.
Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

2. Развивать умения выделять в слове

приставку и суффикс.

3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и

суффиксов.

4. Развивать умения разбирать слова по составу.

5. Развивать орфографическую зоркость.

6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.


Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

« Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».


ХОД УРОКА
1.Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
- Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.

Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.

Читаем первый признак. Какой это гриб?

С какой орфограммой встретились? (парная согласная)

Читаем второй признак. Какой гриб?

Какая орфограмма встречается в этом слове?
Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
- Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными?

Какие однокоренные слова подобрали?

А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?


ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?

Как по-другому их можно назвать?

С домашним заданием справились.
3. Повторение изученного материала.
- Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).

Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)


Начнем с работы в тетради.


А) Минутка каллиграфии.

Сегодня берем на контроль соединение еж

Напишем это соединение один раз.

Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.

Открываем учебник с.58 упр. 146.

Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?

Какие слова получились?

Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.

- Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).

К какому еще слову нужно образовать одно

коренные слова. (К слову летать)

Какой корень будет в этих словах? (лет-)

Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-

те эти слова в тетрадь.

Проверяем. Что выделяем?

Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)

Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?

(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)


В) Знакомство с суффиксом.

Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем

появляется новая часть, а где еще, (После корня)

Для чего она понадобилась?

На ежике снимаю табличку « суффикс»

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?

(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
Г) Первичное закрепление.
- Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.

Какие слова у нас получаются?

Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.

Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)

Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)

А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?

Какой суффикс появляется в этих словах?


- Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)

Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.

ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?

Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

ПОСАДКА

ПЕРЕСАДКА

(Они образованы с помощью приставки и суффикса)

Сделаем полный вывод.
5. Закрепление нового материала.

Упр. 150 с. 59 – читаем задание.

Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов

образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.

Проверяем.
6. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с

новыми частями слова)

Что это за части слова ? (приставка и суффикс)

Какие это части слова? (словообразующие)

Для чего они служат? (для образования новых слов)

Всем спасибо. Урок окончен.


7. Домашнее задание.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
  2. Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
  3. Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.

Инвентарь:

  1. Карточки с приставками.
  2. Карточки с суффиксами.
  3. Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
  4. Изображение паровоза.
  5. Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.

Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.

План работы:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к работе над темой урока:

1). Чистописание.
2). Словарная работа.
3). Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока.

1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
2). Разделительный твердый знак после приставок.
3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
4). Повтор правила о приставках.

5. Физическая минутка.

6. Продолжение работы над темой урока.

1). Словообразование с помощью суффиксов.
2). Повтор правила о суффиксах.

7. Обобщение.

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к работе над темой урока.

1). Чистописание: путь.

2). Словарная работа : вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.

Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).

Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.

Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще

двоим ученикам.

3). Сообщение темы урока.

– Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием .

– Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:

кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.

На доске появляются изображения птиц и зверей.

3. Работа над темой урока.

1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).

– На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.

Дети собирают поезд:

Рис. 3

Убираются приставки из-, над-, без-.

– Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.

– Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.

– Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.

2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.

– Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ .

– Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.

– Запишем слова в два столбика:

Приехать

Объехать

Подъехать

3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).

– Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?

Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.

Получаются слова:

выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.

Рис. 4

5. Физическая минутка.

Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.

6. Продолжение работы над темой урока.

1). Словообразование с помощью суффиксов.

– Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.

На доске домик с шестью квартирами:

Ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.

Рис. 5

Ребята изменяют животных:

Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.

2). Повтор правила о суффиксах.

– Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.

7. Обобщение.

– Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.

– Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Ответ:

Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

Окончание не служит для образования новых слов!

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

(дом, домик , домов ой, домищ е)

Алгоритм разбора слов по составу:

1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

4. Укажи приставку.

5. Укажи суффикс.

Билет№4.

Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

-Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ответ:

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



Билет № 5

Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

Ответ:

Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

Билет № 6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Ответ:

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

Билет № 7

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Ответ:

Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

Билет № 8

Правила переноса

Ответ:

1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

Билет № 9

Имя существительное. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

литературных произведений, газет и журналов,

географические названия)

или нарицательное,

· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

· склонение (1,2 или 3).

2) Непостоянные:

· число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

например: каникулы, ворота, ножницы .

У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

Билет № 10

Что такое склонение. Падежи имён существительных.

Как определить падеж имени существительного.

Ответ:

Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

В русском языке 6 падежей:

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма.

Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

Морфологические признаки:

· род (только в единственном числе)

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

Билет № 12

Глагол. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

2) Непостоянные:

· время (прошедшее, настоящее или будущее)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

Билет № 13

Местоимение. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

2) Непостоянные:

При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

Ответ:

Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

Предложение по цели высказывания бывает:

Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

На улице идет дождь.

вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

Ты рано вернешься домой?

побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

Принеси мне тетрадь.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький , при-морье, кое-где, пере-о-деть ).

Словообразовательный суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть ).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо ).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый ,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а - руч-к-а ,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом - дом-ик ), так и образовать слово другой части речи (белый - бел-е-ть, бел-изн-а ),

4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать ), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник - служит для образования существительных, -лив - - прилагательных, -ива - - глаголов),



5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок - обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н - обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова - отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей - стать[й’-а] - стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j , без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п. син-ий лисий-Ø

Р. п. син-его лисьj-его

Д. п. син-ему лисьj-ему

В. п. =и. п. / в. п.

Т. п. син-им лисьj-им

П. п. син-ем лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj - от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий - реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.