Пожалуй, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось идти без освещения по лестничной клетке подъезда в полной темноте в регионах России. И даже если в этом случае удавалось благополучно преодолеть все ступени, то все равно перенесенные нами неприятные ощущения оставались надолго. А значит, для того, чтобы полностью исключить возможность повторения подобного, необходимо правильно организовать надежное и комфортное освещение лестниц.

Основной задачей при управлении освещением лестничных клеток – это обеспечение безопасного и комфортного передвижения для всех людей, проходящих по ней. Для этого свет должен быть направлен на ступени сверху и четко оттенять контуры каждой из них. Кроме того, свет должен создавать мягкие, а не резкие тени для улучшения пространственной ориентации людей. Также следует учесть, что хорошо освещенные стены создают у человека ощущение безопасности.

Также должно быть продумано аварийное освещение лестничных клеток. В случае непредвиденных или критических ситуаций, оно поможет избежать лишних рисков.

Компания «АКТЕЙ» в регионах России сможет предложить Вам не менее 10 решений для освещения лестничной клетки на любой вкус и кошелек. Вы сможете купить наши решения у нас или у наших дилеров в любом регионе России.

Нормы освещения лестничных клеток

Уровень освещенности лестничных клеток нормируется СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», он составляет от 50 до 100 люкс. Особое внимание необходимо уделить контрастности ступеней при их освещении, но при этом светильники не должны ослеплять людей, проходящих по лестничному маршу. Поэтому обычно источники света располагают на потолках или высоко на стенах.

Наиболее функциональным и полным решением в портфеле АКТЕЙ является светодиодный светильник СА-7008У серии «Персей». Этот интеллектуальный продукт всегда работает в присутствии людей, а в тот момент, когда на лестнице никого нет, выключается полностью или переходит в дежурный режим. В этот момент работает только естественное освещение лестничных клеток жилых зданий. СА-7008У не требует замены ламп, при использовании такого решения вообще отпадает потребность в каком-либо обслуживании в течение всего периода эксплуатации.

Корпус из поликарбоната с одной стороны обеспечивает высокий выход света от светодиодного модуля, а с другой существенно уменьшает ослепленность. Обтекаемая форма позволяет использовать светильники как декоративные элементы помещений. Корпус светильника выполнен из поликарбоната, который обладает с одной стороны высокими светопропускающими способностями, а с другой стороны равномерно распределяет поток света, не оказывая ослепляющего эффекта. Ударопрочность этого материала и специальная обтекаемая форма обеспечивают превосходные показатели вандалоустойчивости.

Как сделать освещение на лестничной клетке?

Кроме того, что освещение лестниц и площадок в подъездах жилых зданий предназначено для обеспечения безопасности и комфорта жителей дома, оно обязательно должно быть энергосберегающим и антивандальным, то есть защищенным от внешнего разрушения, поломки и краж. Применение светильников с датчиками позволит экономить на освещении до 98% электроэнергии. Антивандальную защиту светодиодных светильников обеспечивает прочный корпус из поликарбоната, специальный крепеж защищает от кражи.

Поскольку светильники на лестничных клетках и маршах часто работают круглосуточно, то абсолютное значение экономии как в Ваттах, так и в рублях может быть достаточно значительным.

В компании «АКТЕЙ» вы сможете выбрать оптимальное именно для вашей лестничной клетки решение из следующих вариантов:

  • светодиодные светильники серии «Персей» - СА-7008У, СА-7006, СА-7006Д, СА-7106Е;
  • светодиодные светильники ДББ 64-08 и ДББ 64-08Д;
  • светильники и патроны с датчиками под лампу с цоколем Е27 – СА-18, СА-19, СА-20.

Светильник светодиодный СА-7008У, серия "Персей"

Характеристики:

  • Частота сети - 50 Гц
  • Номинальная потребляемая мощность в активном режиме - 7,8 Вт
  • Номинальный световой поток - 800 лм
  • Длительность освещения - 60...140 сек. (регулируемая)
  • Регулировка длительности освещения - есть
  • Коэффициент мощности - 0,85

Особенности:

  • Регулировка длительности освещения
  • Система "мягкого" запуска
  • Светодиоды Nichia, Samsung
  • Многорежимный с возможностью включения дежурного режима работы (подсветка)

Энергосберегающий светодиодный светильник для ЖКХ СА-7006Д, серия "Персей"

Характеристики:

  • Рабочее напряжение - 160 - 250 В
  • Частота сети - 50 Гц
  • Номинальная потребляемая мощность в активном режиме - 6 Вт
  • Потребляемая мощность в дежурном режиме - ≤2 Вт
  • Номинальный световой поток - 700 лм
  • Акустический порог включения - 52 ±5 дБ (регулируемый)
  • Длительность освещения - 50 ±10 сек.
  • Автоматический перезапуск таймера выключения освещения
  • Регулировка чувствительности - есть
  • Степень защиты от воздействия окружающей среды - IP40
  • Коэффициент мощности - 0,85
  • Класс защиты от поражения электрическим током - II

Особенности:

  • Для замены в ЖКХ светильников типа НББ, НБО и СБО
  • Корпус светодиодного светильника выполнен из ударопрочного поликарбоната
  • Регулировка акустической чувствительности
  • Оригинальная запатентованная ударопрочная конструкция
  • Специальные крепёжные шурупы, затрудняющие несанкционированный демонтаж
  • Защита от перенапряжения в сети
  • Система "мягкого" запуска
  • Светодиоды Nichia, OSRAM
  • Отсутствие мерцаний и стробоскопического эффекта
  • Типовое значение коэффициента мощности (cos φ) - 0,85
  • Фильтр подавления электромагнитных помех (EMI-фильтр)
  • Не требуется защитное заземление
  • Дежурный режим работы (подсветка)

Светильник энергосберегающий СА-18 оптико-акустический

Характеристики:

  • Рабочее напряжение - 180 - 250 В
  • Частота сети - 50 Гц
  • Мощность лампы накаливания (ЛН) - до 60 Вт
  • Мощность компактной люминесцентной лампы (КЛЛ) - до 18 Вт
  • Мощность светодиодной (LED) лампы - до 10 Вт
  • Оптический порог срабатывания - 5 ±2 Люкс
  • Акустический порог включения - 52 ±5 дБ (регулируемый)
  • Длительность освещения - 55 ±10 сек.
  • Собственная потребляемая мощность - ≤0,2 Вт
  • Тип цоколя лампы - E27
  • Регулировка чувствительности - есть

Особенности:

  • Прямая замена светильников типа НББ и НБО с резьбовым присоединением А 85 для светорассеивателя
  • Стандартное резьбовое крепление рассеивателя
  • Совместимость по крепёжным отверстиям со светильниками типа НББ и НБО
  • Возможность использования совместно с ЛН, КЛЛ или светодиодной лампой
  • Корпус выполнен из огнестойкого (flame retardant) поликарбоната
  • Регулировка акустической чувствительности
  • Ограничение пускового тока лампы
  • Включение лампы при переходе питающего напряжения через "ноль"

Статья хорошая. Комментарий относится к работе - свойствам сайта. Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru Источник: РосКвартал® - интернет-служба №1 для управляющих организаций Нет возражений по этому требованию. Но зачем сайт сделан (устроен) таким образом, что невозможно для себя воспользоваться вашими материалами? Конечно, не только ваш сайт грешит попыткой усложнить копирование материалов со страницы - не поддерживается копирование с нормальным форматирование (только текст). Выглядит это по "жлобски". Кому надо, тот всё равно скопирует и применит ваш материал, "но осадок остаётся". Вы получаете отрицательную энергию от многих пользователей, несомненно. Задумайтесь. вам это надо? Думаю, что гораздо лучше общаться с людьми "по человечьи". Если мне понравился текст, я могу сохранить его для себя, чтобы пользоваться офлайн. Если я не соблюдаю правила цитирования - бог накажет и без вас. Спасибо за внимание - понимание! Сегодня мы расскажем, как установка датчиков света и датчиков движения в МКД поможет управляющим организациям сэкономить энергетические ресурсы. УО учатся экономить энергию. Этого требуют правила по энергоэффективности МКД. Такой подход уменьшает общедомовое потребление энергии, снижает амортизационную нагрузку на инженерные сети. Как повысить энергоэффективность здания Зачем ставить датчики света и датчики движения После утверждения 1 сентября 2016 года правительством РФ дорожной карты повышения энергоэффективности зданий и сооружений и после принятия целого ряда нормативных правовых актов тема использования всевозможных способов экономии энергетических ресурсов стала вновь актуальной. Установка датчиков света и датчиков движения в доме помимо перечисленных преимуществ разгрузит штатных сотрудников управляющей организации, ЖСК и ТСЖ. Им не нужно будет через день менять перегоревшие «лампы Ильича» и реагировать на звонки жителей. Лицо, ответственное за содержание МКД, не реже одного раза в год обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МКД. При этом нужно указывать расходы на проведение таких мероприятий, объём ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (ч. 7 ст. 12 N 261-ФЗ). Если не экономить на использовании энергетических ресурсов, это закономерным образом приведёт к понижению класса энергетической эффективности дома. Орган государственного жилищного надзора может не подтвердить его на прежнем уровне. Например, вместо повышенного класса С орган ГЖН может установить после проверки класс D, который в классификации имеет значение «нормальный». В этой ситуации собственники МКД и организации, ответственные за содержание МКД, изыскивают всевозможные способы экономии используемых энергетических ресурсов. Один из таких способов – установка датчиков света и датчиков движения. Их ещё называют сумеречными выключателями. Какие требования энергоэффективности для зданий существуют Как ставятся датчики света в МКД У управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК нет прямой обязанности устанавливать в МКД датчики света. Такая обязанность не предусмотрена Минимальным перечнем услуг и работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Вместе с тем пп. «ж» п. 10 Правил содержания общего имущества в МКД, которые утвердило постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, устанавливает обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Если дом обслуживает управляющая организация, то для установки датчиков света потребуется решение ОСС, если, конечно, датчики света УО устанавливает не за свой счёт. В втором случае нужно только решение руководства и надлежащее финансирование. С учётом того, что в штате управляющей организации всегда имеется электрик, установить датчики света хотя бы на первых этажах, не представляется сложным. Если же МКД управляет ЖСК или ТСЖ, то обязательным условием финансирования работ по установке датчиков света должно быть утверждение данной статьи расходов в смете доходов и расходов. Эта смета утверждается: на общем собрании членов ТСЖ, путём целевого финансирования, путём включения в смету графы «прочие расходы». Профинансировать работы по установке датчиков света можно за счёт фонда капитального ремонта, если установленные взносы на капитальный ремонт превышают установленный в регионе минимум. Помните, что в этом случае тратить разницу между региональным минимумом и реальным сборами на капремонт можно на любые виды работ только при согласии ОСС. Решение должно быть принято ⅔ голосов (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ). Что нужно сделать, чтобы капремонт общего имущества был энергоэффективным Какие правила нужно соблюсти при установке датчиков света Установка датчиков света не требует каких-либо специальных согласований с надзорными органами, в частности, с пожарным надзором. Но есть одно обязательное требование, которое необходимо учитывать при установке – горизонтальное расстояние от извещателей пожарной сигнализации до электросветильников должно быть не менее 0,5 метров. Это требование следует из п. 13.3.6 N СП 5.13130.2009.

ТРЕБОВАНИЯ К АВАРИЙНОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

При проектировании аварийного освещения жилых зданий, многоквартирных домов, жилых помещений, необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных документов, строительных норм и правил.

В соответствии с требованиями СП52.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-05-95), свод правил «Естественное и искусственное освещение» - аварийное освещение для жилых зданий и помещений должно предусматриваться на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения. Аварийное освещение должно включаться автоматически при пропадании питания основного (рабочего) освещения, а также по сигналам систем пожарной и аварийной сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала.

Аварийное освещение жилых зданий, домов, помещений подключается к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.

В жилых зданиях, домах и помещениях авариное освещение должно обеспечивать необходимый уровень освещенности на путях эвакуации. Эвакуационное аварийное освещение должно утраиваться:
- в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
- в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
- на лестницах - каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;
- в зоне каждого изменения направления пути эвакуации;
- на пересечении проходов и коридоров;
- в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;
- в местах размещения первичных средств пожаротушения;
- в местах размещения плана эвакуации;
- снаружи - перед каждым конечным выходом из здания.

Наряду с эвакуационным аварийным освещением путей эвакуации, должно предусматриваться освещение безопасности. Освещение зон повышенной опасности должно быть предусмотрено в помещениях вводно-распределительных устройств, главного распределительного щита, в помещениях, где размещается источники аварийного электроснабжения или размещено оборудование, подключенное к резервным независимым источникам электропитания.

При проектировании аварийного освещения жилых зданий, домов, помещений необходимо ограничивать слепящее действие от светильников аварийного освещения, расположенных на путях эвакуации или в зонах повышенной опасности. Ограничение слепящего действия должно достигаться за счет ограничения силы света светильников в зависимости от высоты установки светильников. Предельные значения силы света отражены в СП52.13330.2011.

В многоэтажных жилых зданиях наряду с аварийным эвакуационным освещение должно быть предусмотрено аварийное освещение в лифтах. Требования к аварийному освещению кабины лифта приведены в ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».

Согласно СП-267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» - аварийное освещение относится к системе обеспечения безопасности высотных зданий.

В многоэтажных высотных жилых зданиях аварийное освещение проектируется с учетом требований СП 253.1325800.2016 «ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ». В соответствии с этими требованиями аварийное освещение относится к 1-ой категории электроприемников, для которых по техническому заданию на проектирование может быть предусмотрен третий, независимый источник питания, обеспечивающий работу в аварином режиме в течении 3 часов. В качестве независимого источника питания для электроприемников особой группы 1-й категории могут быть использованы Дизельные электростанции (ДЭС) или Источники бесперебойного питания (ИБП), которые должны включаться автоматически при отключении внешнего питания.

Дополнительно, свод правил СП 253.1325800.2016 определяет требования к кабельным линиям электропроводки систем аварийного освещения на путях эвакуации.

АВТОНОМНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ, ДОМОВ И ПОМЕЩЕНИЙ

Светильники аварийного освещения с одной стороны должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к световому оборудованию аварийного освещения, а с другой стороны - соответствовать условиям эксплуатации.

Для коридоров, в подъездах и на лестничных клетках многоквартирных жилых домов, хорошо подойдут светильники и указатели в ударопрочном антивандальном корпусе, с защитой от проникновения пыли и влаги IP44 / IP54 / IP65. В качестве дополнительной антивандальной защиты светильники могут использоваться совместно с защитной металлической сеткой.

Аварийные светильники

ORION LED

COSMIC QUAD

ONTEC S

EDGE S

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131 .

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Именно заинтересованные в освещении граждане должны в обязательном порядке заключить договор с администрацией или иными организациями, которые в состоянии организовать электроэнергию для питания фонарей.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ , то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ .

В таком договоре прописываются обязанности организации, которыми является различные услуги и действия по подобающему уходу и техническому обслуживанию имущества принадлежащего дому. Ещё сюда могут быть включены коммунальные услуги.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154 .

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:


Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Если свет во дворе отсутствует по какой — либо причине, жильцы дома недовольные таким положением дел могут на законных основаниях прийти с претензиями в администрацию местного значения.

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Если администрация отказывается принимать меры, то жильцы могут сразу же обратиться с заявлением в суд. В таком заявлении нужно указать сам факт бездействия органов местного самоуправления.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.