Пару месяцев назад мне удалось побывать в самом янтарном крае России, и мира, как утверждает википедия. Наверное вы догадались, что это Калининградская область, где залежи янтаря в составляют не менее 90 % от мировых. Саму добычу мне не удалось увидеть, но вот как обрабатывают янтарь в небольшой мастерской, мне удалось запечатлеть, заодно узнал несколько фактов, о которых вы наверное точно не знали.

Сегодня в специальный репортаж о том, как мутную окаменевшую смолу превращают в украшение.


Считается также, что русское слово "янтарь" заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские — очень редко. В других странах янтарь называют по разному, на Сицилии "симетитом", в Румынии - "румэнит", Мьянме - "бирмит".

На древнегреческом "янтарь" звучит как "электрон". Ещё в древней Греции естествоиспытателями проводились эксперименты — куски янтаря тёрли шерстью, после чего те начинали притягивать к себе мелкие предметы. В древние времена за небольшое украшение из янтаря можно было купить раба (эх, были времена), а позже в средневековье, этот минерал наделяли чудодейственными свойствами - якобы он лечил от многих болезней.

Сейчас знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного».

Пока я вам рассказываю про янтарь, управляющий цехом по обработке янтаря открывает большой железный сундук с сокровищами.

Но что мы здесь видим? Несколько мешков и тазик с камушками не презентабельного вида.

Это совсем не похоже на тот янтарь, что я себе представлял. Однако не будем торопиться с выводами. Это самый настоящий янтарь. В цех он приходит в различных фракциях. От такого "щебня", который стоит 600р. за кг.

До таких камушков, которые стоят значительно дороже, потому что из них можно сделать более крупные, интересные изделия.

А такие куски янтаря стоят до 20 тыс.р. за кг. Не маленькие такие булыжники. Кстати, куски янтаря весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже, такой указ выпустило правительство в конце 90-х годов. Вот так.

В этой комнате, где хранится сырье и обработанный янтарь, под неусыпным взором охранника производится взвешивание и расфасовка минерала.

Работа скучная и монотонная.

Янтарь распределяют по цвету, размеру и прочим параметрам.

Кто скажет, что из этого можно сделать украшение? Однако же делают.

Управляющий открывает шкаф с готовой продукцией. Хотя я должен был показать вам результат обработки в конце репортажа, придется сделать это сейчас.

Обработанный "щебень" выглядит как леденец.

А вот этот полуфабрикат сделан путем прессовки янтаря, из которого никак не могло получится чего-то толкового, однако выбросить тоже нельзя. Ни одна частичка этой драгоценной смолы не пропадет даром

Обломки и крошки янтаря засыпают в эти формы, который кладут в специальный пресс. Он под давлением и температурой плавит их.

В результате чего получается пластина с шариками. Их потом отделяют, обрабатывают. Стоят они конечно в разы меньше, чем настоящий янтарь.

Их потом еще ждет шлифовка и полировка, однако они не будут сверкать как шарики снизу. Проверьте кстати бабушкины янтарные украшения у вас дома, кто знает, может недобросовестный продавец впарил вам "прессовку" взамен настоящего янтаря.

А это настоящие, отплированные янтарные шарики.

На них можно смотреть бесконечно долго, они чудо как хороши. Мне бы один такой в детстве, в мою сокровищницу бесполезных фиговин.

Шарики помельче. В них позже будут просверлены дырки и сделаны браслеты, ожерелья и прочие украшения.

Из кусков побольше будут сделаны кулоны. Каких только цветов янтаря тут нет. Взял в руки кусок побольше, вес мало ощущается, минерал кажется легким.

Попадаются среди сырья и такие уникальные экземпляры с насекомыми внутри, которые называются инклюзами. Инклюзы - частицы флоры и фауны, попавшие в древнюю смолу и застывшие на миллионы лет. Самые распространенные включения - частицы членистоногих и растений, очень редко встречаются позвоночные и млекопитающие. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря.
При большом желании и огромных деньгах можно взять такой инклюз и построить себе небольшой юрский парк).

А теперь наконец узнаем, как делают шарики из янтаря. Для этого из сырья нарезаются кубики.

Которые вручную гранятся на шлифовальных станках до такого состояния.

После чего шарики опять обрабатываются на станке со специальными шлифовальными кругами.

Шарик крутится, поливается водой и становится более круглым, чем раньше.

Не обработанные шарики.

И готовые.

После обработки янтарь попадает на галтовку. Весьма интересный процесс. Здесь в виброгалтовочном барабане с наполнителями из абразива он подвергается обработке, необходимой, для обеспечения товарного вида.

Попросту говоря, шарики и прочие кусочки янтаря разного размера трутся с абразивом в воде с моющим средством в течении некоторого времени, точно не помню сколько.

Тут два таких барабана, функция у обоих одинаковая - вибрировать и вращаться.

После шлифовки в галтовочном барабане, шарики и кусочки янтаря перебирают, проверяют.

Затем дополнительно обрабатывают при необходимости и делают в янтаре отверстия.

В самом цехе висит янтарная пыль, при долгой работе с ним без респиратора наверное трудно дышать, однако некоторые работники были без него, привыкли наверное.

А это кстати, тот самый пресс, в котором плавят не кондиционный янтарь.

И напоследок готовые изделия из янтаря.

За эти бусы в прежние времена можно было купить парочку молодых рабынь).

И янтарь необычного черного цвета.

На этом все, спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой блог и сообщество, если вам понравился мой репортаж. Дальше будет еще интереснее.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!


https://сайт/media/blogs/1059.jpg

Лучистые солнечные самоцветы всегда восхищали и завораживали людей. Именно поэтому ювелирные украшения, сувениры и аксессуары, изготовленные из природных драгоценных камней, столь востребованы. И одними из самых популярных произведений являются картины - красочные, подробные и проработанные изображения любой тематики. О том, как делают великолепные картины из янтаря, и поведает Вам эта статья.

История компании

ТМ «Янтарь Полесья» основана ещё в 2000 г. В своей деятельности мы с самого начала руководствовались принципами надёжности, добросовестности, партнёрского сотрудничества и внимания к деталям. Компания учитывает индивидуальные требования клиентов, выполняя их в кратчайшие сроки. Именно это позволило завоевать репутацию авторитетного, стабильно развивающегося и внедряющего инновации предприятия, которое достойно Вашего доверия.

В нашей команде - лишь испытанные специалисты, которые действуют умело, тщательно и креативно, используя все свои знания и опыт. Они первыми придумали и воплотили технологию высыпки качественных самоцветных панно - ранее подобных изделий не существовало. И производство постоянно совершенствуется - мастера используют всё новые и новые художественные приёмы, методы обработки драгоценных камней и способы их крепления. Благодаря этому ассортимент товаров постоянно расширяется, а значит, приобрести картиныиз янтаря в самых разных стилях и жанрах не составит труда.

А сориентироваться при выборе Вам помогут компетентные консультанты. Они расскажут всё о , репродукциях полотен Г. Климта, И. Репина, В. ван Гога, И. Шишкина, Р. Санти и многих других произведениях. После этого остаётся лишь оформить заказ, указав желаемые условия оплаты и доставки - и всего через несколько дней Вы будете любоваться роскошной картиной!

Материалы для панно - необычно, качественно, разнообразно


Отборный янтарь-сырец разных фракций и оттенков

Самая важная часть произведения - отборный натуральный янтарь-сырец. В работе применяют элементы нескольких фракций - от мелкой каменной крошки до довольно крупных кабошонов, чьи размеры варьируются в зависимости от размера будущего панно . Такая рельефная мозаика из солнечных самоцветов придаёт картине объёмный и реалистичный вид. Наша компания использует только природную застывшую смолу, без каких-либо примесей - благодаря этому рисунок смотрится ярко и заметно, но не чересчур броско.

Чтобы создать одно панно, нужно не менее 12 оттенков янтаря - от нежно-кремового, медового, бежевого и светло-жёлтого до насыщенных охристых, коньячных, терракотовых, алых, вишнёвых, шоколадных, коричневых и чёрных тонов. Иногда рисунок украшают редкостными оливковыми, изумрудными, лазурными, пурпурными драгоценными камнями. Для получения эффектного и гармоничного изображения все цвета должны плавно перетекать друг в друга.

Как же мастера добиваются подобного богатства палитры? Солнечным самоцветам от природы свойственен широкий спектр окраса. Однако при необходимости кабошоны помещают в особую печь и нагревают до заранее определённой температуры. Эта процедура, известная как накаливание, придаёт янтарю требуемый тон и во всей красе раскрывает его фактуру.

Основой панно служит твёрдый лист ДВП (материал из мелких стружек, соединённых безопасным связующим веществом), к которому приклеивают подготовленный эскиз. На такой подложке легко зафиксировать самоцветы любой величины, ведь она не деформируется под их весом. Это делает произведения долговечными и стойкими к сотрясениям.

А завершает картину рама из натуральной древесины - как правило, это ольха либо дуб, покрытые лаком или морилкой. Ранее в арсенале компании были только традиционные багеты, но со временем мастера начали производить уникальные дизайнерские изделия, которые обыгрывают тематику изображения. Так, простые планки - гладкие либо с резным узором - идеально дополнят натюрморт и пейзаж, панно с фантастическим сюжетом хорошо смотрится в авторском обрамлении, а иконы или портреты стоит заключить в изысканный киот или нарядный багет.

Как создают картины из янтаря?

Как же происходит такой процесс? Вот его главные этапы:

  • выбор темы и проработка наброска. На этой стадии определяется цветовая гамма изображения, его масштаб и композиция. Подобное моделирование позволяет предупредить ошибки и оплошности, которые могут возникнуть при выполнении картины;
  • сверяясь с подготовленным дизайнером эскизом, мастер вырезает кусок ДВП нужного размера и приклеивает к нему цветной рисунок , не оставляя ни малейших зазоров или воздушных пузырьков. При необходимости подложка дополняется рельефными элементами, имитирующими ветки, стены зданий, лепестки цветов и другие важные детали произведения;
  • из мелкой каменной крошки соответствующего оттенка высыпают фон и наиболее крупные элементы. Её наносят очень аккуратно, стараясь полностью покрыть исходное изображение. Кроме того, каждый слой измельчённых самоцветов тщательно проклеивают, чтобы впоследствии они надёжно держались на основе;
  • панно сушат в нагретой до 250̊С печи на протяжении нескольких часов;
  • к изделию присоединяют цельные кусочки застывшей смолы, дополняя их россыпями янтарной крошки. Данный этап требует поистине ювелирной точности - нужно не только зафиксировать кабошоны, но и проследить, чтобы они совпадали с рисунком по тону и фактуре;


Работа мастера кистью и янтарными камнями
  • после того, как все драгоценные камни заняли своё место, панно сушат и дважды покрывают лаком. Он проявляет тончайшие оттенки мерцающих самоцветов, защищает произведение от влияния окружающей среды, влаги и пыли, а также препятствует фотостарению (явлению, когда природный янтарь меняет окрас, реагируя на длительный контакт с кислородом и солнечным светом);
  • на последней стадии готовую работу вкладывают в выбранную клиентом раму, а потом зашивают обратную сторону жёсткой тканью - натуральной мешковиной. К ней присоединяют фурнитуру - петельки для подвешивания.

Шероховатая и объёмная поверхность картины из драгоценных камней - основной признак качественной работы. А вот гладкое и однородное изображение - сигнал о том, что его выполнили из некондиционной янтарной пыли. Кроме того, самоцветы не должны осыпаться от прикосновения или встряхивания, а остальные части (подложка, рама, фурнитура) обязаны крепиться плотно и без зазоров. Только тогда панно будет служить Вам долгие годы!

Преимущества произведений от ТМ «Янтарь Полесья»

Эстетичные, стильные и привлекательные картины будут уместными в любом интерьере - от классического до современного, модернового, этнического либо хай-текового. Изделия, представленные компанией, создаются вручную из природного сырья - а значит, Вы станете обладателем действительно эксклюзивной вещи, которая существует в единственном экземпляре. Кроме того, Вы всегда можете заказать панно по собственному эскизу или фотографии, дополнив его декоративной авторской рамой.

Прочные, высококачественные и экологически безопасные произведения вешают как в гостиной или кабинете, так и в кухне, столовой либо детской комнате. Они украсят помещение, зрительно расширят его и сделают светлее, принесут в Вашу жизнь успех, любовь, счастье, оптимизм и уют.

Постоянно обновляется в соответствии с запросами покупателей. Наши магазины есть в большинстве крупных городов Украины - Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Луцке, Одессе и Ровно. А ещё Вы можете просмотреть онлайн-каталог и приобрести понравившееся произведение, оформив удобную доставку.

«Янтарь Полесья» - это творческие, вдохновенные, увлечённые своей работой люди, которые с радостью воплотят в жизнь Ваши мечты, создав великолепную картину из солнечных самоцветов!

Мастер-класс создания картины из янтарной крошки. Изложенный материал требует минимального живописного мастерства, предельной аккуратности. Материалы: темперные краски, натуральный янтарь, клей ПВА.

Подготовка.

Основа будущей картины необычная - ровный полуторасантиметровый срез ствола березы. Изобразим на нем пейзаж, и, конечно, березу. Чтобы картинка получилась "в гамме", создадим атмосферу заката.

Основу шлифуем наждачкой, намечаем контурный рисунок композиции. Рисунок возможно сделать как до проклейки, так и после. Это не принципиально. Поскольку не преследуется цели сотворения произведения высокого искусства, сюжет возьмем с фотографий и "синтезируем" его на доске.

Проклейка простейшая: слабый раствор клея ПВА с водой.

Иллюстрация показывает срез с нанесенным на него карандашным контурным рисунком без "крутых" геометрических построений. Нам важны две вещи: выдержать определенный ритм и передать характерные особенности березы. Обратите внимание, что нарисовав "какое-то" мифическое растение и раскрасив его белой краской, вы не передаете характер березы. Как нарисовать ствол березы? Выйдите на улицу и рассмотрите живое дерево, дабы выявить визуально его характерные черты: ствол обычно прямой и имеет форму сильно вытянутого конуса; ветви сначала идут вверх, а потом плавно изгибаются вниз, как натянутый лук.

Живопись

Делая подмалевок, старайтесь придать ему живописность. Постарайтесь вложить в миниатюру максимум цвета.

Краски используем темперные клеевые или масляные. Акварель и гуашь не подойдут, потому что золотой янтарь будем клеить на ПВА. Водные краски могут потечь, кроме того случайные брызги клея оставляют на них пятна.

Первый подмалевок делаем жидко и быстро. Нет смысла замазывать участки густой краской. Первый слой дерево "втянет" и цвет поблекнет. Лучше подождать, пока подмалевок просохнет и образует клеевую пленку. По ней, пройдя краской еще раз, можно усилить цвет там, где требуется.

Первоначально нас интересуют небо и вода. Остальным деталям уделять внимание будем меньше. Их покроет янтарь, потому просто закрасим их живописно.

Вплотную работаем с небом и речкой. Намечаем облака, отражения в зеркале воды, ствол березы, все более углубляясь в детали. Лиственную крону обозначим "пятнами". Это придаст естественному цвету янтаря дополнительные переливы оттенков.

Живопись продолжаем вплоть до готовности, не трогая дерева и земли. Лишь в самом конце детально пропишем ствол березы, ветви, наметим траву на земле и пока на деталях остановимся. Вернемся к ним в самый последний момент, когда янтарная крошка окажется на своем месте.

Картина довольно маленькая, следовательно, янтарная крошка нужна как можно меньшего размера. В крайнем случае кусочки допустимо наколоть кусачками.

Клеится янтарь локально. Клеем не нужно перемазывать всю работу и посыпать ее крошкой сверху. Пользуйтесь клеем только там, где в данный момент собираетесь укладывать камешки. Естественно, старайтесь соблюдать композицию.

Не экономьте. Кладите крошки столько, сколько потребуется, но не переборщите. Крупные кусочки укладывайте сразу там, где намечаются большие участки лиственной массы. По краям получится рваный контур, а между крупными янтаринами пробелы. Эти "недостатки" заполните крошкой меньшего размера. Хорошо также "мелочью" пройтись по контуру лиственных масс. В нескольких местах обозначьте отдельно висящие листочки.

Не бойтесь заляпать янтарь клеем и не пугайтесь угловатых неопрятных очертаний. Заключительным этапом вы покроете работу лаком. Лак нивелирует все недостатки, придаст драгоценный блеск.

Пытаться клеить камни за один раз не стоит. Лучше, набросав основные композиционные участки, оставить картину до завтра, чтобы оценить "свежим" взглядом.

Когда заметите, что янтаря достаточно, остановитесь и оцените картину в целом. Возможно некоторые детали необходимо доработать, дополнительно подкрасить, малость прописать облака, добавить объема дереву, несколько тончайших веточек.

Выше фотография готовой картины из янтаря после лакировки. Дополнительная отделка не требуется, рамка тоже. Их функцию будет выполнять живописная кора.

Посмотрите на фотографию ниже - не правда ли прекрасные украшения? А ведь это поделки сделанные своими руками из эпоксидной смолы!

Если у вас есть час другой времени, то вы легко можете сделать , это может быть янтарная брошь, кулон или браслет из самодельного янтаря, при этом, самодельный янтарь по внешнему виду совершенно не отличается от природного.

Для изготовления самодельного янтаря понадобятся следующие материалы: эпоксидная смола с отвердитем (ее можно купить в хозяйственных магазинах или стройрынках, лучше брать импортную, отечественная бывает препоганого качества и полностью не затвердевает), так же понадобиться органическое стекло для изготовления формы (толщина 1,5-2 мм), глицерина, мелкая наждачная бумага и паста ГОИ для шлифовки изделия.

Для начала необходимо сделать форму. Для этого нагреваем металлический предмет подходящей формы и выдавливаем в оргстекле форму. Для кулонов прекрасно подходит металлическая ложка в качестве исходного предмета.

Когда наша форма из оргстекла и затвердеет, тосмазываем форму изнутри глицерином. Это нужно для того, что бы эпоксидка не приклеелась к самой форме.

Теперь готовим наш искуственный янтарь, для этого смолу тщательно перемешиваем с отвердителем (9:1 по объему, на емкостях есть уже метки, на смоле большие, на отвердителе мелкие - наливаем в ненужную емкость по одной метке, это как раз и будет нужная пропорция) и заливаем готовую эпоксидку в нашу форму.

Затем капаем в нее пару или тройку капель капли воды и тонкой папочкой круговыми движениями слегка размешиваем, это дает тот самый визуальный эффект янтаря, этот рисунок неповторим для каждого камня, так что не стараемся повторять движения а экспериментируем!

Можно сделать более редкий вид янтаря - "янтарь с насекомым", для этого заливаем немного смолы на дно формы и даем ей слегка затвердеть, затем укладываем насекомое, травинку или любой другой декорирующий элемент. И заполняем остатками эпоскисдки до краев.
Воду в этом случае в наш самодельный янтарь не добавляем.

Можно поиграться с коллерами - добавлять по 1-2 капли красок, что бы получать различные оттенки.

Теперь остается дать эпоксидной смоле затвердеть, это происходит в течении 24 часов.

Меры предосторожности: пары эпоскидной смолы вредны для здоровья, поэтому работать с ней необходимо в проветриваемом помещении, например на балконе. Что бы смола не прилипала к рукам - используйте тонкие резиновые перчатки.

После того, как смола окончательно затвердеет, вынимаем наше самодельное янтарное украшение из формы, зачищаем его мелкой наждачной бумагой и полируем с помощью пасты ГОИ.

Для полировки можно использовать суконную тряпочку на которую наносим слой пасты или небольшой, но мощный (160 ватт) китайский дремель за 450 рублей - купить его можно через paypal

В данном мастер-классе мы будем имитировать настоящий янтарь с насекомыми внутри. Вариантов использования готового изделия – множество. В данном случае он был декором ручки трости. С таким же успехом из заготовки можно сделать другие поделки и сувениры.

Материалы

Чтобы своими руками имитировать янтарь подготовьте:

  • куски фанеры;
  • состав для полиэфирной смолы;
  • краситель для придания янтарного оттенка;
  • блок МДФ;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое;
  • пищевую пленку;
  • наждачную бумагу;
  • токарный станок;
  • пилу;
  • острые инструменты для придания формы изделию;
  • защитные перчатки.

Шаг 1 . Вначале вам нужно будет сделать форму для отливки заготовок. Для этого возьмите блок МДФ подходящего вам по задумке размера.

Шаг 2 . Из остатков пиломатериалов или фанеры сделайте короб. Стенки его крепите между собой скотчем и следите, чтобы между ними не было просветов.

Шаг 3 . Внутрь полученного короба оправьте кусок МДФ. Приклейте его для надежной фиксации. Если вы хотите, чтобы форма получилась идеально гладкой, оберните МДФ пищевой пленкой. Так силикон точно не пристанет к дереву.

Шаг 4 . Разведите силикон в соответствии с инструкцией производителя. Залейте его в короб. Оставьте все до полного высыхания силикона. Времени на это понадобится порядка 24 часов.

Шаг 5 . С помощью воды и мерного стакана измеряйте объем вашей формы, чтобы понимать, сколько полиэфирной смолы для изготовления одного изделия вам понадобится.

Шаг 6 . Разведите полиэфирную смолу в соответствии с инструкцией производителя. Не забудьте добавить краситель для получения янтарного оттенка.

Шаг 7 . Полученный объем смолы разделите на две части. Первую залейте в форму. Заливайте аккуратно, не взбалтывая, чтобы не образовывались пузырьки. При работе с эпоксидной смолой от них можно избавиться с помощью горелки, но полиэфирная при этой же попытке просто загорится.

Шаг 8 . Дав смоле в форме постоять в течение 30 – 60 минут, чтобы она загустела, отправьте к ней выбранное высушенное насекомое. В данном случае это был большого размера комар. Чтобы он остался целым, его словили живым, поместили в банку с ваткой, смоченной в растворителе, и подождали, пока он замрет окончательно.

Шаг 9 . Залейте второй слой смолы. Оставьте все до полного высыхания заготовки.

Шаг 10 . Теперь заготовке нужно придать форму. Вы можете сделать это вручную. В данном случае использовался токарный станок. В любом варианте работ инструменты для обрезки и подгонки заготовки по форме должны быть очень острыми. Полиэфирная смола в этом плане материал капризный и хрупкий.