§ 1 Существительные с суффиксами -ек-, -ик- (-чик-)

Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

В словах замочек и ключик суффиксы -ек- и -ик-, в слове телефончик-чик, они придают слову уменшительно-ласкательное значение:

В существительных со значением лица и профессии: обидчик, паркетчик, наладчик, ракетчик суффикс -чик.

Иногда при образовании слов с такими значениями происходит чередование согласныхг//ж, к//ч, х//ш, ц//ч:

§ 2 Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-)

В написании суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) можно ошибиться.

Что напишем в слове человеч…к-ек- или -ик-?

Вот как рассуждал Витя Перестукин:

Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется -ек, а если не выпадает, пишется -ик. Это нетрудно проверить:

И.п. - замочек,

Р.п. - замоЧКа.

Ага! Буква выпала! Значит правильно - замочЕК.

Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключик-ключИКа.

Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИК». После этого ворота распахнулись.

Итак, чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа.

Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-: горошек-горошка (е выпал, мы не произносим горошека).

Если гласный суффикса не выпадает, то пишем суффикс -ик- , например, дождик-дождика, глас. не выпадает - пишем -ик-.

Если мы поставим слова с суффиксом -чик-карманчик, сарафанчик, шкафчик в форму родительного падежа: карманчика, сарафанчика, шкафчика, то гласный и не выпадает, правописание суффикса -чик- совпадает с написанием суффикса -ик-, поэтому мы их рассматриваем вместе: -ик- (-чик-).

В суффиксе -чик- всегда пишется гласный и, потому что суффикса --чек- нет в русском языке: в словах платочек, носочекч входит в состав корня (чередуются к//ч).

Вернёмся к нашему слову человеч…к. Поставим слово в форму родительного падежа (человечек- (кого?) человечка), гласная суффикса выпадает, следовательно, пишем суффикс -ек.

чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-. Если гласный суффикса не выпадает, пишем -ик- (-чик).

§ 3 Как запомнить правило

Чтобы запомнить это правило, я хочу рассказать вам лингвистическую сказку, которую сочинила сама.

Жили-были в стране Грамматика 3 друга: суффиксы -ек-, -ик-, -чик-. Суффикс -чик- любил трудиться: он образовывал слова со значением лица, профессии,

а суффиксы -ек- и -ик- , прячась за корнем, так и норовили сбить всех столку, перебегали с места на место, трудно было понять, где -ек-, а где -ик-.

Внимательный Родительный падеж предложил Именительному заинтересовать суффиксы

Ек- и -ик- фокусами и подарить им для этого 2 цилиндра: чёрный и красный, а также разноцветный чемоданчик.

Две недели суффиксы тренировались: -ек- накрывал молоточек чёрным цилиндром (его подарил Родительный падеж) и е из слова исчезал, поднимал чёрный цилиндр - получалось новое слово: молоточка. Затем он накрывал слово молоточка красным цилиндром, что подарил ему Именительный падеж, и е возвращался на своё место - молоточек. Дальше суффикс -ек репетировал фокусы с предметами: молоточек то появлялся под цилиндром, то исчезал - нет молоточка.

В разноцветном чемоданчике суффикса -ик- гласная не исчезала: мячик, мячика; пузырик-пузырика, шарик-шарика. Суффикс -ик- помещал в чемоданчик одну баночку с мыльными пузыриками, а доставал - много, клал один шарик, а появлялась - целая связка. Настал день представления.

Суффиксы -ек- и -ик- вышли на площадь, чтобы показать жителям Грамматики весёлые фокусы. Жители Грамматики были в восторге: в руках каждого зрителя был новый молоточек, а у каждой зрительницы - цветочек! Были незабываемые игры с мячИКами, мыльными пузырИКами, разноцветными воздушными шарИКами!

С тех пор суффиксы -ек- и -ик-, также как и суффикс -чик- занимаются делом, каждый своим, и каждый в стране знает, что молоточек, цветочек на представлении появляются у суффикса -ек-, а шарики, мячики и пузырики из чудесного чемоданчика суффикса -ик-.

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) в именах существительных и грамотно применять это правило на практике.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

1. Правописание суффиксов -чик-/-щик
Суффикс -чик- вносит в слово два значения:
а) уменьшительности-ласкательности; б) лицо по профессии.
В первом случае суффикс может присоединяться к любым корням. Во втором случае присоединение суффикса имеет ряд ограничений. Суффикс -щик- вносит лишь значение «лицо по профессии». Если корень оканчивается на д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик-, в остальных случаях пишется -щик-.
Например :

Для смягчения [л] перед суффиксом -щик- пишется ь, в остальных случаях ь не пишется.
Например:

2. Правописание суффиксов -ик-/-ек-
Чтобы выяснить, какой суффикс писать, нужно поставить слово в родительный падеж.
Если гласный суффикса при изменении является беглым (т. е. выпадает), то пишем -ек-, если гласный не выпадает, сохраняется, пишем -ик-.
Например :

3. Правописание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ива-/ева
Чтобы верно написать данные суффиксы, следует поставить глагол в форму настоящего времени первого лица единственного числа. Если глагол в данной форме оканчивается на -ую, -юю, то пишем -ова-/-ева-, если сохраняется -ива-/-ыва-, то эти суффик- сы и пишем.
Например:
разговаривать - разговариваю; рисовать - рисую

4. Правописание суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом прошедше- го времени -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть в инфи- нитиве.
Например :

5. Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных
Суффикс -к- пишется в следующих прилагательных:
а) качественных прилагательных, имеющих краткую форму: колкий - колок;
б) в прилагательных, образованных от существительных с осно- вой на к, ч, ц: ткач - ткацкий, немец - немецкий. Исключения: узбекский, угличский.
В остальных случаях пишется суффикс -ск-.

6. Правописание суффиксов наречий.
В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -а, если данные наречия образованы от прилагательных, не имеющих в своем составе этих приставок. Если прилагательное уже имело данные при- ставки, в наречиях пишется суффикс -о.
Например :

Учителям > Уроки

Урок русского языка в 6 классе
(по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение",
Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба)

Тема: "Правописание суффикса -чик (-щик)"


Цель этого урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи:
1. Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик)
-научить правильно писать суффиксы -чик (-щик)
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
2. Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
3. Воспитательные:
Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.


Ход урока:

1. Орг. момент. (Записываем число, тему урока).
2. Вначале урока учащимся предлагаю посмотреть на рисунки: с обака, у литка, ф отоаппарат, ф ортепьяно, и ндеец, к нига, с вечка. (1 слайд)
Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово "
суффикс ". Начало урока направлено на мотивацию темы.
3. Вспоминаем, что такое суффикс.
(2 слайд) Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Здесь я использую метод фронтального опроса учащихся. Это позволяет мне продолжить на этом уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развёрнутого ответа.
4. Затем использую метод наблюдения над языковым материалом: учащимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик(-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик.
(3 слайд)
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создаю ситуацию затруднения. Для этого ставлю перед учащимися вопрос: "Что обозначает в этих словах значимая часть слова - суффикс -чик(-щик)?"


5. После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагаю посмотреть на рисунки. (4 слайд)
Обращаю внимание детей на буквы ч и щ предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик(-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ.
Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Примеры записываем в тетрадь.
6. А затем я предлагаю им свою "запоминалку". (5 слайд) Включаю в работу несколько видов памяти учащихся (зрительную, механическую, слуховую, образную, эмоциональную), создаю благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Ребята рисуют "запоминалку" в тетрадь.
7. Далее прошу проверить выводы по учебнику. Читаем правило на странице 97.
(6 слайд)
8. На втором этапе работы закладываю основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаю следующее задание. Из упр. 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик(щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ. (7 слайд)
Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.
(Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся).

9. Следующая моя задача - закрепить достигнутый результат
Так как на 18-20 минуте урока, как выяснили психологи, внимание и работоспособность учеников резко падают, я меняю вид работы: предлагаю ребятам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: (8 слайд)

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок -
проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору - наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;
2) тот, кто делает съёмку местности -
съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей - банщик.
Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся.
10. А затем предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Ребята записывают правильные предложения, устно рассуждая и письменно объясняя условия выбора букв ч и щ в суффиксах:
(9 слайд)

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

11. Последний этап урока - закрепление. Предлагаю ребятам тест. (10 слайд) В ходе выполнения такого задания отрабатывается наблюдательность, память, внимание, логика мышления.

12. В конце урока подводим итоги , повторяем правило. (11 слайд)
Даю домашнее задание : выполнить упр. 249, выучить правило.

Класс: 5

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

Таблица № 1

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

Таблица № 2

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик (-щик) ? Почему? После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик (-щик) ?

Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик образовано от глагола смазать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква з . Значит, в суффиксе надо писать букву ч . Слово спорщик образовано от слова спорить. Имеет значение «производитель действия». Перед суффиксом нет букв д - т, з - с, ж . Значит, в слове спорщик надо писать букву щ .

244 . Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

245 . Ч или щ ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного? В каком из выделенных слов вы употребили ь ? Почему?

копировать

Буфет..ица, к..пиров..ик, экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ица, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, разнос..ик, возник, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик, компьютер..ик.

246 . Озаглавьте текст. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии. Каким способом они образованы? Объясните постановку тире во втором предложении. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

Где только не стро..т в нашей стране! Строитель - очень поч..тная профе..ия. Собственно, это не одна, а много разных профе..ий.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или к..рпича. Это делают - -. Нужно уст..новить арм..туру 3 . Эту работу выполняют - -. Надо св..рить металлические 3 части. Этим зан..маются - -. Долго пр..шлось бы переч..слять всех, кто возводит пр..красные совр..менные дома.

профессия

арматура

247 . По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите. Обозначьте в них условия выбора букв щ и ч в суффиксе -щик (-чик) . Какие ещё значения слова разведчик вам известны? Как образованы записанные существительные?

1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Специалист по переводам с одного языка на другой.

248 . Спишите, расставляя пропущенные занятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему 2-го предложения.

1. Строит..ли собрались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил(?)щики да стекол(?)щики чинно ш..гали тверские камен(?)щики и печ(?)ники проходили кровел(?)щики б..тон(?)щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Резко с..гналили шофёры покрикивали воз..ики сновали агенты груз..ики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с линии смен(?)щик. (А. Рыбаков.)

бетон

агент

249 . Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок.

Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та 1 , свар(?)щик, сбор(?)-щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, об(?)явление, под(?)ём, скво-реч(?)ник.

250 . Диктант . Обозначьте части слов, в которых вы вставляли пропущенные орфограммы.

Пос..щение выставк.., зелень в палисадник.., вскрикн..т от (не)ожиданност.., укрыва..тся плащ..м, ра..тает в долин.., наход..мся (в)отдалении, стро..м на побережь.., зам..реть в ожидани.., пр..гревает на солнц.., пр..соединимся ко всей групп.., (не)зам..чаем опас(?)ност.., шёл по а(л, лл)е.., распол..житься в рощиц.., на окраин.. деревн.., блес(?)нёт на тёмн..м неб.., пряч..тся в шиповник.., знаменитый танцов..ик.