В изложении святителя Димитрия Ростовского

Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода, проживала девица Серафима, антиохийская гражданка. Своими поучениями она привела и Савину к вере Христовой. Игемон Берилл послал своих слуг в дом Савины, с приказанием взять святую девицу Серафиму и представить к нему на суд. Блаженная Савина воспротивилась этому и всеми силами старалась не допустить, чтобы посланные взяли девицу. Но святая Серафима сказала ей:

Госпожа моя и мать! Отпусти меня с ними. Ты только усердно молись за меня Богу. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и верую, что Он придет ко мне и даст мне силы верно послужить Ему, хотя я и недостойна сего по грехам моим.

Блаженная Савина не решилась однако отпустить святую деву с нечестивыми слугами игемона, и вместе с нею пошла сама к игемону. Так как она по своему происхождению принадлежала к знаменитой сенаторской фамилии, то игемон, увидев ее пред собой, пришел в смущение и поспешил отпустить ее домой вместе со святою Серафимой.

Прошло три дня. Игемон распорядился устроить судилище на том месте, где обыкновенно происходил суд, и приказал градоправителям привести Серафиму. Нечестивые властители схватили святую девицу и повели на суд. Блаженная Савина снова последовала за нею. Увидев, что нет возможности освободить Серафиму из рук ее врагов, она закричала игемону:

Свирепый азиатский пес! Не смей делать зла святой девице Божией. Ты сам погибнешь, ибо с нами Христос Бог наш, и Он казнит и тебя, и нечестивых царей твоих вечными муками за те многочисленные страдания, кои вы изобрели для слуг Бога живого.

Сказав это, Савина с рыданием возвратилась в дом свой.

Тогда игемон обратился к Серафиме с такими словами:

Принеси жертву бессмертным богам, коим поклоняются и цари наши.

Серафима отвечала:

Я благоговею и служу Всемогущему Богу, сотворившему небо и землю и всё, что на них находится. Те же, кому ты повелеваешь поклониться, не боги, а бесы; почитать их мне не подобает, ибо я христианка.

Игемон сказал ей:

Тогда подойди и принеси Христу твоему ту самую жертву, которая уготована нашим богам.

Серафима отвечала:

Я каждый день приношу Ему жертву, покланяюсь Ему и молюсь Ему и днем и ночью.

Тогда игемон спросил:

Где храм Христа твоего? Какую жертву ты Ему приносишь?

Серафима отвечала:

Жертва, угодная Христу, состоит в том, чтобы я непорочно сохранила в чистоте свое девство, и с Его всесильной помощью привела и других к этому подвигу.

Игемон сказал:

Это ли церковь ваша и жертва?

Серафима отвечала:

Нет ничего выше познания истинного Бога и служения только Ему Единому благочестивой жизнью.

Игемон сказал:

Уж не ты ли сама, как говоришь, церковь для Бога твоего?

Серафима отвечала:

Так как я соблюдаю себя непорочной всесильной помощью Бога моего, то я поистине Его церковь. В нашем Священном Писании сказано: "Вы храм Бога живаго" (2Кор.6:16).

Игемон спросил:

Но если тебя изнасилуют и растлят твое девство, останешься ли ты тогда церковью для Бога твоего?

Серафима на это ответила словами Священного Писания:

- "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1Кор.3:16-17).

Но игемон не понял этих слов и приказал отдать Серафиму в руки двух бесстыдных юношей, родом из Египта, чтобы они всю ночь пробыли с ней. Эти нечестивые юноши взяли ее и отвели в темную храмину. Святая дева с умилением молилась Господу:

Господи Иисусе Христе, истинный хранитель и блюститель девства моего, призываю Тебя на помощь! К Тебе взываю, свет и веселие вечное! Ты, посетивший и укрепивший заключенного в темнице Апостола Твоего Павла, призри и на меня и помилуй смиренную рабу Твою. Избавь меня от нечестивой похоти юношей сих. Молю Тебя, пусть потемнеют очи их и не прикоснутся они к рабе Твоей, на Тебя уповающей! Да не осквернят они моего тела, Твоею святыней запечатленного. Посрами их бесстыдство и не попусти моего растления, повели скорее, да преставлюсь к Тебе. Призри и на рабу Твою Савину, благий Иисусе, и укрепи ее силою Твоею, да не восторжествует лютый враг диавол: ибо и она много претерпела в деле моем. Услыши меня, Господи Иисусе Христе, благословенный и преславный и превозносимый со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

И вот, в первом часу ночи, когда нечестивые юноши хотели совершить свое постыдное дело, вдруг поднялся великий шум и началось страшное землетрясение, которое слышали и все окрестные жители. Юноши как бездыханные пали на землю и все члены их пришли в расслабление. Видя такую скорую помощь Божию, непорочная девица, воздевши руки к небу, со слезами благодарила Господа и всю ночь провела в молитве. Ранним утром явились посланные от игемона спросить юношей, исполнили ли свое хотение. Войдя в храмину, они увидели, что святая дева молится, а юноши лежат, как мертвые, не имея силы ни встать, ни сказать что-либо; и только открытые очи свидетельствовали, что они еще живы. Собралось множество народа посмотреть на это чудо. Услыхав о происшедшем, игемон снова повелел представить к нему на суд рабу Божию Серафиму и сказал ей:

Удовлетворено ли, Серафима, твое плотское желание, или ты всё еще распаляешься похотью?

Святая Серафима отвечала:

Ты, как я вижу, имеешь развращенное сердце и диавол в нем обитает; потому ты так и кощунствуешь. Но я не познала тех юношей, о которых ты говоришь, и даже не чувствовала, были ли они со мною.

Игемон сказал:

Так ты утверждаешь, что они не провели с тобою всю ночь?

Серафима отвечала:

Со мной был Тот, Кому я служу как раба и Кто стяжал меня Своею кровию.

Игемон спросил:

Кто же это?

Серафима отвечала:

Хранитель и блюститель мой, Господь Иисус Христос.

Игемон сказал:

Для чего так много непотребного говоришь ты? Скажи лучше, каким волхвованием ты привела тех юношей в расслабление?

Святая Серафима отвечала:

Нам, христианам, не подобает учиться волшебству, а кого убиваете вы своим злодейским волшебством, тех оживляет наш Господь и всех Владыка Иисус Христос, когда призывают Его помощь.

Игемон сказал:

Если твой Христос может преодолеть всю волшебную хитрость, то призови Его, чтобы Он возвратил этим юношам былую их телесную силу. Тогда мы можем узнать от них самих, что они делали у тебя всю ночь. Сам я почти уверен, что ты каким-нибудь злым волхвованием лишила их рассудка, чтобы они не могли возвестить о твоей нечистоте.

Серафима отвечала:

Бог, Коему я служу, всемогущ, и нет для Него ничего невозможного.

Игемон сказал:

Так сделай же, чтобы юноши пришли в себя, чтобы возвратилось их здоровье и они могли говорить.

Серафима отвечала:

Ты всё еще думаешь, что я волшебница. Но я совсем не ведаю волшебной хитрости. Я приношу Богу моему свои молитвы, по которым Он подает просимое не одной только мне, но и каждому, кто призывает Его всем своим сердцем.

Игемон сказал:

Делай, что хочешь, только пусть юноши получат способность говорить, и мы уведаем, сохранила ли ты свое девство.

Серафима отвечала:

Я уже сказала тебе, что не знаю волхвования: я только могу молить Бога, чтобы Он явил Свою милость.

Игемон сказал:

Иди же к тому месту, где находятся юноши, и помолись о них Богу твоему.

Серафима отвечала:

Мне идти туда неприлично; ибо тогда другие лишены будут возможности видеть это чудо и по своему неверию также подумают о мне, как думаешь и ты, что я волшебница. Лучше прикажи принести омертвевших юношей сюда.

Игемон дал повеление принести юношей на место суда. Когда их принесли, все изумились, глядя на них. Они были в таком великом расслаблении, что, казалось, не имели ни языка, ни рук, ни ног.

Игемон сказал:

Серафима! Помолись теперь своему Богу, чтобы юноши выздоровели.

Тогда святая Серафима, воздев руки к небу, стала молиться с умилением:

Всесильный Господи Боже! Ты сотворил небо, землю и море, и всё, что на них. Ты, чрез Своих учеников и Апостолов, воскрешал мертвых, исцелял прокаженных, подавал немым речь и глухим слух. Услыши ныне меня, рабу Твою, на Тебя уповающую. Не презри моления моего и не отвратися от меня из-за неверия несчастного правителя сего, но даруй исцеление юношам сим, пред лицом всех ожидающих сего чуда. Пусть посрамится безумец, который неистовством возбужденный воздвиг гонение на верующих в Тебя. Поспеши, Господи, явить силу Твою, да познают, что Ты един Бог, творящий чудеса, и нет иного, кроме Тебя.

Помолившись так, святая Серафима подошла к юношам и, прикоснувшись к ним, возгласила:

Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю: встаньте на ноги!

Юноши тотчас же встали и начали говорить. Увидев это, все пришли в ужас и удивлялись.

Но игемон сказал:

Разве вы не заметили, что она не могла исполнить свою волшебную хитрость до тех пор, пока не прикоснулась к юношам руками?

После сего он обратился к юношам и спросил:

Как могла эта женщина лишить вас ума и телесной силы?

Юноши отвечали:

Господин игемон! Когда мы по твоему повелению вошли к ней, то вдруг явился какой-то юноша, прекрасный и весь блистающий как солнце. Он стал посередине между нами и девицей. От необычайного его сияния напал на нас страх, трепет и тьма, и полное расслабление. С того часа и до сего времени мы пребывали в таком состоянии. Рассуди теперь сам, волшебница ли она, или воистину велик ее Бог.

Игемон обратился к Серафиме и сказал:

Объясни мне, Серафима, какою хитростью ты это сделала, и я тотчас тебя отпущу.

Серафима отвечала:

Я возненавидела учение злое, да и все христиане могут отогнать всякое волшебство и чародейство, и никакого от них вреда не испытают, если только призовут имя Господа своего.

Игемон сказал ей:

Вижу я, как много можешь ты сделать своим волхвованием; однако, вот что скажу тебе: если ты не принесешь жертвы моим богам, то прикажу отсечь твою голову.

Серафима ответила:

Делай, что тебе угодно, но я бесам твоим жертвы не принесу, и не исполню воли сатаны, отца твоего, ибо я христианка.

Тогда игемон приказал опалять ее тело двумя свечами. Но свечи вдруг погасли, а те, кто опалял, упали на землю. Святая Серафима, возведя очи к небу, говорила:

Господи Иисусе Христе, пусть устыдятся и посрамятся все мои враги.

Игемон сказал ей:

Принеси жертву богам, чтобы не умереть тебе в мучениях.

Серафима отвечала:

Я для того и не приношу жертвы вашим бесам, чтобы не умереть вечною смертью.

Игемон сказал ей:

Безумная и беснующаяся! Послушайся царских повелений, поклонись бессмертным богам и освободишь себя от мучений и гибели.

Серафима отвечала:

Сами вы одержимы бесами и безумны, ибо отрекаетесь от Бога живого и истинного и поклоняетесь бесам, с коими вместе и погибнете. Я же приношу себя в жертву бессмертному Богу, только бы Он благоизволил принять меня, хотя и грешную, но истинную христианку.

Тогда игемон повелел быть ее палками. Когда это было исполнено, внезапно поднялось великое землетрясение. От одной из палок, которыми били святую, отскочил обломок и попал в правый глаз игемону, и через три дня он ослеп.

Тогда игемон пришел в великую ярость и издал такой приказ:

Серафиму, не только презирающую царские заповеди, но и повинную в великих злодеяниях, повелеваем убить мечом.

И святая дева Серафима была обезглавлена. Благородная Савина, с великим благоговением взявши ее святое тело, совершила погребение его с почестями, подобающими такой деве и мученице Христовой, и как великое сокровище и драгоценнейшую жемчужину положила в своем новом гробе, воссылая хвалу Христу, истинному Богу, со Отцом и Святым Духом славимому во веки. Аминь.

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура мученицы Серафимы Римской. Взгляд святой устремлен на зрителя. Серафима одета в голубую долматику поверх белой туники и красный плащ. Где красный цвет плаща святой символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа. Долматика небесно-голубого цвета – чистоту святой мученицы. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого, голубого и золотого цвета фона. В правой руке святая Серафима держит крест, как напоминание о крестных страданиях Спасителя.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святой Серафимы.

Икона Серафимы Римской выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Святая мученица Серафима Римская

Мученица Серафима Римская пострадала за Христа в Риме, при императоре Адриане (117-138 гг.).
Уроженка Антиохии, святая жила в Риме у знатной женщины Савины, которую обратила ко Христу. За исповедание истинного Бога и отказ принести жертву идолам святая Серафима бфла отдана на поругание двум юношам. Святая просила Господа защитить её от насилия. Но внезапно произошло землетрясение, и юноши упали в полном расслаблении. Думая что девица знает некое волшебство, правитель просил её вернуть юношам дар речи и здоровье. По молитвам святой Серафимы, они исцелились и рассказали что им явился Ангел и заслонил от них девицу, а их поразило расслабление. Тогда святую Серафиму предали мучениям, после которых отсекли ей голову.

Купить икону Серафима Римская

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святой Серафимы. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Старец Серафим Саровский вел благочестивую жизнь, был любящим Господа иноком, за что был удостоен дара прозорливости и возможности чудесных исцелений. Он умел заглядывать в будущее, знал прошлое, видел мысли и сердца людей.

Иконография

Икона Серафима Саровского являет собой великую ценность для православных людей. При ней постоянно совершаются немыслимые и долгожданные чудеса, происходит помощь по разным жизненным аспектам. Люди обращаются к святому во всех ситуациях, просят не только за себя, но и за родных, близких людей.

Еще при жизни великого старца был создан его портрет. Сейчас он хранится в Америке в монастыре Новое Дивеево.

На иконописном образе старец изображен в возрасте моложе своих лет. Его лицо худое, волосы зачесаны назад, гладкая и струящаяся борода. Взгляд инока спокойный, уверенный, самоуглубленный, глаза смотрят прямо в сердце молящегося. Внешний вид старца выражает доброту, умиротворение, милосердие и смирение.

Существует 4 главных иконографических образа Серафима Саровского:

  • его руки молитвенно сложены у сердца крест накрест: десница возлежит поверх левой руки;
  • благословляющий жест : правая рука благословляет, а левая держит четки для моления (непременный атрибут монахов);
  • коленопреклоненное моление на камне (подвиг стояния, продолжавшийся 1000 дней), руки святого воздеты к Небу;
  • образ старца с посохом.
Совет! Молиться старцу можно как в церкви, так и дома. Зажгите свечу и прочитайте молитву, и богоносный старец исполнит просимое!

Икона Серафима Саровского

О чем молятся пред иконой чудотворца

Еще во времена земного жития батюшку Серафима народ почитал как святого. Сразу по его смерти было написано множество молитв , акафист, прославления, хотя чудотворец еще не был канонизирован. Просто люди верили в его святости и ожидали скорого прославления.

Перед ликом старца Серафима молятся:

  • в моменты отчаяния, скорби и уныния;
  • ради защиты от искушений;
  • для наставления на путь истинный оступившимся;
  • ради разрешения различных бытовых проблем;
  • во исцеление духовно и физически болящих;
  • о даровании помощи кающимся;
  • о помощи в удачном замужестве;
  • о долгожданном зачатии ребенка;
  • в трудных родах;
  • о налаживании рухнувших семейных отношений;
  • об обретении любви и согласия между супругами;
  • о поддержке благих дел.

Читайте о святом:

Важно! При молитвенном обращении к отцу Серафиму следует помнить, что он, как и другие святые, не специализируется на помощи в каких-то определенных делах. При обращении к нему с верой в Силу Божию, а не в силу иконы, молитвенник всегда получает просимое.

При обращении к святому необходимо иметь чистые помыслы и открытую душу. В противном случае корысть станет страшным препятствием, и молитва не будет исполнена.

В каких храмах есть чудотворные иконы отца Серафима

  1. Данилов монастырь - часть святых мощей и два чудотворных списка;
  2. Елоховский Богоявленский кафедральный собор - чудотворное изображение с частицами камня, на котором святой совершал подвиг стояния;
  3. Серафимовское кладбище в Старом Петергофе - чудотворный лик;
  4. Храм Воскресения Христова (Нарва, Эстония) - чудотворное изображение.

Икона Серафима Саровского

Святые мощи

Мощи преподобного покоятся в стенах Саровского монастыря, расположенного в Нижегородской области.

Поклониться частице мощей можно в храме Георгия Победоносца в Ендове, в котором находится Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Совет! Священники советуют во время стояния в многочасовой очереди к мощам не просто стоять, а молиться старцу. Он все видит и слышит! Святой Серафим заповедовал молиться ему как живому, тогда и он будет живым для всех молитвенников.

В молитве следует помянуть имена всех близких и родственников. Желательно испросить серафимового предстательства пред Господом о вразумлении, о даровании утешения в проблемах.

Когда подойдет очередь к мощам, необходимо сделать два поклона пред ними и после каждого наложить Крестное знамение . Подойдя к святыне, сначала ее нужно поцеловать (приложиться губами), только потом прикоснуться к ней лбом. Затем следует совершить поклон и перекреститься. Если нужно освятить на мощах святого иконку, то лучше отдать ее сестре-монахине, стоящей у изголовья мощей. Она приложит ее к раке, и образ станет освященным. Освящать можно православные крестики, пояс «Живый в помощи», иконы, четки.

Читайте о христианской атрибутике:

Нюансы правильной молитвы

Православному человеку молитва необходима для видения своих грехов. А для того чтобы Господь и святые услышали мольбу , необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Внимание. Необходимо сосредоточиться на молитве, внимательно относиться к своим мыслям и произносимым словословиям. Это труд. Механическое прочтение молитв без осмысления - опасное занятие, к нему легко привыкнуть, а в результате забудется сама молитва и возможно проявление гордыни в своей «молитвенности».
  • Покаяние . Оно должно исходить из глубины души, а желание исправить свою жизнь должно быть искренним, чистосердечным.
  • Смирение и благоговение. Без наличия этих важных факторов молитва будет богопротивной. У молящегося выработается привыкание к молитвам и разовьется чувство праведности, а это «пахнет» фарисейством. А без смирения возможно вхождение в прелесть.
Важно! Богоносный инок Серафим при жизни стяжал святость, хоть и не имел церковного сана. Его чудотворные иконы напоминают потомкам о монашеском подвиге и сподобленных ему Дарах Духа Святого.

Серафим Саровский в лесу

Краткое жизнеописание святителя

Будущий святитель родился в Курске в 1759 году, в Святом Крещении был наречен Прохором.

С раннего детства в его жизни начали совершаться чудеса. Мать, продолжавшая дело своего почившего супруга по возведению церкви, взяла сына с собой на стройку. Мальчик, оставшись без присмотра, залез на высокую колокольню и соскользнул оттуда на землю.

Мать в страхе бросилась за ним, понимая, что падение с такой высоты грозит смертью. Но с ребенком ничего не случилось, он отделался парой синяков и остался невредимым.

Прохор с раннего детства полюбил книги, а научившись читать самостоятельно, он читал друзьям Священного Евангелие. В церкви юноша усердно молился и любил посещать богослужения.

Однажды в 1776 году в Киево-Печерской Лавре состоялась судьбоносная встреча Прохора и старца, который предрек ему скорое принятие монашеского пострига в Саровской обители. Через пару лет он стал послушником в монастыре, а еще через 8 лет он принял монашеский постриг с именем Серафим.

Господь даровал иноку силы для служения, поэтому Серафим не нуждался в отдыхе. Он служил в монастыре, исполнял требы, трудился по хозяйству. Через некоторое время он был благословлен на подвиг безмолвия и пустынножительства. Монах поселился в густом лесу, в нескольких километрах от обители. Он постоянно молился, трудился на огороде, а единственным источником его питания на протяжении 3 лет была зелень и корнеплоды.

Так и прожил Серафим в единении с Богом и природой 15 лет. Получив серьезное увечье и потеряв здравие из-за нападения бандитов, он вернулся в монастырь. Он принял подвиг затворничества, но в сонном видении Сама Богоматерь велела ему выйти из затвора и жить на благо людей: вразумлять, исцелять, вести к вере.

Посмотрите видео о преподобном Серафиме Саровском

Страдание святой мученицы девицы Серафимы

Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода, проживала девица Серафима, антиохийская гражданка. Своими поучениями она привела и Савину к вере Христовой.

Игемон Берилл послал своих слуг в дом Савины, с приказанием взять святую девицу Серафиму и представить к нему на суд. Блаженная Савина воспротивилась этому и всеми силами старалась не допустить, чтобы посланные взяли девицу. Но святая Серафима сказала ей:

Госпожа моя и мать! Отпусти меня с ними. Ты только усердно молись за меня Богу. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и верую, что Он придет ко мне и даст мне силы верно послужить Ему, хотя я и недостойна сего по грехам моим.

Блаженная Савина не решилась однако отпустить святую деву с нечестивыми слугами игемона, и вместе с нею пошла сама к игемону. Так как она по своему происхождению принадлежала к знаменитой сенаторской фамилии, то игемон, увидев ее пред собой, пришел в смущение и поспешил отпустить ее домой вместе со святою Серафимой.

Прошло три дня. Игемон распорядился устроить судилище на том месте, где обыкновенно происходил суд, и приказал градоправителям привести Серафиму. Нечестивые властители схватили святую девицу и повели на суд. Блаженная Савина снова последовала за нею. Увидев, что нет возможности освободить Серафиму из рук ее врагов, она закричала игемону:

Свирепый азиатский пес! Не смей делать зла святой девице Божией. Ты сам погибнешь, ибо с нами Христос Бог наш, и Он казнит и тебя, и нечестивых царей твоих вечными муками за те многочисленные страдания, кои вы изобрели для слуг Бога живого.

Сказав это, Савина с рыданием возвратилась в дом свой.

Тогда игемон обратился к Серафиме с такими словами:

Принеси жертву бессмертным богам, коим поклоняются и цари наши.

Серафима отвечала:

Я благоговею и служу Всемогущему Богу, сотворившему небо и землю и всё, что на них находится. Те же, кому ты повелеваешь поклониться, не боги, а бесы; почитать их мне не подобает, ибо я христианка.

Игемон сказал ей:

Тогда подойди и принеси Христу твоему ту самую жертву, которая уготована нашим богам.

Серафима отвечала:

Я каждый день приношу Ему жертву, покланяюсь Ему и молюсь Ему и днем и ночью.

Тогда игемон спросил:

Где храм Христа твоего? Какую жертву ты Ему приносишь?

Серафима отвечала:

Жертва, угодная Христу, состоит в том, чтобы я непорочно сохранила в чистоте свое девство, и с Его всесильной помощью привела и других к этому подвигу.

Игемон сказал:

Это ли церковь ваша и жертва?

Серафима отвечала:

Нет ничего выше познания истинного Бога и служения только Ему Единому благочестивой жизнью.

Игемон сказал:

Уж не ты ли сама, как говоришь, церковь для Бога твоего?

Серафима отвечала:

Так как я соблюдаю себя непорочной всесильной помощью Бога моего, то я поистине Его церковь. В нашем Священном Писании сказано: «Вы храм Бога живаго» (2 Кор.6:16).

Игемон спросил:

Но если тебя изнасилуют и растлят твое девство, останешься ли ты тогда церковью для Бога твоего?

Серафима на это ответила словами Священного Писания:

- «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор.3:16–17).

Но игемон не понял этих слов и приказал отдать Серафиму в руки двух бесстыдных юношей, родом из Египта, чтобы они всю ночь пробыли с ней. Эти нечестивые юноши взяли ее и отвели в темную храмину. Святая дева с умилением молилась Господу:

Господи Иисусе Христе, истинный хранитель и блюститель девства моего, призываю Тебя на помощь! К Тебе взываю, свет и веселие вечное! Ты, посетивший и укрепивший заключенного в темнице Апостола Твоего Павла, призри и на меня и помилуй смиренную рабу Твою. Избавь меня от нечестивой похоти юношей сих. Молю Тебя, пусть потемнеют очи их и не прикоснутся они к рабе Твоей, на Тебя уповающей! Да не осквернят они моего тела, Твоею святыней запечатленного. Посрами их бесстыдство и не попусти моего растления, повели скорее, да преставлюсь к Тебе. Призри и на рабу Твою Савину, благий Иисусе, и укрепи ее силою Твоею, да не восторжествует лютый враг диавол: ибо и она много претерпела в деле моем. Услыши меня, Господи Иисусе Христе, благословенный и преславный и превозносимый со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

И вот, в первом часу ночи, когда нечестивые юноши хотели совершить свое постыдное дело, вдруг поднялся великий шум и началось страшное землетрясение, которое слышали и все окрестные жители. Юноши как бездыханные пали на землю и все члены их пришли в расслабление. Видя такую скорую помощь Божию, непорочная девица, воздевши руки к небу, со слезами благодарила Господа и всю ночь провела в молитве. Ранним утром явились посланные от игемона спросить юношей, исполнили ли свое хотение. Войдя в храмину, они увидели, что святая дева молится, а юноши лежат, как мертвые, не имея силы ни встать, ни сказать что-либо; и только открытые очи свидетельствовали, что они еще живы. Собралось множество народа посмотреть на это чудо. Услыхав о происшедшем, игемон снова повелел представить к нему на суд рабу Божию Серафиму и сказал ей:

Удовлетворено ли, Серафима, твое плотское желание, или ты всё еще распаляешься похотью?

Святая Серафима отвечала:

Ты, как я вижу, имеешь развращенное сердце и диавол в нем обитает; потому ты так и кощунствуешь. Но я не познала тех юношей, о которых ты говоришь, и даже не чувствовала, были ли они со мною.

Игемон сказал:

Так ты утверждаешь, что они не провели с тобою всю ночь?

Серафима отвечала:

Со мной был Тот, Кому я служу как раба и Кто стяжал меня Своею кровию.

Игемон спросил:

Кто же это?

Серафима отвечала:

Хранитель и блюститель мой, Господь Иисус Христос.

Игемон сказал:

Для чего так много непотребного говоришь ты? Скажи лучше, каким волхвованием ты привела тех юношей в расслабление?

Святая Серафима отвечала:

Нам, христианам, не подобает учиться волшебству, а кого убиваете вы своим злодейским волшебством, тех оживляет наш Господь и всех Владыка Иисус Христос, когда призывают Его помощь.

Игемон сказал:

Если твой Христос может преодолеть всю волшебную хитрость, то призови Его, чтобы Он возвратил этим юношам былую их телесную силу. Тогда мы можем узнать от них самих, что они делали у тебя всю ночь. Сам я почти уверен, что ты каким-нибудь злым волхвованием лишила их рассудка, чтобы они не могли возвестить о твоей нечистоте.

Серафима отвечала:

Бог, Коему я служу, всемогущ, и нет для Него ничего невозможного.

Игемон сказал:

Так сделай же, чтобы юноши пришли в себя, чтобы возвратилось их здоровье и они могли говорить.

Серафима отвечала:

Ты всё еще думаешь, что я волшебница. Но я совсем не ведаю волшебной хитрости. Я приношу Богу моему свои молитвы, по которым Он подает просимое не одной только мне, но и каждому, кто призывает Его всем своим сердцем.

Игемон сказал:

Делай, что хочешь, только пусть юноши получат способность говорить, и мы уведаем, сохранила ли ты свое девство.

Серафима отвечала:

Я уже сказала тебе, что не знаю волхвования: я только могу молить Бога, чтобы Он явил Свою милость.

Игемон сказал:

Иди же к тому месту, где находятся юноши, и помолись о них Богу твоему.

Серафима отвечала:

Мне идти туда неприлично; ибо тогда другие лишены будут возможности видеть это чудо и по своему неверию также подумают о мне, как думаешь и ты, что я волшебница. Лучше прикажи принести омертвевших юношей сюда.

Игемон дал повеление принести юношей на место суда. Когда их принесли, все изумились, глядя на них. Они были в таком великом расслаблении, что, казалось, не имели ни языка, ни рук, ни ног.

Игемон сказал:

Серафима! Помолись теперь своему Богу, чтобы юноши выздоровели.

Тогда святая Серафима, воздев руки к небу, стала молиться с умилением:

Всесильный Господи Боже! Ты сотворил небо, землю и море, и всё, что на них. Ты, чрез Своих учеников и Апостолов, воскрешал мертвых, исцелял прокаженных, подавал немым речь и глухим слух. Услыши ныне меня, рабу Твою, на Тебя уповающую. Не презри моления моего и не отвратися от меня из-за неверия несчастного правителя сего, но даруй исцеление юношам сим, пред лицом всех ожидающих сего чуда. Пусть посрамится безумец, который неистовством возбужденный воздвиг гонение на верующих в Тебя. Поспеши, Господи, явить силу Твою, да познают, что Ты един Бог, творящий чудеса, и нет иного, кроме Тебя.

Помолившись так, святая Серафима подошла к юношам и, прикоснувшись к ним, возгласила:

Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю: встаньте на ноги!

Юноши тотчас же встали и начали говорить. Увидев это, все пришли в ужас и удивлялись.

Но игемон сказал:

Разве вы не заметили, что она не могла исполнить свою волшебную хитрость до тех пор, пока не прикоснулась к юношам руками?

После сего он обратился к юношам и спросил:

Как могла эта женщина лишить вас ума и телесной силы?

Юноши отвечали:

Господин игемон! Когда мы по твоему повелению вошли к ней, то вдруг явился какой-то юноша, прекрасный и весь блистающий как солнце. Он стал посередине между нами и девицей. От необычайного его сияния напал на нас страх, трепет и тьма, и полное расслабление. С того часа и до сего времени мы пребывали в таком состоянии. Рассуди теперь сам, волшебница ли она, или воистину велик ее Бог.

Игемон обратился к Серафиме и сказал:

Объясни мне, Серафима, какою хитростью ты это сделала, и я тотчас тебя отпущу.

Серафима отвечала:

Я возненавидела учение злое, да и все христиане могут отогнать всякое волшебство и чародейство, и никакого от них вреда не испытают, если только призовут имя Господа своего.

Игемон сказал ей:

Вижу я, как много можешь ты сделать своим волхвованием; однако, вот что скажу тебе: если ты не принесешь жертвы моим богам, то прикажу отсечь твою голову.

Серафима ответила:

Делай, что тебе угодно, но я бесам твоим жертвы не принесу, и не исполню воли сатаны, отца твоего, ибо я христианка.

Тогда игемон приказал опалять ее тело двумя свечами. Но свечи вдруг погасли, а те, кто опалял, упали на землю. Святая Серафима, возведя очи к небу, говорила:

Господи Иисусе Христе, пусть устыдятся и посрамятся все мои враги.

Игемон сказал ей:

Принеси жертву богам, чтобы не умереть тебе в мучениях.

Серафима отвечала:

Я для того и не приношу жертвы вашим бесам, чтобы не умереть вечною смертью.

Игемон сказал ей:

Безумная и беснующаяся! Послушайся царских повелений, поклонись бессмертным богам и освободишь себя от мучений и гибели.

Серафима отвечала:

Сами вы одержимы бесами и безумны, ибо отрекаетесь от Бога живого и истинного и поклоняетесь бесам, с коими вместе и погибнете. Я же приношу себя в жертву бессмертному Богу, только бы Он благоизволил принять меня, хотя и грешную, но истинную христианку.

Тогда игемон повелел быть ее палками. Когда это было исполнено, внезапно поднялось великое землетрясение. От одной из палок, которыми били святую, отскочил обломок и попал в правый глаз игемону, и через три дня он ослеп.

Тогда игемон пришел в великую ярость и издал такой приказ:

Серафиму, не только презирающую царские заповеди, но и повинную в великих злодеяниях, повелеваем убить мечом.

И святая дева Серафима была обезглавлена.

Благородная Савина, с великим благоговением взявши ее святое тело, совершила погребение его с почестями, подобающими такой деве и мученице Христовой, и как великое сокровище и драгоценнейшую жемчужину положила в своем новом гробе, воссылая хвалу Христу, истинному Богу, со Отцом и Святым Духом славимому во веки. Аминь.

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц декабрь автора Ростовский Димитрий

Страдание святой мученицы Еликониды Святая мученица Еликонида жила в царствование Гордиана и Филиппа ; родилась она и была воспитана в Фессалонике . Когда началось гонение на христиан, она пришла в город Коринф . Увидав здесь людей, приносивших жертвы идолам, она

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Страдание святой мученицы Иулии Когда персы взяли знаменитый в Африке город Карфаген и множество жителей отвели в плен, в это время вместе с другими пленниками из этого города была взята и та маленькая девочка, о которой будем говорить, блаженная Иулия, дочь одного

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Страдание святой мученицы Христины В городе Тире один муж высокого рода, по имени Урван, которому принадлежала власть игемона, имела дочь, молодую отроковицу, уведевшую еще в ранних годах своей юности Бога Создателя своего; претерпев мужественно множество лютых мук,

Из книги автора

Страдание святой мученицы девицы Серафимы Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода,

Из книги автора

Страдание святой мученицы Феодулии В царствование Диоклетиана и Максимиана, царей римских , правителем в городе Аназарве был некто Пелагий, жестокий гонитель христиан. Он приказал своим слугам идти и разыскивать по всей его области христиан, чтобы взять их и

Из книги автора

Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима В правление нечестивого царя Максимиана, в городе Кизике , жила некая юная девица, по имени Фавста. Она была дочерью богатых христиан, которые воспитали ее в духе христианского учения; но тринадцати лет

Из книги автора

Страдание святой мученицы Лукии Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз стекались в Катану на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся

Из книги автора

Страдание святой мученицы Анисии девицы В царствование нечестивого императора Максимиана жила в славном городе Солуни одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала

Из книги автора

Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима В правление нечестивого царя Максимиана, в городе Кизике , жила некая юная девица, по имени Фавста. Она была дочерью богатых христиан, которые воспитали ее в духе христианского учения; но тринадцати лет

Из книги автора

Страдание святой мученицы девицы Пелагии Когда нечестивый император римский Диоклитиан воздвиг на христиан гонение, тогда многие из них, страшась мучений, бежали в горы. Но те из христиан, которые были крепки в вере и боялись Бога более, чем людей, остались при церквах,

Из книги автора

Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других Святая мученица Лукия была родом из Сицилии , из страны каппадокийской . Она взята была в плен викарием Риксом , который стал принуждать ее принести жертву идолам, но она не согласилась на это и выразила

Из книги автора

Страдание святой мученицы Анисии девицы В царствование нечестивого императора Максимиана жила в славном городе Солуни одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала

Му-че-ни-ца Се-ра-фи-ма де-ва по-стра-да-ла за Хри-ста в Ри-ме, при им-пе-ра-то-ре Адри-ане (117-138 гг.). Уро-жен-ка Ан-тио-хии, св. Се-ра-фи-ма жи-ла в Ри-ме у неко-ей знат-ной жен-щи-ны Са-ви-ны, ко-то-рую об-ра-ти-ла ко Хри-сту.

За ис-по-ве-да-ние ис-тин-но-го Бо-га и от-каз при-не-сти жерт-ву идо-лам свя-тая бы-ла от-да-на на по-ру-га-ние двум юно-шам. Св. Се-ра-фи-ма про-си-ла Гос-по-да за-щи-тить ее от на-си-лия. Вдруг про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние, и юно-ши упа-ли в пол-ном рас-слаб-ле-нии. Ду-мая, что де-ви-ца зна-ет некое вол-шеб-ство, пра-ви-тель про-сил ее вер-нуть юно-шам здо-ро-вье и дар ре-чи. По мо-лит-вам свя-той они ис-це-ли-лись и рас-ска-за-ли, что им явил-ся Ан-гел и за-сло-нил от них де-ви-цу, а их по-ра-зи-ло рас-слаб-ле-ние. То-гда св. Се-ра-фи-му пре-да-ли му-че-ни-ям, по-сле ко-то-рых от-сек-ли ей го-ло-ву.

Полное жизнеописание мученицы Серафимы Римской, девы

Свя-тая му-че-ни-ца Се-ра-фи-ма де-ва, уро-жен-ка Ан-тио-хии, жи-ла в Ри-ме в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Адри-а-на (117-138) у знат-ной рим-лян-ки Са-ви-ны, ко-то-рую свя-тая об-ра-ти-ла в хри-сти-ан-ство.

При на-чав-шем-ся по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра го-не-нии на хри-сти-ан пра-ви-тель Бе-рилл при-ка-зал при-ве-сти на суд свя-тую Се-ра-фи-му. Же-лая по-лу-чить от Гос-по-да му-че-ни-че-ский ве-нец, она по пер-во-му тре-бо-ва-нию бес-страш-но по-шла к па-ла-чам. Ее со-про-вож-да-ла пре-дан-ная Са-ви-на. Уви-дев знат-ную гос-по-жу, Бе-рилл сна-ча-ла от-пу-стил де-ви-цу, но через несколь-ко дней вновь вы-звал свя-тую Се-ра-фи-му и на-чал суд.

Пра-ви-тель за-став-лял свя-тую по-чтить язы-че-ских бо-гов и при-не-сти им жерт-ву, но она сме-ло ис-по-ве-до-ва-ла свою ве-ру в Еди-но-го Ис-тин-но-го Бо-га - Иису-са Хри-ста. То-гда Бе-рилл от-дал ее на по-ру-га-ние двум бес-стыд-ным юно-шам. Свя-тая му-че-ни-ца про-си-ла Гос-по-да за-щи-тить ее. Вдруг на-ча-лось зем-ле-тря-се-ние, и юно-ши упа-ли в пол-ном рас-слаб-ле-нии. На сле-ду-ю-щий день пра-ви-те-лю ста-ло из-вест-но, что его за-мы-сел не осу-ще-ствил-ся. Ду-мая, что свя-тая зна-ет вол-шеб-ство, Бе-рилл по-про-сил ее вер-нуть юно-шам здо-ро-вье и дар ре-чи, чтобы они са-ми рас-ска-за-ли о чу-де. Свя-тая, по-мо-лив-шись Гос-по-ду, при-ка-за-ла юно-шам встать, и они сра-зу под-ня-лись и ска-за-ли су-дье, что Ан-гел Гос-по-день за-сло-нил со-бой свя-тую, за-пре-тив им под-хо-дить к ней. Же-сто-кий пра-ви-тель не по-ве-рил сво-им слу-гам и про-дол-жал убеж-дать свя-тую Се-ра-фи-му при-не-сти жерт-ву идо-лам. Но свя-тая му-че-ни-ца оста-лась непре-клон-ной да-же то-гда, ко-гда ее па-ли-ли го-ря-щи-ми све-ча-ми и нещад-но би-ли пал-ка-ми. Без-жа-лост-но-го пра-ви-те-ля по-стиг-ла су-ро-вая ка-ра: ще-па от пал-ки, ко-то-рой из-би-ва-ли свя-тую, по-па-ла ему в глаз, и через три дня му-чи-тель ослеп. Бес-силь-ный пе-ред непре-клон-но-стью хри-сти-ан-ки, су-дья при-ка-зал ее обез-гла-вить. Са-ви-на с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ла те-ло сво-ей свя-той на-став-ни-цы.