Достоинство, несомненно, относится к одной из важнейших детерминант и ценностей в жизни и поведении человека.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства -- это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

В словаре Д. Н. Ушакова дается такое определение достоинства - это 1. положительные качества. 2. необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Сознание этой ценности, проявление уважения к себе.

Определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.»

Рассмотрим несколько аспектов понятия достоинство.

1. Первое понимание -- понимание достоинства как добродетельности - просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность».

Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. поведение достоинство гордость смирение человек

О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, т. е. добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек -- это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т. д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

2. Второе понимание достоинства -- это акцентировка в первую очередь тех самых качеств над природности и духовно-психологической свободы. Свобода человека - это строгая дисциплина в ограничении своих слабостей. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей.

Такой человек не будет молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности. И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительней «золотой клетки».

3. Достоинство - это соответствовать кому-либо, чему-либо.

Когда сын уважаемых людей поступает распутно, о нем говорят, что он позорит честь своих родителей и ведет себя недостойно. И напротив, когда сын совершает нечто значительное, его хвалят: «поступил достойно своего отца».

Как становятся достойными. Есть, как минимум, три способа приобретения достоинства. Первый - это заслужить достоинство. Так чаще всего и происходит в жизни. Второй способ - это унаследовать достоинство. Человек еще ничего особенного не сделал, но родители сделали. И дети получают их достоинство в наследство. Самый наглядный пример - семьи монархов. И третий способ - это когда достоинство дают незаслуженно, по некоему особому расположению дающего.

4. Достоинство бывает разным: земным и небесным.

Небесное достоинство.

  • - Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Еф.4:1
  • - Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благо и возрастая в познании Бога. Кол.1:9,10
  • - Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. 1Ин.3:10

Достоинство - это понимание своего реального положения и места в мире. Своего духовного статуса. Это понимание того, что Бог дает: жизнь, тело, душу, ум, способности, благодаря которым человек может достичь высокого положения. Все, что человек имеет - дар Божий. Бог помогает взойти на высоты. От человека требуется одно - вести себя достойно своего великого призвания.

Человек, который не осознает своего достоинства, не будет вести себя достойно. Если верующий не осознает себя Божьим Сыном, он не будет вести себя как Божий Сын.

Поэтому верующему и нужно знать, к какому достоинству он призван, чтобы вести себя в соответствии с ним. Ну и, конечно, свое достоинство, то достоинство, которое дал человеку Бог, человек обязан защищать. Верующий человек ответственен за то, чтобы понимать свое достоинство и быть на высоте своего достоинства.

Бог через Иисуса Христа делает людей недостойных, достойными звания христиан и детей Божьих. Сделать нас достойными - право Всевышнего Бога, но поступать достойно - наша обязанность.

Земное достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Достоинство можно сказать, что это определенного рода заслуга. Когда о ком-то говорят: «Он удостоен высокой награды», мы понимаем, что награду эту дали за особые заслуги... А еще можно описать достоинство, как определенный вес, ценность. Достоинство человека - это его вес в своих и чужих глазах. Вольно или невольно мы взвешиваем себя и других, вымеряя достоинство.

В средневековье выражение «достойный человек» -- это представитель знатного рода, в рыночном обществе -- крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выходят в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь -- это моральное или социальное достоинство, то, что вызывает уважение к самому себе или со стороны окружающих. Это чувство своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством.

Достоинство -- переживание внутреннее, интимное, оно не нуждается в демонстрации и является просто состоянием души. Честь - это внешнее проявление внутреннего чувства достоинства. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать.

5. Достоинство может, как приобретаться, так и теряться. Достоинство не только дают, его еще и лишают. Утратить достоинство -- значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно.

Российский учёный, академик РАН, доктор биологических наук Г. И. Абелев в своих трудах пишет: «Мы особенно остро осознаем достоинство, теряя его, - когда, попадая в зависимость, мы вынуждены поступать не по своей воле, высказывать не свои мнения, смотреть чужими глазами, жить не по своим правилам, терпеть оскорбления или вторжения в свою личную жизнь. Тогда мы остро и отчетливо чувствуем, что у каждого человека есть суверенная область, включающая круг вопросов, подвластных только ему одному, и составляющая предмет его неотъемлемого права. Это область его достоинства. В неё, по-видимому, входит всё то, что нужно человеку для выработки его собственного мнения, отношения и решений. Некими постоянными в области достоинства являются privacy, приватность, составляющая сугубо личную сферу жизни человека, а также его национальное и религиозное самоопределение.

Чувство собственного достоинства - настолько глубинное и эмоциональное качество человека, что можно думать о его врожденной природе. Его социальный и даже биологический смысл - в сохранении человеческой индивидуальности.

Право на собственное достоинство - наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как, например, на войне, или лишить человека жизни, как в суде, никто не вправе отнять у человека его достоинства, права оставаться самим собой, сохранять свою суверенную область.

Область достоинства неприкосновенна, её границы не должны нарушаться. Под вторжением в область достоинства мы понимаем любое действие, принуждающее человека к определенному мнению, отношению, решению или действию, лишающего его свободы…

Область достоинства не подотчетна. Нет инстанции, кроме собственного разума и совести, перед которой человек должен давать отчет по вопросам или поступкам, входящим в область его достоинства. Требование отчета есть вторжение в его суверенную область».

В идеале обладание достоинством включает в себя чувство безусловной собственной ценности, обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, умение подняться над желаниями и обстоятельствами, уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, -- ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора, если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Когда наши люди переезжают жить за границу в США, Австралию или Европу, одно качество улавливается не сразу - человеческое достоинство.

Разница в западном стиле общения и постсоветском - колоссальная. Но постигаешь ее со временем.

Достоинство каждого человека

Наличие чувства собственного достоинства у каждого отдельного индивида помогает людям уважительно относиться друг к другу.

Человеческое достоинство не зависит от цвета кожи, где ты родился и сколько зарабатываешь.

Неважно, в какой стране ты родился и кем работаешь, ты заслуживаешь уважительного обращения.

Что означает, не только к тебе будут относиться уважительно, но и от тебя ожидать такого же отношения к другим.

Пялиться, критиковать, комментировать, смеяться над другими неприемлемо. Чем более обижен судьбой или жизнью человек, тем более низко над ним потешаться.

Люди определенной группы могут смеяться над собой и своими особенными привычками. Например, комик-индиец может пошутить над привычками иммигрантов из Индии. Женщине-юмористке дозволено выставить напоказ женские причуды. Но глумиться над группой других людей, к которой ты не принадлежишь, или унижать определенного индивида - недопустимо.

Те, кто высмеивают других или атакуют слабых, получают сильный общественный отпор. Преследование и персональные атаки (bullying) становятся предметом разбирательств в школах, где детей учат относиться с любому человеку с уважением.

Турия Питт - торжество достоинства над ужасом

Публикация фото Турии Питт на обложке самого популярного женского журнала Австралии в июле 2014 г. вызвала поддержку по всему миру.

Девушка пострадала от многочисленных ожогов в результате степного пожара во время 100 км ультра-марафона, после чего она оказалась в 2-месячной коме, пока врачи проводили на ней серию операций. Ожоги покрыли 65% ее тела, часть ступни и фаланги пальцев на руках пришлось ампутировать.

Турии оказалось необходимо провести в госпитале еще 2 года после того, как она очнулась. Все эти 2 года она закрывала свое лицо черной маской с прорезями. После нескольких лет под маской, она отважилась показать свое лицо, сняв черный “чулок” перед зрителями ТВ программы “60 минут”.

Все ее тело, включая лицо и руки, покрыто шрамами от ожогов. До трагичного случая девушка была моделью и приняла участие в конкурсе Мисс Земля 2007.

Сейчас Турия работает инженером на шахтах и выступает как оратор, рассказывая о своем опыте. Ее жених Майкл поддерживал свою девушку все годы, пока она боролась за свою жизнь и выздоровление. Пара обручилась в июле 2015 года.

Майкл купил кольцо для любимой, когда она была все еще в госпитале и ее будущее было неясно. Он сказал своему отцу: “Если она выживет, я на ней женюсь”.

Хотя это решение стало сюрпризом для многих. После несчастного случая люди на улице останавливали Майкла и спрашивали, почему он все еще с Турией.

Даже ее доктор сказал молодому человеку: “Смотри, это будет долгий путь, она не будет выглядеть так же и не будет той же девушкой, в которую ты влюбился”. Но молодой человек остался верен любимой.

Люди говорят Турии, что ей повезло иметь Майкла в ее жизни. По ее мнению, это не совсем так: “Я думаю, везение здесь ни при чем. Я думаю, что мы оба достаточно удивительные люди, и что мы являемся хорошим отражением друг друга. Я думаю, что мы много работали, чтобы достичь отношений, которые стоят того, чтобы ими гордиться”.

Сейчас Турии 28 лет. Когда случилась непредвиденная катастрофа в 2011 году, ей было всего 24.

Реакция на публикацию

Обложка журнала Women’s Weekly с портретом Турии Питт.

Каван Ческовски (The Huffington Post) выразила пожелание многих, написав:

“Давайте сделаем Питт примером для других женских журналов: красота содержится в разных сосудах. Женщины должны иметь меньше блеска и больше субстанции. Меньше туши и больше достижений. Больше женщин других цветов кожи, больше женщин с разными корнями, просто больше. Что, если бы журналы начали использовать на обложках фото женщин, которые не выглядят совершенными? Если бы они начали использовать женщин с уникальными лицами и невероятными личными историями? Смогли бы мы это пережить? Да, смогли бы”.

Журнальная обложка номера с историей отважной победительницы гласила: “Я - самая везучая девушка в мире” (“I am the luckiest girl in the world”). Согласитесь, это удивительный взгляд на ситуацию из уст девушки, которая раньше была признанной красоткой, после такого огромного внешнего преображения.

Личное достоинство

Право на достойное с обращение имеет каждый человек. Умение видеть несчастье и слабость, так же как и что-то хорошее, даже в неприятном вам индивиде помогает развитию чувства собственного достоинства.

Королева Елизавета II является самым долговременно царствующим британским монархом в истории.

Старая поговорка “Не будь свиньей, даже если кто-то вывалял тебя в грязи” позволит не принять обиду к сердцу. Люди ведут себя негативно потому, что плохо обращались с ними.

  • Чувство собственного достоинства предполагает доброе отношение к тем, кому меньше повезло, так же как и ровное уважение (не зависть и не подобострастие) по отношению к вышестоящим.
  • Желание унизить других обычно идет рука об руку с подобострастием и подхалимажем по отношению к сильным мира сего.

Поэтому попытки других вас унизить стоить воспринимать как их желание вручить вам “обиду”. Нужна вам эта обида? Если нет, не принимайте ее. Оставьте ее обидчику. Пусть наслаждается.

Лучше всего в ответ на унизительную ремарку улыбнуться и сказать: “Спасибо за комплимент! Я тоже о вас очень высокого мнения.”

Человеческое достоинство берет истоки внутри, а не извне.

Когда на вас лает маленькая собачка, вы же ведь не будете пытаться ее пнуть.

Или если в вас кинул камешком чужой 3-летний ребенок, вы не будете его атаковать.

Точно так же здесь. Пытаться унизить других может только человек, который чувствует себя незначительным. Английская королева вас никогда не оскорбит и не унизит. Ей это не нужно.

Помните: оценка других людей не характеризует, кем являететесь вы. Она характеризует, кем являются они .

Ваша ценность не зависит от вашей внешности или возраста, где вы родились или сколько вы зарабатываете. Ваша ценность идет изнутри, в том числе из того, как вы относитесь к другим людям и себе самой.

Турия Питт: думайте о себе высоко!

На своем сайте Турия написала:

“Я верю, что люди имеют тенденцию проецировать свою неуверенность на других. Возможно, вы начали питаться более здоровой пищей или заниматься спортом больше, чтобы достичь целей в здоровье или фитнесе, и ваши коллеги по работе рассказали вам негативные истории о людях, которые пытались сбросить вес, или же посмеялись над вами, напомнив о всех предыдущих попытках, когда вы пытались это сделать. Возможно, вы решили пробежать марафон и друзья говорят вам, что вы сошли с ума даже пытаться это сделать, или что бег на длинную дистанцию плохо на вас отразится. Возможно, вы в новых отношениях и кто-то вам говорит, что “мужчинам/женщинам нельзя доверять” и т. д.

Share this article

Пожалуй, ни одна тема не вызывает столько противоречивых мнений и споров, как достоинство человека. По сути, это понятие обозначает субъективное отношение личности к самой себе. Многим для того, чтобы вырастить большое самоуважение, требуется сначала достичь в жизни необыкновенных высот. Люди, имеющие большие требования к своей личности, часто страдают от мнимых недостатков и стремятся во многом себя улучшить.

Формирование достоинства человека начинается в детском возрасте и продолжается в юношестве и зрелости. Человеческое достоинство складывается из множества факторов, которые способны оказывать мощное воздействие на самооценку личности. В ряде случаев имеет место то обстоятельство, сколько внимания уделялось ей в детском возрасте. Если родители много времени проводят с ребенком, интересуются его настроением, успехами, то постепенно в него формируется осознание своей значимости. Зрелое чувство достоинства обычно выражается в стремлении следовать заданному направлению в жизни, воплощать индивидуальные планы и мечты. Достоинство не имеет ничего общего с , вседозволенностью.

Честь и достоинство человека

Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждой уважающей себя личности. Несколько десятков лет назад слово «честь» ассоциировалось с понятиями честность и умение быть искренним до конца. Сегодня оно практически не изменилось и обозначает стремление человека достигать своих целей чистым путем посредством плодотворной работы над собой. Честный человек поступает по отношению к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Достоинство соотносится с понятиями собственной значимости и . Во многих ситуациях сама жизнь часто требует от личности большого умения сохранять внутреннюю свободу и быть независимым. Честь и достоинство являются важными составляющими адекватного восприятия действительности. Когда человек может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимает свои достижения, которые имеются на данный момент времени, он становится подлинно независимым и счастливым. Если бы не существовало понятий чести и достоинства, сделалось бы невозможным принятие себя как личности, самореализация. Достоинство – это путь к полноценной жизни. Без достоинства невозможно никакое развитие.

Достоинство и свобода человека

Как достоинство связано со свободой? Можно ли сохранить достоинство, будучи человеком зависимым, ведомым? Жизненная практика показывает, что нет. Если личность настолько не уверена в себе, что позволяет другим управлять собственной жизнью, вряд ли ее можно назвать полноценной и счастливой (читать про ). Но что означает свобода и почему за нее человек иногда готов бороться не на жизнь, а на смерть?

Свободу во все времена признавали главной ценностью личности. Без нее невозможно вырастить достоинство в достаточной степени. Не будь свободы, все достижения, которые имеет человек, в конечном итоге оказались бы напрасными. Все, чего мы достигаем, мы делаем ради того, чтобы развивать собственную индивидуальность, выражать себя во всей полноте. И наличие достоинства здесь очень поможет. Кем – то поначалу движет желание получить уважение окружающих, другие начинают гордиться собой (читать про ). Как бы то ни было, чувство наличия свободы помогает развить достоинство, сформировать уверенность в своих силах. На самом деле невозможно продуктивно действовать без осознания собственной индивидуальности. Нельзя стать счастливым за другого или реализовав чужие мечты, а не свои цели.

Какие ситуации требуют присутствия достоинства?

Иногда в жизни приходится действовать быстро, не задумываясь над конечным результатом. Возникновение неприятных моментов никто исключить не может. В некоторых случаях присутствие достоинства может помочь почувствовать себя лучше, справиться с серьезными трудностями.

  • Незаслуженная обида. Когда человек испытывает внутреннее чувство обиды, все его существо сжимается от ущемления собственного достоинства. Возникает чувство, что вас обидели незаслуженно, напрасно. Данное состояние сопровождается сильным негодованием и нередко желанием отомстить обидчику. Возможны состояние внутреннего опустошения, страха, апатии, появление тревожности, нарушение сна. Честь и достоинство при этом так же страдают и претерпевают значительные изменения. Достоинство личности главным образом начинает колебаться. Находясь в чувстве обиды, невозможно чувствовать себя целостным. Возникает ощущение, что душу растоптали, нередко человек замыкается в себе и какое – то время отказывается от общения.
  • Отстаивание интересов. В том случае, когда требуется постоять за себя, отстоять свои интересы, достоинство развивается в большей степени, чем в других случаях. Прохождение через трудности закаляет характер, способствует формированию внутренней силы, воли. Здесь тема чести и достоинства выходит на первый план. Много значат произнесенные слова, поэтому им уделяется особенное внимание. Во время ведения разговора с оппонентом, крайне важно не отвечать обидой на обиду и быть искренним до конца.
  • Конфликты внутри коллектива. Где, как не в коллективе большую часть времени находится личность? Нередко в данной группе людей происходит столкновение интересов, взглядов, мнений. Понадобится большая сила воли и уверенность в себе, чтобы ежедневно преодолевать значимые , искать компромиссы. Развитие достоинства обязательно произойдет тогда, когда личность научится отделять собственные интересы от общественных. Необходимо выработать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. На это может уйти немало времени. Но наличие собственного достоинства того стоит!

Как развить в себе чувство собственного достоинства?

От того, насколько мы сами себя ценим (читать про ) часто зависит и отношение к нам окружающих. Почему так происходит? Дело в том, что общаясь с разными категориями людей, мы составляем свое мнение о них на основе собственных впечатлений, а они проделывают то же самое в отношении нас. Если личность проецирует во внешнее пространство внутреннюю скованность, неуверенность, то окружающие будут подсознательно воспринимать это. Известно, что тот, кто не любит и не ценит себя, не должен ждать уважение и признания со стороны других. Достоинство необходимо сохранять в любой ситуации именно затем, что оно позволяет чувствовать себя значимым и важным. Без этого ощущения человек никогда не рискнет ставить перед собой высокие цели и стремиться к их достижению. Честь и достоинство являются главными составляющими любого продвижения вперед, личностного роста и успеха в целом. Советы, приведенные ниже, помогут укрепить чувство достоинства. Необходимо понять, что степень его развития зависит напрямую от самоощущения человека, от того, насколько он готов к значимым переменам в своей жизни. Собственное достоинство, как правило, формируется посредством систематической конструктивной работы над собой, признания своей уникальности.

Найдите собственную индивидуальность

Если человек с должным вниманием и уважением не относится к себе, возможно, он в полной мере не знает о своих достоинствах. Лишь изучив досконально собственную личность, можно начать осознавать мотивы своих поступков, бороться со страхами, предупреждать и разочарования.

Уверены ли вы в том, что занимаетесь в жизни своим делом? Соответствуют ли занимаемая должность, карьерный рост вашим амбициям, желаниям, стремлениям? Если нет, то возникает серьезная необходимость подумать над этим. Достоинство – нужная и необходимая составляющая, которая помогает справиться со многими трудностями, осознать свою уникальность и неповторимость. Ничто не способно создать такую мощную внутреннюю защиту человеку, как честь и достоинство. От того, как человек относится к самому себе, напрямую зависит отношение к нему окружающих людей. Формирование собственного индивидуального взгляда на вещи помогает почувствовать себя значительным, занять в социуме важное место.

Профессиональное самосовершенствование

В определенный момент жизни каждый из нас выбирает себе собственный профессиональный путь. Этот выбор продиктован как внутренними потребностями личности , так и социальными ожиданиями. Тема чести и достоинства связана с ним напрямую. Если человек в силу каких – то обстоятельств не сможет состояться в той или иной сфере, то всегда будет ощущать собственную никчемность и пустоту. Нельзя ничем компенсировать пробел в сфере образования. Человеку крайне важно чувствовать себя значимым, проявить свои индивидуальные способности и выразить себя в той или иной деятельности. Достоинство личности можно воспитать путем постоянной кропотливой работы над собой.

Постоянное самообразование

Даже профессионал в своем деле время от времени чувствует потребность обновить имеющиеся у него знания, получить новые. Самообразование – неотъемлемая сторона жизни любого человека, для которого карьера и рост в профессии представляет существенный интерес. Честь и достоинство личности во многом определяются благодаря тому, насколько она смогла состояться в своей деятельности. Совершенствуя свои навыки, человек продвигается вперед, стремится к улучшению своего состояния, обязательно работает над характером (читать про ).

Достоинство человека в данной сфере жизни может, как серьезно пострадать, так и вознестись до небывалых высот. Если личность не задумывается на тему своего достоинства, то, скорее всего, со временем начнутся серьезные проблемы в профессии.

Избегание неприятного общества

Давно замечено, что пребывание среди людей, которые могут оскорбить или унизить, негативно влияет на формирование личности. Если человека окружить людьми, которые словом или делом будут мешать его самореализации, то вскоре он почувствует себя ненужным, опустошенным и подавленным. Некоторые личности могут ненароком оскорбить достоинство человека, отчего у последнего возникает ощущение сильной обиды. Обычно обижают других те люди, которые сами не владеют чувством собственного достоинства. Им доставляет кратковременную радость унижать других, лишать их внутренней силы и чувства равновесия. Стоит каждому позаботиться о себе и избегать общества, которое может уязвить достоинство. Помните, к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться.

Таким образом, достоинство человека – это чрезвычайно важная и существенная тема, вызывающая в социуме многочисленные споры и толки. Если бы не существовало понятия достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости. Достоинство относится к той категории, которая отвечает за успех и счастье.

Известный польский пси­холог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изу­чает мотивы пове­дения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического учено­го. Одна из его книг на­зывается « Многомерный человек». « Авантюрность жизни», « прославление неудачи», « рассуждение о ненасытности», « страсть к преодолению границ» - вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.

Есть в ней и глава, посвя­щенная достоинству человека.

Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек со­храняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собствен­ных убеждений в обмен на обещанные привилегии?

Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека - личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных фор­мах принуждения и терро­ра), у каждого из нас оста­ется возможность сохранить личное достоинство. Одарен­ный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собст­венной системой ценностей, он ве­рен себе и не поддается манипули­рованию.

Правда, и характер можно сло­мать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, ли­шить его индивидуальности.

Два портрета

Юзеф Козелецкий дает обоб­щенный портрет человека, облада­ющего чувством собственного до­стоинства. Вот его основные черты:

♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;

♦ умеет защищать свою индиви­дуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спо­койствие;

♦ мало податлив к манипуляциям извне;

♦ не променяет свою индивиду­альность на материальные ценнос­ти, на доступ к власти или к славе;

♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только сущест­венные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.

Совсем иначе ведет себя чело­век, лишенный чувства собственно­го достоинства:

♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;

♦ легко поддается манипуляци­ям;

♦ принцип верности истине замещается у него принципом собст­венной пользы;

♦ под давлением обстоя­тельств может совершать поступ­ки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.

Понятно, что оба портрета, на­бросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточ­ных отметок. Но установка (устойчи­вая склонность к первому или вто­рому способу поведения) тем не ме­нее просматривается всегда.

В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельст­вам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить се­бе сам. Козелецкий, в задачу кото­рого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возмож­ный путь. Он считает, что главное - сохранить себя, не потерять инди­видуальности.

В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово « индивидуализм» не так давно произ­носилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеж­дения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворя­лась, нивелировалась в толпе. Спо­собность противостоять « обезличи­ванию», сохранить достоинство Козе­лецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в до­стоинстве эстетическую ценность: « Владение собой человека, защища­ющего свои убеждения, включает элементы прекрасного».

Жизнь по ту сторону достоинства

Каждый человек создает концеп­цию собственного « я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выде­лить два типа людей - прагматич­ные и принципиальные.

Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управ­лять собою в изменчивом мире, на­до приспосабливаться к любой си­туации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное « я» от среды, часто стирается.

Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от соб­ственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливос­тью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные дей­ствия.

Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психо­лога Стэнли Милгрема, целью кото­рого было определить степень под­чинения человека требованиям, ос­корбляющим достоинство.

Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль « учителя», второй - « ученика». В ходе эксперимента « учитель», ко­торый и был испытуемым, должен был наказывать « ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что « ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последую­щую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения « учитель» слышал крики « ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследова­ний).

Большинство испытуемых со­глашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все бо­лее сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко подда­ются манипуляциям, готовы подчи­няться сомнительным авторите­там, а обещание награды (значи­тельно меньшей, чем библейские « тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.

Однако в исследованиях Милг­рема была выявлена и другая группа людей - тех, кто отказы­вался доставлять страдания « уче­никам». Таких оказалось значи­тельно меньше, но они были твер­ды - узнав об условиях экспери­мента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутрен­ними убеждениями и не поддава­лись манипулированию. Основа людей этого типа - неповторимые черты личности, а не набор испол­няемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анали­зировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.

Достоинство и биография

« Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с до­стоинством. Тем не менее она до­статочно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», - считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бы­вают такие моменты, когда он утра­чивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипули­рованию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.

Так происходит тогда, когда рож­даются новые возможности приоб­ретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как расте­ние, не пустившее достаточно глубо­ких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Пер­спектива богатства подавляет вер­ность себе. Не правда ли, именно та­кие метаморфозы происходят сей­час в нашей стране, где никак не за­кончится передел собственности?

Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и ре­прессии. Многие ученые в период « ошибок и искажений» открещива­лись от своих взглядов. Это позво­лило им удержать прежние должно­сти и избежать страданий.

Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуа­циях. Обескураженный новыми по­рядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выпол­нять действия, которые часто оказы­ваются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, кото­рые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.

Но бывает и наоборот. В биогра­фиях некоторых людей можно обна­ружить переломные моменты, в кото­рые они отказываются от недостой­ных поступков, защищают собствен­ные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влия­нием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может « про­зреть» - осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шах­матной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновлен­ным, как растение после ливня.

Итак, личное достоинство - это установка, укорененная в характе­ре. Хотя кто-то считает его анахро­низмом и помехой в прагматичес­ком мышлении, оно продолжает ре­гулировать поведение людей. Во времена неуверенности его роль даже усиливается. Оно становится как бы гарантом независимости человека в окружающем его мире.

« В структуре достоинства, пони­маемого как верность себе, есть что-то неочевидное, таинственное, удивительное, вроде бы не соответ­ствующее криюриям эффективного действия… Мы живем в период, ког­да судьба человека в большей сте­пени зависит от его характера, чем от его интеллекта». Это слова муд­рого философа, а не бесстрастного исследователя.

Вера Козлова

Эссе входит в книгу «Словарь. Психология и характерология понятий»

Что такое достоинство?

  • Что такое достоинство вообще?
  • Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?
  • Что такое личное достоинство?
  • Что такое достоинство гражданское?
  • Что общего между достоинством и честью?
  • Что такое рабская психология?

Что такое достоинство вообще?

Мы можем, конечно, понимать под достоинством – стоимость, цену: «монета достоинством в пять копеек». Такое достоинство в принципе относительно, всегда должно быть бóльшим или меньшим, и то, что обладает этим достоинством – в принципе заменимым, – пригодным к обмену на что-либо равноценное. Идеальное выражение этой заменимости – деньги. Что до человека, то ему может быть жаловано достоинство генерала (и тогда, скажем, на его вызволение из бандитского плена будут брошены огромные силы и средства), а может быть – рядового (и в этом случае обойдутся средствами менее значительными)...

Но то, что чувствует без всяких объяснений всякий достойный человек – это что ни один по-настоящему ценный предмет и в особенности ни один субъект в принципе не заменимы; испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств. И даже не говоря о человеке и совершенно независимо от нужности всего перечисленного лично нам, и в картине, в которую вложена душа художника, и в растении, и в животном мы ощущаем и уважаем их жизнь – их самоценное. Для нас это самоценное есть ценность , – в отличие от цены нечто абсолютное, – понятие, значащее по-своему то же, что святыня. Пусть далеко не всегда мы можем блюсти эту святыню живого – уже потому, что созданы плотоядными, – но, переступая ее даже вынужденно и даже в самом малом, не можем не испытывать хоть какого-то внутреннего сопротивления.

Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси – а) цена и б) бесценное, абсолютное, святое; и когда дело касается человека, достоинство – это, конечно же, только и исключительно святое. Нечего и говорить, что генерал в этом плане вполне равен рядовому, потому что оба прежде всего люди . Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.

Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир . Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно . Так достоинство человеческое , может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного . Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Что такое личное достоинство?

Итак, личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.

Среда обитания личности – другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного и непросматриваемого внутреннего мира. И вход, и взгляд в него без приглашения – вторжение, насилие; между прочим, даже близкие люди – это те, кого личность сама посвящает в этот свой мир. Не исключение, конечно, и дети: сколько конфликтов из-за того, что им хотят как лучше , а они – по-своему ... Но это тема особая.

И еще одно. Наше определение человеческого или личного достоинства останется все- таки не до конца внятным, если не указать на то, что, кроме прямого насилия или вторжения в его сферу, в любой социальной среде его искушает, оскорбляет или прямо отрицает. Именно, это идея статуса. Мы говорили: ценности во всем противостоит цена. Итак, достоинство – это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, в отличие от той определенной «цены», которую ему назначает и переназначает общество. Насколько абсолютное выше относительного, настолько звание человека выше звания дворянина, великого художника или ученого, даже героя, и в той же самой мере это звание не может быть посрамлено состоянием крепостного, должностью золотаря или характеристикой недотепы. Бесконечное больше любого конечного всегда ровно на бесконечность... В общем, человеческое достоинство во всем автономно от иерархического социального «достоинства», и еще потому его точный синоним – личное.

Что такое чувство собственного достоинства?

Читатель наверняка уже ощутил необходимость этой категории. Отличая собственно личное достоинство от вообще человеческого, «физического», невозможно не наткнуться на следующее: оно появляется будто бы лишь тогда... когда его начинают чувствовать!

Нет, – спешу оговориться, – конечно же, святыня человека, как святыня, абсолютна в каждом, и остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам человек, ощущает ее он сам или не ощущает. Если чья-то душа спит или даже усыплена им искусственно, это не значит, что ее нет вовсе; а стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом – скажем, он поступается им ради каких-то выгод – все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем существует, и свято, и нисколько не умалено для нас . Это уже не его – а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно лишить свободы (по сути, лишает свободы он себя сам), – но не бить и даже не обращаться к нему на ты; как о женском достоинстве проститутки можно сожалеть, но не пользоваться тем, что она сама его в себе предала – не прибегать к ее услугам...

Короче говоря, человеческое достоинство включает в себя и личное – хотя бы как его святую возможность, которая и должна быть уважаема, или как право , которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

Итак. Чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.

Что такое гражданское достоинство?

В древности звание («достоинство») гражданина данного государства означало его право на покровительство со стороны этого государства, его законов; так, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, не гражданина – раба или иноземца – в принципе можно; раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца – статус чьего-то гостя. Плюс еще, в отдельных случаях, минимум сострадательности.

С тех пор «гражданское достоинство» накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, – и ассоциируется в общем правильно.

Духовный прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства те великие коррективы, что законные права стали пониматься как права естественные , то есть определяемые не государственной властью, а исключительно самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого и абсолютного человеческого достоинства . То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признаваемо законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты. Правосознание – это именно сознание естественных прав.

Так вот, гражданское достоинство человека – это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства; это правосознание , как глубоко личное чувство своих и чужих объективных естественных прав, полный и точный кодекс которых диктует каждому не что иное, как его чувство собственного достоинства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство. Гражданское достоинство – противоположность рабской психологии.

Если достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно «потерять», «уронить», «попрать» или «воспитать»?

Мы уже этого касались: ни отнять у человека достоинство, ни наделить его достоинством невозможно. Но, по недостатку чувства своего неотъемлемого личного достоинства, сам человек может оказаться не на его высоте: поступив против совести (которая есть главное содержание личности) или презрев стыд (который есть инстинкт сохранения личного, интимного), – предпочтя тому или другому какие-то выгоды. Таким лишь образом достоинство «теряют», «роняют». Но и это остается личным делом потерявшего и уронившего, – достойные люди этим в другом не воспользуются. Унижать того, кто уже сам себя унизил – будто совершать преступление чужими руками: то же преступление, только еще отвратительнее.

Да, – так что же значит «попрать» чье-то достоинство? Значит совершить то, с чем по справедливости смириться нельзя: совершить насилие, все равно над плотью или душою. По сути, достоинство человека не умалишь, даже убив самого человека. Но чувство достоинства оскорбить можно и словом, – и побуждая нас реагировать на оскорбления, это чувство совершенно право. Иногда борьба за личное достоинство составляет наш непреложный долг – например, ничто не может заставить нас предать другого; иногда отказ от такой борьбы – отказ от мести, прощение – самый достойный ответ на обиду. Но и в последнем случае право на защиту достоинства неотъемлемо. В общем, попрать достоинство нельзя, но и пытаться это сделать – преступление.

Ну, и – «воспитать». Понятно, это значит воспитать в человеке чувство его личного достоинства. Совесть, стыд должны быть у человека личными – не рабскими, не производными от страха или послушания – так что без воспитания такого чувства достойного воспитания не получится...

Какая связь между личным достоинством и личными достоинствами?

Достоинство, о котором мы говорим – и не только человеческое или личное, но и гражданское – всегда в числе единственном; ни к жалованным, ни к личным достоинствам оно отношения не имеет. Его не вручают за заслуги, оно в нас – исходно.

Достоинство в каждом уважаемо , достоинства же могут быть любимы , вызывать восхищение; уважение любви не требует. И все-таки есть одно, чем достоинства (множественное число) могут послужить достоинству (единственное): они укрепляют наше чувство достоинства человека вообще, делают наш гуманизм оптимистическим. Ведь можно осмыслить абсолют человеческого достоинства и так: это все лучшее, на что человек в принципе способен.

Что общего между чувством собственного достоинства и гордостью?

Ничего. Точнее, чувство собственного достоинства ей в принципе противоположно. Оно должно быть, и точка; ведь это твой долг перед собою, а долг – не заслуга. Вообще говоря, гордиться можно (и то не нужно) лишь тем, что тебя от других выгодно отличает – достоинство же неотъемлемо в каждом. Но даже, если большинство на твоих глазах свое достоинство предаст, а тебе ценой страшных усилий удастся его сберечь, и это тебя будто и выделит – достойному человеку ни малейшего удовольствия этот факт не доставит и гордыне никак не послужит.

Впрочем, те, кто воображает, что достоинство относительно – измеряется положением – безусловно воспримут в каждом, кого сочтут ниже себя, любые проявления собственного достоинства настоящей гордыней... Но это, как говорится, уже их проблема.

Что общего между личным достоинством и честью?

Понятие чести соединяет будто бы несоединимое: статус, нечто в принципе относительное, и достоинство, в принципе абсолютное. Честь – это социальный статус (место на иерархической ступени или в общественном мнении), соответствовать которому душой и телом полагают вопросом личного достоинства.

Категория, как видим, в моральном плане весьма сомнительная. Даже если «положение обязывает» (то есть честь обязывает) к чему-то доброму – это, тем самым, достойно, – но лучше, чтобы к доброму нас обязывало само достоинство независимо от положений. Ведь есть такие положения, что ни к чему доброму и не обязывают...

Честь, подумалось – это и, наоборот, личное достоинство, блюсти которое заставляет статус. Вот – дуэль: здесь, чтобы не упасть в глазах общества, вроде бы защищают свое личное достоинство. Порочность такой позиции наглядно демонстрирует сама дуэль. – Защищать достоинство следует ради него самого. Но достоинство истинно достойного человека, сверяющегося с собственной совестью, а не с чужими глазами, не каждый может оскорбить, даже и пытаясь это сделать; и месть ничего не меняет, и сама по себе недостойна; и жребий, которым является дуэль (в противном случае она является убийством) – вещь, возмущающая человека, как существо разумное, одной своей бессмысленностью...

В общем, честь и достоинство – если и не во всем различны, то по меньшей мере взаимозаменяемы. У одних может быть честь, у других – достоинство. Взять карьеризм, или честолюбие: это именно готовность платить за честь достоинством...

Что общего между достоинством и аристократизмом?

Действительно: аристократизм будто бы перекликается с чувством собственного достоинства в том, что сознает достоинство индивида прирожденным ему и потому неотъемлемым. Говорят еще, что освобождение дворян от телесных наказаний способствовало в них становлению чувства достоинства – то есть достоинству поспособствовала эта аристократическая привилегия; отчасти оно, наверное, и правда...

И однако уже с отправной точки, с идеи прирожденности, аристократизм и чувство собственного достоинства расходятся на сто восемьдесят. Чувство достоинства – чувство врожденной безмерной ценности каждого, аристократизм – вера в свою врожденную и отмеренную, хоть и высокую, цену. Но ценность цены не приемлет, даже самой высокой. Потом, честь, в отличие от достоинства в собственном смысле слова (а аристократизм – как прирожденный статус – это, ясно, о достоинстве как чести), – честь должна по справедливости опираться на какие-то заслуги; идея же наследуемой, независимой от всяких личных заслуг чести – чести родовой – идея из тех времен, когда личность ничего не значила, а значил род, – то есть это идея дикарская, первобытная, чистейший архаизм. Само возникающее представление о личном достоинстве означает естественную смерть представления о каком-то родовом достоинстве.

Что общего между достоинством и престижем?

Хотя престиж осмысляет себя именно как достоинство, это – антагонисты.

Престиж – это аура благополучия, то есть почести, воздаваемые благополучию. Вот почему богатому труднее протиснуться в царствие небесное, чем верблюду в игольное ушко: если он служит престижу, то уж не достоинству. Этим двум господам зараз, точно, служить невозможно. Ибо достоинство – это неотъемлемая честь быть просто человеком, явнее всего заявляющая о себе, может быть, именно в крайней степени неблагополучия.

Что такое рабская психология?

Это готовность ценой личного достоинства (человеческого, гражданского) получать какие-то преимущества. Хотя бы и «честь» (почести, высокое положение); «дворянин», «дворовый» – слова одного корня...

(Одно примечание. Нищий – даже и способный заработать иначе – все же не раб и даже вовсе не раб, – он поступается не достоинством, а лишь социальным статусом, который никакого отношения к человеческому достоинству не имеет. К тому же мзда за этот его отказ от конкуренции за место под солнцем добровольна – не преступна. Раб – скорее тот, кто ради престижного места станет делать что угодно.)

Но весь подлинный, социальный и планетный масштаб проблемы рабской психологии, ее кошмар, выявило новое время. Имя этому кошмару – тоталитаризм.

В двадцатом веке мы узнали вполне, что главная выгода, вернее всего достигаемая ценой достоинства – это особого рода безответственность, безответственность убежденная, – то есть ответственность исключительно перед властью с ее идеологией, освобождающая от личного разумения и с ним от совести. Совесть сменяется преданностью или/и идеологией, соответственно размышления и колебания – энтузиазмом или его загнившей разновидностью, непробиваемым формализмом. Если святыня личного достоинства предана, святым должно стать то, ради чего им жертвуют; потому раб и в своих святынях – раб, и это в рабской психологии самое на первый взгляд удивительное и самое отталкивающее. Имя любым его святыням и идеалам – как бы он их ни называл – власть . Воистину, всякая власть для него от Бога, кроме только слабой власти... Коммунизм, нацизм и православие в нем легко уживутся, потому что главное для него в этих идеологиях – готовность к тотальной власти, а отнюдь не то, как могли бы договориться по вопросам теории Маркс, Гитлер и Победоносцев...

Что такое национальное достоинство? Как связаны личное достоинство и национальное; гражданское и национальное?

Национальное достоинство – это неотъемлемо принадлежащее моему личному достоинству право на всю сумму национальных особенностей (если они есть, ибо и самой национальности может у человека не быть) и привычек, привязанностей и предпочтений (опять же, если они есть), которые я только сочту частью своего внутреннего мира.

Что до какого-то особого «национального» достоинства, которое бы что-то добавляло к моему личному или с чьей-то точки зрения что-то от него убавляло – оно, очевидно, есть пережиток родового строя, мертвец, делающий свою губительную работу среди живых, глупейшая и опаснейшая химера. Идея самостоятельного «национального» достоинства и идея личного достоинства – идеи взаимоисключающие. Что мы и видим: как низость, так – национальная идея...

Итак, национальное достоинство – это, попросту говоря, личное достоинство каждого, не позволяющее себя оскорблять, в частности, по национальному признаку. То есть возвысить по национальному признаку нельзя, оскорбить – еще как. Что Пушкин или Толстой были русскими, Макашова никак не украшает, но что Макашов негодяйствует именем русских – оскорбляет национальное достоинство русских в большей степени, по существу, чем достоинство тех, кого он силится оскорбить. Последних, разумеется, тоже...

(Еще об этом. – Оскорбляют ведь не национальность, а людей. «Почему, – спрашивает известный губернатор, – я имею право ругать хоть Ельцина, а евреев не могу?» Поверив, что губернатор не лицемерит, а вправду не соображает, ему можно было бы попытаться объяснить: потому, что поносишь не конкретных евреев, а евреев вообще. Критикуя лицо, ты исходишь из каких-то оснований – которые тот может оспорить, – возводя же хулу на национальность, ты обвиняешь бездоказательно каждого, в том числе тех, кто и не родился; это – фундаментальное непризнание их человеческого достоинства, и потому уже, между прочим, принципиальное благословение геноцида...)

Но, может быть, национальное достоинство имеет какое-то отношение к гражданскому? – В национальном (фашистском) государстве, какой-нибудь «Германии для немцев» или предполагаемой «России для русских», имело бы – если бы в таком обществе вообще можно было говорить о гражданстве, – но только не в обществе гражданском, правовом. Здесь всякий закон, касающийся не прав всех граждан, а прав отдельной национальности, тем самым должен быть признан правонарушающим. И для такого юридического умозаключения не нужно быть председателем комитета по законодательству – достаточно лишь среднего уровня интеллекта да чувства гражданского достоинства.

Почему гражданское достоинство ассоциируется с либерализмом?

Признав истину, что святость частной жизни и личное достоинство – одно и то же, мы уже постулировали этот самый либерализм.

Что же, выходит, консерваторы чувства собственного достоинства иметь не могут? – Действительно, законченный консерватор-авторитарист в абсолютное достоинство каждого не слишком-то верит, – напротив, он полагает, что достоинство и место в иерархии – одно и то же, так что с его точки зрения идея достоинства – идея именно авторитарная, антилиберальная... К счастью, уж совершенно законченных консерваторов не бывает (человек существо сложное) – случается же им, к примеру, посочувствовать и помочь тому, кого они вовсе не уважают, – так что для восприятия идеи абсолютного достоинства, а с тем и какой-то толики либерализма, не совсем потеряны и они.

Между прочим: какая связь между достоинством и правом собственности?

Если беда унесла ваше имущество, вашего достоинства это никак не заденет; если у вас его отнимут – вы подверглись насилию и, постольку, оскорблено ваше человеческое достоинство. Если же вас лишают самого права собственности – давая пользоваться ею, сколько сочтут нужным, «из рук» – значит за вами собственного личного достоинства не признают в принципе, – если не в моральном, то в точном юридическом смысле превращают в раба. Так, коммунистическое государство – государство-рабовладелец. Хорошо кормит рабовладелец или плохо; большую ли предоставляет вместо жилища жилплощадь ; что оставляет рабу в личную собственность (только лишь зубную щетку или даже позволит заиметь легковой автомобиль); свиреп его суд или самый гуманный в мире; лечит ли он всех заболевших одинаково или больше тратится на тех, кому надеется вернуть трудоспособность , и вообще дает ли он рабам всего поровну или имеет любимчиков – все это вопросы, конечно, жизненно важные, но, в смысле достоинства, рабские.

Нечего и говорить, что «частная собственность» – то есть право собственности – необходимое условие плюрализма, свободы не только иметь мнения, но и их высказывать: без издательств в частных и соответственно независимых, разных руках государство-рабовладелец может смело обещать любую свободу – ее все равно не будет.

Вообще, что такое собственность? Это право человека распоряжаться чем-то по собственному усмотрению, – точное определение свободы! Так что и любое право (свобода) – своего рода «право собственности»: на имущество, добытое не разбоем, на свои особые взгляды, на свое непохожее поведение... Но даже в самом узком смысле этих слов, право собственности – это гарантированная законом частная жизнь, гарантированная каждому минимальная сфера его личного. Кто лишит вас такого права, приобретет в собственность вас, – об этом мы уже говорили. – Итак. Имущество достоинства еще не составляет. Но само наше собственное достоинство – наша священная и неприкосновенная собственность!

Предполагает ли гражданское достоинство необходимость всей суммы политических прав? Или достаточно гражданских?

Наполеон полагал, что «свобода – это хороший гражданский кодекс». Наполеон, конечно, сторона заинтересованная. Но и Пушкин в письмах к жене, которые вскрывал Бенкендорф, учил последнего, что «без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше»; а в стихах «Из Пиндемонти», также выразив полное небрежение политическими правами, чуть не противопоставил им идею личного достоинства: «для власти, для ливреи / не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»...

В принципе Пушкин, наверное, прав – я так и на выборы не ходил бы, если бы среди кандидатов иные не вызывали ужас и омерзение; но ведь всегда такие находятся... А придя к власти, именно достоинство в людях они и обещают искоренить... То есть, жизнь показывает, что без политических прав гражданские никак не гарантированы.

Почему демократия немыслима без развитого чувства собственного достоинства граждан?

Главное ведь не демократия, а само достоинство. А оно-то и нуждается в демократии, – в правовом государстве. Так что для торжества демократии потребно развитое чувство собственного гражданского достоинства в людях, ибо без него она сама не нужна...

Практически вопрос, конечно, стоит несколько иначе: устоит ли демократия, насущно необходимая духовно зрелой части общества, в условиях, когда духовно инфантильная его часть составляет большинство? И имеем ли мы право за нее бороться, когда тем большинством открытость власти для критики воспринимается как безвластие и беспорядок, выборы – как заискивание (сила, которую оно только и может уважать, заискивать не стала бы), отсутствие общеобязательной идеологии – как «бездуховность», – и все это провоцирует рост преступности, наркомании, числа самоубийств?.. Вопрос моральный, то есть однозначно неразрешимый, да и не совсем к месту. Скажу только, что, коль скоро достоинство в человеке проснулось, не бороться за него он просто не может .

(Но что бы могла значить такая ситуация: демократии человек вроде хочет, а о собственном достоинстве представления не имеет? Лишь то, что другого порядка, кроме палочного, он также как и честные ретрограды себе не представляет, а демократия для него – мутная вода, в которой он научился ловить какую-то рыбку. Если правовой порядок когда- нибудь осуществится на нашей шестой части земли, таких экземпляров не останется.)

Как соотносятся идея человеческого достоинства и гуманизм?

Утверждение достоинства человеческой природы и всех вытекающих из этого достоинства приоритетов и прав – это и есть самое общее определение гуманизма. Так что буквально обо всем, чего только может пожелать гуманизм, можно смело сказать: того требует само человеческое достоинство!

Скажем, из идеи неотчуждаемой и неподконтрольной сферы личного достоинства прямо следует терпимость (другое именование гуманизма), то есть готовность признавать правомерность любых взглядов на мир и любых образов поведения, кроме недобровольных и агрессивных; само человеческое достоинство воспрещает индивиду предавать в себе разум, предпочитает верить истине, то есть логике и фактам, но не любой идеологии; само оно находит необходимым тратиться на науку и образование; само по себе предполагает, что хорошей медицины достоин каждый, а не избранные... Но что идея достоинства утверждает особо – и что здесь весьма уместно подчеркнуть – это что даже счастье человека не может быть достигаемо ценой человеческой природы! Переделать самого человека согласно с определенным пониманием его счастья – вот формула тоталитаризма, страшнейшей тирании, одно из имен которой – коммунизм. Чем исступленнее повальное счастье, даваемое тоталитарным социумом индивидам, тем большее, со стороны, оно вызывает отвращение – смешанную с ужасом брезгливость. Отказ от личного достоинства – отказ от своей природы, добровольное уродство.

Как гражданское достоинство служит родине?

Очевидно, и гражданское достоинство и тем паче простое человеческое достоинство – категории сугубо космополитические. Всякое коллективное достоинство находится в обратной зависимости от чувства достоинства собственного. Не случайно же наши политики поделились на патриотов и демократов, – да что наши, американские ведь тоже делятся примерно так. – Но, говорит Солженицын, горе стране, где человек либо демократ, либо патриот! В общем виде, я с его афоризмом согласен (только в общем, потому что растолкую его наверняка не так, как понравилось бы самому Солженицыну). А именно, если бы мы видели величие страны не в том, в чем его видят записные патриоты, то есть не в силе, способной внушать другим страх – но видели бы это величие в ее достоинстве – то и нашли бы, что космополитизм как опора на общечеловеческие ценности есть наилучший для любой страны род патриотизма.

Патриотизм – в «демократическом» смысле – это нормально развитое чувство ответственности, указывающее человеку, что именно родные ему края и те люди, среди которых он живет и с которыми волей и неволей связан душою и телом, и требуют его внимания прежде всего остального. Прежде , но не вместо и даже не преимущественно . Мы отвечаем за родину, потому что в сфере ответственности перед человеком вообще, то есть перед всем человечеством, именно родина – тот участок, за который естественней всего отвечать именно нам. Такая ответственность сегодня, например, вряд ли состоит для нас в том, чтобы вставлять американцам палки в колеса, только чтобы капризно доказывать им свою значимость; и не в том, чтобы гордо отказываться от гуманитарной помощи (одни из нас, обеспеченные, отказываются от помощи другим из нас же, нищим: вот уж пародия на достоинство!)... Итак, патриотизм – как чувство личной ответственности в первую очередь за то, к чему имеешь ближайшее отношение – прямое продолжение чувства личного достоинства.

Примечания

(1) «Уважение к достоинству безразмерно». – Абелев Г.И. Достоинство в жизни и в науке . Частично опубликовано в газете «Поиск» 16.01.1990. См. также на сайте "Гарри Абелев. Очерки научной жизни" . – В противоположность этому – напр., определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.»

(2) «...Я уверен и в том, что я далеко не единственный, кто в какой-то момент своей жизни вдруг отчетливо осознал, что и я со своей стороны целиком и полностью не вмещаюсь в окружающий меня мир. Я чувствую, что во мне есть некоторый «остаток», который принадлежит мне и только мне. Для мира он, возможно, ничего не значит, но для меня он почему-то имеет абсолютную ценность, обладает качеством несомненной реальности и ассоциируется мною именно с моим Я.» – Кувакин В.А. Твой рай и ад. М.-СПб., 1998. Стр. 60.

(3) «...Мы остро и явственно чувствуем, что у каждого человека есть суверенная область, включающая круг вопросов, подвластных только ему одному и составляющая предмет его неотъемлемого права. Это – область его достоинства. В нее, по-видимому, входит все то, что нужно человеку для выработки его собственного мнения, отношения и решений. Некими постоянными в области достоинства являются privacy, приватность, составляющая сугубо личную сферу жизни человека, а также его национальное и религиозное самоопределение. ... Область достоинства неприкосновенна, ее границы не должны нарушаться. Под вторжением в область достоинства мы понимаем любое действие, принуждающее человека к определенному мнению, отношению, решению или поступку, лишающее его свободы в одном из этих проявлений достоинства. Сюда с очевидностью входит и навязывание мнения, давление на позицию человека, ультимативность, а также вымогательство мнения, отношения или даже сочувствия. ... Область достоинства неподотчетна. Нет инстанции, кроме собственного разума и совести, перед которой человек должен давать отчет по вопросам или поступкам, входящим в область его достоинства. Требование отчета есть вторжение в эту суверенную область.» – Абелев Г.И. Достоинство...

(4) «Право на собственное достоинство – наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как например на войне, никто не вправе отнять у человека его достоинство, право оставаться самим собой.» – Абелев Г.И. Достоинство... – Мое мнение, впрочем, в том, что идея достоинства прямо отрицает войну.

(5) См., напр., Кувакин В.А. Твой рай и ад. Стр. 303

(6) См. об этом – Кувакин В.А. Твой рай и ад. Стр. 81-88