Казимеж был основан как отдельный город еще в 1335 году польским королем Казимиром III Великим для защиты южных границ Кракова. Евреи начали населять Казимеж начиная с конца XV века, здесь у них здесь были свои дома, лавки, рынки, банки, школы и синагоги. Почти четыре столетия он был центром еврейской диаспоры, разбросанной по всей Европе. Так продолжалось до конца XVIII века, пока австрийские власти не присоединили Казимеж к Кракову, сделав одним из его районов. После прихода нацистов в 1939 году и оккупации Польши началась страшная страница истории жизни евреев этого места.

Особую славу городу принес фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» 1993 года, основанный на реальных событиях, происходивших в Краковском гетто. Это та самая фабрика Оскара Шиндлера.

Кадр из фильма у этих ворот.

Совсем недавно в 2010 году на месте этой фабрики был открыт музей истории оккупации Кракова.

Оскар Шиндлер был один из многих немецких предприимчивых промышленников, помешанных на деньгах. Он сотрудничал с нацистами и использовал практически бесплатный труд евреев. Но однажды все поменялось, и жажда наживы переросла в желание спасти евреев от неминуемой погибели.

Музей рассказывает историю о жизни Кракова, евреев во время немецкой оккупации, создании гетто, о фабрике Шиндлера и о спасении ее рабочих.

Краков до прихода нацистов


Через специальный проектор можно посмотреть стереокартинки из жизни довоенной Польши.



Кинозал, в котором показывают фильмы и воспоминания о тех тяжелых временах

По коридорам музея двигаешься как вехам истории, полностью погружаясь в процесс. Звуки, видео, оформление помещений, интерактивная экспозиция дает ощущения полнейшего присутствия. На антураж не поскупились, даже не зная других языков, вы все-равно все поймете.

В сентябре 1939 года Германия, создав лживую провокацию, без объявления войны начала наступление по всей германо-польской границе.

Началась оккупация Польши и Вторая мировая война.

Плитка на полу.

После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям.

1 сентября 1940 в честь годовщины нацисты переименовали главную площадь Кракова в площадь Адольфа Гитлера.

Экспозиция "На вокзале"

Гетто было окружено стенами, напоминающими могильные плиты на еврейских могилах. Построенными руками самих же евреев, эти стены отделяли гетто от других районов города. Все окна и двери, выходившие на "арийскую" сторону были замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых ворот.

Район занимал 30 улиц, 320 зданий и 3 167 комнат. В одной квартире жило по четыре семьи, а менее удачливые жили прямо на улице.

Отобранные у евреев ценности, которые некому возвращать.

Стены этого коридора сделаны в стиле тех, которые окружало еврейское гетто, чуть ниже вы в этом сможете убедиться.

Потолки давят и создают ощущение безысходности.

Экспозиция "Быт краковских евреев во время оккупации".

В кабинете Шиндлера сделана очень крутая инсталляция в в виде куба из стекла, пространство которого заполнено посудой фабрики.

А внутри куба имена 1200 человек, которые были спасены

Рабочий инвентарь фабрики

Фотографии работников фабрики на окнах.

Недалеко от фабрики находится еврейский квартал Казимеж, он сильно отличается от исторического центра Кракова.

Сейчас этот район предстает практически в довоенном облике.

Фактически все здания этого района объявлены историческими памятниками, поэтому переделывать эти дома практически невозможно, максимум - покрасить фасад.

Евреев сейчас в этом районе живет немного, около 200, остальные погибли или разъехались.

Можно заметить, что у многих зданий района обшарпанные фасады. Это добавляет свой колорит.

Фрагмент стены краковского гетто

Сейчас здесь обязательно проводят экскурсии.

Специально приезжать в этот район я бы не советовал, уж больно далеко он находится от привычных экскурсионных маршрутов Кракова. Колорита тут немного, приходится буквально выискивать что-то интересное самому с помощью интернета и путеводителя или необходимо нанимать гида. Каждый дом тут буквально наполнен историей.

Из интересного в Казимеже, что можно увидеть, не подготавливаясь заранее специально - это еврейские кафе, кладбища и синагоги.

Кирпичное здание за забором - самая старая синагога в Польше. Находится на улице Юзефа. Во время оккупации здесь был устроен склад, а сейчас филиал исторического музея - отдел истории и культуры евреев.

Синагога, которая мелькала в фильме "Список Шиндлера", сейчас тут жилой дом, но сохранилась надпись на иврите и две звезды Давида.

И заканчиваем наше путешествие по еврейскому Кракову площадью героев Гетто. На площади установлены 70 железных стульев. Они символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев, все это создает очень гнетущее ощущение.

Музей Шиндлера вместе с еврейским районом Казимеж оставят у вас незабываемые эмоции о Кракове периода оккупации, без этого впечатления о посещении Кракова будет не полными.



Жители Кракова говорят, что, если вы хотите интересно и насыщенно провести время, то надо идти в Казимеж - "еврейский" квартал, где можно найти развлечения на любой вкус, будь то этнические ярмарки или концерты панк-групп. Но многие ли знают, что во время нацистской оккупации всё еврейское население Кракова и Казимежа, в частности, должно было переехать в район Подгуже, который находится на другом берегу Вислы и впоследствии был огорожен стеной?


После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям. Перед войной в Кракове проживало 60-80 тыс. евреев, из которых разрешено было остаться в городе только 15 тыс. рабочим и членам их семей.

В октябре 1942-го в гетто была проведена особенно жесткая селекция. Руководители немецкой полиции и директора немецких заводов выбрали в основном тех, кто владел особо важными специальностями, в то время как другие евреи, включая членов семей выбранных рабочих, были переданы для депортации.

"...У молодежи было иное настроение. Они восстали всей своей жизненной силой, не соглашаясь сдаться... Несмотря на сильное желание жить, они были готовы к борьбе, которая вела их к верной гибели... Обсуждалась также возможность пересечь границу Венгрии. Но в глубине души они всегда задавали себе вопрос, как дожить до конца войны. Они желали погибнуть в бою, но все еще не могли смириться с мыслью, что все они падут... Никого не останется, чтобы рассказать обо всем, что случилось. Всё, чего они хотели, это чтобы выжила хоть небольшая группа людей, которая стала бы памятником движению..." (с) Густа Давидзон-Дрангер

// anstice_265.livejournal.com


// anstice_265.livejournal.com


"Площадь героев гетто". Металлические стулья напоминают о том, что в период выселения евреев и отправки их в лагеря из домов выносилась вся мебель. Некоторые источники говорят, что делалось это также для того, чтобы никто не смог спрятать в доме младенцев.

// anstice_265.livejournal.com


Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города, в тех местах, где не было стены, находились проволочные ограждения. Все окна и двери, выходившие на "арийскую" сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит. Некоторые фрагменты сохранились и сегодня.

// anstice_265.livejournal.com


Выселенные из Подгуже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто, в Казимировке. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.

Экскурсовод сказал, что это единственный дом тех времён, который сохранил свой оригинальный облик. Именно в таких домах селили евреев. По его же словам, на одного человека было выделено всего 2 кв. м жилплощади.

// anstice_265.livejournal.com


// anstice_265.livejournal.com


// anstice_265.livejournal.com


// anstice_265.livejournal.com


Единственная работавшая в гетто аптека принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей работать в своей аптеке "Под орлом". В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто он получил титул "праведника мира" от Яд ва-Шема. Панкевич опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием "Аптека краковского гетто".

// anstice_265.livejournal.com


Знаменитая фабрика Шиндлера и её окрестности. Оскар Шиндлер приехал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Он начал относиться к обитателям гетто с симпатией. В 1942 году он стал свидетелем депортации обитателей гетто в Плашов, производимой чрезвычайно грубо. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти евреев, заключённых в Плашове. Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели. Оскар Шиндлер спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Он вывез из Плашова 1 100 узников в построенный за его деньги лагерь в Бринлитце, чем спас их от уничтожения в Аушвице. Эти 1.100 узников составили его знаменитый список.

// anstice_265.livejournal.com


Если бы Юлиус Мадридтч вступил в союз с Оскаром Шиндлером, который неоднократно предлагал ему это, то список был бы расширен до 3.000 фамилий. На протяжении 1944-1945 годов Шиндлер продолжал спасать евреев-узников Аушвица, группами по 300-500 человек он вывозил их в небольшие лагеря в Моравию, где они работали на текстильных предприятиях. Также спас 30 евреев из Гросс-Розена и отправил их в свой лагерь в Бринлиц, для этого ему пришлось заключить дорогостоящую сделку с гестапо Моравии.

// anstice_265.livejournal.com


Благодаря этому ему удалось спасти ещё 11 человек, беглецов из этапируемых колонн и поездов смерти. Весь 1944 и 1945 он снабжал продуктами за свой счёт заключённых небольшого силезского трудового лагеря. В 1945 спас 120 человек из Голечува, среди которых оказались его рабочие из Плашова и маленькие дети, над которыми проводились медицинские опыты под руководством доктора Менгеле из Аушвица.

Сейчас на территории фабрики располагается Музей современного искусства и различные творческие мастерские.

// anstice_265.livejournal.com


// anstice_265.livejournal.com


"Очереди тянутся на сотни метров. Гестаповцы решают на месте, кто останется в гетто, кто - нет. Те, кто не получил разрешения остаться, спрашивают с ужасом: "Куда нас повезут?", "Что с нами сделают?", "Разрешат ли взять что-нибудь с собой?". Утешают друг друга. Никто не верит в действительную близость конца. Никому не пришла в голову мысль ни о газовых камерах, ни о крематориях. Распространяется слух, что всех вывезут на Украину, разместят в открытых лагерях, заставят работать в сельском хозяйстве. Немцы, работающие на железнодорожной станции, и другие знакомые немцы рассказывают о новом городе, построенном на Украине, и об огромных бараках, ждущих переселенцев. Говорят, что там начнется организованная жизнь, у каждого будет доступ к столовой, библиотеке и кинотеатру. Уверяют собравшихся, что там им будут платить за работу и они смогут спокойно дожидаться окончания войны. Люди начинают верить этим рассказам. И начинаются новые заботы: будут ли кормить в пути, можно ли взять с собой в дорогу что-нибудь из еды? Но все же каждый, кто может получить разрешение остаться, лезет из кожи вон, чтобы ему поставили штамп. Штамп, поставленный гестаповцем в паспорте, позволял остаться в гетто. Никому и в голову не приходило, что этот же штамп поможет человеку остаться в живых. А немец ставил штамп, как ему заблагорассудится. Никакой роли не играли ни разрешение на работу, ни вид выполняемой работы. Бывали всякие странности: кому-то отказали в штампе, он выстоял новую очередь к тому же столику, и тот же немец проштемпелевал ранее отвергнутый паспорт. Случайное совпадение, везение, настроение нациста, протекция, размер взятки, степень чистоты предложенного бриллианта могли оказаться решающими. Регистрация окончилась через два дня. Те, кому было отказано в праве на работу, ждали, как сложится их дальнейшая судьба". (с) Тадеуш Панькевич, Аптека в Краковском гетто

материалы также взяты на wikipedia.org и www.yadvashem.org

anstice_265
17/12/2014 15:00



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Жители Кракова говорят, что, если вы хотите интересно и насыщенно провести время, то надо идти в Казимеж - "еврейский" квартал, где можно найти развлечения на любой вкус, будь то этнические ярмарки или концерты панк-групп. Но многие ли знают, что во время нацистской оккупации всё еврейское население Кракова и Казимежа, в частности, должно было переехать в район Подгуже, который находится на другом берегу Вислы и впоследствии был огорожен стеной?

После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям. Перед войной в Кракове проживало 60-80 тыс. евреев, из которых разрешено было остаться в городе только 15 тыс. рабочим и членам их семей.

В октябре 1942-го в гетто была проведена особенно жесткая селекция. Руководители немецкой полиции и директора немецких заводов выбрали в основном тех, кто владел особо важными специальностями, в то время как другие евреи, включая членов семей выбранных рабочих, были переданы для депортации.

"…У молодежи было иное настроение. Они восстали всей своей жизненной силой, не соглашаясь сдаться… Несмотря на сильное желание жить, они были готовы к борьбе, которая вела их к верной гибели... Обсуждалась также возможность пересечь границу Венгрии. Но в глубине души они всегда задавали себе вопрос, как дожить до конца войны. Они желали погибнуть в бою, но все еще не могли смириться с мыслью, что все они падут... Никого не останется, чтобы рассказать обо всем, что случилось. Всё, чего они хотели, это чтобы выжила хоть небольшая группа людей, которая стала бы памятником движению..." (с) Густа Давидзон-Дрангер

"Площадь героев гетто". Металлические стулья напоминают о том, что в период выселения евреев и отправки их в лагеря из домов выносилась вся мебель. Некоторые источники говорят, что делалось это также для того, чтобы никто не смог спрятать в доме младенцев.

Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города, в тех местах, где не было стены, находились проволочные ограждения. Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит. Некоторые фрагменты сохранились и сегодня.

Выселенные из Подгуже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто, в Казимировке. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.

Экскурсовод сказал, что это единственный дом тех времён, который сохранил свой оригинальный облик. Именно в таких домах селили евреев. По его же словам, на одного человека было выделено всего 2 кв. м жилплощади.

Единственная работавшая в гетто аптека принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей работать в своей аптеке «Под орлом». В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто он получил титул «праведника мира» от Яд ва-Шема. Панкевич опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием «Аптека краковского гетто».

Знаменитая фабрика Шиндлера и её окрестности.
Оскар Шиндлер приехал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Он начал относиться к обитателям гетто с симпатией. В 1942 году он стал свидетелем депортации обитателей гетто в Плашов, производимой чрезвычайно грубо. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти евреев, заключённых в Плашове. Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели. Оскар Шиндлер спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Он вывез из Плашова 1 100 узников в построенный за его деньги лагерь в Бринлитце, чем спас их от уничтожения в Аушвице. Эти 1.100 узников составили его знаменитый список.

Если бы Юлиус Мадридтч вступил в союз с Оскаром Шиндлером, который неоднократно предлагал ему это, то список был бы расширен до 3.000 фамилий. На протяжении 1944-1945 годов Шиндлер продолжал спасать евреев-узников Аушвица, группами по 300-500 человек он вывозил их в небольшие лагеря в Моравию, где они работали на текстильных предприятиях. Также спас 30 евреев из Гросс-Розена и отправил их в свой лагерь в Бринлиц, для этого ему пришлось заключить дорогостоящую сделку с гестапо Моравии.

Благодаря этому ему удалось спасти ещё 11 человек, беглецов из этапируемых колонн и поездов смерти. Весь 1944 и 1945 он снабжал продуктами за свой счёт заключённых небольшого силезского трудового лагеря. В 1945 спас 120 человек из Голечува, среди которых оказались его рабочие из Плашова и маленькие дети, над которыми проводились медицинские опыты под руководством доктора Менгеле из Аушвица.

Сейчас на территории фабрики располагается Музей современного искусства и различные творческие мастерские.

"Очереди тянутся на сотни метров. Гестаповцы решают на месте, кто останется в гетто, кто – нет. Те, кто не получил разрешения остаться, спрашивают с ужасом: «Куда нас повезут?», «Что с нами сделают?», «Разрешат ли взять что-нибудь с собой?». Утешают друг друга. Никто не верит в действительную близость конца. Никому не пришла в голову мысль ни о газовых камерах, ни о крематориях. Распространяется слух, что всех вывезут на Украину, разместят в открытых лагерях, заставят работать в сельском хозяйстве. Немцы, работающие на железнодорожной станции, и другие знакомые немцы рассказывают о новом городе, построенном на Украине, и об огромных бараках, ждущих переселенцев. Говорят, что там начнется организованная жизнь, у каждого будет доступ к столовой, библиотеке и кинотеатру. Уверяют собравшихся, что там им будут платить за работу и они смогут спокойно дожидаться окончания войны. Люди начинают верить этим рассказам. И начинаются новые заботы: будут ли кормить в пути, можно ли взять с собой в дорогу что-нибудь из еды? Но все же каждый, кто может получить разрешение остаться, лезет из кожи вон, чтобы ему поставили штамп. Штамп, поставленный гестаповцем в паспорте, позволял остаться в гетто. Никому и в голову не приходило, что этот же штамп поможет человеку остаться в живых. А немец ставил штамп, как ему заблагорассудится. Никакой роли не играли ни разрешение на работу, ни вид выполняемой работы. Бывали всякие странности: кому-то отказали в штампе, он выстоял новую очередь к тому же столику, и тот же немец проштемпелевал ранее отвергнутый паспорт. Случайное совпадение, везение, настроение нациста, протекция, размер взятки, степень чистоты предложенного бриллианта могли оказаться решающими. Регистрация окончилась через два дня. Те, кому было отказано в праве на работу, ждали, как сложится их дальнейшая судьба". (с) Тадеуш Панькевич, Аптека в Краковском гетто

материалы также взяты на wikipedia.org и www.yadvashem.org

Жители Кракова говорят, что, если вы хотите интересно и насыщенно провести время, то надо идти в Казимеж - "еврейский" квартал, где можно найти развлечения на любой вкус, будь то этнические ярмарки или концерты панк-групп. Но многие ли знают, что во время нацистской оккупации всё еврейское население Кракова и Казимежа, в частности, должно было переехать в район Подгуже, который находится на другом берегу Вислы и впоследствии был огорожен стеной?

После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям. Перед войной в Кракове проживало 60-80 тыс. евреев, из которых разрешено было остаться в городе только 15 тыс. рабочим и членам их семей.

В октябре 1942-го в гетто была проведена особенно жесткая селекция. Руководители немецкой полиции и директора немецких заводов выбрали в основном тех, кто владел особо важными специальностями, в то время как другие евреи, включая членов семей выбранных рабочих, были переданы для депортации.

"…У молодежи было иное настроение. Они восстали всей своей жизненной силой, не соглашаясь сдаться… Несмотря на сильное желание жить, они были готовы к борьбе, которая вела их к верной гибели... Обсуждалась также возможность пересечь границу Венгрии. Но в глубине души они всегда задавали себе вопрос, как дожить до конца войны. Они желали погибнуть в бою, но все еще не могли смириться с мыслью, что все они падут... Никого не останется, чтобы рассказать обо всем, что случилось. Всё, чего они хотели, это чтобы выжила хоть небольшая группа людей, которая стала бы памятником движению..." (с) Густа Давидзон-Дрангер

"Площадь героев гетто". Металлические стулья напоминают о том, что в период выселения евреев и отправки их в лагеря из домов выносилась вся мебель. Некоторые источники говорят, что делалось это также для того, чтобы никто не смог спрятать в доме младенцев.

Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города, в тех местах, где не было стены, находились проволочные ограждения. Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит. Некоторые фрагменты сохранились и сегодня.

Выселенные из Подгуже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто, в Казимировке. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.

Экскурсовод сказал, что это единственный дом тех времён, который сохранил свой оригинальный облик. Именно в таких домах селили евреев. По его же словам, на одного человека было выделено всего 2 кв. м жилплощади.

Единственная работавшая в гетто аптека принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей работать в своей аптеке «Под орлом». В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто он получил титул «праведника мира» от Яд ва-Шема. Панкевич опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием «Аптека краковского гетто».

Знаменитая фабрика Шиндлера и её окрестности.
Оскар Шиндлер приехал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Он начал относиться к обитателям гетто с симпатией. В 1942 году он стал свидетелем депортации обитателей гетто в Плашов, производимой чрезвычайно грубо. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти евреев, заключённых в Плашове. Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели. Оскар Шиндлер спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Он вывез из Плашова 1 100 узников в построенный за его деньги лагерь в Бринлитце, чем спас их от уничтожения в Аушвице. Эти 1.100 узников составили его знаменитый список.

Если бы Юлиус Мадридтч вступил в союз с Оскаром Шиндлером, который неоднократно предлагал ему это, то список был бы расширен до 3.000 фамилий. На протяжении 1944-1945 годов Шиндлер продолжал спасать евреев-узников Аушвица, группами по 300-500 человек он вывозил их в небольшие лагеря в Моравию, где они работали на текстильных предприятиях. Также спас 30 евреев из Гросс-Розена и отправил их в свой лагерь в Бринлиц, для этого ему пришлось заключить дорогостоящую сделку с гестапо Моравии.

Благодаря этому ему удалось спасти ещё 11 человек, беглецов из этапируемых колонн и поездов смерти. Весь 1944 и 1945 он снабжал продуктами за свой счёт заключённых небольшого силезского трудового лагеря. В 1945 спас 120 человек из Голечува, среди которых оказались его рабочие из Плашова и маленькие дети, над которыми проводились медицинские опыты под руководством доктора Менгеле из Аушвица.

Сейчас на территории фабрики располагается Музей современного искусства и различные творческие мастерские.

"Очереди тянутся на сотни метров. Гестаповцы решают на месте, кто останется в гетто, кто – нет. Те, кто не получил разрешения остаться, спрашивают с ужасом: «Куда нас повезут?», «Что с нами сделают?», «Разрешат ли взять что-нибудь с собой?». Утешают друг друга. Никто не верит в действительную близость конца. Никому не пришла в голову мысль ни о газовых камерах, ни о крематориях. Распространяется слух, что всех вывезут на Украину, разместят в открытых лагерях, заставят работать в сельском хозяйстве. Немцы, работающие на железнодорожной станции, и другие знакомые немцы рассказывают о новом городе, построенном на Украине, и об огромных бараках, ждущих переселенцев. Говорят, что там начнется организованная жизнь, у каждого будет доступ к столовой, библиотеке и кинотеатру. Уверяют собравшихся, что там им будут платить за работу и они смогут спокойно дожидаться окончания войны. Люди начинают верить этим рассказам. И начинаются новые заботы: будут ли кормить в пути, можно ли взять с собой в дорогу что-нибудь из еды? Но все же каждый, кто может получить разрешение остаться, лезет из кожи вон, чтобы ему поставили штамп. Штамп, поставленный гестаповцем в паспорте, позволял остаться в гетто. Никому и в голову не приходило, что этот же штамп поможет человеку остаться в живых. А немец ставил штамп, как ему заблагорассудится. Никакой роли не играли ни разрешение на работу, ни вид выполняемой работы. Бывали всякие странности: кому-то отказали в штампе, он выстоял новую очередь к тому же столику, и тот же немец проштемпелевал ранее отвергнутый паспорт. Случайное совпадение, везение, настроение нациста, протекция, размер взятки, степень чистоты предложенного бриллианта могли оказаться решающими. Регистрация окончилась через два дня. Те, кому было отказано в праве на работу, ждали, как сложится их дальнейшая судьба". (с) Тадеуш Панькевич, Аптека в Краковском гетто

материалы также взяты на wikipedia.org и www.yadvashem.org

Для многих приезжающих туристов Краков предстает красивым европейским городом со средневековой архитектурой, множеством костелов и глубокой историей. Таким этот город может и остаться в ваших воспоминаниях и на карте памяти вашего фотоаппарата, если вы не сходите по одному из рекомендуемых в путеводителях туристическому маршруту - в район Подгуже.
Всего каких-то 500-700 метров и? перейдя на другой берег Вислы, из старого города вы попадаете... в промышленный район Кракова, имеющий свою трагическую историю. Почему же путеводители рекомендуют туристу здесь побывать? А все дело в том, что во время Второй мировой войны здесь располагалось печально знаменитое краковское гетто, откуда евреев отправляли в Треблинку и Освенцим на уничтожение.
Но история историей, но по прошествии многих лет после войны этот район Кракова так и остался грязным, неуютным и... совершенно не интересным для туриста на мой взгляд.


2. Попасть в район Подгуже несложно. Он находится на противоположном берегу Вислы от район Казимеж, о котором я рассказывал в предыдущем своем посте . Эти два района соединяет несколько мостов. Если перейти Вислу по мосту Пилсудского, почти сразу перед вами окажется монументальный готический костел Св. Юзефа. Его башни напоминают Мариацкий костёл - это постарался архитектор Ян Сас Зубжицкий, который хотел ввести термин "надвислянская готика", представляющий его собственное видение народного стиля.

3. А дальше, если пойти по улице Лимановского фактически вдоль Вислы, вы фактически попадете на территорию бывшего краковского гетто.
Решение о создании гетто было вынесено 3 марта 1941 года. А уже к 30 марта все евреи Кракова обязаны были переселиться в наибеднейшие кварталы Кракова - в район Подгуже, отделенного от города Вислой. Фактически эта дата означала конец еврейского города Казимеж.
Из 68 тысяч евреев, проживавших в Кракове до войны (и составлявших четверть населения города), в гетто переселились более 15 тысяч. Остальные к этому времени либо сами покинули Краков, либо были насильно переселены, либо уничтожены (известно, что на 1 декабря 1939 года, с которого каждый еврей обязан был носить на рукаве белую повязку со звездой Давида, было зарегистрировано 53298 таких повязок).
Территорию гетто составляли всего 15 улиц, на которых располагалось 320 домов, имевших 3167 комнат. Можно себе представить плотность поселения людей в те годы.
Карта ниже отображает границы окруженного сплошной стеной гетто

4. Евреи ютились в гетто преимущественно вот в таких двухэтажных домах в страшной тесноте.
Многие из тех зданий мало изменились за более, чем 70 лет.

5. На некоторых из зданий размещены мемориальные таблички, указывающие о том, что здесь было во время немецкой оккупации гетто.

6. Так, в этом доме размещался дом престарелых, пока во время одной из массовых расстрельных акций, проводимых СС 28 октября 1942 года, его постояльцы не были уничтожены у здания вирусологической больницы неподалеку.

7. Место соединения улиц Лимановского и Львовской. Если вернуться к карте гетто, можно увидеть, что и в то время здесь располагались трамвайные пути и были расположены ворота, отделявшие гетто от остального города.

8. А далее... стена. Территория гетто была огорожена каменной стеной, выполненной в форме еврейских надгробий. До нашего времени сохранилось два небольших фрагмента этой стены. И за ней... располагаются жилища, в которых и сегодня живут люди. Единственная разница заключается в том, что во время войны все окна, выходившие на улицу за стенами, были замурованы.

9. Зайдем во двор дома по улице Лимановского, как раз в том месте, где остался фрагмент стены. Такое ощущение, что время здесь остановилось. Фильм о войне здесь можно снимать фактически без дополнительных декораций. Гетто было, гетто и осталось.

10. Облезлые стены домов и грязь. О том, что мы не в средине 20 века подсказывают только спутниковые тарелки на стенах.

11. Во дворе дома

12. Все как в фильмах "Список Шиндлера" и "Пианист". Впрочем, эпизоды из этих фильмов здесь и снимали.

13. Одним и скорбных и тяжелых мест в Подгуже является площадь Краковского гетто (это ее название). По ее периметру и на самой площади установлены несколько десятков стульев. Они напоминают, что в период депортации евреев из гетто в концлагеря на улицу выносилась вся мебель из жилищ, чтобы никто в оставляемом доме не спрятал младенцев

14. Стулья на пустой ныне площади оставляют поистине гнетущее ощущение. Ведь к концу войны в живых здесь осталось не более 1000 человек. И значительная часть из 15-ти тысяч, живших здесь изначально, прошли через эту площадь, откуда уже навсегда их увозили в лагеря смерти.

15. Здесь располагалась единственная работавшая в гетто аптека "Под орлом". Она принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей на ее функционирование. Нужно ли говорить, что благодаря возможности приобретать хоть какие-то медикаменты, многие евреи получали возможность продлить свою жизнь здесь. В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто Тадеуш Панкевич получил титул «праведника мира» от Яд ва-Шема и после войны опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием «Аптека краковского гетто».

16. Еще одним человеком, с именем которого связывают спасение жизней многих евреев, является немецкий бизнесмен и промышленник Оскар Шиндлер. Его предприятие располагалось всего в километре от гетто. В наше время по пути от площади со стульями до фабрики Шиндлера располагаются обычные многоквартирные жилые дома.

17. Германский промышленник Оскар Шиндлер приезжал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Став однажды свидетелем депортации обитателей гетто в Плашув, производимой чрезвычайно грубо, в силу своих человеческих качеств он стал принимать меры для спасения обреченных евреев. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти значительное число жителей гетто, что нашло своё отражение в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели.

18. Сегодня на бывшей фабрике Шиндлера располагается небольшой музей, а на фасаде размещены фотографии спасенных от смерти евреев.

19. Следует сказать, что примерно с 1942 года немцы начинают методичное уничтожать обитающих в гетто евреев.
13 марта 1942 года первая значительная партия евреев была отправлена из Кракова в Belzec - один из шести лагерей уничтожения, основанных нацистами. Именно там погибла большая часть евреев из Кракова.
Начиная с 3 июня, управление краковским гетто перешло к гестапо. Через несколько дней началась «Июньская Акция», когда около 7 тысяч человек было эвакуировано в Belzec, а несколько сотен было убито месте. Подобная акция повторилась 28 октября 1942 года. Людьми, которые лично отвечали за убийства в краковском гетто, были, среди прочих: Richard Wendler - окружной губернатор Кракова и Julian Schörner - окружной начальник СС и полиции Кракова.
6 декабря 1943 года территория гетто была разделена на два отсека: «А» - для тех, кто был способен работать, и «В» - для тех, кто не был способен работать, пожилых и больных людей. Те, кто работал, были вскоре переведены в лагерь Плашув, который в то время только строился. 13 марта 1944 года немецкая полиция вошла в гетто. Мужчин разлучили с их женами, детей с их матерями. Целая груда образовалась из более, чем ста младенцев, завернутых в подушки - все они были расстреляны.
Шесть тысяч евреев были сосланы в Плашув. Оттуда дорога могла привести их только в Аушвитц-Биркенау или Треблинку. Последняя партия евреев была отправлена в Аушвитц 15 января 1945 года - т.е. за два дня до прихода Красной Армии...

20. Несколько часов нахождения в Подгуже довольно сильно давит на сознание, и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты хочешь покинуть это место.
Возвращаемся обратно к Висле, где будто вдыхаешь глоток чистого воздуха после спертого духа краковского гетто.
Кстати, отсюда стоит вернуться в старую часть Кракова не по посту Пилсудского, а по новому пешеходному мосту, построенному здесь совсем недавно - в 2010 году.
В качестве опор современного моста использован фундамент XIX века. Мост имеет арочную форму с единым силовым элементом, перекинутым через реку и установленным на опоры. По сути, он является подвесным, т.к. эта огромная труба-арка при помощи коротких вант держит скелет моста, по краям которого расположено две пешеходно-велосипедные зоны шириной около 3 метров.

21. Существуют исторические сведения, что первоначально здесь был построен плавающий деревянный мост, который часто сносило наводнениями. В начале XVIII века, во время Северной войны, он был сожжен шведской армией.
В 1801 году здесь возвели первый каменный мост. Однако уже в 1813 году большим паводком размыло опоры, и мост рухнул.
Следующий мост, получивший название Подгорский, построили в 1850 году. В результате быстрого развития промышленности и роста размеров судов, мост стал вызывать затруднения навигации по Висле. И в 1925 году его разобрали. И вот, в 2010 году здесь снова появился мост, соединивший районы Казимеж и Подгуже.

22. Открытый в 2010-м году мост приобрел огромную популярность у молодежи - сотни влюбленных пар поспешили отметить здесь свои чувства маленькими замочками, которые после тяжелой прогулки по Подгуже снова возвращают мысли в современность.