Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

2. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом свет как его цвет.

2) Солнечный свет – это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

4) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

3. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)

<…>

Наоборот; Однако; Так как; Например; Несмотря на это;

4. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

(1)… (2)Такая связь называется ассоциацией. (3)Например, красная материя напоминает нам кровь, а удары барабана – гром при грозе, и почти каждое слово вызывает в нашем сознании какие-то представления, образы, картины. (4)Чем выразительнее слово, тем яснее и ярче образ. (5)Используя ассоциации, оратор может ярко, образно и, главное, концентрированно, информативно выразить мысль, вызвать у слушателей нужные представления. (6)… слова – хорошие сигналы, стимулирующие наше воображение.

За исключением того, что, хотя ведь наоборот

5. Во фрагменте словарной статьи приводятся значения слова НИЖНИЙ. В каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле.

Нижнее бельё.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

6 . Во фрагменте словарной статьи приводятся значения слова КАНАЛ. В каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КАНАЛ, -а, м.

Путь восприятия и усвоения информации человеком. Визуальный к.

Искусственное русло, наполненное водой. Судоходный, оросительный, обводнительный, осушительный к.

Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. К. электросвязи. Каналы радиостанции для ведения прямых передач.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.

В 2 I Из предложения 7 выпишите все предлоги.

Из предложений 15-17 выпишите подчинительное словосочетание со связью 1 СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В 4 | Среди предложений 16-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

рд Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В 0 Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

27 Среди предложений 22-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом.

Такие приёмы, как («нёс меня на себе восемь километров», «восемь

километров... нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и

(предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами

задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка

Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как

(«спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как

(«сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1 )

контекстные антонимы

6 ) диалектизм

2 )

метафора

7) ряд однородных членов

риторический вопрос

8 ) эпитет

парцелляция

9) лексический повтор

литота



Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 26

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

цЕмент 2) клалА 3) звОнит 4) прИняли

Д 2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

пять килограммов риса

ляжьте

свыше семисот пятидесяти тысяч

дальние деревни

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Употребляя деепричастие,

должна учитываться структура предложения.

важна грамматическая структура предложения.

нужно учитывать структуру предложения.

часто не учитывается структура предложения.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1} Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.

Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.

Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

А 6

заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

Цель реферата - передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы.

(З)Морская вода - это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (б)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6 )... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране.

Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.

Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана.

Главное богатство глубоководного ложа Океана - залежи железа и марганца.

А 8

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

Вопреки этому 3) Наоборот,

Кроме того, 4) Поэтому

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

соль получают (предложение 4)

египтяне научились (предложение 4)

интересно то (предложение 5)

вода служит (предложение 6 )

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями

сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

сложноподчинённое

сложное бессоюзное

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКЖЕ из шестого

предложения текста.

союз 2) частица 3) местоимение 4) наречие

Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.

добывают 2) испытывают 3) приобретают 4) ввозят

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1) ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

дол..теть, вет..ран, сж..гание

архитектурный, соб..седование, к..саться

блистательность, уб..рать, инцидент

сопост..вление, разд..лять, обновить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр. .остановить, пр..готовить, беспрекословно

без..скусный, без..нициативный, супер..гра

не..хваченный, пр..молчать, р..зместить

ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

перекол„шь, усе..нный 3) услыш..шь, невид..мый

распил..шь, подкле..нный 4) засе..шь, стро..вший

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. вышаг..вать Б. насмешливый В. фасол..вый Г. выдерживать

1) Б, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В, Г 4) Б, В

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде () и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2 ) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».

3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

Дела да случаи совсем замучили.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил

небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на

левом плече и 10 пуговиц по борту.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.

Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (З)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал.

    Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6 )Но ведь и только! (7)Да, и только. (8 )Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (Ю)Дежурные медсёстры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

    Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20 )Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (ЗО)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

В каких предложениях автор объясняет мотивы поступка добровольных доноров?

2, 3 2) 14, 15 3) 17, 19 4) 29, 30

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

В предложениях 9-12 представлено повествование.

В предложениях 17-19 представлено рассуждение.

24 предложение текста содержит описательный фрагмент.

Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.

В каком предложении используется фразеологизм?

5 2) 17 3) 21 4) 24

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. ЕГЭ по русскому языку (23 марта 2012 года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

4) прИняли

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

1) Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.

2) В левом нижнем углу картины художник сделал удивительно ИСКУСНЫЙ и твёрдый росчерк.

3) ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.

4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изны­вал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять килограммов риса

2) пылесошу

3) свыше семисот пятидесяти тысяч

4) дальние деревни

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) должна учитываться структура предложения.

2) важна грамматическая структура предложения.

3) нужно учитывать структуру предложения.

4) часто не учитывается структура предложения.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.

2) Всё, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.

3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эсееизма».

2) В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

3) Цель реферата - передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1)... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы. (3)Морская вода - это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (5)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6)... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране.

2) Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.

3) Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана.

4) Главное богатство глубоководного ложа Океана - залежи железа и марганца.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Вопреки этому

2) Кроме того,

3) Наоборот,

4) Поэтому

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) соль получают (предложение 4)

2) египтяне научились (предложение 4)

3) интересно то (предложение 5)

4) вода служит (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями

2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное

4) наречие

А12. Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.

1) добывают

2) испытывают

3) приобретают

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера: написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) дол_теть, вет_ран, сж_гание

2) архит_ктурный, соб_седование, к_саться

3) бл_стательность, уб..рать, инц_дент

4) сопост_вление, разд_лять, обн_вить

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_остановить, пр_готовить, беспр_кословно

2) без_скусный, без_нициативный, супер_гра

3) не_хваченный, пр_молчать, р_зместить

4) ро_черк, не_гибаемый, и_подтишка

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) перекол_шь, усе_нный

2) распил_шь, подкле_нный

3) услыш_шь, невид_мый

4) засе_шь, стро_вший

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. вышаг_вать

Б. насмешл_вый

В. фасол_вый

Г. выдерж_вать

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

2) С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

3) (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

4) (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

А19. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

2) Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

3) (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

4) Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Античность в Греции предстала перед в её чистом виде() и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

4) Дела да случаи совсем замучили.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

А27. Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.

2) Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

4) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.

(По *)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) -
журналист, публицист, политический обозреватель.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 9-12 представлено повествование.

2) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.

3) 24 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4) Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.

А30. В каком предложении используется фразеологизм?

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

B 1. Укажите способ образования слова ВЫЯСНЕНИЕ (предложение 15).

В2. Из предложений 24-26 выпишите все сочинительные союзы.

В3. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 12-22 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 14-24 найдите предложение с одним обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 13-24 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как _____ («атмосферу, обстановку» в предложении 21, «столкновения, конфликта» в предложении 28) и ______ («общественный» - «личный» в предложении 28). Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как ________ (предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 9, 14).

Список терминов:

1) риторический вопрос

5) олицетворение

6) противопоставление

7) ряды однородных членов

8) контекстные синонимы

9) восклицательные предложения

C 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не

согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Диагностический тест В-5

А1. 4
А2. 1
А3. 2
А4. 3
А5. 3
А6. 4
А7. 2
А8. 2
А9. 3
А10. 3
А11. 1
А12. 1
А13. 2
А14. 4
А15. 4
А16. 3
А17. 2
А18. 3
А19. 4
А20. 2
А21. 4
А22. 4
А23. 1
А24. 2
А25 1
А26. 4
А27. 1
А28. 3
А29. 3
А30. 3

В1. суффиксальный
В2. а, тоже
В3. выполнение долга
В4. 18, 21
В5. 21
В6. 22
В7. 8
В8. 8, 2, 6, 7

Основные проблемы
1. Проблема человеческого поступка. Что должно управлять поведением человека, его действиями и поступками?
2. Проблема соотношения нравственного долга и подвига. Является ли подвигом выполнение человеком своего нравственного долга? Чем определяется готовность человека к подвигу?
3. Проблема воспитания верности нравственному долгу. Что нужно сделать, чтобы высокоморальное поведение стало нормой?

Авторская позиция
1. Высшим нравственным контролером человеческих поступков должна быть совесть, и тогда помощь человеку, попавшему в беду, станет нормой поведения.
2. Выполнение нравственного долга - это норма человеческого поведения, а не подвиг, но именно тот человек, который способен пожертвовать личным благополучием ради помощи другому, готов и к настоящему подвигу.
3. Проявление гуманных свойств человеческой души должно стать для каждого естественной потребность; необходимо исследовать атмосферу, обстановку, позволяющую воспитать в людях верность нравственному долгу.

Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема 1. Работа с текстом

Упражнение 1. Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1) Я закинул руки за голову. 2) Высоко-высоко в сер__ ньком, чуть размытом над далеким Енисеем небе разл__ чил две м__ рцающие звезд__ чки, величиной с сем__ чко таежного цветка. 3) Звезды всегда вызывают во мне чу__ ство тоскливого усп__ к__ ения своим л__ мпадным светом неотгаданност__ ю неотступност__ ю… 4) С возр__ стом я узнал радость кратка прох__ дяща часто обманч__ ва печаль вечна бл__ г__ творна неизменна. 5) Радость св__ ркнет з__ рницей молнией и укат__ тся перекатным гр__ мыханием. 6) Печаль свет__ т тихо как неугаданная звезда но свет этот (не)меркн__ т н__ ноч__ ю н__ днем рожда__ т думы о ближних тоску о любви мечты о чем-то неведомом то ли о прошлом всегда томительно-сладком то ли о заманч__ вом буду__ щем… 7) Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. 8) Звезды потухали а взамен их ра__ цв__ тали на небе другие. 9) И дерев__ я в тайге ум__ рали и р__ ждались одно дерево __ ж__ гало молнией подмывало рекой другое сорило сем__ на в воду… 10) Нам только каж__ тся что мы преобр__ зовали все и тайгу тоже. 11) Нет мы лишь ранили ее повр__ дили ист__ птали и__ царапали ожгли огнем. 12) Но страху (не) смогли ей передать (не)пр__ вили и враждебности как ни ст__ рались.

Выполните задания .

1)Определите стиль текстаи тип речи.

2)Определите тему текста.

3)Задайте проблемные вопросы. Определите проблемытекста.

4)Назовите основной композиционный прием,примененный автором в тексте.

5)Использование какого синтаксического средстваделает речь рассказчика убедительной, взволнованной, помогает понять авторскую позицию?

6)Укажите предложения, в которых есть сравнение.

7)Из литературных произведений приведите 2–3 примера, которые послужат вашими аргументами к тексту.

8)Укажите номер предложения, связанного с предыдущим цепной связью (при помощи однокоренных слов).


Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Выделите однородные члены предложения.

Напишите продолжение текста, рассказывая о том, что вы знаете о смайликах как средстве письменного общения.

Смайлики (от англ. smile- улыбка) это зн_чки составленные из знаков преп_нания букв и цифр и показывающие какие-либо эмоц_и. Впервые они по_вились в1982 году и обозн_чали улыбку польз_вателей к_мп_ютера. (Сего)дня р_зличных знаков д_монстрирующих н_строение общающихся в чатах и форумах (не, ни)сколько сотен. Они широко использую(тся, ться) при общении в Инт_рнете в письмах в SMS-переписках и даже в обычных письмах...

Контрольно-измерительные материалы

ТЕСТ1 Язык. Общение. Стили речи

Часть 1

1. Выберите верный вариант ответа

1. Назовите виды общения.

1) устное и письменное

2) устное и телефонное

3) письменное и интернет- общение

4) телефонное и интернет- общение

2. Какие виды речевой деятельности характеризуют письменное и устное общение? Соедините соответствующие буквы и цифры между собой.

А. Письмо.

Б. Говорение 1) письменное общение

В. Слушание 2) устное общение

Г. Чтение

3. Выберите признаки устного общения.

2) громкость

3) неподготовленность (т.е. создание в момент общения)

4. Выберите признаки письменного общения.

1) возможность редактировать текст

2) выделение абзацев

4) темп и тон

5. Выберите вариант, в котором верно указаны названия стилей речи.

1) научный и устный

2) разговорный и устный

3) научный и разговорный

4) разговорный и письменный

Часть 2.

(1)Он обжора ; обедает он вне дома.(2)Вчера вечером вернулся он голодный, решил закусить. (3)Ничего не нашлось в буфете. (4) Он спустился в магазин и притащил целую кучу: двести пятьдесят граммов ветчины, банку шпротов, скумбрию в консервах, большой батон, голландского сыру доброе полулуние, четыре яблока, десяток яиц и мармелад «Персидский горошек».

(5)Была заказана яичница и чай.

(6)-Лопай , Кавалеров,- пригласил он меня и сам навалился.

(7) Яичницу он ел со сковороды, откалывая куски белка, как облупливают эмаль.(8)Глаза его налились кровью, он снимал и надевал пенсне, чавкал, сопел , у него двигались уши.

(9)Я развлекаюсь наблюдениями. (10) Обращали ли вы внимание на то, что соль падает с кончика ножа, не оставляя никаких следов; что пенсне переезжает переносицу, как велосипед; что человека окружают маленькие надписи – на вилках, ложках, тарелках, оправе пенсне, пуговицах и карандашах? (11) Никто не замечает их. (12) Они ведут борьбу за существование. (13)Переходят из вида в вид, вплоть до громадных вывесочных букв!(14) Они восстают: буквы табличек с названиями улиц воюют с буквами афиш.

(По Ю. Олеше)

1. К какому стилю относятся выделенные слова?

2. Из предложений 12-14 выпишите слова и выражения, которые в основном используются в письменной книжной речи.

3. Определите средства выразительности, которые использует автор в тексте.

В данном отрывке Ю. Олеша активно соединяет разговорные и книжные черты. Так, предложение 10 создает иллюзию диалога, разговора автора с читателем. Этот эффект достигается за счет такого синтаксического средства, как _______________________________, а также слов, заменяющих______________________(«обращали ли вы внимание…»)Слово «полулуние» (предложение4) является ___________________________________________________________, которое придает особую выразительность тексту.

Средства выразительности

1) устаревшее слово

2) вопросительное предложение

3) восклицательное предложение

4) обращение

6) звукопись

Тест 2 Текст. Тема текста

Часть 1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Его именем был назван остров близ Антарктиды, но, так как после разгрома декабристского восстания упоминать имена осужденных было запрещено, остров переименовали в Высокий.

В. В 1819-1821 годах лейтенант Торсон плавал с Беллинсгаузеном на шлюпе «Восток» и стал участником открытия Антарктиды.

Г. Современники говорят о Торсоне как о прекрасном человеке и заслуженном морском офицере, который много сделал для развития русского военного флота.

1) Г, А, Б, В

2) В, Б, Г, А

3) Г, В, А, Б

4) Б, Г, В, А

2. Прочитайте текст.

1)…2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Какой из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.

3.Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), попадающего на предмет, поглощается, остается внутри. И только отраженный свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана важная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отраженный предметом свет как его цвет.

2) Солнечный свет- это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

4) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощенные им цвета солнечного света.

4. Прочитайте предложения.

1) Проблема возникновения жизни на Земле до сих пор не решена.

2)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет.

3)…около миллиарда лет назад жизнь на нашей планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.

Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Тем не менее,

3) Иными словами,

4) Наконец,

5. Прочитайте текст.

На чем писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так называется и водное растение, из стеблей которого он изготовляется. Именно папирус было удобнее всего свертывать в свитки, и читатель постепенно мог разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперед по тексту. Есть сведения о том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности Александрийской библиотеки.

Какое утверждение не соответствует тексту?

1) Папирус - самый употребляемый в древности материал для письма.

2) Папирус можно свертывать в свитки.

3) Папирус - это выделанная особым образом кожа животных.

4) На папирусе записана поэма Гомера «Илиада»

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте.(4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно.(5)Не было безнадежности. (6)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. (7)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что она была маленьким островком мира в море войны? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11) Не помню.

(12)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (13) Счастлив и просветлен.

(14)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (15) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески рыб в струях реки. (16) Я слышал металлический грохот якорной цепи и четкие команды капитана. (17) Я чувствовал запах дыма, который доносился с берега. (18) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(19) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(По А.Лиханову)

1. Из первых двух абзацев выберите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:«Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» Запишите номер этого предложения.

2. В каком значении употребляется в тексте слово временным (предложение7)? Подберите и запишите синоним к этому слову.

3. Озаглавьте текст.

Тест 3 Повествование

Часть 1

1. Какое из предложений повествовательное?

1) Приходите завтра в пять часов.

2) Вы хорошо отдохнули?

3) Мы замечательно отдохнули!

4) Как вы могли так поступить?!

2. Чему посвящен текст- повествование?

1) характеристика характера человека

2) размышление о проблеме

3) рассказ о событии

4) описание природы

3. Для текста- повествования характерна такая черта, как

1) смена событий, развитие сюжета

2) вопросно-ответная форма изложения

3) большое количество прилагательных и других определений

4) риторические вопросы и восклицания

4. Какой из заголовков может относиться к тексту- повествованию?

1) Зимний лес

2) Моя комната

3) Какие бывают дожди

4) Каникулы в деревне

5. Элементы какого (-их) из типов речи может включать в себя текст- повествование?

1) только описания

2) только рассуждения

3) описания и рассуждения

4) не может включать элементы других типов речи.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1)Случилось это после того, как меня несколько дней не было дома. (2)Я нарочно не приходила домой, чтобы узнать, как отнесется к моему отсутствию Куська. (3)О том, что она делала и как себя вела, мне докладывал Толя. (4)Он говорил, что Куська ко времени моего прихода бегает встречать меня к воротам территории, подолгу смотрит на улицу, выискивая меня среди прохожих, грустит и плохо ест. (5)Пришла я днем, когда Куська не ждала. (6)Она лежала около дома, но, увидев меня, бросилась навстречу. (7)Я протянула руку, и Куська не отскочила, как раньше; она ткнулась в мою ладонь носом и остановилась, неумело помахивая хвостом. (8)Воспользовавшись доверием, я осторожно положила ей на голову руку и стала ее гладить. (9)Сначала тихо, потом все смелей, смелей, гладила ее черную атласную голову, до которой так долго мечтала дотронуться. (10)Куська стояла не шевелясь. (11)Она как будто замерла под моей рукой, потом вдруг вывернулась и стала ласкаться. (12)Прыгала мне на грудь, виляла хвостом, лизала руки, лицо. (13)Так из злого, недоверчивого зверя она стала собакой, верным другом человека.

(По В. Чаплиной)

1. Докажите, что данный текст – это текст - повествование. Рассказу о каком событии он посвящен?

2. Какое из предложений 9-11 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Запишите номер этого предложения.

3. В каком из предложений 7-10 содержится элемент описания? Запишите номер этого предложения.