Чтобы электрогенератор служил долго и без поломок, необходимо знать и соблюдать требования по эксплуатации и уходу за генераторной установкой. Перед началом использования оборудованием прочтите внимательно паспорт электрогенератора. В этом документе прописаны основные правила по эксплуатации генератора. Но, если производитель генераторного оборудования подошёл недобросовестно к предоставлению подробной информации в сопроводительной документации, то предлагаем ознакомиться с советами нашей сервисной службы - как ухаживать за установкой, чтобы бензиновый генератор или дизельная электростанция работали долго.Приведём несколько важных советов:



1. Соблюдаем правила эксплуатации!

  • После запуска двигателя, дайте ему проработать без нагрузки около 3х минут для того, чтобы прогреть его.
  • Не изменяйте положение рычага управления дроссельной заслонкой: электрогенератор работает на постоянной частоте вращения двигателя.
  • Режим работы генератора считается нормальным, если мощность нагрузки составляет 30-70% от номинально (основной). Не позволяйте двигателю работать продолжительное время при малой нагрузке, на холостом режиме или при пиковой нагрузке.
  • При работе генератора с нагрузкой менее 10 % от мощности станции, возможно мерцание ламп накаливания.
  • Нормальным периодом работы электрогенератора является время работы от двух полных штатных топливных баков, после которых стоит дать станции отдохнуть. Это касается бензиновых генераторов, которые в обязательном порядке нуждаются в охлаждении двигателя. Дизельные электростанции в зависимости от назначения установки могут работать более продолжительное время, иногда и круглосуточно (промышленные агрегаты). Соблюдайте указанные правила эксплуатации в сопроводительной документации.
  • Хранение генератора. Если Ваша электростанция используется только летом, к примеру на даче, читайте инструкции, чтобы не было ТАКИХ проблем с заводом:

2. Правила заправки электрогенератора топливом!


3. Своевременная замена масла, фильтров, свечей.

  • ФИЛЬТРЫ: Грязный воздушный фильтр снижает ресурс электростанции до 20 %. Следует регулярно проверять фильтр. Если он загрязнён, то необязательно сразу его менять. Фильтр можно помыть: осторожно снимите фильтр, промойте фильтрующий элемент в растворе моющего средства, после чего промойте его в тёплой воде и дайте хорошо просушиться. Окуните фильтрующий элемент в чистое моторное масло и отожмите. Очистите бумажный фильтрующий элемент, постукивая им по плоской поверхности.

    СВЕЧИ: свечи электрогенератора рекомендуется проверять примерно через каждые 100 часов работы. Смените со свечи наконечник высоковольтного провода и выверните свечу. В случае необходимости, очистите электроды свечи металлической щеткой, а при обнаружении повреждений, замените свечу. Проверьте зазор между электродами, в случае необходимости отрегулируйте. Вверните свечу на место до упора, установите наконечник высоковольтного провода.


РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕНЗИНОВОЙ МИНИЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

(на примере электростанций серии ULTRA PG).

ВНИМАНИЕ! Перед началом работы внимательно прочитайте настоящее руководство. Никогда не используйте генератор для каких-либо целей или каким-либо способом, не описанным в настоящем руководстве.

1. Инструкция по технике безопасности:

1.1 Помните, что газы, образующиеся при сгорании топлива, вредны для здоровья, поэтому никогда не включайте генератор в замкнутом помещении. Генератор должен работать только на открытой площадке с хорошей вентиляцией!
Запрещается использование генератора во взрывоопасной среде!
1.2 Топливо огнеопасно! Запрещается открывать крышку бензобака во время работы генератора. Перед заправкой выключите двигатель и дайте ему остыть в течение 2-3 мин. Не производите заправку генератора вблизи открытого огня! Никогда не курите во время заправки!
1.3 Следите за тем, чтобы генератор стоял на ровной поверхности и был закреплен. Никогда не наклоняйте генератор, в противном случае топливо может выплеснуться из бака и стать причиной пожара! По возможности сразу соберите пролитое топливо во избежание несчастных случаев.
1.4 Если топливо попало на Вашу кожу, смойте его водой с мылом. При попадании топлива на одежду, ее необходимо застирать.
1.5 Позаботьтесь о безопасности хранения емкостей с топливом! Храните бензин в специально предназначенных для этого металлических канистрах!
1.6 Не вдыхайте пары бензина - они вредны для здоровья!
1.7 Перед запуском генератор должен быть заземлен!
1.8 Генератор должен размещаться на ровной горизонатальной поверхности, на расстоянии как минимум 1 м от здания. Запрещается размещать генераторы на возвышениях (конструкциях выше уровня земли).
1.9 Выхлопные газы могут достигать очень высоких температур! Следите за тем, чтобы люди, не знакомые с техникой безопасности при работе с генератором, а особенно дети, не приближались к генератору!
1.10 Проследите за тем, чтобы вблизи генератора не находились легко воспламеняемые материалы.
1.11 Никогда не накрывайте сверху генератор - для нормальной работы двигателя и его охлаждения необходимо обеспечить постоянную циркуляцию воздуха.
1.12 Удар электрическим током может быть смертельным! Никогда не касайтесь какой бы то ни было части генератора мокрыми руками! Не включайте генератор во влажной среде или вблизи водных источников. Запрещается соединять два генератора в цепь. Не пытайтесь подключать генератор к сети питания. Убедитесь, что кабель удлинителя не поврежден и соответствует нагрузке.

2. Назначение:

Бытовые бензиновые мини-электростанции ULTRA серии PG, именуемые в дальнейшем генераторы, предназначены для выработки однофазного, электрического тока напряжением 220В и частотой 50 Гц. Генератор рассчитан на непрерывную работу в течение 5-6 час. при 75%-нагрузке от номинальной мощности.


Диапазон рабочих температур от -5°С до +30°С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре 20°С. Высота над уровнем моря - не более 1000м.

3. Заземление генератора:

Для обустройства заземления на открытой местности необходимо использовать один из следующих заземлителей:
. металлический стержень диаметром не менее 15 мм, длиной не менее 1500 мм;
. металлическую трубу диаметром не менее 50 мм, длиной не менее 1500 мм;
. лист оцинкованного железа размером не менее 1000 х 500 мм.

Любой заземлитель должен быть погружен в землю до влажных слоев грунта. На заземлителях должны быть оборудованы зажимы или другие устройства, обеспечивающие надежное контактное соединение провода заземления с заземлителем. Противоположный конец провода соединяется с клеммой заземления генератора. Сопротивление контура заземления должно быть не менее 4 Ом, причем контур заземления должен располагаться в непосредственной близости от генератора.

При установке генератора на объектах, не имеющих контура заземления, в качестве заземлителей могут использоваться находящиеся в земле металлические трубы системы водоснабжения, канализации или металлические каркасы зданий, имеющие соединение с землей.
Категорически запрещается использовать в качестве заземлителей трубопроводы горючих и взрывчатых газов и жидкостей!
Во всех случаях работа по заземлению должна выполняться специалистом!

4. Перед запуском генератора:

4.1 Внимательно осмотрите распакованный генератор и убедитесь, что он не получил повреждений во время транспортировки!

4.2 Генератор транспортируется без масла. Перед запуском генератора необходимо залить масло в картер, в противном случае двигатель не запустится.

Температура воздуха

Тип масла

Ниже 0°С

SAE # 10 W , 10 W -30, 10 W -40

0°С -+25°С

SAE # 20 W , 10 W -30, 10 W -40

+25°С - +35°С

SAE # 30 W , 10 W -30, 10 W -40

Выше +35°С

SAE # 40


Каждый раз перед запуском генератора проверяйте уровень масла и при необходимости доливайте его. Объем заливаемого масла составляет 0,6 л.

Генератор оснащен датчиком уровня масла и может автоматически отключаться (или не запускаться), если залито недостаточное количество масла. Если генератор неожиданно остановился, проверьте уровень масла.

4.3 Проверьте уровень топлива:

Перед заправкой отключите все кабели питания! Убедитесь, что выключатель двигателя стоит в положении «OFF» («выключено»). Не курите во время работы генератора. Пролитое топливо соберите. Не заливайте топливо до самой горловины - оставьте немного места для крышки бака.

4.4 Расчет нагрузки:

Приобретенный Вами однофазный генератор вырабатывает переменный ток напряжением 220В, частотой 50Гц. К данному генератору Вы можете подключать только однофазные потребители-нагрузки. Нагрузки подразделяются на активные и индуктивные (реактивные). К активным омическим нагрузкам относятся потребители, у которых практически вся потребляемая энергия преобразуется в тепло (лампы накаливания, утюги, обогреватели, электроплиты, фены и т.п.). Для расчета суммарной мощности таких потребителей достаточно сложить мощности, которые указаны на их этикетках. К индуктивным нагрузкам относятся потребители, имеющие электродвигатель, где энергия дополнительно расходуется на создание электромагнитного поля. В эту группу входят насосы, станки, электроинструмент, стиральные машины и т.п. Мерой реактивности нагрузки является значение (cosµ). Например, если для бытовой 600Вт-дрели значение cosµ = 0,6, то для ее работы потребуется мощность 600Вт / 0,6 = 1000 Вт, что конечно же, необходимо учитывать при вычислении суммарной мощности потребителей, подключаемых к генератору.

Очень важно помнить о высоких пусковых токах электродвигателей, которые в момент включения в 2-5 раз превышают значения, указанные в технической документации. Лидером среди изделий с индуктивной нагрузкой является погружной насос, у которого в момент запуска потребление энергии увеличивается в 7-9 раз, поэтому перед запуском подобных устройств необходимо обесточить все остальные потребители.

Важно помнить, что для энергоснабжения сварочных аппаратов рекомендуется использовать специальные генераторные установки, так как работа сварочного аппарата «с точки зрения» генератора выглядит как короткое замыкание.

4.5 Внимание! Если Вы используете удлинитель, убедитесь, что он полностью размотан, а сечение кабеля соответствует подключаемой нагрузке. Используйте обе розетки генератора.

В качестве удлинителей может использоваться только трехжильный кабель сечением не менее 2,5 мм². Следите за состоянием кабеля удлинителя, при необходимости замените его. Перед использованием того или иного удлинителя, убедитесь, что он рассчитан на напряжение 220/230В и ток не ниже 16А. Плохо подобранный удлинитель может привести к перепадам напряжения, перегреву кабеля и нестабильной работе потребителя.

5. Запуск генератора:

Проверьте заземление генератора.
. Откройте топливный кран 14.
. Нажмите кнопку выключателя двигателя 3.
. Установите рычаг воздушной заслонки 12, исходя из следующих условий:
а) если двигатель прогрет или температура окружающей среды достаточно высока, закройте рычаг воздушной заслонки наполовину, или оставьте его полностью открытым; б) если двигатель холодный или температура воздуха низкая, закройте рычаг воздушной заслонки.
. Слегка потяните ручку стартера 13, чтобы он вошел в зацепление с двигателем, а затем резко дерните ее на себя. Двигатель должен запуститься (не отпуская ручку привода стартера, верните ее в исходное положение). Если запуск не произошел, проверьте уровень масла и наличие бензина в баке.
. Дайте двигателю прогреться в течение 30 секунд, а затем откройте воздушную заслонку 12.
. Подключите кабель питания нагрузки к розетке генератора, а затем включите выключатель переменного тока 9 для подачи напряжения потребителю.

Важно! Двигатель должен пройти обкатку в течение первых 20 часов работы. В период обкатки не следует нагружать генератор свыше 70% его номинальной мощности. После 20 часов работы выключите генератор и замените масло, руководствуясь инструкциями параграфа «Замена масла».

6. Выключение генератора (см. рис.)

Выключите выключатель переменного тока 9.
. Отключите кабель питания потребителя.
. Нажмите выключатель двигателя 3.
. Заверните топливный кран 14.

7. Примечания к техническому обслуживанию:

Перед началом технического обслуживания убедитесь, что генератор заземлен, двигатель выключен, нагрузки отключены, выключатель переменного тока находится в положении «выключено». Техническое обслуживание рекомендуется проводить в присутствии опытного специалиста. В случае возникновения трудностей при проведении технического обслуживания на месте, обратитесь за помощью в специализированную мастерскую.

8.1. Замена масла:

Долговечность работы двигателя зависит прежде всего от правильности выбора марки масла, его качества и своевременной замены.
Для замены масла:

Прогрейте двигатель;
. отверните крышку заливной горловины маслоприемника;
. удалите пробку сливного отверстия и дайте маслу полностью вытечь в приготовленную заранее емкость, размещенную под двигателем;
. проверьте состояние сальников (прокладок) и при необходимости замените их;
. установите пробку сливного отверстия и залейте новое масло, руководствуясь данными, приведенными в таблице;
. заверните крышку заливной горловины.

Внимание! Не выливайте отработанное масло в канализацию или на землю. Отработанное масло должно сливаться в специальные сосуды-маслоприемники и отправляться в пункты сбора отработанных масел.

8.2 Проверка свечи зажигания:

Снимите свечу зажигания при помощи ключа, входящего в комплект поставки;
. осмотрите свечу - юбка свечи должна иметь желтовато-коричневый цвет;
. очистите контакты свечи наждачной бумагой, проверьте и отрегулируйте зазор между электродами свечи до 0,7-0,8 мм;
. установите свечу и затяните её, контролируя момент затяжки при помощи нанометра (требуемое значение - 20Н.м);
. при необходимости замените свечу.

После профилактики или замены свечи не забудьте установить на неё наконечник с проводом.

8.3 Проверка глушителя:

Дайте глушителю остыть;
. отверните крепежный винт и снимите глушитель;
. очистите глушитель от нагара металлической щеткой и установите глушитель обратно;
. при необходимости замените глушитель.

8.4 Очистка воздушного фильтра.

Отверните крышку фильтра;
. извлеките фильтрующий элемент и тщательно промойте его бензином Б70. Применение растворителей недопускается.
. поместите небольшое количество масла в фильтрующий элемент (избыточное количество слейте);
. поместите обратно воздушный фильтр и установите крышку (следите за тем, чтобы крышка плотно прилегала к корпусу.

8.5 Очистка фильтра топливного крана:

Для снятия фильтра топливного крана при помощи ключа отверните манжету, расположенную снизу топливного крана;
. очистите и установите обратно фильтр и манжету.

8.6 Очистка фильтра бензобака:

Пластмассовый фильтр расположен под крышкой горловины бензобака;
. пальцами снимите фильтр, промойте его бензином и продуйте;
. после очистки установите фильтр обратно.

9. Устранение неисправностей:

Если не удается запустить генератор:

Убедитесь, что выключатель двигателя находится в положении «включено»;
. убедитесь, что топливный кран открыт;
. проверьте уровень масла и при необходимости долейте его;
. снимите свечу зажигания и выполните работы, указанные в п.9.2. Оденьте наконечник с проводом и обеспечьте контакт корпуса свечи с корпусом двигателя. Продерните стартер и убедитесь, что свеча дает искру. Если искры нет, замените свечу.

Генератор так и не запускается:

Убедитесь, что фильтр топливного крана не загрязнен;
. проверьте топливный шланг;
. убедитесь, что карбюратор не засорен (продуйте жиклеры).

Если двигатель по-прежнему не запускается:

Проверьте систему зажигания; если она неисправна, обратитесь в ремонтную мастерскую;
. проверьте состояние стартера;
. убедитесь, что болты головки цилиндра прочно затянуты;
. проверьте состояние прокладки цилиндра и замените ее при необходимости.

10. Консервация генератора и его хранение, расконсервация:

Перед долгосрочным хранением:

Слейте топливо из бензобака, топливной системы и карбюратора;
. залейте стакан масла в бензобак и наклоните генератор в разный стороны, с тем чтобы смазать стенки бензобака;
. слейте избыточное масло;
. снимите свечу зажигания и залейте в отверстие 1 ст. ложку масла, несколько раз продерните шнур стартера при выключенном двигателе и установите свечу обратно;
. очистите корпус генератора, тонким слоем нанесите смазку на места, подверженные образованию ржавчины;
. разместите генератор на ровной поверхности в месте хранения и накройте его чистым сухим материалом.

Генератор следует хранить в сухом помещении при температуре не ниже 0°С.

После долгосрочного хранения генератора необходимо произвести его раскон-сервацию, для чего выполнить следующие работы:

Отсоединить топливный кран и тщательно промыть его бензином;
. Отсоединить карбюратор, промыть его бензином и продуть жиклеры. При отсутствии сжатого воздуха продуть жиклеры и каналы резиновой грушей. Категорически запрещается использовать для чистки жиклеров и каналов металлическую проволоку и иглы;
. Заглушить выход топливного бака, залить в бак 1-1,5 литра бензина марки 92 и, покачивая генератор, промыть бак. Снять заглушки и слить бензин;
. Установить карбюратор и кран на место;
. Снять ранее нанесенную смазку с корпуса генератора;
. Снять свечу, очистить её и промыть;
. Залить в бак бензин;
. Проверить уровень масла и при необходимости долить его;
. При хранении генератора «под консервацией» более 6 месяцев, масло необхо-димо заменить;
. Произвести запуск генератора по п.6.

На рисунках ниже представлены панель управления и основные органы четырехтактного бензинового генератора, с которыми приходится иметь дело в процессе его эксплуатации и обслуживания.

Устройство бензогенератора: 1 - датчик уровня топлива, 2 - топливный бак, 3 - предохранитель, 4 - кнопка включения 12V, 5 - розетка 12V, 6 - вольтметр, 7 - розетка 220V, 8 - контрольная лампочка, 9 - клемма заземления, 10 - выключатель двигателя, 11 - крышка/щуп заливки и контроля масла, 12 - пробка для слива масла.


Устройство бензогенератора: 13 - рама, 14 - крышка топливного бака, 15 - рукоятка ручного стартера, 16 - топливный кран, 17 - воздушный фильтр, 18 - защитный экран глушителя.

Первые 20 часов (цифра может быть другой) работы бензогенератора являются временем, в течение которого происходит приработка деталей друг к другу. Поэтому на этот период нельзя подключать нагрузку, мощность которой превосходит 50% номинальной мощности агрегата.

Если планируется запускать бензогенератор всегда на высоте больше чем 1500 метров выше уровня моря, следует до покупки уточнить у дилера возможность провести надлежащую модернизацию карбюратора. В высокогорных районах топливно-воздушная смесь стандартного карбюратора будет очень обогащенной. Производительность снизится, а расход топлива возрастет. Чтобы избежать этого надо установить в карбюраторе главный топливный жиклер меньшего диаметра и произвести соответствующую регулировку двигателя. Даже при использовании модифицированного карбюратора, мощность двигателя будет уменьшаться приблизительно на 3,5% при подъеме на каждые 300 м. Влияние высоты на мощность двигателя будет больше, если модификация карбюратора не будет проведена. Включение двигателя на высотах ниже той, что предусмотрена для модифицированного карбюратора, может привести к уменьшению мощности, перегреву и серьезному повреждению двигателя.

Проверка уровня масла . Проверка уровня масла в картере двигателя проводится перед каждым запуском, поскольку качественная смазка двигателя является крайне важным условием правильной эксплуатации бензогенератора.

Проверка уровня масла в картере выполняется на неработающем двигателе. Генератор установливается на ровной горизонтальной поверхности. Если генератор перед этим работал, после остановки следует подождать в течение примерно 5 мин.

Уровень масла проверяется с помощью щупа, вставленного в маслоналивную горловину. Перед его извлечением нужно очистить зону вокруг него - во избежание попадания в картер загрязнений. Щуп извлекается и протирается чистой тряпкой. Устанавливается (не заворачивая) в маслоналивную горловину до упора и снова извлекается. Отметка масла должна располагаться между риской на щупе и его концом. Рисунок внизу демонстрирует процесс замера уровня масла.

Если масла в картере недостаточно, нужно долить его до нижнего края отверстия горловины и установить щуп на место, плотно завернув его.

Заправка топливом . Заправку топливом необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. При работе запрещается курить и использовать открытый огонь. Работать нужно аккуратно, не допуская проливов. По возможности следует избегать вдыхания паров и предотвращать контакт кожи с топливом.

В бензогенераторах используется обычно бензин А92 (не ниже). Но в любом случае нужно применять ту марку бензина, которая указана в инструкции по эксплуатации генератора. Запрещается использовать этилированный или слабоэтилированный бензин.

Расход топлива бензогенератора зависит от его мощности и может составлять от значений меньше 1 л/час (при мощности 2 кВт и меньше) до 2 (при мощности 5 кВт) и более л/час.

Если двигатель четырехтактный, для заправки используется чистый бензин без смешивания его с маслом. В двухтактных двигателях в качестве топлива используется смесь бензина с моторным маслом (для двухтактных двигателей) в соотношении, указанном в инструкции.

Что касается регулировки карбюратора бензогенератора и регулятора частоты вращения двигателя, то они осуществляются, как правило, на заводе-изготовителе. От скорости вращения двигателя зависят напряжение и частота на выходе генератора. Вмешательство в настройки карбюратора, как правило, лишает гарантии.

Если бензин уже залит в бак, нужно проверить его уровень - по указателю уровня топлива или визуально. Максимальный уровень должен располагаться не выше плеча топливного фильтра (см. рис. ниже).

Если топливо в баке вообще отсутствует или его недостаточно, нужно долить бензин до плеча топливного фильтра - примерно на 20-25 мм ниже верхнего края заливной горловины. Во избежание вытекания топлива из-за теплового расширения нельзя заполнять бак до верха горловины. Окончив заправку нужно установить на место и плотно завинтить крышку топливного бака.

Не стоит делать больших (на год) запасов бензина, спустя полгода после изготовления в бензине проявляются реакции осмоления. После этого срока использование бензина грозит лишним нагаром и дымностью.

Скорость химических изменений при хранении бензина зависит от температуры, контакта цветных металлов с бензином, степени заполнения тары, количества переливания и т.д. Наибольшее ускоряющее действие оказывает температура хранения. Повышение температуры бензина при хранении сопровождается ускорением окисления и смолообразования. При повышении температуры хранения на 10°, скорость смолообразования возрастает в 2,4-2,8 раза. Все наиболее употребительные металлы, находясь в контакте с бензином, ускоряют его окисление и образование смолистых веществ. С другой стороны стенки металлических канистр непроницаемы для кислорода, в отличие от стенок пластиковых канистр. Наибольшее ускоряющее действие оказывает медь и ее сплавы. Снижению качества бензина способствуют многократные переливания бензина из емкости в емкость. При переливании бензин насыщается кислородом воздуха, интенсивность окислительных процессов в нем возрастает, смолообразование ускоряется. Процесс окисления и осмоления значительно ускоряется в присутствии ранее отложившихся в емкости смолистых веществ или остатков осмоленного бензина от предыдущего хранения. Когда бензин становится рыжеватым - это верный признак того, что содержание смол превышает допустимый предел. При неплотно закрытой емкости происходит испарение низкокипящих компонентов. Испарение легких углеводородов приводит к повышению плотности бензинов и ухудшению их пусковых качеств. В бензинах, полученных на базе продуктов прямой перегонки и термического крекинга, низкокипящие фракции имеют наиболее высокие антидетонационные свойства, поэтому при потере их октановые числа таких бензинов несколько снижаются.

Запуск двигателя . Запуск бензогенератора может осуществляться с помощью ручного или электрического стартера. Есть модели генераторов, оснащенные обоими видами запуска.

Пуск генератора ручным стартером осуществляется следующим образом.

  • Отключить от электрогенератора потребители электроэнергии, установить выключатель напряжения (предохранитель) в положение "выкл".

  • Открывается топливный клапан.

  • Ручка воздушной заслонки устанавливается в положение "закрыто". Это действие выполняется в отношении холодного двигателя и не выполняется, если двигатель перед этим работал и остается теплым.

  • Включается зажигание (выключатель двигателя переводится в положение "вкл.").

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления, отпускается в нижнее положение и резко дергается, либо сразу резко дергается, не отпуская в нижнее положение. При этом шнур не вытягивается полностью и не отпускается резко из верхнего положения во избежание поломки стартера.

  • После прогрева (1-3 минуты) заведшегося двигателя, воздушная заслонка устанавливается в положение "открыто". Лучше постепенно, по мере прогревания.

Старт электрическим стартером может сильно отличаться в зависимости от степени автоматизации процесса. В самом простом варианте, при запуске электростартером вначале производятся те же действия, что и при ручном пуске (открывается кран, закрывается воздушная заслонка на холодном двигателе, включается зажигание).

Переключатель двигателя устанавливается в положение "электростартер". После запуска двигателя необходимо возвратить переключатель в прежнее положение. На некоторых моделях бензогенераторов это происходит автоматически.

Если двигатель не запускается сразу, то время нахождения переключателя в положении "электростартер" не должно превышать 5-ти секунд. Повторный запуск следует производить не раньше чем через 10 секунд. Если три попытки запустить двигатель закончились неудачей, следует искать неисправность, по причине которой двигатель не запускается. Возможно, требуется зарядка аккумулятора.

После запуска двигателя открыть воздушную заслонку.

Запрещается эксплуатация генератора без подключения нагрузки более 3-30 минут (для разных бензогенераторов цифра сильно отличается). Минимальная нагрузка на бензиновый генератор около 10-20% от номинальной мощности генератора. Дело в том, что если не нагружать бензогенератор, то топливо может сгорать не до конца. В 70% подобных случаев в камере сгорания и на свечах зажигания откладывается налет. Поэтому рекомендуется периодически делать профилактику - прогонять агрегат в течение часа, подключив к нему потребителей с суммарным энергопотреблением, равным номинальной мощности генератора. Это помогает избавиться от отложений и связанной с ними копоти, а также поддерживать ресурс двигателя.

Порядок включения нагрузки . Необходимо соблюдать определенный порядок. Первыми нужно подключать потребители с самыми большими пусковыми токами. Затем подключают устройства в порядке убывания последних. В заключении подсоединяются энергопотребители с коэффициентом пускового тока равным 1, например, электронагреватели.

Остановка двигателя . Операция выполняется в такой последовательности.

  • Выключаются электропотребители.
  • Выключается выключатель напряжения (предохранитель).
  • Если генератор работал с большой нагрузкой, дать генератору поработать несколько минут (1-3 мин.) без нагрузки.
  • Выключается зажигание.
  • Закрывается топливный кран.

При аварийной остановке генератора необходимо сразу выключить зажигание.

Техническое обслуживание

Для поддержания оборудования в исправном состоянии необходимо проводить регулярное обслуживание бензогенератора - в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации для конкретной модели. Основные работы по ТО сводятся к обеспечению нормальной работы двигателя. Непосредственно сам генератор не требует специального технического обслуживания. Требуется лишь регулярное удаление пыли с его корпуса во избежание нарушения охлаждения и замена щеток (если они есть).

Типичные виды работ по техническому обслуживанию и их ориентировочная периодичность представлены в нижеследующей таблице.

Примерный график технического обслуживания бензиновых генераторов*

Заменить Очистить Заменить Фильтр бензобака Фильтр топливопровода Заменить
Виды работ Каждое использование Каждые 3 мес. или через 50 час. Каждые 6 мес. или через 100 час. Каждый год или через 300 час.
Масло Проверить +  
+**    
Проверить +    
  +    
      +
Очистить     +  
Очистить     +  
Проверить   +  
  +  

* - В таблице указаны ориентировочные данные, точные надо смотреть в руководстве по эксплуатации для конкретного бензогенератора. Например, часто замена масла требуется через 6 месяцев или 100 часов, а не 50.
** - первая замена масла выполняется через 20-25 часов. Иногда в инструкции требуется первая замена масла уже через 8 часов, тогда вторая замена через 25 часов.

Кроме указанных работ, нужно выполнять и другие, связанные с разборкой двигателя, но они выполняются в сервисных центрах.

Приведенный график применим только к нормальным условиям работы бензогенератора. Если двигатель эксплуатируется в экстремальных условиях (длительные повышенные нагрузки, высокие температуры, сильная влажность и запыленность), сроки между ТО необходимо сократить.

Для бензогенераторов необходимо использовать только высококачественные масла для бензиновых двигателей. Если речь идет о четырехтактном двигателе, то в качестве универсального масла для эксплуатации при любых температурах можно (если генератор запускается очень редко) использовать SAE 10W30. При этом следует иметь в виду, что при температурах выше 4°С мультитемпературные масла расходуются в большей степени, чем обычные, и могут стать причиной ускоренного износа двигателя. При их использовании необходимо проверять уровень масла чаще, чем обычно.

Оптимальный выбор масел для различных температур можно сделать, руководствуясь нижеследующей информацией. Наиболее рекомендуемые масла в зависимости от температуры эксплуатации:

  • выше 4 °С - SAE 30;
  • от -18 °С до +4 °С - SAE 10W-30, 5W-30;
  • ниже 4 °С - синтетические масла SAE 5W-20, 5W-30.

При использовании масла SAE 30 при температурах ниже 4°С, может быть затруднен пуск из-за недостатка смазки и использование этого масла при низких температурах, может привести к преждевременному износу двигателя.

Не допускайте долговременного контакта кожи рук с маслом (машинной масло канцерогенно). Всегда тщательно мойте руки с мылом.

Масло нужно менять на прогретом (1-3 минуты) двигателе, это обеспечивает быстрый и полный слив отработки. Для замены необходимо вывернуть пробку с указателем (щупом) уровня масла (1), открутить сливную пробку (2) и слить масло в подходящую емкость. После этого завернуть сливную пробку и залить через отверстие для щупа (1) свежее масло до необходимого уровня.

Обслуживание воздушного фильтра . Воздушный фильтр очищает воздух, который поступает в карбюратор, где смешивается с топливом. Во время работы бензогенератора фильтр постепенно загрязняется и перестает выполнять свои функции. Забитый воздушный фильтр ухудшает качество топливной смеси, нарушает работу двигателя и приводит к его ускоренному износу.

Чтобы этого не происходило, воздушный фильтр нужно регулярно обслуживать. Делается это следующим образом.

  • Снимают крышку корпуса фильтра.
  • Извлекают и осматривают на предмет наличия загрязнений и повреждений фильтр.
  • Поврежденные бумажные и поролоновые фильтры заменяют новыми. Грязный бумажный фильтрующий элемент также подлежит замене. Загрязненный поролоновый фильтр промывают мыльным раствором, тщательно отжимают, просушивают. Очистка поролонового фильтрующего элемента бензином не рекомендуется из-за пожароопасности последнего.
  • Поролоновый фильтр смачивают чистым моторным или специальным маслом, отжимают и вставляют на место. Не допускайте контакта кожи рук с маслом.
  • Закрывают крышку корпуса фильтра.

Чистка топливного фильтра . Перед тем как попасть в камеру сгорания топливо проходит несколько фильтров. Один из них расположен в топливном кране. Время от времени его необходимо промывать. Для этого необходимо:

  • закрыть топливный кран;
  • открутить гайку отстойника и снять уплотнительное кольцо и сетчатый фильтр;
  • промыть отстойник, фильтр и уплотнительное кольцо в бензине;
  • установить детали на место и закрутить гайку отстойника;
  • открыть топливный кран и проверить его на утечки топлива.


Топливный кран с фильтром: 1 - топливный кран, 2 - фильтр-отстойник, 3 - сетка, 4 - уплотнительное кольцо, 5 - отстойник.

Обслуживание свечи зажигания . Для бензогенераторов должны применяться только те свечи, которые предусмотрены производителем. Информация об этом содержится в руководствах по эксплуатации на оборудование. Обслуживание свечи производится только на холодном двигателе. Работа выполняется в такой последовательности:

  • Снимается и чистится при необходимости колпак свечи.
  • С помощью свечного ключа выкручивается свеча зажигания.
  • Визуально проверяется целостность ее изолятора. В случае обнаружения трещин свечу необходимо заменить.
  • Специальным щупом измеряется зазор между электродами, который должен быть в норме 0,7-0,8 мм. При отклонении действительных значений от требуемых осуществляется регулировка зазора свечи, подгибанием или отгибанием верхнего электрода, или замена свечи.
  • При необходимости производится удаление нагара мелкой шкуркой или надфилем.
  • Свеча устанавливается на место вручную, чтобы избежать перекоса резьбы.
  • Заворачивается с усилием НЕ БОЛЕЕ 25-30 Нм. После закручивания новой свечи зажигания от руки, она должна быть затянута на 1/2 оборота ключом, чтобы сжать шайбу. Если ставится уже использованная свеча зажигания, она должна быть зажата поворотом только на 1/8-1/4 оборота после закручивания от руки.
  • Надевается колпак.

Подготовка бензогенератора к долгому хранению (консервация)

При помещении бензинового генератора на хранение (более 3-х месяцев) необходимо выполнить ряд следующих работ, проводимых после полного остывания двигателя.
  • Полностью слить бензин из бака, осушить, через сливной винт, карбюратор. С ослабленным винтом слива, снять колпачок со свечи зажигания и потянуть шнур стартера 3-4 раза, чтобы слить бензин из топливного насоса. Очистить топливные фильтры и установить их на место.
  • Заменить моторное масло.
  • Выкрутить свечу зажигания и залить в цилиндр одну столовую ложку моторного масла. Несколько раз провернуть вал двигателя, чтобы масло покрыло трущиеся поверхности. Если цилиндр был покрыт маслом во время подготовки к хранению, двигатель может немного дымить во время запуска. Это нормально.
  • Завернуть свечу на место и провернуть рукояткой стартера вал до появления сопротивления. В этой момент, поршень находится в верхней точке при такте сжатия, впускной и выпускной клапаны закрыты, что препятствует возникновению внутренней коррозии двигателя.
  • Поместить генератор в чистое и сухое место на длительное хранение.

Как уже писалось выше, бензин окисляется и портится во время хранения. Старое топливо является причиной плохого запуска, оно содержит смолистые вещества, которые загрязняют топливную систему и могут быть причиной выхода двигателя из строя. Длительность хранения топлива в топливном баке и карбюраторе без причинения функциональных проблем может варьироваться от таких факторов как температура, влажность воздуха, насколько заполнен топливный бак. Воздух в частично заполненном топливном баке способствует ухудшению топлива. Высокая температура и влажный воздух ускоряют старение бензина. Проблема ухудшения качества топлива может возникнуть в течение 2-3 месяцев, или меньше, поэтому рекомендуется при длительных перерывах в работе сливать топливо из бака и карбюратора и для работы использовать всегда свежее топливо.

Возможные неисправности бензогенератора и методы их устранения

Возможная причина Метод устранения
Двигатель не запускается
Некачественное топливо Заменить топливо
Не поступает топливо в карбюратор Проверить открыт или нет топливный кран
Нет искры на свече зажигания Проверить и заменить свечу или магнето
Пустой топливный бак Заполнить топливный бак
Двигатель останавливается
Засорен воздушный фильтр
Низкий уровень масла Проверить и долить масло
Засорен масляный фильтр Заменить
Засорен топливный фильтр Очистить топливный фильтр
Засорено отверстие в крышке топливного бака Прочистить или заменить крышку
Двигатель не развивает мощности
Засорен воздушный фильтр Очистить или заменить фильтр
Износ поршневых колец Заменить кольца
Двигатель дымит, выхлопные газы голубого цвета
Повышенный износ между стержнем клапана и направляющей втулкой Заменить изношенные детали
Повышенный износ поршня, цилиндра Заменить изношенные детали
Повышенный износ поршневых колец Заменить кольца
Повышенный уровень масла в картере Проверить и отрегулировать уровень масла
Двигатель дымит, выхлопные газы черного цвета
Перегрузка двигателя Уменьшить отбор электрической мощности
Завышена подача топлива Отрегулировать топливный насос
Засорен воздушный фильтр Очистить или заменить фильтр
Двигатель перегревается
Ребра цилиндра грязные Очистить ребра цилиндра
Неустойчивая работа двигателя
Неисправность регулятора оборотов Найти и устранить причину
Повышенный расход масла
Повышенный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой Заменить изношенные детали
Износ поршневых колец Заменить кольца
Износ цилиндра Заменить цилиндр

Безопасность

Генератор - это устройство, вырабатывающее электроэнергию, которая при определенных условиях может представлять опасность. При работе двигателя детали выхлопной системы нагреваются до высокой температуры. Поэтому эксплуатация бензогенератора должна происходить с соблюдением определенных правил электро- и пожаробезопасности.

Нельзя допускать присутствия в рабочей зоне посторонних лиц и животных.

Следует избегать использования генератора в местах с повышенной влажностью, на открытом пространстве во время снега или дождя. При работе с агрегатом руки и одежда должны быть сухими.

Нельзя использовать электрогенератор рядом с легковоспламеняющимися материалами, горючими и взрывоопасными газами и жидкостями. Генератор должен располагаться минимум в 1-ом метре от другого оборудования и стен. Нужно остерегаться прикосновения к двигателю или выхлопной трубе во время работы бензогенератора. Это чревато серьезными ожогами.

Запрещено курить вблизи генератора, нельзя также допускать наличия рядом с ним открытого огня или искр.

Следует осторожно обращаться с силовыми проводами, нельзя касаться частей генератора, находящихся под напряжением. Поврежденные провода нужно изолировать или заменять немедленно.

Перед ремонтом и обслуживанием бензогенератора рекомендуется отсоединять провод свечи зажигания во избежание случайного пуска двигателя.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Сколько генератор проработает без дозаправки - многих потребителей перед покупкой интересует такой вопрос. Это достаточно важный момент, ведь для того, чтобы долить топливо, необходимо выключить установку и ждать некоторое время пока оборудование остынет, ведь проводить дозаправку категорически запрещается, когда двигатель теплый.

Как высчитать, насколько времени хватит одной заправки

Чтобы узнать, сколько часов способен проработать прибор, необходимо знать количество топлива, которое потребляется за час и габариты топливного бака. Если разделить объем бака на количество бензина или дизеля, что уходит за час, вы получите точное время работы установки. Вы можете спросить, где взять эти замеры. Все достаточно просто, ведь в документах к установке производители вписывают эти величины.

Обычно они имеют следующие расходы топлива:

  1. Оборудование мощностью до трех киловатт сжигает за час работы приблизительно 0,7-1,0 литра топлива.
  2. Более мощные установки, соответственно потребляют от 2 до 2,7 литра топлива.

Давайте приведем пример, чтобы всем было понятно, как высчитать время работы конструкции на одной заправке. Возьмем за пример , где объем топливного составляет 25 литров, а расход топлива за один час приблизительно 2,5 литра. Получается, что на одной заправке, вы сможете пользоваться им полных 10 часов.

Стоит сказать, что это только предварительные подсчеты, ведь расход топлива и время работы зависят от множества факторов, таких как качество топлива, температура окружающей среды, другие погодные условия и, конечно же, уровень загрузки прибора потребителями.

Чем больше техники будет подключено к установке, тем больше расход топлива. Это же касается окружающей температуры. Если на улице сильные морозы, то количество расходованного бензина или дизеля будет на 10–15 % больше.

Так что лучше проверить эту характеристику на собственном опыте после удачного приобретения генератора, так как он может порадовать своего владельца более длительной работой на одной заправке, чем показали подсчеты или наоборот, истратить все топливо за более короткое время. Это техника и ее работа всегда непредсказуема, даже в таком вопросе.

Чтобы подсчеты хоть приблизительно оправдались, технику необходимо держать в теплом помещении, где прекрасная вентиляция, и он не будет перегреваться. Также не стоит загружать конструкцию по максимуму. Всегда должно оставаться 15–20% мощности про запас.

Многие производители бытовых и портативных электростанций на упаковке или корпусе оборудования любят указывать невероятно высокие показатели мощности генератора. При этом лишь мелким шрифтом в инструкции в пометке со звездочкой указывают, что это максимальная пиковая мощность, теоретически рассчитанная на основе величины кратковременных токовых перегрузок или пусковых токов. Особенно такими маркетинговыми фокусами грешат азиатские производители генераторов, не особо стесняющихся слегка преувеличить достоинства, производимого ими оборудования.

Смысл совета №1 – основывайте свой выбор и нагружайте свой генератор, ориентируясь лишь на паспортную величину номинальной мощности генератора или же на мощность, которую обеспечивает электростанция в длительном режиме эксплуатации.

Совет№2. Обеспечьте генератор необходимым запасом масла и фильтров

Интервал замены масла и фильтров в электростанции достаточно короткий и при этом в очень большой степени зависит от интенсивности и степени нагрузки на генератор. Поскольку зачастую трудно предположить, как долго генератор будет использоваться в качестве резервного или аварийного источника электроэнергии при отключении центрального электроснабжения, то хотя бы минимальный запас масла и фильтров на одну замену позволит остаться Вам в критической ситуации с работоспособным генератором.

Смысл совета №2. Как правило, производители генераторов, рекомендуют производить первую замену масла после 25 часов эксплуатации генератора, а последующие замены каждые 50-60 часов. Обратите внимание, что именно этот период замены масла и фильтров может настать во время критической ситуации, когда бесперебойная работа генератора станет жизненна необходимой. Иначе вместо ликвидации негативных последствий отсутствия электроэнергии, при наличии работоспособного генератора, Вы будете вынуждены сидеть без электричества или бегать по магазинам или знакомым в поисках расходных материалов.

Совет№3. Остужайте двигатель электростанции перед заправкой генератора топливом

После непрерывной работы электрогенератора в течение нескольких часов, многие владельцы электростанции сразу же хватаются за канистру с топливом, чтобы вновь заправить топливный бак генератора до краев, чем совершают сразу же, как минимум, две грубейшие ошибки!

Большинство малогабаритных бытовых и портативных электростанций оснащены топливными баками в верхней части корпуса, чтобы топливо за счет силы тяжести самостоятельно попадало в карбюратор. Представьте себе, во что превратиться заправка генератора, если в критической ситуации Ваша рука дрогнет и топливо расплескается на раскаленный двигатель или Вы в впотьмах переполните емкость бензином и оно потечет по баку вниз на горячий мотор или выхлопную систему. А в это время над раскаленными частями электростанции находится бак с топливом и Вы, нагнувшись над генератором, держите канистру с горючим веществом!

Смысл совета №3. Перед заправкой топливом дайте остыть генератору хотя бы 15 минут. Пережить четверть часа без электричества можно, но при этом Вы обезопасите себя и своих близких от огненного ада! При этом не забывайте сопутствующие правила при заполнении топливного бака – не спешите, обязательно освещайте работы при заправке в темное время суток и в никоем случае не наливайте топливо в бак генератора до краев.

Наиболее частая причина отказа всех генераторов – плохое качество топлива. Поскольку практически все владельцы генераторов держат электростанции на случай аварийной ситуации в заправленном состоянии, то даже самое качественное топливо спустя некоторое время начинает терять свои свойства – оно разлагается, теряет свои наиболее летучие фракции, в топливной системе скапливается влага, выпадает лаковый налет и труднорастворимые осадки. Поэтому производители рекомендуют изначально использовать только свежее высококачественное топливо или по крайней мере добавлять в него специальный стабилизатор, предохраняющий его от разложения в течение длительного времени.

Смысл совета №4. Для работы генератора, конечно же, необходим определенный запас топлива, но крайне желательно не хранить его очень длительное время в топливном баке генератора. Если Вы не планируете использовать электростанцию длительное время, опорожните топливный бак остывшего генератора и запустите двигатель, пока он сам не выработает остатки топлива из топливной системы.

Как бы ни привлекательно было бы включить генератор в розетку квартиры или частного дома с помощью переходника или шнура с двумя вилками и тем самым обеспечить работу всего электрооборудования в помещении, не делайте этого ни в коем случае! Это опасно для жизни не только Ваших близких, но и даже дальних соседей из дома напротив! Мощности даже малогабаритного генератора достаточно, чтобы убить Вашего соседа или электромонтажника, проводящего ремонтные работы на линиях электропередач.

Смысл совета №5. Используйте для подключения от резервного генератора либо отдельные удлинители, либо стационарную аварийную проводку в помещении, никоим образом не соединенную с центральными линиями электроснабжения. Практика показывает, что в бытовых условиях не стоит мудрить с различными схемами автоматического ввода резерва, которые используются на промышленном оборудовании, ибо это либо слишком опасно, либо слишком дорого.

Совет №6 Храните топливо для генератора в безопасных условиях

Во всем цивилизованном мире устанавливаются максимально допустимые нормы хранения топлива в домашних условиях. Мы пока до этого не дошли, да и проблем с обеспечением качественным ГСМ у нас побольше, поэтому этот совет носит сугубо рекомендательный характер, основанный на международном опыте эксплуатации бытовых и портативных генераторов.

При формировании запаса топлива и масла для работы генератора, мысль «чем больше, тем лучше» себя совсем не оправдывает. Например, для хранения бензина категорически не рекомендуется использовать большие канистры, емкостью более 20 литров. Причины простые:

  • Заправляя топливный бак генератора из тяжелой и крупногабаритной емкости, возникает большая вероятность разлива или перелива топлива. То есть - это опасно и неудобно.
  • Длительный период, за который выработается ГСМ из большой резервной емкости, может привести к значительному ухудшению качества топлива или масла.

Смысл совета №6. Лучше хранить ГСМ в двух или даже трех небольших канистрах, чем в одной большой! Заправлять удобнее и безопасней, а запас топлива можно оперативнее пополнять или заменять на новое!

Совет №7 Используйте заземление и только качественные провода для подключения нагрузки

Жизнь показывает, что многие наши соотечественники, приобретая дорогостоящую электростанцию, всячески пытаются экономить на проводах, а необходимость заземления генератора вообще рассматривают как ничего не значащее требование производителя.

Почему не стоит экономить на проводах:

  • Чаще всего генератор используется под открытым небом, соответственно на провода воздействует влага, солнце и тепло или мороз. Сечение проводов обязано выдерживать нагрузку на 25%-30% больше максимальной мощности генератора, а изоляция кабеля должна выдерживать негативное воздействие окружающей среды и быть устойчивой к влиянию ГСМ, используемым в генераторе.
  • Сечение и длина кабеля должна обеспечивать возможность максимального удаления генератора от жилой зоны. Даже самый дорогой и высококачественный генератор все же достаточно шумное устройство с токсичными выхлопными газами, которыми не стоит дышать даже в условиях отсутствия центрального электроснабжения. При этом производители рекомендуют ограничиться удалением генератора от людей на расстояние около 30 метров – так негативное воздействие шума, вибрации и выхлопных газов будет минимальным, но при этом электростанция останется под полным визуальным контролем владельца.

Почему не стоит экономить на заземлении:

  • Автоматическая защита генератора предусматривает отключение нагрузки лишь при коротком замыкании или превышении токовой нагрузки выше максимально-допустимой. При пробое электричества на корпус, без заземления, автоматические выключатели не согут выполнить возложенные на них защитные функции.
  • Для устойчивой и безопасной работы электрооборудования от генератора необходимо иметь чистый ноль, которого без заземления невозможно добиться.

Смысл совета №7. Не экономьте на качественных проводах и заземлении. Кабеля с проводами хорошего сечения с усиленной изоляцией и модульно-штыревое заземление стоят не так уж много, чтобы экономить на безопасности своей семьи или на ремонте электрооборудования, подключаемого к генератору.

В этой статье мы уже рекомендовали, располагать генератор на некотором удалении от мест скопления людей. Однако такое удаление от владельца генератора может спровоцировать похитителей на воровство дорогостоящей портативной электростанции. Средство защиты простое – достаточно пристегнуть раму электростанции к какому-нибудь стационарному креплению или массивной конструкции. Для этих целей можно, конечно же, использовать стандартный U-образный замок с быстросъемным креплением для велосипеда, но лучше всего специально для генератора приобрести стальную цепь с надежным навесным замком под ключ.

Смысл совета №8. В случае массового отключения электроэнергии, со светом захотят остаться не только Вы, но и различные сомнительные личности, которых не останавливает от воровства право собственности на генератор. Цепь и замок в совокупности стоят ничтожные деньги по сравнению со стоимостью электростанции. Если Вы будете придерживаться совета и оборудуете место установки генератора модульно-штыревым заземлением, у Вас уже будет прекрасное место для фиксации генератора. Лучше всего в таких случаях использовать кусок канализационной трубы с крышкой, окрашенной под цвет газона. Внутри можно расположить вывод контура заземления, а для крепления цепи использовать мощный газонный анкер.