Из древних времен Владимирская икона Божией Матери творила чудеса и по праву считается одной из самых почитаемых и известных в православном мире. В честь нее отмечается несколько больших праздников: 21 мая, 23 июня, 25 августа. В память спасения Москвы от: Мухаммеда-Гирея, Ахмата и Тамерлана соответственно. В эти дни принято читать тропарь Владимирской иконе.


Значение Владимирской иконы

Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.

Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.


Чудотворность иконы

На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.

  • Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
  • Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
  • Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
  • Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
  • Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
  • Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
  • Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.

Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.


Чем помогает икона Владимирской Божией матери

Данная святыня была свидетельницей практически всех важных событий в истории России. Она видела военные походы, как происходила коронация монархов, а также назначения многих патриархов. Молитва, обращенная к иконе, помогает унять вражду, снизить уровень гнева и страстей.

Большое количество прихожан обращались за помощью к иноке, чтобы принять судьбоносное решение, укрепить собственный дух и набраться жизненных сил во время болезни. На вопрос, чем помогает Владимирская икона, ответить можно так:

  • приходит на помощь при принятии важного решения, показывает путь истинный;
  • укрепляет веру и дает силы, которые практически на исходе;
  • помогает в исцелении болезней, в особенности часто исцеляются люди со слепотой и различными недугами сердца;
  • избавляет от злых намерений и греховных помыслов.

Также Богоматерь помогает в становлении счастливого брака, так как счастливая и крепкая семья – залог крепкой и успешной страны.

Как выглядит Владимирская икона

Данная икона относится к типу «Ласкающей». Этот образ считается самым лиричным из всех образов Богородицы.

Каждый человек может увидеть лик Богородицы, левой рукой она держит своего маленького сына.

Они умильно прильнули друг к другу, тем самым открывая другую сторону общения Девы со своим сыном. Оригинал иконы был написан на деревянной крышке от стола.

По всему полотну изображено только две фигуры: Богородица и ее сын. Голова ее склонена к Младенцу Христу, он же левой рукой свою Мать обнимает за шею.

Отличительной чертой этого иконы от всех остальных является то, что ножка Христа изогнута так, что видно его ступню.

Чудотворные списки

На протяжении всего времени было создано очень большое количество разнообразных списков Владимирской иконы. Некоторые из них приобрели также чудотворные свойства и получили особые наименования:

  • Владимирская-Волоколамская, которая была создана в 1572 году;
  • Владимирская-Селигерская, создана в 1528 году;
  • Владимирская-Оранская, датирована 1634 годом.

Все эти образы также имеют чудотворность, и все православные часто приезжают к ним, чтобы прочитать акафист Владимирской иконе Божией.

История Владимирской иконы

В легенде говорится, что данная икона была написана евангелистом Лукой, в качестве основы была использована крышка обеденного стола. За ним принимали пищу Пречистая Матерь и Иосиф Обручник. И когда Божья Матерь увидела образ, она стала очень радостной и сказала следующие слова: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Изначально икона была в Иерусалиме, позже она переехала из этого города в Константинополь, длительное время она находилась там. Затем, Юрий Долгорукий получил эту икону в подарок от одного влиятельного патриарха.

В городе Вышгород (недалеко от Киева) совершенно недавно был построен монастырь, туда и поставили образ. Практически сразу же, икона начала прославляться разного рода чудотворными деяниями. Сын Юрия Долгорукого очень сильно возжелал иметь у себя такую икону и привез ее в город Владимир, там она обрела новый дом. Именно с тех пор она и получила название – Владимирская.

Эта икона очень часто спасала солдат, которые отправлялись на войну. В битве против волжских болгар икона Богометери помогла князю одержать нелегкую победу в бою.

Тридцатью годами позже был страшный пожар, тогда собор, в котором находилась икона, сгорел, но она сохранилась совершенно невредимой. В 1237 году на город Владимир напал Батый и полностью разорил его, но и на этот раз иконе удалось уцелеть.

Дальнейшая история иконы полностью связана с Москвой, куда она попала только в 1395 году, когда на Русь наступил хан Тамерлан. Завоеватель полностью разграбил Рязань и направил свое войско на Москву, все у себя на пути они уничтожали. Князь не теряя ни минуты, собрал большое войско и приказал им идти в атаку на встречу к захватчикам. Митрополит в это время призывал высшие силы помочь им. Тогда князь и митрополит решили перенести икону в Москву.

Когда святыня попала в Москву и ее внесли в собор, начали происходить невероятные вещи. Как гласит летопись, завоеватель просто находился на одном месте несколько недель, он не шел в наступление, но и не отступал. Но внезапно его окутал страх, он повернул назад и покинул московские пределы.

Немного позже, когда в Москве даже не ожидали нашествия, внезапно перед стенами города появилась огромнейшая армия захватчиков. Тогдашний князь понял, что ему не хватит времени и навыков собрать достойное войско, чтобы противостоять чужеземцам и просто покинул столицу вместе с семьей. Владимир Храбрый, которому внезапно пришлось управлять Москвой, был опытным полководцем и собрал большую армию, да такую, что орда не решилась на штурм Москвы. Однако они начали грабить соседние города.

В это время все православные люди молились перед Владимирской иконой, призывая Богоматерь помочь своему народу. И вновь мольбы были услышаны, Едигей (предводитель Орды) получил известия о перевороте и был вынужден покинуть русскую землю. Так Богородица еще раз спасла свой народ от врагов.

Молитва иконе Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заключение

Это очень древняя и сильная икона, она является одной из наиболее почитаемых ликов Богородицы. Трижды при помощи иконы получалось остановить чужеземных захватчиков. Огромное количество людей получили духовные и физические силы, молясь перед ней.

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г. образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г. когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Читайте также: Икона Божией Матери Владимирская в истории России

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (??????? – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (???????????? – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Читайте также: Царица неба и земли: почему так много икон Богородицы?

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в. «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См. Книга Степенная. М. 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротоде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

В храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.

Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.

Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.

Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3).1603 год.

Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28) 12 век.

Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак . глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Молитва иконе Божией Матери Владимирская

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М. «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в. где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Икона Владимирской Божьей Матери помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе,Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе

Велика благосклонность Господа и расположение его к нашей грешному, страдающему миру, и данного тяжело не подметить. Нужно повнимательней приглядеться, и можно узреть ее в обычном вероисповедании каждого христианина, в смиренном блистании лиц непорочных, в ходе истории нашей и долях руководителей. А еще доброжелательство и благосклонность Божия представлены к нам в виде священных икон, каковыми так богат наш Православный храм. Как раньше, так и сегодня особенную значимость, и уважение у людей, которые верят в Бога имеет лик.


Икона Владимирской Божьей Матери является покровительницей российского народа и самой Российской Федерации. В соответствии с преданием, этот облик был прописан евангелистом Лукой в период земного существования Ея. И увидев отображение собственное, Дева Мария вымолвила:


С этого момента ублажат меня все роди. Благодать рождшегося от меня, и моя с этим ликом прибудет.


В течении всей истории облика Пресвятой, зафиксирована масса удивительных деяний и потрясающих происшествий, что затронули участь не только лишь Российской Федерации, а и тысяч людей которые веруют в Господа творца. Значимость, в чем может помочь Владимирский образ Непорочной, как возносить молитву и вымаливать ее о поддержке – об абсолютно всем поведает наша публикация.


Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Огромную значимость имеет молитвословие пред любым из почитаемых образов Пресвятой хранительницы и покровительницы рода людского перед Творцом нашим. Ведь она может оградить каждого из нас, и душу нашу от несчастия. Населению земли представилось немало ее чудодейственных икон, а истории их приобретения свидетельствуют о том, что в различных житейских моментах мы можем устремляться к многообразным ее ипостасям.


Божья Пречистая богородица Владимирская может помочь любому человеку, который верит в Бога и обращается к ней с чистосердечной мольбой. Она покровительница и оборонительница, защищает жилище и может помочь в разрешении большого количества повседневных дел. Любой благочестивый христианин просто непременно обязан иметь в собственном жилище данный чудодейственный лик.


А об истории и значимости иконы для люда российского зафиксировано немало случаев, которые приключались в древности и совершаются вплоть до настоящего времени.


Помимо того, что икона трижды спасала русские земли от вражеских нашествий, Пречистая Дева выражала волю при помощи облика собственного. Так, к примеру, князю Андрею Боголюбскому в момент молитвословия пришло ведение о том, в каком месте должен был расположиться облик на территории Владимира.


Также на территории Вышгорода, в соборе икона самостоятельно переместилась с одного места в другое. В результате князь Андрей по окончанию мольбы увез иконку с собой на Ростовские земли.


В последствии было засвидетельствовано достаточно большое количество чудотворных излечений христиан. В особенности частому исцелению поддавались глазные и сердечные хвори.


У священнослужителя по имени Микула, супруга находилась в положении. Ей удивительным образом удалось спастись от лошади что взбесилась, после того как вознесла молитвословие.


У прихожанки Марии получилось исцелиться от глазного недуга, после того как она с мольбой выпила воду от непорочного облика.


Как-то раз в городе что наименован Владимиром случилось несчастье. Золотые врата проездной башни упали и завалили двенадцать человек. Правитель города беспрерывно возносил молитвословие пред ликом Божьей Матери и все люди не просто остались живы, но и выбрались без единой царапины.


Новорожденный был спасен от сглаза, после того как его умыли святой водой.


У христианки Ефимии был выявлен сердечный недуг. Как только ей рассказали о чудотворных излечениях от лика Пречистой, она совместно со священнослужителем Лазарем отослала большое количество золотых изделий в собор к образу. А впоследствии он принес ей святую воду. Она вознесла моление, выпила ее и выздоровела.


Подобных историй существует очень много. Они относятся как к подлиннику облика Пресвятой покровительницы, так и к большому количеству ее перечней и молитвословие устремленных к ней.



В чем оказывает помощь икона Владимирской Божией Матери

Икона является свидетелем наиболее важных происшествий в истории Российской Федерации. А именно: военных походов, назначений патриархов, пред ликом Пресвятой Богоматери проводилась коронация монарха и присяга на верность отчизне. Молитвословие, устремленное к святыне, является спасением при смутных временах и расколе в государстве. Она способствует устранению вражды, гнева, успокоению страстей.


Многочисленное количество людей, которые верят в Бога устремляются к Непорочной за поддержкой в принятии важных решений, при наличии недугов, для того чтобы укрепить дух. В случае если задаться вопросом в чём может оказать помощь православному христианину икона ответ будет следующим:


Содействует при розыске истинного пути, принятии верного решения.


Наделяет силами в наиболее сложные моменты существования, помогает укрепить веру.


Исцеляет от физической хвори. В особенности зачастую ей возносят мольбу для излечения сердечных и глазных недугов.


Оберегает от набегов недругов, грешных мыслей и уныния.


Покровительница помогает браку оставаться счастливым, а также поддерживать крепость семейных уз, исключая ссоры, раздоры. Ведь именно это и является залогом крепкого государства.



Молитвословие пред иконой Владимирской

**«О Богородица, Небесная Царица, Всесильная Покровительница, непостыдное наше Упование! Благодарящее тебя о всех великих благодеяниях, в роды родов людям российским от Тебе бывших, пред Непорочным обликом твоим воссылаем молитвословие: убереги город этот и рабов твоих и все земли Русские от потопов, пожаров, губительств, землетрясений, междоусобных воин, инопланетных нашествий. Убереги и помоги, Пресвятая, Всевышнего нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всей земли Русской, и Господина нашего (имя рек), Пре святейшего епископа (титул), и все Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные. Даждь им Церковь Российскую добре управитель, верные овцы Христовы нагибаемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и сохранении их, согрей сердца их ревностью о Бозе и достойно звания своего ходити каждого укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй, всех рабов твоих и даруй нам путь земного поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастях терпение нас надели, во благоденствии - воздержание, к ближним понимание, ко врагу всепрощение, в добрых делах преуспеяние. Избавь нас от всякого грешного деяния и от окаменелого не чувствия, в страшный же день Суда сподобь нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, уважение и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Да будет так».**

Оригинал Пречистого образа располагается на территории города Толмача в Третьяковской галерее собора – музея Святителя Николая. Осуществить странствий разрешается к чудотворному перечню что располагаются в соборах, именованных в почтительность Пресвятой Божьей Матери:


В поселке Нововасильевка, Бердянского района,


Села Быково, что находится в Раменском районе,


Также вы можете увидеть перечни в селе Вильне в Подмосковье,


Южное Бутово имеет перечни иконы,


Город Виноградово,
и конечно же в столице.


На территории Украины можно устремиться с мольбой в храме что именованный в честь Богоматери Владимирской в столице.


Да пребудет с вами всемогущий создатель и покровитель наш!



То, Кем стала Божия Матерь для нас, было осознано не сразу. Пречистая Заступница наша, к Сыну Божию Молитвенница, «взявшая в усыновление весь род человеческий», «Спаса рождшая» обрела достойное Ее почитание лишь на IV Вселенском соборе в 431 году, и затем нигде в христианском мире не почиталась так Божия Матерь, как на Руси, когда сюда пришло христианство. Через Нее Сын Божий связан с человеком. Через Нее человек связан с Богом, отчего мы так радостно празднуем Рождество и в этот светлый праздник поем чудесные тропари не только Младенцу, но и Божией Матери. Ее подвиг несравненен. Ведь недаром через Ветхий Завет, через все его колена, звено за звеном создается предпосылка для Рождества Той, кто впоследствии станет Сущею Богородицей, превзойдя и сонм святых, и сил бесплотных – «чистейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

По церковному преданию, икона Елеуса, с которой делались многочисленные почитаемые списки, была написана еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой на двух досках неравной ширины от столешницы, за которой совершало трапезу Святое семейство – Мария, Йосиф, дети. Однако Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет, что личное авторство евангелиста Луки лучше понимать как авторство прототипа этих, более поздних списков. Впрочем, предание об этом первоначальном авторстве подтверждается примером из текста литии, в стихире 6-го гласа вечерни в дни празднования некоторых икон этого типа, в том числе и Владимирской, где произносятся слова богослужения: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...»

И на утрене, в первой песне канона: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Далее Л.А. Успенский пишет: «Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу». Так подчеркивается преемственность благодати, которую сообщила этой иконе сама Божия Матерь.

Если следовать версии истории этого образа, изложенной Л.А. Успенским, – а у нас, конечно, есть основания полностью доверять этому замечательному историку, писателю, богослову, то древнейшее историческое свидетельство приписывается византийскому историку Федору Чтецу, который жил в первой половине VI века, чтецу Константинопольского храма Святой Софии. Он говорит об отправке иконы императрицей Евдокией жене императора Феодосия II Младшего, своей сестре святой Пульхерии. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому около 1132(?) года.

Далее икону, которая впоследствии получила название Владимирской, тайно от отца, как значится в летописи, вывез из Киева, где она располагалась в Богородичном монастыре в Вышгороде, сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, который решил создать на севере владения, независимые от Киевского княжества. Случилось это, согласно летописи, в 1155 году. Весь путь вез князь икону, вознося ей усердные молитвы. После дороги на Ростов, кони, которые везли икону, встали как вкопанные перед Владимиром-на-Клязьме. Пробовали поменять упряжку, но – бесполезно. Только после очередной долгой и сердечной молитвы князю явилась Богородица и приказала оставить икону во Владимире и выстроить для нее собор. Это стало знамением для князя, знаком, что икона должна остаться во Владимире. Так вышгородский список получил название Владимирской иконы Божией Матери.

Град Владимирский стал Первопрестольным, а для иконы Андрей Боголюбский воздвиг собор Успения Божией Матери, куда была перенесена икона. Для иконы была создана богатая риза из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, но впоследствии она была утрачена. После гибели Андрея Боголюбского князь Ярополк Ростиславович снял оклад с образа, а в результате княжеской междоусобицы он оказался у его союзника Глеба Рязанского вместе с окладом. Когда же князь Михаил Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, разгромил Ярополка, то Глеб вернул во Владимир и чудотворную икону, и драгоценный оклад. В 1237 году войска хана Батыя взяли Владимир. Город был разграблен, Успенский собор не миновала та же участь, оклад с иконы ордынские мародеры содрали, но сама святыня уцелела, и после восстановления собора Ярославом Всеволодовичем поклонение святыне продолжилось.

Коротко об иконографии образа

Как мы уже говорили выше, иконографически относится к типу Елеуса – «Умиление», иначе ее еще называют «Гликофилуса» – «Сладколобзающая». Младенец умильно припал щекой к щеке Матери, она склонила голову к Сыну, прозревая всю Его жизнь, все будущие крестные страдания, и в тонко прописанном иконописцем лице Ее сосредоточена вся материнская боль, которая только может быть в нашем мире.

Самые известные чтимые списки – а их было великое множество с прототипа, присланного Юрию Долгорукому византийским патриархом: Владимирская Волоколамская икона, которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне находится в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Владимирская Селигерская, в XVI веке принесенная на Селигер Нилом Столбенским; Владимирская Заоникиевская из Заоникиевского монастыря, список 1588 года; Владимирская Красногорская (Черногорская), список 1603 года; Владимирская Оранская, список 1634 года.

Со временем внешний вид византийского прототипа был сильно изменен более поздними прописями – Владимирская икона прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, затем – в начале XV столетия, когда на тыльной стороне иконы было прописано или создано заново – искусствоведы затруднились дать точное определение – древнее изображение эстимасии, престола с орудиями страстей Христа.

Еще раз поновили икону в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895 – 1896 годах, все это – не считая малых починок.

Таким образом, от древнего изображения сохранились только лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы пурпурного мафория (омофора) с золотой ассисткой, часть хитона Христа, прописанного охрой, с рукавом до локтя, и остатки золотого фона. Пурпур в Византии был цветом одежд, которые носили особы императорского звания, потому сейчас искусствоведы уверены, что уже в V веке Богоматерь почитали как Царицу Небесную.

Как мы уже сказали, более поздние поновления изменили общую палитру образа и его композицию – поновление XV века внесло в икону запрокинутую голову Младенца, выворотную пяточку Его, удлиненный подол хитона. В 1514 году при починке древнего изображения там, где уже не держался старый левкас, был положен новый, написали заново торс, голову и левую руку Богоматери в более темной палитре. Более того, И.Э. Грабарь полагал, что изначально Младенец был изображен не сидящим, а стоящим на руке матери.

В конце концов оказалась иконографическим сплавом типично византийской основы с более поздними наслоениями классической русской иконописи. В 1918 году была проведена научная реставрация Владимирской иконы Божией Матери, тогда и были обнаружены первоначальные фрагменты исходного списка.

Какое чудо произошло

История русского Средневековья собрала множество свидетельств о чудотворных свойствах . В 1395 году, когда хан Тамерлан продвигался со своими полчищами к русским рубежам, святыню перенесли с молебном из Владимира в Москву. Ее несли десять дней на руках, встретили в Москве на том месте, где в память об этом событии впоследствии митрополитом Киприаном был воздвигнут Сретенский монастырь, названный так от славянского слова «сретение» – встреча. Монастырь существует и действует доныне, а улица в Москве именуется Сретенкой. Так вот, чудо состояло в том, что после перенесения иконы в Москву Тамерлан, дошедший до Ельца, внезапно повернул войска и бежал, устрашившись силы Царицы Небесной.

В 1451 году, когда войска ногайцев, ведомые царевичем Мазовшей, подошли к московским стенам, митрополит Иона свершил с иконой крестный ход по городским стенам. Наутро врагов у стен Первопрестольной уже не было. Они услышали великий шум, решили, что подступает князь Василий Дмитриевич, и предпочли ретироваться.

Наконец, во время «великого стояния на Угре» в 1480 году, которое положило конец татаро-монгольскому игу, находилась в стане русского войска. Историки полагают, что после этого образ был окончательно перенесен в иконостас Успенского собора в Москве. Царь Иван Грозный – автор стихир на празднование Владимирского образа 23 июля 1480 года, он сочинил их позднее, но интересен факт вдохновения святыней на богословское творчество одного из самых великих деспотов русской истории.

Уход из-под Москвы войск хана Махмет-Гирея в 1521 году также относят к действию чудотворной иконы, после чего был установлен третий праздник в ее честь. Когда ханские войска подошли к Москве, то все были в ужасе, но мало было молившихся о спасении Владимирскому образу Богородицы, хотя и знали о великой чудотворной спасительной силе этой Ее иконы.

По преданию, Василий Блаженный видел, как сошла со своего места в Успенском соборе, послышался глас, говорящий, что люди прогневали незлобивого Бога, и Она желает по повелению Сына Ее, вместе со святителями, выйти из сего города. При этом собор наполнился ярчайшим светом – огнем, сияющим через окна и двери храма, затем свет исчез, а слепая инокиня из кремлевского Вознесенского монастыря и чувствами, и воочию видела, как удалялись через Спасские, тогда они назывались Флоровские, ворота светящиеся фигуры Богоматери и святителей. Еще одно свидетельство в предании: девочка-отроковица в отроческом возрасте видела, как Сергий Радонежский и Василий Хутынский слезно молили святителей не покидать столицу. Святители и преподобные также совершили молитву перед Владимирским образом и возвратились по повелению Божию в столицу, а татары тут же ушли из-под Москвы.

С этой иконой народ шел в Новодевичий монастырь звать на трон Бориса Годунова, с нею же митрополит Арсений встречал полки Минина и Пожарского, освободившие Московский Кремль от польских оккупантов в 1613 году.

Были и иные чудеса. прославилась еще и чудесными исцелениями водой от омовения иконы, описанными в летописях разных периодов истории.

В 1163–1164 годах было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы». Историки утверждают, что его инициатором стал князь Андрей Боголюбский, а составителями – священники Успенского собора во Владимире Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева.

В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник искал брод, но оступился, стал тонуть, однако чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.

Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, спаслась от взбесившегося коня, вознеся молитву Владимирскому образу.

Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери со слезной молитвой. Свидетели – князь Андрей Боголюбский, священник Нестор видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.

Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были сложными. Это было в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.

Пятое: спасение младенца от чародейства над ним омовением водой от Владимирской иконы Божией Матери .

Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от этой иконы.

Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, бывший воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.

Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери , а ей рассказал священник Лазарь, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения; получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.

Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской (так сказано в описании чудес), и роды завершились благополучным рождением сына. Выполняя обет, боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.

Десятое: случилось так, что Золотые ворота проездной башни Владимира – она и сейчас находится в городе, в центре его, упали, под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек чудом спаслись даже без увечий.

Это древнейшее из сказаний, зафиксированных летописно. До начала XX века были записаны многие повести, а также княжеские Книги степенные, где неоднократно засвидетельствованы чудотворные действия Владимирской иконы Божией Матери , ее созидательная сила для укрепления православной веры и государства Российского и другие многие чудеса, совершенные по молитвам перед чудесными списками с изначального образа, запечатленного стараниями евангелиста Луки с разрешения Самой Пречистой.

Значение иконы

Иконописцем Юрием Кузнецовым написано несколько списков этой чудесной иконы, и, хотя не для всех из них он выбрал классическую гамму цветов, в них сохранено главное – вся материнская любовь, все страдание Матери, вся бесконечная нежность человеческого сердца, возводящая человеческое чувство до Божественных вершин, кровно соединяя Бога с человеком. Благодаря сиянию кузнецовского письма, сквозь великую печаль Богоматери мы все равно ощущаем немеркнущую пасхальную радость, которая сулит Матери Вечную Радость пребывания с Сыном, а нам – грядущее Воскресение.

Сегодня, когда государство Российское перерождается на глазах, и это перерождение сопровождается огромным количеством разногласий, разноречивых суждений о будущем России – от золотого века до самых драматичных вариантов развития, мы не можем повлиять на исход, лишь участвуя в общественной жизни, или предугадать его. Но нам доступно другое: мы знаем к Кому обратиться за помощью, Кто не оставит Россию, убережет Отчизну в единстве, в общественном взаимопонимании, Кто не допустит проникновения и внедрения в исконно православных землях ересей или иной, уважаемой, как любая другая, но иноплеменной веры.

Образ Богородицы, который имеет особое значение для нашего государства и его столицы: Царица Небесная, Ее покров – наша защита, такая же верная и надежная, как и в старину. Если, чувствуя себя россиянином, молиться, уповать и просить Её не только о себе, о помощи в своих частных проблемах, но и возносить молитвы обо всей Родине, Она будет слышать, что все Её заботы о России, все Её молитвы к Сыну о процветании нашей страны разделены и нами. Эта общая с Ней молитва поможет России выстоять во всех коллизиях и неурядицах, которые пока неизбежны в истории нашего государства, но нам есть на Кого молитвенно уповать, и слава Богу!


Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Эта необычная история началась совсем обыкновенно. По телефону позвонил мужчина, желающий заказать для себя икону с образом Владимирской Божией Матери. Я предложила ему приехать в галерею, посмотреть иконы вживую и познакомиться. Он приехал, разговорились. Гость сказал, что он хотел бы образ именно в бирюзовых тонах. Я рассказала о том, что каждая икона пишется нашими иконописцами индивидуально, что определяет ее орнаментальное и цветовое решение. Гость поинтересовался, какая же икона подойдет именно ему? Иконописец Юрий Кузнецов определил, что в бирюзе будет как раз то, что нужно. Так и решили. Когда заказчик получил икону, то восторгу его не было предела, и он сказал, что обязательно покажет икону своей знакомой женщине-иконописцу, которая как раз сейчас планирует написать какой-то особый образ Богородицы, к которому она давно готовится, но пока не решается его явить. Через несколько часов от него звонок: «Вы представляете, показываю икону своей знакомой, а она в слезы. Это, говорит, именно тот образ, который я хотела написать!» Вот такая история.

Кристина Кондратьева

Я не собирался специально отвлекать детей от их каких-то занятий. Но когда я извлек икону, чтобы показать взрослым, дети сами подошли к нам не то что настороженными или попросту присмиревшими, как это случается с ними при появлении нового человека, к которому надо присмотреться, определить свое отношение к нему. Нет, сейчас было другое! Они, пусть не осознали, но, безусловно, ощутили присутствие Богоматери, они пережили и восприняли проникновение света Ее облика в их души.

Вскоре они отвлеклись и вернулись к своим оставленным занятиям, иначе и не могло быть с детьми. Но незримый импульс преображения, случившегося с ними, уже направил их на верный жизненный путь, с которого, я верю, они не свернут, какие бы испытания не пришлось им перенести.


Низкий поклон Марине Юрьевне за ее щедрое сердце и благодатный талант. Спасибо Вам, Кристина Леонидовна, за Вашу отзывчивость и доброе участие».
Владимирская икона
Божией Матери,
иконописец Марина Филиппова

К.К.:
«Ваши слова - бальзам на сердце и мне, и иконописцу!
Именно в этом я вижу задачу: давать человеку импульс к гармоничным делам и поступкам.

И я думала: что я могу дать этим детям?

Знание английского языка – конечно, нет, но я могу дать им немного добра, которое, возможно, сыграет свою роль и в критический момент перевесит чашу весов в положительную сторону и, может быть, даже спасет кому-то жизнь. Так же я верю сейчас в иконы, которые очень помогли и мне самой, так как в них на небольшом пространственном участке сосредоточена благодать Божья, которая воздействует на нас, направляя в нужном для нас самих направлении.

Недавно я смотрела фильм о мечте человека изобрести такой препарат, который бы помогал ему концентрироваться на главном в своей жизни, всегда находить правильное решение во всех делах и поэтому быть успешным и счастливым. Так вот я вижу, что иконы кузнецовского письма и выполняют эту функцию.

Так что желаю Вашим детям (внукам, как я поняла) найти свою дорогу в жизни, а значит, и свое счастье».

С уважением,
Кристина Кондратьева

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году - в Третьяковскую галерею, а в 1999 году - в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери - это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери - самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая - празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, - появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона - это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери "Млекопитательница" очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.