е. «миновать», «проходить мимо», а также «пощадить», «избавить». Значение названия напрямую связано со смыслом совершившегося события: губитель прошел мимо домов, помеченных особым знаком, тем самым пощадив евреев и избавив их от египетского рабства.

Безусловно, события установления праздника ветхозаветной Пасхи имеют непосредственную связь и с событиями Пасхи христианской. Агнец, закалываемый в праздничную ночь, по согласному святоотеческому толкованию символизировал Иисуса Христа, претерпевшего распятие для спасения погибающего человечества.

Последнего удара не выдержало высокомерие фараона. Узнав о страшном бедствии, постигшем страну и его собственный дом, он еще ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «встаньте, выйдите из среды народа моего, – возьмите все и идите, и благословите меня », – как бы сквозь слезы добавил убитый горем фараон. Теперь уже и сами египтяне, пораженные ужасом, торопили израильтян к выходу из страны: иначе, говорили они, «мы все помрем ». И народ двинулся в путь, собираясь под знаменами своих старейшин и сосредоточиваясь вокруг главного знамени, где находилась душа всего движения – вождь и освободитель народа Моисей.

Из книги Книга 10. Плоды мудрости (старое издание) автора Лайтман Михаэль

1.2 ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА НАЗЫВАЕТСЯ РОЖДЕНИЕМ Выход (освобождение) из эгоистических свойств в альтруистические, в мир исправления, приобретение первого духовного свойства возможно тогда, когда человек способен подавить в себе проявление любых эгоистических

Из книги Книга 14. Лестница в небо (старое издание) автора Лайтман Михаэль

3.13 – 45. Выход из Египта и дарование Торы При выходе из Египта были получены альтруистические желания для получения света хасадим. Расступление Красного моря – стадия видения, т.е. получение света хохма в эгоистические желания, исправленные светом хасадим. Это стало

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Глава V. призвание Моисея и выход Евреев из Египта. Рождение и воспитание Моисея. Исх. 2У супружеской четы из колена Левиина Аврама и Иохавед родился ребенок. Он был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обреченный на

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Установление Пасхи. Исх. 12–13Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ должен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне.Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Установление Пасхи. Исход 12:1, 3–8, 11-14 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало,

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Часть II. Темы ветхозаветной этики

Из книги Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов автора Бегичев Павел Александрович

Часть III. Изучение ветхозаветной этики

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Установление Пасхи. Исход 12:1, 3-8, 11-14 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

65. Миф о ветхозаветной нечистоте Нам пишут и задают вопросы. Это хорошо! Ведь в письмах описаны церковные мифы, достойные разрушения.Одно из писем глубоко возмутило меня. Я и раньше о подобном слышал, но думал, что такие мифы уже стали историей.В письме речь шла о том, что

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Выход из Египта Представьте, дети, что жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место за несколько тысяч вёрст со всем имуществом. Какой бы тут сделался шум, сколько бы тут было суматохи! То же самое было и тогда, когда евреи уходили из Египта. Тысячи

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА Представьте, дети, что жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место за несколько тысяч вёрст со всем имуществом. Какой бы тут сделался шум, сколько бы тут было суматохи! То же самое было и тогда, когда евреи уходили из Египта. Тысячи

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

4.6.1. Наступление «часа» Христова: встреча ветхозаветной и новозаветной Пасхи Приближающаяся Пасха стала последней в служении Господа и явилась наступлением «часа» Христова. Час Христа – это время Его страданий и Крестной смерти. Неоднократно в Евангелии говорилось, что

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех) Христос воскресе!I. По уставу нашей православной Церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустого, что и намерены теперь сделать. Но как это

Из книги автора

Поучение 9-е. Пятый день Пасхи (О происхождении и значении обычая дарить друг другу красные яйца в праздник Пасхи) I. Во дни пасхального празднования, как известно вам, православные христиане, употребляются у нас красные яйца. В пасхальные дни без этих яиц не обходится у нас

Из книги автора

Из книги автора

ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА Представьте, дети, что жители огромного города в один день вздумали выселиться в другое место за несколько тысяч верст со всем имуществом. Какой бы тут сделался шум, сколько бы тут было суматохи! То же самое было и тогда, когда евреи уходили из Египта. Тысячи

Песах, витраж ХХ век

Песах — пасха ветхозаветная
Песах, должно быть, одно из самых старых слов на Земле. В нём слышится шорох песка и маленьких камушков, гонимых ветром по растрескавшейся от жары почве. В нём колыбельный шёпот усмирённых вод, мгновение назад вздыбленных до звёзд. В нём и смертоносный звук карающего меча ангельского, и спасительный шум невидимых крыл Всевышнего, расправляемых для укрытия народа, избранного Им Себе во служение.

Слово «песах», с еврейского и греческое «Паска» означает прохождение мимо, или пощада, название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь умертвил всех первенцев в Египте и прошел мимо еврейских домов. По мнению некоторых учёных, родственно египетскому «пеш», что означает «расправлять крылья» и «защищать». Это понятие Божьей помощи как защищающего крыла звучит в могущественном псалме: «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен…» (Псалтирь, 9.04). Что ж! Евреи жили с египтянами бок о бок сотни лет, а потому речь их, её образность, вобрала многое от египетской, имевшей огромное число сакральных слов. Когда же настало время, Бог услышал стенание Израильского народа в Египте, где они были рабами египтянам. И вывел свой народ из Египта великими казнями чудесами.

Но как же случилось, что еврейский народ оказался в гибельном положении на чужбине, в Египте? В месопотамском городе Уре Халдейском, знаменитом своими дворцами и башнями, художниками и учёными, садоводами и врачами, - в городе утончённой культуры и многобожия (этаком Париже Древнего мира) благополучно жил солидный и богатый Авраам. Однако благополучен он был только материально, душа же его томилась, пока 75 лет от роду Авраам не услышал глас Бога. Он поверил Бог и был праведен перед Богом. Не одного из тех богов, кому поклонялись в роскошных храмах Ура, но глас Бога Живого, Единого, Кого Авраам, едва услышав, полюбил всем сердцем и умом, всем существом. Бог призвал повелел выйти из места родства своего и из земли своей и идти куда поведет его Бог. Авраам послушал Бог и вместе со своей женой Саррой вышел из Ура и пшел навстречу трудностям неведомого пути в неведомый Ханаан. Многие умерли, многие родились на том пути, вера же в Единого Бога крепла. Именно тогда этот народ, сильное кочевое племя, стали называть евреями (от слова «иврим», что значит «другая сторона», «пришельцы»).

Наконец они обосновались у дубравы Мамре. Здесь- то почти 100-летнему патриарху, отдыхавшему в летний зной у входа в шатёр, явился Господь. Авраам вскинул глаза, «и вот, три мужа стоят против него» (Бытие, 18.2). Авраам, «друг Божий», принимал Триединого Господа как самого дорогого гостя. Праведен был сын Авраама Исаак (тот, кого Авраам из любви к Господу приготовился принести его в жертву Богу), праведен был и внук его Иаков, прозванный Богом Израилем. Еще в отрочестве он видел вещие сны, Иаков увидел во сне лестницу, верх которой касался неба, и ангелы Божии поднимались и спускались по ней. Затем Господь обратился к нему и сказал: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь».

И увидел Иосиф другой сон, во сне солнце и луна и одиннадцть звезд поклонялись ему. Отец Иосифа отождествил себя с солнцем, мать Иосифа — с луною и одиннадцать звезд с одиннадцатью братьями Иосифа. Братья Иосифа, услышав этот сон разгневались на него. Братья и впрямь поклонились Иосифу много лет спустя, и отец его Иаков увидел славу своего сына в Египте. Одиннадцать старших сыновей Иакова сговорились убить своего брата Иосифа, прозванного Прекрасным за то, что он был талантлив и на редкость хорош собой. Отец любил его больше других сыновей. И однажды в пустыне братья бросили Иосифа заживо в пересохший колодец, надеясь, что навеки избавились от него. Но затем передумали и продали брата проезжавшим мимо купцам за 20 сребреников. Иосиф попал в Египет и возвысился: сам фараон оценил его и поставил управлять государством.

Прошли годы. Египет процветал потому что Бог всегда был с Иосифом. А в Ханаане разразился голод - люди готовились к смерти. Но не зря Иосифа называли Прекрасным, прекрасна была и душа его. Он простил братьев и пригласил всех евреев в сытый Египет. Фараон отвёл родным мудрого помощника плодородную долину Гесем, где они зажили припеваючи. Евреи не собирались возвращаться в Ханаан, настоятельно указанный им Богом, а некоторые и Бога своего стали забывать. Так благодушествовал и умножался еврейский народ, пока не пролетело 430 лет. Когда- то иудеев было 70 человек, а теперь «наполнилась ими земля та» (Исход, 1.7). Египтяне давно забыли заслуги Иосифа Прекрасного, а еврейская плодовитость стала всё больше их тревожить: вдруг евреи выживут их, коренной народ. Подозрительность породила ненависть, преследования и, наконец, рабство - полное физическое угнетение и никакого выхода из страны, охраняемой деспотичным фараоном, бюррократией и армией.

Однажды сознание этого кровного родства, природная доброта и справедливость Моисея совместились что он, забыв придворную египетскую учтивость, убил надсмотрщика, издевавшегося над рабом-евреем. а потом бежал, дабы избегнуть фараонова гнева. Следующие 40 лет Моисей пас скот в пустынной земле Мадиамской. Казалось бы, всё позади. Но вот 80-лет- Моисей приводит стадо к священной горе Хорив. И в расщелине её увидит терновый куст, охваченный пламенем, но не сгорающий (его на Руси называют Неопалимой Купиной). «…И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «…вопль сынов Израилевых дошёл до Меня… Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой…» (Исход, 3.4, 9-10). Моисей страшно испугался. Похоже, что в те минуты фараона он боялся больше, чем Бога. Хорошо зная царский двор, он представил себе, как перед фараоном (этаким изысканным щёголем, гладко выбритым, в полупрозрачных благоухающих одеждах и немыслимых украшениях) явится он, теперешний Моисей, - старик со всклокоченной бородой, в одежде, пропахшей овцами. К тому же от волнения он заикался. Но Моисей смотрел на себя глазами человека, а Бог видел сердце Моисея: его веру, любовь, мужество. И чтобы укрепить смятенного старца, Господь ершил нечто доселе неслыханное: Он открыл Своё имя - Яхве, Сущий, шже наделил Моисея способностью чудотворения. И Моисей решился!
18По прибытии в Египет он пересказал все слова Бога своему народу. И поверил народ Господу и узнал, что Господь посетил свой народ. После чего предстал перед фараоном. Можно считать уже чудом, что его вообще пустили во дворец. Но ни чудеса, показанные Моисеем (его посох превратился в змею, а змея - в посох), ни повеление от имени Единого Бога не произвели впечатления на фараона, раздражился и приказал добавить евреям работы потруднее, чтобы они скорее вымерли. Так началась длительная борьба между высокомерным и самолюбивым, изменчивым царём и Самим Сущим, Чью волю раз за разом возвещал фараону старец пастух. Настали дни десяти казней египетских, но Господь ожесточил сердце фараона чтобы явить славу Свою. Фараон не хотел уступить неведомому и невидимому Богу. Но вот Бог назначил последнюю, самую жуткую казнь - смерть первенцев: «…от первенца фараона… до первенца рабыни… и все первородное из скота» (Исход, 11.5). Всё предавалось смерти в земле. Египетской. И за неверие фараона, и за накопившиеся грехи. Последняя казнь над египетским народом была так ужасна, что фараон отпустил народ Израильский от себя, и не просто отпустил, а выгнал с поспешностью, ночью. Так произошел исход народа Израильского из Египетского рабства.

Каждой семье следовало в десятый день месяца нисан выбрать годовалого барашка мужского пола, белого цвета и без единого изъяна - совершенного агнца, а четырнадцатого нисана заколоть у порога и, обмакнув пучок травы в кровь, «помазать», покрыть ею перекладины и косяки всех дверёй. Таким образом двери «запечатывались» от ангела смерти. Ночью кровь невинного агнца, жертвы искупления, горела на дверях жилищ, указывая, что нужно обойти, миновать, пропустить этот дом в ряду других домов. Мясо барана не сваренное, не зажаренное, а непременно испечённое на огне, нужно есть в ту ночь всей семьёй и съесть до последнего кусочка с горькими травами. Причём непременное с опресноками - пресным хлебом, приготовленным без закваски.
Для нас же, христиан, ветхозаветная Пасха стала прообразом истинной новозаветной Пасхи. ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал. 3:24; Евр. 10:1).

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям.

Ветхозаветная Пасха и Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (Исх. 12).
Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (Исх. 14:22).
Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (Исх. 19).
Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (Исх. 16:14).
40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.
Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (Чис 21:9).
Вступление евреев в обещанную их отцам землю (Ис Нав 4).
Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы — христиане (1 Петр. 1:19).
Крещение в воде и избавление от власти дьявола (1 Кор. 10:1-2, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы).
Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (Деян. Апост. 2).
Вкушение Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой на Литургии (Ин. 6 гл.).
Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести.
Избавление от угрызений духовного змия — дьявола силою Креста (Ин. 3:14).
Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда (2 Птр. 3:13).
Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша — Христос, закланный за нас!» (1 Кор 5:7). И как в ветхом так и в новом завете пасха это спасение, спасение от греха.

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история - Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Текст хорошего издания Евангелия обязательно сопровождается так называемыми параллельными местами - ссылками на книги Ветхого Завета. Они свидетельствуют о том, что многие эпизоды Священной истории Ветхого Завета воспринимались в Новом Завете как события прообразовательные, символические и связанные с событиями христианской истории.

Другими словами, Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она оказывается наполненной символами, прообразами и предсказаниями.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели - ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Итак, Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает “взятый из воды” (Исх. 2. 10).

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются “песьими мухами” (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом “Песах”, что в переводе означает “прохождение”, ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, - говорит Христос (Мф. 5. 17). В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. “Христос - новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”, - сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении II века, поэме святого Мелитона Сардийского “О Пасхе” Христос говорит о Себе: “Я - Пасха спасения, Я - Агнец, закланный за вас, Я - искупление ваше, Я - жизнь ваша, Я - воскресение ваше, Я - свет ваш, Я - спасение ваше”.

Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от “тьмы и сени смертной” (Иов. 10. 21).

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого - обещали Спасителя. Блаж. Августин

Ветхозаветная Пасха для евреев была событием огромного значения. Она стала для них точкой отсчета нового времени, началом богоизбранности этого народа. Для нас же, христиан, ветхозаветная Пасха стала прообразом истинной новозаветной Пасхи.

Установление ветхозаветной Пасхи теснейшим образом связано с историей еврейского народа. Ее учреждению предшествовали казни, посылаемые Господом на нечестивых египтян. Когда прошло девять казней, а десятая не постигла египтян, тогда и была установлена Богом ветхозаветная Пасха.

Установление Пасхи начинается с повеления Божия об изменении летоисчисления: “Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” (Исх. 12, 2). Речь идет о знаменательной перемене, произошедшей в исчислении времени. Обыкновенный гражданский год шел своим порядком, как вдруг Бог Своим повелением прервал его течение ради Своего народа, этим как бы давая понять, что народ вступает в новый этап жизни с Богом. Предыдущая история Израиля утрачивала свое значение, и ветхозаветная Пасха должна была стать первым шагом к новой жизни. С этого момента у евреев первым месяцем года будет считаться авив - месяц колосьев, который приходится на апрель-май. После плена, согласно вавилонской терминологии, он был назван “нисан”.

Исход евреев из Египта положил начало новой жизни, возникла возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования.

Далее Господь через Моисея повелевает евреям, чтобы в 14-й лунный день этого весеннего месяца в каждой семье закололи ягненка и его кровью помазали входные двери своего дома: “...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах...” (Исх. 12, 3, 7). Здесь же указываются требования к выбираемому ягненку: “Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз” (Исх. 12, 5). Мясо следовало приготовить на огне и вкушать в эту же ночь “с горькими травами” (см.: Исх. 11, 8). При этом Господь говорит евреям: “Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня” (Исх. 12, 11).

Как видно из книги Исход, праздник Пасхи начинался вечером, точнее между двумя вечерами: первый - когда солнце начинало заходить, второй - когда наступала полная темнота. Пасха - по-еврейски “песах”, что переводится как “прохождение”. Кроме буквального смысла, у этого слова есть и скрытый - “пощади их”. В древности кровь являлась символом искупления, очищения и примирения. Таким образом, веление Господа - это помилование еврейских первенцев, которых минует губитель, проходя мимо домов, двери которых намазаны кровью агнца.

Праздник Пасхи называется вечным установлением потому, что он должен был совершаться до конца Ветхого Завета, а также потому, что являлся прообразом новозаветной Пасхи, символом которой был ветхозаветный агнец.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения евреев, оставляющих Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительное приношение. Заклание агнца и помазание кровью домов - выкуп за еврейских первенцев. Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи указывало на единение между собой и с Богом через жертвенную трапезу.

С Пасхой тесным образом связаны праздник опресноков и закон о посвящении первенцев (см.: Исх. 12, 15; 13, 2-4). Агнца следовало есть с опресноками - пресным, не вскисшим хлебом. Невсквашенный хлеб символизирует быстрое исшествие из Египта. Горькие травы - это горькая доля плена. Дается также указание: “не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне” (Исх. 12, 10).

Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано Самим Господом: “Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской” (Исх. 12, 17). Опресноки должны были напоминать следующим поколениям об этом, а в более частном смысле - о поспешности выхода. Квасное, как заключающее в себе начало разложения, обозначало нравственную порчу, а опресноки - чистоту. Отсюда - запрещение вкушать все квасное 7 дней праздника. Оно предуказывало требуемую чистоту веры в Истинного Бога и предостерегало от закваски языческой (египетской).

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев пророк Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетованную. Первенцы из нечистых животных должны были заменяться чистыми или же денежным выкупом, как за первенцев человеческих. В нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указал на святость и чистоту, требуемую от избранного народа. Евреи, избавленные от рабства у язычников, должны были всецело посвятить себя Богу, выделить первенцев, которые имели тогда большие права и преимущества.

В законе о первенцах сокрыт духовно-таинственный образ Христа как перворожденного Слова. Как Первенец, Он был Пречистой Матерью посвящен Богу и избавил от смерти мир, совершил освящение всего человечества, став Первенцем из мертвых.

Ветхозаветная Пасха явилась прообразовательной, в ней была сокрыта Пасха новозаветная, и все действия и установления ее прообразовали события Пасхи Нового Завета. “Агнец, - говорит Кирилл Александрийский, - долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий”. Выражение “от вечности предопределен” переносит нас в глубину веков и показывает нам Бога, предначертывающего Свои планы искупления и любви, всецело основанные на искупительной силе непорочного и драгоценного Агнца.

Великие намерения любви Божией существовали до того, как был вызван к существованию мир, до появления сатаны и греха. Поэтому, как только Бог начинает говорить и действовать, Он всегда в соответствующем прообразе представляет нам Того, Кто должен был искупить род человеческий. И, исследуя богодухновенные Письмена, мы видим, что всякий обряд, всякая церемония, всякий обычай и всякое жертвоприношение заранее указывали на Агнца Божия, “Который берет на Себя грех мира” (см.: Ин. 1, 29, 36); особенно явственно указывает на Него праздник Пасхи. Пасхальный агнец представляет собой один из наиболее типичных и поучительных прообразов Писания.

Эта истина нам иносказательно представлена в том факте, что агнец сохранялся с десятого до четырнадцатого дня месяца. Агнец этот был, несомненно, прообразом Христа, на что особенно ясно указывается в следующем изречении: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7) - “зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас” (1 Пет. 1, 18–20).

Кости агнца не сокрушались потому, что: “...да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится” (Ин. 19, 36; Исх. 12, 10). Все требования, которые предъявлялись к выбору агнца, по указанию свв. отцов Церкви, ясно изображали Иисуса Христа. Совершенство агнца - это совершенство Христа не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, “которое помазано Божеством”. Непорочность агнца - это непорочность Христа, потому что Он врачует нас от греха и взял на Себя грехи наши, Сам же не подвергся ничему, требующему врачевания.

“Агнец берется единолетен, как Солнце Правды”, - говорит св. Григорий Богослов. Время заклания совпало со временем распятия Христа. “Он (Моисей), - говорит св. Ириней, - знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху”.

“В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте”, - замечает прп. Ефрем Сирин. Горькие травы знаменуют для христиан образ страданий, которые они должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца - образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский).

Итак, агнец, хранимый с десятого до четырнадцатого дня, прообразно представляет нам Христа, предназначенного Богом от вечности, но явленного нам в последнее время, а одно собрание общества Израильского с одной жертвой прообразовало Новозаветную Церковь Христову вокруг одной Жертвы Божественной Евхаристии (см.: Исх. 12, 6). Как Израиль собрался вокруг Агнца, так Церковь Христова собирается вокруг Евхаристии, в которой пребывает Сам Христос.

“Вкушение пресных хлебов, - пишет св. Кирилл Александрийский, - указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни”. Поэтому вкушать Святую Евхаристию можно только с чистой совестью и памятуя о крестных страданиях Христа Спасителя.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Святая Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца - Господа Иисуса Христа.

Из всего вышесказанного следует, что Пасха ветхозаветная явилась прообразом нашего спасения, и как в ней ангел прошел мимо домов, окропленных кровью агнца, так и мы избавляемся от вечной смерти, принимая искупительную Жертву Христа, Его Пречистую Кровь.

В празднике Пасхи ярко отразилось, прообразовалось единство истинной Церкви Христовой, единство “одного тела и одного духа” (см.: Еф. 4, 4). Бог сохраняет только истинную, правоверующую Церковь, которая пребудет “до скончания века” (см.: Мф. 28, 20).