Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь обязательно в юбке или можно и в брюках? Что касается брюк, то их лучше не надевать, хотя сегодня во многих храмах предлагаются специальные накидки, типа большого и широкого фартука, которые вы можете обвязать вокруг талии.

Мужчины не должны ходить в церковь в шортах и майках, также перед входом в церковь необходимо снимать головной убор.

Как вести себя в храме

Прежде всего, вы должны все время помнить, что церковь - это дом Божий, и приходя в этот дом, вы должны вести себя уважительно:

  1. Перед тем, как войти, обязательно нужно перекреститься три раза.
  2. Зайдя в храм, вы должны себя вести тихо, нельзя говорить по телефону, принимать пищу, смеяться и разглядывать прихожан, стоять спиной к алтарю. Дети тоже должны вести себя тихо и спокойно, объясните им правила поведения заранее.
  3. Не приветствуется, если вы пришли во время службы наспех поставить свечку, расталкивая молящихся, и быстренько уйти. Если вам необходимо поставить свечку, дождитесь окончания службы или придите пораньше, до ее начала.
  4. Как креститься, где ставить свечи, и так далее, вы можете найти в этой статье: "Как вести себя в церкви? "

Кому можно и нельзя посещать храм

  1. Часто беременные женщины задают вопрос, . Ответ тут только один: можно, и даже нужно. Когда будущая мама посещает храм, то ее тревоги и переживания по поводу ее состояния сходят на нет, она получает благословение, благодаря чему ее беременность разрешается удачно. Поэтому беременным не стоит опасаться по поводу того, что ей будут не рады в церкви.
  2. Многие слышали, что женщины не должны ходить в церковь во время менструации. Ходить в церковь, а тем более принимать святое причастие, во время менструации священики считают нежелательным. Подробнее об этом вы можете прочитать на этом здесь: " "
  3. Часто задаются вопросы, можно ходить в церковь некрещенным или нет? Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещеными, поэтому церковь не возражает против того, что некрещеный человек пришел к ним. Может быть, он встал на путь к Богу. Нельзя просить его выйти из церкви человека, и говорить, ему, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещеному человеку стоит помочь прийти к Богу, а е гнать его от него.

Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещеного, частная молитва за таких людей не запрещена, но не можете подать записку на обедню или литургию, ни за живого некрещеного человека, ни за умершего.

Также некрещеный не может ни причащаться, ни венчаться, ни исповедаться.

Как часто нужно посещать церковь

Люди, стремящиеся к Богу и желающие посещать храм Божий, часто интересуются, а как часто ходить в церковь? Точный ответ вы вряд ли найдете, ведь церковь - это то место, куда вы идете по велению души, а не по повинности или обязанности. Часто верующие посещают церковь в выходные дни, так как возможность пообщаться с Богом для них необходима постоянно. Также в церковь ходят по большим церковным праздникам.

Вы можете ходить на исповедь и причащение для того, чтобы очистить свою душу, так часто, как сами посчитаете нужным. Тут нет точных рекомендаций, слушайте свое сердце, своего духовного наставника, и выбирайте, когда и как часто вам стоит посещать храм.

Не бойтесь идти в храм

Решая для себя вопрос, как правильно ходить в церковь, вы должны знать, что церковь это не строгая и враждебно к вам настроенная организация, где за неверное поведение, вам будет отказано в посещении.

Это, прежде всего, место, где вы должны обрести покой и веру, очиститься от грехов и обрести любовь и счастье. И в храме вам всегда будут рады, а если вы что-то сделает не так, то вам подскажут и поправят, не стоит этого бояться. И если вас одолевают некие вопросы, ответы на которые вы никак не можете отыскать, то здесь вам наверняка помогут.

Многих может волновать вопрос «Как начать ходить в церковь?». Вот захотел человек прийти туда, а неловко как-то. Все новое, ничего не понятно, страшно сделать что-то не так. Потому для ответа на этот вопрос и была написана эта статья. У меня нету благословения учить людей правильному пониманию церковной жизни, но могу просто рассказать на своем опыте, какие проблемы возникали при первых посещениях храма и какие вопросы терзали мою душу. Может быть кому-то это поможет.

Итак, захотелось посетить церковь. Куда идти? Если есть Интернет, лучше посмотреть по карте, где находятся ближайшие православные храмы. Особой разницы нет, куда именно идти, в собор или простую церквушку. Лучше, чтобы это было недалеко от дома, так как ездить через весь город будет долго и неудобно. Потому смело выбираем храм, находим дорогу и топаем туда.

Приходить можно практически в любое время, но лучше до 19:00-20:00, так как в это время уже обычно в храмах службы заканчиваются. Одеваться можно как угодно, но без тематических наклонностей аля металлический металлист, обскубанный панк, клубная девочка на ходулях, или парень «только с пляжа». Можно обычные штаны или джинсы, футболка или рубашка, куртка, пиджак и т.д. Короче так, как нормальные люди ходят по обычным нормальным улицам. Если кто-то хочет, можно одеться и в костюм. В принципе, и так люди иногда приходят, чтобы подчеркнуть свое уважение к Церкви и Богу, в этом нет ничего необычного. Женщинам нужно одеть что-то на голову. Лучше платок, но если нету, то можно и шапку или даже капюшон, если все совсем плохо. Юбки носить не обязательно, можно и брюки и джинсы. Джинсы лучше не сильно обтягивающие, чтобы не отвлекало мужчин от молитвы. Женщинам в этом плане лучше одеваться поскромнее, нужно иметь уважение к Богу и окружающим.

Если Вы вошли в храм и там нет никаких пений а все довольно тихо – значит служба сейчас не идет. Тогда можно тихонечко постоять, побеседовать с Богом, облегчить свою душу. Если захотелось поставить свечку за родных или знакомых – ищем продавщицу. Обычно свечи продают на входе в храм. «Куда ставить свечи за здравие, а куда за упокой?» — извечный вопрос. По-моему это был мой первый вопрос, заданный живому человеку внутри храма. За живых ставить свечу можно где угодно и перед любой иконой. Особых ритуалов не нужно. Помолиться тихонечко, попросить за человека и поставить свечу. За упокой обычно ставят свечи на специальных столиках, на которых установлено распятие.

Вот фотография столика, на котором ставят свечи на упокой.

Подставка для свечей за здравие на фото ниже.

Потому спутать сложно.

Что делать, если вошел, а там во всю идет служба? Ну, для начала, не убегать. Лучше занять место поскромнее и повторять за всеми. Женщинам принято стоять в левой части храма, а мужчинам — в правой. Но если не вышло стать куда положено не стоит вообще об этом думать. Просто спокойной стоять и молиться о своем. Сомневаюсь, что в первый раз, попав на службу, вы поймете хоть что-нибудь из того, что на ней поют. Я, например, вообще первых 2-3 месяца практически ничего не понимал, просто молча стоял и повторял за всеми, когда они крестятся (обычно так делают когда на службе звучат слова «Отец, Сын и Святой Дух»). Потому сначала лучше постараться просто освоиться. Влиться в общий поток так сказать.

И надо кое-что понять сразу. Если пришли в храм, сначала может быть много необоснованных страхов и чувства, что вы не в своей тарелке. Ничего страшного. Вы становитесь на путь воина, это первая Ваша битва. Готовьтесь идти до конца.

Стоя на службе, может показаться, что она бесконечна. Я помню, сначала вообще думал, что в храме они круглосуточно идут, и им нету конца и края. Человеку неподготовленному сложно выстоять 2-3 часа (именно столько длится богослужение в среднем). Но уверяю Вас, когда-нибудь наступит конец и пение утихнет, и это будет не час ночи, а около семи часов вечера. Так что если Вам не нужно срочно бежать куда-нибудь – достойте до конца.

Часто можно увидеть, как люди подходят и целуют иконы. Не стесняйтесь это делать. Когда-то мне было очень стеснительно подойти и поцеловать икону. Но сейчас уже оно стало так привычно, что целую уже все подряд. Так что смело крестимся и целуем икону, нечего бояться. Часто возле икон лежат платочки, чтобы можно было после себя протереть стекло рамки.

Если вдруг во время службы все начали становиться на колени — ничего страшного, если Вы стесняетесь и этого не сделали. Но еще лучше будет сделать это вместе со всеми. Хотя на практике обычно тех, кто становится на колени в определенные моменты службы меньше, чем тех, кто остается стоять на ногах.

Не стоит бояться спрашивать у людей время богослужений. Если Вам, допустим, захотелось попасть конкретно на начало вечерней или утренней службы, то ни в коем случае не стоит бояться спрашивать время ее начала. Спросить можно у продавщицы свечей на входе в храм. Не переживайте, что доставите ей хлопот своим вопросом. Их дергают будь здоров, не Вы первый не Вы последний. И вообще, организационные вопросы типа «где что» и «когда и как» всегда нужно спрашивать. Это более чем нормально.

Хочу сделать небольшое отступление, и сказать пару слов по поводу внутреннего состояния человека, который вдруг попал в храм после длительного (порой длиною в жизнь) периода неверия. Вполне вероятно, что у Вас появится масса вполне естественных на первый взгляд страхов и логически обоснованных доводов покинуть храм и больше туда не ходить. Не ведитесь на них. Возможно, в голову полезут хульные помыслы, вплоть до оскорблений святых и Бога. Не переживайте за такие мысли, просто старайтесь переключить свое внимание. Иногда даже поход в храм может показаться глупой затеей. На это тоже не стоит обращать внимание. Главное следовать заранее намеченной благой цели и все будет как надо.

Для тех, кто вдруг захотел исповедоваться, можно сказать вот что. Исповедоваться можно священнику в любом храме. Исповедь бесплатна, заранее записываться на нее не нужно и никто денег за нее не берет. Как правило, она проходит во время вечернего богослужения либо на Литургии утром. Обычно стоит столик, на котором лежит крест и Евангелие и у которого стоит священник. Где конкретно это будет находится и когда будет проходить исповедь спрашивать можно у продавщицы свечей, либо у прихожан. Если храм посещает много людей, скорее всего определить где проходит исповедь можно по очереди к стоящему в стороне батюшке. Человек подходит, священник его выслушивает, накрывает голову эпитрахилью (часть облачения похоже на полотенце) и отпускает грехи.

Подходите к священнику, кладете два пальца на Евангелие и называете, в чем раскаиваетесь, указываете грехи, о которых душа болит. Сзади стоящие люди Вас скорее за все не услышат. По крайней мере, ни разу не было, чтобы я разобрал о чем кается человек передо мной. Так получается еще и потому, что часто исповедь проходит во время службы и пение с клироса заглушает голоса, если конечно, кающийся не орет во всю глотку. Если Вы первый раз на исповеди, скажите об этом обязательно и спросите «что делать дальше?». Батюшка скажет какие шаги предпринимать на первых порах. Когда покаялись целуете крест, Евангелие и идете дальше достаивать до конца службу. Вот и все. И еще одно. Не нужно бояться исповедовать какие-то грехи, потому что якобы стыдно. Это глупо и смертельно опасно. Глупо потому что за свою жизнь батюшки такого успевают наслушаться, что ничего нового Вы им не скажете. А если и скажете, то оно займет почетное место в списке того «нового и до невозможности стыдного», чего священник слышал уже много раз и что уже наверное научился воспринимать адекватно. А опасно потому, что «нету хуже греха, чем нераскянный».

Итого, надеюсь, в этой статье чуточку было прояснено, как начать ходить в церковь. А то сегодня получается так, что все вроде бы и всё о Церкви знают, а как суть до дела доходит, то ничего не понятно. Так что, если возникло желание посетить храм, стоит сделать это как можно скорее.

У нас в Украине есть еще «скрытая угроза» ошибочно попасть в храмы, которые находятся под покровительством несуществующего Киевского Патриархата. Хотя их не так уж и много, но все равно желательно конечно обратить внимание на объявления перед храмом, либо посмотреть в Интернете списки церквей, которые находятся под покровительством Киевской Митрополии Московского Патриархата. В них и нужно ходить. Именно МОСКОВСКОГО, и ничего тут нет антинационального. Просто так уж сложилось, что Филарет был отлучен от Церкви.

Комба БАКХ — Учись!

Не откладывай того, что следует сделать...

Любая церковь, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей - все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти. И в жизни каждого из нас случаются такие моменты, когда нам необходимо попасть в церковь. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем. Главное надо помнить, что мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Перед походом в церковь православному стоит усвоить несколько правил. В храм ходят на пустой желудок, т.е. есть запрещается, даже пить воду нежелательно. Женщина перед тем, как отправиться в храм, должна постараться не забыть взять с собой головной платок, которым обязательно надо покрыть голову в церкви. Также перед визитом в храм нелишне вспомнить о том, что церковь - официальное учреждение, а не бал-маскарад и не дом свиданий. Поэтому тело должно быть максимально закрыто: это утверждение касается и женщин, и мужчин. Никаких декольте, голых рук, маек, коротких юбок или шорт. Так как в храме принято целовать руку батюшке или прикасаться губами, лбом к целительным иконам, то женщинам лучше всего вообще не краситься, по крайней мере, губная помада точно должна отсутствовать. Приходить в церковь в состоянии алкогольного опьянения или с сильным запахом табака строго запрещается: это же дом Божий - имейте уважение к богу и другим прихожанам.

Перед отправлением в церковь желательно прочесть молитву «Идущего в храм», чтобы благополучно сходить на богослужение и вернуться с него.

Молитва идущего в храм

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вообще, если говорить именно о строгом соблюдении христианских правил, православный должен каждое утро, и каждый вечер читать молитвы, список и содержание которых можно найти в любом молитвеннике. Такая утренняя и вечерняя молитвы заряжают человека энергией, уберегают в сложных жизненных ситуациях от опрометчивых действий и решений.

Утренняя служба в церкви обычно начинается в 8 часов и длится в зависимости от того, благодарственный молебен это или воскресная служба с причастием, до 9-12 часов дня. Вечерняя служба начинается в 15 часов, и длится тоже по-разному — до 17-19 часов вечера. По субботним вечерам на богослужении священник ставит елеем (маслом) крестики на лбу прихожан, чтобы те очистились и исцелились. В понедельник церкви обычно не работают.

У ворот храмов часто сидят нищие, которые просят милостыню. Если у Вас есть дорогой человек, который умер, подайте им милостыню и попросите помянуть покойного раба Божия такого-то. Господь Бог простит усопшему грехи и дарует Царствие Небесное. Женщинам принято на территории церкви, т.е. сразу же за её воротами, находиться с покрытой головой. Поэтому, войдя в ворота, наденьте платок на голову, если Вы женщина. Мужчина же, наоборот, должен снять свою кепку или шапку. Войдя на территорию храма, посмотрите на церковные кресты и перекреститесь.

Ничего страшного, если Вы не умеете креститься: этому просто научиться. Сложите большой, второй и указательный палец руки вместе, горкой, а безымянный палец и мизинец прижмите к руке. Поднесите руку ко лбу и коснитесь его, потом дотроньтесь рукой до своего живота, после правого и левого плеча. Всё Вы уже умеете креститься. Перед тем, как зайти в храм, особенно если служба уже началась, загляните в сторожку, где продают свечи, купите несколько. В отдельном помещении или же в самом храме также можно заказать с помощью записок или помянника (книжечки с записями о предках) «О здравии» и «За упокой» наших родных, дорогих людей. В особых случаях можно заказать сорокауст за здравие болеющих или находящихся в трудной ситуации родственников и за упокой умерших предков и близких людей. При заказе молебна «О здравии» и «За упокой» нужно к спискам приложить одну свечку.

Перед входом в храм и сразу же после того, как Вы вошли в него, необходимо перекреститься. Войдя в храм, без суеты найдите себе место и сотворите три поклона. Если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины - на левой. В церкви желательно не разговаривать. Если поговорить уж невмоготу, то говорить можно, но только в случае крайней необходимости. Есть такое поверье, что люди, разговаривающие в храме, страдают от болезней и недугов разных. Если службы нет, можно подойти к иконе, стоящей в центре храма, дважды перекреститься и приложиться губами к нижней части иконы. После этого нужно перекреститься в третий раз.

Если бабушка-кассир, которая обычно принимает заказы на молитвы «О здравии» и «За упокой», записала имена тех, кого надо упомянуть в свою тетрадку, то Вам остаётся только приложить к заказу свечку и оплатить услугу. Но Вы можете и сами на листочке выписать, кого надо помянуть за здравие, а на отдельном листочке — кого за упокой. Такие листочки, или же помянники, нужно отдавать служащим церкви, которые обычно находятся на некотором расстоянии перед алтарём. Они передадут списки людей и помянники священникам для упоминания во время службы.

Купив свечки, их необходимо поставить перед святыми образами Иисуса Христа, Богородицы, Николая Угодника и других святых. Обратите внимание, что если на подсвечнике перед иконой не горит ни одна свеча, то категорически запрещается зажигать свечку от лампадки!

Как правильно зажечь свечу? Поднесите фитиль свечки к огню уже горящей свечи, чтобы огонь зажегся и на Вашей свечке. Сразу же после этого поднесите к огню горящей свечи низ Вашей свечки, чтобы он разогрелся и подтаял. После этого быстренько ставьте свечку в свободный подсвечник и закрепляйте её там, чтобы она стояла ровно. После того, как поставили свечку — перекреститесь и помолитесь тому святому, которому поставили её.
Если Вы купили большую толстую свечу, то, скорее всего, Вы не сможете её так просто установить в подсвечник: её конец надо обстругать ножиком, который обычно хранится у бабушек, следящих за подсвечниками. Можно просто положить толстую свечу на подсвечник, чтобы служительницы потом её обстругали и сами поставили, а можете просто попросить бабушку подготовить свечу и поставить её самостоятельно.

Во время службы надобно креститься при любом упоминании слов «Господь Бог», «Богородица», «Святой Отец», «Сын» и «Дух Святой», «Иисус Христос», а также при упоминании имён святых. Сначала бывает трудно сориентироваться, поэтому смотрите на то, что делают священники и другие прихожане, и повторяйте за ними. Во время службы желательно понимать, о чём идет речь. Если суть богослужения будет Вам уж совсем не понятной, читайте вслух, но шёпотом, «Отче наш» и другие молитвы, которые Вам известны.

Во время некоторых молитв необходимо совершать поясной поклон. Падать ли коленнопреклоненно на пол, как это делают многие верующие, - решать Вам. Вообще, для истинно верующего человека нет перебора с выражениями любви Богу - он может спокойно и на колени становиться, и целовать руку батюшке, лобызать иконы. Каждый сам для себя устанавливает границы приемлемого и возможного поведения. То, что сегодня Вам кажется глупой бессмыслицей, завтра может стать неотъемлемой частью жизни. Не зарекайтесь.

Если во Бремя службы Вам вдруг становится плохо или тошно, постарайтесь молча выйти на улицу, чтобы отдышаться. Посидите на лавочке, пока не придёте в себя. А потом возвращайтесь в храм, чтобы дослушать службу до конца или произнести самые важные молитвы, попросить Бога о помощи и окрестить себя крёстным знамением, покидая храм.

После службы можно скушать просфору - символ тела Иисуса Христа, которую продают прямо в церкви. Также у бабушки-кассира обычно можно купить святую воду в бутылках или же принести свою пустую бутылку, чтобы в неё налили священной воды.

Итак, чтобы поход в храм произошёл с пользой, необходимо привести свой внешний в облик в соответствие с церковным уставом, не есть, взять с собой платок и помянник, правильно креститься, ставить свечки и молиться, не разговаривать в церкви без причины, не бегать по ней и вообще не нарушать порядок и покой. Знание этих прописных истин поможет Вам избежать неприятных ситуаций в церкви и избавит от некоторых проблем в жизни.

В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет. Ставить свечи о здравии родных и близких нужно перед иконами святых. Для того чтобы ставить свечи на упокоение душ умерших, в храме существует заупокойный каноник. На нем располагается малое распятие.

  • Креститься и преклонять голову нужно, когда осеняют:

Крестом;
- святым Евангелием;
- образом;
- святой чашей.

  • Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда:

Осеняют свечами;
- благословляют рукой;
- кадят.

Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой. Благословение получают у священника или епископа (но не у диакона). Для этого нужно подойти к пастырю, сложить ладони крестообразно (правая сверху), а после благословения поцеловать десницу (правую руку) благословляющего. Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.

Что в церкви делать нельзя?

Громко разговаривать.

Держать руки в карманах.

Жевать жевательную резинку.

Переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.

Пожимать руку знакомым.

Вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей) во время богослужения.

Что и где расположено?

Алтарь. Здесь располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов. Например, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Обязательно присутствуют иконы святых, чье имя носит храм, а также Святая Троица.

Аналой - высокая подставка, на которую кладут иконы и церковные книги (Евангелие на вечернем богослужении). Икона на аналое меняется в зависимости от праздника.

Где ставить свечи?

Во здравие. Свечи во здравие ставят в специальные подсвечники, которых в храме может быть несколько. Подсвечники располагаются перед иконами святых - Миколая Угодника (Николая Чудотворца), Святых Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и др. практически во всех приморских храмах присутствует икона Порт-Артурской Божьей матери (списки). Ставить свечи нужно в зависимости от потребностей молящегося перед иконой нужного святого.

За упокой (справа). Заупокойный каноник в храме бывает только один. Узнать его можно по квадратной форме и малому распятию, на нем установленному. Однако свечи за упокой в Пасхальное воскресенье не ставятся.

Как правильно исповедоваться?

Припомните все грехи, которые сделали вольно или невольно. Особенно те, которые еще не исповедованы. Исповедуйтесь в грехах откровенно, поскольку Бог уже знает их и только ждет твоего признания. Не стыдись говорить о грехах священнику. Поведайте ему о своих грехах, как рассказали бы о телесных болезнях врачу в больнице, и получите душевное исцеление.

Исповедуйся в каждом грехе отдельно и подробно. Не жалуйся ни на кого во время исповеди. Осуждение других - тоже грех. Нехорошо рассказывать о своих грехах хладнокровно. Тем самым вы не очищаетесь от грехов, а увеличиваете их. Не исповедуйся, если не веришь в Христа и не надеешься на его милосердие.

1. К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

3. Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

4. В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

5. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

6. Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

Как нужно себя вести при каждении?
При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение.
Проскомидия: совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых.
Ектения: имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии.
Молебен: заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому…
Панихида: отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде.
Сорокоуст: молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Новорожденных (еще некрещеных) пишут так: «имя матери» со чадом. Беременных – непраздной «имя». Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.
Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.
Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— корзинка с деньгами (около аналоя на исповеди, около запивки после причастия или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинство. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог - чрево (Флп. 3, 19).

Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов

Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу» . Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.

Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки - хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий .

Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению

Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.

Это можно уподобить человеческим отношениям. Если мы любим кого-то, то мы стараемся быть рядом с ним. Если мы скажем, к примеру, своему другу: «Ты всегда со мной, ты у меня в сердце, поэтому я не пришел поздравить тебя с днем рождения», - то вряд ли мы услышим в ответ слова одобрения и понимания. Так же и с Богом. Если Бог у нас в сердце, если мы любим Его или хотя бы стремимся к этой любви, то как же мы не почтим День Рождения или Воскресения Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, перенесшим ради нашего спасения унижения, боль и смерть, как забудем о памятной дате Божией Матери, через Которую мы получили доступ к воплотившемуся Богу, или пренебрежем днями празднования Небесных Сил бесплотных и святых, предстоящих пред престолом Божиим и неустанно молящихся о нас, ленивых, грешных и сильных лишь на слова самооправдания?

Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм

В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство - причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь - это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви - Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.

Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.

Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же - от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка - вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.

Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.

Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.

Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце - мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой

И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.

Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.

Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой - энергией Божественной.

Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, - все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, - говорит он, - двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш» .

Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная» .

Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу...» .

Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».

В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии <...>

Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы. Ночью переходила реку Лурос по веревочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.

Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.

Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.

<...> Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый - отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.

Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.

Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.

Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь. <...>

Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: "Церковь, Церковь..."» .

Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!