Парковые дороги, аллеи и площадки в ландшафтном дизайне

При проектировании ландшафтного дизайна парка необходимо представлять размещение основных и второстепенных дорог, площадок, определять их взаимосвязи. Дорожная сеть обеспечивает связь входов в парк с функциональными зонами и площадками ландшафтной композиции. Как показывает опыт создания ландшафтного дизайна парков, в балансе территории городского парка дороги и аллеи, как правило, составляют 8…15%, площадки - 5…10% (до 20%). Густая сеть дорог не способствует ориентации на парковой территории, навязывает измельченность композиции ландшафтного дизайна, ухудшает состояние зеленых насаждений. Расчет размеров аллейной дорожной и тропиночной сети в многофункциональных парках, назначение и рекомендации по благоустройству приведены в табл. 1.

Таблица 1

Организация дорожной сети в парках

Типы парковых аллей и дорог

Ширина, м, при расчетной полосе движения человека 0,75 м

Назначение

Основные пешеходные аллеи и дороги

6,00…10,00 и более

Соединение входов, основных зон между собой. Интенсивность движения 300 чел./ч

Покрытие твердое, с обрамлением бортовым камнем, с устройством водоотвода; допускаются разделительные полосы по оси шириной 2…3 м, через каждые 25…30 м - проходы. Обрезка ветвей близко расположенных деревьев на высоту 2,5 м.

Второстепенные аллеи и дороги

3,00…4,50

Соединение второстепенных входов и отдельных узлов парка. Интенсивность движения - до 300 чел./ч

Покрытие из плитки или асфальтобетона, спецсмеси, окаймление - садовый борт. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,0…2,5 м. Водоотвод в виде лотков. Цветочные бордюры по границам

Дополнительные пешеходные дороги

1,50…2,50

Подход к отдельным сооружениям. Интенсивность движения - до 100 чел./ч

Трассировка свободная, покрытие «мягкое» из спецсмесей, продольный уклон допускается до 0,08, повороты фиксируются группировками растений

Тропы

0,75…1,00

Дополнительная сеть дорожек для прогулок

Трассировка по склонам, через балки, овраги, ручьи; покрытие грунтовое

Велосипедные дорожки

1,50…2,25

Прогулки на велосипедах

Трассировка замкнутая (кольца, восьмерки). Покрытие твердое. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,5 м. Рекомендуется пункт обслуживания

Дороги для конной езды

4,00…6,00

Прогулки верхом, в экипажах, в санях

Покрытие грунтовое улучшенное, обрезка ветвей у деревьев на высоте 4 м. Продольные уклоны - не более 0,06

Автомобильная дорога

4,50…7,00

Прогулки в автомобилях (в больших парках). Допускается проезд эксплуатационного транспорта

Трассировка по периферии парка изолированно от пешеходного движения. Продольный уклон - не более 0,07. Максимальная скорость движения - 40 км/ч. Радиусы закругления - не менее 15 м. Покрытие -асфальтобетон, гравий.

При проектировании ландшафтного дизайна следует учитывать, что по основным и второстепенным аллеям и дорогам проезд транспорта может допускаться со строгим соблюдением правил безопасности движения. При проектировании дорог следует учитывать, что в ширину пешеходных аллей включаются зоны пешеходного движения, лотки, полосы и запады для установки скамеек. Устройство разделительных озеленяемых полос устраивают, как правило, при ширине аллеи 10…12 м. Дороги имеют как утилитарное, так и декоративное назначение, являются визуальными, направляющими осями парка, позволяющими воспринимать отдельные парковые картины ландшафтного дизайна в задуманной последовательности. По санитарно-техническим требованиям покрытие дорог должно быть ровным, удобным для передвижения, не ярким по цвету, сочетаемым с окружением и не пыльным. Используются покрытия из асфальтобетона (хозяйственные дороги и др.); из плиток; покрытия, стабилизированные известью, высевами гранитного щебня; из гравия; синтетические экологически чистые покрытия (типа «Геопласт»); травяные покрытия и др. Покрытия в парке должны положительно влиять на развитие растений. Плиточное покрытие способствует доступу воздуха, упрощает ремонт дорог (размеры плит - 50х50, 30х30 см и другие, толщина - 3,5…7,0 см; зазоры между плитками - 2…3 см). Меняя цвет, размер, рисунок укладки плиток, интервалы между ними, можно добиться разнообразия и придать определенную привлекательность дорожной сети и ландшафтному дизайну парка в целом.

При проектировании ландшафтного дизайна следует помнить, что начертание дорог, их плавные, повороты, без лишних искривлений, не обоснованных функциональным назначением, в сочетании с растениями являются элементом окружающего ландшафта, украшающим парковый ландшафтный дизайн. При проектировании ландшафтного дизайна парка большое значение следует придавать площадкам различного назначения. Типы парковых площадок и их примерные параметры приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Типы парковых площадок и их примерные параметры

Типы площадок

Площадь, м 2

общая

минимальная на одного посетителя

Разгрузочные площадки при входах в парк

С учетом пропускной способности примыкающих дорог и аллей

Площадка для отдыха (чтение и настольные игры, созерцательный отдых):

малые (на 1…2 чел.)

средние (на 3…5 чел.)

большие (на 6…15 чел.)

5…15

20…20

60…200

10,0

Лужайки (чтение, отдых в шезлонгах, игры):

малые

средние

большие

250…450

500…900

1000…12000

25,0

30,0

40,0

Видовые площадки

10…150

40,0

Для культурно-массовых мероприятий (лекции, концерты)

По проекту

По проекту

Танцевальные

150…500

Детские игровые

для детей до 3 лет (песочница, игры)

для детей от 4 до 5 лет (подвижные игры)

для детей от 6 до 12…14 лет (спорт)

10…100

120…300

500…2000

10,0

Спортивно-игровые (от одиночных до массовых):

для детей от 10…12 до 15 лет

для молодежи и взрослых

150…7000

100…7000

10,0

10,0

Автостоянки для посетителей парка следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа в парк. Автостоянки проектируются из расчета 5…7 машиномест на 100 единовременных посетителей. Площади, м 2 , земельных участков автостоянок на одно место принимают:

Для легковых автомобилей……………………………………………………………………25

Для автобусов…………………………………………………………………………………40

Для велосипедов………………………………………………………………………………0,9

В указанные площади не входит площадь подъездов и разделительных полос, в которых размещаются зеленые насаждения в виде живых изгородей из устойчивых кустарников.

Спортивные площадки в парках проектируют в соответствии со СНиП ч. 11-2001 «Спортивные сооружения».

Многофункциональные парки активно используются и в зимнее время. С этой целью учреждения круглогодичного использования, такие как культурно-просветительские и зрелищные, рекомендуется размещать вблизи входов в парк. Расстояния между входами в крупные парки, как правило, следует принимать 500 м. В крупных (площадью более 100 га) парках необходима организация цветочно-оранжерейного хозяйства.


Садовые дорожки являются путеводными нитями, соединяющими в единый ансамбль все функциональные зоны участка и иные элементы ландшафтного дизайна. Без садовых дорожек невозможно достичь художественной завершенности облика сада. Выбор конфигурации дорожек, прокладываемых по территории участка, проводится на этапе ландшафтного проектирования. В зависимости от назначения дорожек выбираются материалы для их устройства, а также технологии укладки. В соответствии с принятой в садово-парковом дизайне классификацией дорожки могут быть декоративными и утилитарными, главными и второстепенными, жесткими и мягкими, прямыми и зигзагообразными, широкими и узенькими. Проектирование дорожно-транспортной сети участка осуществляется с учетом его рельефа, который может быть ровным, «блюдцеобразным» или многоступенчатым (при наличии значительных перепадов высоты).

В зависимости от функционального назначения садовой дорожки выбирается тип основания. Так для садовых тропинок, используемых в течение летнего сезона, достаточно сделать песчаное основание. Для пешеходных дорожек, эксплуатирующихся круглогодично, основание должно быть уже гравийно-песчаным. Въездные дороги и площадки, предназначенные для стоянки автотранспорта, строят на прочном бетонном основании, усиленном с помощью армирования.

Деление дорожек на группы по типу мощения

Дорожное полотно является еще одним обязательным конструктивным элементом любой дорожки. По типу покрытия все садовые дорожки можно разделить на две группы:

В ландшафтном дизайне используются также комбинированные дорожки, которые состоят из участков, имеющих жесткое или мягкое покрытие.

Комбинированные дорожки выполняются из насыпных материалов и твердых покрытий, представленных здесь в виде отдельных каменных плит квадратной формы

Для укладки специального дорожного полотна применяются сложные технологии. Сюда можно отнести зеленые дорожки, устраиваемые на георешетке или заливаемые декоративным бетоном. Наибольшей популярностью в загородном строительстве пользуются жесткие дорожки, позволяющие претворить в жизнь самые разнообразные стилевые решения по оформлению садового участка. К тому же они и более практичные, так как долговечны, надежны, просты в уборке. Мягкие дорожки придется дольше очищать от мусора и чаще ремонтировать, разравнивая насыпной материал.

В отдельную группу принято выделять деревянные покрытия, выполняемые в виде настилов, помостов, дощатых тротуаров, дорожек из спилов дерева.

Спилы дерева в оформлении садовых дорожек используют в сочетании с объектами, построенными из оцилиндрованного бревна или бруса

Укрепление краев садовых дорожек

Бордюры, используемые для укрепления краев садовых дорожек, позволяют:

  • повысить устойчивость покрытия;
  • защитить края покрытия от возможного оползания и разрушения;
  • воспрепятствовать зарастанию дорожки растительностью;
  • защитить газоны и цветники, прилегающие к дорожкам, от вытаптывания.

Установка бордюров обязательна для садовых дорожек с мягким типом покрытия. Жесткие дорожки обрамляются бордюрами по желанию владельца загородного участка.

Эстетическое значение мощения садовых дорожек

Главная садовая дорожка, утопающая в зелени деревьев и уходящая вдаль, позволяет подняться на террасу по каскаду лестниц

Сочетание материалов – залог завершенности композиции

Садовые дорожки, сочетающиеся по форме и цвету используемых материалов с отделкой дома, ограждения, беседок, клумб и цветников, позволяют придать композиционную завершенность саду. При проектировании дорожек необходимо придерживаться требований выбранного стиля. Например, в строгом предполагается, что все садовые дорожки будут обязательно прямыми. Главная дорожка при этом служит своеобразной осью симметрии, разделяющей сад на две одинаковые по оформлению половинки. Площадки, устраиваемые в местах пересечения дорожек, также должны иметь строгую форму правильных геометрических фигур (круга, квадрата).

Сад в регулярном стиле оформлен ровными и прямыми дорожками, проведенными как-будто по линейке умелой рукой дизайнера-художника

Наоборот, не приемлет строгих и прямых линий. В таком саду будут уместны извилистые тропинки, ведущие в самые укромные уголки участка. При этом каждый изгиб извилистой садовой дорожки должен открывать красивый вид на растущие деревья и цветы, искусно созданные водоемы с ручьями и водопадами, притягательные места отдыха, очаровательные скульптуры и другие декоративные элементы.

Получить неожиданный результат позволяет комбинирование стилей. При этом смешении главную дорожку выполняют в виде прямой линии, а второстепенным тропинкам, отходящим от нее, придают свободную форму. Подчеркнуть красоту голландского стиля помогут дорожки, украшенные цветочным бордюром.

Дорожки и площадки являются, несомненно, важными элементами садово-парковой композиции, они придают ландшафту ухоженный вид и индивидуальность. Материал, из которого сделаны площадки и дорожки, обязательно влияет на впечатление, производимое парковой зоной отдыха. Своей формой и расположением, а также замысловатыми изгибами дорожки определяют стиль и свойства ландшафтного проекта. Парковые дорожки и площадки различаются по типу покрытия, мощения, применяемым материалам и технологиям.

Типы покрытий бывают каменные, плиточные, блочные, травяные и т.д. Существуют и различные варианты укладки - на песочную подушку или на цементный раствор. Они бывают с бордюром и без, сплошные, выполненные островками и т.д. В качестве основных материалов для покрытия парко вых дорожек используется натуральный камень, декоративная плитка, плиты бетонные, клинкерный кирпич, простой и декоративный бетон, отрезки дерева и трава.

Прокладка дорожек начинается с устройства их основания. В зависимости от функционального назначения дорожки и характера почвы понадобиться устройство либо песчано-гравийной подушки, либо бетонного основания .

Самый важный этап в процессе сооружения дорожек. Правильное основание не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит долголетие мощению.

Дорожка представляет собой "бутерброд" из последовательно уложенных слоев. В самом низу: щебень - 15см, затем песок - 10см, между ними обычно прокладывают геотекстиль. Далее укладочный слой сухой смеси, - 3см, и тротуарная плитка - 7см.

При выкапывании профиля под дорожку необходимо правильно рассчитать его глубину, для того чтобы рационально использовать щебень и песок. Если дорожка прокладывается в освоенном саду по существующему газону или другой поверхности, которая останется без изменений, глубина профиля составит: щебень 15см + песок 10см + сухая смесь 3см + плитка 7см = 35см.

После того как профиль сформирован, заполняем его щебнем - 15см. и песком – 10см., тщательно утрамбовывая каждый слой. Дренирующее основание садовой дорожки или площадки - это самая важная часть мощения, обеспечивающая отвод избыточной воды в нижние слои почвы. Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, слабо пропускающих воду. Такие почвы осенью насыщены водой, замерзание которой зимой приводит к значительному расширению объема грунта - процесс, который называется пучением. Пучение грунта может приводить к повреждению мощения, что выражается в образовании вздутий на дорожках и площадках, под которыми находятся линзы льда. Другой аспект заключается в том, что основание мощения должно быть стабильным, иными словами мощение из камня или тротуарной плитки не должны со временем продавливаться, проседать в грунт .



Между слоем щебня и песка укладывается геотекстиль. Это предотвратит просыпание песка в слой щебня и сделает основание более долговечным. Эффект действия геотекстиля заключается в том, что с одной стороны, обладая фильтрующими свойствами, он предупреждает проседание основания в грунт, а с другой обеспечивает дополнительную устойчивость дорожного полотна к деформации за счет своих прочностных характеристик.

В качестве укладочной смеси используется готовая сухая смесь, или цемент и песок. Из них смесь готовится самостоятельно (соотношением 1:4) непосредственно перед укладкой плитки. Толщина слоя укладочной смеси обычно составляет 3см. С помощью уровня постоянно проверяем поверхность плитки, при необходимости осаживаем отдельные кирпичи или подсыпаем под них дополнительные порции сухой смеси.

После окончания укладки засыпаем поверхность плитки песком и трамбуем, чтобы набить песок в швы. Сметаем излишний песок и проливаем поверхность водой. При необходимости повторяем процедуру. Необходимо подождать пару дней, перед тем как начать пользоваться дорожкой .

Таблица 1. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров

Используется тротуарная плитка производства ЖБК-1 г. Белгород.

Практически в каждом саду имеются дорожки, которые не только украшают его, но и делают комфортным передвижение по саду.

Дизайн садовых дорожек должен соответствовать стилю сада, газонов, цветников и архитектуре дома.

Строительство садовых дорожек – занятие довольно простое в том случае, если соблюдать все основные этапы данного процесса и если правильно подобрать строительный материал.

Наиважнейшие этапы строительства дорожек садовых

Основными этапами в данном занятии является проектирование будущего объекта, подготовка для него ложа и подбор материала, необходимого для строительства.

В процессе проектирования необходимо разработать схему прокладки объекта на участке. При этом следует учитывать стиль, в котором выполнен сам участок. Так, к примеру, для сада, выполненного в классическом стиле, подойдут прямые дорожки, а их пересечения рекомендуется делать под прямым углом.

Если же сад выполнен в так называемом пейзажном стиле, то здесь уместно будут смотреться дорожки с изгибами, плавными пересечениями. Помимо этого при проектировании необходимо учитывать удобство пользования ими, привычки тех людей, которые будут по ним прогуливаться.

Необходимо подготовить ложе для будущей дорожки: снять грунт, утрамбовать, засыпать щебнем и песком.

После того как создание проекта подошло к концу, можно перейти к следующему этапу, а именно к подготовке ложа для будущей дорожки. Для этого следует разметить место для садовых дорожек и снять с данной территории грунт. Грунт необходимо вынимать на такую глубину, которой будет вполне достаточно для укладки основания объекта и для финишного слоя.

Строительство дорожек садовых выполняется с учетом того, что они должны выступать над грунтом сантиметра на 2-3. Дно полученного углубления следует хорошенько утрамбовать, а затем уложить слой щебня высотой сантиметров 10-15 и опять-таки все хорошенько утрамбовать. Если строится дорожка для подъезда автотранспорта, то слой щебня следует увеличить до 20-30 см. Сверху на данный слой необходимо насыпать песок слоем в 3-5 см и разровнять.

После этого можно смело приступать к финишному этапу , а именно к подбору отделочного материала и, конечно же, его укладке. Лучше всего использовать такой материал, который прекрасно впишется в общий стиль садового участка.

Кроме того, отделочный материал лучше приобретать высокого качества, твердый, надежный и морозостойкий. Затем следует выбрать метод укладки подобранного материала.

При применении метода укладки, в котором фигурирует смесь из песка и гравия либо заливка бетонным раствором, немаловажно учитывать все необходимые пропорции ингредиентов, для того чтобы не допустить разрушения в сезон заморозков. Перед тем как начать укладывать отделочный материал, следует установить бордюры. Они бывают бетонными либо из пластика.

Вернуться к оглавлению

Зачастую для декорирования садового участка применяют некоторые дизайнерские задумки.

К примеру, можно сделать различные разветвления садовых дорожек, идеально выровненные газоны или же газоны с высотными перепадами. По всему периметру объекта можно выполнить растительные бордюры, например, из земляники.

Шикарно смотрятся небольшие постройки, цветники вдоль садовых дорожек.

Зачастую дорожки украшают миксбордерами, которые представляют собой рабатки, обладающие довольно большой шириной и имеющие различные формы.

Подобные рабатки необходимо засаживать многолетними цветущими растениями, период цветения у которых протекает в различное время. Желательно, чтобы растения были разного размера.

Технология рабаток такова: на заднем плане следует посадить самые высокие растения, далее среднерослые и ближе – низкорослые и стелющиеся сорта. Если же высадить газон между миксбордером и , то на выходе получится шикарный садовый участок.

Как правило, при создании дорожек применяют пару направлений:

  1. Классическое, или регулярное.
  2. Пейзажное, или ландшафтное.

Дорожки, выполненные в ландшафтном стиле, основаны на натуральных видах природы, на сочетании в их планировке декоративных сортов растений и на применении естественных форм.

Классический же тип является архитектурным, т. е. он основан на сочетании формы и красок разнообразных декоративных растений, а также на получении высокохудожественного эффекта.

Данный стиль зачастую применяется для облагораживания территорий центральных парков, больших садов и скверов в городах.

Строительство дорожек садовых следует тщательно продумывать еще на стадии разработки проекта возведения дома, в этот же момент и нужно определиться с направлением, которое будет лежать в основе будущего строительства.

Это необходимо для того, чтобы удачно расположить сад, дворик; дорожки, которые будут соединять отдельно расположенные элементы садового участка, постройки и т. д.

Садовые дорожки не только являются очень удобным местом передвижения, но и украшением сада.

Вернуться к оглавлению

Мощеные садовые дорожки и укладка плитки тротуарной

Специально для подъездной дороги, как правило, строят мощеные садовые дорожки. Такие дорожки превосходно будут выглядеть и в случае, когда цоколь постройки выполнен из такого материала, как кирпич.

Тротуарную плитку укладывают на выровненные щебеночные, песчаные или бетонные основания, учитывая условия эксплуатации, которые и определяют схему укладки.

Мощеные садовые дорожки дополнят стиль садового участка. Дорожки можно мостить клинкером, или, как его иначе называют, дорожным кирпичом. Клинкер является материалом, обладающим шероховатой поверхностью, толщина его составляет всего 4 см.

Данный материал не входит в разряд недорогих, поэтому применяется для не очень часто. Наиболее популярным материалом является тротуарная плитка.

Толщина каждой плитки колеблется в пределе 4-10 см, а длина 10-28 см, ширина же 9-20 см. Специально для необходимо выбрать плитку толщиной в 6 см, а для подъездов – 8 см.

Сегодня производители предлагают материал самой разнообразной формы и оттенка, а так же материал, покрытый природной крошкой. Поэтому дорожку можно выкладывать из плиток как одного оттенка, так и различных цветовых гамм, делая причудливые узоры.

Для того чтобы уложить плитку, следует использовать смесь из цемента и песка. Порой применяют и щебень в том случае, когда необходимо сделать оформление автомобильной площадки.

При использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка.

Но при использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка. Ее высота может быть самой различной, и зависит она только от того, какая сила нагрузки предполагается на дорожку.

Георешетки выпускаются песочного, зеленого и черного оттенков. На слой гравия необходимо установить данную решетку и закрепить специально предназначенными для этого клиньями.

Сверху она присыпается слоем из щебня или же камня, а затем следует уложить слой геотекстиля. Последний слой нужен для того, чтобы избежать в дальнейшем вымывания песка. На геотекстиль уложите состав на основе цемента, а уже на него – плитку тротуарную.

Технология устройства дорожек и площадок

Срок службы тротуарной плитки, а тем более натурального камня весьма продолжителен, поэтому как долго прослужит вам дорожка, во многом зависит от технологии устройства и качества проведения работ. Независимо от того, на что укладывается плитка на сухую смесь, раствор или песок, основанием служит подушка из щебня и песка. В отдельных случаях, для усиления основания, на песчано-гравийной подушке устраивается бетонная стяжка.

1. Разметка дорожек и площадок

Сначала необходимо разметить дорожки и площадки согласно разработанному плану. Разметка производится с помощью рулетки, колышков и строительной бечевки. После того как разметка будет завершена, необходимо пройтись по будущей дорожке, чтобы проверить удобство пользования и при необходимости подкорректировать ее расположение и размеры.

2. Подготовка основания

Прокладка дорожек начинается с устройства их основания. В зависимости от функционального назначения дорожки и характера почвы понадобиться устройство либо песчано-гравийной подушки, либо бетонного основания. Правильное основание не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит долголетие мощению. Дорожка представляет собой "бутерброд" из последовательно уложенных слоев. В самом низу: щебень - 15 см, затем песок - 10 см, между ними обычно прокладывают геотекстиль. Далее укладочный слой сухой смеси, - 3 см, и тротуарная плитка - 7 см.

Выкапывание профиля под дорожку

При выкапывании профиля под дорожку необходимо правильно рассчитать его глубину, для того чтобы рационально использовать щебень и песок. Если дорожка прокладывается в освоенном саду по существующему газону или другой поверхности, которая останется без изменений, глубина профиля составит: щебень 15 см + песок 10 см + сухая смесь 3 см + плитка 7 см = 35 см

Если же прокладка дорожки ведется в рамках комплексного освоения участка, следует учесть уровень будущего газона (когда предполагается завоз плодородного грунта, который поднимет общий уровень участка.) В этом случае глубина профиля составит: щебень 15 см + песок 10 см + сухая смесь 3 см + плитка 7 см - толщина плодородного слоя под газон 15 см = 20 см.

При выкапывании профиля для одного квадратного метра дорожки в первом случае образуется 0,35 куб. м. излишков вынутого грунта, во втором 0,2 куб. м, и следует заранее подумать о том, как им распорядиться. Вывоз за пределы участка потребует определенных затрат, поэтому лучше использовать его для планировки рельефа или засыпке ненужных ям на участке.

Формирование основания дорожки

После того как профиль сформирован, заполняем его щебнем - 15 см. и песком – 10 см., тщательно утрамбовывая каждый слой.

Между слоем щебня и песка укладывается геотекстиль. Это предотвратит просыпание песка в слой щебня и сделает основание более долговечным.

3. Укладка тротуарной плитки

на сухую смесь

В качестве укладочной смеси используется готовая сухая смесь, или цемент и песок. Из них смесь готовится самостоятельно (соотношением 1:4) непосредственно перед укладкой плитки. Толщина слоя укладочной смеси обычно составляет 3 см. С помощью уровня постоянно проверяем поверхность плитки, при необходимости осаживаем отдельные кирпичи или подсыпаем под них дополнительные порции сухой смеси.

После окончания укладки засыпаем поверхность плитки песком и трамбуем, чтобы набить песок в швы. Сметаем излишний песок и проливаем поверхность водой. При необходимости повторяем процедуру. Необходимо подождать пару дней, перед тем как начать пользоваться дорожкой.

на цементный раствор

Цементный раствор (толщиной 2 см.) обычно используется при укладке плитки на бетонное основание (отмостка вокруг дома, площадка для машин и т. д.). За один прием укладка ведется на площади не более половины квадратного метра. Уложив плитку, проверяем и поправляем ее поверхность по уровню.

Раствору необходимо схватиться в течении нескольких часов, а ходить по такой дорожке можно будет не ранее чем через три дня

По материалам CD "Ландшафтная архитектура" 2004 г.