Потеряв любимого мужа, она не пала духом, а жестоко отомстила убийцам и укрепила мощь государства. «Она сияла, как луна в ночи, и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», - написал о ней летописец. Свет её жизни озаряет нас и сегодня.

Обстоятельства рождения будущей княгини Ольги до сих пор окутаны тайной. Известно, что она появилась на свет между 885 и 895 годами, а покинула этот мир в 969 году.

Одна из легенд гласит, что Ольга была дочерью варяга Олега, основателя древнерусского государства. Варяжское происхождение княгини доказывает и её имя: с древнескандинавского Хельга (аналог имени Ольга) переводится как «святая».

Согласно другому преданию, Ольга родилась в селении Выбуты Псковской земли в семье князей Из-борских. Но верить ему учёные не спешат, ведь в летописях тех лет авторы часто путали город Псков с Плесковым (или Плиской) - болгарской столицей того времени. А если так, Ольга могла родиться в семье князя Бориса из Болгарии.

Есть и третья версия происхождения Ольги: она из рода Аскольда, одного из князей Киевских. Впрочем, вопрос о родословной будущей правительницы Киевской Руси вряд ли имеет для нас принципиальное значение. Ведь в веках она прославилась благодаря своим личным качествам - супружеской верности, мудрости и красоте.

«Дивная в девицах»

С будущим супругом девушку свёл случай. Молодой князь Игорь охотился в лесах Псковской области. На речке Великой он заметил паренька в лодке и попросил перевезти его на другой берег.

Лишь на середине реки Игорь понял, что вовсе не парень это, а прекрасная девушка, переодетая мужчиной. Смелый охотник решил не терять времени даром и признался незнакомке, что влюбился в неё с первого взгляда.

Однако ответ девы поразил князя ещё больше, чем её красота. «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? - молвила Ольга. - Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: для меня лучше броситься в реку, чем стерпеть поругание!» . Напомнила девушка Игорю и о его княжеском достоинстве: «Ты - правитель земли Русской, и должен быть примером добрых дел для своих подданных!» .

Мудрые слова Ольги остались в памяти Игоря навсегда. А когда настало время выбирать себе спутницу жизни, князь вспомнил о «дивной в девицах».

Заложница долга

Ольга лишилась любимого супруга рано, когда их сыну, наследнику престола Святославу, было всего три года. Изощрённость мести древлянам, убившим её мужа, шокировала не одно поколение русских людей.

Расправившись с Игорем, древляне прислали к вдове сватов - хотели, чтобы она вышла замуж за их князя Мала. Это позволило бы им взять власть в Киевской Руси: после гибели Игоря Ольга стала регентшей при малолетнем правителе Святославе.

Двум десяткам послов, прибывшим по реке, Ольга оказала самый радушный приём. Она сделала вид, что готова принять предложение древлян , и предупредила, что завтра их с почестями принесут на княжеский пир прямо в ладье. Утром послы, гордо подбоченясь, стояли в своей ладье, а дружина Ольги несла судно на своих плечах. Дойдя до середины двора, ладью сбросили в глубокую яму, которую княгиня распорядилась вырыть за ночь. «Хороша ли вам честь?» - спросила сверху Ольга. «Горше Игоревой смерти!» - отвечали снизу обречённые, после чего были закопаны живьём.

Но этим вдова не ограничилась. Она попросила древлян отправить к ней новых послов - ещё более знатных и ещё больше числом. Не подозревавшие о том, какая участь постигла первую делегацию, полсотни окрылённых успехом древлян прибыли на место. Ольга благосклонно их приняла и предложила перед вечерним пиром хорошенько вымыться с дороги. Те согласились и тем самым подписали себе смертный приговор: княжеские слуги подпёрли двери снаружи, обложили баню хворостом и «пустили красного петуха». Все гости сгорели заживо.

Третью месть Ольга совершила уже на земле провинившегося племени, куда отправилась, чтобы почтить память мужа на его могиле. Прибыли на тризну и древляне, всё ещё ничего не знавшие о судьбе своих послов. Щедро угостив и опоив древлян, правительница Киевской Руси велела рубить их. Летопись упоминает о пяти тысячах убитых.

Финальной точкой в вендетте Ольги древлянам стало знаменитое сожжение их деревень с помощью голубей. В качестве примирительной подати княгиня попросила древлян подарить ей по одному голубю от каждого дома. Жители племени повиновались. Когда все птицы были у Ольги, она велела привязать к их лапкам кусочки тлеющей пакли и отпустить под родные соломенные крыши. Все деревни древлян вспыхнули как спички.

Как же могла женщина решиться на жестокую расправу со столь большим количеством людей? Тем более что князь Игорь был казнён древлянами за попытку взять с них дань в третий раз подряд, да и то под давлением дружины, обезумевшей от жадности? Поступить иначе Ольга не могла, потому что была заложницей долга.

Во-первых, она должна была отомстить древлянам за мужа, чтобы вызвать уважение киевлян. Во-вторых, ей следовало показать взбунтовавшимся древлянам, да и всем остальным племенам, что с гибелью князя Русь не только не ослабла, но стала даже сильнее. И обе цели были ею достигнуты.

Мудрая правительница

Но вечно жить в страхе люди не могут, сильное государство - это закон и порядок. Поэтому для всех племён, подчинявшихся Киеву, дальновидная княгиня установила фиксированные размеры дани - «уроки». Теперь налог взимался только раз в год в натуральной форме: мехами, продуктами и т.д.

Также Ольга установила так называемые погосты. Это были небольшие центры княжеской власти, где собиралась дань и велась торговля. Позже они превратились в центры управления округой и разделили Русь на прообразы будущих губерний. Уже при Ольге каждая из них управлялась наместником княгини, пресекавшим, если требовалось, политические бунты среди населения.

При Ольге началось и каменное градостроительство в Киевской Руси: она понимала, что сильное государство не может держаться на деревянных крепостях.

Верная жена

Княгиня Ольга первая из правителей на Руси приняла христианскую веру, хотя и её сын Святослав, и дружина, и весь народ так и остались при ней язычниками. Крестилась Ольга в 955 году в Константинополе - она прибыла в Византию по государственным делам. Обряд провели император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт.

Согласно одной из легенд, это событие не обошлось без предложения руки и сердца статной русской княгине от императора. Ответ Ольги был хитрым: она намекнула государю, что не подобает христианам к язычникам свататься, пожелала креститься и попросила стать её крёстным.

Когда же после обряда Константин возобновил свои ухаживания, Ольга заметила ему, что теперь он ей крёстный отец, а посему брака между ними уже быть не может. Император лишь воскликнул в восхищении: «Перехитрила ты меня, Ольга!» Благодаря этой женской уловке княгиня Ольга сохранила верность своему единственному супругу - Игорю.

От бабушки - внуку

Княгиня скончалась в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Ей так и не удалось убедить сына Святослава принять христианство. Зато её речи о красоте и величии православия тронули сердце внука - будущего князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь в 988 году.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Кроме неё, подобной чести в истории христианства удостоились лишь пять женщин: Мария Магдалина, царица Елена, первомученица Фёкла Иконийская, мученица Апфия Колосская и просветительница Грузии Нина.

bagira.guru




От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Есть легенда о княжне Ольге, правящей еще в древней Руси. Слишком много лет разделяет нас с тем временем что бы знать точно какой она была и что произошло на самом деле.

О самой княгине рассказывается в нескольких древних книгах, которые сохранились, но информация там порой просто противоречива и понять, что же происходило тогда очень сложно. Некоторые историки даже делают смелые предположение что Ольга и вовсе не существовала, а ее образ просто собирательный для русских женщин того времени.

Историки так же спорят и когда она родилась и откуда она была родом и какой национальности. Кто-то предполагает, что она была простолюдинкой, кто-то что из знатной семьи. В любом случае мы не будем заходить так далеко, а рассмотрим лишь легенду, которая прижилась в народе и дошла до нашего времени.

Итак, жила на Руси девушка, собой хороша на язычок остра. И повстречала девица в лесу, князя которому нужно было переправится через реку. Лишь на середине реки князь заметил, что лодкой правит девка, да симпатичная.

Тут князь прямо посреди реки и решил за ней приударить, но Ольга была не так уж и проста и решила, что лучше уж в речку и на дно чем в руки такого шалуна. Князь то и поостыл. Но пришло князю вскоре время жениться, вспомнил он о своем приключении и велел привезти ему в жены Ольгу.

Так и стала прекрасная лодочница княгиней русской. Да в годах воспетой.

Кстати князь Игорь был первым кого упомянули в иностранных летописях. Иностранцы называли его “Король русов Ингер”. Игорь устраивал походы, завоевывал новые земли и народы. В общем вел себя так, как и полагалось великому князю Киевскому. Но череда побед сменило время поражений и князя разбили греки под Константинополем. Тем временем Ольга родила Игорю сына, которого назвали Святославом и которому суждено было потом править Русью.

В то время Русь не была едина, много разных племен живо вокруг. Одним таким племенем и были древляне. Народ, предпочитающий селиться в лесах и быть поближе к природе и ее законам. В тоже время их община была достаточно развита, во главе был лишь один князь. Непокорное было племя и неподвластное. Ппервым кто смог их покорить был князь Олег, они даже участвовали в его походах. Но после смерти Олега древляне снова решили стать независимыми и отказались подчиниться Игорю.

Так что пришлось князю подавлять их восстание и подчинять заново. А в наказание Игорь решил собирать с них двойную дань. Замыслил он осенью поход в земли древлян послушав свою дружину. Говорят много насилия принес он им, и творил что хотел. А когда поехал с дружиной обратно, то заиграла в нем жадность и решил он вернуться что бы собрать еще дань. Но взял с собой лишь малую часть людей.

Древлянский князь Мал услышав, что Игорь опять вернулся за деньгами, собрал совет и решили древляне убить Игоря, потому что понимали, не остановится он.Страшную кончину принял Игорь от их племени. Да и похоронен был не по обычаям.

Ольга осталась одна с малолетним сыном на руках которому только исполнилось три года. И решила она править сама пока сын не вырастет.

Думала княгиня как отомстить, но древляне, обнаглевшие от такой победы сами, пришли к ней. Решил князь их Мал, что она женщина, а значит слаба, и нуждается в помощи.

Приехали послы от Князя Мала да предложили княгине выйти замуж за их князя. Ольга же была очень приветлива к гостям, но попросила ночь на раздумья. А утром приказала принести гостей дорогих на их ладье в город. Гости дивились какой почет им оказали, но были довольны.

Донесли их на руках до княжеского двора и бросили в вырытую ночью яму, вместе с ладьей и всеми послами. И закопали их там.

Но Ольге этого было мало. Языческим богам была мила месть и в том, что княгиня мстила за мужа не было ничего странного. Затребовала она сватов к себе от древлян.

И прибыло к княгине второе посольство со сватами от князя Мала. Причем послал он самых лучших своих представителей. Ольга была очень гостеприимна, велела натопить баньку по обычаям да вымыть всех сватов, а потом привести к ней. Ничего не заподозрили древляне. Но когда отправились они париться то дверь закрыли, а баню подожгли.

Но и этого было мало Ольге. Собрала она дружину и поехала на место смерти своего любимого мужа. Не был похоронен Игорь по обычаям и когда прибыла Ольга к месту где его похоронили, насыпали они курган большой и устроили тризну по убиенному. И тут Ольга третий раз показала на что способна. По летописям было уничтожено около пяти тысяч древлян которых напоили и истребили.

Но даже этого было мало Ольге, и она решила осадить столицу древлян Искоростень. Древляне уже понимали, что пощады им не будет и сопротивлялись как могли. Город устоял. И тогда Ольга придумала хитрость, она сделала вид что отступит, но лишь с условием что жители заплатят ей дань, странную дань. Попросила княгиня у них с каждого двора по три голуби и три воробья. Жители конечно подивились такой дани, но с удовольствием выполнили условия Ольги.

Княгиня же, получив птиц, привязала к лапкам тлеющую ткань и отпустила их, птицы полетели к себе в гнезда и спалили город незадачливых древлян.

Такова была месть княгини Ольги за мужа, которая вошла в легенды нашей страны. Древляне в последствии все так же платили дань Киеву, слишком большой удар нанесла им Ольга и спустя некоторое время они полностью растворились в Руси.

Ольга же правила пока не повзрослел Святослав и не принял власть в свои руки. Христианство на Русь еще тогда не пришло. Но отдельные церкви уже были, люди относились к ним спокойно. Именно Ольга стала первый правителем на Руси, которая приняла христианство.

Но до крещения Руси оставалось еще много лет. Сына своего княгиня не смогла убедить изменить веру, и Святослав так и остался язычником. После смерти Ольгу возвели в лики святых. Женщина она была мудрая и смелая. Много нового она установила на Руси. Но многим запомнилась именно своей жестокой местью древлянам.

Тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга , мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.

В то время как Игорь был бесчеловечно растерзан древлянами, в Киеве оставалась его жена, княгиня Ольга с малолетним сыном Святославом…

Первое известие о смерти Игоря великая княгиня получила от древлянских послов. Убивши русского князя, древляне задумали совсем уничтожить княжий род в Киеве и рассудили так: «Русского князя мы убили; возьмем его княгиню Ольгу в жены нашему князю; а Святослава тоже возьмем и сотворим с ним, как захотим».

Порешив так, древляне послали к Ольге послов, или сватов, - двадцать лучших мужей, старейших бояр. Послы приплыли к Киеву на ладьях по ПрИпяти и Днепру и велели сказать Ольге о своем прибытии.

Княгиня позвала их к себе. «Добрые гости пришли?» - спросила княгиня. «Добрые пришли, княгиня», - ответили послы. «Говорите, с каким делом сюда пришли?» - «Послала нас Древлянская земля», - отвечали послы, - и велела тебе сказать: мужа твоего убили за то, что был твой муж, аки волк, хищник неправедный и грабитель. А у нас князья добрые, не хищники и не грабители, распаслИ, обогатили нашу землю, как добрые пастухи. Пойди замуж за нашего князя«.

«Приятно мне слушать вашу речь», - сказала Ольга, - «уж мне моего Игоря не воскресить. Теперь идите в свои ладьи и отдохните. Завтра я пришлю за вами. Хочу вас почтить великою почестью перед своими людьми. Когда за вами пришлю, вы скажите слугам: не едем на конях, не едем и на возах, не хотим идти и пешком - несите нас в ладьях, и внесут вас в город в ладьях. Такова будет вам почесть. Таково я люблю вашего князя и вас».

Послы обрадовались и пошли к свои ладьям, пьяны-веселы, воздевая руки и восклицая: «Знаешь ли ты, наш князь, как мы здесь тебе все уладили».

А Ольга, тем временем, велела выкопать на своем загородном теремном дворе, вблизи самого терема, великую и глубокую яму, в которую был насыпан горящий дубовый уголь. Наутро она села в терем и послала звать к себе гостей. «Зовет вас Ольга на любовь!» - сказали послам пришедшие киевляне. Послы все исполнили, как было сказано: уселись в ладьях, развалившись и величаясь, и потребовали от киевлян, чтобы те несли их прямо в ладьях. «Мы люди подневольные, - ответили киевляне, - князь наш убит, а княгиня хочет за вашего князя!» Подняли ладьи и торжественно понесли послов-сватов к княгининому терему. Сидя в ладьях, древлянские послы гордились и величались. Их принесли во двор княгини и побросали в горящую яму, вместе с ладьями. «Хороша ли вам честь?!» - воскликнула Ольга, наклонившись над ямой. «Пуще нам Игоревой смерти» - застонали послы. Ольга велела засыпать их землею живых. Потом она послала к древлянам сказать так: «Если вы вправду просите меня за вашего князя, то присылайте еще послов, самых честнейших, чтобы могла идти отсюда с великою почестью, а без той почести люди киевские не пустят меня». Древляне со своим князем Малом избрали в новое посольство самых достойных мужей и отправили их в Киев.

Как пришли новые послы. Ольга велела их угощать, а затем и истопить баню. Вошли древляне в баню и начали мыться. Двери же за ними затворили и заперли, затем тут же от дверей зажгли баню - так они все и сгорели.

После того Ольга посылает к древлянам с вестью: «… варите меды! Вот я уже иду к вам! Иду на могилу моего мужа; для людей поплачу над его гробом; для людей сотворю ему тризну, чтобы видел мой сын и киевляне, чтобы не осудили меня!» Древляне стали парить меды, а Ольга поднялась из Киева налегке, с малой дружиной. Придя к гробу мужа, она стала плакать, а, поплакавши, велела людям насыпать большую могилу. Когда был насыпан большой курган, княгиня устроила тризну. После того древляне, лучшие люди и вельможи, сели пить. Ольга приказала отрокам угощать и поить их вдоволь. Развеселившись, древляне вспомнили о своих послах. «А где же наша дружина, наши мужи, которых послали за тобою?» - спросили они у Ольги. «Идут за мной с дружиной моего мужа, приставлены беречь скарб», - ответила княгиня. Когда древляне упились как следовало, то княгиня велела отрокам «пить на них», что значило пить чашу пополам за братство и любовь и за здоровье друг друга, отчего отказываться было невозможно; таков был обычай. Это также называлось «перепивать друг друга». Когда древляне перепились вконец, то княгиня поспешила уйти с пира, приказав своим перебить всех древлян. … всего их погибло пять тысяч человек. Ольга же вернулась в Киев и стала готовить войско, чтобы истребить древлянскую силу до остатка.

На другое лето, в 946 году, Ольга привела в Древлянскую землю большое и храброе войско, под предводительством маленького Святослава, с воеводой СвенАлдом и с дядькой малютки АсмОлдом. Древляне тоже собрались и вышли. Полки сошлись лицом к лицу, и первым начал битву четырехлетний малютка Святослав, так как доблестные русские князья, по отцовскому и дедовскому обычаю, всегда сражались впереди своих дружин и всегда первые вступали в бой.

Поэтому и Святослав начал битву, кинув свое копье в древлян. Копье полетело между ушей его лошади и упало ей под ноги. Но этим княжье дело было исполнено. «Князь уже начал!», - воскликнули воевода и дядька, - «Потягнем, дружина, по князе!». После жестокой сечи победа досталась киевлянам, и древляне разбежались по городам и заперлись в осаду. Ольга с сыном пошла прямо к Искоростеню, где был убит Игорь. Этот город знал, что ему пощады не будет и поэтому боролся крепко. Великая княгиня простояла под городом все лето и не смогла его взять; тогда она послала в Искоростень послов сказать от ее имени: «Чего вы хотите досидеть? Все ваши города отдались мне, все ваши люди взялись платить мне дань и теперь спокойно обрабатывают свои нивы и пашут землю, а вы хотите видно помереть голодом, что не идете в дань». «Рады и мы платить дань - отвечали горожане, - да ты хочешь отомстить нам за смерть мужа».

«А я уже отомстила обиду мужа», - отвечала Ольга. «… Теперь иду домой, в Киев. Больше мстить не хочу. Покоритесь и платите дань. Хочу умириться с вами. Буду собирать от вас дань легкую». «Бери, княгиня, чего желаешь», - отвечали древляне. «Рады давать медом и дорогими мехами». «Вы обеднели в осаде», - говорит Ольга. - Нет у вас теперь ни меду, ни мехов; хочу взять от вас дань на жертву богам, а мне на излечение головной болезни - дайте от двора по три голубя и по три воробья«.

Конечно, жители Искоростеня обрадовались такой легкой дани и прислали княгине птиц с поклоном. Ольга объявила, чтобы они жили теперь спокойно, так как наутро она отступит от города и пойдет в Киев. Услышавши такую весть, горожане обрадовались еще больше и разошлись по дворам спокойно спать. А между тем Ольга раздала ратным людям голубей и воробьев, велела к каждой птице привязать горючую серу с трутом, обернув в лоскут и завертев ниткой, и, как станет смеркаться, выпустить всех птиц на волю. Птицы полетели в свои гнезда, голуби в голубятни, а воробьи под застрехи. Город в один час загорелся со всех сторон; в ужасе люди выбежали за городские стены, но тут и началась с ними расправа: одних убивали, других забирали в рабство; старейшин сожгли.

После этого наложена была на древлян тяжелая дань: по две черные куницы и по две белки, кроме прочих мехов и меда, на каждый двор.

Вот так Ольга, как добрая и верная жена, отомстила за смерть своего мужа. И за эту жестокую месть, которую она совершила с такой хитростью и мудростью, народ прозвал свою княгиню «умнейшей от человек».

Такова была язычница Ольга.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенкомСвятославом , и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала иСвятослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала ихОльга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала имОльга : "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же имОльга : "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье.Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послалаОльга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет васОльга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила ихОльга : "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли,Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелелаОльга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказалаОльга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. АОльга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946 ).Ольга с сыном своимСвятославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо былСвятослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стоялаОльга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же имОльга , что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказалаОльга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказалаОльга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошлаОльга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своимСвятославом , и пробыла здесь год.

В год 6455 (947 ). ОтправиласьОльга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948). В год 6457 (949). В год 6458 (950). В год 6459 (951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954).

В год 6463 (955 ).Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царьКонстантин , сын Льва, и пришла к немуОльга , и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня,Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет".Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сынаСвятослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956). В год 6465 (957). В год 6466 (958). В год 6467 (959). В год 6468 (960). В год 6469 (961). В год 6470 (962). В год 6471 (963).