Когда мы слышим слово «студент», обычно представляем молодого человека, который еще недавно учился в школе, а теперь ходит на лекции и семинары в институт. Действительно, до недавнего времени среднестатистический студент выглядел именно так. Но этот привычный взгляд уже несколько лет как устарел. Сейчас средний студент стал старше, по утрам он идет не в институт, а на работу, в своем учебном заведении появляется лишь изредка - чтобы сдать зачеты и экзамены, поскольку, и в этом заключается главное изменение, учится заочно.

Основные тенденции

С начала века популярность заочной формы обучения, по сравнению с очной, постоянно растет. Вечернее обучение и экстернат тоже постепенно сдают позиции, но их доля в общем количестве студентов вузов и изначально была невелика - с 7,5 процента в 2000/01 учебном году она упала до 5,4 в 2011/12-м. При этом студенты очных отделений на рубеже веков еще составляли большинство всех обучающихся по программам ВПО - 55,4 процента, в 2005/06 учебном году их доля снизилась до 49,7 процента, а уже в 2008/09 году очная форма уступила лидерство заочной - 46 процентов против 47,1.

Темпы роста популярности заочного образования впечатляют: стартовав с отметки 37,3 процента в начале миллениума, доля этой формы обучения постоянно росла, в 2010/11 учебном году перевалив за половину и составив 50,5 процента. Теперь студенты, получающие высшее образование заочно, составляют большинство.

Стоит отметить, что этот перелом произошел в первую очередь благодаря негосударственным вузам. В государственных и муниципальных учебных заведениях доли очного и заочного образования также почти сравнялись, однако очное образование пока на первом месте и, возможно, еще продержится пару лет. А вот в негосударственных вузах картина принципиально иная: заочная форма обучения там преобладает давно, доля её растет довольно быстро, и к 2011/12 учебному году она достигла 77,5 процента, причем на долю очного образования приходилось всего 15,5 процента. Теперь негосударственное высшее образование - это в первую очередь заочное образование.

Статистика заочного образования

Разумеется, заочники отличаются от студентов-очников, про которых нам известно немало. Мы знаем, когда очники окончили школу (как правило, в том же году, в котором поступили в вуз), представляем, сколько им лет (это довольно просто посчитать), догадываемся об их семейном положении (обычно у них нет ни супруга, ни детей) и так далее.

По этим характеристикам студенты очных отделений очень похожи друг на друга. Что касается студентов заочных отделений, о них нам известно гораздо меньше. При этом очевидно, что эта группа менее однородна.

Статистика позволяет узнать, что студенты заочной формы обучения, как правило, старше очников. Более 80 процентов всех студентов-очников имеют возраст от 18 до 22 лет. На заочных отделениях наиболее распространенный возраст - от 20 до 24 лет, и эта категория составляет не более половины всех студентов, остальные в основном старше, и среди них представлены все возрастные группы. Что касается гендерного соотношения, тут различия не столь значительны, как можно было бы ожидать с учетом факта, что при заочном обучении нет возможности получить отсрочку от службы в армии. На всех формах обучения женщин учится больше, чем мужчин, но разница между очниками и заочниками невелика: например, в 2010/11 учебном году женщины составляли 54 и 60 процентов студентов на очных и заочных отделениях соответственно.

Популярность заочной формы образования сильно различается в зависимости от направления подготовки. Выше всего доля заочников среди студентов самых массовых специальностей - «Экономика и управление», «Гуманитарные науки». Велика она и на специальностях «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Социальные науки», «Образование и педагогика».

Личные особенности студентов-заочников

Более детально, по сравнению с данными статистики, изучить различия очных и заочных студентов позволяют социологические опросы, в частности, опросы в рамках проекта по мониторингу экономики образования Высшей школы экономики.

Кроме возраста, у студентов очной и заочной форм обучения существенны различия и в семейном положении. Примерно треть заочников состоит в браке и имеет детей, тогда как доля семейных студентов-очников незначительна. Разумеется, это в основном объясняется возрастным фактором, однако даже среди ровесников на очных и заочных отделениях наблюдаются заметные различия в семейном положении.

Обучаясь заочно, 40 процентов студентов проживают не в том городе, где находится их вуз.

Что касается образовательного бэкграунда заочников, то результаты опроса показали, что они в среднем хуже успевали в школе: лишь треть из них училась только на «четверки» и «пятерки», а среди очников таких больше половины. Окончили в основном обычные классы в обычных школах, в то время как примерно половина очников обучалась в гимназиях, лицеях или спецшколах, либо в специализированных классах обычных школ. При этом более трети заочников до поступления в вуз успели получить начальное или среднее профессиональное образование, а среди студентов очных отделений таких крайне мало. Помимо этого, у многих заочников до поступления в вуз был длительный перерыв в учебе: около 40 процентов студентов окончили последнее учебное заведение не менее чем за три года до поступления в вуз, в том числе у 22 процентов этот период составил не менее семи лет. Подавляющее большинство респондентов в течение этого периода работало.

Работа и выбор вуза

Среди студентов заочной формы обучения подавляющее большинство (74 процента) имеет постоянную работу, большая часть остальных работают временно или имеют разовые заработки, и лишь 10 процентов не работают вообще. Многие студенты очных отделений тоже работают во время обучения в вузе - таких чуть больше половины, - однако они редко имеют постоянную работу, обычно это временная работа или разовые заработки. Как правило, заочники свои отношения с работодателями оформляют официально, об этом заявили 80 процентов опрошенных, а среди работающих студентов-очников таких лишь около половины.

Именно наличие работы студенты-заочники чаще всего называли основной причиной, побудившей их выбрать именно эту форму обучения. Многие (15 процентов) объяснили свой выбор тем, что не смогли поступить на очное отделение или заранее решили, что не смогут. Почти 12 процентов респондентов признали, что им нужен только диплом, и поэтому не важно, учиться очно или заочно. При выборе вуза студенты очных и заочных отделений руководствовались разными критериями: для заочников в первую очередь значимо наличие в вузе соответствующей формы обучения и возможности совмещать учебу с другими видами деятельности, тогда как студенты очной формы ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии и высокую репутацию вуза. Это косвенно подтверждает предположение, что для студентов заочных отделений более важен сам факт получения высшего образования, то есть диплом.

Поскольку заочную форму обучения обычно выбирают люди с определенным профессиональным опытом, причем довольно часто продолжительным, можно было бы ожидать, что специальность, которую они получают в вузе, будет связана со сферой их деятельности, ведь они делают выбор, имея гораздо больше информации о своих карьерных возможностях и планах, чем студенты-очники. Однако данные опроса показали, что как на очных, так и на заочных отделениях менее чем у половины работающих студентов работа связана с получаемой специальностью, хотя работающих по специальности среди заочников действительно больше - 47 процентов против 38.

Диплом и трудоустройство

При всех различиях в образовательных и трудовых траекториях студенты очных и заочных отделений удивительно единодушны в оценке вероятности того, что они впоследствии будут работать по той специальности, которую получают в вузе. Этого ожидает чуть более половины студентов, еще около трети не исключает такой возможности, а остальные не думают, что будут работать по специальности, либо затруднились с ответом. Так что ни имеющийся опыт работы, ни больший жизненный опыт не помогают выбрать направление образования, более подходящее для будущей профессиональной деятельности. Впрочем, возможно, этот опыт как раз и говорит о том, что для будущей карьеры важнее именно диплом, а не знания, полученные в вузе.

Частично прояснить этот вопрос позволяют данные опросов руководителей предприятий и организаций. Работодатели невысоко оценивают уровень знаний нынешних выпускников: они считают, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном обучении на рабочем месте, и обычно готовы их обучать. Таким образом, в большинстве своем работодатели изначально не возлагают больших ожиданий на знания, полученные в вузе, что подтверждает рациональность выбора более легких способов получения документа о высшем образовании.

Опрос показал, что при трудоустройстве у выпускников очных отделений есть некоторое преимущество. Половина работодателей утверждает, что при приеме на работу специалиста с высшим образованием они не предполагают делать различий между формами обучения, однако почти такое же количество респондентов считает предпочтительным очное образование. Больше всего к этому склоняются руководители предприятий и организаций сферы деловых услуг (53 процента), а меньше всего - работодатели сферы торговли (41 процент). Следовательно, очники в среднем в половине случаев будут иметь преимущество при трудоустройстве. Однако это касается лишь ситуации «при прочих равных», которая обычно не возникает, поскольку преимущество очников нивелируется большим опытом работы заочников, что является весьма значимым фактором при найме.

Тем не менее факт, что каждый второй работодатель отдаст предпочтение выпускнику очного отделения, говорит, что качество заочного образования зачастую считается более низким. Следовательно, мнение, что заочное обучение сейчас - это в первую очередь более простой способ получения диплома, похоже, не лишено оснований. Вместе с тем нельзя не отметить, что для значительной части людей (взрослых, семейных, вынужденных работать сразу после школы) это практически единственный способ преодолеть образовательный ценз, зачастую устанавливаемый работодателями, и добиться карьерного роста.

1

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся . Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью .

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 - частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки . В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях . Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей . Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) .

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности .

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили - 49 %, женского - 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет - 3 %; 20 лет - 6 %; 21 год - 50 %; 22 года - 22 %; от 23 лет до 29 лет - 11 %; старше 30 лет - 8 %. При этом средний возраст учащихся составил - 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов - 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное - 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) - на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, - либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % - состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» - 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» - 53,8 %, «двое детей» - 38,5 %, «трое детей» - 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее - 10 % матерей, среднее специальное - 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют - 11 %, среднее специальное - 31 %, другое - 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими - 14 %, домохозяйками - 22 %, пенсионерками - 9 %, другое - 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие - 54 %, служащие - 8 %, военно-служащие - 3 %, предприниматели - 13 %, пенсионеры - 9 %, другое - 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % - в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» - 18 % респондентов, «двое детей» - 56 %, «трое детей» - 14 %, «более трех детей» - 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4-5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее - 19 %, среднее специальное - 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими - 9,5 %, студентами - 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % - редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1-2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % - снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым - 61,5 %; стремление к карьере - 34,6 %; желание помочь родителям - 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии - 25 %; заработать на карманные расходы - 25 %; другое - 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают - 34,7 %; зарплата - 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков - 13,5 %; карьерный рост - 7,7 %; успехи в трудовой деятельности - 5,7 %; нерутинность работы - 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий - 51,9 %; тяжелый - 28,9 %; опасный - 9,6 %; другое - 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю - 3,8 %; в ночную - 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % - в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5-6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов - 3,8 %; 8 часов - 17,4 %; 9 часов - 1,9 %; 10 часов - 7,7 %; 11 часов - 1,9 %; 12 часов и больше - 13,6 %; ненормированно - 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % - с 3 курса, 21,2 % - с 4 курса, 13,5 % - с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные - не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % - помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» - 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % - больше 15 тыс. руб., 21,2 % - 20-25 тыс. руб., 15,4 % - 30-35 тыс. руб., 11,6 % - 40-45 тыс. руб., 7,7 % - 50 тыс. руб., 1,9 % - больше 50 тыс. руб., 9,7 % - 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20-25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1343-1347;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как всё начиналось… Первые университеты возникли на Востоке еще в IX в. , в Западной Европе они появились в конце XII – начале XIII вв. Название «университет» проис ходит от латинского слова «университас» - совокупность, объединение, вселенная (вселенная знаний). Первые университеты входили в систему духовного образования, поэтому практически все кафедры тогда были заняты монахами, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы? » . Болонский университет, создан в 1088 г. (ХI в.) К XVI в. университеты все больше внимания уделяется наукам, в XVIII в. они уже публикуют собственные научные журналы. Но только в XIX в. роль религии постепенно уменьшается на столько, что университеты могут всецело сконцентрироваться на научных исследованиях.

К XIX в. выработались 2 основные модели университета: немецкая и французская, хотя одновременно развивались и другие, например, российская и британская. В немецкой модели университет поддерживает академические свободы, создает библиотеки и лаборатории, организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. Парижский университет Широкое распространение (Сорбонна), 1208 (ХIII в.) получает немецкая модель.

Средневековые студенты В XIV XV вв. в Парижском университете в числе студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики. Преподавание сводилось к чтению текстов, которые комментировал профессор (главной причиной такого способа обучения следует считать недостаток книг). Иногда отдельные темы выносились на публичный диспут. С XVIII в. недостаток литературы устраняется за счет собственных публикаций университетов, осуществляемых профессурой. С XIV в. первые 3 4 гг. обучение состояло в овладении 7 «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика, а рифметика, геометрия, музыка и астрономия. В XVI в. в университетах так же обсуждали вопросы международного права. Университет делился на факультеты, которые возглавля ли еканы. д Высшим был богословский, за ним следовали факультеты права и медици ны. Обучение начиналось с факультета сво бодных скусств. и Закончив его, студент полу чал тепень бакалавра, с по окончании всего курса - степень магистра.

Во французской стороне, на чужой планете, Предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я не сказать словами. . . Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами! На прощание пожмем мы другу руки, И покинет отчий дом мученик науки. Вот стою, держу весло через миг отчалю. Сердце бедное свело скорбью и печалью. Тихо плещется вода, голубая лента. . . Вспоминайте иногда вашего студента. Много зим и много лет прожили мы вместе, Сохранив святой обет верности и чести. Ну, так будьте же всегда живы и здоровы! Верю, день придет, когда свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, если на чужбине Я случайно не помру от своей латыни, Если не сведут с ума римляне и греки, Сочинившие тома для библиотеки, Если те профессора, что студентов учат, Горемыку школяра насмерть не замучат, Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке, Обязательно вернусь к вам, друзья, подружки!

В эпоху Просвещения К XIX в. обучение в университетах происходило, главным образом, в университеты постепенно виде семинаров и лабораторных работ, эволюционировали от обучения «отрыжкам студентов стали активно привлекать к знания» , как писал один участию в научных исследованиях. ученый, к «поощрению Начиная с этого времени творческого мышления» . университетский преподаватель более не учитель, а студент - не ученик. Вместо этого студент самостоятельно проводит исследования, а профессор руководит ими и поддерживает студента в его работе. В основном в XIX-XX вв. студенты сами несли полную ответственность за получение необходимых знаний. Профессора не контролировали посещаемость занятий, если в конце курса назначался экзамен, и студенты могли выбирать, какие курсы слушать.

В России первые университеты появились в ХIХ в. Всего в стране действовало 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский (в 1834 г. его сменил Киевский), в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. Кроме того, существовали отдельные Академии и Институты. В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами. Накануне 1917 г. в России было 63 (гос. , обществ. , част.) ВУЗа, в которых училось 135 тыс. чел.

Женское образование Постепенно доступ в европейские университеты для женщин был открыт в сер. XIX в. На Востоке еще в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование, становиться учеными и учителями. А Фатима Мухаммед аль Фихри сама основала в 859 году Университет Аль Карауин. В средневековой Европе девочки и женщины из знатных семей получали частное образование, изучая литературу, искусство, иностранные языки, обучаясь вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению и др. видам искусств. Но доступ в университеты женщины официально получают только с XIX в. В России, где высшее образование начинает формироваться в XIX в. , женщины смогли посещать университетских лекциях с 1860 г. ; но до 1869 г. как слушатели и по решению ректора. Бестужевские курсы для женщин включали 3 отделения: историко филологическое, юридическое и физико математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял 4 г. Плата за посещение лекций составляла 100 руб. в год, однако желающих было достаточно (одновременно учились до 1800 человек). Окончательно проблема права женщин на образование была в Европе и США решена лишь в 60 е гг. XX века в результате студенческих революций. В России она была решена после Октябрьской революции 1917 г.

Студент Российской империи Это человек, обучающийся, преимущественно, за собственный счет; Это, как правило, мужчина; Это, в основном, городской житель.

В 1918 г. экзамены в вузах отменили и доступ к высшему образованию получили все молодые люди, достигшие 16 летнего возраста. Число вузов резко возросло, однако фактически высшее образование могли получить не все. При приеме в вузы действовали ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку: примерно с 1960 по 1980 гг. был периодом антисемитизма в математике - евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы. Большое значение имела коммунистическая идеология. Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям.

Естественнонаучным предметам отдавалось явное редпочтение, п потому что это соответствовало государственным интересам. Иностранные языки преподавались слабо - если не считать специализированные вузы В вузах не изучали творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, творчество поэтов Серебряного века). Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались - например, вся история советских репрессий. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960 м годам. Отдельно преподавали Историю КПСС и Атеизм.

Помимо занятий студенты каждую осень так же оказывали омощь п сельскому хозяйству (выезжали на «картошку»), а каждое лето – народному хозяйству страны (работая в стройотрядах или летних детских лагерях).

Советский студент Это бюджетник; Это, преимущественно, житель города; Это до 1960 х гг. , преимущественно, мужчина, затем наблюдается рост женщин в ВО; Это, преимущественно, представитель естественно научной школы; Это коллективист, активист общественник.

Какой он, современный студент? стереотип: он беден, голоден, всегда хочет спать, не хочет честно учиться, и вообще несчастный (он не понимает, зачем учится, чему учится, что его ждет, когда он получит диплом). Так ли это?

Современные студенты: В основном – контрактники (52, 7 %), однако в н. 2000 х гг. в ВУЗах учится 3, 1 млн. студентов бюджетников, это больше, чем в советский период, когда обучалось максимум 2, 95 млн. чел. (объясняется возросшим престижем высшего образования). В сер. 2000 х гг. в сфере ВО РФ обучается 6 7 млн. чел. , еще 51 тыс. чел. обучается за рубежом. При этом количество ВУЗов за 2014 2016 гг. сократилось с 2486 до 1450, т. е. на 42 % за 2 г.

Но это, по прежнему, в основном горожане, хотя за последний год количество сельских жителей, поступивших в ВУЗы увеличилось на 50 тыс. чел. , т. е. на 7 %. С 2010 г. число россиян, чьи дети после школы идут в вузы, значительно снизилось - с 80 до 48% (теперь чаще идут сначала в колледжи). 45 % абитуриентов заранее знают куда и на кого пойдут учиться, 12 % даже в начале вступительной компании и примерно не предполагают.

Они почти разучились писать сами, в том числе писать лекции (конспекты), им проще записать на диктофон, «загуглить» или сфотографировать, в крайнем случае – снять ксерокопию.

Профессиональный выбор По данным соц. опросов, не смотря на стоимость обучения и большой конкурс на бюджетное место (до 94 чел.), ВО выбирают 80 % респондентов. Пока современный студент так определяет кем ему быть (самые востребованные профессии в 2017 г.): 1 м. – IT специалист; 2 м. – инженер проектировщик; 3 м. – педагог; 4 м. – юрист; 5 м. – медик.

Какие профессии будут востребованы через 5– 7 лет? Прогнозы BBC, Forbes, «Сколково» , Высшей школы экономики и Росстата: здравоохранение, образование, гостеприимство, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги, IT и робототехника. Продолжит развиваться сфера онлайн обучения, в том числе постдипломное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров).

До 2030 г. появятся 136 новых междисциплинарных профессий. Среди них: ИТ медик; биоэтик; генетический консультант; эко аналитик в строительстве; архитектор энергонулевых домов; тренер творческих состояний архитектор территорий; игропрактик; урбанист эколог; строитель «умных» дорог специалист навигации в условиях Арктики; проектировщик жизненного цикла космических сооружений; космогеолог; инженер роботизированных систем; проектировщик детских и медицинских роботов; специалист по рециклингу одежды; разработчик моделей Big Data; цифровой лингвист; оценщик интеллектуальной собственности.

Студент: базовые характеристики С 3 курса многие студенты начинают совмещать учёбу с работой и, понятно, учёба страдает. Сегодняшний студент более спортивный, чем его сверстник ещё несколько лет назад. В последнее время в среде студентов обозначилась мода на здоровый образ жизни. Он обязательно в наушниках и с гаджетом в руках. Сегодняшние студентки гламурные и стильные. Современный студент активен и амбициозен, но не всегда объективен по отношению к себе. Современный студент ни за что не будет мириться с условиями, которые ему не по душе, как предыдущее поколение студентов. Он очень прагматичен и экономен в своих усилиях: он делает только то, что даст быстрый конкретный результат, и ничего сверх, просто так, поэтому многие мотивированы получить диплом, а не знания. Чувствуете разницу?

Вера в себя Современный студент немного тщеславен. Он всегда уверен, что достоин лучшего: высоких оценок, красного диплома, престижной работы, немалой зарплаты и всевозможных почестей. Иногда ему даже кажется, что все блага упадут на него с неба или накроют волной, в общем, это случится само собой и без лишних хлопот. Современному студенту очень сложно понять, почему люди не попадают из университета сразу на руководящие посты и высокие должности, он полагает, что 5 лет учебы – достаточный срок, чтобы набраться профессионального опыта.

Тяга к высоким технологиям Современный студент разбалован возможностями НТП, он, дитя высокотехнологичного времени, иногда забывает, что его мозг устроен немного иначе, чем жесткий диск. И загруженную на него информацию надо не просто хранить в далекой папке, а анализировать и использовать для собственного блага.

У него поверхностное «клиповое» мышление: он знает много, но «копает» неглубоко, ему нужна яркая картинка для мотивации и понимания

Общие сведения о студенте

Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы «информационные системы и технологии». В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

Характеристика психологических особенностей студента

В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях - ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе - рассудителен, уверен, любит работать в группе.

Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

Обладает хорошей дикцией. Устная речь - эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания - произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

Преобладающее настроение - хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

Участие студента в различных видах деятельности

В целом успеваемость - удовлетворительная. Любимые предметы - термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

На данный момент кроме учебы в ВГУ проходит обучение в центре «Сименс» (изучает иностранные языки (английский и немецкий) программирование (Java, C++, Abab), системы управления и проектирования (SAP)).

Позиция студента в группе

Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Информационных и Социальных Технологий

Кафедра Социологии

По дисциплине: «Введение в специальность»

На тему: «Социальный портрет современного российского студента»

Выполнила:

студентка группы СОЦ-10-1

Кожухина Алёна

Проверила:

доц. к. соц. н.

Богомолова Алла Викторовна

Липецк 2010

1.Введение

В современной России заново поднимается престиж высшего образования. Еще пять лет назад во многих вузах не хватало студентов, чтобы обеспечить учебную нагрузку преподавателям и в полной мере использовать учебно-производственные мощности.

Сейчас же перед учебными заведениями остро стоит проблема низкого уровня подготовки первокурсников к обучению. Возникает противоречие: современному обществу требуются грамотные, творчески думающие и работающие специалисты, а уровень подготовки к обучению основной массы первокурсников, очень низкий. Одной из причин низкой подготовки является неоднородная среда студентов, поэтому в период подготовки специалиста необходимо большое внимание уделять социально-педагогическому аспекту, изучать социальный портрет студента.

Каков социальный портрет современного российского студента? Каковы его приоритеты в жизни, в учебе? Каким он представляет свое будущее?

2.Основная часть

2.1.Понятие

Под социальным портретом студента мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Социально-типический портрет студента предполагает рассмотрение оного не только в качестве объекта учебно-педагогического процесса, но и как активного социального субъекта, реализующего свои ориентации посредством обучения.
Формирование интегрированных характеристик портрета происходит по следующим основаниям:

Организационному (обобщенные характеристики обучаемых по филиалам и представительствам; опосредованная оценка условий обучения и оптимальности учебного процесса).

2.2.Методы и материалы

Сейчас в России проводится множество исследований с целью выявить социальный портрет современного студента.

Данное исследование проводилось в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Прокопьевском техникуме физической культуры методом сплошного анкетирования студентов. Всего в исследовании приняло участие 111 студентов первого, второго и третьего курсов, из них 53,1% юношей и 46,9% девушек; 94,5% студентов в возрасте от 15 до 20 лет. Использовали анкету, предложенную Институтом развития профессионального образования Минобразования РФ. Анкетирование проводилась в рамках Всероссийского социологического исследования «Социальный портрет учащегося начального и среднего профессионального образования».

2.3.Результаты и их обсуждение

Для того чтобы составить социальный портрет студентов, прежде всего, необходимо выяснить в каких семьях и жилищных условиях воспитывались студенты. В семье с обоими родителями воспитывались 50,45% студентов; 29,7% студентов воспитывались в семьях с одним родителем (в большинстве случаев без отца – 25,2%); 3,6% студентов воспитывались у родственников и 16,7% - это воспитанники детского дома. В настоящее время лишь 44,1% студентов проживают с обоими родителями; 27,1% студентов проживает с матерью; 10,9% студентов проживают только с отцом. 11,7% студентов проживают самостоятельно, так как родителей нет. В основном это воспитанники детского дома. И 6,2% студентов проживают с другими родственниками. Эту категорию составляют студенты – сироты, опекаемые близкими родственниками.

Только у 18,9% родителей есть высшее образование, большинство родителей студентов - 64,9% имеют рабочие специальности; 18% родителей безработные; 5,4% составляют служащие; 7,2% родителей работают руководителями разного ранга; 4,5% родителей занимаются коммерцией.

Оценивая материальное положение семьи, только 5,4% студентов ответили, что могут позволить себе дорогие покупки; в 18,9% семей не хватает денег, приходиться занимать; 11,7% семей студентов оценили свое материальное положение, как «живем от зарплаты до зарплаты». В 26,1% семей студентов средств вполне хватает на текущие расходы, но покупка одежды составляет трудности. Это ожидаемо, так как 82,9% студентов в анкете отметили, что средний доход на одного члена семьи в месяц составляет до 7 тысяч рублей, у 14,4% семей доход составляет до 15 тысяч рублей и только 2,7% семей имеют доход до 20 тысяч рублей на человека и более.

На вопрос: «Если бы у Вас были свободные деньги, на что бы Вы их потратили?» 37% студентов затруднились ответить; положил бы в банк – ответили 18% студентов; на развлечения и культурные мероприятия деньги потратили бы 28,8% студентов; на компьютерные игры, покупку аудио, видеодисков средства потратили бы 10,8% опрошенных. 3,6% студентов потратили бы деньги на покупку книг; 0,9% на еду и 0,9% студентов - на свою семью.

Определяя мотивы выбора профессии, выяснили, что только на 37,8% студентов при выборе профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность. У 18% студентов выбор профессии определило стремление к самостоятельности (у иногородних появилась возможность жить в общежитии отдельно от родителей); 7,2% студентов пришли учиться в техникум физической культуры только потому, что учебное заведение близко к месту жительства; 9% студентов не прошли по конкурсу в другое учебное заведение; 10% студентов не желали продолжать обучение в школе; у 10% студентов не было другого выбора и 7% студентов затруднились ответить на вопрос.

Если говорить о причинах, по которым студенты пришли учиться в техникум физической культуры, то можно выделить следующие: только 35,1% студентов желают получить хорошую профессиональную подготовку; 10,8% опрошенных было скучно и неинтересно учиться в школе; у 5,4% студентов была слабая успеваемость в общеобразовательной школе, а многих девятиклассников пугает ЕГЭ после окончания одиннадцатого класса и поэтому они пришли учиться в техникум; 15,3% студентов пришли учиться только потому, что есть бюджетное обучение и 4,5% студентов из-за плохого материального положения семьи, а в техникуме студентам оказывают материальную помощь и есть возможность учиться в бюджетной группе. Из всех респондентов 74,8% студентов профессию и учебное заведение выбрали самостоятельно. Поэтому в настоящее время довольны вполне и скорее довольны, чем недовольны получаемой профессией 86,5% студентов; учеба безразлична для 2,7% студентов, недовольны получаемой профессией 3,6% студентов; совершенно недовольны 1,8% студентов. Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали 74,8% студентов, а на занятия с охотой ходят только 23,5% студентов; 28,8% студентов занятия безразличны, а 22,5% студентов, вообще, ходят на занятия с неприязнью и мечтают поскорее окончить техникум. На отлично и хорошо учится только 24,4% студентов, большая часть (61,2%) студентов учатся на 3 и 4. У 81% студентов есть любимые преподаватели.

На занятиях могут свободно высказываться и защищать свою точку зрения 41,4% студентов; могут спорить и критиковать мнение преподавателя 16,2% студентов; могут высказывать сомнение в верности тех или иных положений 18% студентов и 24,4% студентов считают, что все это делать не позволяется.

На вопрос: «Хотели бы Вы родиться и жить в другой стране?» положительно ответили 37% студентов; 14,4% затруднились ответить на поставленный вопрос, и только 48,6% студентов довольны тем, что они живут в России. Поменять местожительство студенты хотели бы по ряду причин: не чувствуют себя в России в безопасности 8,1% студентов; не смогут проявить свои способности 7,2% опрошенных; из-за низкого уровня жизни в России 22,5% студентов и по причине низкого уровня культуры 8,1% студентов.

Если говорить о жизненных ценностях, то на первом месте у студентов (56,8%) желание иметь дружную, крепкую семью; далее 38,7% студентов отметили, что хотят иметь крепкое здоровье и заниматься спортом, сделать хорошую карьеру мечтают 35,1% студентов. Стать богатым, материально независимым человеком мечтают 24,3% студентов; только 20,7% студентов хотели бы быть высококвалифицированными специалистами. Встретить надежных и верных друзей и реализовать свои способности мечтают по 16,2% студентов; жить в свое удовольствие хотели бы 11,7% опрошенных. Главным в жизни любовь считают 9% студентов; служить людям хотели бы 1,8% студентов. Стать человеком высокой культуры, овладеть знаниями и спасти свою душу служением Богу – это смысл жизни у 2,7% студентов.

На вопрос: «Относите ли Вы себя к верующим?» положительно ответили 65,8% студентов. 60,4% из них относят себя к православным верующим; 2,7% к другой христианской церкви и 2,7% к исламу. Из всех верующих церковь посещают от случая к случаю 37,8% студентов, 33,3% студентов церковь практически не посещают. По религиозным праздникам в церковь ходят 10,8% студентов, регулярно – 3,6% и не посещают вообще 14,5% студентов. Отрицательным в данном случае можно считать то, что 34,2% студентов не относят себя к верующим.

На вопрос: «Читаете ли Вы периодическую и художественную литературу?» положительно ответили только 36,2% студентов. И самое печальное, что из периодической литературы студенты читают местные рекламные газеты, журналы: «YES!», «Лиза», «Космополитен». А из художественной литературы: 20,2% студентов читают современные романы о любви; 11,7% - фантастику и 4,3% студентов читают детективы. Тоже относится и к телевидению. Только 13,8% студентов не нравится видеть насилие на экране в любом его проявлении; 33% студентов не смогли определиться нравится им или не нравится насилие на экране; 41,5% студентов относятся к насилию равнодушно; 8,5%студентов нравится видеть насилие на экране и 3,2% специально выбирают передачи с наибольшим количеством насилия.

2.4. Вывод по анкетированию

Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение учебного заведения к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить образование и специальность.

Но наибольшая часть студентов довольна обучением и получаемой профессией, потому что учебное заведение выбрали самостоятельно.

Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали большинство студентов, а на занятия с охотой ходят немногие. У студентов есть любимые преподаватели, но, к сожалению, на качество обучения это не влияет. Студенты готовы ходить на лекции к любимым преподавателям, а учиться хорошо не готовы. Профессиональное самоопределение очень важный вопрос, а многие выпускники школ к нему подходят несерьезно. С таким подходом к обучению сложно подготовить высококвалифицированного специалиста. И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова о профессиональном самоопределении учащихся говорят следующее: «Более половины учащихся 9-11 классов испытывают существенные трудности при выборе профессии: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально важных качеств, выборе учебного заведения, определении резервных профессиональных планов. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно ученики школ совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов. А успешность выбора профессии зависит от самостоятельности и осознанной действительности учащегося». На выборе профессии сказывается и нестабильность жизни в России, многие респонденты хотели бы сменить место жительства. В своих работах А.М. Кондаков говорит, что есть сильное государство, но пока нет единого российского народа, сплоченного чувством патриотизма, духовно укорененного в национальной истории культуры, нравственности и готового трудиться во имя своего будущего. Для превращения России в страну, благоприятную для жизни, бизнеса, творческой самореализации, необходимо доверие. В современных условиях это категория не только социально-психологическая, но экономическая и политическая. Причина сложившегося положения в том, что пока все еще не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством. Политическая элита делает большие шаги в этом направлении: реализуются приоритетные национальные проекты, укрепляется институт национального лидерства, проводится активная внешняя политика, сплачивается российское общество.

Составляя социальный портрет нельзя не обратить внимание и на жизненные ценности студентов. Многие хотят иметь дружную и крепкую семью, хорошее здоровье, материальное благосостояние и только 20,7% опрошенных хотят стать высококвалифицированными специалистами. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых ориентиров.

Особое внимание следует уделить духовной стороне. Часть студентов не относит себя к верующим. И.А. Ильин писал: «Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное» - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке…». Печально, что у студентов низкий уровень духовной культуры. А еще печальней то, что нет желания его повысить.

Из периодической литературы студенты в основном читают рекламные издания, а из художественной – современные любовные романы. Конечно, у большинства студентов низкая духовная культура, много семей студентов испытывают материальные трудности, у многих нет уверенности в завтрашнем дне. Но как пишет Н.Д. Никадров, есть и причины другого свойства. Мысленно представьте себе репертуар кино, программы телевидения, типичный набор продаваемых теперь весьма широко видеофильмов, вспомните книжные развалы. И чувства оказываются весьма противоречивыми. С одной стороны, прекрасно, что нет идеологических табу, что люди ищут и находят практически любую информацию – печатную, аудио, видео. С другой стороны, несоразмерно большая часть этой продукции по-прежнему низкопробна, перенасыщена насилием и смакованием подробностей интимной жизни, всяческих скандалов и чрезвычайных ситуаций. В последнее время даже появились специальные передачи, где ЧП собраны вместе, чтобы воспитанные теперь уже на этой продукции зрители могли смотреть только это, не тратя время на новости и высокую классику. Обращает на себя внимание также постоянный рост литературы и видеоматериалов детективной направленности. В результате потребления такой продукции у человека складывается впечатление, что в мире творятся сплошные преступления, жизнь складывается в основном из разного рода ЧП.

2.5. Результаты других исследований

Учитывая результаты социологических исследований, можно выделить следующие типы студентов дневного отделения

"Профессионал"

Выбрал специальность осознанно. Учится очень хорошо. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

"Академик"

Выбрал специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям. Литературой и искусством интересуется избирательно. Спортом занимается мало. С коллективом академической группы связан слабо. Честен и порядочен.

"Общественник"

Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Заводила в сфере досуга. Его глубоко уважают за честность, отзывчивость, порядочность.

"Старательный"

Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. Не обладает особыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен, в группе к нему относятся снисходительно. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы. Честен и порядочен. После окончания вуза не прочь поступить в аспирантуру.

"Середняк"

Учится, не прилагая особых усилий. При выборе вуза особенно не задумывался. Его принцип: "получу диплом и буду работать не хуже других". Готов заняться наукой, если это не потребует больших затрат труда. В коллективе у него обычно со всеми хорошие отношения, конфликтных ситуаций избегает.

"Разочарованный"

Как правило, способный студент, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил в вуз, то нужно его закончить. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте. Отношения товарищами по группе неровные.

Учится, как правило, по принципу наименьшей затраты сил, но вполне доволен собой. В научно-исследовательской работе участия не принимает. Круг интересов в основном в сфере досуга.

3. Заключение

Подводя итог хотелось бы отметить основные черты современного российского студента.

В целом социально-психологический портрет современного студента весьма неоднороден. Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни

Вместе с тем стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания, "размытости" нравственных ценностей и т.д.). Она проявляется в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г. Москва), свидетельствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством; большое количество современных молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.


Вопросы аудитории:

1. Что такое социальный портрет?

2. Каковы основные черты, присущие современному российскому студенту?

3. Назовите причины поступления современных российских студентов в ВУЗы.


Список литературы

1. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГУ // Труды СГУ. Вып.10. Психология и социология образования. М.: СГУ, 1999.

2. Никадров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Статья] ж. Педагогика, №9, 2008. с.3

3. Шамсутдинова, И.Г., Казарова, Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся [Статья] ж. педагогика, №10, 2008. с.62-69

4. http://www.elbrusoid.org/content/abiturient/p11916.shtml

5. http://aspirans.com/sotsialnyi-portret-studentov

6. http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/kniga/gl2_5.htm