Каждый, кто называет себя православным, должен по крайней мере раз в год проходить таинство евхаристии. Она символизирует единение паствы со Спасителем путем вкушения освященной пищи. Церковь налагает на верующих в отношении этого обряда значительные запреты. В частности, довольно пространен список еды, что нельзя есть перед Причастием.

Воздержание перед Причащением

Каждый пожелавший пройти обряд евхаристии, обязан соблюсти Пост. Если человек только переступил порог Церкви и делает первые шаги на пути постижения основ православия, необходим совет батюшки.

Как правило, новичкам устанавливают недельный Пост, в рамках которого предусматривается запрет на такие продукты :

  • Молоко;
  • Производные молока и кисломолочные продукты;
  • Мясные изделия;
  • Куриные яйца;
  • В исключительных случаях рекомендуется ограничить употребление рыбы.

Даже теми продуктами, которые не указаны в списке выше, злоупотреблять ни в коем случае нельзя. Более того, рекомендуется есть порции меньше обычных.

Помимо гастрономических запретов, также не стоит посещать театр, наблюдать за представлениями лицедеев на экране телевизора, смотреть юмористические программы и танцевать на дискотеках. Музыка разрешена только церковная. В целом нужно делать все для того, чтобы остаться чистым и душой, и телом.

За какое время до Причастия нельзя есть?

Накануне до проведения таинства запреты возрастают многократно:

  1. С налом нового дня строжайше запрещается прикасаться к пище и воде;
  2. Ограничение распространяется на курение сигарет и употребление алкоголя;
  3. За сутки до Причастия следует воздержаться от любовных утех;
  4. Бытует распространенное заблуждение, что перед обрядом нельзя чистить зубы. Однако официальная позиция церкви по этому поводу отсутствует.

Все вышеперечисленное относится к тому случаю, когда евхаристия происходит днем. Однако иногда верующие желают пройти таинство ночью во время одного из великих церковных праздников (чаще всего выбирают Рождество Христово или Пасху). В этом случае воздержание следует начинать, по меньшей мере, за восемь часов до Причастия .

В этом видео священник Андрей Федосов расскажет, за сколько дней до Святого Причастия нужно соблюдать пост:

Послабления перед Таинством

Состояние здоровья и возраст человека не всегда позволяют целиком соблюдать все духовные предписания. Поэтому в некоторых случаях священнослужитель, к которому обратился верующий за помощью, может допустить послабления:

  • Обычно религия не допускает прием внутрь медицинских препаратов накануне обряда. Запрет относится лишь к тем продуктам фармацевтической промышленности, которые нужно глотать. Те, что допускают наружное применение, можно использовать не боясь священной кары. Очевидно, что иногда стоит отступить от жестких религиозных предписаний ради здоровья. Для этого нужно лишь уведомить заранее батюшку;
  • Если человек страдает заболеваниями, не допускающими строгого поста, церковь также идет навстречу и снижает уровень требований;
  • Прикованные к кровати и находящиеся в смертельной опасности могут причаститься и поле приема еды;
  • Достаточно свободно церковная мораль относится и к маленьким детям, особенно к тем, которые еще не могут вкусить Святые Дары;
  • Всякий, кто блюдет заветы веры Христовой на протяжении нескольких лет или целой жизни, может также рассчитывать на более мягкие условия воздержания. Как правило, священник разрешает сократить продолжительность поста до трех дней.

Запрещено проводить обряд для юродивых, умерших и отлученных от церкви.

Как проходит таинство Евхаристии (Причащения)?

Процедура проведения обряда выглядит следующим образом:

  1. При выносе ритуальных хлеба и вина верующие должны поклониться в пояс;
  2. Затем священник читает полагающуюся случаю молитву, завершение которой также нужно почтить поклоном. Допускается кланяться заранее, если церковь переполнена людьми;
  3. Как только откроются главные врата иконостаса, следует перекреститься;
  4. Перед собственно обрядом Причастия верующий складывает руки на груди в форме креста и подходит к чаше с вином;
  5. При приближении к сосуду нужно вполголоса повторять молитву;
  6. По канонам порядок Причащения выглядит следующим образом: священнослужители, дети, взрослые;
  7. При подходе к сосуду с вином четко называют собственное имя и принимают Дары. Прикасаться руками к Чаше категорически воспрещается;
  8. По завершении обряда отвешивают глубокий поклон иконе Христа, поедают хлеб и затем его запивают;
  9. После этого допускается подходить к иконам;
  10. За одни сутки разрешается лишь однократное прохождение обряда.

Что нельзя делать после Причастия?

Церковь предписывает продолжить воздержание некоторое время спустя после Причастия. В частности, в день проведения обряда запрещено:

  • Плевать;
  • Обниматься и лобызать друг друга;
  • Развлекаться (танцевать, петь, громко смеяться);
  • Предаваться похоти;
  • Становиться на колени, даже перед иконами;
  • Целовать иконы и руки священнослужителей;
  • Выбрасывать еду. Всякая пища в этот великий день священна. Поэтому некоторые православные стараются доедать все крошки с тарелки. То, что никак нельзя употребить в пищу (кости, отходы), предают огню.
  • Громко и много разговаривать. Несколько часов после обряда верующие проводят в тишине и спокойствии, наедине со своими мыслями и Богом;

Как и любой другой церковный праздник, день Причащения рекомендуется проводить в чтении духовной литературы и постоянных молитвах. Обычно Причастие празднуют в тихом уютном семейном кругу. Загодя нужно убраться дома. В этот великий день нужно всеми силами держаться нравственной и физической чистоты.

Среди того, что нельзя есть перед Причастием, находятся повседневные продукты питания: мясо, рыба, яйца и молоко. Однако нельзя возводить каноны в нечто абсолютное. В редких случаях священники могут пойти навстречу тем, кто не может блюсти пост по состоянию здоровья, но хочет прикоснуться к Вере Божьей. Ведь духовное воздержание гораздо важнее физического.

Видео: как подготовится к Святому Причастию?

В данном ролике протоирей Владимир ответит на популярные вопросы о подготовке к Причастию, какой пост нужно соблюдать, какие молитвы читать:



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Тема правильного рациона во время поста по-прежнему вызывает множество споров, особенно, когда речь идет о соблюдении правил питания перед таинствами. К примеру, вопрос о том, можно ли перед причастием есть рыбу, не имеет однозначного ответа. Священнослужители считают, что пост – это испытание, которое благоприятствует очищению от совершенных грехов. Однако многие люди, не имеющие отношения к религиозной деятельности, уверены, что подобные действия аскетического характера помогают лишь оздоровиться. Некоторые люди, относящие себя к , и вовсе считают, что пост не имеет никакого смысла.

В дни воздержания у человека есть возможность совершенствовать свою душу, не отвлекаясь на потребности бренного тела. Чтобы лучше понять, как правильно поститься, какова цель поста и как использовать его во благо для своей бессмертной души, стоит пообщаться со священнослужителем. Кроме ограничений в пище, следует еще более внимательно относиться:

  • к негативным мыслям;
  • пустословию;
  • гордыне;
  • праздным развлечениям.

Чтение духовной литературы тоже поможет очистить помыслы и сосредоточиться на духовном росте. Кроме того, на период поста следует отказаться от интимных отношений.

Питание

В том случае, когда человеку трудно перейти на полноценный пост, можно начать с умеренных ограничений и со временем этот диапазон делать шире. Церковь положительно относится к такому мудрому подходу относительно новичков. Тем более что люди, страдающие серьезными заболеваниями, в частности болезнями желудочно-кишечного тракта, а также те, которым не исполнилось четырнадцати, беременные женщины и кормящие, не обязаны вносить изменения в рацион. Путешественникам и людям, которые терпят лишения, разрешается не придерживаться поста.

Все, кто не относится к вышеперечисленным группам, должны помнить о воздержании в скорбные дни, а также дни, предшествующие некоторым таинствам. Воздержание в еде предполагает исключение всех возможных излишеств. Порция должна стать более умеренной. Необходимо исключить спиртные напитки, мясо, рыбу, яйца и продукты из молока.

В случае подготовки к причастию поститься необходимо трое суток. В эти дни в рацион должны входить лишь овощи, фрукты, хлеб и крупы. Также накануне, начиная с 24:00 и до самого причастия, еда и вода вообще исключаются. Конечно же, при серьезных недугах, сахарном диабете, а также для грудных детей это правило не применяется.

Поначалу список продуктов, попадающих под запрет, кажется не очень и длинным, но без них бывает довольно сложно что-то приготовить. Церковь также не может отслеживать все новые продукты, которые ранее в наших магазинах невозможно было купить. К примеру, многие морепродукты (мидии, устрицы, кальмары, креветки и т. д.) не считаются рыбой, однако являются настоящими афродизиаками, которые способствуют увеличению либидо.

Несмотря на то, что в пост рекомендуется принимать пищу в умеренных объемах, в некоторых случаях количество приемов должно быть больше. Это позволит предупредить стрессовые состояния организма. Если до поста для человека было привычным трехразовое питание, количество приемов пищи следует увеличить до пяти. Желательно придерживаться определенного графика питания, это пойдет на пользу организму даже после окончания поста.

Чтобы легче перенести пост, можно применить самотренинг: скажите себе, что та пища, от которой вы отказываетесь, несет вред и скверну, она загрязняет организм и мешает жить полноценно. Эта методика используется врачами, когда необходимо мотивировать пациента и исключить часть продуктов, чтобы избежать определенных осложнений при болезни.

Обратите внимание на мотивацию вегетарианцев. Ими движет нежелание убивать животных. У мясоедов все сводится к тому, чтобы просто поесть. Однако все очень индивидуально, и кто-то за несколько дней поста может подорвать свое психологическое здоровье. Поэтому, когда возникает вопрос, можно ли перед причастием есть рыбу, стоит отталкиваться не только от , но и от собственных ощущений.

Святые отцы о посте перед Причастием

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Свт. Феофан Затворник (1815-1894). Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост - внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1909). Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения.

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.»

Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием - это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии.

Немало вопросов возникает у верующих, слабо воцерковленных или и вовсе не воцерковленных людей, желающих причастится Святых Таинств, каков должен быть , что можно есть, и как правильно подготовиться. Понятно, что подготовка к исповеди и причастию не состоит только лишь в посте, еще нужно духовное состояние, покаяние, молитвы и т.д. Но вопрос о посте актуален, о нем многие спрашивают, значит, его нужно раскрыть. Мы обратились к разным источникам, и остановились на ответах священника Константина Пархоменко, который выразил мнение большинства священства на этот вопрос.

Итак, из ответов явствует, что людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Как готовиться

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже.
Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.
Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Перед исповедью

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

В паломнических поездках

Также Константин Пархоменко рассказывает, отвечая на вопрос читательницы, что если находишься в паломнической поездке, или даже просто с туристической целью бываешь в других городах, тоже хорошо бы причащаться, бывая в святых местах. Также можно сократить правила, прочитав, к примеру один из трех канонов, к примеру, Господу или Богородице, а также канон с молитвами перед причащением.

Еще ответы батюшки на подобного рода вопросы .

Еще послушайте и посмотрите: молитвенное правило — как приступить , отвечает священник Константин Пархоменко на вопросы.

Обсуждение: 7 комментариев

    Желательно хоть иногда посещать церковь, находить на нее время, на веру и духовное очищение, да и свечки заходить ставить. Все по мере возможностей.

    Ответить

    Постись совсем не легко, особенно тем, кто до этого никогда ни в чем себя не ограничивал. Нужно для начала выдерживать пост по дню, например, в среду и пятницу, а потом готовиться к трехдневному.

    Ответить

    Что можно есть между исповедью и причастием? И можно ли перед причастием пить сладкий чай? И можно ли идти на литургию без исповеди?

    Ответить

    1. Маша, на литургию вы можете идти, не зависимо от того, постились вы или нет, будете ли исповедоваться и причащаться или нет, но, конечно, желательно, идя в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Перед причастием с 12 часов ночи нельзя ничего ни есть, ни пить, тем более сладкий чай (даже воду нельзя). В дни, когда поститься будете, нельзя мясо, молочную продукцию, яйца), а в дни строго поста — и рыбу.

      Ответить

    На вечерней службе всё же важно быть (а не просто «желательно» и «в идеале»), так как вечернее богослужение — это, так сказать, первая часть предстоящей литургии. Раньше вся литургия служилась полностью, а потом, по нашей немощи, была разделена на вечернее богослужение и утреннее — собственно Литургию. А так получается, что мы приходим на богослужение не с начала, а, словно, посчитав не важной её первую часть — вечернее богослужение. Другое дело, если по каким-то важным обстоятельствам (например из-за работы на предприятии или весомым жизненным обстоятельствам) человек не может быть на вечернем богослужении — об этом, думаю, хорошо было-бы сказать на исповеди.

    Ответить

    Я тоже знаю, что пост — это обязательно перед причастием и исповедью Пусть хотя бы несколько дней душа будет пребывать в чистоте и благих помыслах. Уделите Богу хоть немного времени.

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .